BMW и команда Williams: история отношений
Сперва совместно с британской McLaren, а позже с собственной командой, баварцы дважды добились успеха в главном гоночном марафоне Планеты, в 24 часах Ле Мана! Обе победы стали возможными благодаря шестилитровому BMW S70 V12. Дальний родственник этого силового агрегата дебютировал еще в 1987 году, с BMW 750 E32, и в серийном исполнении мощность составляла 300 л. с. Но потенциала, заложенного при создании, хватило чтобы увеличить мощность ровно в два раза — до 600 л. с, при этом движок выдерживал 24 часа в гоночном режиме!
После победы в Ле Мане 1999 года, все «лишние» гоночные проекты были закрыты: BMW сосредоточились на Формуле-1. Партнером была выбрана команда Williams, в середине девяностых считавшаяся практически непобедимой. Но новый баварский мотор получился длиннее и тяжелее, чем используемый командой в прошлом году французский Supertec. Из-за этого колесную базу болида пришлось увеличить на 7 см, а боковые понтоны сделать более массивными, чтобы обеспечить двигатель достаточным охлаждением. Последнее приводило к увеличению аэродинамического сопротивления, и снижало скорость на прямых.
Двигатель V10 72°, получивший индекс E41 в первой версии развивал мощность 750 л. с. Но уже в конце сезона, в версии Е41/4, его мощность удалось довести до 810 л. с. при 17200 об/мин. То есть всего на 5 лошадок меньше, чем у чемпионского Mercedes-Benz FO 110J. Очевидно что при возвращении BMW решили подстраховаться и делали ставку на надёжность, а не на мощность.
При этом первый же «Большой приз» принес команде Williams BMW подиум — в Австралии Ральф Шумахер финишировал на третьем месте! И все же с точки зрения производительности FW22 не мог тягаться с лучшими болидами того сезона, с Ferrari F1-2000 и McLaren MP4/15 Mercedes. По итогам сезона Ferrari набрала 170 очков, McLaren — 152, в то время как Williams всего 36. Наивысшим достижением для команды стали три подиума Ральфа Шумахера.
В 2001 году BMW решили использовать другую концепцию. Угол развала блока цилиндров был увеличен с 72° до 90º, на тот момент такую конфигурацию использовали только в Ferrari, все же остальные производители придерживались традиционных, для «десяток» 72°. Разве что в Honda выбрали чуть больший угол — 80º. Такой большой развал необычен для V10, но решение это было чисто компоновочным — уменьшение высоты мотора позволяло снизить центр тяжести болида, сделать кожух двигателя ниже и снизить аэродинамическое сопротивление. Кроме того, так получалось направить больше воздуха к заднему антикрылу.
Двигатель BMW P80 V10 90º развивал мощность 850 л. с. при 17200 об/мин, то есть теперь баварский агрегат был мощнее чем Mercedes-Benz (830 лошадей) и Ferrari (840 лошадок). На Гран-при Сан Марино 2001 года этот двигатель принес BMW первую победу на этапе Чемпионата мира, аж с 1986 года! Всего же пилотам Williams удалось победить на четырех Гран-при того сезона.
В 2002 году в чемпионате мира безраздельно властвовали Ferrari F2002 и Михаэль Шумахер. Но BMW по прежнему был самым мощным двигателем чемпионата. А на квалификации Гран-при Италии этот V10 преодолел рубеж в 19000 об/мин! Действующие чемпионы — Ferrari, достигли такого уровня лишь в следующем сезоне.
По чистой скорости на одном круге у Williams BMW был полный порядок: семь поул-позиций в сезоне, включающий серию из пяти поулов подряд. А скорость Монтойи в Монце и вовсе позволила побить рекорд Кеке Росберга, державшийся с 1985 года! И все же, несмотря на самый мощный двигатель, пилотам Williams удалось одержать всего одну победу в сезоне.
В 2003-м двигатель BMW развивал мощность свыше 900 л. с! Такой мощности в Формуле-1 не помнили с 1987 года. Мощный мотор и неплохое шасси позволили Хуану Пабло Монтойе боролся за титул с самим “Красным бароном” — Михаэлем Шумахером.
— Патрик Хэд.
Пожалуй мистер Хэд несколько перехваливает своих соперников. Ведь если бы не подковерные «шинные войны: Michelin vs Bridgestone», то как знать чем бы все закончилось… На тот момент в руководстве баварского концерна уже зрело недовольство своими партнерами из Williams, из-за излишней консервативности в подходе к разработке шасси и аэродинамики.
В Дидкоте решили пойти ва-банк, и представили революционный Williams FW26, из-за формы кронштейнов переднего антикрыла получивший прозвище «морж». Перед началом сезона считалось что мощнейший мотор BMW и продвинутая аэродинамика не оставят соперникам шансов на победу! К тому же после первых тестов гонщики Фрэнка Вильямса излучали неподдельный оптимизм:
— Хуан Пабло Монтойя.
Но гора родила мышь. Революционный болид страдал от лишнего веса в передней части. Перед гран-при Венгрии в Williams решились изменить дизайн носового обтекателя, придав ему традиционную форму. После этих изменений болид заметно прогрессировал, и Монтойя даже смог одержать победу в Интерлагосе. По итогам сезона Williams BMW заняли всего лишь четвертое место в Кубке Конструкторов, с 88 очками.
После этого состав команды полностью изменился. Ушли оба пилота: Ральф Шумахер и Хуан Пабло Монтойя. Также ушел в отставку Патрик Хэд:
В 2005 году отдача баварского двигателя переваливала за 950 лошадей, но это не помогало — Марк Уэббер и Ник Хайдфельд не смогли одержать ни одной победы! Мощность не приносила BMW главного - Чемпионского титула. В руководстве баварского концерна считали что виноваты их партнеры из Williams, делающим менее эффективные шасси чем их главные конкуренты: Ferrari, McLaren и Renault. Немцы решили разорвать контракт с «Железным Фрэнком», и выкупить швейцарскую команду Sauber, чтобы делать шасси самостоятельно.
— Директор BMW Motorsport, профессор Марио Тайссен.
Этот развод негативно сказался на обеих сторонах. Без моторов BMW результаты Williams падали все ниже, а баварцы… с Sauber они сумели одержать всего одну победу — в Канаде 2008 года. А 29 июля 2009 года немцы объявили что в конце сезона покидают Формулу-1.
После победы в Ле Мане 1999 года, все «лишние» гоночные проекты были закрыты: BMW сосредоточились на Формуле-1. Партнером была выбрана команда Williams, в середине девяностых считавшаяся практически непобедимой. Но новый баварский мотор получился длиннее и тяжелее, чем используемый командой в прошлом году французский Supertec. Из-за этого колесную базу болида пришлось увеличить на 7 см, а боковые понтоны сделать более массивными, чтобы обеспечить двигатель достаточным охлаждением. Последнее приводило к увеличению аэродинамического сопротивления, и снижало скорость на прямых.
Двигатель V10 72°, получивший индекс E41 в первой версии развивал мощность 750 л. с. Но уже в конце сезона, в версии Е41/4, его мощность удалось довести до 810 л. с. при 17200 об/мин. То есть всего на 5 лошадок меньше, чем у чемпионского Mercedes-Benz FO 110J. Очевидно что при возвращении BMW решили подстраховаться и делали ставку на надёжность, а не на мощность.
При этом первый же «Большой приз» принес команде Williams BMW подиум — в Австралии Ральф Шумахер финишировал на третьем месте! И все же с точки зрения производительности FW22 не мог тягаться с лучшими болидами того сезона, с Ferrari F1-2000 и McLaren MP4/15 Mercedes. По итогам сезона Ferrari набрала 170 очков, McLaren — 152, в то время как Williams всего 36. Наивысшим достижением для команды стали три подиума Ральфа Шумахера.
В 2001 году BMW решили использовать другую концепцию. Угол развала блока цилиндров был увеличен с 72° до 90º, на тот момент такую конфигурацию использовали только в Ferrari, все же остальные производители придерживались традиционных, для «десяток» 72°. Разве что в Honda выбрали чуть больший угол — 80º. Такой большой развал необычен для V10, но решение это было чисто компоновочным — уменьшение высоты мотора позволяло снизить центр тяжести болида, сделать кожух двигателя ниже и снизить аэродинамическое сопротивление. Кроме того, так получалось направить больше воздуха к заднему антикрылу.
Двигатель BMW P80 V10 90º развивал мощность 850 л. с. при 17200 об/мин, то есть теперь баварский агрегат был мощнее чем Mercedes-Benz (830 лошадей) и Ferrari (840 лошадок). На Гран-при Сан Марино 2001 года этот двигатель принес BMW первую победу на этапе Чемпионата мира, аж с 1986 года! Всего же пилотам Williams удалось победить на четырех Гран-при того сезона.
В 2002 году в чемпионате мира безраздельно властвовали Ferrari F2002 и Михаэль Шумахер. Но BMW по прежнему был самым мощным двигателем чемпионата. А на квалификации Гран-при Италии этот V10 преодолел рубеж в 19000 об/мин! Действующие чемпионы — Ferrari, достигли такого уровня лишь в следующем сезоне.
По чистой скорости на одном круге у Williams BMW был полный порядок: семь поул-позиций в сезоне, включающий серию из пяти поулов подряд. А скорость Монтойи в Монце и вовсе позволила побить рекорд Кеке Росберга, державшийся с 1985 года! И все же, несмотря на самый мощный двигатель, пилотам Williams удалось одержать всего одну победу в сезоне.
В 2003-м двигатель BMW развивал мощность свыше 900 л. с! Такой мощности в Формуле-1 не помнили с 1987 года. Мощный мотор и неплохое шасси позволили Хуану Пабло Монтойе боролся за титул с самим “Красным бароном” — Михаэлем Шумахером.
В какой-то момент мы опережали Ferrari на 8 очков в Кубке конструкторов, но закончили сезон, отставая от них на 14. По сути, мы сами проиграли чемпионат. В Ferrari проделали колоссальную работу, чтобы вернуться борьбу, а мы плохо справились в конце года.
— Патрик Хэд.
Пожалуй мистер Хэд несколько перехваливает своих соперников. Ведь если бы не подковерные «шинные войны: Michelin vs Bridgestone», то как знать чем бы все закончилось… На тот момент в руководстве баварского концерна уже зрело недовольство своими партнерами из Williams, из-за излишней консервативности в подходе к разработке шасси и аэродинамики.
В Дидкоте решили пойти ва-банк, и представили революционный Williams FW26, из-за формы кронштейнов переднего антикрыла получивший прозвище «морж». Перед началом сезона считалось что мощнейший мотор BMW и продвинутая аэродинамика не оставят соперникам шансов на победу! К тому же после первых тестов гонщики Фрэнка Вильямса излучали неподдельный оптимизм:
У меня очень хорошие впечатления от Williams FW26. Я думаю, что у этого болида огромный потенциал - я с самого начала мог атаковать в полную силу. Не хочу казаться слишком оптимистичным, но я очень доволен машиной.
— Хуан Пабло Монтойя.
Но гора родила мышь. Революционный болид страдал от лишнего веса в передней части. Перед гран-при Венгрии в Williams решились изменить дизайн носового обтекателя, придав ему традиционную форму. После этих изменений болид заметно прогрессировал, и Монтойя даже смог одержать победу в Интерлагосе. По итогам сезона Williams BMW заняли всего лишь четвертое место в Кубке Конструкторов, с 88 очками.
После этого состав команды полностью изменился. Ушли оба пилота: Ральф Шумахер и Хуан Пабло Монтойя. Также ушел в отставку Патрик Хэд:
Я все прекрасно понимаю и думаю, что смена технического директора пойдет Williams на пользу. Хочу только отметить, что решение оставить пост было лично моим. И принял я его еще полтора месяца назад. Так что BMW тут совершенно ни при чем!
В 2005 году отдача баварского двигателя переваливала за 950 лошадей, но это не помогало — Марк Уэббер и Ник Хайдфельд не смогли одержать ни одной победы! Мощность не приносила BMW главного - Чемпионского титула. В руководстве баварского концерна считали что виноваты их партнеры из Williams, делающим менее эффективные шасси чем их главные конкуренты: Ferrari, McLaren и Renault. Немцы решили разорвать контракт с «Железным Фрэнком», и выкупить швейцарскую команду Sauber, чтобы делать шасси самостоятельно.
Мы не питаем никаких иллюзий: впереди нас ждет долгий путь. 2006 год — это переходный год, и поэтому было бы преждевременно заявлять о каких-либо спортивных целях. В 2005 году Sauber заняла восьмое место в Кубке конструкторов, и это наша отправная точка.
— Директор BMW Motorsport, профессор Марио Тайссен.
Этот развод негативно сказался на обеих сторонах. Без моторов BMW результаты Williams падали все ниже, а баварцы… с Sauber они сумели одержать всего одну победу — в Канаде 2008 года. А 29 июля 2009 года немцы объявили что в конце сезона покидают Формулу-1.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....