Поврежденный колесный диск – ремонт или покупка?
При спокойной езде по хорошей дороге колесный диск прослужит долго. Но такое совпадение на просторах РФ – большая редкость. И поэтому срок замены этой детали может наступить внезапно, чему поспособствует ухабина с острыми краями, бордюр, на который вы наехали слишком резво и потом раскаялись в необдуманном поступке. Но что делать, когда неприятный случай уже произошел? Автолюбитель встает перед дилеммой: покупка нового диска или ремонт старого. Если выбираете второй вариант и хотите получить исправленное работоспособное и безопасное изделие, необходимо учитывать ряд нюансов.
При больших дефектах дальнейшая эксплуатация грозит полным разрушением изделия, что вероятнее всего произойдет при езде по плохой дороге или наезде на препятствие. Если же повреждение незначительное, грядут другие неприятности:
В таких случаях разумнее показать диск специалисту, чтобы решить, подлежит ли изделие ремонту или придется покупать новое. Реализовать последний вариант довольно сложно, если диск легкосплавный и имеет оригинальный дизайн. Найти точно такое же изделие вряд ли получится и придется покупать четыре штуки, что вылетит в копеечку. На первом этапе необходимо определить, можно ли заняться ремонтом.
Повреждения условно можно разделить на несколько типов – трещины, откалывание фрагментов и замятия. При наличии первого вида повреждений, крайне не рекомендуется производить ремонт, если дефекты находятся:
После исправления подобных повреждений методом сварки гарантировать дальнейшую сохранность изделия невозможно. А его использование рискованно.
Если повреждения появились в центре диска или на ободе не рекомендуется в ходе восстановительной процедуры применять сварку или нагрев. При использовании данных методов происходит концентрация нагрузки в наиболее слабых местах. При езде по некачественным дорогам диск может запросто разрушиться, что на высокой скорости чревато ДТП.
При сильных дефектах внутренней части и нетронутой лицевой вам могут предложить «супервариант» – вварить тыльную сторону от диска-донора. Это тоже очень рискованный метод: что будет в дальнейшем с таким изделием, предсказать невозможно. От предложений подобного рода необходимо наотрез отказаться. Здесь только один вариант – покупка новой детали.
Цель процедуры заключается в возвращении диску правильной геометрической формы с помощью специального станка. Ремонту данным методом поддаются стальные и легкосплавные изделия. В ходе операции ролики прокатывают поврежденное место или весь обод целиком. Если диск стальной, возможно его нагревание, для легкосплавных изделий это недопустимо, т. к. происходит нарушение внутренней структуры (кристаллической решетки) материала.
Несложные дефекты исправляются вручную с постоянным контролем на станочном оборудовании с помощью специнструмента.
Прокатка используется при относительно небольших повреждениях, если же они значительные, предварительно производится правка с помощью гидравлического оборудования. Подобный вариант применяется при восстановлении литых, обычных стальных и в некоторых случаях кованых дисков.
Стоимость прокатки зависит от диаметра изделия и материала его изготовления. Начинается с 500 рублей.
Требует наличия специального оборудования, которое позволит выправить вмятины вне зависимости от места их расположения. На станке есть множество упоров и домкратов. В ходе работы происходит постоянный контроль с помощью измерительной иглы.
На деформированный диск оказывается минимальное воздействие, т. к. нагрев не используется, внутренняя структура материала остается неизменной. При этом оказываемое на изделие давление постоянно регулируется, в зависимости от характера и силы повреждения.
Ее можно использовать для ликвидации трещин, образованных, например, на спицах-лучах. Хотя теоретически с помощью аргонной сварки можно исправить любые повреждения, вплоть до фиксации полностью отколовшегося элемента. Однако гарантию на такую работу никто не даст, а ответственный мастер за нее и не возьмется.
При наваривании мелких фрагментов, заделке трещин материал изготовления определяют по характеру повреждений. Это нужно, чтобы подобрать присадку. Диск лопнул – в составе кремний, погнулся – в сплаве много магния. Исходя из этого, подбирают проволоку для сварки. По окончании работ изделие подвергают шлифовке, полировке, иногда покраске, затем балансируют.
Старый испытанный способ. Применяется при несильных погнутостях, для подготовки диска к прокатке роликами. Но здесь нужен хороший опыт: неверный «шаг влево, шаг вправо» – колесо будет безвозвратно испорчено. Еще один метод реставрации – правка с помощью пневматического домкрата (на фото ниже).
Данная процедура подходит для стальных штампованных изделий.
При наезде на препятствия, попадании в ямы, эти изделия ведут себя примерно так же, как и стальные. Кованые диски загибаются, на них образуются вмятины: т. е. деформируются, но не разрушаются. Однако ремонт целесообразен лишь при мелких дефектах. Если прокатать диск с применением нагрева, нарушится его структура и при попадании даже в небольшую ямку колесо станет «овальным». Сварка кованого изделия возможна, но только ликвидации небольших трещин, при условии, что они не находятся у ступицы или крепежных отверстий.
Ухудшение внешнего вида – наименьшая неприятность, которая может случиться с колесным диском. Вернуть привлекательность лучше с помощью порошковой краски. Перед процедурой изделие тщательно очищают абразивными средствами или пескоструйкой, чтобы удалить следы коррозии, старое покрытие.
После покраски изделие высушивают в специальной печке, обеспечивающей температуру в +200°. Продолжительность процесса – пятнадцать минут.
Можно использовать и акриловую краску, продающуюся в аэрозольных баллончиках. На них так и написано: «для колесных дисков». Здесь важно помнить: качество окраски сильно зависит от тщательности подготовки поверхности. Малейшие следы коррозии, оставленные случайно (или по причине труднодоступности), потом вылезут наружу.
При сегодняшних ценах покупка не нового диска – стандартное явление. И дело не только в стоимости. Бывает так, что найти в магазинах такое же по дизайну колесо невозможно, а покупать 4 новых – дорого. Выход из положения – вторичный рынок. Определить пригодность изделия и понять, ремонтировалось оно или нет, можно внешним осмотром:
Сегодня следы восстановительных работ могут замаскировать так, что рядовой пользователь их не определит. Точно понять, был ли диск в ремонте, сможет только опытный мастер.
Почему нельзя ездить на поврежденном диске
При больших дефектах дальнейшая эксплуатация грозит полным разрушением изделия, что вероятнее всего произойдет при езде по плохой дороге или наезде на препятствие. Если же повреждение незначительное, грядут другие неприятности:
- ? разбалансировка колеса, приводящая к биениям руля, вибрациям и быстрому износу протектора
- ? замятие в области кромки обода приводит к пропусканию воздуха: шину придется постоянно подкачивать
В таких случаях разумнее показать диск специалисту, чтобы решить, подлежит ли изделие ремонту или придется покупать новое. Реализовать последний вариант довольно сложно, если диск легкосплавный и имеет оригинальный дизайн. Найти точно такое же изделие вряд ли получится и придется покупать четыре штуки, что вылетит в копеечку. На первом этапе необходимо определить, можно ли заняться ремонтом.
Когда диск не подлежит восстановлению
Повреждения условно можно разделить на несколько типов – трещины, откалывание фрагментов и замятия. При наличии первого вида повреждений, крайне не рекомендуется производить ремонт, если дефекты находятся:
- ? в районе основания спиц у ступицы
- ? около отверстий под шпильки или болты крепления
После исправления подобных повреждений методом сварки гарантировать дальнейшую сохранность изделия невозможно. А его использование рискованно.
Если повреждения появились в центре диска или на ободе не рекомендуется в ходе восстановительной процедуры применять сварку или нагрев. При использовании данных методов происходит концентрация нагрузки в наиболее слабых местах. При езде по некачественным дорогам диск может запросто разрушиться, что на высокой скорости чревато ДТП.
При сильных дефектах внутренней части и нетронутой лицевой вам могут предложить «супервариант» – вварить тыльную сторону от диска-донора. Это тоже очень рискованный метод: что будет в дальнейшем с таким изделием, предсказать невозможно. От предложений подобного рода необходимо наотрез отказаться. Здесь только один вариант – покупка новой детали.
Прокатка роликами
Цель процедуры заключается в возвращении диску правильной геометрической формы с помощью специального станка. Ремонту данным методом поддаются стальные и легкосплавные изделия. В ходе операции ролики прокатывают поврежденное место или весь обод целиком. Если диск стальной, возможно его нагревание, для легкосплавных изделий это недопустимо, т. к. происходит нарушение внутренней структуры (кристаллической решетки) материала.
Качество работы зависит не только от наличия профессионального станка, но и опыта мастера.
Несложные дефекты исправляются вручную с постоянным контролем на станочном оборудовании с помощью специнструмента.
Прокатка используется при относительно небольших повреждениях, если же они значительные, предварительно производится правка с помощью гидравлического оборудования. Подобный вариант применяется при восстановлении литых, обычных стальных и в некоторых случаях кованых дисков.
Стоимость прокатки зависит от диаметра изделия и материала его изготовления. Начинается с 500 рублей.
Гидравлическая правка
Требует наличия специального оборудования, которое позволит выправить вмятины вне зависимости от места их расположения. На станке есть множество упоров и домкратов. В ходе работы происходит постоянный контроль с помощью измерительной иглы.
На деформированный диск оказывается минимальное воздействие, т. к. нагрев не используется, внутренняя структура материала остается неизменной. При этом оказываемое на изделие давление постоянно регулируется, в зависимости от характера и силы повреждения.
Сварка аргоном
Ее можно использовать для ликвидации трещин, образованных, например, на спицах-лучах. Хотя теоретически с помощью аргонной сварки можно исправить любые повреждения, вплоть до фиксации полностью отколовшегося элемента. Однако гарантию на такую работу никто не даст, а ответственный мастер за нее и не возьмется.
При наваривании мелких фрагментов, заделке трещин материал изготовления определяют по характеру повреждений. Это нужно, чтобы подобрать присадку. Диск лопнул – в составе кремний, погнулся – в сплаве много магния. Исходя из этого, подбирают проволоку для сварки. По окончании работ изделие подвергают шлифовке, полировке, иногда покраске, затем балансируют.
Ориентировочная стоимость 1 см шва аргонной сварки – 150 руб., наплавление бортика – от 300 до 400 руб. за тот же сантиметр.
Кувалда и молоток
Старый испытанный способ. Применяется при несильных погнутостях, для подготовки диска к прокатке роликами. Но здесь нужен хороший опыт: неверный «шаг влево, шаг вправо» – колесо будет безвозвратно испорчено. Еще один метод реставрации – правка с помощью пневматического домкрата (на фото ниже).
Данная процедура подходит для стальных штампованных изделий.
Можно ли восстановить кованый диск
При наезде на препятствия, попадании в ямы, эти изделия ведут себя примерно так же, как и стальные. Кованые диски загибаются, на них образуются вмятины: т. е. деформируются, но не разрушаются. Однако ремонт целесообразен лишь при мелких дефектах. Если прокатать диск с применением нагрева, нарушится его структура и при попадании даже в небольшую ямку колесо станет «овальным». Сварка кованого изделия возможна, но только ликвидации небольших трещин, при условии, что они не находятся у ступицы или крепежных отверстий.
Покраска
Ухудшение внешнего вида – наименьшая неприятность, которая может случиться с колесным диском. Вернуть привлекательность лучше с помощью порошковой краски. Перед процедурой изделие тщательно очищают абразивными средствами или пескоструйкой, чтобы удалить следы коррозии, старое покрытие.
Для нанесения краски применяют электростатический пистолет: частицы состава прилипают к поверхности не за счет адгезии, а благодаря заряду.
После покраски изделие высушивают в специальной печке, обеспечивающей температуру в +200°. Продолжительность процесса – пятнадцать минут.
Можно использовать и акриловую краску, продающуюся в аэрозольных баллончиках. На них так и написано: «для колесных дисков». Здесь важно помнить: качество окраски сильно зависит от тщательности подготовки поверхности. Малейшие следы коррозии, оставленные случайно (или по причине труднодоступности), потом вылезут наружу.
Как определить качество б/у диска
При сегодняшних ценах покупка не нового диска – стандартное явление. И дело не только в стоимости. Бывает так, что найти в магазинах такое же по дизайну колесо невозможно, а покупать 4 новых – дорого. Выход из положения – вторичный рынок. Определить пригодность изделия и понять, ремонтировалось оно или нет, можно внешним осмотром:
- ? темные места на ободе говорят о применении нагрева при восстановлении диска
- ? отсутствие на тыльной стороне маркировок (характеристики, размеры, дата изготовления) могут свидетельствовать о проведенном ремонте
- ? следы от балансировочных грузиков также «сообщают» о реставрации изделия
Сегодня следы восстановительных работ могут замаскировать так, что рядовой пользователь их не определит. Точно понять, был ли диск в ремонте, сможет только опытный мастер.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....