
Prelude FNLG – самое длинное в мире судно
Этот гигант можно называть как угодно: кораблем, судном, супербаржей с двигателями, плавучей платформой-фабрикой или заводом. Но факт есть факт: объект Prelude FNLG, имеет в длину почти полкилометра – 488 м. При виде этого монстра, рядом с которым «Титаник» кажется игрушкой, возникает предположение, что построен он ради установки нового рекорда. Но это совершенно не так: огромные и дорогие суда имеют сугубо практическое предназначение.
Вплоть до 2013 года самым крупным плавучим объектом считался японский супертанкер Seawise Giant, спущенный на воду в 1979 году. Корабль был произведен в единственном экземпляре. Его габариты были настолько огромными, что он не мог пройти по Панамскому или Суэцкому каналам, даже путь в Ла-Манш ему был заказан.
В результате ограниченного использования гигант превратился в статичный объект, «занимающийся» добычей и хранением нефтепродуктов. Казалось: эра гигантов закончена и строить подобные суперкорабли невыгодно – никто этим заниматься не станет. Но нет! Prelude FNLG все-таки появился на свет. Кому это надо и зачем?
Подобные корабли образуют целый класс судов. Их обозначение «вбивают» в название – Floating Liquefied Natural Gas Platform (сокращенно FLNG) – плавающая платформа для производства природного газа. Это фабрики, преобразующие горючее ископаемое в сжатое состояние. Сегодня «голубое топливо» в основном добывают на суше через классические скважины. Еще одна технология, создавшая недавно бум в США, связана со сланцевым газом. Но, как оказалось, процедура добычи дорогая и вредная для окружающей среды.
Есть и третий способ – использование континентального шельфа. Такая методика осуществляется в России на Сахалине. Технология очень сложная: задействованы 3 береговые платформы и 1 морская, находящаяся в 16-ти км от берега. Из четырех объектов один добывает газ с глубины 48 м, который затем по трубам, проложенными на дне, идет к берегу. Далее через магистрали «голубое топливо» попадает в специальный заводской комплекс, где подвергается начальной обработке. И только потом газ доходит до предприятия, занимающееся его сжижением.
Исходя из вышесказанного понятно, как важны плавучие перерабатывающие предприятия. Получили газ и сразу превратили его в сжиженное состояние. При этом нет необходимости в длительной транспортировке, связанной с попутным обслуживанием.
Первая известная попытка спроектировать такую фабрику была предпринята еще в 1979 году в Монако, где на конференции, посвященной технологиям переработки газа норвежцы предложили оригинальный проект. Предполагалось использовать Кенганское месторождение горючих ископаемых в Персидском заливе. Но Исламская революция в Иране перечеркнула планы. Позже предлагались и другие проекты, но все они посчитались очень дорогими. Более-менее обоснованной оказалась разработка компании Shell, которая заказала строительство плавучего завода для СПГ у корейцев в концерне Samsung Heavy Industries.
Судно строили «под» конкретное месторождение «Броус», находящееся в 100 км от берегов Австралии, хорошо известной своими высокими экологическими стандартами. Из-за них и начались удивительные нестыковки.
Месторождение запретили разрабатывать с помощью прибрежного завода по соображениям экологии. На расстоянии 50 км от предполагаемого строительства находился туристический центр. И при этом Shell уже имела разрешение на разработку месторождения. Складывалась парадоксальная ситуация: добывать газ можно, а сжижать его нельзя. Выход из положения – строительство плавучего завода. Это вписалось бы в экологические стандарты Австралии, да и обошлось бы дешевле транспортировки газа на десятки км, а потом еще и переработки на предприятии, которое нужно построить.
Поэтому денег на корабль не жалели: каждый день «простоя» оборачивался огромными убытками. Технология изготовления баржи заключалась в сваривании отдельных секций.
Пока судно строилось, газ переправляли на сушу обычным путем. Спуск на воду состоялся в 2013 году. На постройку ушло 2 года, но фактически плавучее предприятие дорабатывали уже «на ходу» – оснащали дополнительным оборудованием. Некоторые параметры:
Чтобы понять «способности» платформы, достаточно сказать, что производимые ей объемы гораздо меньше годовой потребности в газе такого «государства в государстве», как Гонконг (на 2021 год численность населения – 7,6 млн. человек).
У объекта нет ходовых двигателей, с помощью которых он смог бы перемещаться на большие расстояния. Это можно сделать только с помощью буксиров.
Однако плавучий завод оснащен тремя электрическими силовыми агрегатами «Роллс-Ройс» для ориентации. Мощность каждого составляет 6700 л. с. Они помогают судну менять положение при шторме, сильном ветре (максимальное значение – до 70 м/с, что соответствует мощным циклонам 5-го типа). Как самый большой плавучий объект в мире, Prelude FLNG был занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
Prelude Flng эксплуатируется в 475 км от материка. Расчетный срок службы – не менее 25 лет. Корпус платформы в плане прочности и геометрии приспособлен к любым натискам стихии. Интересна система швартовки (разрабатывалась в Саудовской Аравии). Это башня, высота которой составляет 93 м. В ее нижней части – 4 «комплекта» якорей. Они удерживают платформу на месте, но, с другой стороны, позволяют ей при необходимости поворачиваться с помощью двигателей-водометов относительно штормового фронта.
Выработка электроэнергии осуществляется посредством паровых турбин и семи котлов от Kawasaki. Они производят пар, который крутит три генератора: мощностью по 40 мегаватт. Вся технологическая система разделена на несколько модулей, которые были собраны на суше, а потом подняты на корабль.
Данный объект единственный в своем роде, но вряд ли он последний. Эффективность платформы будет понятна после окончания срока эксплуатации, однако уже сейчас эксперты уверены, что экономически себя эта конструкция оправдает. Преимущества налицо:
«Масла в огонь» подлил заказчик проекта, концерн Shell. Судя по заявлениям руководства, Prelude – не конечная цель. Уже планируется более обширный по «территории» объект. Ограничения по габаритам отсутствуют – платформе не нужно «заботиться» о размерах, чтобы проходить по узким проливам. Поэтому длина в 488 м нельзя назвать пределом: цифра может составлять и 600 и 700 метров.
Зачем строят большие корабли
Вплоть до 2013 года самым крупным плавучим объектом считался японский супертанкер Seawise Giant, спущенный на воду в 1979 году. Корабль был произведен в единственном экземпляре. Его габариты были настолько огромными, что он не мог пройти по Панамскому или Суэцкому каналам, даже путь в Ла-Манш ему был заказан.
В результате ограниченного использования гигант превратился в статичный объект, «занимающийся» добычей и хранением нефтепродуктов. Казалось: эра гигантов закончена и строить подобные суперкорабли невыгодно – никто этим заниматься не станет. Но нет! Prelude FNLG все-таки появился на свет. Кому это надо и зачем?
Предназначение
Подобные корабли образуют целый класс судов. Их обозначение «вбивают» в название – Floating Liquefied Natural Gas Platform (сокращенно FLNG) – плавающая платформа для производства природного газа. Это фабрики, преобразующие горючее ископаемое в сжатое состояние. Сегодня «голубое топливо» в основном добывают на суше через классические скважины. Еще одна технология, создавшая недавно бум в США, связана со сланцевым газом. Но, как оказалось, процедура добычи дорогая и вредная для окружающей среды.
Есть и третий способ – использование континентального шельфа. Такая методика осуществляется в России на Сахалине. Технология очень сложная: задействованы 3 береговые платформы и 1 морская, находящаяся в 16-ти км от берега. Из четырех объектов один добывает газ с глубины 48 м, который затем по трубам, проложенными на дне, идет к берегу. Далее через магистрали «голубое топливо» попадает в специальный заводской комплекс, где подвергается начальной обработке. И только потом газ доходит до предприятия, занимающееся его сжижением.
Путь составляет сотни километров с контрольными станциями, пунктами обслуживания
.Исходя из вышесказанного понятно, как важны плавучие перерабатывающие предприятия. Получили газ и сразу превратили его в сжиженное состояние. При этом нет необходимости в длительной транспортировке, связанной с попутным обслуживанием.
Как создавался плавучий завод
Первая известная попытка спроектировать такую фабрику была предпринята еще в 1979 году в Монако, где на конференции, посвященной технологиям переработки газа норвежцы предложили оригинальный проект. Предполагалось использовать Кенганское месторождение горючих ископаемых в Персидском заливе. Но Исламская революция в Иране перечеркнула планы. Позже предлагались и другие проекты, но все они посчитались очень дорогими. Более-менее обоснованной оказалась разработка компании Shell, которая заказала строительство плавучего завода для СПГ у корейцев в концерне Samsung Heavy Industries.
Где используется Prelude
Судно строили «под» конкретное месторождение «Броус», находящееся в 100 км от берегов Австралии, хорошо известной своими высокими экологическими стандартами. Из-за них и начались удивительные нестыковки.
Месторождение запретили разрабатывать с помощью прибрежного завода по соображениям экологии. На расстоянии 50 км от предполагаемого строительства находился туристический центр. И при этом Shell уже имела разрешение на разработку месторождения. Складывалась парадоксальная ситуация: добывать газ можно, а сжижать его нельзя. Выход из положения – строительство плавучего завода. Это вписалось бы в экологические стандарты Австралии, да и обошлось бы дешевле транспортировки газа на десятки км, а потом еще и переработки на предприятии, которое нужно построить.
Поэтому денег на корабль не жалели: каждый день «простоя» оборачивался огромными убытками. Технология изготовления баржи заключалась в сваривании отдельных секций.
Пока судно строилось, газ переправляли на сушу обычным путем. Спуск на воду состоялся в 2013 году. На постройку ушло 2 года, но фактически плавучее предприятие дорабатывали уже «на ходу» – оснащали дополнительным оборудованием. Некоторые параметры:
- ? длина, ширина и высота – 488, 74, 195 м соответственно
- ? водоизмещение – 600 тыс. т
- ? вместимость хранилища – 229 тыс. куб. м СПГ
- ? ежегодный объем производства – 3,6 млн. т
- ? используемая вода (берется с глубины в 150 м уже охлажденной) – 50 тыс. куб/ч
Чтобы понять «способности» платформы, достаточно сказать, что производимые ей объемы гораздо меньше годовой потребности в газе такого «государства в государстве», как Гонконг (на 2021 год численность населения – 7,6 млн. человек).
По оценкам экспертов, изначально стоимость судна составляла 12,6 млрд. долларов. Однако в 2021 году были опубликованы данные, согласно которым цена плавучего предприятия – не менее 17,5 млрд. «зеленых». Сама Shell не подтверждает и не опровергает эту цифру.
У объекта нет ходовых двигателей, с помощью которых он смог бы перемещаться на большие расстояния. Это можно сделать только с помощью буксиров.
Однако плавучий завод оснащен тремя электрическими силовыми агрегатами «Роллс-Ройс» для ориентации. Мощность каждого составляет 6700 л. с. Они помогают судну менять положение при шторме, сильном ветре (максимальное значение – до 70 м/с, что соответствует мощным циклонам 5-го типа). Как самый большой плавучий объект в мире, Prelude FLNG был занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
Как работает плавучая платформа
Prelude Flng эксплуатируется в 475 км от материка. Расчетный срок службы – не менее 25 лет. Корпус платформы в плане прочности и геометрии приспособлен к любым натискам стихии. Интересна система швартовки (разрабатывалась в Саудовской Аравии). Это башня, высота которой составляет 93 м. В ее нижней части – 4 «комплекта» якорей. Они удерживают платформу на месте, но, с другой стороны, позволяют ей при необходимости поворачиваться с помощью двигателей-водометов относительно штормового фронта.
Выработка электроэнергии осуществляется посредством паровых турбин и семи котлов от Kawasaki. Они производят пар, который крутит три генератора: мощностью по 40 мегаватт. Вся технологическая система разделена на несколько модулей, которые были собраны на суше, а потом подняты на корабль.
В результате «сжатия» производственная площадь Prelude Flng составляет всего 25 % от аналогичного наземного предприятия.
Перспективы
Данный объект единственный в своем роде, но вряд ли он последний. Эффективность платформы будет понятна после окончания срока эксплуатации, однако уже сейчас эксперты уверены, что экономически себя эта конструкция оправдает. Преимущества налицо:
- ? возможность разработки горючих ископаемых в труднодоступных районах
- ? экономия средств на логистику
- ? соблюдение требований экологии
- ? в случае истощения месторождения завод можно перетащить на новое место
«Масла в огонь» подлил заказчик проекта, концерн Shell. Судя по заявлениям руководства, Prelude – не конечная цель. Уже планируется более обширный по «территории» объект. Ограничения по габаритам отсутствуют – платформе не нужно «заботиться» о размерах, чтобы проходить по узким проливам. Поэтому длина в 488 м нельзя назвать пределом: цифра может составлять и 600 и 700 метров.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...