Prelude FNLG – самое длинное в мире судно
Этот гигант можно называть как угодно: кораблем, судном, супербаржей с двигателями, плавучей платформой-фабрикой или заводом. Но факт есть факт: объект Prelude FNLG, имеет в длину почти полкилометра – 488 м. При виде этого монстра, рядом с которым «Титаник» кажется игрушкой, возникает предположение, что построен он ради установки нового рекорда. Но это совершенно не так: огромные и дорогие суда имеют сугубо практическое предназначение.
Вплоть до 2013 года самым крупным плавучим объектом считался японский супертанкер Seawise Giant, спущенный на воду в 1979 году. Корабль был произведен в единственном экземпляре. Его габариты были настолько огромными, что он не мог пройти по Панамскому или Суэцкому каналам, даже путь в Ла-Манш ему был заказан.
В результате ограниченного использования гигант превратился в статичный объект, «занимающийся» добычей и хранением нефтепродуктов. Казалось: эра гигантов закончена и строить подобные суперкорабли невыгодно – никто этим заниматься не станет. Но нет! Prelude FNLG все-таки появился на свет. Кому это надо и зачем?
Подобные корабли образуют целый класс судов. Их обозначение «вбивают» в название – Floating Liquefied Natural Gas Platform (сокращенно FLNG) – плавающая платформа для производства природного газа. Это фабрики, преобразующие горючее ископаемое в сжатое состояние. Сегодня «голубое топливо» в основном добывают на суше через классические скважины. Еще одна технология, создавшая недавно бум в США, связана со сланцевым газом. Но, как оказалось, процедура добычи дорогая и вредная для окружающей среды.
Есть и третий способ – использование континентального шельфа. Такая методика осуществляется в России на Сахалине. Технология очень сложная: задействованы 3 береговые платформы и 1 морская, находящаяся в 16-ти км от берега. Из четырех объектов один добывает газ с глубины 48 м, который затем по трубам, проложенными на дне, идет к берегу. Далее через магистрали «голубое топливо» попадает в специальный заводской комплекс, где подвергается начальной обработке. И только потом газ доходит до предприятия, занимающееся его сжижением.
Исходя из вышесказанного понятно, как важны плавучие перерабатывающие предприятия. Получили газ и сразу превратили его в сжиженное состояние. При этом нет необходимости в длительной транспортировке, связанной с попутным обслуживанием.
Первая известная попытка спроектировать такую фабрику была предпринята еще в 1979 году в Монако, где на конференции, посвященной технологиям переработки газа норвежцы предложили оригинальный проект. Предполагалось использовать Кенганское месторождение горючих ископаемых в Персидском заливе. Но Исламская революция в Иране перечеркнула планы. Позже предлагались и другие проекты, но все они посчитались очень дорогими. Более-менее обоснованной оказалась разработка компании Shell, которая заказала строительство плавучего завода для СПГ у корейцев в концерне Samsung Heavy Industries.
Судно строили «под» конкретное месторождение «Броус», находящееся в 100 км от берегов Австралии, хорошо известной своими высокими экологическими стандартами. Из-за них и начались удивительные нестыковки.
Месторождение запретили разрабатывать с помощью прибрежного завода по соображениям экологии. На расстоянии 50 км от предполагаемого строительства находился туристический центр. И при этом Shell уже имела разрешение на разработку месторождения. Складывалась парадоксальная ситуация: добывать газ можно, а сжижать его нельзя. Выход из положения – строительство плавучего завода. Это вписалось бы в экологические стандарты Австралии, да и обошлось бы дешевле транспортировки газа на десятки км, а потом еще и переработки на предприятии, которое нужно построить.
Поэтому денег на корабль не жалели: каждый день «простоя» оборачивался огромными убытками. Технология изготовления баржи заключалась в сваривании отдельных секций.
Пока судно строилось, газ переправляли на сушу обычным путем. Спуск на воду состоялся в 2013 году. На постройку ушло 2 года, но фактически плавучее предприятие дорабатывали уже «на ходу» – оснащали дополнительным оборудованием. Некоторые параметры:
Чтобы понять «способности» платформы, достаточно сказать, что производимые ей объемы гораздо меньше годовой потребности в газе такого «государства в государстве», как Гонконг (на 2021 год численность населения – 7,6 млн. человек).
У объекта нет ходовых двигателей, с помощью которых он смог бы перемещаться на большие расстояния. Это можно сделать только с помощью буксиров.
Однако плавучий завод оснащен тремя электрическими силовыми агрегатами «Роллс-Ройс» для ориентации. Мощность каждого составляет 6700 л. с. Они помогают судну менять положение при шторме, сильном ветре (максимальное значение – до 70 м/с, что соответствует мощным циклонам 5-го типа). Как самый большой плавучий объект в мире, Prelude FLNG был занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
Prelude Flng эксплуатируется в 475 км от материка. Расчетный срок службы – не менее 25 лет. Корпус платформы в плане прочности и геометрии приспособлен к любым натискам стихии. Интересна система швартовки (разрабатывалась в Саудовской Аравии). Это башня, высота которой составляет 93 м. В ее нижней части – 4 «комплекта» якорей. Они удерживают платформу на месте, но, с другой стороны, позволяют ей при необходимости поворачиваться с помощью двигателей-водометов относительно штормового фронта.
Выработка электроэнергии осуществляется посредством паровых турбин и семи котлов от Kawasaki. Они производят пар, который крутит три генератора: мощностью по 40 мегаватт. Вся технологическая система разделена на несколько модулей, которые были собраны на суше, а потом подняты на корабль.
Данный объект единственный в своем роде, но вряд ли он последний. Эффективность платформы будет понятна после окончания срока эксплуатации, однако уже сейчас эксперты уверены, что экономически себя эта конструкция оправдает. Преимущества налицо:
«Масла в огонь» подлил заказчик проекта, концерн Shell. Судя по заявлениям руководства, Prelude – не конечная цель. Уже планируется более обширный по «территории» объект. Ограничения по габаритам отсутствуют – платформе не нужно «заботиться» о размерах, чтобы проходить по узким проливам. Поэтому длина в 488 м нельзя назвать пределом: цифра может составлять и 600 и 700 метров.
Зачем строят большие корабли
Вплоть до 2013 года самым крупным плавучим объектом считался японский супертанкер Seawise Giant, спущенный на воду в 1979 году. Корабль был произведен в единственном экземпляре. Его габариты были настолько огромными, что он не мог пройти по Панамскому или Суэцкому каналам, даже путь в Ла-Манш ему был заказан.
В результате ограниченного использования гигант превратился в статичный объект, «занимающийся» добычей и хранением нефтепродуктов. Казалось: эра гигантов закончена и строить подобные суперкорабли невыгодно – никто этим заниматься не станет. Но нет! Prelude FNLG все-таки появился на свет. Кому это надо и зачем?
Предназначение
Подобные корабли образуют целый класс судов. Их обозначение «вбивают» в название – Floating Liquefied Natural Gas Platform (сокращенно FLNG) – плавающая платформа для производства природного газа. Это фабрики, преобразующие горючее ископаемое в сжатое состояние. Сегодня «голубое топливо» в основном добывают на суше через классические скважины. Еще одна технология, создавшая недавно бум в США, связана со сланцевым газом. Но, как оказалось, процедура добычи дорогая и вредная для окружающей среды.
Есть и третий способ – использование континентального шельфа. Такая методика осуществляется в России на Сахалине. Технология очень сложная: задействованы 3 береговые платформы и 1 морская, находящаяся в 16-ти км от берега. Из четырех объектов один добывает газ с глубины 48 м, который затем по трубам, проложенными на дне, идет к берегу. Далее через магистрали «голубое топливо» попадает в специальный заводской комплекс, где подвергается начальной обработке. И только потом газ доходит до предприятия, занимающееся его сжижением.
Путь составляет сотни километров с контрольными станциями, пунктами обслуживания
.Исходя из вышесказанного понятно, как важны плавучие перерабатывающие предприятия. Получили газ и сразу превратили его в сжиженное состояние. При этом нет необходимости в длительной транспортировке, связанной с попутным обслуживанием.
Как создавался плавучий завод
Первая известная попытка спроектировать такую фабрику была предпринята еще в 1979 году в Монако, где на конференции, посвященной технологиям переработки газа норвежцы предложили оригинальный проект. Предполагалось использовать Кенганское месторождение горючих ископаемых в Персидском заливе. Но Исламская революция в Иране перечеркнула планы. Позже предлагались и другие проекты, но все они посчитались очень дорогими. Более-менее обоснованной оказалась разработка компании Shell, которая заказала строительство плавучего завода для СПГ у корейцев в концерне Samsung Heavy Industries.
Где используется Prelude
Судно строили «под» конкретное месторождение «Броус», находящееся в 100 км от берегов Австралии, хорошо известной своими высокими экологическими стандартами. Из-за них и начались удивительные нестыковки.
Месторождение запретили разрабатывать с помощью прибрежного завода по соображениям экологии. На расстоянии 50 км от предполагаемого строительства находился туристический центр. И при этом Shell уже имела разрешение на разработку месторождения. Складывалась парадоксальная ситуация: добывать газ можно, а сжижать его нельзя. Выход из положения – строительство плавучего завода. Это вписалось бы в экологические стандарты Австралии, да и обошлось бы дешевле транспортировки газа на десятки км, а потом еще и переработки на предприятии, которое нужно построить.
Поэтому денег на корабль не жалели: каждый день «простоя» оборачивался огромными убытками. Технология изготовления баржи заключалась в сваривании отдельных секций.
Пока судно строилось, газ переправляли на сушу обычным путем. Спуск на воду состоялся в 2013 году. На постройку ушло 2 года, но фактически плавучее предприятие дорабатывали уже «на ходу» – оснащали дополнительным оборудованием. Некоторые параметры:
- ? длина, ширина и высота – 488, 74, 195 м соответственно
- ? водоизмещение – 600 тыс. т
- ? вместимость хранилища – 229 тыс. куб. м СПГ
- ? ежегодный объем производства – 3,6 млн. т
- ? используемая вода (берется с глубины в 150 м уже охлажденной) – 50 тыс. куб/ч
Чтобы понять «способности» платформы, достаточно сказать, что производимые ей объемы гораздо меньше годовой потребности в газе такого «государства в государстве», как Гонконг (на 2021 год численность населения – 7,6 млн. человек).
По оценкам экспертов, изначально стоимость судна составляла 12,6 млрд. долларов. Однако в 2021 году были опубликованы данные, согласно которым цена плавучего предприятия – не менее 17,5 млрд. «зеленых». Сама Shell не подтверждает и не опровергает эту цифру.
У объекта нет ходовых двигателей, с помощью которых он смог бы перемещаться на большие расстояния. Это можно сделать только с помощью буксиров.
Однако плавучий завод оснащен тремя электрическими силовыми агрегатами «Роллс-Ройс» для ориентации. Мощность каждого составляет 6700 л. с. Они помогают судну менять положение при шторме, сильном ветре (максимальное значение – до 70 м/с, что соответствует мощным циклонам 5-го типа). Как самый большой плавучий объект в мире, Prelude FLNG был занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
Как работает плавучая платформа
Prelude Flng эксплуатируется в 475 км от материка. Расчетный срок службы – не менее 25 лет. Корпус платформы в плане прочности и геометрии приспособлен к любым натискам стихии. Интересна система швартовки (разрабатывалась в Саудовской Аравии). Это башня, высота которой составляет 93 м. В ее нижней части – 4 «комплекта» якорей. Они удерживают платформу на месте, но, с другой стороны, позволяют ей при необходимости поворачиваться с помощью двигателей-водометов относительно штормового фронта.
Выработка электроэнергии осуществляется посредством паровых турбин и семи котлов от Kawasaki. Они производят пар, который крутит три генератора: мощностью по 40 мегаватт. Вся технологическая система разделена на несколько модулей, которые были собраны на суше, а потом подняты на корабль.
В результате «сжатия» производственная площадь Prelude Flng составляет всего 25 % от аналогичного наземного предприятия.
Перспективы
Данный объект единственный в своем роде, но вряд ли он последний. Эффективность платформы будет понятна после окончания срока эксплуатации, однако уже сейчас эксперты уверены, что экономически себя эта конструкция оправдает. Преимущества налицо:
- ? возможность разработки горючих ископаемых в труднодоступных районах
- ? экономия средств на логистику
- ? соблюдение требований экологии
- ? в случае истощения месторождения завод можно перетащить на новое место
«Масла в огонь» подлил заказчик проекта, концерн Shell. Судя по заявлениям руководства, Prelude – не конечная цель. Уже планируется более обширный по «территории» объект. Ограничения по габаритам отсутствуют – платформе не нужно «заботиться» о размерах, чтобы проходить по узким проливам. Поэтому длина в 488 м нельзя назвать пределом: цифра может составлять и 600 и 700 метров.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...