Prelude FNLG – самое длинное в мире судно
Этот гигант можно называть как угодно: кораблем, судном, супербаржей с двигателями, плавучей платформой-фабрикой или заводом. Но факт есть факт: объект Prelude FNLG, имеет в длину почти полкилометра – 488 м. При виде этого монстра, рядом с которым «Титаник» кажется игрушкой, возникает предположение, что построен он ради установки нового рекорда. Но это совершенно не так: огромные и дорогие суда имеют сугубо практическое предназначение.
Вплоть до 2013 года самым крупным плавучим объектом считался японский супертанкер Seawise Giant, спущенный на воду в 1979 году. Корабль был произведен в единственном экземпляре. Его габариты были настолько огромными, что он не мог пройти по Панамскому или Суэцкому каналам, даже путь в Ла-Манш ему был заказан.
В результате ограниченного использования гигант превратился в статичный объект, «занимающийся» добычей и хранением нефтепродуктов. Казалось: эра гигантов закончена и строить подобные суперкорабли невыгодно – никто этим заниматься не станет. Но нет! Prelude FNLG все-таки появился на свет. Кому это надо и зачем?
Подобные корабли образуют целый класс судов. Их обозначение «вбивают» в название – Floating Liquefied Natural Gas Platform (сокращенно FLNG) – плавающая платформа для производства природного газа. Это фабрики, преобразующие горючее ископаемое в сжатое состояние. Сегодня «голубое топливо» в основном добывают на суше через классические скважины. Еще одна технология, создавшая недавно бум в США, связана со сланцевым газом. Но, как оказалось, процедура добычи дорогая и вредная для окружающей среды.
Есть и третий способ – использование континентального шельфа. Такая методика осуществляется в России на Сахалине. Технология очень сложная: задействованы 3 береговые платформы и 1 морская, находящаяся в 16-ти км от берега. Из четырех объектов один добывает газ с глубины 48 м, который затем по трубам, проложенными на дне, идет к берегу. Далее через магистрали «голубое топливо» попадает в специальный заводской комплекс, где подвергается начальной обработке. И только потом газ доходит до предприятия, занимающееся его сжижением.
Исходя из вышесказанного понятно, как важны плавучие перерабатывающие предприятия. Получили газ и сразу превратили его в сжиженное состояние. При этом нет необходимости в длительной транспортировке, связанной с попутным обслуживанием.
Первая известная попытка спроектировать такую фабрику была предпринята еще в 1979 году в Монако, где на конференции, посвященной технологиям переработки газа норвежцы предложили оригинальный проект. Предполагалось использовать Кенганское месторождение горючих ископаемых в Персидском заливе. Но Исламская революция в Иране перечеркнула планы. Позже предлагались и другие проекты, но все они посчитались очень дорогими. Более-менее обоснованной оказалась разработка компании Shell, которая заказала строительство плавучего завода для СПГ у корейцев в концерне Samsung Heavy Industries.
Судно строили «под» конкретное месторождение «Броус», находящееся в 100 км от берегов Австралии, хорошо известной своими высокими экологическими стандартами. Из-за них и начались удивительные нестыковки.
Месторождение запретили разрабатывать с помощью прибрежного завода по соображениям экологии. На расстоянии 50 км от предполагаемого строительства находился туристический центр. И при этом Shell уже имела разрешение на разработку месторождения. Складывалась парадоксальная ситуация: добывать газ можно, а сжижать его нельзя. Выход из положения – строительство плавучего завода. Это вписалось бы в экологические стандарты Австралии, да и обошлось бы дешевле транспортировки газа на десятки км, а потом еще и переработки на предприятии, которое нужно построить.
Поэтому денег на корабль не жалели: каждый день «простоя» оборачивался огромными убытками. Технология изготовления баржи заключалась в сваривании отдельных секций.
Пока судно строилось, газ переправляли на сушу обычным путем. Спуск на воду состоялся в 2013 году. На постройку ушло 2 года, но фактически плавучее предприятие дорабатывали уже «на ходу» – оснащали дополнительным оборудованием. Некоторые параметры:
Чтобы понять «способности» платформы, достаточно сказать, что производимые ей объемы гораздо меньше годовой потребности в газе такого «государства в государстве», как Гонконг (на 2021 год численность населения – 7,6 млн. человек).
У объекта нет ходовых двигателей, с помощью которых он смог бы перемещаться на большие расстояния. Это можно сделать только с помощью буксиров.
Однако плавучий завод оснащен тремя электрическими силовыми агрегатами «Роллс-Ройс» для ориентации. Мощность каждого составляет 6700 л. с. Они помогают судну менять положение при шторме, сильном ветре (максимальное значение – до 70 м/с, что соответствует мощным циклонам 5-го типа). Как самый большой плавучий объект в мире, Prelude FLNG был занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
Prelude Flng эксплуатируется в 475 км от материка. Расчетный срок службы – не менее 25 лет. Корпус платформы в плане прочности и геометрии приспособлен к любым натискам стихии. Интересна система швартовки (разрабатывалась в Саудовской Аравии). Это башня, высота которой составляет 93 м. В ее нижней части – 4 «комплекта» якорей. Они удерживают платформу на месте, но, с другой стороны, позволяют ей при необходимости поворачиваться с помощью двигателей-водометов относительно штормового фронта.
Выработка электроэнергии осуществляется посредством паровых турбин и семи котлов от Kawasaki. Они производят пар, который крутит три генератора: мощностью по 40 мегаватт. Вся технологическая система разделена на несколько модулей, которые были собраны на суше, а потом подняты на корабль.
Данный объект единственный в своем роде, но вряд ли он последний. Эффективность платформы будет понятна после окончания срока эксплуатации, однако уже сейчас эксперты уверены, что экономически себя эта конструкция оправдает. Преимущества налицо:
«Масла в огонь» подлил заказчик проекта, концерн Shell. Судя по заявлениям руководства, Prelude – не конечная цель. Уже планируется более обширный по «территории» объект. Ограничения по габаритам отсутствуют – платформе не нужно «заботиться» о размерах, чтобы проходить по узким проливам. Поэтому длина в 488 м нельзя назвать пределом: цифра может составлять и 600 и 700 метров.
Зачем строят большие корабли
Вплоть до 2013 года самым крупным плавучим объектом считался японский супертанкер Seawise Giant, спущенный на воду в 1979 году. Корабль был произведен в единственном экземпляре. Его габариты были настолько огромными, что он не мог пройти по Панамскому или Суэцкому каналам, даже путь в Ла-Манш ему был заказан.
В результате ограниченного использования гигант превратился в статичный объект, «занимающийся» добычей и хранением нефтепродуктов. Казалось: эра гигантов закончена и строить подобные суперкорабли невыгодно – никто этим заниматься не станет. Но нет! Prelude FNLG все-таки появился на свет. Кому это надо и зачем?
Предназначение
Подобные корабли образуют целый класс судов. Их обозначение «вбивают» в название – Floating Liquefied Natural Gas Platform (сокращенно FLNG) – плавающая платформа для производства природного газа. Это фабрики, преобразующие горючее ископаемое в сжатое состояние. Сегодня «голубое топливо» в основном добывают на суше через классические скважины. Еще одна технология, создавшая недавно бум в США, связана со сланцевым газом. Но, как оказалось, процедура добычи дорогая и вредная для окружающей среды.
Есть и третий способ – использование континентального шельфа. Такая методика осуществляется в России на Сахалине. Технология очень сложная: задействованы 3 береговые платформы и 1 морская, находящаяся в 16-ти км от берега. Из четырех объектов один добывает газ с глубины 48 м, который затем по трубам, проложенными на дне, идет к берегу. Далее через магистрали «голубое топливо» попадает в специальный заводской комплекс, где подвергается начальной обработке. И только потом газ доходит до предприятия, занимающееся его сжижением.
Путь составляет сотни километров с контрольными станциями, пунктами обслуживания
.Исходя из вышесказанного понятно, как важны плавучие перерабатывающие предприятия. Получили газ и сразу превратили его в сжиженное состояние. При этом нет необходимости в длительной транспортировке, связанной с попутным обслуживанием.
Как создавался плавучий завод
Первая известная попытка спроектировать такую фабрику была предпринята еще в 1979 году в Монако, где на конференции, посвященной технологиям переработки газа норвежцы предложили оригинальный проект. Предполагалось использовать Кенганское месторождение горючих ископаемых в Персидском заливе. Но Исламская революция в Иране перечеркнула планы. Позже предлагались и другие проекты, но все они посчитались очень дорогими. Более-менее обоснованной оказалась разработка компании Shell, которая заказала строительство плавучего завода для СПГ у корейцев в концерне Samsung Heavy Industries.
Где используется Prelude
Судно строили «под» конкретное месторождение «Броус», находящееся в 100 км от берегов Австралии, хорошо известной своими высокими экологическими стандартами. Из-за них и начались удивительные нестыковки.
Месторождение запретили разрабатывать с помощью прибрежного завода по соображениям экологии. На расстоянии 50 км от предполагаемого строительства находился туристический центр. И при этом Shell уже имела разрешение на разработку месторождения. Складывалась парадоксальная ситуация: добывать газ можно, а сжижать его нельзя. Выход из положения – строительство плавучего завода. Это вписалось бы в экологические стандарты Австралии, да и обошлось бы дешевле транспортировки газа на десятки км, а потом еще и переработки на предприятии, которое нужно построить.
Поэтому денег на корабль не жалели: каждый день «простоя» оборачивался огромными убытками. Технология изготовления баржи заключалась в сваривании отдельных секций.
Пока судно строилось, газ переправляли на сушу обычным путем. Спуск на воду состоялся в 2013 году. На постройку ушло 2 года, но фактически плавучее предприятие дорабатывали уже «на ходу» – оснащали дополнительным оборудованием. Некоторые параметры:
- ? длина, ширина и высота – 488, 74, 195 м соответственно
- ? водоизмещение – 600 тыс. т
- ? вместимость хранилища – 229 тыс. куб. м СПГ
- ? ежегодный объем производства – 3,6 млн. т
- ? используемая вода (берется с глубины в 150 м уже охлажденной) – 50 тыс. куб/ч
Чтобы понять «способности» платформы, достаточно сказать, что производимые ей объемы гораздо меньше годовой потребности в газе такого «государства в государстве», как Гонконг (на 2021 год численность населения – 7,6 млн. человек).
По оценкам экспертов, изначально стоимость судна составляла 12,6 млрд. долларов. Однако в 2021 году были опубликованы данные, согласно которым цена плавучего предприятия – не менее 17,5 млрд. «зеленых». Сама Shell не подтверждает и не опровергает эту цифру.
У объекта нет ходовых двигателей, с помощью которых он смог бы перемещаться на большие расстояния. Это можно сделать только с помощью буксиров.
Однако плавучий завод оснащен тремя электрическими силовыми агрегатами «Роллс-Ройс» для ориентации. Мощность каждого составляет 6700 л. с. Они помогают судну менять положение при шторме, сильном ветре (максимальное значение – до 70 м/с, что соответствует мощным циклонам 5-го типа). Как самый большой плавучий объект в мире, Prelude FLNG был занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
Как работает плавучая платформа
Prelude Flng эксплуатируется в 475 км от материка. Расчетный срок службы – не менее 25 лет. Корпус платформы в плане прочности и геометрии приспособлен к любым натискам стихии. Интересна система швартовки (разрабатывалась в Саудовской Аравии). Это башня, высота которой составляет 93 м. В ее нижней части – 4 «комплекта» якорей. Они удерживают платформу на месте, но, с другой стороны, позволяют ей при необходимости поворачиваться с помощью двигателей-водометов относительно штормового фронта.
Выработка электроэнергии осуществляется посредством паровых турбин и семи котлов от Kawasaki. Они производят пар, который крутит три генератора: мощностью по 40 мегаватт. Вся технологическая система разделена на несколько модулей, которые были собраны на суше, а потом подняты на корабль.
В результате «сжатия» производственная площадь Prelude Flng составляет всего 25 % от аналогичного наземного предприятия.
Перспективы
Данный объект единственный в своем роде, но вряд ли он последний. Эффективность платформы будет понятна после окончания срока эксплуатации, однако уже сейчас эксперты уверены, что экономически себя эта конструкция оправдает. Преимущества налицо:
- ? возможность разработки горючих ископаемых в труднодоступных районах
- ? экономия средств на логистику
- ? соблюдение требований экологии
- ? в случае истощения месторождения завод можно перетащить на новое место
«Масла в огонь» подлил заказчик проекта, концерн Shell. Судя по заявлениям руководства, Prelude – не конечная цель. Уже планируется более обширный по «территории» объект. Ограничения по габаритам отсутствуют – платформе не нужно «заботиться» о размерах, чтобы проходить по узким проливам. Поэтому длина в 488 м нельзя назвать пределом: цифра может составлять и 600 и 700 метров.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....