Prelude FNLG – самое длинное в мире судно
Этот гигант можно называть как угодно: кораблем, судном, супербаржей с двигателями, плавучей платформой-фабрикой или заводом. Но факт есть факт: объект Prelude FNLG, имеет в длину почти полкилометра – 488 м. При виде этого монстра, рядом с которым «Титаник» кажется игрушкой, возникает предположение, что построен он ради установки нового рекорда. Но это совершенно не так: огромные и дорогие суда имеют сугубо практическое предназначение.
Вплоть до 2013 года самым крупным плавучим объектом считался японский супертанкер Seawise Giant, спущенный на воду в 1979 году. Корабль был произведен в единственном экземпляре. Его габариты были настолько огромными, что он не мог пройти по Панамскому или Суэцкому каналам, даже путь в Ла-Манш ему был заказан.
В результате ограниченного использования гигант превратился в статичный объект, «занимающийся» добычей и хранением нефтепродуктов. Казалось: эра гигантов закончена и строить подобные суперкорабли невыгодно – никто этим заниматься не станет. Но нет! Prelude FNLG все-таки появился на свет. Кому это надо и зачем?
Подобные корабли образуют целый класс судов. Их обозначение «вбивают» в название – Floating Liquefied Natural Gas Platform (сокращенно FLNG) – плавающая платформа для производства природного газа. Это фабрики, преобразующие горючее ископаемое в сжатое состояние. Сегодня «голубое топливо» в основном добывают на суше через классические скважины. Еще одна технология, создавшая недавно бум в США, связана со сланцевым газом. Но, как оказалось, процедура добычи дорогая и вредная для окружающей среды.
Есть и третий способ – использование континентального шельфа. Такая методика осуществляется в России на Сахалине. Технология очень сложная: задействованы 3 береговые платформы и 1 морская, находящаяся в 16-ти км от берега. Из четырех объектов один добывает газ с глубины 48 м, который затем по трубам, проложенными на дне, идет к берегу. Далее через магистрали «голубое топливо» попадает в специальный заводской комплекс, где подвергается начальной обработке. И только потом газ доходит до предприятия, занимающееся его сжижением.
Исходя из вышесказанного понятно, как важны плавучие перерабатывающие предприятия. Получили газ и сразу превратили его в сжиженное состояние. При этом нет необходимости в длительной транспортировке, связанной с попутным обслуживанием.
Первая известная попытка спроектировать такую фабрику была предпринята еще в 1979 году в Монако, где на конференции, посвященной технологиям переработки газа норвежцы предложили оригинальный проект. Предполагалось использовать Кенганское месторождение горючих ископаемых в Персидском заливе. Но Исламская революция в Иране перечеркнула планы. Позже предлагались и другие проекты, но все они посчитались очень дорогими. Более-менее обоснованной оказалась разработка компании Shell, которая заказала строительство плавучего завода для СПГ у корейцев в концерне Samsung Heavy Industries.
Судно строили «под» конкретное месторождение «Броус», находящееся в 100 км от берегов Австралии, хорошо известной своими высокими экологическими стандартами. Из-за них и начались удивительные нестыковки.
Месторождение запретили разрабатывать с помощью прибрежного завода по соображениям экологии. На расстоянии 50 км от предполагаемого строительства находился туристический центр. И при этом Shell уже имела разрешение на разработку месторождения. Складывалась парадоксальная ситуация: добывать газ можно, а сжижать его нельзя. Выход из положения – строительство плавучего завода. Это вписалось бы в экологические стандарты Австралии, да и обошлось бы дешевле транспортировки газа на десятки км, а потом еще и переработки на предприятии, которое нужно построить.
Поэтому денег на корабль не жалели: каждый день «простоя» оборачивался огромными убытками. Технология изготовления баржи заключалась в сваривании отдельных секций.
Пока судно строилось, газ переправляли на сушу обычным путем. Спуск на воду состоялся в 2013 году. На постройку ушло 2 года, но фактически плавучее предприятие дорабатывали уже «на ходу» – оснащали дополнительным оборудованием. Некоторые параметры:
Чтобы понять «способности» платформы, достаточно сказать, что производимые ей объемы гораздо меньше годовой потребности в газе такого «государства в государстве», как Гонконг (на 2021 год численность населения – 7,6 млн. человек).
У объекта нет ходовых двигателей, с помощью которых он смог бы перемещаться на большие расстояния. Это можно сделать только с помощью буксиров.
Однако плавучий завод оснащен тремя электрическими силовыми агрегатами «Роллс-Ройс» для ориентации. Мощность каждого составляет 6700 л. с. Они помогают судну менять положение при шторме, сильном ветре (максимальное значение – до 70 м/с, что соответствует мощным циклонам 5-го типа). Как самый большой плавучий объект в мире, Prelude FLNG был занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
Prelude Flng эксплуатируется в 475 км от материка. Расчетный срок службы – не менее 25 лет. Корпус платформы в плане прочности и геометрии приспособлен к любым натискам стихии. Интересна система швартовки (разрабатывалась в Саудовской Аравии). Это башня, высота которой составляет 93 м. В ее нижней части – 4 «комплекта» якорей. Они удерживают платформу на месте, но, с другой стороны, позволяют ей при необходимости поворачиваться с помощью двигателей-водометов относительно штормового фронта.
Выработка электроэнергии осуществляется посредством паровых турбин и семи котлов от Kawasaki. Они производят пар, который крутит три генератора: мощностью по 40 мегаватт. Вся технологическая система разделена на несколько модулей, которые были собраны на суше, а потом подняты на корабль.
Данный объект единственный в своем роде, но вряд ли он последний. Эффективность платформы будет понятна после окончания срока эксплуатации, однако уже сейчас эксперты уверены, что экономически себя эта конструкция оправдает. Преимущества налицо:
«Масла в огонь» подлил заказчик проекта, концерн Shell. Судя по заявлениям руководства, Prelude – не конечная цель. Уже планируется более обширный по «территории» объект. Ограничения по габаритам отсутствуют – платформе не нужно «заботиться» о размерах, чтобы проходить по узким проливам. Поэтому длина в 488 м нельзя назвать пределом: цифра может составлять и 600 и 700 метров.
Зачем строят большие корабли
Вплоть до 2013 года самым крупным плавучим объектом считался японский супертанкер Seawise Giant, спущенный на воду в 1979 году. Корабль был произведен в единственном экземпляре. Его габариты были настолько огромными, что он не мог пройти по Панамскому или Суэцкому каналам, даже путь в Ла-Манш ему был заказан.
В результате ограниченного использования гигант превратился в статичный объект, «занимающийся» добычей и хранением нефтепродуктов. Казалось: эра гигантов закончена и строить подобные суперкорабли невыгодно – никто этим заниматься не станет. Но нет! Prelude FNLG все-таки появился на свет. Кому это надо и зачем?
Предназначение
Подобные корабли образуют целый класс судов. Их обозначение «вбивают» в название – Floating Liquefied Natural Gas Platform (сокращенно FLNG) – плавающая платформа для производства природного газа. Это фабрики, преобразующие горючее ископаемое в сжатое состояние. Сегодня «голубое топливо» в основном добывают на суше через классические скважины. Еще одна технология, создавшая недавно бум в США, связана со сланцевым газом. Но, как оказалось, процедура добычи дорогая и вредная для окружающей среды.
Есть и третий способ – использование континентального шельфа. Такая методика осуществляется в России на Сахалине. Технология очень сложная: задействованы 3 береговые платформы и 1 морская, находящаяся в 16-ти км от берега. Из четырех объектов один добывает газ с глубины 48 м, который затем по трубам, проложенными на дне, идет к берегу. Далее через магистрали «голубое топливо» попадает в специальный заводской комплекс, где подвергается начальной обработке. И только потом газ доходит до предприятия, занимающееся его сжижением.
Путь составляет сотни километров с контрольными станциями, пунктами обслуживания
.Исходя из вышесказанного понятно, как важны плавучие перерабатывающие предприятия. Получили газ и сразу превратили его в сжиженное состояние. При этом нет необходимости в длительной транспортировке, связанной с попутным обслуживанием.
Как создавался плавучий завод
Первая известная попытка спроектировать такую фабрику была предпринята еще в 1979 году в Монако, где на конференции, посвященной технологиям переработки газа норвежцы предложили оригинальный проект. Предполагалось использовать Кенганское месторождение горючих ископаемых в Персидском заливе. Но Исламская революция в Иране перечеркнула планы. Позже предлагались и другие проекты, но все они посчитались очень дорогими. Более-менее обоснованной оказалась разработка компании Shell, которая заказала строительство плавучего завода для СПГ у корейцев в концерне Samsung Heavy Industries.
Где используется Prelude
Судно строили «под» конкретное месторождение «Броус», находящееся в 100 км от берегов Австралии, хорошо известной своими высокими экологическими стандартами. Из-за них и начались удивительные нестыковки.
Месторождение запретили разрабатывать с помощью прибрежного завода по соображениям экологии. На расстоянии 50 км от предполагаемого строительства находился туристический центр. И при этом Shell уже имела разрешение на разработку месторождения. Складывалась парадоксальная ситуация: добывать газ можно, а сжижать его нельзя. Выход из положения – строительство плавучего завода. Это вписалось бы в экологические стандарты Австралии, да и обошлось бы дешевле транспортировки газа на десятки км, а потом еще и переработки на предприятии, которое нужно построить.
Поэтому денег на корабль не жалели: каждый день «простоя» оборачивался огромными убытками. Технология изготовления баржи заключалась в сваривании отдельных секций.
Пока судно строилось, газ переправляли на сушу обычным путем. Спуск на воду состоялся в 2013 году. На постройку ушло 2 года, но фактически плавучее предприятие дорабатывали уже «на ходу» – оснащали дополнительным оборудованием. Некоторые параметры:
- ? длина, ширина и высота – 488, 74, 195 м соответственно
- ? водоизмещение – 600 тыс. т
- ? вместимость хранилища – 229 тыс. куб. м СПГ
- ? ежегодный объем производства – 3,6 млн. т
- ? используемая вода (берется с глубины в 150 м уже охлажденной) – 50 тыс. куб/ч
Чтобы понять «способности» платформы, достаточно сказать, что производимые ей объемы гораздо меньше годовой потребности в газе такого «государства в государстве», как Гонконг (на 2021 год численность населения – 7,6 млн. человек).
По оценкам экспертов, изначально стоимость судна составляла 12,6 млрд. долларов. Однако в 2021 году были опубликованы данные, согласно которым цена плавучего предприятия – не менее 17,5 млрд. «зеленых». Сама Shell не подтверждает и не опровергает эту цифру.
У объекта нет ходовых двигателей, с помощью которых он смог бы перемещаться на большие расстояния. Это можно сделать только с помощью буксиров.
Однако плавучий завод оснащен тремя электрическими силовыми агрегатами «Роллс-Ройс» для ориентации. Мощность каждого составляет 6700 л. с. Они помогают судну менять положение при шторме, сильном ветре (максимальное значение – до 70 м/с, что соответствует мощным циклонам 5-го типа). Как самый большой плавучий объект в мире, Prelude FLNG был занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
Как работает плавучая платформа
Prelude Flng эксплуатируется в 475 км от материка. Расчетный срок службы – не менее 25 лет. Корпус платформы в плане прочности и геометрии приспособлен к любым натискам стихии. Интересна система швартовки (разрабатывалась в Саудовской Аравии). Это башня, высота которой составляет 93 м. В ее нижней части – 4 «комплекта» якорей. Они удерживают платформу на месте, но, с другой стороны, позволяют ей при необходимости поворачиваться с помощью двигателей-водометов относительно штормового фронта.
Выработка электроэнергии осуществляется посредством паровых турбин и семи котлов от Kawasaki. Они производят пар, который крутит три генератора: мощностью по 40 мегаватт. Вся технологическая система разделена на несколько модулей, которые были собраны на суше, а потом подняты на корабль.
В результате «сжатия» производственная площадь Prelude Flng составляет всего 25 % от аналогичного наземного предприятия.
Перспективы
Данный объект единственный в своем роде, но вряд ли он последний. Эффективность платформы будет понятна после окончания срока эксплуатации, однако уже сейчас эксперты уверены, что экономически себя эта конструкция оправдает. Преимущества налицо:
- ? возможность разработки горючих ископаемых в труднодоступных районах
- ? экономия средств на логистику
- ? соблюдение требований экологии
- ? в случае истощения месторождения завод можно перетащить на новое место
«Масла в огонь» подлил заказчик проекта, концерн Shell. Судя по заявлениям руководства, Prelude – не конечная цель. Уже планируется более обширный по «территории» объект. Ограничения по габаритам отсутствуют – платформе не нужно «заботиться» о размерах, чтобы проходить по узким проливам. Поэтому длина в 488 м нельзя назвать пределом: цифра может составлять и 600 и 700 метров.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...