Avia – предшественник «ГАЗели»
Обычно название может сказать очень многое. Например, что вам приходит на ум при слове «авиа»? Конечно, речь должна идти о самолетах или о том, что связанно с крыльями и полетом. Но, те из нас, кто постарше, прекрасно помнят юркие и надежные малотоннажные грузовики чехословацкой компании «Авиа». Откуда взялось такое, совсем неавтомобильное название? Давайте будем разбираться вместе.
В 1918 году закончилась Первая мировая война. Мир вздохнул с облегчением, а Чехословакия обрела независимость. и возможность развивать свою промышленность. Уже в следующем 1919 году два инженера из этой страны образовали компанию по выпуску самолетов. Назвали они ее очень просто – Avia, а собирать намеревались как лицензионные аппараты, так и самолеты собственной конструкции. Вот такое начало, казалось бы, при чем здесь автомобили? Не будем спешить с выводами, а дослушаем историю до конца.
Уже 9 лет спустя компания пересеклась с производителями автомобильной и другой техники. Она была поглощена ведущим автоконцерном страны – компанией Skoda. Однако время перепрофилирования еще не настало – Avia сохранила не только свое названия, но и ассортимент выпускаемой ранее продукции.
Во время Второй мировой войны, промышленность страны, превращенной в марионеточный протекторат Богемия и Моравия, усердно трудилась в интересах Третьего рейха. Не стал исключением и Avia. На его мощностях освоили выпуск тренировочных самолетов немецкой компании Arado. Уже после войны, в течение почти двух десятилетий, компания выпускала по лицензии две модели немецких «Мессершмидтов» и советских Ил-10 и Ил-14. Но, крен в сторону производства автомобилей стал проявляться все сильнее.
Интересно, что на мощностях завода побывали модели почти всех крупных заводов страны: Skoda, Tatra, JAWA и др. Уже на следующий год после окончания войны здесь был освоен выпуск грузовиков Skoda 706R и автобусов на их базе - Skoda 706RO.
Начало шестидесятых привело на заводской конвейер представителя уже другого автогиганта – Tatra 805, а, также, грузового автомобиля Praga V3S. Их выпуск продолжался до конца 80-х.
1956 год стал поворотным для ассортимента техники, производимой на Avia. Обратив внимание на то, что микролитражки из соседней Германии пользовались повышенным спросом, чехословацкие компании также решили уделить внимание перспективному направлению. Одной из них стала Avia.
Отдавая дань своей истории, создатели постарались сделать микроавтомобиль с конструкцией, напоминающей самолетную. Во-первых, водитель и пассажир сидели так же, как летчик и штурман. Во-вторых, в качестве двери служила крыша, выполненная в стиле самолетного колпака. В-третьих, сами очертания автомобиля делали отсылку к легким самолетам. В качестве двигателя служил серийный мотор от JAWA, который был расположен сзади и слегка переделан:
✅ дефорсировка, с понижением мощности до 14 л. с.
✅ задний ход
✅ 4-ступенчатая КПП собственной конструкции
Несмотря на то, что первый прототип потерпел аварию, была сконструирована вторая версия с мощностью двигателя 16 л. с., которая и была выпущена в количестве 10 штук. Один из таких автомобилей был оснащен ручным управлением и подарен Кузьмину, советскому инвалиду войны, потерявшему обе ноги.
Их сборкой занимались в течение 3 лет. Параллельно был создан более мощный прототип с 750-кубовым, 4-тактным двигателем от BMV. Этот автомобиль впоследствии успешно участвовал в гонках Содружества. Спустя 15 лет на заводе вновь вернулись к сборке штучных гоночных автомобилей, присвоив им серию AE. Всего было собрано три версии, каждая из которых неоднократно занимала призовые места во время соревнований, проводимых среди стран социалистического лагеря.
Последним возвращением к легковому транспорту был выпуск в 1993/96 годах внедорожников А11 по французской лицензии. Автомобили, собранные за 3 года в количестве 250 штук, имели 70-сильный, 1,9-литровый двигатель. Все же, основными моделями, снискавшими славу этой чешской марки, стали легкие и средние грузовики, выпуск которых был начат на заводе в 1967 году.
Renault SAVIEM любезно предоставила чехословацкой стороне лицензию на производство автомобилей грузоподъемностью 1,5 и 3 тонны. Впоследствии они получили соответствующее цифровое обозначение - А15 и А30. Более легкий грузовик в 1968 году стал первым транспортом этой категории, вышедшим за ворота завода Avia. Вскоре к нему присоединился и «старший брат».
К тому же, и сами Renault, с которых скопировали чехословацкие грузовики, на тот момент были очень передовой конструкции. Она включала в себя:
✅ 2/3-местную кабину бескапотного типа
✅ независимую переднюю подвеску
✅ механическую коробку передач с переключением на руле
✅ дизельный двигатель, расположенный в пределах колесной базы
✅ лонжеронную раму типа «лесенка»
У более легкого грузовика был 72-сильный двигатель объемом 3 л, 16-дюймовые колеса (односкатные сзади). У модели А30 был 3,3-литровый двигатель мощностью 80 л. с. и 20-дюймовые (спаренные сзади) колеса. При этом в обычном исполнении он являлся бортовым грузовиком с тентованной платформой. А15 чаще были фургонами с цельнометаллической конструкцией и боковой дверью вагонного типа.
Спустя несколько лет, чехословацкие конструкторы смогли провести модернизацию первой модели грузовика, увеличив грузоподъемность на 450 кг. Так появилась новая модификация модели А15 – грузовик Avia А20. Уже через 10 лет, после истечения лицензионного контракта, Avia почти на 98 % состояли из комплектующих чехословацкого происхождения.
На них устанавливали компрессоры «Jikov», топливную аппаратуру «Motorplan» и др. Каждая из заводских моделей производилась с одним из трех типов шасси: короткое («К»), обычное («N») и удлиненное («L»). Для производителей открылась возможность экспорта своей продукции.
Чехословацкие автомобили были способны заполнить отечественную нишу, которая находилась между малотоннажными ЕрАЗ или «Жук» и среднетоннажными ГАЗ. В 1978 году прошла опытная проверка грузовиков на предмет приспособленности к низким температурам и бездорожью. Оказалось, что с этим есть серьезные проблемы: потребовалось усиление задних амортизаторов, увеличение мощности стартера двигателя и установка 15-амперных предохранителей. Именно для экспортного варианта были разработаны широкие «брызговики» на колеса.
Спустя 5 лет автомобили пережили модернизацию и получили индексы А21 и А31. У них появились 5-ступенчатая КПП и 3,6-литровый двигатель, мощностью 83 л. с. Оснащенные 70-литровым баком, они могли развивать скорость до 85 км/ч. Внешний облик грузовиков остался прежним, а производство базовых моделей продолжилось и в 90-х годах.
Пиковая ежегодная мощность завода в середине 80-х приближалась к 20 тыс. автомобилей в год. Большинство из них отправлялось в нашу страну. Общее количество Avia, экспортировавшихся в СССР перевалило за 40 тысяч штук. Распад страны остановил бурный поток импортной техники.
Грузовики Avia требовали серьезной модернизации для того, чтобы стать конкурентоспособными на европейском рынке. Была предпринята попытка создания СП Daewoo-Avia. В результате появилась линейка А60-А80 с турбонаддувом и улучшенной конструкцией кабины. На былой уровень выйти не удалось, но предприятие продолжало искать пути закрепления на рынках соседних стран.
XXI век производители ознаменовали появлением грузовиков серии Avia D. Они комплектовались как собственными, так и лицензионными двигателями. Небольшая партия их попала и в Россию. В 2010 году была предпринята новая попытка завоевать российский рынок. Но, в результате, за 3 года в нашей стране появилось немногим более 100 новых грузовиков марки Avia.
С середины 2016 года компания перешла в собственность CZECHOSLOVAK GROUP a.s. Сейчас на ней продолжается выпуск среднетоннажных грузовиков, соответствующих классу эмиссии Euro VI.
В 1918 году закончилась Первая мировая война. Мир вздохнул с облегчением, а Чехословакия обрела независимость. и возможность развивать свою промышленность. Уже в следующем 1919 году два инженера из этой страны образовали компанию по выпуску самолетов. Назвали они ее очень просто – Avia, а собирать намеревались как лицензионные аппараты, так и самолеты собственной конструкции. Вот такое начало, казалось бы, при чем здесь автомобили? Не будем спешить с выводами, а дослушаем историю до конца.
Первый автомобильный след
Уже 9 лет спустя компания пересеклась с производителями автомобильной и другой техники. Она была поглощена ведущим автоконцерном страны – компанией Skoda. Однако время перепрофилирования еще не настало – Avia сохранила не только свое названия, но и ассортимент выпускаемой ранее продукции.
Салонная дверь вагонного типа модели А15. Фото: youtube.com
Во время Второй мировой войны, промышленность страны, превращенной в марионеточный протекторат Богемия и Моравия, усердно трудилась в интересах Третьего рейха. Не стал исключением и Avia. На его мощностях освоили выпуск тренировочных самолетов немецкой компании Arado. Уже после войны, в течение почти двух десятилетий, компания выпускала по лицензии две модели немецких «Мессершмидтов» и советских Ил-10 и Ил-14. Но, крен в сторону производства автомобилей стал проявляться все сильнее.
Интересно, что на мощностях завода побывали модели почти всех крупных заводов страны: Skoda, Tatra, JAWA и др. Уже на следующий год после окончания войны здесь был освоен выпуск грузовиков Skoda 706R и автобусов на их базе - Skoda 706RO.
Начало шестидесятых привело на заводской конвейер представителя уже другого автогиганта – Tatra 805, а, также, грузового автомобиля Praga V3S. Их выпуск продолжался до конца 80-х.
Попытка перехода к выпуску оригинальных легковых автомобилей
1956 год стал поворотным для ассортимента техники, производимой на Avia. Обратив внимание на то, что микролитражки из соседней Германии пользовались повышенным спросом, чехословацкие компании также решили уделить внимание перспективному направлению. Одной из них стала Avia.
Avia, вдоволь поколесивший дороги нашей Родины. Фото: youtube.com
Отдавая дань своей истории, создатели постарались сделать микроавтомобиль с конструкцией, напоминающей самолетную. Во-первых, водитель и пассажир сидели так же, как летчик и штурман. Во-вторых, в качестве двери служила крыша, выполненная в стиле самолетного колпака. В-третьих, сами очертания автомобиля делали отсылку к легким самолетам. В качестве двигателя служил серийный мотор от JAWA, который был расположен сзади и слегка переделан:
✅ дефорсировка, с понижением мощности до 14 л. с.
✅ задний ход
✅ 4-ступенчатая КПП собственной конструкции
Несмотря на то, что первый прототип потерпел аварию, была сконструирована вторая версия с мощностью двигателя 16 л. с., которая и была выпущена в количестве 10 штук. Один из таких автомобилей был оснащен ручным управлением и подарен Кузьмину, советскому инвалиду войны, потерявшему обе ноги.
Их сборкой занимались в течение 3 лет. Параллельно был создан более мощный прототип с 750-кубовым, 4-тактным двигателем от BMV. Этот автомобиль впоследствии успешно участвовал в гонках Содружества. Спустя 15 лет на заводе вновь вернулись к сборке штучных гоночных автомобилей, присвоив им серию AE. Всего было собрано три версии, каждая из которых неоднократно занимала призовые места во время соревнований, проводимых среди стран социалистического лагеря.
Фургон А30: между ГАЗ и ЕрАЗ. Фото: youtube.com
Последним возвращением к легковому транспорту был выпуск в 1993/96 годах внедорожников А11 по французской лицензии. Автомобили, собранные за 3 года в количестве 250 штук, имели 70-сильный, 1,9-литровый двигатель. Все же, основными моделями, снискавшими славу этой чешской марки, стали легкие и средние грузовики, выпуск которых был начат на заводе в 1967 году.
А15 и А30 – по французской лицензии
Renault SAVIEM любезно предоставила чехословацкой стороне лицензию на производство автомобилей грузоподъемностью 1,5 и 3 тонны. Впоследствии они получили соответствующее цифровое обозначение - А15 и А30. Более легкий грузовик в 1968 году стал первым транспортом этой категории, вышедшим за ворота завода Avia. Вскоре к нему присоединился и «старший брат».
Руководство бывшего авиационного предприятия быстро увидело перспективу выпуска мало- и среднетоннажных грузовиков и сосредоточила на этом все производственные мощности завода.
К тому же, и сами Renault, с которых скопировали чехословацкие грузовики, на тот момент были очень передовой конструкции. Она включала в себя:
✅ 2/3-местную кабину бескапотного типа
✅ независимую переднюю подвеску
✅ механическую коробку передач с переключением на руле
✅ дизельный двигатель, расположенный в пределах колесной базы
✅ лонжеронную раму типа «лесенка»
У более легкого грузовика был 72-сильный двигатель объемом 3 л, 16-дюймовые колеса (односкатные сзади). У модели А30 был 3,3-литровый двигатель мощностью 80 л. с. и 20-дюймовые (спаренные сзади) колеса. При этом в обычном исполнении он являлся бортовым грузовиком с тентованной платформой. А15 чаще были фургонами с цельнометаллической конструкцией и боковой дверью вагонного типа.
Спустя несколько лет, чехословацкие конструкторы смогли провести модернизацию первой модели грузовика, увеличив грузоподъемность на 450 кг. Так появилась новая модификация модели А15 – грузовик Avia А20. Уже через 10 лет, после истечения лицензионного контракта, Avia почти на 98 % состояли из комплектующих чехословацкого происхождения.
На них устанавливали компрессоры «Jikov», топливную аппаратуру «Motorplan» и др. Каждая из заводских моделей производилась с одним из трех типов шасси: короткое («К»), обычное («N») и удлиненное («L»). Для производителей открылась возможность экспорта своей продукции.
Грузовики Avia для советского хозяйства
Чехословацкие автомобили были способны заполнить отечественную нишу, которая находилась между малотоннажными ЕрАЗ или «Жук» и среднетоннажными ГАЗ. В 1978 году прошла опытная проверка грузовиков на предмет приспособленности к низким температурам и бездорожью. Оказалось, что с этим есть серьезные проблемы: потребовалось усиление задних амортизаторов, увеличение мощности стартера двигателя и установка 15-амперных предохранителей. Именно для экспортного варианта были разработаны широкие «брызговики» на колеса.
Такие грузовики трудились и в самой Чехословакии. Фото: youtube.com
Спустя 5 лет автомобили пережили модернизацию и получили индексы А21 и А31. У них появились 5-ступенчатая КПП и 3,6-литровый двигатель, мощностью 83 л. с. Оснащенные 70-литровым баком, они могли развивать скорость до 85 км/ч. Внешний облик грузовиков остался прежним, а производство базовых моделей продолжилось и в 90-х годах.
Пиковая ежегодная мощность завода в середине 80-х приближалась к 20 тыс. автомобилей в год. Большинство из них отправлялось в нашу страну. Общее количество Avia, экспортировавшихся в СССР перевалило за 40 тысяч штук. Распад страны остановил бурный поток импортной техники.
Выживание в условиях конкуренции постсоветского периода
Грузовики Avia требовали серьезной модернизации для того, чтобы стать конкурентоспособными на европейском рынке. Была предпринята попытка создания СП Daewoo-Avia. В результате появилась линейка А60-А80 с турбонаддувом и улучшенной конструкцией кабины. На былой уровень выйти не удалось, но предприятие продолжало искать пути закрепления на рынках соседних стран.
Современный Avia D120. Фото: youtube.com
XXI век производители ознаменовали появлением грузовиков серии Avia D. Они комплектовались как собственными, так и лицензионными двигателями. Небольшая партия их попала и в Россию. В 2010 году была предпринята новая попытка завоевать российский рынок. Но, в результате, за 3 года в нашей стране появилось немногим более 100 новых грузовиков марки Avia.
С середины 2016 года компания перешла в собственность CZECHOSLOVAK GROUP a.s. Сейчас на ней продолжается выпуск среднетоннажных грузовиков, соответствующих классу эмиссии Euro VI.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....