
Avia – предшественник «ГАЗели»
Обычно название может сказать очень многое. Например, что вам приходит на ум при слове «авиа»? Конечно, речь должна идти о самолетах или о том, что связанно с крыльями и полетом. Но, те из нас, кто постарше, прекрасно помнят юркие и надежные малотоннажные грузовики чехословацкой компании «Авиа». Откуда взялось такое, совсем неавтомобильное название? Давайте будем разбираться вместе.
В 1918 году закончилась Первая мировая война. Мир вздохнул с облегчением, а Чехословакия обрела независимость. и возможность развивать свою промышленность. Уже в следующем 1919 году два инженера из этой страны образовали компанию по выпуску самолетов. Назвали они ее очень просто – Avia, а собирать намеревались как лицензионные аппараты, так и самолеты собственной конструкции. Вот такое начало, казалось бы, при чем здесь автомобили? Не будем спешить с выводами, а дослушаем историю до конца.
Уже 9 лет спустя компания пересеклась с производителями автомобильной и другой техники. Она была поглощена ведущим автоконцерном страны – компанией Skoda. Однако время перепрофилирования еще не настало – Avia сохранила не только свое названия, но и ассортимент выпускаемой ранее продукции.
Салонная дверь вагонного типа модели А15. Фото: youtube.com
Во время Второй мировой войны, промышленность страны, превращенной в марионеточный протекторат Богемия и Моравия, усердно трудилась в интересах Третьего рейха. Не стал исключением и Avia. На его мощностях освоили выпуск тренировочных самолетов немецкой компании Arado. Уже после войны, в течение почти двух десятилетий, компания выпускала по лицензии две модели немецких «Мессершмидтов» и советских Ил-10 и Ил-14. Но, крен в сторону производства автомобилей стал проявляться все сильнее.
Интересно, что на мощностях завода побывали модели почти всех крупных заводов страны: Skoda, Tatra, JAWA и др. Уже на следующий год после окончания войны здесь был освоен выпуск грузовиков Skoda 706R и автобусов на их базе - Skoda 706RO.
Начало шестидесятых привело на заводской конвейер представителя уже другого автогиганта – Tatra 805, а, также, грузового автомобиля Praga V3S. Их выпуск продолжался до конца 80-х.
1956 год стал поворотным для ассортимента техники, производимой на Avia. Обратив внимание на то, что микролитражки из соседней Германии пользовались повышенным спросом, чехословацкие компании также решили уделить внимание перспективному направлению. Одной из них стала Avia.
Avia, вдоволь поколесивший дороги нашей Родины. Фото: youtube.com
Отдавая дань своей истории, создатели постарались сделать микроавтомобиль с конструкцией, напоминающей самолетную. Во-первых, водитель и пассажир сидели так же, как летчик и штурман. Во-вторых, в качестве двери служила крыша, выполненная в стиле самолетного колпака. В-третьих, сами очертания автомобиля делали отсылку к легким самолетам. В качестве двигателя служил серийный мотор от JAWA, который был расположен сзади и слегка переделан:
✅ дефорсировка, с понижением мощности до 14 л. с.
✅ задний ход
✅ 4-ступенчатая КПП собственной конструкции
Несмотря на то, что первый прототип потерпел аварию, была сконструирована вторая версия с мощностью двигателя 16 л. с., которая и была выпущена в количестве 10 штук. Один из таких автомобилей был оснащен ручным управлением и подарен Кузьмину, советскому инвалиду войны, потерявшему обе ноги.
Их сборкой занимались в течение 3 лет. Параллельно был создан более мощный прототип с 750-кубовым, 4-тактным двигателем от BMV. Этот автомобиль впоследствии успешно участвовал в гонках Содружества. Спустя 15 лет на заводе вновь вернулись к сборке штучных гоночных автомобилей, присвоив им серию AE. Всего было собрано три версии, каждая из которых неоднократно занимала призовые места во время соревнований, проводимых среди стран социалистического лагеря.
Фургон А30: между ГАЗ и ЕрАЗ. Фото: youtube.com
Последним возвращением к легковому транспорту был выпуск в 1993/96 годах внедорожников А11 по французской лицензии. Автомобили, собранные за 3 года в количестве 250 штук, имели 70-сильный, 1,9-литровый двигатель. Все же, основными моделями, снискавшими славу этой чешской марки, стали легкие и средние грузовики, выпуск которых был начат на заводе в 1967 году.
Renault SAVIEM любезно предоставила чехословацкой стороне лицензию на производство автомобилей грузоподъемностью 1,5 и 3 тонны. Впоследствии они получили соответствующее цифровое обозначение - А15 и А30. Более легкий грузовик в 1968 году стал первым транспортом этой категории, вышедшим за ворота завода Avia. Вскоре к нему присоединился и «старший брат».
К тому же, и сами Renault, с которых скопировали чехословацкие грузовики, на тот момент были очень передовой конструкции. Она включала в себя:
✅ 2/3-местную кабину бескапотного типа
✅ независимую переднюю подвеску
✅ механическую коробку передач с переключением на руле
✅ дизельный двигатель, расположенный в пределах колесной базы
✅ лонжеронную раму типа «лесенка»
У более легкого грузовика был 72-сильный двигатель объемом 3 л, 16-дюймовые колеса (односкатные сзади). У модели А30 был 3,3-литровый двигатель мощностью 80 л. с. и 20-дюймовые (спаренные сзади) колеса. При этом в обычном исполнении он являлся бортовым грузовиком с тентованной платформой. А15 чаще были фургонами с цельнометаллической конструкцией и боковой дверью вагонного типа.
Спустя несколько лет, чехословацкие конструкторы смогли провести модернизацию первой модели грузовика, увеличив грузоподъемность на 450 кг. Так появилась новая модификация модели А15 – грузовик Avia А20. Уже через 10 лет, после истечения лицензионного контракта, Avia почти на 98 % состояли из комплектующих чехословацкого происхождения.
На них устанавливали компрессоры «Jikov», топливную аппаратуру «Motorplan» и др. Каждая из заводских моделей производилась с одним из трех типов шасси: короткое («К»), обычное («N») и удлиненное («L»). Для производителей открылась возможность экспорта своей продукции.
Чехословацкие автомобили были способны заполнить отечественную нишу, которая находилась между малотоннажными ЕрАЗ или «Жук» и среднетоннажными ГАЗ. В 1978 году прошла опытная проверка грузовиков на предмет приспособленности к низким температурам и бездорожью. Оказалось, что с этим есть серьезные проблемы: потребовалось усиление задних амортизаторов, увеличение мощности стартера двигателя и установка 15-амперных предохранителей. Именно для экспортного варианта были разработаны широкие «брызговики» на колеса.
Такие грузовики трудились и в самой Чехословакии. Фото: youtube.com
Спустя 5 лет автомобили пережили модернизацию и получили индексы А21 и А31. У них появились 5-ступенчатая КПП и 3,6-литровый двигатель, мощностью 83 л. с. Оснащенные 70-литровым баком, они могли развивать скорость до 85 км/ч. Внешний облик грузовиков остался прежним, а производство базовых моделей продолжилось и в 90-х годах.
Пиковая ежегодная мощность завода в середине 80-х приближалась к 20 тыс. автомобилей в год. Большинство из них отправлялось в нашу страну. Общее количество Avia, экспортировавшихся в СССР перевалило за 40 тысяч штук. Распад страны остановил бурный поток импортной техники.
Грузовики Avia требовали серьезной модернизации для того, чтобы стать конкурентоспособными на европейском рынке. Была предпринята попытка создания СП Daewoo-Avia. В результате появилась линейка А60-А80 с турбонаддувом и улучшенной конструкцией кабины. На былой уровень выйти не удалось, но предприятие продолжало искать пути закрепления на рынках соседних стран.
Современный Avia D120. Фото: youtube.com
XXI век производители ознаменовали появлением грузовиков серии Avia D. Они комплектовались как собственными, так и лицензионными двигателями. Небольшая партия их попала и в Россию. В 2010 году была предпринята новая попытка завоевать российский рынок. Но, в результате, за 3 года в нашей стране появилось немногим более 100 новых грузовиков марки Avia.
С середины 2016 года компания перешла в собственность CZECHOSLOVAK GROUP a.s. Сейчас на ней продолжается выпуск среднетоннажных грузовиков, соответствующих классу эмиссии Euro VI.
В 1918 году закончилась Первая мировая война. Мир вздохнул с облегчением, а Чехословакия обрела независимость. и возможность развивать свою промышленность. Уже в следующем 1919 году два инженера из этой страны образовали компанию по выпуску самолетов. Назвали они ее очень просто – Avia, а собирать намеревались как лицензионные аппараты, так и самолеты собственной конструкции. Вот такое начало, казалось бы, при чем здесь автомобили? Не будем спешить с выводами, а дослушаем историю до конца.
Первый автомобильный след
Уже 9 лет спустя компания пересеклась с производителями автомобильной и другой техники. Она была поглощена ведущим автоконцерном страны – компанией Skoda. Однако время перепрофилирования еще не настало – Avia сохранила не только свое названия, но и ассортимент выпускаемой ранее продукции.

Во время Второй мировой войны, промышленность страны, превращенной в марионеточный протекторат Богемия и Моравия, усердно трудилась в интересах Третьего рейха. Не стал исключением и Avia. На его мощностях освоили выпуск тренировочных самолетов немецкой компании Arado. Уже после войны, в течение почти двух десятилетий, компания выпускала по лицензии две модели немецких «Мессершмидтов» и советских Ил-10 и Ил-14. Но, крен в сторону производства автомобилей стал проявляться все сильнее.
Интересно, что на мощностях завода побывали модели почти всех крупных заводов страны: Skoda, Tatra, JAWA и др. Уже на следующий год после окончания войны здесь был освоен выпуск грузовиков Skoda 706R и автобусов на их базе - Skoda 706RO.
Начало шестидесятых привело на заводской конвейер представителя уже другого автогиганта – Tatra 805, а, также, грузового автомобиля Praga V3S. Их выпуск продолжался до конца 80-х.
Попытка перехода к выпуску оригинальных легковых автомобилей
1956 год стал поворотным для ассортимента техники, производимой на Avia. Обратив внимание на то, что микролитражки из соседней Германии пользовались повышенным спросом, чехословацкие компании также решили уделить внимание перспективному направлению. Одной из них стала Avia.

Отдавая дань своей истории, создатели постарались сделать микроавтомобиль с конструкцией, напоминающей самолетную. Во-первых, водитель и пассажир сидели так же, как летчик и штурман. Во-вторых, в качестве двери служила крыша, выполненная в стиле самолетного колпака. В-третьих, сами очертания автомобиля делали отсылку к легким самолетам. В качестве двигателя служил серийный мотор от JAWA, который был расположен сзади и слегка переделан:
✅ дефорсировка, с понижением мощности до 14 л. с.
✅ задний ход
✅ 4-ступенчатая КПП собственной конструкции
Несмотря на то, что первый прототип потерпел аварию, была сконструирована вторая версия с мощностью двигателя 16 л. с., которая и была выпущена в количестве 10 штук. Один из таких автомобилей был оснащен ручным управлением и подарен Кузьмину, советскому инвалиду войны, потерявшему обе ноги.
Их сборкой занимались в течение 3 лет. Параллельно был создан более мощный прототип с 750-кубовым, 4-тактным двигателем от BMV. Этот автомобиль впоследствии успешно участвовал в гонках Содружества. Спустя 15 лет на заводе вновь вернулись к сборке штучных гоночных автомобилей, присвоив им серию AE. Всего было собрано три версии, каждая из которых неоднократно занимала призовые места во время соревнований, проводимых среди стран социалистического лагеря.

Последним возвращением к легковому транспорту был выпуск в 1993/96 годах внедорожников А11 по французской лицензии. Автомобили, собранные за 3 года в количестве 250 штук, имели 70-сильный, 1,9-литровый двигатель. Все же, основными моделями, снискавшими славу этой чешской марки, стали легкие и средние грузовики, выпуск которых был начат на заводе в 1967 году.
А15 и А30 – по французской лицензии
Renault SAVIEM любезно предоставила чехословацкой стороне лицензию на производство автомобилей грузоподъемностью 1,5 и 3 тонны. Впоследствии они получили соответствующее цифровое обозначение - А15 и А30. Более легкий грузовик в 1968 году стал первым транспортом этой категории, вышедшим за ворота завода Avia. Вскоре к нему присоединился и «старший брат».
Руководство бывшего авиационного предприятия быстро увидело перспективу выпуска мало- и среднетоннажных грузовиков и сосредоточила на этом все производственные мощности завода.
К тому же, и сами Renault, с которых скопировали чехословацкие грузовики, на тот момент были очень передовой конструкции. Она включала в себя:
✅ 2/3-местную кабину бескапотного типа
✅ независимую переднюю подвеску
✅ механическую коробку передач с переключением на руле
✅ дизельный двигатель, расположенный в пределах колесной базы
✅ лонжеронную раму типа «лесенка»
У более легкого грузовика был 72-сильный двигатель объемом 3 л, 16-дюймовые колеса (односкатные сзади). У модели А30 был 3,3-литровый двигатель мощностью 80 л. с. и 20-дюймовые (спаренные сзади) колеса. При этом в обычном исполнении он являлся бортовым грузовиком с тентованной платформой. А15 чаще были фургонами с цельнометаллической конструкцией и боковой дверью вагонного типа.
Спустя несколько лет, чехословацкие конструкторы смогли провести модернизацию первой модели грузовика, увеличив грузоподъемность на 450 кг. Так появилась новая модификация модели А15 – грузовик Avia А20. Уже через 10 лет, после истечения лицензионного контракта, Avia почти на 98 % состояли из комплектующих чехословацкого происхождения.
На них устанавливали компрессоры «Jikov», топливную аппаратуру «Motorplan» и др. Каждая из заводских моделей производилась с одним из трех типов шасси: короткое («К»), обычное («N») и удлиненное («L»). Для производителей открылась возможность экспорта своей продукции.
Грузовики Avia для советского хозяйства
Чехословацкие автомобили были способны заполнить отечественную нишу, которая находилась между малотоннажными ЕрАЗ или «Жук» и среднетоннажными ГАЗ. В 1978 году прошла опытная проверка грузовиков на предмет приспособленности к низким температурам и бездорожью. Оказалось, что с этим есть серьезные проблемы: потребовалось усиление задних амортизаторов, увеличение мощности стартера двигателя и установка 15-амперных предохранителей. Именно для экспортного варианта были разработаны широкие «брызговики» на колеса.

Спустя 5 лет автомобили пережили модернизацию и получили индексы А21 и А31. У них появились 5-ступенчатая КПП и 3,6-литровый двигатель, мощностью 83 л. с. Оснащенные 70-литровым баком, они могли развивать скорость до 85 км/ч. Внешний облик грузовиков остался прежним, а производство базовых моделей продолжилось и в 90-х годах.
Пиковая ежегодная мощность завода в середине 80-х приближалась к 20 тыс. автомобилей в год. Большинство из них отправлялось в нашу страну. Общее количество Avia, экспортировавшихся в СССР перевалило за 40 тысяч штук. Распад страны остановил бурный поток импортной техники.
Выживание в условиях конкуренции постсоветского периода
Грузовики Avia требовали серьезной модернизации для того, чтобы стать конкурентоспособными на европейском рынке. Была предпринята попытка создания СП Daewoo-Avia. В результате появилась линейка А60-А80 с турбонаддувом и улучшенной конструкцией кабины. На былой уровень выйти не удалось, но предприятие продолжало искать пути закрепления на рынках соседних стран.

XXI век производители ознаменовали появлением грузовиков серии Avia D. Они комплектовались как собственными, так и лицензионными двигателями. Небольшая партия их попала и в Россию. В 2010 году была предпринята новая попытка завоевать российский рынок. Но, в результате, за 3 года в нашей стране появилось немногим более 100 новых грузовиков марки Avia.
С середины 2016 года компания перешла в собственность CZECHOSLOVAK GROUP a.s. Сейчас на ней продолжается выпуск среднетоннажных грузовиков, соответствующих классу эмиссии Euro VI.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....