Avia – предшественник «ГАЗели»
Обычно название может сказать очень многое. Например, что вам приходит на ум при слове «авиа»? Конечно, речь должна идти о самолетах или о том, что связанно с крыльями и полетом. Но, те из нас, кто постарше, прекрасно помнят юркие и надежные малотоннажные грузовики чехословацкой компании «Авиа». Откуда взялось такое, совсем неавтомобильное название? Давайте будем разбираться вместе.
В 1918 году закончилась Первая мировая война. Мир вздохнул с облегчением, а Чехословакия обрела независимость. и возможность развивать свою промышленность. Уже в следующем 1919 году два инженера из этой страны образовали компанию по выпуску самолетов. Назвали они ее очень просто – Avia, а собирать намеревались как лицензионные аппараты, так и самолеты собственной конструкции. Вот такое начало, казалось бы, при чем здесь автомобили? Не будем спешить с выводами, а дослушаем историю до конца.
Уже 9 лет спустя компания пересеклась с производителями автомобильной и другой техники. Она была поглощена ведущим автоконцерном страны – компанией Skoda. Однако время перепрофилирования еще не настало – Avia сохранила не только свое названия, но и ассортимент выпускаемой ранее продукции.
Во время Второй мировой войны, промышленность страны, превращенной в марионеточный протекторат Богемия и Моравия, усердно трудилась в интересах Третьего рейха. Не стал исключением и Avia. На его мощностях освоили выпуск тренировочных самолетов немецкой компании Arado. Уже после войны, в течение почти двух десятилетий, компания выпускала по лицензии две модели немецких «Мессершмидтов» и советских Ил-10 и Ил-14. Но, крен в сторону производства автомобилей стал проявляться все сильнее.
Интересно, что на мощностях завода побывали модели почти всех крупных заводов страны: Skoda, Tatra, JAWA и др. Уже на следующий год после окончания войны здесь был освоен выпуск грузовиков Skoda 706R и автобусов на их базе - Skoda 706RO.
Начало шестидесятых привело на заводской конвейер представителя уже другого автогиганта – Tatra 805, а, также, грузового автомобиля Praga V3S. Их выпуск продолжался до конца 80-х.
1956 год стал поворотным для ассортимента техники, производимой на Avia. Обратив внимание на то, что микролитражки из соседней Германии пользовались повышенным спросом, чехословацкие компании также решили уделить внимание перспективному направлению. Одной из них стала Avia.
Отдавая дань своей истории, создатели постарались сделать микроавтомобиль с конструкцией, напоминающей самолетную. Во-первых, водитель и пассажир сидели так же, как летчик и штурман. Во-вторых, в качестве двери служила крыша, выполненная в стиле самолетного колпака. В-третьих, сами очертания автомобиля делали отсылку к легким самолетам. В качестве двигателя служил серийный мотор от JAWA, который был расположен сзади и слегка переделан:
✅ дефорсировка, с понижением мощности до 14 л. с.
✅ задний ход
✅ 4-ступенчатая КПП собственной конструкции
Несмотря на то, что первый прототип потерпел аварию, была сконструирована вторая версия с мощностью двигателя 16 л. с., которая и была выпущена в количестве 10 штук. Один из таких автомобилей был оснащен ручным управлением и подарен Кузьмину, советскому инвалиду войны, потерявшему обе ноги.
Их сборкой занимались в течение 3 лет. Параллельно был создан более мощный прототип с 750-кубовым, 4-тактным двигателем от BMV. Этот автомобиль впоследствии успешно участвовал в гонках Содружества. Спустя 15 лет на заводе вновь вернулись к сборке штучных гоночных автомобилей, присвоив им серию AE. Всего было собрано три версии, каждая из которых неоднократно занимала призовые места во время соревнований, проводимых среди стран социалистического лагеря.
Последним возвращением к легковому транспорту был выпуск в 1993/96 годах внедорожников А11 по французской лицензии. Автомобили, собранные за 3 года в количестве 250 штук, имели 70-сильный, 1,9-литровый двигатель. Все же, основными моделями, снискавшими славу этой чешской марки, стали легкие и средние грузовики, выпуск которых был начат на заводе в 1967 году.
Renault SAVIEM любезно предоставила чехословацкой стороне лицензию на производство автомобилей грузоподъемностью 1,5 и 3 тонны. Впоследствии они получили соответствующее цифровое обозначение - А15 и А30. Более легкий грузовик в 1968 году стал первым транспортом этой категории, вышедшим за ворота завода Avia. Вскоре к нему присоединился и «старший брат».
К тому же, и сами Renault, с которых скопировали чехословацкие грузовики, на тот момент были очень передовой конструкции. Она включала в себя:
✅ 2/3-местную кабину бескапотного типа
✅ независимую переднюю подвеску
✅ механическую коробку передач с переключением на руле
✅ дизельный двигатель, расположенный в пределах колесной базы
✅ лонжеронную раму типа «лесенка»
У более легкого грузовика был 72-сильный двигатель объемом 3 л, 16-дюймовые колеса (односкатные сзади). У модели А30 был 3,3-литровый двигатель мощностью 80 л. с. и 20-дюймовые (спаренные сзади) колеса. При этом в обычном исполнении он являлся бортовым грузовиком с тентованной платформой. А15 чаще были фургонами с цельнометаллической конструкцией и боковой дверью вагонного типа.
Спустя несколько лет, чехословацкие конструкторы смогли провести модернизацию первой модели грузовика, увеличив грузоподъемность на 450 кг. Так появилась новая модификация модели А15 – грузовик Avia А20. Уже через 10 лет, после истечения лицензионного контракта, Avia почти на 98 % состояли из комплектующих чехословацкого происхождения.
На них устанавливали компрессоры «Jikov», топливную аппаратуру «Motorplan» и др. Каждая из заводских моделей производилась с одним из трех типов шасси: короткое («К»), обычное («N») и удлиненное («L»). Для производителей открылась возможность экспорта своей продукции.
Чехословацкие автомобили были способны заполнить отечественную нишу, которая находилась между малотоннажными ЕрАЗ или «Жук» и среднетоннажными ГАЗ. В 1978 году прошла опытная проверка грузовиков на предмет приспособленности к низким температурам и бездорожью. Оказалось, что с этим есть серьезные проблемы: потребовалось усиление задних амортизаторов, увеличение мощности стартера двигателя и установка 15-амперных предохранителей. Именно для экспортного варианта были разработаны широкие «брызговики» на колеса.
Спустя 5 лет автомобили пережили модернизацию и получили индексы А21 и А31. У них появились 5-ступенчатая КПП и 3,6-литровый двигатель, мощностью 83 л. с. Оснащенные 70-литровым баком, они могли развивать скорость до 85 км/ч. Внешний облик грузовиков остался прежним, а производство базовых моделей продолжилось и в 90-х годах.
Пиковая ежегодная мощность завода в середине 80-х приближалась к 20 тыс. автомобилей в год. Большинство из них отправлялось в нашу страну. Общее количество Avia, экспортировавшихся в СССР перевалило за 40 тысяч штук. Распад страны остановил бурный поток импортной техники.
Грузовики Avia требовали серьезной модернизации для того, чтобы стать конкурентоспособными на европейском рынке. Была предпринята попытка создания СП Daewoo-Avia. В результате появилась линейка А60-А80 с турбонаддувом и улучшенной конструкцией кабины. На былой уровень выйти не удалось, но предприятие продолжало искать пути закрепления на рынках соседних стран.
XXI век производители ознаменовали появлением грузовиков серии Avia D. Они комплектовались как собственными, так и лицензионными двигателями. Небольшая партия их попала и в Россию. В 2010 году была предпринята новая попытка завоевать российский рынок. Но, в результате, за 3 года в нашей стране появилось немногим более 100 новых грузовиков марки Avia.
С середины 2016 года компания перешла в собственность CZECHOSLOVAK GROUP a.s. Сейчас на ней продолжается выпуск среднетоннажных грузовиков, соответствующих классу эмиссии Euro VI.
В 1918 году закончилась Первая мировая война. Мир вздохнул с облегчением, а Чехословакия обрела независимость. и возможность развивать свою промышленность. Уже в следующем 1919 году два инженера из этой страны образовали компанию по выпуску самолетов. Назвали они ее очень просто – Avia, а собирать намеревались как лицензионные аппараты, так и самолеты собственной конструкции. Вот такое начало, казалось бы, при чем здесь автомобили? Не будем спешить с выводами, а дослушаем историю до конца.
Первый автомобильный след
Уже 9 лет спустя компания пересеклась с производителями автомобильной и другой техники. Она была поглощена ведущим автоконцерном страны – компанией Skoda. Однако время перепрофилирования еще не настало – Avia сохранила не только свое названия, но и ассортимент выпускаемой ранее продукции.
Салонная дверь вагонного типа модели А15. Фото: youtube.com
Во время Второй мировой войны, промышленность страны, превращенной в марионеточный протекторат Богемия и Моравия, усердно трудилась в интересах Третьего рейха. Не стал исключением и Avia. На его мощностях освоили выпуск тренировочных самолетов немецкой компании Arado. Уже после войны, в течение почти двух десятилетий, компания выпускала по лицензии две модели немецких «Мессершмидтов» и советских Ил-10 и Ил-14. Но, крен в сторону производства автомобилей стал проявляться все сильнее.
Интересно, что на мощностях завода побывали модели почти всех крупных заводов страны: Skoda, Tatra, JAWA и др. Уже на следующий год после окончания войны здесь был освоен выпуск грузовиков Skoda 706R и автобусов на их базе - Skoda 706RO.
Начало шестидесятых привело на заводской конвейер представителя уже другого автогиганта – Tatra 805, а, также, грузового автомобиля Praga V3S. Их выпуск продолжался до конца 80-х.
Попытка перехода к выпуску оригинальных легковых автомобилей
1956 год стал поворотным для ассортимента техники, производимой на Avia. Обратив внимание на то, что микролитражки из соседней Германии пользовались повышенным спросом, чехословацкие компании также решили уделить внимание перспективному направлению. Одной из них стала Avia.
Avia, вдоволь поколесивший дороги нашей Родины. Фото: youtube.com
Отдавая дань своей истории, создатели постарались сделать микроавтомобиль с конструкцией, напоминающей самолетную. Во-первых, водитель и пассажир сидели так же, как летчик и штурман. Во-вторых, в качестве двери служила крыша, выполненная в стиле самолетного колпака. В-третьих, сами очертания автомобиля делали отсылку к легким самолетам. В качестве двигателя служил серийный мотор от JAWA, который был расположен сзади и слегка переделан:
✅ дефорсировка, с понижением мощности до 14 л. с.
✅ задний ход
✅ 4-ступенчатая КПП собственной конструкции
Несмотря на то, что первый прототип потерпел аварию, была сконструирована вторая версия с мощностью двигателя 16 л. с., которая и была выпущена в количестве 10 штук. Один из таких автомобилей был оснащен ручным управлением и подарен Кузьмину, советскому инвалиду войны, потерявшему обе ноги.
Их сборкой занимались в течение 3 лет. Параллельно был создан более мощный прототип с 750-кубовым, 4-тактным двигателем от BMV. Этот автомобиль впоследствии успешно участвовал в гонках Содружества. Спустя 15 лет на заводе вновь вернулись к сборке штучных гоночных автомобилей, присвоив им серию AE. Всего было собрано три версии, каждая из которых неоднократно занимала призовые места во время соревнований, проводимых среди стран социалистического лагеря.
Фургон А30: между ГАЗ и ЕрАЗ. Фото: youtube.com
Последним возвращением к легковому транспорту был выпуск в 1993/96 годах внедорожников А11 по французской лицензии. Автомобили, собранные за 3 года в количестве 250 штук, имели 70-сильный, 1,9-литровый двигатель. Все же, основными моделями, снискавшими славу этой чешской марки, стали легкие и средние грузовики, выпуск которых был начат на заводе в 1967 году.
А15 и А30 – по французской лицензии
Renault SAVIEM любезно предоставила чехословацкой стороне лицензию на производство автомобилей грузоподъемностью 1,5 и 3 тонны. Впоследствии они получили соответствующее цифровое обозначение - А15 и А30. Более легкий грузовик в 1968 году стал первым транспортом этой категории, вышедшим за ворота завода Avia. Вскоре к нему присоединился и «старший брат».
Руководство бывшего авиационного предприятия быстро увидело перспективу выпуска мало- и среднетоннажных грузовиков и сосредоточила на этом все производственные мощности завода.
К тому же, и сами Renault, с которых скопировали чехословацкие грузовики, на тот момент были очень передовой конструкции. Она включала в себя:
✅ 2/3-местную кабину бескапотного типа
✅ независимую переднюю подвеску
✅ механическую коробку передач с переключением на руле
✅ дизельный двигатель, расположенный в пределах колесной базы
✅ лонжеронную раму типа «лесенка»
У более легкого грузовика был 72-сильный двигатель объемом 3 л, 16-дюймовые колеса (односкатные сзади). У модели А30 был 3,3-литровый двигатель мощностью 80 л. с. и 20-дюймовые (спаренные сзади) колеса. При этом в обычном исполнении он являлся бортовым грузовиком с тентованной платформой. А15 чаще были фургонами с цельнометаллической конструкцией и боковой дверью вагонного типа.
Спустя несколько лет, чехословацкие конструкторы смогли провести модернизацию первой модели грузовика, увеличив грузоподъемность на 450 кг. Так появилась новая модификация модели А15 – грузовик Avia А20. Уже через 10 лет, после истечения лицензионного контракта, Avia почти на 98 % состояли из комплектующих чехословацкого происхождения.
На них устанавливали компрессоры «Jikov», топливную аппаратуру «Motorplan» и др. Каждая из заводских моделей производилась с одним из трех типов шасси: короткое («К»), обычное («N») и удлиненное («L»). Для производителей открылась возможность экспорта своей продукции.
Грузовики Avia для советского хозяйства
Чехословацкие автомобили были способны заполнить отечественную нишу, которая находилась между малотоннажными ЕрАЗ или «Жук» и среднетоннажными ГАЗ. В 1978 году прошла опытная проверка грузовиков на предмет приспособленности к низким температурам и бездорожью. Оказалось, что с этим есть серьезные проблемы: потребовалось усиление задних амортизаторов, увеличение мощности стартера двигателя и установка 15-амперных предохранителей. Именно для экспортного варианта были разработаны широкие «брызговики» на колеса.
Такие грузовики трудились и в самой Чехословакии. Фото: youtube.com
Спустя 5 лет автомобили пережили модернизацию и получили индексы А21 и А31. У них появились 5-ступенчатая КПП и 3,6-литровый двигатель, мощностью 83 л. с. Оснащенные 70-литровым баком, они могли развивать скорость до 85 км/ч. Внешний облик грузовиков остался прежним, а производство базовых моделей продолжилось и в 90-х годах.
Пиковая ежегодная мощность завода в середине 80-х приближалась к 20 тыс. автомобилей в год. Большинство из них отправлялось в нашу страну. Общее количество Avia, экспортировавшихся в СССР перевалило за 40 тысяч штук. Распад страны остановил бурный поток импортной техники.
Выживание в условиях конкуренции постсоветского периода
Грузовики Avia требовали серьезной модернизации для того, чтобы стать конкурентоспособными на европейском рынке. Была предпринята попытка создания СП Daewoo-Avia. В результате появилась линейка А60-А80 с турбонаддувом и улучшенной конструкцией кабины. На былой уровень выйти не удалось, но предприятие продолжало искать пути закрепления на рынках соседних стран.
Современный Avia D120. Фото: youtube.com
XXI век производители ознаменовали появлением грузовиков серии Avia D. Они комплектовались как собственными, так и лицензионными двигателями. Небольшая партия их попала и в Россию. В 2010 году была предпринята новая попытка завоевать российский рынок. Но, в результате, за 3 года в нашей стране появилось немногим более 100 новых грузовиков марки Avia.
С середины 2016 года компания перешла в собственность CZECHOSLOVAK GROUP a.s. Сейчас на ней продолжается выпуск среднетоннажных грузовиков, соответствующих классу эмиссии Euro VI.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...