
Двигатели V12: кто их выпускает до сих пор
Автолюбители, интересующиеся двигателестроением, не могли оставить незамеченным заявление пресс-службы Mercedes-Benz о начале производства модели S65 под знаковым названием – Final Edition. Официально немецкая компания от 12-цилиндровых движков не отказывается, однако мысль эта, что называется, «висит в воздухе». На Toyota Century и BMW такие моторы ставить точно не будут, а для авто из США их уже не делают. Почему производители принимают такие решения?
Более ста лет назад, когда уже вовсю штамповали 8-цилиндровые двигатели, стало понятно, что на этом дело не закончится. В автомобилестроении требовалась мощность и еще раз мощность! Но, учитывая тогдашние технологии, сделать это можно было только одним способом – увеличить объем двигателя. И тут проблема: бесконечно раздувать емкость цилиндров нельзя, т. к. это приводит к неустойчивой работе мотора. Строить длинные двигатели – тоже существует разумный предел. Но попытки сконструировать и установить на авто агрегат с 12-ю цилиндрами в ряд все же предпринимались.
И здесь пришла на помощь авиация. Двигатели для машин и летательных аппаратов в начале ХХ века были близки по конструкции. Более того: на автомобили, гнавшиеся за рекордами, ставили силовые агрегаты от аэропланов. А они уже в то время были и V-образными. Английское авто Sunbeam в 1913 году располагало мотором в 9 л объемом, развивавшим огромную по тем временам мощность в 200 л. с. На машине стоял двигатель, где 12 цилиндров были «развалены» под углом 60°.
Дальше – больше. В США, если сравнивать с остальным миром, автомобили пользовались наибольшей популярностью из всех видов транспорта. В 1915 году тогда малоизвестная фирма Packard предложила модель Twin Six с 12-ю цилиндрами объемом 7 л, развивавшую «приличные» 90 «лошадей».
Движок – с нижним расположением клапанов (можно только посочувствовать механикам, которые их регулировали). Тем не менее, эта модель считается первопроходцем в сегменте серийных легковых машин с 12-цилиндровой силовой установкой.
Машина от «Паккард» получилась удачной и пользовалась спросом на рынке: за 5 лет реализовали 35 тыс. авто. Главное достоинство мотора с таким числом цилиндров – не динамика и не «максималка», а способность спокойно ехать на 3-й передаче при скорости в 8 км/ч. Компания прочно заняла свое место на рынке и за ней вдогонку бросились все конкуренты. К 1930-му Cadillac представил свою версию машины с 12-ю цилиндрами. Lincoln (входивший в Ford) – через пару лет тоже освоил производство таких движков. Затем увидел свет Maybach DS7 Zeppelin – одна из самых мощных машин того времени.
В 1930-м «Кадиллак» пошел еще дальше и представил публике машину с мотором в 16 цилиндров. На прямой передаче автомобиль уверенно разгонялся, начиная с 4 км/ч! Однако к 1940-му 8-цилиндровые движки уже ничем не уступали своим более «объемным» «собратьям». Многие компании отказались от производства больших моторов, но дольше всех в США продержался GM, как бы подчеркивая свое величие и престиж.
Здесь тоже занимались подобными двигателями, но уже в меньших, по сравнению с США, количествах. Англичане делали много попыток, но не очень удачных. Более-менее у них получился Rolls-Royce Phantom III, выпускавшийся до 1939 года. А также Double-Six, мотор которого представлял пару рядных «шестерок». У испанцев был Hispano-Suiza в 210 л. с.
В Германии 12-цилиндровыми двигателями и машинами занималась фирма Horch. А какие сегодня автогиганты все еще комплектуют машины этими силовыми агрегатами?
Речь идет о моторе с индексом N74, который поступил в серийное производство с 2008 года. Изначально двигатель устанавливали на модель BMW 760Li (F01). Агрегат имел объем в 6 л и развивал 536 л. с. Но этого показалось мало и в 2010 сделали более мощную версию движка в 6,6 литра и 602 «лошади». Его ставили в Roll-Roys Down, Ghost, Wraith. С 2017-го объем довели до 6,75 л и в таком виде агрегатом оснащают выпускаемые ныне модели Cullinam, Phantom.
Последняя версия движка имеет индекс N74B68. Сколько она еще просуществует, неизвестно, но вряд ли долго.
Этот бренд тоже все еще сохраняет V12 в своей модельной линейке. Англичане сейчас активно сотрудничают с Mercedes-Benz и их основной силовой агрегат – немецкий 8-цилиндровый М177. Но пока сохраняется и «родной» движок АЕ31.
Мотор в 5,2 л, установленный на модель DB11, выдает 630 л. с., а на DBS – 715 «лошадей». Выпускается по настоящее время.
В итальянских машинах 12-цилиндровые установки применяются с сороковых годов. Сейчас наиболее распространенным вариантом является F140, разные версии которого развивают от 800 до 840 л. с. при объеме 6,5 л. Это модели авто:
На двух последних машинах отсечку подняли до 9250 об/мин. В итоге получилась мощность почти в 130 «лошадей» на литр объема без турбонаддува.
Данный агрегат является одним из наиболее форсированных в двигателестроении и устанавливается на спортивные авто.
Актуальная на сегодня установка, разработанная в начале 2000-х, имеет индекс L539. Мотор был установлен в 2011 году на автомобиль Aventador. Изначально двигатель имел объем в 6,5 л и мощность 700 л. с. Но последний параметр, благодаря оставленному резерву форсирования подняли до 740, потом 770, и, наконец 780-ти лошадиных сил. В последнем случае двигателем комплектовали Lamborghini LP780-4 Ultimae.
Для трековой машины Essenza SCV12 мотор форсировали до 830 л. с. Можно точно сказать, что данная модель стала автомобилем с самым сильным атмосферным агрегатом среди всех «Ламборджини».
Немцы успешно разрабатывали 12-цилиндровые моторы в 30-е годы, делают их и сегодня. Двигатель М279 начал сходить с конвейера в 2012-м: агрегат имеет три клапана на цилиндр, в каждой головке БЦ – по распределительному валу. Установку форсировали и в результате получилось:
Выпускаемая ныне модель M760Li в феврале этого года оценивалась в 14 млн. руб., а S 680 уже в пару раз дороже.
Свои 12-цилиндровые моторы «Мерседес» продает и другим производителям. Например, Pagani (итальянская компания, делающая гиперкары из углеродистого волокна). Под капотом модели Huayra – движок М275, развивающий 740-840 л. с.
А уникальная Huayra Pear, собранная в одном экземпляре, оснащена «мерседесовским» агрегатом в 1350 л. с. Модель Zonda, тоже «штучный» товар, оборудуется мотором М297 в 6,9-7,3 л.
Компания внушает робкую мысль, что 12-цилиндровые агрегаты в ближайшем будущем не исчезнут, и, хоть и в небольшом количестве, их увидят на серийных машинах. Примером может служить авто Gordon Murray T50.
Для него разрабатывался агрегат с участием специалистов из Cosworth. В результате получился двигатель со сравнительно малым объемом 4 л, развивающим 663 л. с.
К январю 2022 года авто этой линейки оснащаются восьмицилиндровым силовым агрегатом. Однако шесть лет назад на столичном автосалоне был продемонстрирован новый мотор для президентской машины и всей модельной линейки.
В 2020-м подтверждено: работы над двигателем с 12-ю цилиндрами продолжаются. Остается только надеяться, что технические проблемы будут решены и автомобили серии Aurus получат самый мощный из силовых агрегатов, устанавливаемых на легковые российские машины.
Как все начиналось
Более ста лет назад, когда уже вовсю штамповали 8-цилиндровые двигатели, стало понятно, что на этом дело не закончится. В автомобилестроении требовалась мощность и еще раз мощность! Но, учитывая тогдашние технологии, сделать это можно было только одним способом – увеличить объем двигателя. И тут проблема: бесконечно раздувать емкость цилиндров нельзя, т. к. это приводит к неустойчивой работе мотора. Строить длинные двигатели – тоже существует разумный предел. Но попытки сконструировать и установить на авто агрегат с 12-ю цилиндрами в ряд все же предпринимались.
И здесь пришла на помощь авиация. Двигатели для машин и летательных аппаратов в начале ХХ века были близки по конструкции. Более того: на автомобили, гнавшиеся за рекордами, ставили силовые агрегаты от аэропланов. А они уже в то время были и V-образными. Английское авто Sunbeam в 1913 году располагало мотором в 9 л объемом, развивавшим огромную по тем временам мощность в 200 л. с. На машине стоял двигатель, где 12 цилиндров были «развалены» под углом 60°.
Дальше – больше. В США, если сравнивать с остальным миром, автомобили пользовались наибольшей популярностью из всех видов транспорта. В 1915 году тогда малоизвестная фирма Packard предложила модель Twin Six с 12-ю цилиндрами объемом 7 л, развивавшую «приличные» 90 «лошадей».
Движок – с нижним расположением клапанов (можно только посочувствовать механикам, которые их регулировали). Тем не менее, эта модель считается первопроходцем в сегменте серийных легковых машин с 12-цилиндровой силовой установкой.
Пик популярности
Машина от «Паккард» получилась удачной и пользовалась спросом на рынке: за 5 лет реализовали 35 тыс. авто. Главное достоинство мотора с таким числом цилиндров – не динамика и не «максималка», а способность спокойно ехать на 3-й передаче при скорости в 8 км/ч. Компания прочно заняла свое место на рынке и за ней вдогонку бросились все конкуренты. К 1930-му Cadillac представил свою версию машины с 12-ю цилиндрами. Lincoln (входивший в Ford) – через пару лет тоже освоил производство таких движков. Затем увидел свет Maybach DS7 Zeppelin – одна из самых мощных машин того времени.
В 1930-м «Кадиллак» пошел еще дальше и представил публике машину с мотором в 16 цилиндров. На прямой передаче автомобиль уверенно разгонялся, начиная с 4 км/ч! Однако к 1940-му 8-цилиндровые движки уже ничем не уступали своим более «объемным» «собратьям». Многие компании отказались от производства больших моторов, но дольше всех в США продержался GM, как бы подчеркивая свое величие и престиж.
В Европе
Здесь тоже занимались подобными двигателями, но уже в меньших, по сравнению с США, количествах. Англичане делали много попыток, но не очень удачных. Более-менее у них получился Rolls-Royce Phantom III, выпускавшийся до 1939 года. А также Double-Six, мотор которого представлял пару рядных «шестерок». У испанцев был Hispano-Suiza в 210 л. с.
В Германии 12-цилиндровыми двигателями и машинами занималась фирма Horch. А какие сегодня автогиганты все еще комплектуют машины этими силовыми агрегатами?
BMW
Речь идет о моторе с индексом N74, который поступил в серийное производство с 2008 года. Изначально двигатель устанавливали на модель BMW 760Li (F01). Агрегат имел объем в 6 л и развивал 536 л. с. Но этого показалось мало и в 2010 сделали более мощную версию движка в 6,6 литра и 602 «лошади». Его ставили в Roll-Roys Down, Ghost, Wraith. С 2017-го объем довели до 6,75 л и в таком виде агрегатом оснащают выпускаемые ныне модели Cullinam, Phantom.
Последняя версия движка имеет индекс N74B68. Сколько она еще просуществует, неизвестно, но вряд ли долго.
Aston Martin
Этот бренд тоже все еще сохраняет V12 в своей модельной линейке. Англичане сейчас активно сотрудничают с Mercedes-Benz и их основной силовой агрегат – немецкий 8-цилиндровый М177. Но пока сохраняется и «родной» движок АЕ31.
Мотор в 5,2 л, установленный на модель DB11, выдает 630 л. с., а на DBS – 715 «лошадей». Выпускается по настоящее время.
Ferrari
В итальянских машинах 12-цилиндровые установки применяются с сороковых годов. Сейчас наиболее распространенным вариантом является F140, разные версии которого развивают от 800 до 840 л. с. при объеме 6,5 л. Это модели авто:
- ✅ GTS
- ✅ Monza
- ✅ 812 Superfast
- ✅ Daytona SP3
- ✅ 812 Competizione
На двух последних машинах отсечку подняли до 9250 об/мин. В итоге получилась мощность почти в 130 «лошадей» на литр объема без турбонаддува.
Данный агрегат является одним из наиболее форсированных в двигателестроении и устанавливается на спортивные авто.
Lamborghini
Актуальная на сегодня установка, разработанная в начале 2000-х, имеет индекс L539. Мотор был установлен в 2011 году на автомобиль Aventador. Изначально двигатель имел объем в 6,5 л и мощность 700 л. с. Но последний параметр, благодаря оставленному резерву форсирования подняли до 740, потом 770, и, наконец 780-ти лошадиных сил. В последнем случае двигателем комплектовали Lamborghini LP780-4 Ultimae.
Для трековой машины Essenza SCV12 мотор форсировали до 830 л. с. Можно точно сказать, что данная модель стала автомобилем с самым сильным атмосферным агрегатом среди всех «Ламборджини».
Mercedes-Benz
Немцы успешно разрабатывали 12-цилиндровые моторы в 30-е годы, делают их и сегодня. Двигатель М279 начал сходить с конвейера в 2012-м: агрегат имеет три клапана на цилиндр, в каждой головке БЦ – по распределительному валу. Установку форсировали и в результате получилось:
- ✅ 530 «лошадей» – на Mercedes-Benz S600L (W222), S 600 Pullman и Mercedes-Maybach S 600
- ✅ 612 л. с. – для кроссовера G 65 AMG
- ✅ 630 л. с. – на авто SL 65 AMG
Выпускаемая ныне модель M760Li в феврале этого года оценивалась в 14 млн. руб., а S 680 уже в пару раз дороже.
Свои 12-цилиндровые моторы «Мерседес» продает и другим производителям. Например, Pagani (итальянская компания, делающая гиперкары из углеродистого волокна). Под капотом модели Huayra – движок М275, развивающий 740-840 л. с.
А уникальная Huayra Pear, собранная в одном экземпляре, оснащена «мерседесовским» агрегатом в 1350 л. с. Модель Zonda, тоже «штучный» товар, оборудуется мотором М297 в 6,9-7,3 л.
Gordon Murray Automotive
Компания внушает робкую мысль, что 12-цилиндровые агрегаты в ближайшем будущем не исчезнут, и, хоть и в небольшом количестве, их увидят на серийных машинах. Примером может служить авто Gordon Murray T50.
Для него разрабатывался агрегат с участием специалистов из Cosworth. В результате получился двигатель со сравнительно малым объемом 4 л, развивающим 663 л. с.
AURUS
К январю 2022 года авто этой линейки оснащаются восьмицилиндровым силовым агрегатом. Однако шесть лет назад на столичном автосалоне был продемонстрирован новый мотор для президентской машины и всей модельной линейки.
В 2020-м подтверждено: работы над двигателем с 12-ю цилиндрами продолжаются. Остается только надеяться, что технические проблемы будут решены и автомобили серии Aurus получат самый мощный из силовых агрегатов, устанавливаемых на легковые российские машины.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...