Двигатели V12: кто их выпускает до сих пор
Автолюбители, интересующиеся двигателестроением, не могли оставить незамеченным заявление пресс-службы Mercedes-Benz о начале производства модели S65 под знаковым названием – Final Edition. Официально немецкая компания от 12-цилиндровых движков не отказывается, однако мысль эта, что называется, «висит в воздухе». На Toyota Century и BMW такие моторы ставить точно не будут, а для авто из США их уже не делают. Почему производители принимают такие решения?
Более ста лет назад, когда уже вовсю штамповали 8-цилиндровые двигатели, стало понятно, что на этом дело не закончится. В автомобилестроении требовалась мощность и еще раз мощность! Но, учитывая тогдашние технологии, сделать это можно было только одним способом – увеличить объем двигателя. И тут проблема: бесконечно раздувать емкость цилиндров нельзя, т. к. это приводит к неустойчивой работе мотора. Строить длинные двигатели – тоже существует разумный предел. Но попытки сконструировать и установить на авто агрегат с 12-ю цилиндрами в ряд все же предпринимались.
И здесь пришла на помощь авиация. Двигатели для машин и летательных аппаратов в начале ХХ века были близки по конструкции. Более того: на автомобили, гнавшиеся за рекордами, ставили силовые агрегаты от аэропланов. А они уже в то время были и V-образными. Английское авто Sunbeam в 1913 году располагало мотором в 9 л объемом, развивавшим огромную по тем временам мощность в 200 л. с. На машине стоял двигатель, где 12 цилиндров были «развалены» под углом 60°.
Дальше – больше. В США, если сравнивать с остальным миром, автомобили пользовались наибольшей популярностью из всех видов транспорта. В 1915 году тогда малоизвестная фирма Packard предложила модель Twin Six с 12-ю цилиндрами объемом 7 л, развивавшую «приличные» 90 «лошадей».
Движок – с нижним расположением клапанов (можно только посочувствовать механикам, которые их регулировали). Тем не менее, эта модель считается первопроходцем в сегменте серийных легковых машин с 12-цилиндровой силовой установкой.
Машина от «Паккард» получилась удачной и пользовалась спросом на рынке: за 5 лет реализовали 35 тыс. авто. Главное достоинство мотора с таким числом цилиндров – не динамика и не «максималка», а способность спокойно ехать на 3-й передаче при скорости в 8 км/ч. Компания прочно заняла свое место на рынке и за ней вдогонку бросились все конкуренты. К 1930-му Cadillac представил свою версию машины с 12-ю цилиндрами. Lincoln (входивший в Ford) – через пару лет тоже освоил производство таких движков. Затем увидел свет Maybach DS7 Zeppelin – одна из самых мощных машин того времени.
В 1930-м «Кадиллак» пошел еще дальше и представил публике машину с мотором в 16 цилиндров. На прямой передаче автомобиль уверенно разгонялся, начиная с 4 км/ч! Однако к 1940-му 8-цилиндровые движки уже ничем не уступали своим более «объемным» «собратьям». Многие компании отказались от производства больших моторов, но дольше всех в США продержался GM, как бы подчеркивая свое величие и престиж.
Здесь тоже занимались подобными двигателями, но уже в меньших, по сравнению с США, количествах. Англичане делали много попыток, но не очень удачных. Более-менее у них получился Rolls-Royce Phantom III, выпускавшийся до 1939 года. А также Double-Six, мотор которого представлял пару рядных «шестерок». У испанцев был Hispano-Suiza в 210 л. с.
В Германии 12-цилиндровыми двигателями и машинами занималась фирма Horch. А какие сегодня автогиганты все еще комплектуют машины этими силовыми агрегатами?
Речь идет о моторе с индексом N74, который поступил в серийное производство с 2008 года. Изначально двигатель устанавливали на модель BMW 760Li (F01). Агрегат имел объем в 6 л и развивал 536 л. с. Но этого показалось мало и в 2010 сделали более мощную версию движка в 6,6 литра и 602 «лошади». Его ставили в Roll-Roys Down, Ghost, Wraith. С 2017-го объем довели до 6,75 л и в таком виде агрегатом оснащают выпускаемые ныне модели Cullinam, Phantom.
Последняя версия движка имеет индекс N74B68. Сколько она еще просуществует, неизвестно, но вряд ли долго.
Этот бренд тоже все еще сохраняет V12 в своей модельной линейке. Англичане сейчас активно сотрудничают с Mercedes-Benz и их основной силовой агрегат – немецкий 8-цилиндровый М177. Но пока сохраняется и «родной» движок АЕ31.
Мотор в 5,2 л, установленный на модель DB11, выдает 630 л. с., а на DBS – 715 «лошадей». Выпускается по настоящее время.
В итальянских машинах 12-цилиндровые установки применяются с сороковых годов. Сейчас наиболее распространенным вариантом является F140, разные версии которого развивают от 800 до 840 л. с. при объеме 6,5 л. Это модели авто:
На двух последних машинах отсечку подняли до 9250 об/мин. В итоге получилась мощность почти в 130 «лошадей» на литр объема без турбонаддува.
Данный агрегат является одним из наиболее форсированных в двигателестроении и устанавливается на спортивные авто.
Актуальная на сегодня установка, разработанная в начале 2000-х, имеет индекс L539. Мотор был установлен в 2011 году на автомобиль Aventador. Изначально двигатель имел объем в 6,5 л и мощность 700 л. с. Но последний параметр, благодаря оставленному резерву форсирования подняли до 740, потом 770, и, наконец 780-ти лошадиных сил. В последнем случае двигателем комплектовали Lamborghini LP780-4 Ultimae.
Для трековой машины Essenza SCV12 мотор форсировали до 830 л. с. Можно точно сказать, что данная модель стала автомобилем с самым сильным атмосферным агрегатом среди всех «Ламборджини».
Немцы успешно разрабатывали 12-цилиндровые моторы в 30-е годы, делают их и сегодня. Двигатель М279 начал сходить с конвейера в 2012-м: агрегат имеет три клапана на цилиндр, в каждой головке БЦ – по распределительному валу. Установку форсировали и в результате получилось:
Выпускаемая ныне модель M760Li в феврале этого года оценивалась в 14 млн. руб., а S 680 уже в пару раз дороже.
Свои 12-цилиндровые моторы «Мерседес» продает и другим производителям. Например, Pagani (итальянская компания, делающая гиперкары из углеродистого волокна). Под капотом модели Huayra – движок М275, развивающий 740-840 л. с.
А уникальная Huayra Pear, собранная в одном экземпляре, оснащена «мерседесовским» агрегатом в 1350 л. с. Модель Zonda, тоже «штучный» товар, оборудуется мотором М297 в 6,9-7,3 л.
Компания внушает робкую мысль, что 12-цилиндровые агрегаты в ближайшем будущем не исчезнут, и, хоть и в небольшом количестве, их увидят на серийных машинах. Примером может служить авто Gordon Murray T50.
Для него разрабатывался агрегат с участием специалистов из Cosworth. В результате получился двигатель со сравнительно малым объемом 4 л, развивающим 663 л. с.
К январю 2022 года авто этой линейки оснащаются восьмицилиндровым силовым агрегатом. Однако шесть лет назад на столичном автосалоне был продемонстрирован новый мотор для президентской машины и всей модельной линейки.
В 2020-м подтверждено: работы над двигателем с 12-ю цилиндрами продолжаются. Остается только надеяться, что технические проблемы будут решены и автомобили серии Aurus получат самый мощный из силовых агрегатов, устанавливаемых на легковые российские машины.
Как все начиналось
Более ста лет назад, когда уже вовсю штамповали 8-цилиндровые двигатели, стало понятно, что на этом дело не закончится. В автомобилестроении требовалась мощность и еще раз мощность! Но, учитывая тогдашние технологии, сделать это можно было только одним способом – увеличить объем двигателя. И тут проблема: бесконечно раздувать емкость цилиндров нельзя, т. к. это приводит к неустойчивой работе мотора. Строить длинные двигатели – тоже существует разумный предел. Но попытки сконструировать и установить на авто агрегат с 12-ю цилиндрами в ряд все же предпринимались.
И здесь пришла на помощь авиация. Двигатели для машин и летательных аппаратов в начале ХХ века были близки по конструкции. Более того: на автомобили, гнавшиеся за рекордами, ставили силовые агрегаты от аэропланов. А они уже в то время были и V-образными. Английское авто Sunbeam в 1913 году располагало мотором в 9 л объемом, развивавшим огромную по тем временам мощность в 200 л. с. На машине стоял двигатель, где 12 цилиндров были «развалены» под углом 60°.
Дальше – больше. В США, если сравнивать с остальным миром, автомобили пользовались наибольшей популярностью из всех видов транспорта. В 1915 году тогда малоизвестная фирма Packard предложила модель Twin Six с 12-ю цилиндрами объемом 7 л, развивавшую «приличные» 90 «лошадей».
Движок – с нижним расположением клапанов (можно только посочувствовать механикам, которые их регулировали). Тем не менее, эта модель считается первопроходцем в сегменте серийных легковых машин с 12-цилиндровой силовой установкой.
Пик популярности
Машина от «Паккард» получилась удачной и пользовалась спросом на рынке: за 5 лет реализовали 35 тыс. авто. Главное достоинство мотора с таким числом цилиндров – не динамика и не «максималка», а способность спокойно ехать на 3-й передаче при скорости в 8 км/ч. Компания прочно заняла свое место на рынке и за ней вдогонку бросились все конкуренты. К 1930-му Cadillac представил свою версию машины с 12-ю цилиндрами. Lincoln (входивший в Ford) – через пару лет тоже освоил производство таких движков. Затем увидел свет Maybach DS7 Zeppelin – одна из самых мощных машин того времени.
В 1930-м «Кадиллак» пошел еще дальше и представил публике машину с мотором в 16 цилиндров. На прямой передаче автомобиль уверенно разгонялся, начиная с 4 км/ч! Однако к 1940-му 8-цилиндровые движки уже ничем не уступали своим более «объемным» «собратьям». Многие компании отказались от производства больших моторов, но дольше всех в США продержался GM, как бы подчеркивая свое величие и престиж.
В Европе
Здесь тоже занимались подобными двигателями, но уже в меньших, по сравнению с США, количествах. Англичане делали много попыток, но не очень удачных. Более-менее у них получился Rolls-Royce Phantom III, выпускавшийся до 1939 года. А также Double-Six, мотор которого представлял пару рядных «шестерок». У испанцев был Hispano-Suiza в 210 л. с.
В Германии 12-цилиндровыми двигателями и машинами занималась фирма Horch. А какие сегодня автогиганты все еще комплектуют машины этими силовыми агрегатами?
BMW
Речь идет о моторе с индексом N74, который поступил в серийное производство с 2008 года. Изначально двигатель устанавливали на модель BMW 760Li (F01). Агрегат имел объем в 6 л и развивал 536 л. с. Но этого показалось мало и в 2010 сделали более мощную версию движка в 6,6 литра и 602 «лошади». Его ставили в Roll-Roys Down, Ghost, Wraith. С 2017-го объем довели до 6,75 л и в таком виде агрегатом оснащают выпускаемые ныне модели Cullinam, Phantom.
Последняя версия движка имеет индекс N74B68. Сколько она еще просуществует, неизвестно, но вряд ли долго.
Aston Martin
Этот бренд тоже все еще сохраняет V12 в своей модельной линейке. Англичане сейчас активно сотрудничают с Mercedes-Benz и их основной силовой агрегат – немецкий 8-цилиндровый М177. Но пока сохраняется и «родной» движок АЕ31.
Мотор в 5,2 л, установленный на модель DB11, выдает 630 л. с., а на DBS – 715 «лошадей». Выпускается по настоящее время.
Ferrari
В итальянских машинах 12-цилиндровые установки применяются с сороковых годов. Сейчас наиболее распространенным вариантом является F140, разные версии которого развивают от 800 до 840 л. с. при объеме 6,5 л. Это модели авто:
- ✅ GTS
- ✅ Monza
- ✅ 812 Superfast
- ✅ Daytona SP3
- ✅ 812 Competizione
На двух последних машинах отсечку подняли до 9250 об/мин. В итоге получилась мощность почти в 130 «лошадей» на литр объема без турбонаддува.
Данный агрегат является одним из наиболее форсированных в двигателестроении и устанавливается на спортивные авто.
Lamborghini
Актуальная на сегодня установка, разработанная в начале 2000-х, имеет индекс L539. Мотор был установлен в 2011 году на автомобиль Aventador. Изначально двигатель имел объем в 6,5 л и мощность 700 л. с. Но последний параметр, благодаря оставленному резерву форсирования подняли до 740, потом 770, и, наконец 780-ти лошадиных сил. В последнем случае двигателем комплектовали Lamborghini LP780-4 Ultimae.
Для трековой машины Essenza SCV12 мотор форсировали до 830 л. с. Можно точно сказать, что данная модель стала автомобилем с самым сильным атмосферным агрегатом среди всех «Ламборджини».
Mercedes-Benz
Немцы успешно разрабатывали 12-цилиндровые моторы в 30-е годы, делают их и сегодня. Двигатель М279 начал сходить с конвейера в 2012-м: агрегат имеет три клапана на цилиндр, в каждой головке БЦ – по распределительному валу. Установку форсировали и в результате получилось:
- ✅ 530 «лошадей» – на Mercedes-Benz S600L (W222), S 600 Pullman и Mercedes-Maybach S 600
- ✅ 612 л. с. – для кроссовера G 65 AMG
- ✅ 630 л. с. – на авто SL 65 AMG
Выпускаемая ныне модель M760Li в феврале этого года оценивалась в 14 млн. руб., а S 680 уже в пару раз дороже.
Свои 12-цилиндровые моторы «Мерседес» продает и другим производителям. Например, Pagani (итальянская компания, делающая гиперкары из углеродистого волокна). Под капотом модели Huayra – движок М275, развивающий 740-840 л. с.
А уникальная Huayra Pear, собранная в одном экземпляре, оснащена «мерседесовским» агрегатом в 1350 л. с. Модель Zonda, тоже «штучный» товар, оборудуется мотором М297 в 6,9-7,3 л.
Gordon Murray Automotive
Компания внушает робкую мысль, что 12-цилиндровые агрегаты в ближайшем будущем не исчезнут, и, хоть и в небольшом количестве, их увидят на серийных машинах. Примером может служить авто Gordon Murray T50.
Для него разрабатывался агрегат с участием специалистов из Cosworth. В результате получился двигатель со сравнительно малым объемом 4 л, развивающим 663 л. с.
AURUS
К январю 2022 года авто этой линейки оснащаются восьмицилиндровым силовым агрегатом. Однако шесть лет назад на столичном автосалоне был продемонстрирован новый мотор для президентской машины и всей модельной линейки.
В 2020-м подтверждено: работы над двигателем с 12-ю цилиндрами продолжаются. Остается только надеяться, что технические проблемы будут решены и автомобили серии Aurus получат самый мощный из силовых агрегатов, устанавливаемых на легковые российские машины.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....