Последний «Москвич» АЗЛК-2142
«Были времена, когда и «Москвич» считался машиной». Эта ироничная поговорка как нельзя лучше описывает богатую, но сошедшую на нет историю завода имени Ленинского комсомола. В действительности несколько послевоенных десятилетий автомобили этой марки были пределом мечтаний зарождающегося советского среднего класса. Да и сам выбор тогда был невелик – либо «Победа» («Волга»), либо автомобиль, изготовленный на столичном автопредприятии.
В такой обстановке можно было спокойно «почивать на лаврах», но появление конкурентов в сфере производства легкового автотранспорта сильно поколебало позиции АЗЛК. «Запорожец» был гораздо доступнее по цене и, при этом, не был явно хуже ни по вместимости салона, ни по ходовым качествам. Начало выпуска «Жигулей» и вовсе подорвало престиж «Москвичей». Оказалось, что за те же деньги можно приобрести автомобиль того же класса, но с более высоким уровнем комфорта и других параметров.
Предпринятая попытка спасти положение, благодаря началу выпуска первого переднеприводного автомобиля завода – «Москвич-2141», с треском провалилась. Это привело руководство к мысли, что необходима модель, которая смогла бы наравне конкурировать с флагманом советского автопрома – новой линейкой переднеприводных ВАЗ. Таковыми стали проекты под индексом «2143» и «2144». В серию они не вышли, оставшись на уровне опытных образцов и макетов. А вот АЗЛК-2142 имел несколько модификаций, которые дошли до серийного производства мелкими партиями. О них мы сегодня вам и расскажем.
80-е годы прошлого столетия ясно дали понять столичным конструкторам, что конкурентная борьба с тольяттинскими коллегами уже почти проиграна. Но, сдаваться очень не хотелось. Отчаянные попытки привели к проекту создания улучшенной версии «сорок первой» модели. При этом решили уйти от кузова типа «хетчбэк», вернувшись к привычному «седану». Обычная практика, когда создаются модели одной линейки с разными типами кузова. Задача москвичей усложнялась тем, что их разработка шла не синхронно, а автомобиль с другим типом кузова надо было создать после того, как его «старший товарищ» уже вовсю сходил с заводского конвейера.
«Сорок второй» был полностью готов к 1990 году, а серийное производство было запланировано начать двумя годами позже. Для такого оттягивания начала выхода в серию имелась серьезная причина. Генеральный директор помнил недавний промах своего коллектива, когда внутри нового «Москвич – 2141» расположили морально устаревший двигатель. Это стало одной из причин краха неплохого, в общем-то, проекта. Сейчас решили подождать массового производства моторов 414-й серии, которыми планировалось оснащать линейку «сорок второго». Двигатель был повышенного объема – 1800 куб. см. Были и другие изменения и доработки, в сравнении с прежней моделью:
✅ осовремененный силуэт кузова
✅ измененная форма бамперов
✅ новая, более стильная облицовка радиатора
✅ «торпедо» иной конструкции
✅ вентилируемые передние тормоза
На то время ни один отечественный автомобиль не был способен составить конкуренцию 42-й модели.
Успешное воплощение идеи и уже перечисленные новинки и преимущества «Москвич-2142» вдохновили его создателей и руководство столичного завода.
Как уже упоминалось ранее, они затянули на два года начало серийного производства, чтобы дать возможность запуститься и провести необходимые испытания новому моторному цеху на территории предприятия, который должен был обеспечить новинку достойным силовым агрегатом. Кажется, неудача была просто исторически предрешена. Начнись выпуск «сорок второй» модели в 1990 году и произошло бы «наступание на те же грабли».
А через два года исчезла страна, которая обеспечивала стабильный спрос для автомобилей, производимых в ней. Вместе с СССР исчезли экономические связи, наступил длительный кризис, и появилась мощная конкуренция со стороны хлынувших в Россию поддержанных иномарок.
Сложившиеся проблемы стали барьером, который на московском заводе не смогли преодолеть – серийное производство «сорок второго» отложили до лучших времен. К сожалению, они так и не наступили, а выпуск новинки ограничился опытными образцами разных модификаций и ограниченным предсерийным производством.
Кризис коснулся не только производства автомобилей, но и двигателей к ним. Работа в моторном цеху была прекращена, а имеющееся оборудование – демонтировано. Это лишило новинку главного козыря – современного силового агрегата. В результате те немногочисленные партии, которые все же были собраны на заводе, переименованном в «Москвич», комплектовались различными двигателями, в том числе французскими «Рено» различных модификаций.
В общей сложности были произведены около 1,5 тысячи автомобилей (среднегодовой тираж – менее 300 штук). После чего их выпуск был признан экономически невыгодным. Самым массовым стал «Князь Владимир». А вот элитный «Иван Калита» и его разновидность «Дуэт» не могли похвастаться даже мескосерийными тиражами. «Москвич – 2143» («Яуза») и вовсе был признан бесперспективным.
Отсутствие серийного выпуска базовой модели заставило искать пути нестандартного выхода из сложившейся ситуации. Было принято решение выпускать седан, получивший одиозное имя «Князь Владимир» и отличавшийся от несостоявшейся основной модели более удлиненной базой. В средней части кузова его увеличили на 200 мм. Это позволило получить больше комфорта для водителя и пассажира переднего сидения.
Были и внешние отличия от опытного образца. Например, измененная форма передних фар и другая облицовка радиатора. Помимо французских двигателей, выпускаемые мелкосерийно автомобили могли оснащаться привычными по прежней модели агрегатами от «шестерки» или производства УЗАМ.
Пик производства «Князь Владимир» пришелся на 2000 год, когда было выпущено более 400 автомобилей. Но, уже в следующем году эта модификация была снята с конвейера. Да и продержалась он там, в основном, благодаря поддержке московской мэрии. Администрация Лужкова всеми силами хотела сохранить столичное автопредприятие на плаву, массово закупая этот автомобиль для госучреждений самого города и прилегающей к нему области.
Не помогло и постепенное удешевление модели, достигавшееся за счет установки более дешевых УЗАМ и минимизированной отделки салона. Было выпущено несколько «Князь Владимир» и для инвалидов, с ручным управлением. Они распространялись конечным пользователем через городские службы социальной защиты. В 2002 году выпуск этой модели был полностью прекращен.
«Иван Калита» стал элитным авто для потребностей московского правительства. Набиравшее популярность стремление к роскоши и индивидуализму, побудило заводчан изготовить двухместную версию этой модели – «Дуэт-2142». Но и салон типа «купе» не смог завоевать популярность. По сути, «Иван Калита» стал последней моделью, выпускавшейся московским заводом. Концепция штучного производства автомобилей на заводе с мощностями, способными выдавать несколько сот тысяч новых легковушек, была явной утопией. Мелкосерийное производство кузовов люксовой категории ввело предприятие в экономический коллапс и поспособствовало его полной остановке.
В такой обстановке можно было спокойно «почивать на лаврах», но появление конкурентов в сфере производства легкового автотранспорта сильно поколебало позиции АЗЛК. «Запорожец» был гораздо доступнее по цене и, при этом, не был явно хуже ни по вместимости салона, ни по ходовым качествам. Начало выпуска «Жигулей» и вовсе подорвало престиж «Москвичей». Оказалось, что за те же деньги можно приобрести автомобиль того же класса, но с более высоким уровнем комфорта и других параметров.
Приборная панель «Иван Калита». Фото: youtube.com
Предпринятая попытка спасти положение, благодаря началу выпуска первого переднеприводного автомобиля завода – «Москвич-2141», с треском провалилась. Это привело руководство к мысли, что необходима модель, которая смогла бы наравне конкурировать с флагманом советского автопрома – новой линейкой переднеприводных ВАЗ. Таковыми стали проекты под индексом «2143» и «2144». В серию они не вышли, оставшись на уровне опытных образцов и макетов. А вот АЗЛК-2142 имел несколько модификаций, которые дошли до серийного производства мелкими партиями. О них мы сегодня вам и расскажем.
Где взять достойного преемника для АЗЛК-2141?
80-е годы прошлого столетия ясно дали понять столичным конструкторам, что конкурентная борьба с тольяттинскими коллегами уже почти проиграна. Но, сдаваться очень не хотелось. Отчаянные попытки привели к проекту создания улучшенной версии «сорок первой» модели. При этом решили уйти от кузова типа «хетчбэк», вернувшись к привычному «седану». Обычная практика, когда создаются модели одной линейки с разными типами кузова. Задача москвичей усложнялась тем, что их разработка шла не синхронно, а автомобиль с другим типом кузова надо было создать после того, как его «старший товарищ» уже вовсю сходил с заводского конвейера.
«Сорок второй» был полностью готов к 1990 году, а серийное производство было запланировано начать двумя годами позже. Для такого оттягивания начала выхода в серию имелась серьезная причина. Генеральный директор помнил недавний промах своего коллектива, когда внутри нового «Москвич – 2141» расположили морально устаревший двигатель. Это стало одной из причин краха неплохого, в общем-то, проекта. Сейчас решили подождать массового производства моторов 414-й серии, которыми планировалось оснащать линейку «сорок второго». Двигатель был повышенного объема – 1800 куб. см. Были и другие изменения и доработки, в сравнении с прежней моделью:
✅ осовремененный силуэт кузова
✅ измененная форма бамперов
✅ новая, более стильная облицовка радиатора
✅ «торпедо» иной конструкции
✅ вентилируемые передние тормоза
На то время ни один отечественный автомобиль не был способен составить конкуренцию 42-й модели.
Новая модификация, ставшая базовой моделью
Успешное воплощение идеи и уже перечисленные новинки и преимущества «Москвич-2142» вдохновили его создателей и руководство столичного завода.
То, что планировалось как модификация уже имеющейся модели, было перепрофилировано в новую базовую модель завода. Фактически, этот автомобиль стал спасительной соломинкой, за которую ухватились автомобилестроители.
Как уже упоминалось ранее, они затянули на два года начало серийного производства, чтобы дать возможность запуститься и провести необходимые испытания новому моторному цеху на территории предприятия, который должен был обеспечить новинку достойным силовым агрегатом. Кажется, неудача была просто исторически предрешена. Начнись выпуск «сорок второй» модели в 1990 году и произошло бы «наступание на те же грабли».
Претенциозные задние фонари. Фото: youtube.com
А через два года исчезла страна, которая обеспечивала стабильный спрос для автомобилей, производимых в ней. Вместе с СССР исчезли экономические связи, наступил длительный кризис, и появилась мощная конкуренция со стороны хлынувших в Россию поддержанных иномарок.
Опытные и предсерийные образцы – все, что осталось от проекта
Сложившиеся проблемы стали барьером, который на московском заводе не смогли преодолеть – серийное производство «сорок второго» отложили до лучших времен. К сожалению, они так и не наступили, а выпуск новинки ограничился опытными образцами разных модификаций и ограниченным предсерийным производством.
Кризис коснулся не только производства автомобилей, но и двигателей к ним. Работа в моторном цеху была прекращена, а имеющееся оборудование – демонтировано. Это лишило новинку главного козыря – современного силового агрегата. В результате те немногочисленные партии, которые все же были собраны на заводе, переименованном в «Москвич», комплектовались различными двигателями, в том числе французскими «Рено» различных модификаций.
Несостоявшаяся «Яуза». Фото: youtube.com
В общей сложности были произведены около 1,5 тысячи автомобилей (среднегодовой тираж – менее 300 штук). После чего их выпуск был признан экономически невыгодным. Самым массовым стал «Князь Владимир». А вот элитный «Иван Калита» и его разновидность «Дуэт» не могли похвастаться даже мескосерийными тиражами. «Москвич – 2143» («Яуза») и вовсе был признан бесперспективным.
«Князь Владимир»
Отсутствие серийного выпуска базовой модели заставило искать пути нестандартного выхода из сложившейся ситуации. Было принято решение выпускать седан, получивший одиозное имя «Князь Владимир» и отличавшийся от несостоявшейся основной модели более удлиненной базой. В средней части кузова его увеличили на 200 мм. Это позволило получить больше комфорта для водителя и пассажира переднего сидения.
Были и внешние отличия от опытного образца. Например, измененная форма передних фар и другая облицовка радиатора. Помимо французских двигателей, выпускаемые мелкосерийно автомобили могли оснащаться привычными по прежней модели агрегатами от «шестерки» или производства УЗАМ.
Под капотом у «Яузы». Фото: youtube.com
Пик производства «Князь Владимир» пришелся на 2000 год, когда было выпущено более 400 автомобилей. Но, уже в следующем году эта модификация была снята с конвейера. Да и продержалась он там, в основном, благодаря поддержке московской мэрии. Администрация Лужкова всеми силами хотела сохранить столичное автопредприятие на плаву, массово закупая этот автомобиль для госучреждений самого города и прилегающей к нему области.
«Князь Владимир» не сумевший спасти АЗЛК. Фото: youtube.com
Не помогло и постепенное удешевление модели, достигавшееся за счет установки более дешевых УЗАМ и минимизированной отделки салона. Было выпущено несколько «Князь Владимир» и для инвалидов, с ручным управлением. Они распространялись конечным пользователем через городские службы социальной защиты. В 2002 году выпуск этой модели был полностью прекращен.
«Иван Калита», «Дуэт» и конец истории АЗЛК
«Иван Калита» стал элитным авто для потребностей московского правительства. Набиравшее популярность стремление к роскоши и индивидуализму, побудило заводчан изготовить двухместную версию этой модели – «Дуэт-2142». Но и салон типа «купе» не смог завоевать популярность. По сути, «Иван Калита» стал последней моделью, выпускавшейся московским заводом. Концепция штучного производства автомобилей на заводе с мощностями, способными выдавать несколько сот тысяч новых легковушек, была явной утопией. Мелкосерийное производство кузовов люксовой категории ввело предприятие в экономический коллапс и поспособствовало его полной остановке.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....