
Последний «Москвич» АЗЛК-2142
«Были времена, когда и «Москвич» считался машиной». Эта ироничная поговорка как нельзя лучше описывает богатую, но сошедшую на нет историю завода имени Ленинского комсомола. В действительности несколько послевоенных десятилетий автомобили этой марки были пределом мечтаний зарождающегося советского среднего класса. Да и сам выбор тогда был невелик – либо «Победа» («Волга»), либо автомобиль, изготовленный на столичном автопредприятии.
В такой обстановке можно было спокойно «почивать на лаврах», но появление конкурентов в сфере производства легкового автотранспорта сильно поколебало позиции АЗЛК. «Запорожец» был гораздо доступнее по цене и, при этом, не был явно хуже ни по вместимости салона, ни по ходовым качествам. Начало выпуска «Жигулей» и вовсе подорвало престиж «Москвичей». Оказалось, что за те же деньги можно приобрести автомобиль того же класса, но с более высоким уровнем комфорта и других параметров.
Приборная панель «Иван Калита». Фото: youtube.com
Предпринятая попытка спасти положение, благодаря началу выпуска первого переднеприводного автомобиля завода – «Москвич-2141», с треском провалилась. Это привело руководство к мысли, что необходима модель, которая смогла бы наравне конкурировать с флагманом советского автопрома – новой линейкой переднеприводных ВАЗ. Таковыми стали проекты под индексом «2143» и «2144». В серию они не вышли, оставшись на уровне опытных образцов и макетов. А вот АЗЛК-2142 имел несколько модификаций, которые дошли до серийного производства мелкими партиями. О них мы сегодня вам и расскажем.
80-е годы прошлого столетия ясно дали понять столичным конструкторам, что конкурентная борьба с тольяттинскими коллегами уже почти проиграна. Но, сдаваться очень не хотелось. Отчаянные попытки привели к проекту создания улучшенной версии «сорок первой» модели. При этом решили уйти от кузова типа «хетчбэк», вернувшись к привычному «седану». Обычная практика, когда создаются модели одной линейки с разными типами кузова. Задача москвичей усложнялась тем, что их разработка шла не синхронно, а автомобиль с другим типом кузова надо было создать после того, как его «старший товарищ» уже вовсю сходил с заводского конвейера.
«Сорок второй» был полностью готов к 1990 году, а серийное производство было запланировано начать двумя годами позже. Для такого оттягивания начала выхода в серию имелась серьезная причина. Генеральный директор помнил недавний промах своего коллектива, когда внутри нового «Москвич – 2141» расположили морально устаревший двигатель. Это стало одной из причин краха неплохого, в общем-то, проекта. Сейчас решили подождать массового производства моторов 414-й серии, которыми планировалось оснащать линейку «сорок второго». Двигатель был повышенного объема – 1800 куб. см. Были и другие изменения и доработки, в сравнении с прежней моделью:
✅ осовремененный силуэт кузова
✅ измененная форма бамперов
✅ новая, более стильная облицовка радиатора
✅ «торпедо» иной конструкции
✅ вентилируемые передние тормоза
На то время ни один отечественный автомобиль не был способен составить конкуренцию 42-й модели.
Успешное воплощение идеи и уже перечисленные новинки и преимущества «Москвич-2142» вдохновили его создателей и руководство столичного завода.
Как уже упоминалось ранее, они затянули на два года начало серийного производства, чтобы дать возможность запуститься и провести необходимые испытания новому моторному цеху на территории предприятия, который должен был обеспечить новинку достойным силовым агрегатом. Кажется, неудача была просто исторически предрешена. Начнись выпуск «сорок второй» модели в 1990 году и произошло бы «наступание на те же грабли».
Претенциозные задние фонари. Фото: youtube.com
А через два года исчезла страна, которая обеспечивала стабильный спрос для автомобилей, производимых в ней. Вместе с СССР исчезли экономические связи, наступил длительный кризис, и появилась мощная конкуренция со стороны хлынувших в Россию поддержанных иномарок.
Сложившиеся проблемы стали барьером, который на московском заводе не смогли преодолеть – серийное производство «сорок второго» отложили до лучших времен. К сожалению, они так и не наступили, а выпуск новинки ограничился опытными образцами разных модификаций и ограниченным предсерийным производством.
Кризис коснулся не только производства автомобилей, но и двигателей к ним. Работа в моторном цеху была прекращена, а имеющееся оборудование – демонтировано. Это лишило новинку главного козыря – современного силового агрегата. В результате те немногочисленные партии, которые все же были собраны на заводе, переименованном в «Москвич», комплектовались различными двигателями, в том числе французскими «Рено» различных модификаций.
Несостоявшаяся «Яуза». Фото: youtube.com
В общей сложности были произведены около 1,5 тысячи автомобилей (среднегодовой тираж – менее 300 штук). После чего их выпуск был признан экономически невыгодным. Самым массовым стал «Князь Владимир». А вот элитный «Иван Калита» и его разновидность «Дуэт» не могли похвастаться даже мескосерийными тиражами. «Москвич – 2143» («Яуза») и вовсе был признан бесперспективным.
Отсутствие серийного выпуска базовой модели заставило искать пути нестандартного выхода из сложившейся ситуации. Было принято решение выпускать седан, получивший одиозное имя «Князь Владимир» и отличавшийся от несостоявшейся основной модели более удлиненной базой. В средней части кузова его увеличили на 200 мм. Это позволило получить больше комфорта для водителя и пассажира переднего сидения.
Были и внешние отличия от опытного образца. Например, измененная форма передних фар и другая облицовка радиатора. Помимо французских двигателей, выпускаемые мелкосерийно автомобили могли оснащаться привычными по прежней модели агрегатами от «шестерки» или производства УЗАМ.
Под капотом у «Яузы». Фото: youtube.com
Пик производства «Князь Владимир» пришелся на 2000 год, когда было выпущено более 400 автомобилей. Но, уже в следующем году эта модификация была снята с конвейера. Да и продержалась он там, в основном, благодаря поддержке московской мэрии. Администрация Лужкова всеми силами хотела сохранить столичное автопредприятие на плаву, массово закупая этот автомобиль для госучреждений самого города и прилегающей к нему области.
«Князь Владимир» не сумевший спасти АЗЛК. Фото: youtube.com
Не помогло и постепенное удешевление модели, достигавшееся за счет установки более дешевых УЗАМ и минимизированной отделки салона. Было выпущено несколько «Князь Владимир» и для инвалидов, с ручным управлением. Они распространялись конечным пользователем через городские службы социальной защиты. В 2002 году выпуск этой модели был полностью прекращен.
«Иван Калита» стал элитным авто для потребностей московского правительства. Набиравшее популярность стремление к роскоши и индивидуализму, побудило заводчан изготовить двухместную версию этой модели – «Дуэт-2142». Но и салон типа «купе» не смог завоевать популярность. По сути, «Иван Калита» стал последней моделью, выпускавшейся московским заводом. Концепция штучного производства автомобилей на заводе с мощностями, способными выдавать несколько сот тысяч новых легковушек, была явной утопией. Мелкосерийное производство кузовов люксовой категории ввело предприятие в экономический коллапс и поспособствовало его полной остановке.
В такой обстановке можно было спокойно «почивать на лаврах», но появление конкурентов в сфере производства легкового автотранспорта сильно поколебало позиции АЗЛК. «Запорожец» был гораздо доступнее по цене и, при этом, не был явно хуже ни по вместимости салона, ни по ходовым качествам. Начало выпуска «Жигулей» и вовсе подорвало престиж «Москвичей». Оказалось, что за те же деньги можно приобрести автомобиль того же класса, но с более высоким уровнем комфорта и других параметров.

Предпринятая попытка спасти положение, благодаря началу выпуска первого переднеприводного автомобиля завода – «Москвич-2141», с треском провалилась. Это привело руководство к мысли, что необходима модель, которая смогла бы наравне конкурировать с флагманом советского автопрома – новой линейкой переднеприводных ВАЗ. Таковыми стали проекты под индексом «2143» и «2144». В серию они не вышли, оставшись на уровне опытных образцов и макетов. А вот АЗЛК-2142 имел несколько модификаций, которые дошли до серийного производства мелкими партиями. О них мы сегодня вам и расскажем.
Где взять достойного преемника для АЗЛК-2141?
80-е годы прошлого столетия ясно дали понять столичным конструкторам, что конкурентная борьба с тольяттинскими коллегами уже почти проиграна. Но, сдаваться очень не хотелось. Отчаянные попытки привели к проекту создания улучшенной версии «сорок первой» модели. При этом решили уйти от кузова типа «хетчбэк», вернувшись к привычному «седану». Обычная практика, когда создаются модели одной линейки с разными типами кузова. Задача москвичей усложнялась тем, что их разработка шла не синхронно, а автомобиль с другим типом кузова надо было создать после того, как его «старший товарищ» уже вовсю сходил с заводского конвейера.
«Сорок второй» был полностью готов к 1990 году, а серийное производство было запланировано начать двумя годами позже. Для такого оттягивания начала выхода в серию имелась серьезная причина. Генеральный директор помнил недавний промах своего коллектива, когда внутри нового «Москвич – 2141» расположили морально устаревший двигатель. Это стало одной из причин краха неплохого, в общем-то, проекта. Сейчас решили подождать массового производства моторов 414-й серии, которыми планировалось оснащать линейку «сорок второго». Двигатель был повышенного объема – 1800 куб. см. Были и другие изменения и доработки, в сравнении с прежней моделью:
✅ осовремененный силуэт кузова
✅ измененная форма бамперов
✅ новая, более стильная облицовка радиатора
✅ «торпедо» иной конструкции
✅ вентилируемые передние тормоза
На то время ни один отечественный автомобиль не был способен составить конкуренцию 42-й модели.
Новая модификация, ставшая базовой моделью
Успешное воплощение идеи и уже перечисленные новинки и преимущества «Москвич-2142» вдохновили его создателей и руководство столичного завода.
То, что планировалось как модификация уже имеющейся модели, было перепрофилировано в новую базовую модель завода. Фактически, этот автомобиль стал спасительной соломинкой, за которую ухватились автомобилестроители.
Как уже упоминалось ранее, они затянули на два года начало серийного производства, чтобы дать возможность запуститься и провести необходимые испытания новому моторному цеху на территории предприятия, который должен был обеспечить новинку достойным силовым агрегатом. Кажется, неудача была просто исторически предрешена. Начнись выпуск «сорок второй» модели в 1990 году и произошло бы «наступание на те же грабли».

А через два года исчезла страна, которая обеспечивала стабильный спрос для автомобилей, производимых в ней. Вместе с СССР исчезли экономические связи, наступил длительный кризис, и появилась мощная конкуренция со стороны хлынувших в Россию поддержанных иномарок.
Опытные и предсерийные образцы – все, что осталось от проекта
Сложившиеся проблемы стали барьером, который на московском заводе не смогли преодолеть – серийное производство «сорок второго» отложили до лучших времен. К сожалению, они так и не наступили, а выпуск новинки ограничился опытными образцами разных модификаций и ограниченным предсерийным производством.
Кризис коснулся не только производства автомобилей, но и двигателей к ним. Работа в моторном цеху была прекращена, а имеющееся оборудование – демонтировано. Это лишило новинку главного козыря – современного силового агрегата. В результате те немногочисленные партии, которые все же были собраны на заводе, переименованном в «Москвич», комплектовались различными двигателями, в том числе французскими «Рено» различных модификаций.

В общей сложности были произведены около 1,5 тысячи автомобилей (среднегодовой тираж – менее 300 штук). После чего их выпуск был признан экономически невыгодным. Самым массовым стал «Князь Владимир». А вот элитный «Иван Калита» и его разновидность «Дуэт» не могли похвастаться даже мескосерийными тиражами. «Москвич – 2143» («Яуза») и вовсе был признан бесперспективным.
«Князь Владимир»
Отсутствие серийного выпуска базовой модели заставило искать пути нестандартного выхода из сложившейся ситуации. Было принято решение выпускать седан, получивший одиозное имя «Князь Владимир» и отличавшийся от несостоявшейся основной модели более удлиненной базой. В средней части кузова его увеличили на 200 мм. Это позволило получить больше комфорта для водителя и пассажира переднего сидения.
Были и внешние отличия от опытного образца. Например, измененная форма передних фар и другая облицовка радиатора. Помимо французских двигателей, выпускаемые мелкосерийно автомобили могли оснащаться привычными по прежней модели агрегатами от «шестерки» или производства УЗАМ.

Пик производства «Князь Владимир» пришелся на 2000 год, когда было выпущено более 400 автомобилей. Но, уже в следующем году эта модификация была снята с конвейера. Да и продержалась он там, в основном, благодаря поддержке московской мэрии. Администрация Лужкова всеми силами хотела сохранить столичное автопредприятие на плаву, массово закупая этот автомобиль для госучреждений самого города и прилегающей к нему области.

Не помогло и постепенное удешевление модели, достигавшееся за счет установки более дешевых УЗАМ и минимизированной отделки салона. Было выпущено несколько «Князь Владимир» и для инвалидов, с ручным управлением. Они распространялись конечным пользователем через городские службы социальной защиты. В 2002 году выпуск этой модели был полностью прекращен.
«Иван Калита», «Дуэт» и конец истории АЗЛК
«Иван Калита» стал элитным авто для потребностей московского правительства. Набиравшее популярность стремление к роскоши и индивидуализму, побудило заводчан изготовить двухместную версию этой модели – «Дуэт-2142». Но и салон типа «купе» не смог завоевать популярность. По сути, «Иван Калита» стал последней моделью, выпускавшейся московским заводом. Концепция штучного производства автомобилей на заводе с мощностями, способными выдавать несколько сот тысяч новых легковушек, была явной утопией. Мелкосерийное производство кузовов люксовой категории ввело предприятие в экономический коллапс и поспособствовало его полной остановке.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....