Вроде логично – спрос на авто упал из-за коронавируса, останавливали производства... Но по факту, покупать машины меньше не стали, и как только изоляция была снята, люди кинулись в салоны.
Но автомобилей на всех не хватило. Производители винят в этом поставщиков микрочипов, дескать, на азиатских заводах пожары, цунами и форс-мажоры. Намекают и на негласную торговую войну Китая и США.
Но слова Марка Лю, главы компании TSMC, крупного производителя микрочипов, прозвучали как гром среди ясного неба. Оказалось, что поставки автоэлектроники давно налажены, обязательства перед заказчиками выполнены. Компания TSMC способна увеличить объемы производства, но нужды для этого нет.
Марк Лю озвучил свою версию происходящего – возможно, что это посредники специально скупают микрочипы и затаривают склады. Причина банальна – подождать, а потом резко повысить стоимость.

Но все не так просто и озвученная версия лишь одна из многих. Возможно, причиной стала политика. Предпосылки для этого есть – власти европейских стран и США хотят уменьшить зависимость от азиатского рынка.
Чтобы это произошло, нужно заставить своих производителей выпускать полупроводники. Искусственный дефицит и повышение стоимости автоэлектроники вынудят это сделать.
Евросоюз уже официально заявил, что к 2030 году планирует выпускать около 20% микросхем на мировом рынке. Джо Байден, президент США, планирует инвестировать 50 миллиардов долларов из госбюджета в эту отрасль.
А может все проще? Из-за локдаунов автопроизводители потерпели убытки, некоторым пришлось закрывать заводы и шоу-румы, накопились долги. Как выходить из положения? Простейшее решение – договориться между собой и повысить цены на автомобили.
Но как это сделать обоснованно? И вот проблемы с микрочипами пришлись кстати! Создаем искусственный дефицит, и покупатель приобретет товар по любой цене! А повышение вполне оправдано!
И вот теперь автомобилей даже самых популярных марок стало резко не хватать! На то что осталось повышают стоимость, предлагают богато укомплектованные версии, стоящие от 30 до 100% дороже базовых.

Нельзя обвинять автопроизводителей во всех грехах, возможно, что они и не причем. Но то, что это оказалось на руку концернам – очевидно.
Теперь заводы получили заказы на месяцы вперед, покупатели ждут уже оплаченные машины по повышенным ценам. Долго ли продлится подобная ситуация – время покажет. Но дело давно уже не в дефиците микрочипов для автомобильной промышленности.