Перспективы развития дирижаблестроения в мире
К 30-м годам минувшего века дирижаблестроение переживало наибольший подъем. Создавались аппараты, способные перевозить не только пассажиров и праздно глядевшую в иллюминаторы публику, но и десятки тонн грузов на огромные, в тысячи километров расстояния. Однако в будущем эта ветвь воздухоплавания не получила дальнейшего распространения, точнее сказать, начала модернизироваться спустя десятилетия. Почему так произошло и что переживает сегодня дирижаблестроение?
Принято считать, что дирижабль в 17 веке изобрел математик, а по «совместительству» и военный – генерал Жан-Батист Мёнье. Через 50 лет в небо стали подниматься аппараты с паровым, бензиновым, а затем даже электрическим двигателем. Пик дирижаблестроения пришелся на 30-е годы. В это время уже в практических целях использовались аппараты типа немецкого «Граф Цеппелин», способного транспортировать 25 т на 10 тыс. км. А следующая модель из Германии стала еще «круче»: дирижабль «Гинденбург» брал на борт до 100 т груза.
Однако катастрофа гиганта в 1937 году поставила крест на дальнейшем развитии этой отрасли воздухоплавания. Авария была не единственной в ту эпоху: практически все неполадки увязывались с использованием водорода. Этот легкий газ не только огнеопасен, он еще и обладает высокой текучестью. Очевидно, что катастрофа была просто предопределена: не сегодня, так завтра.
Сейчас история совершает очередной оборот спирали и дирижабли стали строить вновь. Что интересного в этом плане сегодня?
Интерес к возрождению дирижаблестроению проявляется по нескольким направлениям. В первую очередь это использование в военных целях: связь и разведка. Во-вторых, такие летательные аппараты рассматриваются, как «грузовики», способные перемещать сотни тонн на большие расстояния с минимальными затратами.
В 2005 году агентство DARPA объявило конкурс на разработку летательного аппарата, транспортирующего от пятисот до тысячи тонн груза на 22000 км. Прошел конкурс и грант в $3 млн. достался компании Lockheed Martin. Работы производил субподрядчик – фирма Worldwide Aeros Corp, у истоков которой стоял Игорь Пастернак, приехавший в США из Украины в 90-х. Изначально все шло по плану – разработчики сделали прототип «Мечты Дракона», заполняемый 17 тыс. куб. м. газа. Длина аппарата составляла 81 м. Но в 2015 году субподрядчика постигла неудача – обрушившийся ангар привел в полную негодность прототип и дальнейшее финансирование прекратили.
Тоже американский проект, успешно воплощенный в реальность. Его изготовлением занималась английская компания Hybrid Air Vehicles. Особенность этого аппарата заключается в его гибридности: при «взлете» используется аэродинамическая сила. Когда же дирижабль достиг нужной высоты, его дальнейшее пребывание в воздухе осуществляется благодаря наполненному гелием «резервуара». Некоторые технические характеристики Airlander 10:
Дирижабль с пилотами способен пробыть в воздухе почти пять суток, а в беспилотном варианте – пару недель. Аппарат предназначался американским ВС для ведения разведывательной деятельности. Первый полет состоялся 17.08.2016 года и был успешным. Однако военные от дирижабля отказались, как утверждают многие, из-за большой цены.
Проект не остановился и получил дальнейшее развитие в коммерческих целях. В 2017-м аппарат каким-то образом оторвался от причала-мачты, ударился о землю и разрушился.
Этот аппарат – один из наиболее часто используемых. Правда, только в качестве перевозки туристов и экскурсантов. Дирижабль построен в 1997 году (прототип) немецкой компанией Zeppelin Luftschifftechnik GmbH, а в 2008-м действующее воздушное судно, сертифицированное в 2000-м, приобрела калифорнийская компания Airship Ventures. Технические данные Zeppelin NT:
Изначально было произведено 7 таких дирижаблей. Они используются и сегодня для экскурсионных полетов в разных странах мира. Если это Европа, то билет на одну «поездку» обойдется в 300-500 евро.
В РФ этими «делами» в основном занимается компания «Авгуръ-РосАэроСистемы». Организация разрабатывает многоцелевые аппараты. Их предназначение – поддержка связи, патрулирование ЛЭП, нефте- и газопроводов, VIP-туризм.
Универсальная машина. Может взлетать с разбегом или строго вверх, способна выполнять поставленные задачи днем и ночью, имеет возможность пилотажа с изменением вектора тяги, передвижением в режиме «реверс» и т. д. Аппарат выпускается в нескольких вариантах:
Дирижабль способен взять на борт любое оборудование или просто груз. Технические параметры AU-30 от «Авгуръ-РосАэроСистемы»:
Стоимость составляет от 3 млн. долларов, в зависимости от оснащенности и не считая цены заправляемого в оболочку гелия. Аппарат б/у на «Авито» в Москве предлагали за 35 млн. руб.
Российский грузовой дирижабль, а если говорить по-научному, то это «аэростатический транспортный летательный аппарат». По-своему эта конструкция уникальна. Во-первых, дирижабль имеет жесткий, а не в виде оболочки, корпус, что дает возможность летать при сильном ветре. Во-вторых, аппарат может эксплуатироваться при отсутствии инфраструктуры хоть весь год: при необходимости можно обойтись даже без причальных мачт.
Есть несколько моделей, способных транспортировать до 16-ти, 60-ти или 170-ти тонн. Характеристики средней версии «Атлант 100»:
Аппарат предназначен для выполнения военных задач в области Арктики, доставки боевой техники и гражданских грузов в труднодоступные места, проведения спасательных операций.
Преимущества дирижаблей очевидны: они могут неделями висеть в воздухе на высоте до 50 км, перевозят объемы грузов, недоступные самым большим самолетам. Аппараты, наполненные гелием гораздо более безопаснее любого авиалайнера или вертолета. Что же тормозит развитие дирижаблестроения?
Час полета на таком аппарате гораздо ниже, чем самолете. Но вот построить дирижабль – долго и дорого. А в мире любят быстро окупаемые инвестиции. В техническом плане нет никаких препятствий к разработке и реализации проектов по дирижаблестроению. Требуются серьезные вложения и, как следствие – помощь государства: бизнес такое «спонсорство» пока не очень привлекает.
Из истории: славной и трагичной
Принято считать, что дирижабль в 17 веке изобрел математик, а по «совместительству» и военный – генерал Жан-Батист Мёнье. Через 50 лет в небо стали подниматься аппараты с паровым, бензиновым, а затем даже электрическим двигателем. Пик дирижаблестроения пришелся на 30-е годы. В это время уже в практических целях использовались аппараты типа немецкого «Граф Цеппелин», способного транспортировать 25 т на 10 тыс. км. А следующая модель из Германии стала еще «круче»: дирижабль «Гинденбург» брал на борт до 100 т груза.
Однако катастрофа гиганта в 1937 году поставила крест на дальнейшем развитии этой отрасли воздухоплавания. Авария была не единственной в ту эпоху: практически все неполадки увязывались с использованием водорода. Этот легкий газ не только огнеопасен, он еще и обладает высокой текучестью. Очевидно, что катастрофа была просто предопределена: не сегодня, так завтра.
В то время уже производили технический гелий, который способен заменить взрывоопасный водород. Это могло бы возродить дирижаблестроение. Но получать газ в больших масштабах умели только американцы, отказавшие Германии, строившей крупнейшие дирижабли, в поставках гелия. Почему, вопрос сложный. Кто-то считает, что причина кроется в конкуренции с самолетостроителями. Но большинство историков склоняется к мнению, что на фоне маячившей впереди войны дирижабли имели куда более скромные боевые возможности по сравнению с крылатыми машинами. Именно на них и делали ставку производители.
Сейчас история совершает очередной оборот спирали и дирижабли стали строить вновь. Что интересного в этом плане сегодня?
Западные страны
Интерес к возрождению дирижаблестроению проявляется по нескольким направлениям. В первую очередь это использование в военных целях: связь и разведка. Во-вторых, такие летательные аппараты рассматриваются, как «грузовики», способные перемещать сотни тонн на большие расстояния с минимальными затратами.
Dragon Dream
В 2005 году агентство DARPA объявило конкурс на разработку летательного аппарата, транспортирующего от пятисот до тысячи тонн груза на 22000 км. Прошел конкурс и грант в $3 млн. достался компании Lockheed Martin. Работы производил субподрядчик – фирма Worldwide Aeros Corp, у истоков которой стоял Игорь Пастернак, приехавший в США из Украины в 90-х. Изначально все шло по плану – разработчики сделали прототип «Мечты Дракона», заполняемый 17 тыс. куб. м. газа. Длина аппарата составляла 81 м. Но в 2015 году субподрядчика постигла неудача – обрушившийся ангар привел в полную негодность прототип и дальнейшее финансирование прекратили.
Airlander 10
Тоже американский проект, успешно воплощенный в реальность. Его изготовлением занималась английская компания Hybrid Air Vehicles. Особенность этого аппарата заключается в его гибридности: при «взлете» используется аэродинамическая сила. Когда же дирижабль достиг нужной высоты, его дальнейшее пребывание в воздухе осуществляется благодаря наполненному гелием «резервуара». Некоторые технические характеристики Airlander 10:
- ? длина – 92 м
- ? грузоподъемность – 9,98 тонн
- ? высота – 6100 м
- ? скоростной предел – 148 км/ч
Дирижабль с пилотами способен пробыть в воздухе почти пять суток, а в беспилотном варианте – пару недель. Аппарат предназначался американским ВС для ведения разведывательной деятельности. Первый полет состоялся 17.08.2016 года и был успешным. Однако военные от дирижабля отказались, как утверждают многие, из-за большой цены.
Проект не остановился и получил дальнейшее развитие в коммерческих целях. В 2017-м аппарат каким-то образом оторвался от причала-мачты, ударился о землю и разрушился.
Zeppelin NT
Этот аппарат – один из наиболее часто используемых. Правда, только в качестве перевозки туристов и экскурсантов. Дирижабль построен в 1997 году (прототип) немецкой компанией Zeppelin Luftschifftechnik GmbH, а в 2008-м действующее воздушное судно, сертифицированное в 2000-м, приобрела калифорнийская компания Airship Ventures. Технические данные Zeppelin NT:
- ? длина – 75 м
- ? объем гелия – 8225 куб. м
- ? двигатели (2 штуки) – Textron Lycoming IO-360 по 200 л. с. каждый
- ? скорость – до 125 км/ч
- ? потолок – 2600 м
- ? дальность/продолжительность полета – 900 км/24 ч
- ? количество пассажиров – 12 человек
- ? грузоподъемность – 2,5 т
Изначально было произведено 7 таких дирижаблей. Они используются и сегодня для экскурсионных полетов в разных странах мира. Если это Европа, то билет на одну «поездку» обойдется в 300-500 евро.
Дирижаблестроение в России
В РФ этими «делами» в основном занимается компания «Авгуръ-РосАэроСистемы». Организация разрабатывает многоцелевые аппараты. Их предназначение – поддержка связи, патрулирование ЛЭП, нефте- и газопроводов, VIP-туризм.
AU-30
Универсальная машина. Может взлетать с разбегом или строго вверх, способна выполнять поставленные задачи днем и ночью, имеет возможность пилотажа с изменением вектора тяги, передвижением в режиме «реверс» и т. д. Аппарат выпускается в нескольких вариантах:
- ? для туристов с VIP-салоном
- ? выполнения видео- и фотосъемки, наблюдений
- ? поиска полезных ископаемых
- ? рекламы продуктов, услуг
- ? контроля безопасности крупных мероприятий
Дирижабль способен взять на борт любое оборудование или просто груз. Технические параметры AU-30 от «Авгуръ-РосАэроСистемы»:
- ? длина – 55 м
- ? полезная нагрузка – 1,4 т
- ? двигатели (2 штуки) – чешские Лом-Прага М332С по 170 л. с.
- ? скоростное ограничение – 110 км/ч
- ? дальность полета/продолжительность – 1600 км/24 ч
- ? потолок – 2500 м
Стоимость составляет от 3 млн. долларов, в зависимости от оснащенности и не считая цены заправляемого в оболочку гелия. Аппарат б/у на «Авито» в Москве предлагали за 35 млн. руб.
Atlant 100 (проект)
Российский грузовой дирижабль, а если говорить по-научному, то это «аэростатический транспортный летательный аппарат». По-своему эта конструкция уникальна. Во-первых, дирижабль имеет жесткий, а не в виде оболочки, корпус, что дает возможность летать при сильном ветре. Во-вторых, аппарат может эксплуатироваться при отсутствии инфраструктуры хоть весь год: при необходимости можно обойтись даже без причальных мачт.
Есть несколько моделей, способных транспортировать до 16-ти, 60-ти или 170-ти тонн. Характеристики средней версии «Атлант 100»:
- ? длина – 110 м
- ? объем гелия – 100 тыс. куб. м
- ? скорость – до 120 км/ч
- ? дальность – 2000 км
- ? потолок – до 2000 м
Аппарат предназначен для выполнения военных задач в области Арктики, доставки боевой техники и гражданских грузов в труднодоступные места, проведения спасательных операций.
О перспективах
Преимущества дирижаблей очевидны: они могут неделями висеть в воздухе на высоте до 50 км, перевозят объемы грузов, недоступные самым большим самолетам. Аппараты, наполненные гелием гораздо более безопаснее любого авиалайнера или вертолета. Что же тормозит развитие дирижаблестроения?
Час полета на таком аппарате гораздо ниже, чем самолете. Но вот построить дирижабль – долго и дорого. А в мире любят быстро окупаемые инвестиции. В техническом плане нет никаких препятствий к разработке и реализации проектов по дирижаблестроению. Требуются серьезные вложения и, как следствие – помощь государства: бизнес такое «спонсорство» пока не очень привлекает.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...