
Перспективы развития дирижаблестроения в мире
К 30-м годам минувшего века дирижаблестроение переживало наибольший подъем. Создавались аппараты, способные перевозить не только пассажиров и праздно глядевшую в иллюминаторы публику, но и десятки тонн грузов на огромные, в тысячи километров расстояния. Однако в будущем эта ветвь воздухоплавания не получила дальнейшего распространения, точнее сказать, начала модернизироваться спустя десятилетия. Почему так произошло и что переживает сегодня дирижаблестроение?
Принято считать, что дирижабль в 17 веке изобрел математик, а по «совместительству» и военный – генерал Жан-Батист Мёнье. Через 50 лет в небо стали подниматься аппараты с паровым, бензиновым, а затем даже электрическим двигателем. Пик дирижаблестроения пришелся на 30-е годы. В это время уже в практических целях использовались аппараты типа немецкого «Граф Цеппелин», способного транспортировать 25 т на 10 тыс. км. А следующая модель из Германии стала еще «круче»: дирижабль «Гинденбург» брал на борт до 100 т груза.
Однако катастрофа гиганта в 1937 году поставила крест на дальнейшем развитии этой отрасли воздухоплавания. Авария была не единственной в ту эпоху: практически все неполадки увязывались с использованием водорода. Этот легкий газ не только огнеопасен, он еще и обладает высокой текучестью. Очевидно, что катастрофа была просто предопределена: не сегодня, так завтра.
Сейчас история совершает очередной оборот спирали и дирижабли стали строить вновь. Что интересного в этом плане сегодня?
Интерес к возрождению дирижаблестроению проявляется по нескольким направлениям. В первую очередь это использование в военных целях: связь и разведка. Во-вторых, такие летательные аппараты рассматриваются, как «грузовики», способные перемещать сотни тонн на большие расстояния с минимальными затратами.
В 2005 году агентство DARPA объявило конкурс на разработку летательного аппарата, транспортирующего от пятисот до тысячи тонн груза на 22000 км. Прошел конкурс и грант в $3 млн. достался компании Lockheed Martin. Работы производил субподрядчик – фирма Worldwide Aeros Corp, у истоков которой стоял Игорь Пастернак, приехавший в США из Украины в 90-х. Изначально все шло по плану – разработчики сделали прототип «Мечты Дракона», заполняемый 17 тыс. куб. м. газа. Длина аппарата составляла 81 м. Но в 2015 году субподрядчика постигла неудача – обрушившийся ангар привел в полную негодность прототип и дальнейшее финансирование прекратили.
Тоже американский проект, успешно воплощенный в реальность. Его изготовлением занималась английская компания Hybrid Air Vehicles. Особенность этого аппарата заключается в его гибридности: при «взлете» используется аэродинамическая сила. Когда же дирижабль достиг нужной высоты, его дальнейшее пребывание в воздухе осуществляется благодаря наполненному гелием «резервуара». Некоторые технические характеристики Airlander 10:
Дирижабль с пилотами способен пробыть в воздухе почти пять суток, а в беспилотном варианте – пару недель. Аппарат предназначался американским ВС для ведения разведывательной деятельности. Первый полет состоялся 17.08.2016 года и был успешным. Однако военные от дирижабля отказались, как утверждают многие, из-за большой цены.
Проект не остановился и получил дальнейшее развитие в коммерческих целях. В 2017-м аппарат каким-то образом оторвался от причала-мачты, ударился о землю и разрушился.
Этот аппарат – один из наиболее часто используемых. Правда, только в качестве перевозки туристов и экскурсантов. Дирижабль построен в 1997 году (прототип) немецкой компанией Zeppelin Luftschifftechnik GmbH, а в 2008-м действующее воздушное судно, сертифицированное в 2000-м, приобрела калифорнийская компания Airship Ventures. Технические данные Zeppelin NT:
Изначально было произведено 7 таких дирижаблей. Они используются и сегодня для экскурсионных полетов в разных странах мира. Если это Европа, то билет на одну «поездку» обойдется в 300-500 евро.
В РФ этими «делами» в основном занимается компания «Авгуръ-РосАэроСистемы». Организация разрабатывает многоцелевые аппараты. Их предназначение – поддержка связи, патрулирование ЛЭП, нефте- и газопроводов, VIP-туризм.
Универсальная машина. Может взлетать с разбегом или строго вверх, способна выполнять поставленные задачи днем и ночью, имеет возможность пилотажа с изменением вектора тяги, передвижением в режиме «реверс» и т. д. Аппарат выпускается в нескольких вариантах:
Дирижабль способен взять на борт любое оборудование или просто груз. Технические параметры AU-30 от «Авгуръ-РосАэроСистемы»:
Стоимость составляет от 3 млн. долларов, в зависимости от оснащенности и не считая цены заправляемого в оболочку гелия. Аппарат б/у на «Авито» в Москве предлагали за 35 млн. руб.
Российский грузовой дирижабль, а если говорить по-научному, то это «аэростатический транспортный летательный аппарат». По-своему эта конструкция уникальна. Во-первых, дирижабль имеет жесткий, а не в виде оболочки, корпус, что дает возможность летать при сильном ветре. Во-вторых, аппарат может эксплуатироваться при отсутствии инфраструктуры хоть весь год: при необходимости можно обойтись даже без причальных мачт.
Есть несколько моделей, способных транспортировать до 16-ти, 60-ти или 170-ти тонн. Характеристики средней версии «Атлант 100»:
Аппарат предназначен для выполнения военных задач в области Арктики, доставки боевой техники и гражданских грузов в труднодоступные места, проведения спасательных операций.
Преимущества дирижаблей очевидны: они могут неделями висеть в воздухе на высоте до 50 км, перевозят объемы грузов, недоступные самым большим самолетам. Аппараты, наполненные гелием гораздо более безопаснее любого авиалайнера или вертолета. Что же тормозит развитие дирижаблестроения?
Час полета на таком аппарате гораздо ниже, чем самолете. Но вот построить дирижабль – долго и дорого. А в мире любят быстро окупаемые инвестиции. В техническом плане нет никаких препятствий к разработке и реализации проектов по дирижаблестроению. Требуются серьезные вложения и, как следствие – помощь государства: бизнес такое «спонсорство» пока не очень привлекает.
Из истории: славной и трагичной
Принято считать, что дирижабль в 17 веке изобрел математик, а по «совместительству» и военный – генерал Жан-Батист Мёнье. Через 50 лет в небо стали подниматься аппараты с паровым, бензиновым, а затем даже электрическим двигателем. Пик дирижаблестроения пришелся на 30-е годы. В это время уже в практических целях использовались аппараты типа немецкого «Граф Цеппелин», способного транспортировать 25 т на 10 тыс. км. А следующая модель из Германии стала еще «круче»: дирижабль «Гинденбург» брал на борт до 100 т груза.
Однако катастрофа гиганта в 1937 году поставила крест на дальнейшем развитии этой отрасли воздухоплавания. Авария была не единственной в ту эпоху: практически все неполадки увязывались с использованием водорода. Этот легкий газ не только огнеопасен, он еще и обладает высокой текучестью. Очевидно, что катастрофа была просто предопределена: не сегодня, так завтра.
В то время уже производили технический гелий, который способен заменить взрывоопасный водород. Это могло бы возродить дирижаблестроение. Но получать газ в больших масштабах умели только американцы, отказавшие Германии, строившей крупнейшие дирижабли, в поставках гелия. Почему, вопрос сложный. Кто-то считает, что причина кроется в конкуренции с самолетостроителями. Но большинство историков склоняется к мнению, что на фоне маячившей впереди войны дирижабли имели куда более скромные боевые возможности по сравнению с крылатыми машинами. Именно на них и делали ставку производители.
Сейчас история совершает очередной оборот спирали и дирижабли стали строить вновь. Что интересного в этом плане сегодня?
Западные страны
Интерес к возрождению дирижаблестроению проявляется по нескольким направлениям. В первую очередь это использование в военных целях: связь и разведка. Во-вторых, такие летательные аппараты рассматриваются, как «грузовики», способные перемещать сотни тонн на большие расстояния с минимальными затратами.
Dragon Dream
В 2005 году агентство DARPA объявило конкурс на разработку летательного аппарата, транспортирующего от пятисот до тысячи тонн груза на 22000 км. Прошел конкурс и грант в $3 млн. достался компании Lockheed Martin. Работы производил субподрядчик – фирма Worldwide Aeros Corp, у истоков которой стоял Игорь Пастернак, приехавший в США из Украины в 90-х. Изначально все шло по плану – разработчики сделали прототип «Мечты Дракона», заполняемый 17 тыс. куб. м. газа. Длина аппарата составляла 81 м. Но в 2015 году субподрядчика постигла неудача – обрушившийся ангар привел в полную негодность прототип и дальнейшее финансирование прекратили.
Airlander 10
Тоже американский проект, успешно воплощенный в реальность. Его изготовлением занималась английская компания Hybrid Air Vehicles. Особенность этого аппарата заключается в его гибридности: при «взлете» используется аэродинамическая сила. Когда же дирижабль достиг нужной высоты, его дальнейшее пребывание в воздухе осуществляется благодаря наполненному гелием «резервуара». Некоторые технические характеристики Airlander 10:
- ? длина – 92 м
- ? грузоподъемность – 9,98 тонн
- ? высота – 6100 м
- ? скоростной предел – 148 км/ч
Дирижабль с пилотами способен пробыть в воздухе почти пять суток, а в беспилотном варианте – пару недель. Аппарат предназначался американским ВС для ведения разведывательной деятельности. Первый полет состоялся 17.08.2016 года и был успешным. Однако военные от дирижабля отказались, как утверждают многие, из-за большой цены.
Проект не остановился и получил дальнейшее развитие в коммерческих целях. В 2017-м аппарат каким-то образом оторвался от причала-мачты, ударился о землю и разрушился.
Zeppelin NT
Этот аппарат – один из наиболее часто используемых. Правда, только в качестве перевозки туристов и экскурсантов. Дирижабль построен в 1997 году (прототип) немецкой компанией Zeppelin Luftschifftechnik GmbH, а в 2008-м действующее воздушное судно, сертифицированное в 2000-м, приобрела калифорнийская компания Airship Ventures. Технические данные Zeppelin NT:
- ? длина – 75 м
- ? объем гелия – 8225 куб. м
- ? двигатели (2 штуки) – Textron Lycoming IO-360 по 200 л. с. каждый
- ? скорость – до 125 км/ч
- ? потолок – 2600 м
- ? дальность/продолжительность полета – 900 км/24 ч
- ? количество пассажиров – 12 человек
- ? грузоподъемность – 2,5 т
Изначально было произведено 7 таких дирижаблей. Они используются и сегодня для экскурсионных полетов в разных странах мира. Если это Европа, то билет на одну «поездку» обойдется в 300-500 евро.
Дирижаблестроение в России
В РФ этими «делами» в основном занимается компания «Авгуръ-РосАэроСистемы». Организация разрабатывает многоцелевые аппараты. Их предназначение – поддержка связи, патрулирование ЛЭП, нефте- и газопроводов, VIP-туризм.
AU-30
Универсальная машина. Может взлетать с разбегом или строго вверх, способна выполнять поставленные задачи днем и ночью, имеет возможность пилотажа с изменением вектора тяги, передвижением в режиме «реверс» и т. д. Аппарат выпускается в нескольких вариантах:
- ? для туристов с VIP-салоном
- ? выполнения видео- и фотосъемки, наблюдений
- ? поиска полезных ископаемых
- ? рекламы продуктов, услуг
- ? контроля безопасности крупных мероприятий
Дирижабль способен взять на борт любое оборудование или просто груз. Технические параметры AU-30 от «Авгуръ-РосАэроСистемы»:
- ? длина – 55 м
- ? полезная нагрузка – 1,4 т
- ? двигатели (2 штуки) – чешские Лом-Прага М332С по 170 л. с.
- ? скоростное ограничение – 110 км/ч
- ? дальность полета/продолжительность – 1600 км/24 ч
- ? потолок – 2500 м
Стоимость составляет от 3 млн. долларов, в зависимости от оснащенности и не считая цены заправляемого в оболочку гелия. Аппарат б/у на «Авито» в Москве предлагали за 35 млн. руб.
Atlant 100 (проект)
Российский грузовой дирижабль, а если говорить по-научному, то это «аэростатический транспортный летательный аппарат». По-своему эта конструкция уникальна. Во-первых, дирижабль имеет жесткий, а не в виде оболочки, корпус, что дает возможность летать при сильном ветре. Во-вторых, аппарат может эксплуатироваться при отсутствии инфраструктуры хоть весь год: при необходимости можно обойтись даже без причальных мачт.
Есть несколько моделей, способных транспортировать до 16-ти, 60-ти или 170-ти тонн. Характеристики средней версии «Атлант 100»:
- ? длина – 110 м
- ? объем гелия – 100 тыс. куб. м
- ? скорость – до 120 км/ч
- ? дальность – 2000 км
- ? потолок – до 2000 м
Аппарат предназначен для выполнения военных задач в области Арктики, доставки боевой техники и гражданских грузов в труднодоступные места, проведения спасательных операций.
О перспективах
Преимущества дирижаблей очевидны: они могут неделями висеть в воздухе на высоте до 50 км, перевозят объемы грузов, недоступные самым большим самолетам. Аппараты, наполненные гелием гораздо более безопаснее любого авиалайнера или вертолета. Что же тормозит развитие дирижаблестроения?
Час полета на таком аппарате гораздо ниже, чем самолете. Но вот построить дирижабль – долго и дорого. А в мире любят быстро окупаемые инвестиции. В техническом плане нет никаких препятствий к разработке и реализации проектов по дирижаблестроению. Требуются серьезные вложения и, как следствие – помощь государства: бизнес такое «спонсорство» пока не очень привлекает.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...