.d-md-none .d-lg-block bibimot

Перспективы развития дирижаблестроения в мире

Перспективы развития дирижаблестроения в мире
К 30-м годам минувшего века дирижаблестроение переживало наибольший подъем. Создавались аппараты, способные перевозить не только пассажиров и праздно глядевшую в иллюминаторы публику, но и десятки тонн грузов на огромные, в тысячи километров расстояния. Однако в будущем эта ветвь воздухоплавания не получила дальнейшего распространения, точнее сказать, начала модернизироваться спустя десятилетия. Почему так произошло и что переживает сегодня дирижаблестроение?


Из истории: славной и трагичной


Принято считать, что дирижабль в 17 веке изобрел математик, а по «совместительству» и военный – генерал Жан-Батист Мёнье. Через 50 лет в небо стали подниматься аппараты с паровым, бензиновым, а затем даже электрическим двигателем. Пик дирижаблестроения пришелся на 30-е годы. В это время уже в практических целях использовались аппараты типа немецкого «Граф Цеппелин», способного транспортировать 25 т на 10 тыс. км. А следующая модель из Германии стала еще «круче»: дирижабль «Гинденбург» брал на борт до 100 т груза.

Расцвет эпохи дирижаблей пришелся на 30-е году ХХ века. Фото: YouTube.com


Однако катастрофа гиганта в 1937 году поставила крест на дальнейшем развитии этой отрасли воздухоплавания. Авария была не единственной в ту эпоху: практически все неполадки увязывались с использованием водорода. Этот легкий газ не только огнеопасен, он еще и обладает высокой текучестью. Очевидно, что катастрофа была просто предопределена: не сегодня, так завтра.

Катастрофа немецкого гиганта ознаменовала конец эры дирижаблей. Фото: YouTube.com


В то время уже производили технический гелий, который способен заменить взрывоопасный водород. Это могло бы возродить дирижаблестроение. Но получать газ в больших масштабах умели только американцы, отказавшие Германии, строившей крупнейшие дирижабли, в поставках гелия. Почему, вопрос сложный. Кто-то считает, что причина кроется в конкуренции с самолетостроителями. Но большинство историков склоняется к мнению, что на фоне маячившей впереди войны дирижабли имели куда более скромные боевые возможности по сравнению с крылатыми машинами. Именно на них и делали ставку производители.


Сейчас история совершает очередной оборот спирали и дирижабли стали строить вновь. Что интересного в этом плане сегодня?

Западные страны


Интерес к возрождению дирижаблестроению проявляется по нескольким направлениям. В первую очередь это использование в военных целях: связь и разведка. Во-вторых, такие летательные аппараты рассматриваются, как «грузовики», способные перемещать сотни тонн на большие расстояния с минимальными затратами.

Dragon Dream


В 2005 году агентство DARPA объявило конкурс на разработку летательного аппарата, транспортирующего от пятисот до тысячи тонн груза на 22000 км. Прошел конкурс и грант в $3 млн. достался компании Lockheed Martin. Работы производил субподрядчик – фирма Worldwide Aeros Corp, у истоков которой стоял Игорь Пастернак, приехавший в США из Украины в 90-х. Изначально все шло по плану – разработчики сделали прототип «Мечты Дракона», заполняемый 17 тыс. куб. м. газа. Длина аппарата составляла 81 м. Но в 2015 году субподрядчика постигла неудача – обрушившийся ангар привел в полную негодность прототип и дальнейшее финансирование прекратили.

Dragon Dream: начиналось все успешно. Фото: YouTube.com


Airlander 10


Тоже американский проект, успешно воплощенный в реальность. Его изготовлением занималась английская компания Hybrid Air Vehicles. Особенность этого аппарата заключается в его гибридности: при «взлете» используется аэродинамическая сила. Когда же дирижабль достиг нужной высоты, его дальнейшее пребывание в воздухе осуществляется благодаря наполненному гелием «резервуара». Некоторые технические характеристики Airlander 10:

  • ? длина – 92 м
  • ? грузоподъемность – 9,98 тонн
  • ? высота – 6100 м
  • ? скоростной предел – 148 км/ч


Дирижабль с пилотами способен пробыть в воздухе почти пять суток, а в беспилотном варианте – пару недель. Аппарат предназначался американским ВС для ведения разведывательной деятельности. Первый полет состоялся 17.08.2016 года и был успешным. Однако военные от дирижабля отказались, как утверждают многие, из-за большой цены.

Первый полет Airlander. Фото: YouTube.com


Проект не остановился и получил дальнейшее развитие в коммерческих целях. В 2017-м аппарат каким-то образом оторвался от причала-мачты, ударился о землю и разрушился.

Zeppelin NT


Этот аппарат – один из наиболее часто используемых. Правда, только в качестве перевозки туристов и экскурсантов. Дирижабль построен в 1997 году (прототип) немецкой компанией Zeppelin Luftschifftechnik GmbH, а в 2008-м действующее воздушное судно, сертифицированное в 2000-м, приобрела калифорнийская компания Airship Ventures. Технические данные Zeppelin NT:

  • ? длина – 75 м
  • ? объем гелия – 8225 куб. м
  • ? двигатели (2 штуки) – Textron Lycoming IO-360 по 200 л. с. каждый
  • ? скорость – до 125 км/ч
  • ? потолок – 2600 м
  • ? дальность/продолжительность полета – 900 км/24 ч
  • ? количество пассажиров – 12 человек
  • ? грузоподъемность – 2,5 т


Изначально было произведено 7 таких дирижаблей. Они используются и сегодня для экскурсионных полетов в разных странах мира. Если это Европа, то билет на одну «поездку» обойдется в 300-500 евро.

Восхитительная панорама из кабины Zeppelin NT. Фото: YouTube.com


Дирижаблестроение в России


В РФ этими «делами» в основном занимается компания «Авгуръ-РосАэроСистемы». Организация разрабатывает многоцелевые аппараты. Их предназначение – поддержка связи, патрулирование ЛЭП, нефте- и газопроводов, VIP-туризм.

AU-30


Универсальная машина. Может взлетать с разбегом или строго вверх, способна выполнять поставленные задачи днем и ночью, имеет возможность пилотажа с изменением вектора тяги, передвижением в режиме «реверс» и т. д. Аппарат выпускается в нескольких вариантах:

  • ? для туристов с VIP-салоном
  • ? выполнения видео- и фотосъемки, наблюдений
  • ? поиска полезных ископаемых
  • ? рекламы продуктов, услуг
  • ? контроля безопасности крупных мероприятий


Дирижабль способен взять на борт любое оборудование или просто груз. Технические параметры AU-30 от «Авгуръ-РосАэроСистемы»:

  • ? длина – 55 м
  • ? полезная нагрузка – 1,4 т
  • ? двигатели (2 штуки) – чешские Лом-Прага М332С по 170 л. с.
  • ? скоростное ограничение – 110 км/ч
  • ? дальность полета/продолжительность – 1600 км/24 ч
  • ? потолок – 2500 м


Стоимость составляет от 3 млн. долларов, в зависимости от оснащенности и не считая цены заправляемого в оболочку гелия. Аппарат б/у на «Авито» в Москве предлагали за 35 млн. руб.

AU-30 для исследования и защиты Арктики. Фото: YouTube.com


Atlant 100 (проект)


Российский грузовой дирижабль, а если говорить по-научному, то это «аэростатический транспортный летательный аппарат». По-своему эта конструкция уникальна. Во-первых, дирижабль имеет жесткий, а не в виде оболочки, корпус, что дает возможность летать при сильном ветре. Во-вторых, аппарат может эксплуатироваться при отсутствии инфраструктуры хоть весь год: при необходимости можно обойтись даже без причальных мачт.

Atlant 100 пока в проекте. Фото: YouTube.com


Есть несколько моделей, способных транспортировать до 16-ти, 60-ти или 170-ти тонн. Характеристики средней версии «Атлант 100»:

  • ? длина – 110 м
  • ? объем гелия – 100 тыс. куб. м
  • ? скорость – до 120 км/ч
  • ? дальность – 2000 км
  • ? потолок – до 2000 м


Аппарат предназначен для выполнения военных задач в области Арктики, доставки боевой техники и гражданских грузов в труднодоступные места, проведения спасательных операций.

О перспективах


Преимущества дирижаблей очевидны: они могут неделями висеть в воздухе на высоте до 50 км, перевозят объемы грузов, недоступные самым большим самолетам. Аппараты, наполненные гелием гораздо более безопаснее любого авиалайнера или вертолета. Что же тормозит развитие дирижаблестроения?

Час полета на таком аппарате гораздо ниже, чем самолете. Но вот построить дирижабль – долго и дорого. А в мире любят быстро окупаемые инвестиции. В техническом плане нет никаких препятствий к разработке и реализации проектов по дирижаблестроению. Требуются серьезные вложения и, как следствие – помощь государства: бизнес такое «спонсорство» пока не очень привлекает.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о современных дирижаблях?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Дельтаплан – круче, чем автомобиль?Genesis GV70 - заставляет нервничать премиальных "немцев"

Зачем японским поездам такой нос

Зачем японским поездам такой нос

Необычная конфигурации головного вагона поездов японской транспортной системы «Синкансэн» скопирована с обычной птицы. Для чего это было сделано и что...
  • 3 738