История мотоцикла с коляской «Днепр» МТ и его особенности
Советские мотоциклы с колясками встречались двух типов – средние ИЖ и тяжелые «Урал», «Днепр». Если модели Ижевского машиностроительного завода были чаще всего одиночками, то оппозиты поставлялись только с боковым прицепом-люлькой.
«Урал» и «Днепр» без коляски считались редкостью – их делали ограниченными сериями для милиции и кортежей. Снимать люльку простым советским гражданам не разрешалось.
Многие любители тяжелых мотоциклов спорят о том, какой байк лучше – «Урал» или «Днепр». Каждая модель имеет свои достоинства и недостатки, но конструктивно они схожи. «Уралы» производятся до сих пор, хотя это уже нишевый продукт, стоящий дороже бюджетного автомобиля типа Лады Весты.
А вот «колясычи» марки «Днепр» остались в истории. Киевский мотоциклетный завод почти полностью снесен. Остатки оборудования вывезли в 2017 году.
Но в России и других странах СНГ мотоциклы «Днепр» сохранились в больших количествах. Они до сих пор трудятся в сельской местности, хотя уже скорее в качестве развлекательного транспорта. Сегодня мы расскажем про «Днепр» МТ-– самый популярный и массовый байк в линейке КМЗ.
Считается, что история Киевского мотоциклетного завода началась примерно в 1950-х годах, когда было решено производить тяжелые военные оппозиты М-72. Кто не в курсе – это почти полная копия немецкого BMW R71 и выпускать их начали в Москве с 1941 года.
Первым мотоциклом КМЗ был легкий К-1Б «Киевлянин» – созданный по документации Wanderer-1Sp, полученной в ходе репараций. Случилось это в 1946 году и в то же время разрабатывалась мотоколяска для инвалидов К-1В.
Тяжелые мотоциклы с оппозитными двигателями начали делать позднее. Произошло это после ликвидации Горьковского мотозавода в 1949 году. Примерно в то же время на КМЗ приехали и специалисты по выпуску М-72 вместе с необходимым оборудованием.
Первая партия тяжелых мотоциклов появилась только в 1952 году – именно этот момент часто называется началом основания Киевского завода. После этого модели модернизировались и выпускались крупными партиями. Первый мотоцикл «Днепр» МТ появился только в 1968 году.
Все МТ похожи друг на друга. Конечно, они отличаются нюансами, у более ранних моделей сиденья велосипедного типа – жесткие и подпружиненные. Но если поставить рядом BMW R71 и самый последний «Днепр» МТ-11 1984 модельного года – сразу видно, что мотоциклы похожи друг на друга.
Двигатели
На «Днепр» МТ ставили моторы с рабочим объемом 650 см3. Именно этим серия и отличается от предыдущих моделей, которые комплектовались силовыми агрегатами на 750 см3. Единственным исключением был МТ-12 – он получил двигатель от К-750. Это был нижнеклапанный мотор с мощностью 26 л. с. против 36 л. с. у МТ-10-36, который выпускался в то же время. Но МТ-12 имел привод на колесо коляски и высокую тягу на малых оборотах.
Мощность двигателей «Днепр» МТ – от 27 л. с. на МТ-8 до 38 л. с. на МТ-11. Максимальная скорость заявлена от 95 до 125 км/ч, но это скорее относится к одиночным байкам. «Колясычи» больше 100 км/ч редко разгонялись, да это было и опасно.
Двигатели «Днепр» МТ четырехтактные, чем они выгодно отличались от других мотоциклов советского производства. Если сравнивать конструктивно моторы «Урала» и «Днепра», то киевский двигатель надежнее и качественнее собран. Хотя у ирбитского силового агрегата есть свои преимущества – он лояльнее к обслуживанию, то есть при полном отсутствии оного проработает дольше.
Ресурс двигателя «Днепр» МТ при должном уходе составляет от 20 до 50 тысяч км, в зависимости от модификации.
Коробки передач у мотоциклов «Днепр» МТ отличаются от ураловских в первую очередь тем, что у них присутствует задняя передача. Байки из Ирбита этой опцией обделены, за счет чего они легче примерно на 20 кг. Многие владельцы «Уралов» ставят КПП от «Днепр», тем более, что этот агрегат еще и выгодно отличается мягкостью переключения. Но некоторые ирбитские мотоциклы все же имели заднюю передачу – такие модели стали появляться с 1986 года, но выпускали их небольшими партиями.
Ходовая часть «Днепр» МТ простейшая, отличается выносливостью и ремонтопригодностью. На все мотоциклы этой линейки ставились гидравлические амортизаторы. Байк легко выдерживал перегрузы, хотя рано или поздно это приводило к деформации рамы.
А вот к тормозам вопросы имелись даже в СССР, не говоря о современности. Останавливают они тяжелый «Днепр» плохо, нередко новоявленные владельцы мотоциклов-одиночек просто проскакивают мимо поворотов.
Электрооборудование на первых моделях МТ ставили шестивольтовое, но начиная с 1974 года, когда появился МТ-10, оно было заменено на двенадцативольтовое. Исключение – модель МТ-12 с нижнеклапанным мотором на 750 см3.
Весит мотоцикл с коляской 330 кг в среднем и около 210 кг без бокового прицепа. Управляется «Днепр» посредственно, к нему нужно приноровиться. Особенно сложно даются повороты новичкам, решившим оседлать байк с коляской.
Расход топлива на мотоцикле с прицепом – это главная причина резкого падения спроса на тяжелые оппозиты в 1990-х годах. «Днепр» МТ даже в исправном состоянии способен «пожирать» около 10 литров бензина, а в запущенных случаях этот параметр может возрастать до 20 л. Это сопоставимо с расходом среднестатистического автомобиля, который в любом случае для села предпочтительней.
Но если мотоцикл полностью исправен и отрегулирован, можно добиться расхода топлива в 7-8 литров. Если заменить два карбюратора на один японский – то и в 5 л. бензина уложиться.
Все мотоциклы линейки «Днепр» МТ можно разделить на 7 версий. Каждая из них похожа на предыдущую, но мелкие усовершенствования в конструкцию вносились регулярно.
Список модификаций:
Именно «Днепр» МТ-11 считается самым распространенным байком линейки. Они выпускались до середины 1990-х годов.
Купить мотоцикл «Днепр» МТ сейчас можно примерно за 70 000 рублей, хотя цены на самые запущенные варианты начинаются от 15 тысяч. Приобретение советского оппозита – это скорее дань прошлому, возврат в юность.
Еще можно раскрасить мотоцикл в камуфляжные цвета и кататься в погожие летние дни. Такая модель будет приковывать к себе внимания больше, чем современный Мерседес S-класса. А вот использовать байк в качестве ежедневного средства передвижения не стоит – слишком сложно достать для него запчасти, да и расход топлива не радует.
«Урал» и «Днепр» без коляски считались редкостью – их делали ограниченными сериями для милиции и кортежей. Снимать люльку простым советским гражданам не разрешалось.
Многие любители тяжелых мотоциклов спорят о том, какой байк лучше – «Урал» или «Днепр». Каждая модель имеет свои достоинства и недостатки, но конструктивно они схожи. «Уралы» производятся до сих пор, хотя это уже нишевый продукт, стоящий дороже бюджетного автомобиля типа Лады Весты.
Прародитель всех советских оппозитов – немецкий BMW R71. Фото: Youtube.com
А вот «колясычи» марки «Днепр» остались в истории. Киевский мотоциклетный завод почти полностью снесен. Остатки оборудования вывезли в 2017 году.
Но в России и других странах СНГ мотоциклы «Днепр» сохранились в больших количествах. Они до сих пор трудятся в сельской местности, хотя уже скорее в качестве развлекательного транспорта. Сегодня мы расскажем про «Днепр» МТ-– самый популярный и массовый байк в линейке КМЗ.
Появление
Считается, что история Киевского мотоциклетного завода началась примерно в 1950-х годах, когда было решено производить тяжелые военные оппозиты М-72. Кто не в курсе – это почти полная копия немецкого BMW R71 и выпускать их начали в Москве с 1941 года.
Предприятие было образовано не на пустом месте, а на базе Бронетанкового ремонтного завода № 8.
Первым мотоциклом КМЗ был легкий К-1Б «Киевлянин» – созданный по документации Wanderer-1Sp, полученной в ходе репараций. Случилось это в 1946 году и в то же время разрабатывалась мотоколяска для инвалидов К-1В.
Самый первый тяжелый мотоцикл КМЗ – М-72. Фото: Youtube.com
Тяжелые мотоциклы с оппозитными двигателями начали делать позднее. Произошло это после ликвидации Горьковского мотозавода в 1949 году. Примерно в то же время на КМЗ приехали и специалисты по выпуску М-72 вместе с необходимым оборудованием.
Первая партия тяжелых мотоциклов появилась только в 1952 году – именно этот момент часто называется началом основания Киевского завода. После этого модели модернизировались и выпускались крупными партиями. Первый мотоцикл «Днепр» МТ появился только в 1968 году.
Внешний вид
Все МТ похожи друг на друга. Конечно, они отличаются нюансами, у более ранних моделей сиденья велосипедного типа – жесткие и подпружиненные. Но если поставить рядом BMW R71 и самый последний «Днепр» МТ-11 1984 модельного года – сразу видно, что мотоциклы похожи друг на друга.
Двигатели
На «Днепр» МТ ставили моторы с рабочим объемом 650 см3. Именно этим серия и отличается от предыдущих моделей, которые комплектовались силовыми агрегатами на 750 см3. Единственным исключением был МТ-12 – он получил двигатель от К-750. Это был нижнеклапанный мотор с мощностью 26 л. с. против 36 л. с. у МТ-10-36, который выпускался в то же время. Но МТ-12 имел привод на колесо коляски и высокую тягу на малых оборотах.
Найдите разницу между «Уралом» и «Днепром». Фото: Youtube.com
Мощность двигателей «Днепр» МТ – от 27 л. с. на МТ-8 до 38 л. с. на МТ-11. Максимальная скорость заявлена от 95 до 125 км/ч, но это скорее относится к одиночным байкам. «Колясычи» больше 100 км/ч редко разгонялись, да это было и опасно.
Двигатели «Днепр» МТ четырехтактные, чем они выгодно отличались от других мотоциклов советского производства. Если сравнивать конструктивно моторы «Урала» и «Днепра», то киевский двигатель надежнее и качественнее собран. Хотя у ирбитского силового агрегата есть свои преимущества – он лояльнее к обслуживанию, то есть при полном отсутствии оного проработает дольше.
Есть у двигателей советских оппозитов одна характерная особенность – они не любят масляного голодания. Потеки при этом явление обыденное, есть даже шутка, что, если из мотора тяжелого мотоцикла ничего не сочится – значит смазки там уже нет.
Ресурс двигателя «Днепр» МТ при должном уходе составляет от 20 до 50 тысяч км, в зависимости от модификации.
Другие технические особенности
Коробки передач у мотоциклов «Днепр» МТ отличаются от ураловских в первую очередь тем, что у них присутствует задняя передача. Байки из Ирбита этой опцией обделены, за счет чего они легче примерно на 20 кг. Многие владельцы «Уралов» ставят КПП от «Днепр», тем более, что этот агрегат еще и выгодно отличается мягкостью переключения. Но некоторые ирбитские мотоциклы все же имели заднюю передачу – такие модели стали появляться с 1986 года, но выпускали их небольшими партиями.
Модель МТ-16 с приводом на колесо коляски. Фото: Youtube.com
Ходовая часть «Днепр» МТ простейшая, отличается выносливостью и ремонтопригодностью. На все мотоциклы этой линейки ставились гидравлические амортизаторы. Байк легко выдерживал перегрузы, хотя рано или поздно это приводило к деформации рамы.
А вот к тормозам вопросы имелись даже в СССР, не говоря о современности. Останавливают они тяжелый «Днепр» плохо, нередко новоявленные владельцы мотоциклов-одиночек просто проскакивают мимо поворотов.
Электрооборудование на первых моделях МТ ставили шестивольтовое, но начиная с 1974 года, когда появился МТ-10, оно было заменено на двенадцативольтовое. Исключение – модель МТ-12 с нижнеклапанным мотором на 750 см3.
Весит мотоцикл с коляской 330 кг в среднем и около 210 кг без бокового прицепа. Управляется «Днепр» посредственно, к нему нужно приноровиться. Особенно сложно даются повороты новичкам, решившим оседлать байк с коляской.
Расход топлива на мотоцикле с прицепом – это главная причина резкого падения спроса на тяжелые оппозиты в 1990-х годах. «Днепр» МТ даже в исправном состоянии способен «пожирать» около 10 литров бензина, а в запущенных случаях этот параметр может возрастать до 20 л. Это сопоставимо с расходом среднестатистического автомобиля, который в любом случае для села предпочтительней.
МТ-12 на бездорожье. Фото: Youtube.com
Но если мотоцикл полностью исправен и отрегулирован, можно добиться расхода топлива в 7-8 литров. Если заменить два карбюратора на один японский – то и в 5 л. бензина уложиться.
Основные модификации
Все мотоциклы линейки «Днепр» МТ можно разделить на 7 версий. Каждая из них похожа на предыдущую, но мелкие усовершенствования в конструкцию вносились регулярно.
Список модификаций:
- ? В 1968 году появился первый «Днепр» МТ-8. Часто его называют К-650 по аналогии с предыдущим К-750. Несмотря на уменьшение объема двигателя на 100 см3, мотор стал мощнее с 26 до 27 л. с.
- ? В 1971 году появился мотоцикл МТ-9. Мощность его двигателя повысили до 32 л. с. Именно на этой модели впервые появились штатные указатели поворотов в соответствии с новыми ПДД
- ? 1974 год – «Днепр» МТ-10. Главные изменения – это сплошное сиденье, электрика на 12 вольт, новая приборная панель
- ? 1977 год – «Днепр» МТ-10-36. Получил стояночный тормоз и улучшенные карбюраторы, мощность двигателя увеличена до 36 л. с.
- ? 1978 год – МТ-12. Первый мотоцикл линейки с приводом на колесо бокового прицепа.
- ? 1984 год – «Днепр» МТ-11. Последний классический мотоцикл линейки. Мощность мотора – 38 л. с.
- ? 1986 год – МТ-16. Модель, пришедшая на смену МТ-12. Имеет привод на колесо бокового прицепа и двигатель от МТ-11
Именно «Днепр» МТ-11 считается самым распространенным байком линейки. Они выпускались до середины 1990-х годов.
Это «Днепр» МТ-11, несмотря на наклейку «Урал» на бензобаке. Фото: Youtube.com
Купить мотоцикл «Днепр» МТ сейчас можно примерно за 70 000 рублей, хотя цены на самые запущенные варианты начинаются от 15 тысяч. Приобретение советского оппозита – это скорее дань прошлому, возврат в юность.
Еще можно раскрасить мотоцикл в камуфляжные цвета и кататься в погожие летние дни. Такая модель будет приковывать к себе внимания больше, чем современный Мерседес S-класса. А вот использовать байк в качестве ежедневного средства передвижения не стоит – слишком сложно достать для него запчасти, да и расход топлива не радует.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...