Второе возвращение Mercedes-Benz в «Формулу-1»
История взаимоотношений Mercedes-Benz и автоспорта насчитывает уже более 100 лет. В том, что касается «Формулы-1», у марки из Штутгарта так же славная история, ведь еще во второй половине 50-х годов прошлого Века «Серебряные стрелы» не знали себе равных в Королеве автоспорта. Но новейшая история марки в «Формуле 1» началась в 1994 году, и именно об этом, втором пришествии, наш сегодняшний рассказ.
В конце 1991 года Sauber Mercedes объявили о прекращении участия в «FIA World Sportscar Championship». На тот момент немецко-швейцарская команда добилась в этом чемпионате всего, чего только возможно, включая победу в 24-х часовом марафоне в Ле Мане.
В Штутгарте решили не рисковать, и для работы над новым болидом пригласили знаменитого конструктора Харви Постлуэйта. Но 28 ноября 1991 года в Mercedes-Benz внезапно объявили, что передумали и дебютировать в Формуле-1 не собираются.
Таким образом Питер Заубер вынужден был продолжать разработку болида в одиночку, впрочем, финансовая помощь из Штутгарта продолжалась, хотя её и не афишировали. И тем не менее без потерь не обошлось — не веря в перспективы команды без настоящей заводской поддержки, проект покинул Харви Постлуэйт, правда перед уходом он посоветовал Питеру Зауберу присмотреться к моторам малоизвестной, на тот момент, фабрики Ilmor.
Фирма, базирующаяся в Бриксворте (Англия), была основана в 1983 году выходцами из Cosworth Полом Морганом и Марио Иллиеном. Основной сферой их деятельности было производство двигателей Chevrolet, для серии Индикар. Свой первый мотор для Формулы-1 (мощностью 696 л. с. при 12 800 об/мин.) Ilmor построили лишь в 1991 году.
В Формуле-1 эти двигатели покупали команды-аутсайдеры, такие как Leyton House, March, Tyrrell… Но по правде говоря новые английские моторы ничем не выделялись на фоне тех же Judd или Hart: всего лишь еще один мотор от маленькой британской фирмы.
И так бы и остались Марио Илмор и Пол Морган в истории Формулы-1 очередными Брайаном Хартом, или Джоном Джаддом, если бы в Mercedes-Benz в очередной раз не передумали. Благодаря этому решению, в сезоне 1994 года мир впервые с 1955 года услышал звук формульного двигателя Мерседеса!
В том же 1994 году произошло еще два важных события. Во-первых, ближе в McLaren отказались от постоянно горящих моторов Peugeot, в пользу Mercedes-Ilmor. Во-вторых, сами немцы выкупили часть акций Ilmor у General Motors.
Официально сотрудничество McLaren и Mercedes-Benz начнется 15 ноября 1994 года, после досрочного расторжения соглашения с Peugeot.
Сотрудничество двух легенд автоспорта начиналось очень оптимистично: на презентации 3 февраля 1995 года в Лондонском отеле Hilton новый болид вызывал настоящий ажиотаж среди фотографов, и серьезные опасения соперников. Забегая вперед, скажу, что совершенно напрасно.
В условиях изменения моторного регламента Марио Иллиен решил не переделывать силовой агрегат 1994 года, а разработать полностью новый двигатель, с увеличенным углом развала блока цилиндров — 75° вместо прежних 72°.
На всякий случай напомню, что перед сезоном 1995 рабочий объем двигателей сократили с 3.5 до 3-х литров, что снизило мощность примерно на 100 л. с. Времени на разработку катастрофически не хватало: двигатель поставили на испытательный стенд лишь 26 января 1995 года, то есть всего за два месяца до старта сезона. Но вовсе не двигатель был главной головной болью McLaren Mercedes в том сезоне!
На первых тестах внезапно выяснилось, что новая звезда команды, Чемпион мира «Формулы-1» и «Индикара» — Найджел Мэнселл, — с большим трудом помещается в кокпит нового McLaren MP4/10 Mercedes! К тому же чуть позже выяснится, что новое шасси получилось совершенно безнадежным в плане скорости и возможности дальнейшей доводки.
В том, что касается двигателя, прогресс был весьма заметным! К концу сезона его мощность составляла 690 л. с. при 15 000 об/мин, что было даже больше чем у Renault RS7 (675 л. с. при 15200 об/мин). Но прогресс имел свою цену, и немалую: по ходу сезона сгорело 15 двигателей Mercedes-Benz FO110. На каждый Гран-при Иллиен и Морган привозили по десять двигателей: четыре из которых были абсолютно новыми, а шесть (для всевозможных практик) восстановленными.
13 февраля 1997 года: Возвращение «Серебряных стрел»
После ухода Marlboro, болиды McLaren Mercedes получили новую ливрею – серебристую. Знаменитые красно-белые McLaren стали достоянием истории. Серебристая окраска новых болидов, и моторы Mercedes-Benz способствовали тому, что команду из Уокинга начали воспринимать продолжением легенды о «Silberpfeil» — Серебряных стрелах, выступавших гонках «Grand Prix» 30-х годов.
Первая победа к McLaren Mercedes пришла всего через год после дебюта, на первом этапе чемпионата — в Австралии. Но в McLaren Mercedes и не думали останавливаться на достигнутом! На 7 этапе, в Канаде, дебютирует абсолютно новый двигатель — FO110F, c углом развала блока цилиндров 72°. Именно он стал самым мощным двигателем Формулы-1 того сезона, правда он же был одним из самых ненадежных.
Двигатель Mercedes-Benz FO110E (в скобках данные FO110F):
Всего для сезона 1997 было построено 40 моторов версии E, и 47 моторов версии F. Общее количество — 87 двигателей на сезон.
Мощность двигателей неуклонно росла, но из-за высокой форсировки, появились проблемы с поршнями — они буквально выгорали! Из-за двигателей команда McLaren потеряла победы в Англии, Австрии и на Нюрбургринге (г.п. Люксенбурга).
И тогда Марио Иллиен обратил внимание на экзотический и безумно дорогой сплав алюминия с бериллием — Lockalloy (он же AlBeMet), состоящий из 62% бериллия и 38% алюминия.
В сезоне 1998 Формула —1 вступила в новую эру. Эру узких машин, и шин с канавками. Все предыдущие наработки фактически обнулились — команды и шинники приступили к работе над новыми проектами по сути с чистого листа.В условиях изменения регламента команда McLaren, располагавшая сразу тремя козырями: Эдрианом Ньюи, шинами Bridgestone и мощнейшими двигателями Mercedes-Benz, сумела сполна воспользоваться представившимся шансом, и дважды подряд (1998 и в 1999 гг.) победила в личном зачете Чемпионате мира. Оба раза чемпионом мира стал Мика Хаккинен.
С самого начала сезона в этом двигателе использовались поршни и гильзы цилиндров с применением бериллиевого сплава. FO110G был самым мощным двигателем сезона — основные соперники из Ferrari достигли мощности 750 л. с. при 16 500 об/мин. лишь в следующем, 1999 году.
Таким образом путь от дебюта, до победы в чемпионате мира, для Mercedes-Benz занял всего четыре года. С тех пор моторы немецкой марки практически всегда считались одними из лучших на стартовой решетке, а начиная с 2014 года и вовсе практически гарантировали победу в Чемпионате. Лишь в прошлом сезоне у фанатов других команд появилась надежда на то, что Mercedes все же можно победить.
Concept by Mercedes Benz: 1991 — 1993
В конце 1991 года Sauber Mercedes объявили о прекращении участия в «FIA World Sportscar Championship». На тот момент немецко-швейцарская команда добилась в этом чемпионате всего, чего только возможно, включая победу в 24-х часовом марафоне в Ле Мане.
Следующей целью для «трехлучевой звезды» была выбрана Формула-1.
В Штутгарте решили не рисковать, и для работы над новым болидом пригласили знаменитого конструктора Харви Постлуэйта. Но 28 ноября 1991 года в Mercedes-Benz внезапно объявили, что передумали и дебютировать в Формуле-1 не собираются.
14 марта 1993 года, на старт Гран-при ЮАР вышли два болида Sauber, с загадочной надписью на капоте «Concept by Mercedes-Benz». Фото: Wikipedia.org
Таким образом Питер Заубер вынужден был продолжать разработку болида в одиночку, впрочем, финансовая помощь из Штутгарта продолжалась, хотя её и не афишировали. И тем не менее без потерь не обошлось — не веря в перспективы команды без настоящей заводской поддержки, проект покинул Харви Постлуэйт, правда перед уходом он посоветовал Питеру Зауберу присмотреться к моторам малоизвестной, на тот момент, фабрики Ilmor.
Что такое Ilmor?
Фирма, базирующаяся в Бриксворте (Англия), была основана в 1983 году выходцами из Cosworth Полом Морганом и Марио Иллиеном. Основной сферой их деятельности было производство двигателей Chevrolet, для серии Индикар. Свой первый мотор для Формулы-1 (мощностью 696 л. с. при 12 800 об/мин.) Ilmor построили лишь в 1991 году.
В Формуле-1 эти двигатели покупали команды-аутсайдеры, такие как Leyton House, March, Tyrrell… Но по правде говоря новые английские моторы ничем не выделялись на фоне тех же Judd или Hart: всего лишь еще один мотор от маленькой британской фирмы.
- ✅ Мощность моторов Формулы-1 1991 года, по версии Autocourse.
- ✅ Honda V12: 780 л. с. при 14 800 об/мин;
- ✅ Renault V10: 770 л. с. при 14 200 об/мин;
- ✅ Ford V8: 730 л. с. при 13 500 об/мин;
- ✅ Ilmor V10: ~700 л. с. при 12 800 об/мин.
И так бы и остались Марио Илмор и Пол Морган в истории Формулы-1 очередными Брайаном Хартом, или Джоном Джаддом, если бы в Mercedes-Benz в очередной раз не передумали. Благодаря этому решению, в сезоне 1994 года мир впервые с 1955 года услышал звук формульного двигателя Мерседеса!
В том же 1994 году произошло еще два важных события. Во-первых, ближе в McLaren отказались от постоянно горящих моторов Peugeot, в пользу Mercedes-Ilmor. Во-вторых, сами немцы выкупили часть акций Ilmor у General Motors.
28 октября 1994 года. Немецкий производитель автомобилей Mercedes-Benz подтвердил, что со следующего сезона будет поставлять двигатели для команды Формулы-1 McLaren. Об этом заявил в штаб-квартире компании главный исполнительный директор Гельмут Вернер.
Официально сотрудничество McLaren и Mercedes-Benz начнется 15 ноября 1994 года, после досрочного расторжения соглашения с Peugeot.
McLaren Mercedes
Сотрудничество двух легенд автоспорта начиналось очень оптимистично: на презентации 3 февраля 1995 года в Лондонском отеле Hilton новый болид вызывал настоящий ажиотаж среди фотографов, и серьезные опасения соперников. Забегая вперед, скажу, что совершенно напрасно.
В условиях изменения моторного регламента Марио Иллиен решил не переделывать силовой агрегат 1994 года, а разработать полностью новый двигатель, с увеличенным углом развала блока цилиндров — 75° вместо прежних 72°.
На всякий случай напомню, что перед сезоном 1995 рабочий объем двигателей сократили с 3.5 до 3-х литров, что снизило мощность примерно на 100 л. с. Времени на разработку катастрофически не хватало: двигатель поставили на испытательный стенд лишь 26 января 1995 года, то есть всего за два месяца до старта сезона. Но вовсе не двигатель был главной головной болью McLaren Mercedes в том сезоне!
На первых тестах внезапно выяснилось, что новая звезда команды, Чемпион мира «Формулы-1» и «Индикара» — Найджел Мэнселл, — с большим трудом помещается в кокпит нового McLaren MP4/10 Mercedes! К тому же чуть позже выяснится, что новое шасси получилось совершенно безнадежным в плане скорости и возможности дальнейшей доводки.
В том, что касается двигателя, прогресс был весьма заметным! К концу сезона его мощность составляла 690 л. с. при 15 000 об/мин, что было даже больше чем у Renault RS7 (675 л. с. при 15200 об/мин). Но прогресс имел свою цену, и немалую: по ходу сезона сгорело 15 двигателей Mercedes-Benz FO110. На каждый Гран-при Иллиен и Морган привозили по десять двигателей: четыре из которых были абсолютно новыми, а шесть (для всевозможных практик) восстановленными.
26 августа 1996 года компания Philip Morris объявила, что расторгает соглашение с McLaren, и сосредоточится на поддержке Ferrari.
13 февраля 1997 года: Возвращение «Серебряных стрел»
Welch eine Überraschung! Eben kommt der Silberne Pfeil!
После ухода Marlboro, болиды McLaren Mercedes получили новую ливрею – серебристую. Знаменитые красно-белые McLaren стали достоянием истории. Серебристая окраска новых болидов, и моторы Mercedes-Benz способствовали тому, что команду из Уокинга начали воспринимать продолжением легенды о «Silberpfeil» — Серебряных стрелах, выступавших гонках «Grand Prix» 30-х годов.
Первая победа к McLaren Mercedes пришла всего через год после дебюта, на первом этапе чемпионата — в Австралии. Но в McLaren Mercedes и не думали останавливаться на достигнутом! На 7 этапе, в Канаде, дебютирует абсолютно новый двигатель — FO110F, c углом развала блока цилиндров 72°. Именно он стал самым мощным двигателем Формулы-1 того сезона, правда он же был одним из самых ненадежных.
Двигатель Mercedes-Benz FO110E (в скобках данные FO110F):
- ✅Конфигурация: V10, рабочим объёмом 2997 см3 (2998 см3), c углом развала блока цилиндров 75° (72°).
- ✅Мощность: 740 л. с. при 16 000 об/мин. (760 л. с.).
- ✅Масса двигателя: 124 кг (113 кг.).
Всего для сезона 1997 было построено 40 моторов версии E, и 47 моторов версии F. Общее количество — 87 двигателей на сезон.
Мощность двигателей неуклонно росла, но из-за высокой форсировки, появились проблемы с поршнями — они буквально выгорали! Из-за двигателей команда McLaren потеряла победы в Англии, Австрии и на Нюрбургринге (г.п. Люксенбурга).
И тогда Марио Иллиен обратил внимание на экзотический и безумно дорогой сплав алюминия с бериллием — Lockalloy (он же AlBeMet), состоящий из 62% бериллия и 38% алюминия.
Триумф
В сезоне 1998 Формула —1 вступила в новую эру. Эру узких машин, и шин с канавками. Все предыдущие наработки фактически обнулились — команды и шинники приступили к работе над новыми проектами по сути с чистого листа.В условиях изменения регламента команда McLaren, располагавшая сразу тремя козырями: Эдрианом Ньюи, шинами Bridgestone и мощнейшими двигателями Mercedes-Benz, сумела сполна воспользоваться представившимся шансом, и дважды подряд (1998 и в 1999 гг.) победила в личном зачете Чемпионате мира. Оба раза чемпионом мира стал Мика Хаккинен.
С самого начала сезона в этом двигателе использовались поршни и гильзы цилиндров с применением бериллиевого сплава. FO110G был самым мощным двигателем сезона — основные соперники из Ferrari достигли мощности 750 л. с. при 16 500 об/мин. лишь в следующем, 1999 году.
Таким образом путь от дебюта, до победы в чемпионате мира, для Mercedes-Benz занял всего четыре года. С тех пор моторы немецкой марки практически всегда считались одними из лучших на стартовой решетке, а начиная с 2014 года и вовсе практически гарантировали победу в Чемпионате. Лишь в прошлом сезоне у фанатов других команд появилась надежда на то, что Mercedes все же можно победить.
- Алексей Медведев
- Wikipedia.org
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...