Второе возвращение Mercedes-Benz в «Формулу-1»
2 878

Второе возвращение Mercedes-Benz в «Формулу-1»

История взаимоотношений Mercedes-Benz и автоспорта насчитывает уже более 100 лет. В том, что касается «Формулы-1», у марки из Штутгарта так же славная история, ведь еще во второй половине 50-х годов прошлого Века «Серебряные стрелы» не знали себе равных в Королеве автоспорта. Но новейшая история марки в «Формуле 1» началась в 1994 году, и именно об этом, втором пришествии, наш сегодняшний рассказ.


Concept by Mercedes Benz: 1991 — 1993


В конце 1991 года Sauber Mercedes объявили о прекращении участия в «FIA World Sportscar Championship». На тот момент немецко-швейцарская команда добилась в этом чемпионате всего, чего только возможно, включая победу в 24-х часовом марафоне в Ле Мане.

Следующей целью для «трехлучевой звезды» была выбрана Формула-1.


В Штутгарте решили не рисковать, и для работы над новым болидом пригласили знаменитого конструктора Харви Постлуэйта. Но 28 ноября 1991 года в Mercedes-Benz внезапно объявили, что передумали и дебютировать в Формуле-1 не собираются.


14 марта 1993 года, на старт Гран-при ЮАР вышли два болида Sauber, с загадочной надписью на капоте «Concept by Mercedes-Benz». Фото: Wikipedia.org


Таким образом Питер Заубер вынужден был продолжать разработку болида в одиночку, впрочем, финансовая помощь из Штутгарта продолжалась, хотя её и не афишировали. И тем не менее без потерь не обошлось — не веря в перспективы команды без настоящей заводской поддержки, проект покинул Харви Постлуэйт, правда перед уходом он посоветовал Питеру Зауберу присмотреться к моторам малоизвестной, на тот момент, фабрики Ilmor.

Что такое Ilmor?


Фирма, базирующаяся в Бриксворте (Англия), была основана в 1983 году выходцами из Cosworth Полом Морганом и Марио Иллиеном. Основной сферой их деятельности было производство двигателей Chevrolet, для серии Индикар. Свой первый мотор для Формулы-1 (мощностью 696 л. с. при 12 800 об/мин.) Ilmor построили лишь в 1991 году.

В Формуле-1 эти двигатели покупали команды-аутсайдеры, такие как Leyton House, March, Tyrrell… Но по правде говоря новые английские моторы ничем не выделялись на фоне тех же Judd или Hart: всего лишь еще один мотор от маленькой британской фирмы.

  • ✅ Мощность моторов Формулы-1 1991 года, по версии Autocourse.
  • ✅ Honda V12: 780 л. с. при 14 800 об/мин;
  • ✅ Renault V10: 770 л. с. при 14 200 об/мин;
  • ✅ Ford V8: 730 л. с. при 13 500 об/мин;
  • ✅ Ilmor V10: ~700 л. с. при 12 800 об/мин.


И так бы и остались Марио Илмор и Пол Морган в истории Формулы-1 очередными Брайаном Хартом, или Джоном Джаддом, если бы в Mercedes-Benz в очередной раз не передумали. Благодаря этому решению, в сезоне 1994 года мир впервые с 1955 года услышал звук формульного двигателя Мерседеса!

В том же 1994 году произошло еще два важных события. Во-первых, ближе в McLaren отказались от постоянно горящих моторов Peugeot, в пользу Mercedes-Ilmor. Во-вторых, сами немцы выкупили часть акций Ilmor у General Motors.

28 октября 1994 года. Немецкий производитель автомобилей Mercedes-Benz подтвердил, что со следующего сезона будет поставлять двигатели для команды Формулы-1 McLaren. Об этом заявил в штаб-квартире компании главный исполнительный директор Гельмут Вернер.


Официально сотрудничество McLaren и Mercedes-Benz начнется 15 ноября 1994 года, после досрочного расторжения соглашения с Peugeot.

McLaren Mercedes


Сотрудничество двух легенд автоспорта начиналось очень оптимистично: на презентации 3 февраля 1995 года в Лондонском отеле Hilton новый болид вызывал настоящий ажиотаж среди фотографов, и серьезные опасения соперников. Забегая вперед, скажу, что совершенно напрасно.
В условиях изменения моторного регламента Марио Иллиен решил не переделывать силовой агрегат 1994 года, а разработать полностью новый двигатель, с увеличенным углом развала блока цилиндров — 75° вместо прежних 72°.

McLaren MP4/10B Mercedes. 1995 год. Фото: Wikipedia.org


На всякий случай напомню, что перед сезоном 1995 рабочий объем двигателей сократили с 3.5 до 3-х литров, что снизило мощность примерно на 100 л. с. Времени на разработку катастрофически не хватало: двигатель поставили на испытательный стенд лишь 26 января 1995 года, то есть всего за два месяца до старта сезона. Но вовсе не двигатель был главной головной болью McLaren Mercedes в том сезоне!

На первых тестах внезапно выяснилось, что новая звезда команды, Чемпион мира «Формулы-1» и «Индикара» — Найджел Мэнселл, — с большим трудом помещается в кокпит нового McLaren MP4/10 Mercedes! К тому же чуть позже выяснится, что новое шасси получилось совершенно безнадежным в плане скорости и возможности дальнейшей доводки.

В том, что касается двигателя, прогресс был весьма заметным! К концу сезона его мощность составляла 690 л. с. при 15 000 об/мин, что было даже больше чем у Renault RS7 (675 л. с. при 15200 об/мин). Но прогресс имел свою цену, и немалую: по ходу сезона сгорело 15 двигателей Mercedes-Benz FO110. На каждый Гран-при Иллиен и Морган привозили по десять двигателей: четыре из которых были абсолютно новыми, а шесть (для всевозможных практик) восстановленными.

26 августа 1996 года компания Philip Morris объявила, что расторгает соглашение с McLaren, и сосредоточится на поддержке Ferrari.


13 февраля 1997 года: Возвращение «Серебряных стрел»
Welch eine Überraschung! Eben kommt der Silberne Pfeil!



McLaren MP4/12 Mercedes. 1997 год. Фото: Wikipedia.org


После ухода Marlboro, болиды McLaren Mercedes получили новую ливрею – серебристую. Знаменитые красно-белые McLaren стали достоянием истории. Серебристая окраска новых болидов, и моторы Mercedes-Benz способствовали тому, что команду из Уокинга начали воспринимать продолжением легенды о «Silberpfeil» — Серебряных стрелах, выступавших гонках «Grand Prix» 30-х годов.

Первая победа к McLaren Mercedes пришла всего через год после дебюта, на первом этапе чемпионата — в Австралии. Но в McLaren Mercedes и не думали останавливаться на достигнутом! На 7 этапе, в Канаде, дебютирует абсолютно новый двигатель — FO110F, c углом развала блока цилиндров 72°. Именно он стал самым мощным двигателем Формулы-1 того сезона, правда он же был одним из самых ненадежных.

Двигатель Mercedes-Benz FO110E (в скобках данные FO110F):
  • ✅Конфигурация: V10, рабочим объёмом 2997 см3 (2998 см3), c углом развала блока цилиндров 75° (72°).
  • ✅Мощность: 740 л. с. при 16 000 об/мин. (760 л. с.).
  • ✅Масса двигателя: 124 кг (113 кг.).

Всего для сезона 1997 было построено 40 моторов версии E, и 47 моторов версии F. Общее количество — 87 двигателей на сезон.

Мощность двигателей неуклонно росла, но из-за высокой форсировки, появились проблемы с поршнями — они буквально выгорали! Из-за двигателей команда McLaren потеряла победы в Англии, Австрии и на Нюрбургринге (г.п. Люксенбурга).
И тогда Марио Иллиен обратил внимание на экзотический и безумно дорогой сплав алюминия с бериллием — Lockalloy (он же AlBeMet), состоящий из 62% бериллия и 38% алюминия.

Триумф


В сезоне 1998 Формула —1 вступила в новую эру. Эру узких машин, и шин с канавками. Все предыдущие наработки фактически обнулились — команды и шинники приступили к работе над новыми проектами по сути с чистого листа.В условиях изменения регламента команда McLaren, располагавшая сразу тремя козырями: Эдрианом Ньюи, шинами Bridgestone и мощнейшими двигателями Mercedes-Benz, сумела сполна воспользоваться представившимся шансом, и дважды подряд (1998 и в 1999 гг.) победила в личном зачете Чемпионате мира. Оба раза чемпионом мира стал Мика Хаккинен.

С самого начала сезона в этом двигателе использовались поршни и гильзы цилиндров с применением бериллиевого сплава. FO110G был самым мощным двигателем сезона — основные соперники из Ferrari достигли мощности 750 л. с. при 16 500 об/мин. лишь в следующем, 1999 году.

Таким образом путь от дебюта, до победы в чемпионате мира, для Mercedes-Benz занял всего четыре года. С тех пор моторы немецкой марки практически всегда считались одними из лучших на стартовой решетке, а начиная с 2014 года и вовсе практически гарантировали победу в Чемпионате. Лишь в прошлом сезоне у фанатов других команд появилась надежда на то, что Mercedes все же можно победить.
За какую команду Формулы-1 Вы болеете?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....