Чип-тюнинг – что это такое и зачем он нужен
Речь идет об изменении режима работы ЭБУ – электронного блока управления, который, (по аналогии с переустановкой ОС на компьютере) может быть «перепрошит». Чип-тюнинг производится для исправления каких-либо ошибок, повышения экономичности двигателя или изменения его мощности (чаще – увеличения). Тогда есть закономерный вопрос – почему бы не запрограммировать мотор на высокую динамичность сразу на заводе? Но здесь не все так просто – везде свои нюансы.
В серийных автомобилях очень редко силовой агрегат форсируют на «все сто» от его возможностей. Причины – самые разные. Например, в России ступенчатая система налогообложения транспортных средств, когда уровень ставки зависит от диапазона мощности авто. Так, Ssang Yong Actyon может комплектоваться двухлитровым дизелем в 175 «лошадей» или его дефорсированной версией, выдающей 149 л. с., что как раз подходит под налоговую планку «до 150 л. с.».
Чип-тюнеры прекрасно осведомлены о силовых агрегатах, на которых заводские настройки не позволяют использовать все динамические возможности машины. Поэтому первая причина, по которой их тюнингуют – увеличение мощности. На атмосферных двигателях ее можно поднять относительно ненамного – 10-15 %. Иное дело – турбированный агрегат. Здесь эта цифра доходит до 30-40 % (поднимается давление наддува). Разумеется, что расход горючего возрастет. Также чип-тюнинг нужен при переводе мотора на бензин с меньшим октановым числом. Для чего еще перепрограммируют ЭБУ?
Часть автомобилистов перепрошивает свой двигатель ради того, чтобы перейти на более низкий стандарт вредных выбросов: например, с Euro 4 на Euro 2. Это делается ради исключения цепи второго лямбда-зонда чтобы убрать изношенный дорогостоящий катализатор (не покупать новый) и не сбить основные настройки ЭБУ. В этом случае расход топлива остается прежним, мощность чуть вырастает за счет уменьшения сопротивления выхлопным газам, благодаря ликвидированному нейтрализатору.
Если на машине установлено газобалонное оборудование, можно перепрограммировать мотор на форсированную работу в определенных режимах. Делается это посредством дополнительного впрыска в камеру сгорания бензина. Вместе с газом это ускоряет раскрутку движка. Подобную модернизацию чаще проводят с турбированными силовыми агрегатами.
Современные АКПП оснащаются собственным электронным «мозгом» ECU. Он влияет на скорость, плавность перехода с одной передачи на другую, «подсказывает», на каких оборотах производить переключение. Для чего же нужна перепрошивка? Изменение программу поможет, если КПП «тупит», диапазон переключений той или иной передачи не нравится автовладельцу. Проще говоря, коробку можно подстроить под конкретного водителя. Стоит заметить: любые действия с «автоматом» требуют профессионального вмешательства. Самостоятельные неумелые попытки запросто могут «навсегда» перевести АКПП в аварийный режим.
Обращение к чип-тюнерам бывает связано с улучшениями второстепенных характеристик движка. Например, нужно убрать провалы на конкретных режимах, увеличить «отзывчивость» при нажатии на педаль газа. Иногда необходимо исправить заводские ляпы, характерные для бюджетных моделей: неустойчивую работу на холостом ходу, рывки при переходе на другую передачу.
Первые будут серьезными, если обращаться к непрофессионалам. В хорошем сервисе за действия с ЭБУ попросят, как минимум 3-4 тыс. руб. В дилерских центрах операция будет стоить примерно «десятку». Также вам могут предложить программы, специально разработанные под марку и модель вашего авто. Тогда придется выложить от 7 до 12 тыс. руб. за полуторалитровый атмосферный движок и 20-30 тыс. руб. за турбированный мотор в 3-5 л. Самоучки могут взяться и за две тысячи рублей. Что же может измениться после чиповки с двигателем?
Оно не всегда будет выше. Есть специальные программы, которые при небольшом увеличении мощности почти не поднимают расход горючего. Иное дело, если цель перепрошивки – раскрытие возможностей движка на 100 %. Тогда повышение расхода топлива неизбежно. Если действия производятся с атмосферным двигателем, все ограничится прибавкой максимум в литр на 100 км. В турбированных агрегатах потребление горючего может увеличиться на 10-30 %.
Если автомобиль новый или с небольшим пробегом, хозяин, решивший тюнинговать мотор, на срок его службы внимания обращает мало. При перепрошивке все зависит от используемой программы. Если ставилась цель только «раздушить» двигатель, чтобы мотор стал более приемистым, ресурс мало уменьшится. Если программа будет выжимать «все соки» из мотора, срок службы сократится в разы. Но постепенный износ силового агрегата – еще полбеды. При езде на постоянно больших оборотах появляется риск внезапной поломки – если мотор откажет на скорости, может дойти и до серьезного ДТП.
Непрофессионально выполненная работа по перепрошивке может обернуться поломкой двигателя и вряд ли дилер в таком случае захочет его восстанавливать за свой счет. Чип-тюнеры уверяют, что все будет сделано незаметно, т. к. новые программы разрабатывают на базе заводских. Но в дилерских центрах сидят грамотные мастера и при желании наверняка «вычислят» измененную версию ПО. Конечно, если вы приедете в центр по поводу подвески, вряд ли у вас будут проверять движок. Но если проблемы именно с ним, вмешательство в ЭБУ скорее всего определят.
На первоначальном этапе двигатель авто подвергают диагностике: неисправности могут помешать работе. По ходу работ старая программа сохраняется: при недовольстве заказчиком прошивкой исходное ПО «заливают» обратно. При этом деньги возвращают. Подобный подход гарантируют только серьезные компании.
После диагностики определяются характеристики силового агрегата и передаются специалистам, которые составляют новую программу, учитывая особенности конкретной модели. После этого авто испытывают на стенде: если обнаружились нюансы, ПО дорабатывается. Иногда такая процедура повторяется несколько раз.
Как ни странно, да. Для этого используют т. н. боксы, изменяющий сигнал на пути от контроллера к исполнительным механизмам (к примеру, это могут быть форсунки). Сам двигатель остается неизменным, а модуль всегда можно снять. Обычно такие «дополнения» устанавливают на дизельные авто. По словам пользователей, «экономичные» боксы снижают потребление горючего на 10-12 %, а «мощностные» повышают данный параметр на 20-30 %. Некоторыми моделями модулей можно управлять с приложения мобильного телефона.
Если самостоятельно и при отсутствии опыта, ответ однозначный – нет. Конечно, можно изучить теорию, где-то попрактиковаться, но на это уйдет не один месяц. Лучше довериться профессионалам: денег потратите больше, но ЭБУ сохраните: неправильное программирование может вывести блок из строя, а новый сегодня стоит куда дороже услуги перепрошивки.
Почему производители уменьшают мощность двигателя
В серийных автомобилях очень редко силовой агрегат форсируют на «все сто» от его возможностей. Причины – самые разные. Например, в России ступенчатая система налогообложения транспортных средств, когда уровень ставки зависит от диапазона мощности авто. Так, Ssang Yong Actyon может комплектоваться двухлитровым дизелем в 175 «лошадей» или его дефорсированной версией, выдающей 149 л. с., что как раз подходит под налоговую планку «до 150 л. с.».
Ssang Yong на 179 л. с. подходит под налоговую категорию «до 150 л. с.» и поэтому пользуется спросом в РФ. Фото: YouTube.com
В Европе очень много внимания уделяют экологии, поэтому уровень налогов зависит от того, насколько сильно ваш автомобиль загрязняет окружающую среду. Чтобы машина получила вожделенный стандарт, допустим, Euro 5, производителю приходится жертвовать мощностью, «душить» двигатель.
Зачем перепрошивают конвейерный мотор
Чип-тюнеры прекрасно осведомлены о силовых агрегатах, на которых заводские настройки не позволяют использовать все динамические возможности машины. Поэтому первая причина, по которой их тюнингуют – увеличение мощности. На атмосферных двигателях ее можно поднять относительно ненамного – 10-15 %. Иное дело – турбированный агрегат. Здесь эта цифра доходит до 30-40 % (поднимается давление наддува). Разумеется, что расход горючего возрастет. Также чип-тюнинг нужен при переводе мотора на бензин с меньшим октановым числом. Для чего еще перепрограммируют ЭБУ?
Ликвидация каталитического нейтрализатора
Часть автомобилистов перепрошивает свой двигатель ради того, чтобы перейти на более низкий стандарт вредных выбросов: например, с Euro 4 на Euro 2. Это делается ради исключения цепи второго лямбда-зонда чтобы убрать изношенный дорогостоящий катализатор (не покупать новый) и не сбить основные настройки ЭБУ. В этом случае расход топлива остается прежним, мощность чуть вырастает за счет уменьшения сопротивления выхлопным газам, благодаря ликвидированному нейтрализатору.
Катализатор имеет в своем составе драгметаллы и его можно сдать в пункт приема утильсырья. Фото: YouTube.com
ГБО
Если на машине установлено газобалонное оборудование, можно перепрограммировать мотор на форсированную работу в определенных режимах. Делается это посредством дополнительного впрыска в камеру сгорания бензина. Вместе с газом это ускоряет раскрутку движка. Подобную модернизацию чаще проводят с турбированными силовыми агрегатами.
Управление коробкой передач
Современные АКПП оснащаются собственным электронным «мозгом» ECU. Он влияет на скорость, плавность перехода с одной передачи на другую, «подсказывает», на каких оборотах производить переключение. Для чего же нужна перепрошивка? Изменение программу поможет, если КПП «тупит», диапазон переключений той или иной передачи не нравится автовладельцу. Проще говоря, коробку можно подстроить под конкретного водителя. Стоит заметить: любые действия с «автоматом» требуют профессионального вмешательства. Самостоятельные неумелые попытки запросто могут «навсегда» перевести АКПП в аварийный режим.
Другие причины
Обращение к чип-тюнерам бывает связано с улучшениями второстепенных характеристик движка. Например, нужно убрать провалы на конкретных режимах, увеличить «отзывчивость» при нажатии на педаль газа. Иногда необходимо исправить заводские ляпы, характерные для бюджетных моделей: неустойчивую работу на холостом ходу, рывки при переходе на другую передачу.
Риски и цены на чиповку двигателя
Первые будут серьезными, если обращаться к непрофессионалам. В хорошем сервисе за действия с ЭБУ попросят, как минимум 3-4 тыс. руб. В дилерских центрах операция будет стоить примерно «десятку». Также вам могут предложить программы, специально разработанные под марку и модель вашего авто. Тогда придется выложить от 7 до 12 тыс. руб. за полуторалитровый атмосферный движок и 20-30 тыс. руб. за турбированный мотор в 3-5 л. Самоучки могут взяться и за две тысячи рублей. Что же может измениться после чиповки с двигателем?
Потребление топлива
Оно не всегда будет выше. Есть специальные программы, которые при небольшом увеличении мощности почти не поднимают расход горючего. Иное дело, если цель перепрошивки – раскрытие возможностей движка на 100 %. Тогда повышение расхода топлива неизбежно. Если действия производятся с атмосферным двигателем, все ограничится прибавкой максимум в литр на 100 км. В турбированных агрегатах потребление горючего может увеличиться на 10-30 %.
Эксплуатационный ресурс двигателя
Если автомобиль новый или с небольшим пробегом, хозяин, решивший тюнинговать мотор, на срок его службы внимания обращает мало. При перепрошивке все зависит от используемой программы. Если ставилась цель только «раздушить» двигатель, чтобы мотор стал более приемистым, ресурс мало уменьшится. Если программа будет выжимать «все соки» из мотора, срок службы сократится в разы. Но постепенный износ силового агрегата – еще полбеды. При езде на постоянно больших оборотах появляется риск внезапной поломки – если мотор откажет на скорости, может дойти и до серьезного ДТП.
Люфт поршня в цилиндре говорит об износе ЦПГ, который может быть вызван чрезмерными нагрузками на двигатель. Фото: YouTube.com
Заводская гарантия
Непрофессионально выполненная работа по перепрошивке может обернуться поломкой двигателя и вряд ли дилер в таком случае захочет его восстанавливать за свой счет. Чип-тюнеры уверяют, что все будет сделано незаметно, т. к. новые программы разрабатывают на базе заводских. Но в дилерских центрах сидят грамотные мастера и при желании наверняка «вычислят» измененную версию ПО. Конечно, если вы приедете в центр по поводу подвески, вряд ли у вас будут проверять движок. Но если проблемы именно с ним, вмешательство в ЭБУ скорее всего определят.
Как делают чип-тюнинг в профессиональном сервисе
На первоначальном этапе двигатель авто подвергают диагностике: неисправности могут помешать работе. По ходу работ старая программа сохраняется: при недовольстве заказчиком прошивкой исходное ПО «заливают» обратно. При этом деньги возвращают. Подобный подход гарантируют только серьезные компании.
После диагностики определяются характеристики силового агрегата и передаются специалистам, которые составляют новую программу, учитывая особенности конкретной модели. После этого авто испытывают на стенде: если обнаружились нюансы, ПО дорабатывается. Иногда такая процедура повторяется несколько раз.
Можно ли сделать чип-тюнинг, не влезая в ЭБУ?
Как ни странно, да. Для этого используют т. н. боксы, изменяющий сигнал на пути от контроллера к исполнительным механизмам (к примеру, это могут быть форсунки). Сам двигатель остается неизменным, а модуль всегда можно снять. Обычно такие «дополнения» устанавливают на дизельные авто. По словам пользователей, «экономичные» боксы снижают потребление горючего на 10-12 %, а «мощностные» повышают данный параметр на 20-30 %. Некоторыми моделями модулей можно управлять с приложения мобильного телефона.
Стоит ли заниматься чип-тюнингом?
Если самостоятельно и при отсутствии опыта, ответ однозначный – нет. Конечно, можно изучить теорию, где-то попрактиковаться, но на это уйдет не один месяц. Лучше довериться профессионалам: денег потратите больше, но ЭБУ сохраните: неправильное программирование может вывести блок из строя, а новый сегодня стоит куда дороже услуги перепрошивки.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....