
Самые компактные самолеты в мире
Всплеск интереса к миниатюрным самолетам произошел после окончания Второй Мировой войны. Маленькие воздушные суда понравились военным: такую технику очень удобно использовать в разведывательных целях. Да и у гражданских лиц был спрос на такие «транспортные средства». Поэтому в послевоенное время разрабатывались не только одиночные конструкции, но и полноценные самолеты, запущенные в серию. Отдельно стоит рассказать о самых известных в мире и РФ летательных аппаратах, часть из которых эксплуатируется и сегодня.
Этот «микроджет» был спроектирован и построен в 1971 году инженером из Америки Джимом Беде. Самолет занял почетное место в Книге рекордов Гиннеса, как наиболее легкий самолет на реактивной тяге. Машина пользовалась огромной популярностью: после окончания испытаний было произведено и продано 5 тыс. экземпляров уже в первые 2,5 года, и еще 12 тыс. забронировали. Сначала самолет оценили в 1800 долларов, но по мере увеличения спроса стоимость выросла до 2600 «зеленых».
Ни одна компания в мире, строящая авиалайнеры, не реализовала столько своей продукции. Основные характеристики мини-конструкции:
Параметры довольно впечатляющие. Но есть и интересный «бонус»: чтобы сохранить цену на максимально доступном уровне, самолет предлагали в виде конструктора. Для его сборки необходимо затратить семьсот часов (инструкция прилагается). Хранить аппарат тоже удобно: если демонтировать крылья, он свободно войдет в автомобильный гараж.
Снаружи самолет похож на «помесь» спортивного аппарата с истребителем. Фюзеляж сделан обтекаемым, двигатель расположен сзади. Несмотря на явный успех, компания-производитель умудрилась в 1979 году разориться и серийный выпуск BD-5J прекратился. Однако самолет продолжал жить! Выпущенные экземпляры бесконечно модифицировали, в США открылось множество центров по обслуживанию BD-5J.
В кабине BD-5J все эргономично, как в хорошем автомобиле. Фото: YouTube.com
Это тоже рекордсмен: по крайней мере, в отношении размеров. Эта «кроха» с крыльями в 1,6 м была сконструирована инженером из США Робертом Старром в 1988 году. «Миниплан» имел массу в 183 кг. Эксперты утверждали, что «эта штука» ни за что не взлетит. Но просчитались: полет все же состоялся, хотя удачным его назвать сложно. Машина продержалась в воздухе столько времени, сколько было нужно, чтобы зафиксировать полет и затем рухнула вниз с высоты 120 м. Пилот отделался ушибами, а малютку собрали по кусочкам и подарили музею.
Эту модель разработал и собрал Рэй Ститс: первый полет был им совершен в 1952 году. Аппарат имеет один двигатель, в основе фюзеляжа – сваренные стальные трубы, обшитые полотном. Длина аппарата составляет 2,1 м, масса – 200 кг. Но невзирая на более чем скромные габариты, это настоящий биплан! У него есть элероны, закрылки, шасси на трех опорах. Главное требование – пилот не должен весить больше 77 кг, чтобы центр тяжести находился в нужном состоянии. Модель получилась удачной: снималась в рекламе, была замечена в многочисленных авиашоу. После двадцатипятичасового налета машину отправили в музей.
Этот аппарат собрал тот же человек – Рэй Ститс, которому помогал его сын. Сборка машины стартовала в 1980 году прямо в гараже. В базе конструкции – моноплан с размахом крыльев 1,9 м. «Малыш» набирал скорость в 170 км/ч и эксплуатировался целых 5 лет, на его счету 35 вылетов и ни одной серьезной аварии. В музейный экспонат самолет превратился в 1989-м.
Все вышеперечисленное – аппараты из, пусть и недавнего, прошлого. Однако это не означает, что сегодня идея маленьких самолетов забыта. Их по-прежнему строят.
Творение финских конструкторов (руководитель Аки Суокас), впервые продемонстрированное публике в 2011 году. Причем это не «классический» самолет, а гидроплан, умеющий садиться на воду. Это и неудивительно, т. к. Финляндия – страна озер, и машина разрабатывалась с вполне практическими целями.
Несмотря на год выпуска, аппарат выглядит современным не только внешне: в действие он приводится электрическим двигателем (хотя есть версия и с бензиновым агрегатом). Фюзеляж выполнен из углепластика: т. е. в целом аппарат можно считать экологически безопасным. Технические данные:
Аппарат начали разрабатывать в 1971 году, однако за десятилетия он прошел ряд серьезных модернизаций: последняя произведена в 2011 году. Французский конструктор, собирая аппарат, главный упор делал на габариты, экономичность. И что-то в этом плане ему удалось. Параметры Colomban Cri-Cri:
Характеристики очень даже неплохие, благодаря чему самолет раскупался хорошо, да и сегодня востребован. В США «на ходу» 20 единиц, Франции – 110. Еще 30 машин эксплуатируется в иных странах ЕС. В ходе «рестайлинга» 2011 года аппарат получил дополнительные двигатели: их стало четыре. Такое достижение не могли не заметить, и оно вполне справедливо оказалось в Книгу рекордов Гиннеса. Colomban Cri-Cri – самый маленький самолет, оборудованный четырьмя силовыми агрегатами.
В РФ тоже не обошлось без рекордов. Собранный инженером из Армавира самолет X-12H имеет шестиметровый размах крыльев, весит 80 кг при длине 3,5 м. Максимальная скорость составляет 125 км/ч. Вроде бы данные не особо впечатляющие по сравнению с вышеописанными аппаратами. Но в Книгу рекордов Гиннеса эта конструкция попала совсем за другое: в сложенном виде (разборка/сборка производится очень быстро) самолет умещается в большом чемодане.
И еще один российский аппарат из Таганрога, который миниатюрным назвать уже нельзя, если сравнивать с предыдущими моделями, но зато на нем летают без «прав», а купить его можно хоть сегодня. Это моноплан «Юниор». Первый полет произошел в 2015 году. Пустая конструкция имеет малый вес – 105 кг, что укладывается в самую легкую категорию «до 115 кг» (согласно законам РФ, аппаратом можно управлять без пилотского свидетельства). Технические характеристики:
Фюзеляж сделан из пластика, шасси – трехстоечное. На модель устанавливается испанский двигатель Airmax 220, развивающий 29 л. с. В минимальный набор приборов входит «спидометр», высотомер (относительно места взлета и уровня моря), а также указатель скорости подъема.
Опционально поставляется контроллер, при помощи которого прибор будет показывать:
Также самолет оборудуется «черным ящиком». «Юниор» предлагают за 600 тыс. руб. Но есть варианты – например, купить его без мотора и авионики за 350 тыс. руб. При этом аппарат поставляется в разобранном виде. За доплату вам привезут модель в указанное место и помогут собрать.
BD-5J
Этот «микроджет» был спроектирован и построен в 1971 году инженером из Америки Джимом Беде. Самолет занял почетное место в Книге рекордов Гиннеса, как наиболее легкий самолет на реактивной тяге. Машина пользовалась огромной популярностью: после окончания испытаний было произведено и продано 5 тыс. экземпляров уже в первые 2,5 года, и еще 12 тыс. забронировали. Сначала самолет оценили в 1800 долларов, но по мере увеличения спроса стоимость выросла до 2600 «зеленых».
Ни одна компания в мире, строящая авиалайнеры, не реализовала столько своей продукции. Основные характеристики мини-конструкции:
- ? размах крыльев – 5 м
- ? фюзеляж – 3,6 м
- ? масса – 162 кг
- ? максимальная скорость – 480 км/ч
- ? расстояние – до 1500 км
Параметры довольно впечатляющие. Но есть и интересный «бонус»: чтобы сохранить цену на максимально доступном уровне, самолет предлагали в виде конструктора. Для его сборки необходимо затратить семьсот часов (инструкция прилагается). Хранить аппарат тоже удобно: если демонтировать крылья, он свободно войдет в автомобильный гараж.
Было проведено 25 испытательных полетов, 14 из них оказались неудачными. Всего погибло девять пилотов.
Снаружи самолет похож на «помесь» спортивного аппарата с истребителем. Фюзеляж сделан обтекаемым, двигатель расположен сзади. Несмотря на явный успех, компания-производитель умудрилась в 1979 году разориться и серийный выпуск BD-5J прекратился. Однако самолет продолжал жить! Выпущенные экземпляры бесконечно модифицировали, в США открылось множество центров по обслуживанию BD-5J.

Bumble Bee II
Это тоже рекордсмен: по крайней мере, в отношении размеров. Эта «кроха» с крыльями в 1,6 м была сконструирована инженером из США Робертом Старром в 1988 году. «Миниплан» имел массу в 183 кг. Эксперты утверждали, что «эта штука» ни за что не взлетит. Но просчитались: полет все же состоялся, хотя удачным его назвать сложно. Машина продержалась в воздухе столько времени, сколько было нужно, чтобы зафиксировать полет и затем рухнула вниз с высоты 120 м. Пилот отделался ушибами, а малютку собрали по кусочкам и подарили музею.
Sky Baby
Эту модель разработал и собрал Рэй Ститс: первый полет был им совершен в 1952 году. Аппарат имеет один двигатель, в основе фюзеляжа – сваренные стальные трубы, обшитые полотном. Длина аппарата составляет 2,1 м, масса – 200 кг. Но невзирая на более чем скромные габариты, это настоящий биплан! У него есть элероны, закрылки, шасси на трех опорах. Главное требование – пилот не должен весить больше 77 кг, чтобы центр тяжести находился в нужном состоянии. Модель получилась удачной: снималась в рекламе, была замечена в многочисленных авиашоу. После двадцатипятичасового налета машину отправили в музей.
Baby Bird
Этот аппарат собрал тот же человек – Рэй Ститс, которому помогал его сын. Сборка машины стартовала в 1980 году прямо в гараже. В базе конструкции – моноплан с размахом крыльев 1,9 м. «Малыш» набирал скорость в 170 км/ч и эксплуатировался целых 5 лет, на его счету 35 вылетов и ни одной серьезной аварии. В музейный экспонат самолет превратился в 1989-м.
Все вышеперечисленное – аппараты из, пусть и недавнего, прошлого. Однако это не означает, что сегодня идея маленьких самолетов забыта. Их по-прежнему строят.
Fly Nano
Творение финских конструкторов (руководитель Аки Суокас), впервые продемонстрированное публике в 2011 году. Причем это не «классический» самолет, а гидроплан, умеющий садиться на воду. Это и неудивительно, т. к. Финляндия – страна озер, и машина разрабатывалась с вполне практическими целями.
Несмотря на год выпуска, аппарат выглядит современным не только внешне: в действие он приводится электрическим двигателем (хотя есть версия и с бензиновым агрегатом). Фюзеляж выполнен из углепластика: т. е. в целом аппарат можно считать экологически безопасным. Технические данные:
- ? масса – 70 кг при полезной нагрузке в 200 (!) кг
- ? максимальная скорость – 200 км/ч
- ? дальность полета – 40 км (вариант с бензиновым мотором пролетит 70 км)
Стоимость гидроплана зависит от типа двигателя и в максимально комплектации аппарат оценивается в 39 тыс. долларов.
Colomban Cri-Cri
Аппарат начали разрабатывать в 1971 году, однако за десятилетия он прошел ряд серьезных модернизаций: последняя произведена в 2011 году. Французский конструктор, собирая аппарат, главный упор делал на габариты, экономичность. И что-то в этом плане ему удалось. Параметры Colomban Cri-Cri:
- ? крылья – 2,9 м
- ? фюзеляж – 3,9 м
- ? масса – 78 кг
- ? оптимальная (по расходу топлива) скорость – 185 км/ч
- ? время нахождения в полете – 2,5 ч
Характеристики очень даже неплохие, благодаря чему самолет раскупался хорошо, да и сегодня востребован. В США «на ходу» 20 единиц, Франции – 110. Еще 30 машин эксплуатируется в иных странах ЕС. В ходе «рестайлинга» 2011 года аппарат получил дополнительные двигатели: их стало четыре. Такое достижение не могли не заметить, и оно вполне справедливо оказалось в Книгу рекордов Гиннеса. Colomban Cri-Cri – самый маленький самолет, оборудованный четырьмя силовыми агрегатами.
Российские достижения
В РФ тоже не обошлось без рекордов. Собранный инженером из Армавира самолет X-12H имеет шестиметровый размах крыльев, весит 80 кг при длине 3,5 м. Максимальная скорость составляет 125 км/ч. Вроде бы данные не особо впечатляющие по сравнению с вышеописанными аппаратами. Но в Книгу рекордов Гиннеса эта конструкция попала совсем за другое: в сложенном виде (разборка/сборка производится очень быстро) самолет умещается в большом чемодане.
И еще один российский аппарат из Таганрога, который миниатюрным назвать уже нельзя, если сравнивать с предыдущими моделями, но зато на нем летают без «прав», а купить его можно хоть сегодня. Это моноплан «Юниор». Первый полет произошел в 2015 году. Пустая конструкция имеет малый вес – 105 кг, что укладывается в самую легкую категорию «до 115 кг» (согласно законам РФ, аппаратом можно управлять без пилотского свидетельства). Технические характеристики:
- ? размах крыла – 8,7 м
- ? взлетный вес – до 220 кг
- ? максимальная скорость – 140 км/ч
- ? расход горючего – 6 л/ч (объем бака 10 л)
Фюзеляж сделан из пластика, шасси – трехстоечное. На модель устанавливается испанский двигатель Airmax 220, развивающий 29 л. с. В минимальный набор приборов входит «спидометр», высотомер (относительно места взлета и уровня моря), а также указатель скорости подъема.
Опционально поставляется контроллер, при помощи которого прибор будет показывать:
- ? объем топлива
- ? кол-во моточасов
- ? температуру ДВС, за бортом и в кабине
Также самолет оборудуется «черным ящиком». «Юниор» предлагают за 600 тыс. руб. Но есть варианты – например, купить его без мотора и авионики за 350 тыс. руб. При этом аппарат поставляется в разобранном виде. За доплату вам привезут модель в указанное место и помогут собрать.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...