Самые компактные самолеты в мире
Всплеск интереса к миниатюрным самолетам произошел после окончания Второй Мировой войны. Маленькие воздушные суда понравились военным: такую технику очень удобно использовать в разведывательных целях. Да и у гражданских лиц был спрос на такие «транспортные средства». Поэтому в послевоенное время разрабатывались не только одиночные конструкции, но и полноценные самолеты, запущенные в серию. Отдельно стоит рассказать о самых известных в мире и РФ летательных аппаратах, часть из которых эксплуатируется и сегодня.
Этот «микроджет» был спроектирован и построен в 1971 году инженером из Америки Джимом Беде. Самолет занял почетное место в Книге рекордов Гиннеса, как наиболее легкий самолет на реактивной тяге. Машина пользовалась огромной популярностью: после окончания испытаний было произведено и продано 5 тыс. экземпляров уже в первые 2,5 года, и еще 12 тыс. забронировали. Сначала самолет оценили в 1800 долларов, но по мере увеличения спроса стоимость выросла до 2600 «зеленых».
Ни одна компания в мире, строящая авиалайнеры, не реализовала столько своей продукции. Основные характеристики мини-конструкции:
Параметры довольно впечатляющие. Но есть и интересный «бонус»: чтобы сохранить цену на максимально доступном уровне, самолет предлагали в виде конструктора. Для его сборки необходимо затратить семьсот часов (инструкция прилагается). Хранить аппарат тоже удобно: если демонтировать крылья, он свободно войдет в автомобильный гараж.
Снаружи самолет похож на «помесь» спортивного аппарата с истребителем. Фюзеляж сделан обтекаемым, двигатель расположен сзади. Несмотря на явный успех, компания-производитель умудрилась в 1979 году разориться и серийный выпуск BD-5J прекратился. Однако самолет продолжал жить! Выпущенные экземпляры бесконечно модифицировали, в США открылось множество центров по обслуживанию BD-5J.
Это тоже рекордсмен: по крайней мере, в отношении размеров. Эта «кроха» с крыльями в 1,6 м была сконструирована инженером из США Робертом Старром в 1988 году. «Миниплан» имел массу в 183 кг. Эксперты утверждали, что «эта штука» ни за что не взлетит. Но просчитались: полет все же состоялся, хотя удачным его назвать сложно. Машина продержалась в воздухе столько времени, сколько было нужно, чтобы зафиксировать полет и затем рухнула вниз с высоты 120 м. Пилот отделался ушибами, а малютку собрали по кусочкам и подарили музею.
Эту модель разработал и собрал Рэй Ститс: первый полет был им совершен в 1952 году. Аппарат имеет один двигатель, в основе фюзеляжа – сваренные стальные трубы, обшитые полотном. Длина аппарата составляет 2,1 м, масса – 200 кг. Но невзирая на более чем скромные габариты, это настоящий биплан! У него есть элероны, закрылки, шасси на трех опорах. Главное требование – пилот не должен весить больше 77 кг, чтобы центр тяжести находился в нужном состоянии. Модель получилась удачной: снималась в рекламе, была замечена в многочисленных авиашоу. После двадцатипятичасового налета машину отправили в музей.
Этот аппарат собрал тот же человек – Рэй Ститс, которому помогал его сын. Сборка машины стартовала в 1980 году прямо в гараже. В базе конструкции – моноплан с размахом крыльев 1,9 м. «Малыш» набирал скорость в 170 км/ч и эксплуатировался целых 5 лет, на его счету 35 вылетов и ни одной серьезной аварии. В музейный экспонат самолет превратился в 1989-м.
Все вышеперечисленное – аппараты из, пусть и недавнего, прошлого. Однако это не означает, что сегодня идея маленьких самолетов забыта. Их по-прежнему строят.
Творение финских конструкторов (руководитель Аки Суокас), впервые продемонстрированное публике в 2011 году. Причем это не «классический» самолет, а гидроплан, умеющий садиться на воду. Это и неудивительно, т. к. Финляндия – страна озер, и машина разрабатывалась с вполне практическими целями.
Несмотря на год выпуска, аппарат выглядит современным не только внешне: в действие он приводится электрическим двигателем (хотя есть версия и с бензиновым агрегатом). Фюзеляж выполнен из углепластика: т. е. в целом аппарат можно считать экологически безопасным. Технические данные:
Аппарат начали разрабатывать в 1971 году, однако за десятилетия он прошел ряд серьезных модернизаций: последняя произведена в 2011 году. Французский конструктор, собирая аппарат, главный упор делал на габариты, экономичность. И что-то в этом плане ему удалось. Параметры Colomban Cri-Cri:
Характеристики очень даже неплохие, благодаря чему самолет раскупался хорошо, да и сегодня востребован. В США «на ходу» 20 единиц, Франции – 110. Еще 30 машин эксплуатируется в иных странах ЕС. В ходе «рестайлинга» 2011 года аппарат получил дополнительные двигатели: их стало четыре. Такое достижение не могли не заметить, и оно вполне справедливо оказалось в Книгу рекордов Гиннеса. Colomban Cri-Cri – самый маленький самолет, оборудованный четырьмя силовыми агрегатами.
В РФ тоже не обошлось без рекордов. Собранный инженером из Армавира самолет X-12H имеет шестиметровый размах крыльев, весит 80 кг при длине 3,5 м. Максимальная скорость составляет 125 км/ч. Вроде бы данные не особо впечатляющие по сравнению с вышеописанными аппаратами. Но в Книгу рекордов Гиннеса эта конструкция попала совсем за другое: в сложенном виде (разборка/сборка производится очень быстро) самолет умещается в большом чемодане.
И еще один российский аппарат из Таганрога, который миниатюрным назвать уже нельзя, если сравнивать с предыдущими моделями, но зато на нем летают без «прав», а купить его можно хоть сегодня. Это моноплан «Юниор». Первый полет произошел в 2015 году. Пустая конструкция имеет малый вес – 105 кг, что укладывается в самую легкую категорию «до 115 кг» (согласно законам РФ, аппаратом можно управлять без пилотского свидетельства). Технические характеристики:
Фюзеляж сделан из пластика, шасси – трехстоечное. На модель устанавливается испанский двигатель Airmax 220, развивающий 29 л. с. В минимальный набор приборов входит «спидометр», высотомер (относительно места взлета и уровня моря), а также указатель скорости подъема.
Опционально поставляется контроллер, при помощи которого прибор будет показывать:
Также самолет оборудуется «черным ящиком». «Юниор» предлагают за 600 тыс. руб. Но есть варианты – например, купить его без мотора и авионики за 350 тыс. руб. При этом аппарат поставляется в разобранном виде. За доплату вам привезут модель в указанное место и помогут собрать.
BD-5J
Этот «микроджет» был спроектирован и построен в 1971 году инженером из Америки Джимом Беде. Самолет занял почетное место в Книге рекордов Гиннеса, как наиболее легкий самолет на реактивной тяге. Машина пользовалась огромной популярностью: после окончания испытаний было произведено и продано 5 тыс. экземпляров уже в первые 2,5 года, и еще 12 тыс. забронировали. Сначала самолет оценили в 1800 долларов, но по мере увеличения спроса стоимость выросла до 2600 «зеленых».
Ни одна компания в мире, строящая авиалайнеры, не реализовала столько своей продукции. Основные характеристики мини-конструкции:
- ? размах крыльев – 5 м
- ? фюзеляж – 3,6 м
- ? масса – 162 кг
- ? максимальная скорость – 480 км/ч
- ? расстояние – до 1500 км
Параметры довольно впечатляющие. Но есть и интересный «бонус»: чтобы сохранить цену на максимально доступном уровне, самолет предлагали в виде конструктора. Для его сборки необходимо затратить семьсот часов (инструкция прилагается). Хранить аппарат тоже удобно: если демонтировать крылья, он свободно войдет в автомобильный гараж.
Было проведено 25 испытательных полетов, 14 из них оказались неудачными. Всего погибло девять пилотов.
Снаружи самолет похож на «помесь» спортивного аппарата с истребителем. Фюзеляж сделан обтекаемым, двигатель расположен сзади. Несмотря на явный успех, компания-производитель умудрилась в 1979 году разориться и серийный выпуск BD-5J прекратился. Однако самолет продолжал жить! Выпущенные экземпляры бесконечно модифицировали, в США открылось множество центров по обслуживанию BD-5J.
В кабине BD-5J все эргономично, как в хорошем автомобиле. Фото: YouTube.com
Bumble Bee II
Это тоже рекордсмен: по крайней мере, в отношении размеров. Эта «кроха» с крыльями в 1,6 м была сконструирована инженером из США Робертом Старром в 1988 году. «Миниплан» имел массу в 183 кг. Эксперты утверждали, что «эта штука» ни за что не взлетит. Но просчитались: полет все же состоялся, хотя удачным его назвать сложно. Машина продержалась в воздухе столько времени, сколько было нужно, чтобы зафиксировать полет и затем рухнула вниз с высоты 120 м. Пилот отделался ушибами, а малютку собрали по кусочкам и подарили музею.
Sky Baby
Эту модель разработал и собрал Рэй Ститс: первый полет был им совершен в 1952 году. Аппарат имеет один двигатель, в основе фюзеляжа – сваренные стальные трубы, обшитые полотном. Длина аппарата составляет 2,1 м, масса – 200 кг. Но невзирая на более чем скромные габариты, это настоящий биплан! У него есть элероны, закрылки, шасси на трех опорах. Главное требование – пилот не должен весить больше 77 кг, чтобы центр тяжести находился в нужном состоянии. Модель получилась удачной: снималась в рекламе, была замечена в многочисленных авиашоу. После двадцатипятичасового налета машину отправили в музей.
Baby Bird
Этот аппарат собрал тот же человек – Рэй Ститс, которому помогал его сын. Сборка машины стартовала в 1980 году прямо в гараже. В базе конструкции – моноплан с размахом крыльев 1,9 м. «Малыш» набирал скорость в 170 км/ч и эксплуатировался целых 5 лет, на его счету 35 вылетов и ни одной серьезной аварии. В музейный экспонат самолет превратился в 1989-м.
Все вышеперечисленное – аппараты из, пусть и недавнего, прошлого. Однако это не означает, что сегодня идея маленьких самолетов забыта. Их по-прежнему строят.
Fly Nano
Творение финских конструкторов (руководитель Аки Суокас), впервые продемонстрированное публике в 2011 году. Причем это не «классический» самолет, а гидроплан, умеющий садиться на воду. Это и неудивительно, т. к. Финляндия – страна озер, и машина разрабатывалась с вполне практическими целями.
Несмотря на год выпуска, аппарат выглядит современным не только внешне: в действие он приводится электрическим двигателем (хотя есть версия и с бензиновым агрегатом). Фюзеляж выполнен из углепластика: т. е. в целом аппарат можно считать экологически безопасным. Технические данные:
- ? масса – 70 кг при полезной нагрузке в 200 (!) кг
- ? максимальная скорость – 200 км/ч
- ? дальность полета – 40 км (вариант с бензиновым мотором пролетит 70 км)
Стоимость гидроплана зависит от типа двигателя и в максимально комплектации аппарат оценивается в 39 тыс. долларов.
Colomban Cri-Cri
Аппарат начали разрабатывать в 1971 году, однако за десятилетия он прошел ряд серьезных модернизаций: последняя произведена в 2011 году. Французский конструктор, собирая аппарат, главный упор делал на габариты, экономичность. И что-то в этом плане ему удалось. Параметры Colomban Cri-Cri:
- ? крылья – 2,9 м
- ? фюзеляж – 3,9 м
- ? масса – 78 кг
- ? оптимальная (по расходу топлива) скорость – 185 км/ч
- ? время нахождения в полете – 2,5 ч
Характеристики очень даже неплохие, благодаря чему самолет раскупался хорошо, да и сегодня востребован. В США «на ходу» 20 единиц, Франции – 110. Еще 30 машин эксплуатируется в иных странах ЕС. В ходе «рестайлинга» 2011 года аппарат получил дополнительные двигатели: их стало четыре. Такое достижение не могли не заметить, и оно вполне справедливо оказалось в Книгу рекордов Гиннеса. Colomban Cri-Cri – самый маленький самолет, оборудованный четырьмя силовыми агрегатами.
Российские достижения
В РФ тоже не обошлось без рекордов. Собранный инженером из Армавира самолет X-12H имеет шестиметровый размах крыльев, весит 80 кг при длине 3,5 м. Максимальная скорость составляет 125 км/ч. Вроде бы данные не особо впечатляющие по сравнению с вышеописанными аппаратами. Но в Книгу рекордов Гиннеса эта конструкция попала совсем за другое: в сложенном виде (разборка/сборка производится очень быстро) самолет умещается в большом чемодане.
И еще один российский аппарат из Таганрога, который миниатюрным назвать уже нельзя, если сравнивать с предыдущими моделями, но зато на нем летают без «прав», а купить его можно хоть сегодня. Это моноплан «Юниор». Первый полет произошел в 2015 году. Пустая конструкция имеет малый вес – 105 кг, что укладывается в самую легкую категорию «до 115 кг» (согласно законам РФ, аппаратом можно управлять без пилотского свидетельства). Технические характеристики:
- ? размах крыла – 8,7 м
- ? взлетный вес – до 220 кг
- ? максимальная скорость – 140 км/ч
- ? расход горючего – 6 л/ч (объем бака 10 л)
Фюзеляж сделан из пластика, шасси – трехстоечное. На модель устанавливается испанский двигатель Airmax 220, развивающий 29 л. с. В минимальный набор приборов входит «спидометр», высотомер (относительно места взлета и уровня моря), а также указатель скорости подъема.
Опционально поставляется контроллер, при помощи которого прибор будет показывать:
- ? объем топлива
- ? кол-во моточасов
- ? температуру ДВС, за бортом и в кабине
Также самолет оборудуется «черным ящиком». «Юниор» предлагают за 600 тыс. руб. Но есть варианты – например, купить его без мотора и авионики за 350 тыс. руб. При этом аппарат поставляется в разобранном виде. За доплату вам привезут модель в указанное место и помогут собрать.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....