Самые компактные самолеты в мире
Всплеск интереса к миниатюрным самолетам произошел после окончания Второй Мировой войны. Маленькие воздушные суда понравились военным: такую технику очень удобно использовать в разведывательных целях. Да и у гражданских лиц был спрос на такие «транспортные средства». Поэтому в послевоенное время разрабатывались не только одиночные конструкции, но и полноценные самолеты, запущенные в серию. Отдельно стоит рассказать о самых известных в мире и РФ летательных аппаратах, часть из которых эксплуатируется и сегодня.
Этот «микроджет» был спроектирован и построен в 1971 году инженером из Америки Джимом Беде. Самолет занял почетное место в Книге рекордов Гиннеса, как наиболее легкий самолет на реактивной тяге. Машина пользовалась огромной популярностью: после окончания испытаний было произведено и продано 5 тыс. экземпляров уже в первые 2,5 года, и еще 12 тыс. забронировали. Сначала самолет оценили в 1800 долларов, но по мере увеличения спроса стоимость выросла до 2600 «зеленых».
Ни одна компания в мире, строящая авиалайнеры, не реализовала столько своей продукции. Основные характеристики мини-конструкции:
Параметры довольно впечатляющие. Но есть и интересный «бонус»: чтобы сохранить цену на максимально доступном уровне, самолет предлагали в виде конструктора. Для его сборки необходимо затратить семьсот часов (инструкция прилагается). Хранить аппарат тоже удобно: если демонтировать крылья, он свободно войдет в автомобильный гараж.
Снаружи самолет похож на «помесь» спортивного аппарата с истребителем. Фюзеляж сделан обтекаемым, двигатель расположен сзади. Несмотря на явный успех, компания-производитель умудрилась в 1979 году разориться и серийный выпуск BD-5J прекратился. Однако самолет продолжал жить! Выпущенные экземпляры бесконечно модифицировали, в США открылось множество центров по обслуживанию BD-5J.
Это тоже рекордсмен: по крайней мере, в отношении размеров. Эта «кроха» с крыльями в 1,6 м была сконструирована инженером из США Робертом Старром в 1988 году. «Миниплан» имел массу в 183 кг. Эксперты утверждали, что «эта штука» ни за что не взлетит. Но просчитались: полет все же состоялся, хотя удачным его назвать сложно. Машина продержалась в воздухе столько времени, сколько было нужно, чтобы зафиксировать полет и затем рухнула вниз с высоты 120 м. Пилот отделался ушибами, а малютку собрали по кусочкам и подарили музею.
Эту модель разработал и собрал Рэй Ститс: первый полет был им совершен в 1952 году. Аппарат имеет один двигатель, в основе фюзеляжа – сваренные стальные трубы, обшитые полотном. Длина аппарата составляет 2,1 м, масса – 200 кг. Но невзирая на более чем скромные габариты, это настоящий биплан! У него есть элероны, закрылки, шасси на трех опорах. Главное требование – пилот не должен весить больше 77 кг, чтобы центр тяжести находился в нужном состоянии. Модель получилась удачной: снималась в рекламе, была замечена в многочисленных авиашоу. После двадцатипятичасового налета машину отправили в музей.
Этот аппарат собрал тот же человек – Рэй Ститс, которому помогал его сын. Сборка машины стартовала в 1980 году прямо в гараже. В базе конструкции – моноплан с размахом крыльев 1,9 м. «Малыш» набирал скорость в 170 км/ч и эксплуатировался целых 5 лет, на его счету 35 вылетов и ни одной серьезной аварии. В музейный экспонат самолет превратился в 1989-м.
Все вышеперечисленное – аппараты из, пусть и недавнего, прошлого. Однако это не означает, что сегодня идея маленьких самолетов забыта. Их по-прежнему строят.
Творение финских конструкторов (руководитель Аки Суокас), впервые продемонстрированное публике в 2011 году. Причем это не «классический» самолет, а гидроплан, умеющий садиться на воду. Это и неудивительно, т. к. Финляндия – страна озер, и машина разрабатывалась с вполне практическими целями.
Несмотря на год выпуска, аппарат выглядит современным не только внешне: в действие он приводится электрическим двигателем (хотя есть версия и с бензиновым агрегатом). Фюзеляж выполнен из углепластика: т. е. в целом аппарат можно считать экологически безопасным. Технические данные:
Аппарат начали разрабатывать в 1971 году, однако за десятилетия он прошел ряд серьезных модернизаций: последняя произведена в 2011 году. Французский конструктор, собирая аппарат, главный упор делал на габариты, экономичность. И что-то в этом плане ему удалось. Параметры Colomban Cri-Cri:
Характеристики очень даже неплохие, благодаря чему самолет раскупался хорошо, да и сегодня востребован. В США «на ходу» 20 единиц, Франции – 110. Еще 30 машин эксплуатируется в иных странах ЕС. В ходе «рестайлинга» 2011 года аппарат получил дополнительные двигатели: их стало четыре. Такое достижение не могли не заметить, и оно вполне справедливо оказалось в Книгу рекордов Гиннеса. Colomban Cri-Cri – самый маленький самолет, оборудованный четырьмя силовыми агрегатами.
В РФ тоже не обошлось без рекордов. Собранный инженером из Армавира самолет X-12H имеет шестиметровый размах крыльев, весит 80 кг при длине 3,5 м. Максимальная скорость составляет 125 км/ч. Вроде бы данные не особо впечатляющие по сравнению с вышеописанными аппаратами. Но в Книгу рекордов Гиннеса эта конструкция попала совсем за другое: в сложенном виде (разборка/сборка производится очень быстро) самолет умещается в большом чемодане.
И еще один российский аппарат из Таганрога, который миниатюрным назвать уже нельзя, если сравнивать с предыдущими моделями, но зато на нем летают без «прав», а купить его можно хоть сегодня. Это моноплан «Юниор». Первый полет произошел в 2015 году. Пустая конструкция имеет малый вес – 105 кг, что укладывается в самую легкую категорию «до 115 кг» (согласно законам РФ, аппаратом можно управлять без пилотского свидетельства). Технические характеристики:
Фюзеляж сделан из пластика, шасси – трехстоечное. На модель устанавливается испанский двигатель Airmax 220, развивающий 29 л. с. В минимальный набор приборов входит «спидометр», высотомер (относительно места взлета и уровня моря), а также указатель скорости подъема.
Опционально поставляется контроллер, при помощи которого прибор будет показывать:
Также самолет оборудуется «черным ящиком». «Юниор» предлагают за 600 тыс. руб. Но есть варианты – например, купить его без мотора и авионики за 350 тыс. руб. При этом аппарат поставляется в разобранном виде. За доплату вам привезут модель в указанное место и помогут собрать.
BD-5J
Этот «микроджет» был спроектирован и построен в 1971 году инженером из Америки Джимом Беде. Самолет занял почетное место в Книге рекордов Гиннеса, как наиболее легкий самолет на реактивной тяге. Машина пользовалась огромной популярностью: после окончания испытаний было произведено и продано 5 тыс. экземпляров уже в первые 2,5 года, и еще 12 тыс. забронировали. Сначала самолет оценили в 1800 долларов, но по мере увеличения спроса стоимость выросла до 2600 «зеленых».
Ни одна компания в мире, строящая авиалайнеры, не реализовала столько своей продукции. Основные характеристики мини-конструкции:
- ? размах крыльев – 5 м
- ? фюзеляж – 3,6 м
- ? масса – 162 кг
- ? максимальная скорость – 480 км/ч
- ? расстояние – до 1500 км
Параметры довольно впечатляющие. Но есть и интересный «бонус»: чтобы сохранить цену на максимально доступном уровне, самолет предлагали в виде конструктора. Для его сборки необходимо затратить семьсот часов (инструкция прилагается). Хранить аппарат тоже удобно: если демонтировать крылья, он свободно войдет в автомобильный гараж.
Было проведено 25 испытательных полетов, 14 из них оказались неудачными. Всего погибло девять пилотов.
Снаружи самолет похож на «помесь» спортивного аппарата с истребителем. Фюзеляж сделан обтекаемым, двигатель расположен сзади. Несмотря на явный успех, компания-производитель умудрилась в 1979 году разориться и серийный выпуск BD-5J прекратился. Однако самолет продолжал жить! Выпущенные экземпляры бесконечно модифицировали, в США открылось множество центров по обслуживанию BD-5J.
В кабине BD-5J все эргономично, как в хорошем автомобиле. Фото: YouTube.com
Bumble Bee II
Это тоже рекордсмен: по крайней мере, в отношении размеров. Эта «кроха» с крыльями в 1,6 м была сконструирована инженером из США Робертом Старром в 1988 году. «Миниплан» имел массу в 183 кг. Эксперты утверждали, что «эта штука» ни за что не взлетит. Но просчитались: полет все же состоялся, хотя удачным его назвать сложно. Машина продержалась в воздухе столько времени, сколько было нужно, чтобы зафиксировать полет и затем рухнула вниз с высоты 120 м. Пилот отделался ушибами, а малютку собрали по кусочкам и подарили музею.
Sky Baby
Эту модель разработал и собрал Рэй Ститс: первый полет был им совершен в 1952 году. Аппарат имеет один двигатель, в основе фюзеляжа – сваренные стальные трубы, обшитые полотном. Длина аппарата составляет 2,1 м, масса – 200 кг. Но невзирая на более чем скромные габариты, это настоящий биплан! У него есть элероны, закрылки, шасси на трех опорах. Главное требование – пилот не должен весить больше 77 кг, чтобы центр тяжести находился в нужном состоянии. Модель получилась удачной: снималась в рекламе, была замечена в многочисленных авиашоу. После двадцатипятичасового налета машину отправили в музей.
Baby Bird
Этот аппарат собрал тот же человек – Рэй Ститс, которому помогал его сын. Сборка машины стартовала в 1980 году прямо в гараже. В базе конструкции – моноплан с размахом крыльев 1,9 м. «Малыш» набирал скорость в 170 км/ч и эксплуатировался целых 5 лет, на его счету 35 вылетов и ни одной серьезной аварии. В музейный экспонат самолет превратился в 1989-м.
Все вышеперечисленное – аппараты из, пусть и недавнего, прошлого. Однако это не означает, что сегодня идея маленьких самолетов забыта. Их по-прежнему строят.
Fly Nano
Творение финских конструкторов (руководитель Аки Суокас), впервые продемонстрированное публике в 2011 году. Причем это не «классический» самолет, а гидроплан, умеющий садиться на воду. Это и неудивительно, т. к. Финляндия – страна озер, и машина разрабатывалась с вполне практическими целями.
Несмотря на год выпуска, аппарат выглядит современным не только внешне: в действие он приводится электрическим двигателем (хотя есть версия и с бензиновым агрегатом). Фюзеляж выполнен из углепластика: т. е. в целом аппарат можно считать экологически безопасным. Технические данные:
- ? масса – 70 кг при полезной нагрузке в 200 (!) кг
- ? максимальная скорость – 200 км/ч
- ? дальность полета – 40 км (вариант с бензиновым мотором пролетит 70 км)
Стоимость гидроплана зависит от типа двигателя и в максимально комплектации аппарат оценивается в 39 тыс. долларов.
Colomban Cri-Cri
Аппарат начали разрабатывать в 1971 году, однако за десятилетия он прошел ряд серьезных модернизаций: последняя произведена в 2011 году. Французский конструктор, собирая аппарат, главный упор делал на габариты, экономичность. И что-то в этом плане ему удалось. Параметры Colomban Cri-Cri:
- ? крылья – 2,9 м
- ? фюзеляж – 3,9 м
- ? масса – 78 кг
- ? оптимальная (по расходу топлива) скорость – 185 км/ч
- ? время нахождения в полете – 2,5 ч
Характеристики очень даже неплохие, благодаря чему самолет раскупался хорошо, да и сегодня востребован. В США «на ходу» 20 единиц, Франции – 110. Еще 30 машин эксплуатируется в иных странах ЕС. В ходе «рестайлинга» 2011 года аппарат получил дополнительные двигатели: их стало четыре. Такое достижение не могли не заметить, и оно вполне справедливо оказалось в Книгу рекордов Гиннеса. Colomban Cri-Cri – самый маленький самолет, оборудованный четырьмя силовыми агрегатами.
Российские достижения
В РФ тоже не обошлось без рекордов. Собранный инженером из Армавира самолет X-12H имеет шестиметровый размах крыльев, весит 80 кг при длине 3,5 м. Максимальная скорость составляет 125 км/ч. Вроде бы данные не особо впечатляющие по сравнению с вышеописанными аппаратами. Но в Книгу рекордов Гиннеса эта конструкция попала совсем за другое: в сложенном виде (разборка/сборка производится очень быстро) самолет умещается в большом чемодане.
И еще один российский аппарат из Таганрога, который миниатюрным назвать уже нельзя, если сравнивать с предыдущими моделями, но зато на нем летают без «прав», а купить его можно хоть сегодня. Это моноплан «Юниор». Первый полет произошел в 2015 году. Пустая конструкция имеет малый вес – 105 кг, что укладывается в самую легкую категорию «до 115 кг» (согласно законам РФ, аппаратом можно управлять без пилотского свидетельства). Технические характеристики:
- ? размах крыла – 8,7 м
- ? взлетный вес – до 220 кг
- ? максимальная скорость – 140 км/ч
- ? расход горючего – 6 л/ч (объем бака 10 л)
Фюзеляж сделан из пластика, шасси – трехстоечное. На модель устанавливается испанский двигатель Airmax 220, развивающий 29 л. с. В минимальный набор приборов входит «спидометр», высотомер (относительно места взлета и уровня моря), а также указатель скорости подъема.
Опционально поставляется контроллер, при помощи которого прибор будет показывать:
- ? объем топлива
- ? кол-во моточасов
- ? температуру ДВС, за бортом и в кабине
Также самолет оборудуется «черным ящиком». «Юниор» предлагают за 600 тыс. руб. Но есть варианты – например, купить его без мотора и авионики за 350 тыс. руб. При этом аппарат поставляется в разобранном виде. За доплату вам привезут модель в указанное место и помогут собрать.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...