Самые компактные самолеты в мире
9 008

Самые компактные самолеты в мире

Всплеск интереса к миниатюрным самолетам произошел после окончания Второй Мировой войны. Маленькие воздушные суда понравились военным: такую технику очень удобно использовать в разведывательных целях. Да и у гражданских лиц был спрос на такие «транспортные средства». Поэтому в послевоенное время разрабатывались не только одиночные конструкции, но и полноценные самолеты, запущенные в серию. Отдельно стоит рассказать о самых известных в мире и РФ летательных аппаратах, часть из которых эксплуатируется и сегодня.


BD-5J


Этот «микроджет» был спроектирован и построен в 1971 году инженером из Америки Джимом Беде. Самолет занял почетное место в Книге рекордов Гиннеса, как наиболее легкий самолет на реактивной тяге. Машина пользовалась огромной популярностью: после окончания испытаний было произведено и продано 5 тыс. экземпляров уже в первые 2,5 года, и еще 12 тыс. забронировали. Сначала самолет оценили в 1800 долларов, но по мере увеличения спроса стоимость выросла до 2600 «зеленых».

«Малыш» готов к старту. Фото: YouTube.com


Ни одна компания в мире, строящая авиалайнеры, не реализовала столько своей продукции. Основные характеристики мини-конструкции:

  • ? размах крыльев – 5 м
  • ? фюзеляж – 3,6 м
  • ? масса – 162 кг
  • ? максимальная скорость – 480 км/ч
  • ? расстояние – до 1500 км


Параметры довольно впечатляющие. Но есть и интересный «бонус»: чтобы сохранить цену на максимально доступном уровне, самолет предлагали в виде конструктора. Для его сборки необходимо затратить семьсот часов (инструкция прилагается). Хранить аппарат тоже удобно: если демонтировать крылья, он свободно войдет в автомобильный гараж.

Было проведено 25 испытательных полетов, 14 из них оказались неудачными. Всего погибло девять пилотов.


Снаружи самолет похож на «помесь» спортивного аппарата с истребителем. Фюзеляж сделан обтекаемым, двигатель расположен сзади. Несмотря на явный успех, компания-производитель умудрилась в 1979 году разориться и серийный выпуск BD-5J прекратился. Однако самолет продолжал жить! Выпущенные экземпляры бесконечно модифицировали, в США открылось множество центров по обслуживанию BD-5J.

В кабине BD-5J все эргономично, как в хорошем автомобиле. Фото: YouTube.com


Bumble Bee II


Это тоже рекордсмен: по крайней мере, в отношении размеров. Эта «кроха» с крыльями в 1,6 м была сконструирована инженером из США Робертом Старром в 1988 году. «Миниплан» имел массу в 183 кг. Эксперты утверждали, что «эта штука» ни за что не взлетит. Но просчитались: полет все же состоялся, хотя удачным его назвать сложно. Машина продержалась в воздухе столько времени, сколько было нужно, чтобы зафиксировать полет и затем рухнула вниз с высоты 120 м. Пилот отделался ушибами, а малютку собрали по кусочкам и подарили музею.

Теперь Bumble Bee в музее. Фото: YouTube.com


Sky Baby


Эту модель разработал и собрал Рэй Ститс: первый полет был им совершен в 1952 году. Аппарат имеет один двигатель, в основе фюзеляжа – сваренные стальные трубы, обшитые полотном. Длина аппарата составляет 2,1 м, масса – 200 кг. Но невзирая на более чем скромные габариты, это настоящий биплан! У него есть элероны, закрылки, шасси на трех опорах. Главное требование – пилот не должен весить больше 77 кг, чтобы центр тяжести находился в нужном состоянии. Модель получилась удачной: снималась в рекламе, была замечена в многочисленных авиашоу. После двадцатипятичасового налета машину отправили в музей.

Неужели эта кроха полетит? Фото: YouTube.com


Baby Bird


Этот аппарат собрал тот же человек – Рэй Ститс, которому помогал его сын. Сборка машины стартовала в 1980 году прямо в гараже. В базе конструкции – моноплан с размахом крыльев 1,9 м. «Малыш» набирал скорость в 170 км/ч и эксплуатировался целых 5 лет, на его счету 35 вылетов и ни одной серьезной аварии. В музейный экспонат самолет превратился в 1989-м.

Из гаража через пять лет – в музей. Фото: YouTube.com


Все вышеперечисленное – аппараты из, пусть и недавнего, прошлого. Однако это не означает, что сегодня идея маленьких самолетов забыта. Их по-прежнему строят.

Fly Nano


Творение финских конструкторов (руководитель Аки Суокас), впервые продемонстрированное публике в 2011 году. Причем это не «классический» самолет, а гидроплан, умеющий садиться на воду. Это и неудивительно, т. к. Финляндия – страна озер, и машина разрабатывалась с вполне практическими целями.

Полет Fly Nano над озером – романтика! Фото: YouTube.com


Несмотря на год выпуска, аппарат выглядит современным не только внешне: в действие он приводится электрическим двигателем (хотя есть версия и с бензиновым агрегатом). Фюзеляж выполнен из углепластика: т. е. в целом аппарат можно считать экологически безопасным. Технические данные:

  • ? масса – 70 кг при полезной нагрузке в 200 (!) кг
  • ? максимальная скорость – 200 км/ч
  • ? дальность полета – 40 км (вариант с бензиновым мотором пролетит 70 км)


Стоимость гидроплана зависит от типа двигателя и в максимально комплектации аппарат оценивается в 39 тыс. долларов.


Colomban Cri-Cri


Аппарат начали разрабатывать в 1971 году, однако за десятилетия он прошел ряд серьезных модернизаций: последняя произведена в 2011 году. Французский конструктор, собирая аппарат, главный упор делал на габариты, экономичность. И что-то в этом плане ему удалось. Параметры Colomban Cri-Cri:

  • ? крылья – 2,9 м
  • ? фюзеляж – 3,9 м
  • ? масса – 78 кг
  • ? оптимальная (по расходу топлива) скорость – 185 км/ч
  • ? время нахождения в полете – 2,5 ч


Характеристики очень даже неплохие, благодаря чему самолет раскупался хорошо, да и сегодня востребован. В США «на ходу» 20 единиц, Франции – 110. Еще 30 машин эксплуатируется в иных странах ЕС. В ходе «рестайлинга» 2011 года аппарат получил дополнительные двигатели: их стало четыре. Такое достижение не могли не заметить, и оно вполне справедливо оказалось в Книгу рекордов Гиннеса. Colomban Cri-Cri – самый маленький самолет, оборудованный четырьмя силовыми агрегатами.

Пока еще двухмоторный Cri-Cri – так самолет назвали в честь дочери конструктора. Фото: YouTube.com


Российские достижения


В РФ тоже не обошлось без рекордов. Собранный инженером из Армавира самолет X-12H имеет шестиметровый размах крыльев, весит 80 кг при длине 3,5 м. Максимальная скорость составляет 125 км/ч. Вроде бы данные не особо впечатляющие по сравнению с вышеописанными аппаратами. Но в Книгу рекордов Гиннеса эта конструкция попала совсем за другое: в сложенном виде (разборка/сборка производится очень быстро) самолет умещается в большом чемодане.

И еще один российский аппарат из Таганрога, который миниатюрным назвать уже нельзя, если сравнивать с предыдущими моделями, но зато на нем летают без «прав», а купить его можно хоть сегодня. Это моноплан «Юниор». Первый полет произошел в 2015 году. Пустая конструкция имеет малый вес – 105 кг, что укладывается в самую легкую категорию «до 115 кг» (согласно законам РФ, аппаратом можно управлять без пилотского свидетельства). Технические характеристики:

  • ? размах крыла – 8,7 м
  • ? взлетный вес – до 220 кг
  • ? максимальная скорость – 140 км/ч
  • ? расход горючего – 6 л/ч (объем бака 10 л)


Фюзеляж сделан из пластика, шасси – трехстоечное. На модель устанавливается испанский двигатель Airmax 220, развивающий 29 л. с. В минимальный набор приборов входит «спидометр», высотомер (относительно места взлета и уровня моря), а также указатель скорости подъема.

«Юниор 11» на испытаниях в 2019 году. Фото: YouTube.com


Опционально поставляется контроллер, при помощи которого прибор будет показывать:

  • ? объем топлива
  • ? кол-во моточасов
  • ? температуру ДВС, за бортом и в кабине


Также самолет оборудуется «черным ящиком». «Юниор» предлагают за 600 тыс. руб. Но есть варианты – например, купить его без мотора и авионики за 350 тыс. руб. При этом аппарат поставляется в разобранном виде. За доплату вам привезут модель в указанное место и помогут собрать.
А вы что думаете о самых маленьких самолетах в мире?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....