Двигатель мотоцикла – нужно ли его прогревать перед поездкой
Прогрев двигателя – это «больная» тема для многих автомобилистов. Хотя давно уже доказано, что современные моторы в этом не нуждаются, все равно хватает сторонников сего действа. Часто процесс делается не для двигателя, а для АКПП, но это тема для отдельного разговора. Сегодня задача выяснить – нужно ли прогревать мотоцикл перед поездкой.
Двухколесная техника для большинства россиян остается диковинкой. У водителей старой закалки мотоциклы в памяти являются дешевыми аналогами автомобилей. Для тех, кому от 40 лет и меньше, байк – это нечто большее, несущее какое-то чувство свободы, стиль жизни.
Есть мотоциклисты, для которых малокубатурный скутер – это единственное доступное средство передвижения в сельской местности. Например, мотоцикл с рабочим объемом двигателя до 250 см3 вряд ли будет употреблять бензина больше 4 литров на 100 км. пробега. А если это инжекторная версия – около 2,5.
Почему большинство мотоциклистов, вне зависимости от того, какой модели, кубатуры и класса у них байк, обязательно прогревают его двигатель перед поездкой? Причина тут банальна – опыт, свой и окружающих. Ведь многие любители мотоциклов начинали с разной советской техники – ИЖ, Минск, Восход и чешских JAWA. Те, кто не застал эпоху мотопрома СССР, все равно учились от старших товарищей, а они прогревали свои байки, советуя делать это всем.
Начнем с карбюраторных моделей мотоциклов. Человеку, далекому от этой темы, кажется, что эпоха техники давно миновала, как и в автомобильной промышленности. Да, ведущие производители мотоциклов в основном отказались от карбюраторных систем, причем дело тут не в новых технологиях, а вынужденной заботе об окружающей среде, в ужесточении правил выброса вредных веществ в атмосферу.
Но какие мотоциклы наиболее популярны в России по продажам? Недорогие китайские модели, представленные в кубатуре до 250 см3, как правило, и б/у байки 1995-2010 годов. Версии из Поднебесной почти сплошь карбюраторные, «японцы» до 2000 примерно года тоже в основном такие, потом уже зависит от модели и кубатуры.
Получается, что на моторынке б/у преобладают карбюраторные байки. Чтобы избежать неустойчивой работы двигателя на «холодную», эту мототехнику действительно нужно прогревать перед поездкой. Если этого не сделать, то можно заглохнуть. И причина тут не в том, что если сразу ехать, расход бензина выше (это правда), а в том, что нужна обогащенная смесь.
Если карбюраторный мотор холодный, то бензин хуже сгорает. Откуда взяться тяге и устойчивой работе двигателя? Причину явления объяснить достаточно просто – карбюратор измельчает топливо, оно оседает во впускном тракте, конденсируется на холодном металле, собирается в капли и лужи стенках цилиндра. Бензин просто не успеет вовремя сгореть, из-за чего его выбросит в выхлопную систему.
С этим давно уже разобрались, придумав так называемый «подсос». На разных байках он может работать по своей схеме, но принцип действия един – обогатить смесь бензином. Существуют и автоматические «подсосы», имеющие свою проблему – вовремя не деактивируются. Получается, что двигатель уже прогрет, а смесь идет обогащенная – вот и неустойчивая работа мотора.
После прогрева карбюраторного двигателя, «подсос» закрывается. В противном случае, мотоцикл будет работать неустойчиво.
Получается, что, прогрев байка перед поездкой – это не миф, а необходимость. Но это относится к карбюраторным моделям.
Теперь про инжекторные версии. Тут действуют те же правила, что и в случае с автомобилями. Впрыск топлива, если говорить грубо, измельчают бензин лучше, и он не конденсируется на металлических частях, да и форсунки направленные. Плюс электронный блок управления двигателем настроен профессиональными инженерами, и сам регулирует подачу топливной смеси в нужных пропорциях в зависимости от режима и температуры.
Часто можно заметить, что на инжекторным мотоциклах мотор на холостых работает на более высоких или низких оборотах в разных ситуациях. Это нормально и зависит от температуры воздуха.
В общем, в случаях с инжекторными мотоциклами, а таких большинство у японских и европейских производителей, схема с прогревом холодного двигателя не работает – не нужно этого делать.
Есть еще миф – дескать, если не прогреть двигатель мотоцикла, то можно его «приговорить». Корни легенды лежат глубоко у истоков советских четырехтактных байков. Скажете, что таких не было? А знаменитый М-72 – родоначальник «Уралов» и «Днепров»? В тяжелых оппозитах использовалось масло в двигателе и было оно минеральное. Там вязкость действительно зависела от температуры, и на холоде смазка банально не успевала начать циркулировать и смазывать мотор.
Но кто помнит, когда он в последний раз заливал в свой мотоцикл «минералку»? Да и современные масла такого типа имеют высокий диапазон рабочих температур.
Для примера возьмем наиболее популярную 10W-40 полусинтетику. Оно работает эффективно в температурных диапазонах от -30 до +40 градусов. Жары такой в России даже летом не бывает, а зимой мотоциклы редко эксплуатируют, тем более в мороз.
Единственный момент, о котором стоит помнить – это работа маслонасоса. Если он выходит из строя, то может не успеть создать нужное давление, если сразу после запуска двигателя тронуться. Но это уже вопросы к агрегату, а не к прогреву мотора.
Поршень заклинит в цилиндре
Редко, но можно услышать миф, что, если сразу тронуться на мотоцикле, двигатель «поймает клина» из-за резкого температурного расширения. Дескать, мотор должен поработать без нагрузки, метал цилиндро-поршневой группы адаптироваться, а потом уже можно ехать.
Тут говорить не стоит подробно, насколько это старая проблема и как давно от нее избавились. Уже в 1950-х годах советские мотоциклы получили ЦПГ, невосприимчивую к температурным расширениям, возникающим при переходе с холостого на рабочий ход.
Бывают проблемы – если перегреть мотор, тогда поршни действительно могут заклинить. Но нужно совершенно не разбираться в технике и свойственно не только мотоциклам, но и автомобилям. Этот нюанс характерен больше для байков с воздушным охлаждением, но не связан с прогревом холодного двигателя перед поездкой.
А вот это уже правда, и касается она не только мотоциклов, но и автомобилей. Износ силового агрегата без прогрева действительно выше. Но процент настолько невелик, что мало кто из специалистов обращает на это внимание. Разницу можно заметить на испытательных стендах.
Карбюраторный мотоцикл прогревать, без сомнения, нужно. Что касается инжекторный байков – то на них можно отправляться в путь сразу после запуска мотора. Только не стоит выжимать из двигателя все силы – смазка в нем неравномерно распределится и будет повышенный износ.
Кстати, на некоторых спортивных мотоциклах производитель специально отсечку устанавливает на высоких оборотах, пока мотор не нагреется.
Ну а если владелец привык греть даже инжекторный байк по 5-10 минут перед поездкой, пускай продолжает это делать – вреда точно не будет.
Неустойчивая работа мотора на «холодную»
Двухколесная техника для большинства россиян остается диковинкой. У водителей старой закалки мотоциклы в памяти являются дешевыми аналогами автомобилей. Для тех, кому от 40 лет и меньше, байк – это нечто большее, несущее какое-то чувство свободы, стиль жизни.
Есть мотоциклисты, для которых малокубатурный скутер – это единственное доступное средство передвижения в сельской местности. Например, мотоцикл с рабочим объемом двигателя до 250 см3 вряд ли будет употреблять бензина больше 4 литров на 100 км. пробега. А если это инжекторная версия – около 2,5.
Советский мотоцикл ИЖ Юпитер-5 нуждается в обязательном прогреве. Фото: Youtube.com
Почему большинство мотоциклистов, вне зависимости от того, какой модели, кубатуры и класса у них байк, обязательно прогревают его двигатель перед поездкой? Причина тут банальна – опыт, свой и окружающих. Ведь многие любители мотоциклов начинали с разной советской техники – ИЖ, Минск, Восход и чешских JAWA. Те, кто не застал эпоху мотопрома СССР, все равно учились от старших товарищей, а они прогревали свои байки, советуя делать это всем.
Начнем с карбюраторных моделей мотоциклов. Человеку, далекому от этой темы, кажется, что эпоха техники давно миновала, как и в автомобильной промышленности. Да, ведущие производители мотоциклов в основном отказались от карбюраторных систем, причем дело тут не в новых технологиях, а вынужденной заботе об окружающей среде, в ужесточении правил выброса вредных веществ в атмосферу.
Но какие мотоциклы наиболее популярны в России по продажам? Недорогие китайские модели, представленные в кубатуре до 250 см3, как правило, и б/у байки 1995-2010 годов. Версии из Поднебесной почти сплошь карбюраторные, «японцы» до 2000 примерно года тоже в основном такие, потом уже зависит от модели и кубатуры.
Современные китайские байки тоже нуждаются в прогреве двигателя. Фото: Youtube.com
Получается, что на моторынке б/у преобладают карбюраторные байки. Чтобы избежать неустойчивой работы двигателя на «холодную», эту мототехнику действительно нужно прогревать перед поездкой. Если этого не сделать, то можно заглохнуть. И причина тут не в том, что если сразу ехать, расход бензина выше (это правда), а в том, что нужна обогащенная смесь.
Если карбюраторный мотор холодный, то бензин хуже сгорает. Откуда взяться тяге и устойчивой работе двигателя? Причину явления объяснить достаточно просто – карбюратор измельчает топливо, оно оседает во впускном тракте, конденсируется на холодном металле, собирается в капли и лужи стенках цилиндра. Бензин просто не успеет вовремя сгореть, из-за чего его выбросит в выхлопную систему.
С этим давно уже разобрались, придумав так называемый «подсос». На разных байках он может работать по своей схеме, но принцип действия един – обогатить смесь бензином. Существуют и автоматические «подсосы», имеющие свою проблему – вовремя не деактивируются. Получается, что двигатель уже прогрет, а смесь идет обогащенная – вот и неустойчивая работа мотора.
А вот это уже китайский инжекторный мотоцикл. Фото: Youtube.com
После прогрева карбюраторного двигателя, «подсос» закрывается. В противном случае, мотоцикл будет работать неустойчиво.
Получается, что, прогрев байка перед поездкой – это не миф, а необходимость. Но это относится к карбюраторным моделям.
Теперь про инжекторные версии. Тут действуют те же правила, что и в случае с автомобилями. Впрыск топлива, если говорить грубо, измельчают бензин лучше, и он не конденсируется на металлических частях, да и форсунки направленные. Плюс электронный блок управления двигателем настроен профессиональными инженерами, и сам регулирует подачу топливной смеси в нужных пропорциях в зависимости от режима и температуры.
Часто можно заметить, что на инжекторным мотоциклах мотор на холостых работает на более высоких или низких оборотах в разных ситуациях. Это нормально и зависит от температуры воздуха.
Сузуки Бандит инжектор. Фото: Youtube.com
В общем, в случаях с инжекторными мотоциклами, а таких большинство у японских и европейских производителей, схема с прогревом холодного двигателя не работает – не нужно этого делать.
Масло не выполняет своих функций
Есть еще миф – дескать, если не прогреть двигатель мотоцикла, то можно его «приговорить». Корни легенды лежат глубоко у истоков советских четырехтактных байков. Скажете, что таких не было? А знаменитый М-72 – родоначальник «Уралов» и «Днепров»? В тяжелых оппозитах использовалось масло в двигателе и было оно минеральное. Там вязкость действительно зависела от температуры, и на холоде смазка банально не успевала начать циркулировать и смазывать мотор.
Военный М-72. Фото: Youtube.com
Но кто помнит, когда он в последний раз заливал в свой мотоцикл «минералку»? Да и современные масла такого типа имеют высокий диапазон рабочих температур.
Для примера возьмем наиболее популярную 10W-40 полусинтетику. Оно работает эффективно в температурных диапазонах от -30 до +40 градусов. Жары такой в России даже летом не бывает, а зимой мотоциклы редко эксплуатируют, тем более в мороз.
Единственный момент, о котором стоит помнить – это работа маслонасоса. Если он выходит из строя, то может не успеть создать нужное давление, если сразу после запуска двигателя тронуться. Но это уже вопросы к агрегату, а не к прогреву мотора.
Поршень заклинит в цилиндре
Редко, но можно услышать миф, что, если сразу тронуться на мотоцикле, двигатель «поймает клина» из-за резкого температурного расширения. Дескать, мотор должен поработать без нагрузки, метал цилиндро-поршневой группы адаптироваться, а потом уже можно ехать.
Тут говорить не стоит подробно, насколько это старая проблема и как давно от нее избавились. Уже в 1950-х годах советские мотоциклы получили ЦПГ, невосприимчивую к температурным расширениям, возникающим при переходе с холостого на рабочий ход.
А вот старенький коллекционный мотоцикл нужно обязательно прогревать. Фото: Youtube.com
Бывают проблемы – если перегреть мотор, тогда поршни действительно могут заклинить. Но нужно совершенно не разбираться в технике и свойственно не только мотоциклам, но и автомобилям. Этот нюанс характерен больше для байков с воздушным охлаждением, но не связан с прогревом холодного двигателя перед поездкой.
Интенсивный износ
А вот это уже правда, и касается она не только мотоциклов, но и автомобилей. Износ силового агрегата без прогрева действительно выше. Но процент настолько невелик, что мало кто из специалистов обращает на это внимание. Разницу можно заметить на испытательных стендах.
И что делать в итоге?
Карбюраторный мотоцикл прогревать, без сомнения, нужно. Что касается инжекторный байков – то на них можно отправляться в путь сразу после запуска мотора. Только не стоит выжимать из двигателя все силы – смазка в нем неравномерно распределится и будет повышенный износ.
Кстати, на некоторых спортивных мотоциклах производитель специально отсечку устанавливает на высоких оборотах, пока мотор не нагреется.
Ну а если владелец привык греть даже инжекторный байк по 5-10 минут перед поездкой, пускай продолжает это делать – вреда точно не будет.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ил-96-300: взлет спустя десять лет простоя
Взгляните на фото: это не свалка – перед вами воздушное судно, готовящееся к взлету. Авиалайнер построили в 1992-м году, в 2008-м он совершил последний...
Зачем трактору треугольные гусеницы
Проходимость обычного гусеничного трактора, казалось бы, вне сомнений. Но нет: зачем-то понадобилось его усовершенствовать и поставить движитель в виде...
Самые нестандартные грузоперевозки: риск и необходимость
Как перевезти дом или трубу длиной в несколько десятков метров, огромный трактор, целый корабль, буровую вышку? Все это решает интереснейшая (и рисковая!)...
Испытания российского авиалайнера SJ-100 проходят успешно – подробности
Оказывается, импортозамещенный самолет стал лучше. А намеченные испытания идут по плану....
Российские внедорожники «Капитан» – лучше, чем УАЗ Пикап и «Профи»
В полку российских внедорожников прибыло. Компания «Промтех» решила запустить в серийное производство пикапы. Внешне они напоминают известные японские модели,...
Завод MAN в России переименуют для запуска нового производства
На заводе «Северной столицы» вновь кипит жизнь. В декабре покажут новый грузовик. Обещают, что это будет революция в сегменте....
Россия получит летающие «грузовики» через несколько лет – разработки уже идут
Они смогут пролетать до 700 км, причем без пилота. Грузоподъемность планируется до 750 кг....
Новейшие российские авиадвигатели покажут на китайской выставке – мнения россиян
Обещают показать такие двигатели, которые даже в России официально не демонстрировали. Выставка пройдет с 12 по 17 ноября 2024 года....
Соблюдение сроков выпуска «Байкала» теперь на жестком контроле
Глава страны обозначил конкретную дату для правительства. Кроме контроля даты сдачи первой партии «Байкала», под пристальное внимание попала сфера организации...
«Старт-1М»: «бесплатная» ракета для мирного космоса
Снимаемые с дежурства боевые ракеты могут после доработки доставлять космические аппараты на орбиту. Ведутся ли работы в этом направлении и на каком этапе они...
Двигатель ПД-35 стал на шаг ближе к сертификации
Разработка двигателя для тяжелого транспортного самолета длится уже восемь лет. Теперь проект заметно продвинулся....
С-76: новая тяжелая российская беспилотная платформа
Разработанный российскими инженерами грузовой БПЛА летает на расстояние до 1000 км и перевозит грузы в 300 кг. Эта машина – серьезный конкурент на рынке...
Natilus бросает вызов Airbus и Boeing
Компания работает над созданием пассажирского авиалайнера со смешанным корпусом крыла. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Корпус первой опоры ВК-1600В создали с применением аддитивной методики
Она позволяет сократить время налаживания производственных процессов. Технология позволяет уменьшить вес детали, что помогает улучшить летные характеристики....
Электроника для авиалайнеров SJ 100 и МС-21 будет российской, но окажется дороже зарубежной
Договор на поставки уже подписан. Контракт продлится как минимум до 2030 года....
Легенда советских портов: уникальный буксир «Кит»
Этот буксирный катер – настоящий артефакт советской морской инженерии, созданный для учебных целей и до сих пор находящийся на службе. Построенный в 1950 году,...