Что такое iMT – «умная» механическая трансмиссия?
6 858

Что такое iMT – «умная» механическая трансмиссия?

Производители Kia и Hyundai некоторые свои гибриды, выпущенные недавно, начали оснащать обновленной коробкой передач, сокращенно называемой iMT (intelligent Manual Transmission), что в переводе значит «интеллектуальная механическая трансмиссия». Что это за система, какая от нее польза? Стоит рассмотреть подробнее.


Конструкция


«Умная механика» iMT позволяет переключать передачи привычным способом, используя педаль (ее может не быть) и рычаг КПП. Однако она не воздействует на трансмиссию обычным методом через трос или гидравлику. В данном случае в блок управления поступает сигнал, благодаря которому ЭБУ влияет на актуатор (электронный блок iMT). А уже он создает давление в гидравлической системе. В итоге шток рабочего цилиндра приходит в движение и сцепление размыкается. Только все это происходит буквально мгновенно!

Для чего нужно было так усложнять? Причина заключается в гибридном силовом агрегате MHEV (умеренная система), имеющим стартер-генератор, работающий от 48 вольт. При определенных условиях электроника разъединяет или подключает двигатель к трансмиссии самостоятельно, без каких-либо действий со стороны водителя.

Так выгдлядит стартер-генератор от Hyundai: внешне похож на обычный. Фото: YouTube.com


Работа iMT и практическая польза


Один из основных компонентов умеренного гибрида MHEV является стартер-генератор, называемый MHSG (Mild-Hybrid Starter-Generator) и приводимый в движение посредством ременной передачи. При разгоне этот узел добавляет энергии к ДВС, улучшая динамику. В случае торможения или уменьшении скорости, работает, как обычный генератор, «собирая» энергию в аккумулятор методом рекуперации. Без такого технического решения эффективная работа «старт-стоп» была бы невозможной. В обычных условиях система «start-stop» не может заглушить силовой агрегат, пока водитель не переключится на нейтральную передачу. А в случае использования iMT электроника выключает мотор уже при замедлении хода. Например, когда авто только еще «собирается» остановиться (перед светофором, пешеходной «зеброй» и т. п.). Подобным «умением» обладают некоторые автоматические и роботизированные трансмиссии, но в этом случае используется «механика».

Некоторые авто с iMT глушат движок уже при начале замедления движения. Фото: YouTube.com


Авто, оснащенные iMT можно буксировать: в случае поломки эвакуатор вызывать необязательно.


А что происходит дальше? Как только водитель нажимает на газ, стартер-генератор автоматически подсоединяет трансмиссию к двигателю. Но есть нюансы: передача будет такая же, какая была: чтобы не получилось «клевка» электроника заранее повысит обороты. Если же она решит, что скорость слишком мала, сцепление останется разомкнутым и машина будет «ждать», пока водитель включит нужную передачу. Двигатель в ходе движения авто запустится при повторном нажатии на любую их трех педалей (их может быть и две).

По словам производителя, такая схема позволяет экономить 3 % топлива и сокращать вредные выбросы в атмосферу.


Разновидность механической трансмиссии iMT расширило ее возможности при использовании в гибридных автомобилях. Стоит заметить: в конструктивном плане система с электронным сцеплением гораздо проще «робота» и к тому же дешевле. Чтобы ее интегрировать, достаточно в 6-скоростную МКПП установить актуатор (иногда его называют «датчик намерений»). Он будет воздействовать на сервопривод сцепления при перемещении рычага КПП.

Модель Hyundai Venue с МКПП без педали сцепления. Фото: YouTube.com


Например, индийским покупателям кроссовера Hyundai Venue (в базе идет с обычной «механикой») предлагается авто с iMT при условии доплаты 19 тыс. руб. на российские деньги. Если же вам нужна машина с семидиапазонным «роботом» и парой сцеплений, придется выложить еще 109 тыс. руб. Какие компании сегодня используют iMT?

Hyundai и Kia


Это обновленный i30 и «Рио», предназначенный для европейского рынка. В первом случае iMT может устанавливаться на хэтчбек, универсал или фастбек, если на авто имеется 48-вольтовая гибридная система. Самый мощный движок в 160 л. с. оснащен ей по умолчанию. В России продается только эта версия, с двухлитровым мотором.

Модель Hyundai i30 с трансмиссией iMT обойдется дороже. Фото: YouTube.com


Европейский вариант «Киа Рио» получил гибридный мотор EcoDynamics+, работающий совместно с 48-вольтовым стартер-генератором. В итоге экономится горючее и в среднем на 10 % сокращаются вредные выбросы.

Из всех продаваемых в ЕС «Киа» более половины машин приходится на авто с МКПП. Это связано с привычками, традициями европейцев и ужесточением требований по экологической безопасности. Также планируется устанавливать iMT на другую продукцию, выпускаемую Ria Motors – модели линейки Ceed.


Kia Rio 2022 модельного года с трансмиссией iMT. Фото: YouTube.com


Toyota CH-R 2016 года


Согласно описанию, применение iMT в трансмиссии этой машины позволяет избежать рывков, толчков при переключении скоростей, допускаемых неопытными водителями. Например, если включается повышенная передача, система предотвращает падение оборотов двигателя. И наоборот: когда задействуется пониженная скорость, iMT «поддает газу». Если же педаль сцепления держится нажатой слишком долго, система отключается. Однако не стоит постоянно уповать на модифицированную трансмиссию – об этом напоминает инструкция к машине:

  • ? iMT не может предотвратить ошибки в случае неправильного выбора передачи или превышения количество оборотов коленвала
  • ? учитывая конкретную ситуацию, система может функционировать неправильно: чтобы не допустить аварии или быстрого износа деталей трансмиссии, не стоит полностью полагаться на iMT


Расслабляться не стоит: вся ответственность за управление автомобилем лежит на водителе, а не электронике.


Toyota CH-R. Фото: YouTube.com


Варианты MHEV с обычными роботами тоже выпускаются. Дело в том, что во многих автоконцернах вполне справедливо считают: большинство водителей хотят «лично» переключать передачи. Особенно сильно такое «желание» развито в Европе. Тут уместно вспомнить – идея не блещет новизной.

Автоматизация сцепления в других типах трансмиссий


У «Тойота» есть своя iMT, но в этом случае японцы подразумевают нечто другое. Здесь обычная МКПП с шестью ступенями и классическое сцепление. Однако при переходе с низшей передачи на высшую или наоборот, в действие вступает электроника, которая дополнительно подстраивает число оборотов двигателя до нужного количества. В итоге скорость включается плавно.

Сitroen DS, выпущенный аж в 1955 году, тоже имел прообраз нынешней iMT: роль трансмиссии играл четырехступенчатый полуавтомат. Скорости переключались рычагом на рулевой колонке, но педали сцепления не было: водитель отпускал газ, включал передачу и снова нажимал на педаль.

На Сitroen DS 1955 года уже стоял прообраз современной iMT . Фото: YouTube.com


Все действия выполняла автоматика – контроллер, влияющий на гидравлический привод. Если нужно было остановиться, водитель жал на тормоз, сцепление «само» рассоединялось. Как только педаль отпускалась, оно включалось и авто ехало дальше. Есть и другие примеры машин с похожей на iMT системой:

  • ✅ VW Autostick – такую трансмиссию устанавливали еще с 1968 года на «Жуки» в течение 8 лет: сцепление срабатывало при нажатии на кнопку, расположенной в верхней части рукоятки КПП
  • ✅ Alfa Romeo Q-System (1998 год) представляла собой универсальную трансмиссию – при перемещении рычага в определенное положение обычный «автомат» начинал работать, как МКПП
  • ✅ Saab Sensonic – система использовалась в шведских авто до 1998 года благодаря применению микропроцессора, определявшим оптимальный момент переключения передачи


Вышеприведенные примеры говорят о том, что в будущем, скорее всего не будет понятия только двух типов трансмиссий – механической и автоматической, т. к. появится много других, более эффективных и удобных систем.
А вы купили бы авто с трансмиссией iMT
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....