Что такое iMT – «умная» механическая трансмиссия?
Производители Kia и Hyundai некоторые свои гибриды, выпущенные недавно, начали оснащать обновленной коробкой передач, сокращенно называемой iMT (intelligent Manual Transmission), что в переводе значит «интеллектуальная механическая трансмиссия». Что это за система, какая от нее польза? Стоит рассмотреть подробнее.
«Умная механика» iMT позволяет переключать передачи привычным способом, используя педаль (ее может не быть) и рычаг КПП. Однако она не воздействует на трансмиссию обычным методом через трос или гидравлику. В данном случае в блок управления поступает сигнал, благодаря которому ЭБУ влияет на актуатор (электронный блок iMT). А уже он создает давление в гидравлической системе. В итоге шток рабочего цилиндра приходит в движение и сцепление размыкается. Только все это происходит буквально мгновенно!
Для чего нужно было так усложнять? Причина заключается в гибридном силовом агрегате MHEV (умеренная система), имеющим стартер-генератор, работающий от 48 вольт. При определенных условиях электроника разъединяет или подключает двигатель к трансмиссии самостоятельно, без каких-либо действий со стороны водителя.
Один из основных компонентов умеренного гибрида MHEV является стартер-генератор, называемый MHSG (Mild-Hybrid Starter-Generator) и приводимый в движение посредством ременной передачи. При разгоне этот узел добавляет энергии к ДВС, улучшая динамику. В случае торможения или уменьшении скорости, работает, как обычный генератор, «собирая» энергию в аккумулятор методом рекуперации. Без такого технического решения эффективная работа «старт-стоп» была бы невозможной. В обычных условиях система «start-stop» не может заглушить силовой агрегат, пока водитель не переключится на нейтральную передачу. А в случае использования iMT электроника выключает мотор уже при замедлении хода. Например, когда авто только еще «собирается» остановиться (перед светофором, пешеходной «зеброй» и т. п.). Подобным «умением» обладают некоторые автоматические и роботизированные трансмиссии, но в этом случае используется «механика».
А что происходит дальше? Как только водитель нажимает на газ, стартер-генератор автоматически подсоединяет трансмиссию к двигателю. Но есть нюансы: передача будет такая же, какая была: чтобы не получилось «клевка» электроника заранее повысит обороты. Если же она решит, что скорость слишком мала, сцепление останется разомкнутым и машина будет «ждать», пока водитель включит нужную передачу. Двигатель в ходе движения авто запустится при повторном нажатии на любую их трех педалей (их может быть и две).
Разновидность механической трансмиссии iMT расширило ее возможности при использовании в гибридных автомобилях. Стоит заметить: в конструктивном плане система с электронным сцеплением гораздо проще «робота» и к тому же дешевле. Чтобы ее интегрировать, достаточно в 6-скоростную МКПП установить актуатор (иногда его называют «датчик намерений»). Он будет воздействовать на сервопривод сцепления при перемещении рычага КПП.
Например, индийским покупателям кроссовера Hyundai Venue (в базе идет с обычной «механикой») предлагается авто с iMT при условии доплаты 19 тыс. руб. на российские деньги. Если же вам нужна машина с семидиапазонным «роботом» и парой сцеплений, придется выложить еще 109 тыс. руб. Какие компании сегодня используют iMT?
Это обновленный i30 и «Рио», предназначенный для европейского рынка. В первом случае iMT может устанавливаться на хэтчбек, универсал или фастбек, если на авто имеется 48-вольтовая гибридная система. Самый мощный движок в 160 л. с. оснащен ей по умолчанию. В России продается только эта версия, с двухлитровым мотором.
Европейский вариант «Киа Рио» получил гибридный мотор EcoDynamics+, работающий совместно с 48-вольтовым стартер-генератором. В итоге экономится горючее и в среднем на 10 % сокращаются вредные выбросы.
Согласно описанию, применение iMT в трансмиссии этой машины позволяет избежать рывков, толчков при переключении скоростей, допускаемых неопытными водителями. Например, если включается повышенная передача, система предотвращает падение оборотов двигателя. И наоборот: когда задействуется пониженная скорость, iMT «поддает газу». Если же педаль сцепления держится нажатой слишком долго, система отключается. Однако не стоит постоянно уповать на модифицированную трансмиссию – об этом напоминает инструкция к машине:
Варианты MHEV с обычными роботами тоже выпускаются. Дело в том, что во многих автоконцернах вполне справедливо считают: большинство водителей хотят «лично» переключать передачи. Особенно сильно такое «желание» развито в Европе. Тут уместно вспомнить – идея не блещет новизной.
У «Тойота» есть своя iMT, но в этом случае японцы подразумевают нечто другое. Здесь обычная МКПП с шестью ступенями и классическое сцепление. Однако при переходе с низшей передачи на высшую или наоборот, в действие вступает электроника, которая дополнительно подстраивает число оборотов двигателя до нужного количества. В итоге скорость включается плавно.
Сitroen DS, выпущенный аж в 1955 году, тоже имел прообраз нынешней iMT: роль трансмиссии играл четырехступенчатый полуавтомат. Скорости переключались рычагом на рулевой колонке, но педали сцепления не было: водитель отпускал газ, включал передачу и снова нажимал на педаль.
Все действия выполняла автоматика – контроллер, влияющий на гидравлический привод. Если нужно было остановиться, водитель жал на тормоз, сцепление «само» рассоединялось. Как только педаль отпускалась, оно включалось и авто ехало дальше. Есть и другие примеры машин с похожей на iMT системой:
Вышеприведенные примеры говорят о том, что в будущем, скорее всего не будет понятия только двух типов трансмиссий – механической и автоматической, т. к. появится много других, более эффективных и удобных систем.
Конструкция
«Умная механика» iMT позволяет переключать передачи привычным способом, используя педаль (ее может не быть) и рычаг КПП. Однако она не воздействует на трансмиссию обычным методом через трос или гидравлику. В данном случае в блок управления поступает сигнал, благодаря которому ЭБУ влияет на актуатор (электронный блок iMT). А уже он создает давление в гидравлической системе. В итоге шток рабочего цилиндра приходит в движение и сцепление размыкается. Только все это происходит буквально мгновенно!
Для чего нужно было так усложнять? Причина заключается в гибридном силовом агрегате MHEV (умеренная система), имеющим стартер-генератор, работающий от 48 вольт. При определенных условиях электроника разъединяет или подключает двигатель к трансмиссии самостоятельно, без каких-либо действий со стороны водителя.
Работа iMT и практическая польза
Один из основных компонентов умеренного гибрида MHEV является стартер-генератор, называемый MHSG (Mild-Hybrid Starter-Generator) и приводимый в движение посредством ременной передачи. При разгоне этот узел добавляет энергии к ДВС, улучшая динамику. В случае торможения или уменьшении скорости, работает, как обычный генератор, «собирая» энергию в аккумулятор методом рекуперации. Без такого технического решения эффективная работа «старт-стоп» была бы невозможной. В обычных условиях система «start-stop» не может заглушить силовой агрегат, пока водитель не переключится на нейтральную передачу. А в случае использования iMT электроника выключает мотор уже при замедлении хода. Например, когда авто только еще «собирается» остановиться (перед светофором, пешеходной «зеброй» и т. п.). Подобным «умением» обладают некоторые автоматические и роботизированные трансмиссии, но в этом случае используется «механика».
Авто, оснащенные iMT можно буксировать: в случае поломки эвакуатор вызывать необязательно.
А что происходит дальше? Как только водитель нажимает на газ, стартер-генератор автоматически подсоединяет трансмиссию к двигателю. Но есть нюансы: передача будет такая же, какая была: чтобы не получилось «клевка» электроника заранее повысит обороты. Если же она решит, что скорость слишком мала, сцепление останется разомкнутым и машина будет «ждать», пока водитель включит нужную передачу. Двигатель в ходе движения авто запустится при повторном нажатии на любую их трех педалей (их может быть и две).
По словам производителя, такая схема позволяет экономить 3 % топлива и сокращать вредные выбросы в атмосферу.
Разновидность механической трансмиссии iMT расширило ее возможности при использовании в гибридных автомобилях. Стоит заметить: в конструктивном плане система с электронным сцеплением гораздо проще «робота» и к тому же дешевле. Чтобы ее интегрировать, достаточно в 6-скоростную МКПП установить актуатор (иногда его называют «датчик намерений»). Он будет воздействовать на сервопривод сцепления при перемещении рычага КПП.
Например, индийским покупателям кроссовера Hyundai Venue (в базе идет с обычной «механикой») предлагается авто с iMT при условии доплаты 19 тыс. руб. на российские деньги. Если же вам нужна машина с семидиапазонным «роботом» и парой сцеплений, придется выложить еще 109 тыс. руб. Какие компании сегодня используют iMT?
Hyundai и Kia
Это обновленный i30 и «Рио», предназначенный для европейского рынка. В первом случае iMT может устанавливаться на хэтчбек, универсал или фастбек, если на авто имеется 48-вольтовая гибридная система. Самый мощный движок в 160 л. с. оснащен ей по умолчанию. В России продается только эта версия, с двухлитровым мотором.
Европейский вариант «Киа Рио» получил гибридный мотор EcoDynamics+, работающий совместно с 48-вольтовым стартер-генератором. В итоге экономится горючее и в среднем на 10 % сокращаются вредные выбросы.
Из всех продаваемых в ЕС «Киа» более половины машин приходится на авто с МКПП. Это связано с привычками, традициями европейцев и ужесточением требований по экологической безопасности. Также планируется устанавливать iMT на другую продукцию, выпускаемую Ria Motors – модели линейки Ceed.
Toyota CH-R 2016 года
Согласно описанию, применение iMT в трансмиссии этой машины позволяет избежать рывков, толчков при переключении скоростей, допускаемых неопытными водителями. Например, если включается повышенная передача, система предотвращает падение оборотов двигателя. И наоборот: когда задействуется пониженная скорость, iMT «поддает газу». Если же педаль сцепления держится нажатой слишком долго, система отключается. Однако не стоит постоянно уповать на модифицированную трансмиссию – об этом напоминает инструкция к машине:
- ? iMT не может предотвратить ошибки в случае неправильного выбора передачи или превышения количество оборотов коленвала
- ? учитывая конкретную ситуацию, система может функционировать неправильно: чтобы не допустить аварии или быстрого износа деталей трансмиссии, не стоит полностью полагаться на iMT
Расслабляться не стоит: вся ответственность за управление автомобилем лежит на водителе, а не электронике.
Варианты MHEV с обычными роботами тоже выпускаются. Дело в том, что во многих автоконцернах вполне справедливо считают: большинство водителей хотят «лично» переключать передачи. Особенно сильно такое «желание» развито в Европе. Тут уместно вспомнить – идея не блещет новизной.
Автоматизация сцепления в других типах трансмиссий
У «Тойота» есть своя iMT, но в этом случае японцы подразумевают нечто другое. Здесь обычная МКПП с шестью ступенями и классическое сцепление. Однако при переходе с низшей передачи на высшую или наоборот, в действие вступает электроника, которая дополнительно подстраивает число оборотов двигателя до нужного количества. В итоге скорость включается плавно.
Сitroen DS, выпущенный аж в 1955 году, тоже имел прообраз нынешней iMT: роль трансмиссии играл четырехступенчатый полуавтомат. Скорости переключались рычагом на рулевой колонке, но педали сцепления не было: водитель отпускал газ, включал передачу и снова нажимал на педаль.
Все действия выполняла автоматика – контроллер, влияющий на гидравлический привод. Если нужно было остановиться, водитель жал на тормоз, сцепление «само» рассоединялось. Как только педаль отпускалась, оно включалось и авто ехало дальше. Есть и другие примеры машин с похожей на iMT системой:
- ✅ VW Autostick – такую трансмиссию устанавливали еще с 1968 года на «Жуки» в течение 8 лет: сцепление срабатывало при нажатии на кнопку, расположенной в верхней части рукоятки КПП
- ✅ Alfa Romeo Q-System (1998 год) представляла собой универсальную трансмиссию – при перемещении рычага в определенное положение обычный «автомат» начинал работать, как МКПП
- ✅ Saab Sensonic – система использовалась в шведских авто до 1998 года благодаря применению микропроцессора, определявшим оптимальный момент переключения передачи
Вышеприведенные примеры говорят о том, что в будущем, скорее всего не будет понятия только двух типов трансмиссий – механической и автоматической, т. к. появится много других, более эффективных и удобных систем.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...