Дрезина Tatra Т15 или «авто на рельсах»
151

Дрезина Tatra Т15 или «авто на рельсах»

На протяжении XIX и первой половины XX веков, когда железная дорога являлась практически единственной наземной транспортной системой, часто возникала потребность в служебных перевозках. Это были отдельные сотрудники или небольшая группа людей, доправляемые к рабочим местам.


В тот период многие работники стальных магистралей, действительно, проживали на значительном расстоянии от места своей трудовой деятельности. А из личного транспорта мог иметься разве что велосипед, который уж точно погоды не делал. Поэтому появились т. н. дрезины разного типа, применяемые для перевозки:

✅ инспектирующих мастеров пути
✅ проверочных комиссий на строящихся линиях
✅ доставка бригад в случае ЧП и т. д.

Поэтому неудивительно, что компактный рельсовый спецтранспорт появился почти в одно время с паровозами и первыми пассажирскими составами. Это были легкие конструкции, часто приводимые в движение мускульной силой двух человек, находившихся друг напротив друга и производивших поочередный нажим на специальное устройство. Впрочем, что рассказывать, думаю, многие сами видели классическую дрезину в старых кинолентах.

Дрезина Tatra Т15 или «авто на рельсах»Один из первых типов автодрезины Tatra Т15. Фото: youtube.com

Общим элементом этих самодвижущихся площадок был небольшой вес, позволявший быстро убрать технику с рельсов на обочину, освободив путь для движения встречного или попутного состава. Все, как сказал бы Райкин, «дешево и сердито». Но техническая революция шла вперед, заставляя совершенствовать и этот простой механизм.

Особенно процесс активировался после бума ДВС, произошедшего в начале прошлого века. Это заставило задуматься инженеров о возможности замены мускульной силы на гораздо более мощные и удобные бензиновые/дизельные моторы.

Даешь спецавто на рельсах!


Поэтому, решая данную проблему, Чехословацкие железные дороги в 1924 году (под патронатом Министерства путей сообщения) объявили конкурс на создание подходящего моторного транспортного средства. Главной задачей ставилась простая и дешевая перевозка небольшой группы людей по местным магистралям.

Как ответ на запрос, компания из Копрживнице выпустила специализированную ж/д автодрезину Tatra T15. В ее основе лежала серийная шоссейная модель того же производителя – Tatra T11.


Чтобы безрельсовое транспортное средство превратить в «короля стальных магистралей» конструкторам завода пришлось изрядно потрудиться. Ведь это только на первый взгляд кажется, что все просто: заменить шины на металлические колеса – и готово. На самом же деле понадобились заметные переделки исходных элементов:

✅ кузов установили на раме из прокатных швеллерных профилей
✅ упор – на две полуэллиптические рессоры
✅ дополнен чугунными корпусами с двухрядными подшипниками качения

Последние расположились на двух жестких осях. Когда конструкция была полностью готова к испытаниям, последовали сравнениями с выпущенными ранее дрезинами Wohanka. Результатом стало одобрение и заказ от ЧСД, растянувшийся на долгие годы. Что и привело к появлению трех поколений рельсовой техники, оснащаемой двигателями разных моделей:

✅ Tatra 12 – с 1927 года
✅ Tatra 30 – с 1932 года
✅ Tatra 52 – с 1947 года

В течение первых пяти лет компания из Копрживнице поставляла дрезины, укомплектованные улучшенной версией двигателей типа 12. После этого появился более мощный привод, приведший к рождению модификации Tatra 15/30. В данном случае мы имели (в скобках – сравнение с приводом от 12-й модели):

✅ четырехцилиндровый мотор
✅ рабочий объем – 1678 (1056) куб. см
✅ мощность – 24 (12) л. с

Со временем именно эта марка стала основным служебным транспортом местного подъезда. Уже к 1932 году компания создала для нужд железнодорожников 71 дрезину первого типа. Это четырехместное «авто на рельсах» имело двухступенчатую коробку передач с внутренним реверсом и карданным валом, управлявшую малокубатурным оппозитником с воздушным охлаждением.

Tatra Т15 может двигаться как вперед, так и задним ходом. Фото: youtube.com

Кузова всех спецавтомобилей имели общую черту – передний капот характерной формы, чем-то напоминающей утюг. В целом же, они выпускались в нескольких вариантах, в зависимости от применения и пожеланий заказчика:

✅ открытыми кузовами со съемной брезентовой крышей от непогоды
✅ жестким стационарным верхом
✅ т. н. «удлиненный лимузин» (со съемной жесткой крышей и оконными рамами)

С 1932 по 1938 годы продолжался выпуск модификации 15/30. Вплоть до фашисткой оккупации и начала Второй мировой войны, специалисты завода Tatra успели собрать еще 30 единиц с более мощным приводом для нужд железнодорожников. Они могли быть в четырехместном исполнении или иметь эргономичный 6-местный салон.

Некоторые из особенностей необычной дрезины


Рельсовый транспорт оборудовали механической тормозной системой с тросовым приводом. Ножной тип действовал на переднюю ось автомобиля, а ручной – на заднюю. На каждой из них имелся только один элемент барабанного типа, общий для любой пары.

Запуск двигателя при помощи заводной ручки. Фото: youtube.com

В случае текущего обслуживания или небольших ремонтных работ конструкцию можно было поднять с помощью встроенного домкрата. Тоже самое происходило при развороте на 180 градусов и дальнейшем движении задним ходом.

В названии каждого образца присутствовало буквенное обозначение Dm (моторизованная дрезина) и цифры, информировавшие о: вместимости салона, годе выпуска и серийном номере машины. А вот и некоторые физические параметры разных модификаций автодрезины:

✅ длина – 3,97/4,17 м
✅ ширина – 1,75 м
✅ высота – 1,8 м
✅ колесная база – 2420/2720 мм
✅ снаряженная масса – 1,25/1,43 т

Если больше сосредоточиться на комплектации этого спецтранспорта, то можно смело утверждать: он имел тот же уровень комфорта, что и базовые модели, на которых основывалась конструкция дрезины. Этому способствовали и амортизирующие элементы в виде листовых рессор. Также всегда в наличии – передний двигатель и задний привод. Кроме того, имелись:

✅ неразрезные мосты
✅ рессорные подвески спереди и сзади
✅ установленная подъемная система

Последняя как раз и существовала для поворота транспортного средства в предпочтительном направлении. Обычно ж/д спецтранспорт имел 4-дверный кузов типа седан. Несмотря на то, что конструкция оказалась не совсем привычной переделкой, создатели добились не только ее удивительной мобильности с изменением направления движения, но и максимальной скорости в 30 км/ч. Что вполне неплохо для такой конструкции.

Авто на рельсах смотрится довольно непривычно. Фото: youtube.com

В более поздние времена предприятие приступило к выпуску последней модификации рельсового автомобиля. Представленный в 1947 году тип дрезины получил самый производительный привод:

✅ крупный двигатель Т52
✅ рабочий объем – 1,9 л
✅ мощность – 30 л. с

Последнее поколение обладало бензиновым рядным мотором с воздушным охлаждением. Здесь присутствовали привычные по прежним моделям характеристики: 2-ступенчатая механическая коробка передач и тормоза барабанного типа как спереди, так и сзади.

Конец эксплуатации и сегодняшняя память


История выпуска рельсового спецавтомобиля завершилась в 1952 году, достигнув более четверти века в трех поколениях. А сама эксплуатация автодрезин продолжалась еще в течение двух десятилетий. После этого начался их постепенный вывод из использования.

Незадолго перед этим одному из экземпляров рельсового транспорта довелось стать героем экрана. Он принял участие в съемках комедийного фильма «Поезда под пристальным вниманием». Лента снималась на главной чехословацкой киностудии «Баррандов» в 1966 году.

Такая версия выглядит уж совсем по-королевски. Фото: youtube.com

Сейчас необычный транспорт от одного из ведущих чешских производителей можно увидеть в техническом музее Tatra в Копрживнице. Там представлены все три модели автодрезин, выпускаемых предприятием. Также память о технике увековечена в почтовой марке размером 40 х 23 мм, появившейся в 2013 году. Автором ее дизайна выступил Вацлав Западлик, при участии Богумила Шнайдера.
А вы знали об автодрезине Tatra Т15?
Да, раньше уже слышал - 3 (75%)
75%
Знал что такой тип может существовать - 1 (25%)
25%
Впервые слышу - 0 (0%)
0%
По мне, авто – для дороги, локомотивы – для магистралей. И ни в коем случае не смешивать! - 0 (0%)
0%
Проголосовало: 4
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6

Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....