
Дрезина Tatra Т15 или «авто на рельсах»
На протяжении XIX и первой половины XX веков, когда железная дорога являлась практически единственной наземной транспортной системой, часто возникала потребность в служебных перевозках. Это были отдельные сотрудники или небольшая группа людей, доправляемые к рабочим местам.
В тот период многие работники стальных магистралей, действительно, проживали на значительном расстоянии от места своей трудовой деятельности. А из личного транспорта мог иметься разве что велосипед, который уж точно погоды не делал. Поэтому появились т. н. дрезины разного типа, применяемые для перевозки:
✅ инспектирующих мастеров пути
✅ проверочных комиссий на строящихся линиях
✅ доставка бригад в случае ЧП и т. д.
Поэтому неудивительно, что компактный рельсовый спецтранспорт появился почти в одно время с паровозами и первыми пассажирскими составами. Это были легкие конструкции, часто приводимые в движение мускульной силой двух человек, находившихся друг напротив друга и производивших поочередный нажим на специальное устройство. Впрочем, что рассказывать, думаю, многие сами видели классическую дрезину в старых кинолентах.
Один из первых типов автодрезины Tatra Т15. Фото: youtube.com
Общим элементом этих самодвижущихся площадок был небольшой вес, позволявший быстро убрать технику с рельсов на обочину, освободив путь для движения встречного или попутного состава. Все, как сказал бы Райкин, «дешево и сердито». Но техническая революция шла вперед, заставляя совершенствовать и этот простой механизм.
Особенно процесс активировался после бума ДВС, произошедшего в начале прошлого века. Это заставило задуматься инженеров о возможности замены мускульной силы на гораздо более мощные и удобные бензиновые/дизельные моторы.
Поэтому, решая данную проблему, Чехословацкие железные дороги в 1924 году (под патронатом Министерства путей сообщения) объявили конкурс на создание подходящего моторного транспортного средства. Главной задачей ставилась простая и дешевая перевозка небольшой группы людей по местным магистралям.
Чтобы безрельсовое транспортное средство превратить в «короля стальных магистралей» конструкторам завода пришлось изрядно потрудиться. Ведь это только на первый взгляд кажется, что все просто: заменить шины на металлические колеса – и готово. На самом же деле понадобились заметные переделки исходных элементов:
✅ кузов установили на раме из прокатных швеллерных профилей
✅ упор – на две полуэллиптические рессоры
✅ дополнен чугунными корпусами с двухрядными подшипниками качения
Последние расположились на двух жестких осях. Когда конструкция была полностью готова к испытаниям, последовали сравнениями с выпущенными ранее дрезинами Wohanka. Результатом стало одобрение и заказ от ЧСД, растянувшийся на долгие годы. Что и привело к появлению трех поколений рельсовой техники, оснащаемой двигателями разных моделей:
✅ Tatra 12 – с 1927 года
✅ Tatra 30 – с 1932 года
✅ Tatra 52 – с 1947 года
В течение первых пяти лет компания из Копрживнице поставляла дрезины, укомплектованные улучшенной версией двигателей типа 12. После этого появился более мощный привод, приведший к рождению модификации Tatra 15/30. В данном случае мы имели (в скобках – сравнение с приводом от 12-й модели):
✅ четырехцилиндровый мотор
✅ рабочий объем – 1678 (1056) куб. см
✅ мощность – 24 (12) л. с
Со временем именно эта марка стала основным служебным транспортом местного подъезда. Уже к 1932 году компания создала для нужд железнодорожников 71 дрезину первого типа. Это четырехместное «авто на рельсах» имело двухступенчатую коробку передач с внутренним реверсом и карданным валом, управлявшую малокубатурным оппозитником с воздушным охлаждением.
Tatra Т15 может двигаться как вперед, так и задним ходом. Фото: youtube.com
Кузова всех спецавтомобилей имели общую черту – передний капот характерной формы, чем-то напоминающей утюг. В целом же, они выпускались в нескольких вариантах, в зависимости от применения и пожеланий заказчика:
✅ открытыми кузовами со съемной брезентовой крышей от непогоды
✅ жестким стационарным верхом
✅ т. н. «удлиненный лимузин» (со съемной жесткой крышей и оконными рамами)
С 1932 по 1938 годы продолжался выпуск модификации 15/30. Вплоть до фашисткой оккупации и начала Второй мировой войны, специалисты завода Tatra успели собрать еще 30 единиц с более мощным приводом для нужд железнодорожников. Они могли быть в четырехместном исполнении или иметь эргономичный 6-местный салон.
Рельсовый транспорт оборудовали механической тормозной системой с тросовым приводом. Ножной тип действовал на переднюю ось автомобиля, а ручной – на заднюю. На каждой из них имелся только один элемент барабанного типа, общий для любой пары.
Запуск двигателя при помощи заводной ручки. Фото: youtube.com
В случае текущего обслуживания или небольших ремонтных работ конструкцию можно было поднять с помощью встроенного домкрата. Тоже самое происходило при развороте на 180 градусов и дальнейшем движении задним ходом.
В названии каждого образца присутствовало буквенное обозначение Dm (моторизованная дрезина) и цифры, информировавшие о: вместимости салона, годе выпуска и серийном номере машины. А вот и некоторые физические параметры разных модификаций автодрезины:
✅ длина – 3,97/4,17 м
✅ ширина – 1,75 м
✅ высота – 1,8 м
✅ колесная база – 2420/2720 мм
✅ снаряженная масса – 1,25/1,43 т
Если больше сосредоточиться на комплектации этого спецтранспорта, то можно смело утверждать: он имел тот же уровень комфорта, что и базовые модели, на которых основывалась конструкция дрезины. Этому способствовали и амортизирующие элементы в виде листовых рессор. Также всегда в наличии – передний двигатель и задний привод. Кроме того, имелись:
✅ неразрезные мосты
✅ рессорные подвески спереди и сзади
✅ установленная подъемная система
Последняя как раз и существовала для поворота транспортного средства в предпочтительном направлении. Обычно ж/д спецтранспорт имел 4-дверный кузов типа седан. Несмотря на то, что конструкция оказалась не совсем привычной переделкой, создатели добились не только ее удивительной мобильности с изменением направления движения, но и максимальной скорости в 30 км/ч. Что вполне неплохо для такой конструкции.
Авто на рельсах смотрится довольно непривычно. Фото: youtube.com
В более поздние времена предприятие приступило к выпуску последней модификации рельсового автомобиля. Представленный в 1947 году тип дрезины получил самый производительный привод:
✅ крупный двигатель Т52
✅ рабочий объем – 1,9 л
✅ мощность – 30 л. с
Последнее поколение обладало бензиновым рядным мотором с воздушным охлаждением. Здесь присутствовали привычные по прежним моделям характеристики: 2-ступенчатая механическая коробка передач и тормоза барабанного типа как спереди, так и сзади.
История выпуска рельсового спецавтомобиля завершилась в 1952 году, достигнув более четверти века в трех поколениях. А сама эксплуатация автодрезин продолжалась еще в течение двух десятилетий. После этого начался их постепенный вывод из использования.
Незадолго перед этим одному из экземпляров рельсового транспорта довелось стать героем экрана. Он принял участие в съемках комедийного фильма «Поезда под пристальным вниманием». Лента снималась на главной чехословацкой киностудии «Баррандов» в 1966 году.
Такая версия выглядит уж совсем по-королевски. Фото: youtube.com
Сейчас необычный транспорт от одного из ведущих чешских производителей можно увидеть в техническом музее Tatra в Копрживнице. Там представлены все три модели автодрезин, выпускаемых предприятием. Также память о технике увековечена в почтовой марке размером 40 х 23 мм, появившейся в 2013 году. Автором ее дизайна выступил Вацлав Западлик, при участии Богумила Шнайдера.
В тот период многие работники стальных магистралей, действительно, проживали на значительном расстоянии от места своей трудовой деятельности. А из личного транспорта мог иметься разве что велосипед, который уж точно погоды не делал. Поэтому появились т. н. дрезины разного типа, применяемые для перевозки:
✅ инспектирующих мастеров пути
✅ проверочных комиссий на строящихся линиях
✅ доставка бригад в случае ЧП и т. д.
Поэтому неудивительно, что компактный рельсовый спецтранспорт появился почти в одно время с паровозами и первыми пассажирскими составами. Это были легкие конструкции, часто приводимые в движение мускульной силой двух человек, находившихся друг напротив друга и производивших поочередный нажим на специальное устройство. Впрочем, что рассказывать, думаю, многие сами видели классическую дрезину в старых кинолентах.

Общим элементом этих самодвижущихся площадок был небольшой вес, позволявший быстро убрать технику с рельсов на обочину, освободив путь для движения встречного или попутного состава. Все, как сказал бы Райкин, «дешево и сердито». Но техническая революция шла вперед, заставляя совершенствовать и этот простой механизм.
Особенно процесс активировался после бума ДВС, произошедшего в начале прошлого века. Это заставило задуматься инженеров о возможности замены мускульной силы на гораздо более мощные и удобные бензиновые/дизельные моторы.
Даешь спецавто на рельсах!
Поэтому, решая данную проблему, Чехословацкие железные дороги в 1924 году (под патронатом Министерства путей сообщения) объявили конкурс на создание подходящего моторного транспортного средства. Главной задачей ставилась простая и дешевая перевозка небольшой группы людей по местным магистралям.
Как ответ на запрос, компания из Копрживнице выпустила специализированную ж/д автодрезину Tatra T15. В ее основе лежала серийная шоссейная модель того же производителя – Tatra T11.
Чтобы безрельсовое транспортное средство превратить в «короля стальных магистралей» конструкторам завода пришлось изрядно потрудиться. Ведь это только на первый взгляд кажется, что все просто: заменить шины на металлические колеса – и готово. На самом же деле понадобились заметные переделки исходных элементов:
✅ кузов установили на раме из прокатных швеллерных профилей
✅ упор – на две полуэллиптические рессоры
✅ дополнен чугунными корпусами с двухрядными подшипниками качения
Последние расположились на двух жестких осях. Когда конструкция была полностью готова к испытаниям, последовали сравнениями с выпущенными ранее дрезинами Wohanka. Результатом стало одобрение и заказ от ЧСД, растянувшийся на долгие годы. Что и привело к появлению трех поколений рельсовой техники, оснащаемой двигателями разных моделей:
✅ Tatra 12 – с 1927 года
✅ Tatra 30 – с 1932 года
✅ Tatra 52 – с 1947 года
В течение первых пяти лет компания из Копрживнице поставляла дрезины, укомплектованные улучшенной версией двигателей типа 12. После этого появился более мощный привод, приведший к рождению модификации Tatra 15/30. В данном случае мы имели (в скобках – сравнение с приводом от 12-й модели):
✅ четырехцилиндровый мотор
✅ рабочий объем – 1678 (1056) куб. см
✅ мощность – 24 (12) л. с
Со временем именно эта марка стала основным служебным транспортом местного подъезда. Уже к 1932 году компания создала для нужд железнодорожников 71 дрезину первого типа. Это четырехместное «авто на рельсах» имело двухступенчатую коробку передач с внутренним реверсом и карданным валом, управлявшую малокубатурным оппозитником с воздушным охлаждением.

Кузова всех спецавтомобилей имели общую черту – передний капот характерной формы, чем-то напоминающей утюг. В целом же, они выпускались в нескольких вариантах, в зависимости от применения и пожеланий заказчика:
✅ открытыми кузовами со съемной брезентовой крышей от непогоды
✅ жестким стационарным верхом
✅ т. н. «удлиненный лимузин» (со съемной жесткой крышей и оконными рамами)
С 1932 по 1938 годы продолжался выпуск модификации 15/30. Вплоть до фашисткой оккупации и начала Второй мировой войны, специалисты завода Tatra успели собрать еще 30 единиц с более мощным приводом для нужд железнодорожников. Они могли быть в четырехместном исполнении или иметь эргономичный 6-местный салон.
Некоторые из особенностей необычной дрезины
Рельсовый транспорт оборудовали механической тормозной системой с тросовым приводом. Ножной тип действовал на переднюю ось автомобиля, а ручной – на заднюю. На каждой из них имелся только один элемент барабанного типа, общий для любой пары.

В случае текущего обслуживания или небольших ремонтных работ конструкцию можно было поднять с помощью встроенного домкрата. Тоже самое происходило при развороте на 180 градусов и дальнейшем движении задним ходом.
В названии каждого образца присутствовало буквенное обозначение Dm (моторизованная дрезина) и цифры, информировавшие о: вместимости салона, годе выпуска и серийном номере машины. А вот и некоторые физические параметры разных модификаций автодрезины:
✅ длина – 3,97/4,17 м
✅ ширина – 1,75 м
✅ высота – 1,8 м
✅ колесная база – 2420/2720 мм
✅ снаряженная масса – 1,25/1,43 т
Если больше сосредоточиться на комплектации этого спецтранспорта, то можно смело утверждать: он имел тот же уровень комфорта, что и базовые модели, на которых основывалась конструкция дрезины. Этому способствовали и амортизирующие элементы в виде листовых рессор. Также всегда в наличии – передний двигатель и задний привод. Кроме того, имелись:
✅ неразрезные мосты
✅ рессорные подвески спереди и сзади
✅ установленная подъемная система
Последняя как раз и существовала для поворота транспортного средства в предпочтительном направлении. Обычно ж/д спецтранспорт имел 4-дверный кузов типа седан. Несмотря на то, что конструкция оказалась не совсем привычной переделкой, создатели добились не только ее удивительной мобильности с изменением направления движения, но и максимальной скорости в 30 км/ч. Что вполне неплохо для такой конструкции.

В более поздние времена предприятие приступило к выпуску последней модификации рельсового автомобиля. Представленный в 1947 году тип дрезины получил самый производительный привод:
✅ крупный двигатель Т52
✅ рабочий объем – 1,9 л
✅ мощность – 30 л. с
Последнее поколение обладало бензиновым рядным мотором с воздушным охлаждением. Здесь присутствовали привычные по прежним моделям характеристики: 2-ступенчатая механическая коробка передач и тормоза барабанного типа как спереди, так и сзади.
Конец эксплуатации и сегодняшняя память
История выпуска рельсового спецавтомобиля завершилась в 1952 году, достигнув более четверти века в трех поколениях. А сама эксплуатация автодрезин продолжалась еще в течение двух десятилетий. После этого начался их постепенный вывод из использования.
Незадолго перед этим одному из экземпляров рельсового транспорта довелось стать героем экрана. Он принял участие в съемках комедийного фильма «Поезда под пристальным вниманием». Лента снималась на главной чехословацкой киностудии «Баррандов» в 1966 году.

Сейчас необычный транспорт от одного из ведущих чешских производителей можно увидеть в техническом музее Tatra в Копрживнице. Там представлены все три модели автодрезин, выпускаемых предприятием. Также память о технике увековечена в почтовой марке размером 40 х 23 мм, появившейся в 2013 году. Автором ее дизайна выступил Вацлав Западлик, при участии Богумила Шнайдера.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Isuzu Elf повышенной проходимости – японские технологии и российские доработки
Легкие грузовые автомобили Isuzu Elf выпускаются в Японии с 1959 года. Неплохо известна эта модель и в России, особенно в регионах, расположенных поближе к...