
Маневровый чехословацкий электровоз тип 111
Любое железнодорожное хозяйство немыслимо без надежной маневровой техники. Да, эти машины всегда выглядят поскромнее своих магистральных оппонентов. Но работа, которую они выполняют, часто является очень важной.
Поэтому время от времени на локомотивостроительные предприятия поступают заказы на изготовление техники данного типа. Ведь не всегда может получиться что-то неубиваемое и вечное, вроде наших легендарных ЧМЭ3, до сих пор активно эксплуатируемых в разных странах.
Маневровый локомотив серии 111 начал выпускаться с 1981 года. Фото автора
Поставлялись эти машины и на внутренний рынок Чехословакии, где выпускались и другие модели для маневровых работ. Создаваемые опытными производителями (например, Skoda Plzen), они тоже становились надежными помощниками в выполнении ежедневных внутристанционных работ.
В первой половине 70-х пльзенская компания представила маневровый электровоз типа Е 458.0 (позже переименован в серию 110). Он предназначался для использования на линиях с контактной сетью напряжением 3 кВ (постоянный ток). Позже появилась модификация для работы на участках с контактной сетью 1,5 кВ.
Интересно, что до этого предприятие из города Пльзень вообще не выпускало продукцию данного типа. Просто, по принятой традиции, для маневровых работ использовались исключительно тепловозы. А Skoda производила:
✅ пассажирскую технику
✅ локомотивы для скорых поездов
✅ машины для грузовых работ на ж/д
Поэтому создание маневрового электровоза стало разработкой совершенно нового для чехословацких специалистов типа. Успешные испытания 1972 года открыли путь к серийному производству техники. В итоге, в течение трех лет на местные магистрали вышли 52 экземпляра серии 110.
Все они успешно трудились на сортировочных и станциях иного типа на протяжении следующего десятилетия. Это привело к тому, что предприятие получило заказ на создание новой модели, которая по электрооборудованию уже лучше соответствовала текущим требованиям.
Они стали первым подвижным составов на чехословацких дорогах, получившим самый современный тип регулирования. Электровозы развились из прошлого поколения, путем создания переходящего прототипа Е 457.0001 (на основе серии 110). В итоге главными отличиями от предыдущего типа стали:
✅ тиристорное импульсное регулирование
✅ иная форма фонарей
✅ различия в некоторых деталях конструкции
В то же время по механической части он был практически идентичен предшественнику, так что издалека или для неспециалиста очень сложно определить какой тип электровоза сейчас находиться перед вами. Сохранилось и решение по установке кабины машиниста в середине кузова.
Кабина машиниста находится посередине. Фото автора
Появление серии 111 стало ответом на заказ от Федерального министерства транспорта ЧССР. Они решили заметно пополнить парк маневровых электровозов на дорогах страны, но понимали что прежняя модель уже не отвечает текущей ситуации (быстрый прогресс в области полупроводников).
Помимо ручки контроллера с медленной реакцией во время быстрого разгона и остановки при движении отскоком, имелись и иные проблемы. В том числе, неоправданно высокий расход энергии при некоторых видах езды, особенно при работе с тяжелым оборудованием на низкой скорости и на склоне.
Применив полупроводниковые тиристоры и диоды местного производства, специалисты завода смогли успешно решить эти задачи. Испытания созданного прототипа проходили в Пльзене с сентября 1976-го по май 1977 года и завершились положительным результатом.
Локомотив получил пару двухосных тележек. Фото автора
На первом этапе экспериментальной эксплуатации ставилась цель проверки новых элементов в конструкции. Но уже с июня 1977-го, когда опытный образец оказался на испытательном полигоне близ Церхенице, созрело решение о создании на его базе новой серийной модели. Ею стал маневровый локомотив типа 111 с непрерывно-импульсным регулированием. Дальше последовали:
✅ подготовка полной технической документации
✅ проведение дальнейших тщательных проверок
✅ окончательное утверждение типа и т. д.
Сам же прототип позже попал в депо Остравы, где проходили дальнейшая эксплуатация и модификации. Официально проект закрыли уже после распада общей страны – в конце июня 1996 года. Потом машину перестали использовать, а в 2001 году полностью физически ликвидировали.
Производимые на заводе новые маневровые электровозы поставлялись в депо двух регионов страны: Чехии и Моравии. Все они изначально были подготовлены к установке автоматического регулирования скорости (АРС) и имели унифицированный пост машиниста. А вот и некоторые из характеристик электровоза:
✅ длина по бамперам – 14,4 м
✅ максимальная сила тяги – 188 кН
✅ максимально разрешенная скорость – 80 км/ч
✅ эксплуатационный вес – 70,4 т
Последний показатель достигнут за счет применения солидной балластировки (до 4 тонн). Она также положительно повлияла на улучшение сцепных свойств локомотива. Это стало прекрасным решением в случае управления тяжело груженными составами.
В передней части кузова находится площадка составителя. Фото автора
В течение дальнейшей эксплуатации некоторые из машин серии подверглись частичной модернизации. Часть из них подготавливалась для использования на линии, другие – для работы на тяжелом спуске Нимбурк. Переделки проведены в начале тысячелетия силами специалистов компании CZ LOKO, с использованием оборудования MSV Elektronika. В число изменений вошли:
✅ автоматическое регулирование скорости
✅ дистанционное управление из диспетчерской
✅ использование радиопередачи команд и информации
Надежная и безотказная техника продолжила свою дальнейшую эксплуатацию и в новых реалиях. Следующая веха в истории типа 111 наступила в конце 2007 года. Тогда произошли структурные преобразования в сфере чешских железных дорог.
1 декабря из общей структуры организации выделилась дочерняя грузовая компания CD Cargo. Это новое акционерное общество активно включилось в работу. Что выразилось, в том числе, и в приобретение более половины имеющегося парка маневровых электровозов серии 111 (18 единиц).
В дальнейшем машины отправились в регионы Остравы и Усти-над-Лабем, где и сегодня выполняют ряд своих производственных обязанностей. Кстати, оба электровоза, находящиеся на сопроводительных фото, как раз и находятся на территории Устецкого края.
В наше время все из 35 выпущенных пльзенским заводом локомотивов успешно продолжают свой трудовой путь. А их спецификация даже немного расширилась. Кроме маневровых работ на сортировочных станциях, в этом списке числятся: вождение легких грузовых поездов, резервная эксплуатация на крупных ж/д узлах и выполнение редких рейсов на линиях пассажирских перевозок.
Серия 111 и три с половиной десятилетия еще в строю. Фото автора
Сегодня локомотивы типа 111 можно увидеть в голове угольных составов на станциях Мост и Острава. Или используемые для перегонки пассажирских поездов в границах главного ж/д вокзала Праги. Изредка они также выходят на вспомогательные линии Усти-над-Орлице – Личков.
Поэтому время от времени на локомотивостроительные предприятия поступают заказы на изготовление техники данного типа. Ведь не всегда может получиться что-то неубиваемое и вечное, вроде наших легендарных ЧМЭ3, до сих пор активно эксплуатируемых в разных странах.

Поставлялись эти машины и на внутренний рынок Чехословакии, где выпускались и другие модели для маневровых работ. Создаваемые опытными производителями (например, Skoda Plzen), они тоже становились надежными помощниками в выполнении ежедневных внутристанционных работ.
Один успешный тип привел к рождению другого
В первой половине 70-х пльзенская компания представила маневровый электровоз типа Е 458.0 (позже переименован в серию 110). Он предназначался для использования на линиях с контактной сетью напряжением 3 кВ (постоянный ток). Позже появилась модификация для работы на участках с контактной сетью 1,5 кВ.
Интересно, что до этого предприятие из города Пльзень вообще не выпускало продукцию данного типа. Просто, по принятой традиции, для маневровых работ использовались исключительно тепловозы. А Skoda производила:
✅ пассажирскую технику
✅ локомотивы для скорых поездов
✅ машины для грузовых работ на ж/д
Поэтому создание маневрового электровоза стало разработкой совершенно нового для чехословацких специалистов типа. Успешные испытания 1972 года открыли путь к серийному производству техники. В итоге, в течение трех лет на местные магистрали вышли 52 экземпляра серии 110.
Все они успешно трудились на сортировочных и станциях иного типа на протяжении следующего десятилетия. Это привело к тому, что предприятие получило заказ на создание новой модели, которая по электрооборудованию уже лучше соответствовала текущим требованиям.
Новым маневровым электровозом от Skoda Plzen стал тип 458.1 (линейка 111). Его представили в 1981-м, после чего на протяжении чуть более года проводилась серийная сборка техники.
Они стали первым подвижным составов на чехословацких дорогах, получившим самый современный тип регулирования. Электровозы развились из прошлого поколения, путем создания переходящего прототипа Е 457.0001 (на основе серии 110). В итоге главными отличиями от предыдущего типа стали:
✅ тиристорное импульсное регулирование
✅ иная форма фонарей
✅ различия в некоторых деталях конструкции
В то же время по механической части он был практически идентичен предшественнику, так что издалека или для неспециалиста очень сложно определить какой тип электровоза сейчас находиться перед вами. Сохранилось и решение по установке кабины машиниста в середине кузова.

Появление серии 111 стало ответом на заказ от Федерального министерства транспорта ЧССР. Они решили заметно пополнить парк маневровых электровозов на дорогах страны, но понимали что прежняя модель уже не отвечает текущей ситуации (быстрый прогресс в области полупроводников).
Другие отличия от прежнего типа
Помимо ручки контроллера с медленной реакцией во время быстрого разгона и остановки при движении отскоком, имелись и иные проблемы. В том числе, неоправданно высокий расход энергии при некоторых видах езды, особенно при работе с тяжелым оборудованием на низкой скорости и на склоне.
Применив полупроводниковые тиристоры и диоды местного производства, специалисты завода смогли успешно решить эти задачи. Испытания созданного прототипа проходили в Пльзене с сентября 1976-го по май 1977 года и завершились положительным результатом.

На первом этапе экспериментальной эксплуатации ставилась цель проверки новых элементов в конструкции. Но уже с июня 1977-го, когда опытный образец оказался на испытательном полигоне близ Церхенице, созрело решение о создании на его базе новой серийной модели. Ею стал маневровый локомотив типа 111 с непрерывно-импульсным регулированием. Дальше последовали:
✅ подготовка полной технической документации
✅ проведение дальнейших тщательных проверок
✅ окончательное утверждение типа и т. д.
Сам же прототип позже попал в депо Остравы, где проходили дальнейшая эксплуатация и модификации. Официально проект закрыли уже после распада общей страны – в конце июня 1996 года. Потом машину перестали использовать, а в 2001 году полностью физически ликвидировали.
Характеристики локомотивов серии 111
Производимые на заводе новые маневровые электровозы поставлялись в депо двух регионов страны: Чехии и Моравии. Все они изначально были подготовлены к установке автоматического регулирования скорости (АРС) и имели унифицированный пост машиниста. А вот и некоторые из характеристик электровоза:
✅ длина по бамперам – 14,4 м
✅ максимальная сила тяги – 188 кН
✅ максимально разрешенная скорость – 80 км/ч
✅ эксплуатационный вес – 70,4 т
Последний показатель достигнут за счет применения солидной балластировки (до 4 тонн). Она также положительно повлияла на улучшение сцепных свойств локомотива. Это стало прекрасным решением в случае управления тяжело груженными составами.

В течение дальнейшей эксплуатации некоторые из машин серии подверглись частичной модернизации. Часть из них подготавливалась для использования на линии, другие – для работы на тяжелом спуске Нимбурк. Переделки проведены в начале тысячелетия силами специалистов компании CZ LOKO, с использованием оборудования MSV Elektronika. В число изменений вошли:
✅ автоматическое регулирование скорости
✅ дистанционное управление из диспетчерской
✅ использование радиопередачи команд и информации
Надежная и безотказная техника продолжила свою дальнейшую эксплуатацию и в новых реалиях. Следующая веха в истории типа 111 наступила в конце 2007 года. Тогда произошли структурные преобразования в сфере чешских железных дорог.
Современное использование серии 111
1 декабря из общей структуры организации выделилась дочерняя грузовая компания CD Cargo. Это новое акционерное общество активно включилось в работу. Что выразилось, в том числе, и в приобретение более половины имеющегося парка маневровых электровозов серии 111 (18 единиц).
В дальнейшем машины отправились в регионы Остравы и Усти-над-Лабем, где и сегодня выполняют ряд своих производственных обязанностей. Кстати, оба электровоза, находящиеся на сопроводительных фото, как раз и находятся на территории Устецкого края.
В наше время все из 35 выпущенных пльзенским заводом локомотивов успешно продолжают свой трудовой путь. А их спецификация даже немного расширилась. Кроме маневровых работ на сортировочных станциях, в этом списке числятся: вождение легких грузовых поездов, резервная эксплуатация на крупных ж/д узлах и выполнение редких рейсов на линиях пассажирских перевозок.

Сегодня локомотивы типа 111 можно увидеть в голове угольных составов на станциях Мост и Острава. Или используемые для перегонки пассажирских поездов в границах главного ж/д вокзала Праги. Изредка они также выходят на вспомогательные линии Усти-над-Орлице – Личков.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....

Суд разрешил нарушать ПДД – как такое возможно?
В современном мире, где правила дорожного движения строго регламентируют поведение водителей, решение Верховного суда РФ, разрешающее в определенных случаях...

Checker Marathon: история легендарного американского такси
В мире автомобильной моды, где дизайн и технологии стремительно меняются, компания Checker Motors всегда выделялась приверженностью к традициям. Ее флагманская...

«Шатун» и не только: на площадке «Экспофорума» показали много интересной техники
Амфибийный болотоход стал одним из ключевых экспонатов. Что еще необычного было на форуме?...

Коробки передач для Haval станут российскими
Локализация китайских кроссоверов будет продолжаться. Производитель планирует стать независимым от пошлин и ситуации на зарубежных рынках....

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....