
Беспилотные логистические коридоры: как в России происходит транспортная революция
Беспилотные системы развиваются быстрыми темпами не только в воздухе, но и на земле. Крупные компании активно тестируют цифровые технологии и развивают это направление. Возможно, что уже в ближайшем будущем мы увидим полноценные беспилотные такси на улицах наших городов.
Отдельной перспективной веткой развития считается логистика. Перевозка грузов – трудоемкий процесс с большими издержками. Чтобы сэкономить, логистические компании рассматривают возможность внедрения беспилотных систем в свою деятельность. И в России есть потенциал для развития этого направления.
Проект БЛК запустили в 2021 году. В качестве пилотного участка Минтранс выбрал скоростную трассу М-11 «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом. Суть проекта заключалась в том, чтобы разработать и внедрить современные технологические решения для организации беспилотного движения на магистрали.
Предполагается, что для обслуживания беспилотных грузовиков возле двух столиц будут созданы перевалочные хабы. Между ними машины должны курсировать без водителей или инженеров-испытателей. Дальнейшее передвижение грузов осуществляется с помощью обычной техники.
Автономные грузовики на трассе М-11. Фото: vkvideo.ru
В развитии БЛК приняли участие крупные российские логистические компании и автопроизводители, включая КамАЗ, «Деловые линии», ПЭК и другие.
Минтранс и заинтересованные стороны в скором времени планируют расширять географию проекта. Помимо трассы М-11 к подобной инфраструктуре подключают подмосковный ЦКАД и скоростную магистраль М-12 «Восток». В планах стоит подготовка трасс М-4 «Дон», М-1 «Беларусь», а также М-3 «Украина» к беспилотным грузовикам.
Всего до 2030 года в Федеральный проект «Беспилотные логистические коридоры» хотят включить более 19,5 тыс. км российских дорог.
Впервые беспилотные грузовики испытали на трассе М-11 в 2023-м. Базовой моделью стал магистральный тягач КАМАЗ-54901. Машины оснастили автономными системами навигации и связи, лидарами, камерами и компьютерами для обработки входящей информации. В таких тягачах применяются технологии V2X, которые позволяют беспилотникам взаимодействовать друг с другом.
Водитель на месте пассажира в автономном грузовике. Фото: vkvideo.ru
У каждой машины есть «цифровой двойник трассы» – виртуальная модель дороги с отображением всех актуальных событий. На этой же карте беспилотники могут отслеживать геолокацию других подобных машин.
Сегодня на регулярной основе по трассе курсируют уже 67 робофур. До конца этого года их число может увеличиться до 100 штук. За два года беспилотники прошли более 7,2 млн км и перевезли свыше 800 тыс. кубометров груза.
В начале апреля на подмосковном ЦКАД также провели испытания автономных тягачей. На трассу выехали машины КамАЗ и SITRAK. Отдельно представили перспективные Navio L5, которые вообще не предусматривают места для водителя или испытателя. Об этой машине мы писали в отдельной статье. Модель стала первой беспилотной и полностью автономной фурой, произведенной в России. По заявлениям разработчиков Navio L5 может работать до 23 часов.
Испытания тягача Navio L5. Фото: vkvideo.ru
До конца года ожидаются испытания беспилотных грузовиков и на скоростной трассе М-12. Вполне возможно, что уже в скором времени такие тягачи начнут перевозить грузы на всем протяжении маршрута «Санкт-Петербург – Казань». В перспективе сеть может быть расширена и на другие направления. Сейчас говорят даже о беспилотном сообщении по международному маршруту «Китай – Европа».
Нужно отметить, что Россия – далеко не единственная страна, которая экспериментирует с беспилотными грузовиками и внедряет новые технологии в логистический сектор. Например, в Китае активно развивается компания «Air White Whale», которая недавно представила дрон W5000. Машина может перевозить до 5 тонн груза на расстояние до 2,6 тыс. км.
Беспилотные грузовики с использованием технологии 5G уже курсируют по маршруту «Пекин – Тяньцзинь – Тангу». Ожидается, что к 2030 году количество автономных коммерческих машин в Китае может достичь 20% от общего объема.
В Европе также активно тестируют робофуры. В прошлом году компания «Daimler Truck» представила грузовик, который может передвигаться без участия водителя. Свои автономные тягачи есть и в США. Там даже говорили о строительстве скоростной магистрали из Мексики в Канаду, предназначенной исключительно для робофур.
В России уже посчитали, что обслуживание и заправка автономных тягачей на 1 тыс. км пути обходится на 10-14% дешевле, чем у обычных фур. Беспилотники двигаются более плавно, избегая резких торможений и внезапного набора скорости на трассе. Предполагается, что в перспективе из таких грузовиков будут формировать автоколонны, что также поспособствует снижению затрат на топливо и повысит безопасность перевозок.
Подмосковный ЦКАД. Фото: vkvideo.ru
Появление беспилотных тягачей поможет ликвидировать нехватку водителей категории D. Уже сейчас дефицит рынка составляет 30%. Молодежь неохотно идет в профессию. Себестоимость перевозок также уменьшится на 10%, а коммерческая скорость перевозки увеличится до 25%. Это, безусловно, выгодно для логистических компаний.
Нужно отметить, что развитие беспилотных систем неразрывно связано с ростом отечественного IT-сектора и появлением новых рабочих мест в этом направлении. Кроме того, улучшается и инвестиционный климат всей транспортно-логистической отрасли.
С развитием беспилотного транспорта ожидается и снижение аварийности на дорогах. Однако с этим пунктом все не так просто. Актуальное российское законодательство и ПДД пока еще не готовы к массовому применению автономных машин. Кто будет виноват в случае реального ДТП с участием беспилотника? Да и такой категории транспортных средств юридически еще нет. Вероятно, что правовые вопросы решат, как только появится соответствующий запрос.
Кроме этого, существуют и потенциальные риски использования беспилотных грузовиков. Первое – адаптация к сложным погодным условиям. Например, недавние тесты на ЦКАД проводились во время снегопада и машины показали себя неплохо. Но что будет в ночное время суток или в туман? Все мы знаем, что дорожная обстановка может поменяться за считанные минуты.
Тестирование беспилотников на ЦКАД. Фото: vkvideo.ru
Открытым остается вопрос с кибербезопасностью. Насколько системы будут защищены от атак злоумышленников и не смогут ли они завладеть управлением транспортного средства. Также неясным остается психологическое восприятие беспилотников другими участниками дорожного движения.
Но уже сейчас можно сказать, что беспилотные фуры на наших дорогах – это не закрытые испытания, и не потенциальное будущее. Такие машины уже возят грузы, а компании продолжают расширять географию работы. С каждым годом робофор на наших дорогах будет становиться все больше.
Пока еще рано говорить о полноценной транспортной революции, но очевидно, что в нынешних рыночных реалиях избежать частичного внедрения беспилотных систем не получится.
Отдельной перспективной веткой развития считается логистика. Перевозка грузов – трудоемкий процесс с большими издержками. Чтобы сэкономить, логистические компании рассматривают возможность внедрения беспилотных систем в свою деятельность. И в России есть потенциал для развития этого направления.
Федеральная программа «Беспилотные логистические коридоры»
Проект БЛК запустили в 2021 году. В качестве пилотного участка Минтранс выбрал скоростную трассу М-11 «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом. Суть проекта заключалась в том, чтобы разработать и внедрить современные технологические решения для организации беспилотного движения на магистрали.
Предполагается, что для обслуживания беспилотных грузовиков возле двух столиц будут созданы перевалочные хабы. Между ними машины должны курсировать без водителей или инженеров-испытателей. Дальнейшее передвижение грузов осуществляется с помощью обычной техники.

В развитии БЛК приняли участие крупные российские логистические компании и автопроизводители, включая КамАЗ, «Деловые линии», ПЭК и другие.
Минтранс и заинтересованные стороны в скором времени планируют расширять географию проекта. Помимо трассы М-11 к подобной инфраструктуре подключают подмосковный ЦКАД и скоростную магистраль М-12 «Восток». В планах стоит подготовка трасс М-4 «Дон», М-1 «Беларусь», а также М-3 «Украина» к беспилотным грузовикам.
Всего до 2030 года в Федеральный проект «Беспилотные логистические коридоры» хотят включить более 19,5 тыс. км российских дорог.
Испытания и коммерческое применение
Впервые беспилотные грузовики испытали на трассе М-11 в 2023-м. Базовой моделью стал магистральный тягач КАМАЗ-54901. Машины оснастили автономными системами навигации и связи, лидарами, камерами и компьютерами для обработки входящей информации. В таких тягачах применяются технологии V2X, которые позволяют беспилотникам взаимодействовать друг с другом.

У каждой машины есть «цифровой двойник трассы» – виртуальная модель дороги с отображением всех актуальных событий. На этой же карте беспилотники могут отслеживать геолокацию других подобных машин.
Сегодня на регулярной основе по трассе курсируют уже 67 робофур. До конца этого года их число может увеличиться до 100 штук. За два года беспилотники прошли более 7,2 млн км и перевезли свыше 800 тыс. кубометров груза.
В начале апреля на подмосковном ЦКАД также провели испытания автономных тягачей. На трассу выехали машины КамАЗ и SITRAK. Отдельно представили перспективные Navio L5, которые вообще не предусматривают места для водителя или испытателя. Об этой машине мы писали в отдельной статье. Модель стала первой беспилотной и полностью автономной фурой, произведенной в России. По заявлениям разработчиков Navio L5 может работать до 23 часов.

До конца года ожидаются испытания беспилотных грузовиков и на скоростной трассе М-12. Вполне возможно, что уже в скором времени такие тягачи начнут перевозить грузы на всем протяжении маршрута «Санкт-Петербург – Казань». В перспективе сеть может быть расширена и на другие направления. Сейчас говорят даже о беспилотном сообщении по международному маршруту «Китай – Европа».
Мировой опыт
Нужно отметить, что Россия – далеко не единственная страна, которая экспериментирует с беспилотными грузовиками и внедряет новые технологии в логистический сектор. Например, в Китае активно развивается компания «Air White Whale», которая недавно представила дрон W5000. Машина может перевозить до 5 тонн груза на расстояние до 2,6 тыс. км.
Беспилотные грузовики с использованием технологии 5G уже курсируют по маршруту «Пекин – Тяньцзинь – Тангу». Ожидается, что к 2030 году количество автономных коммерческих машин в Китае может достичь 20% от общего объема.
В Европе также активно тестируют робофуры. В прошлом году компания «Daimler Truck» представила грузовик, который может передвигаться без участия водителя. Свои автономные тягачи есть и в США. Там даже говорили о строительстве скоростной магистрали из Мексики в Канаду, предназначенной исключительно для робофур.
Преимущества беспилотных грузовиков
В России уже посчитали, что обслуживание и заправка автономных тягачей на 1 тыс. км пути обходится на 10-14% дешевле, чем у обычных фур. Беспилотники двигаются более плавно, избегая резких торможений и внезапного набора скорости на трассе. Предполагается, что в перспективе из таких грузовиков будут формировать автоколонны, что также поспособствует снижению затрат на топливо и повысит безопасность перевозок.

Появление беспилотных тягачей поможет ликвидировать нехватку водителей категории D. Уже сейчас дефицит рынка составляет 30%. Молодежь неохотно идет в профессию. Себестоимость перевозок также уменьшится на 10%, а коммерческая скорость перевозки увеличится до 25%. Это, безусловно, выгодно для логистических компаний.
Нужно отметить, что развитие беспилотных систем неразрывно связано с ростом отечественного IT-сектора и появлением новых рабочих мест в этом направлении. Кроме того, улучшается и инвестиционный климат всей транспортно-логистической отрасли.
С развитием беспилотного транспорта ожидается и снижение аварийности на дорогах. Однако с этим пунктом все не так просто. Актуальное российское законодательство и ПДД пока еще не готовы к массовому применению автономных машин. Кто будет виноват в случае реального ДТП с участием беспилотника? Да и такой категории транспортных средств юридически еще нет. Вероятно, что правовые вопросы решат, как только появится соответствующий запрос.
Кроме этого, существуют и потенциальные риски использования беспилотных грузовиков. Первое – адаптация к сложным погодным условиям. Например, недавние тесты на ЦКАД проводились во время снегопада и машины показали себя неплохо. Но что будет в ночное время суток или в туман? Все мы знаем, что дорожная обстановка может поменяться за считанные минуты.

Открытым остается вопрос с кибербезопасностью. Насколько системы будут защищены от атак злоумышленников и не смогут ли они завладеть управлением транспортного средства. Также неясным остается психологическое восприятие беспилотников другими участниками дорожного движения.
Но уже сейчас можно сказать, что беспилотные фуры на наших дорогах – это не закрытые испытания, и не потенциальное будущее. Такие машины уже возят грузы, а компании продолжают расширять географию работы. С каждым годом робофор на наших дорогах будет становиться все больше.
Пока еще рано говорить о полноценной транспортной революции, но очевидно, что в нынешних рыночных реалиях избежать частичного внедрения беспилотных систем не получится.
- Андрей Карпов
- vkvideo.ru
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....