
Самые грузоподъемные вертолеты в мире
На заре вертолетной эры геликоптеры перевозили только пилота, иногда еще одного пассажира. Современные модели в состоянии поднимать в воздух десятки тонн оборудования и материалов, перемещая их на высоту в тысячи метров и расстояние в сотни километров. Сложилось так, что в историческом плане ведущие места в мире по вертолетостроению занимали США и Советский Союз (в годы существования страны и были построены самые мощные машины). В этих государствах спроектированы и запущены в серию (но не все) самые тяжелые и сильные геликоптеры, не имеющие себе равных в мире.
Этот аппарат поставил 8 рекордов, которые вряд ли побьют в ближайшем будущем. Машина разрабатывалась Конструкторским бюро им. Миля, которое к середине 1967 года создала настоящего гиганта. Транспортное средство был создано по заказу Министерства обороны: ему были нужны воздушные суда для транспортировки баллистических ракет в труднодоступные регионы Советского Союза. Поэтому у геликоптера – «чисто» самолетный фюзеляж, оснащенный крыльями с газотурбинными моторами Д-25ВФ, развивавшими по 6500 «лошадей» каждый.
Впервые гигант поднялся в небо 27.06.1967 года. Испытания прошли удачно и машину решили показать на авиасалоне во французском Ле-Бурже, где она в 1971-м не то, чтобы впечатлила посетителей, а произвела настоящий фурор. Технические данные В-12:
Вертолет поднимал 44200 кг груза на высоту 2,25 км. Когда машина была готова к серийному производству, выяснилось, что Минобороны она больше не требуется. В иных отраслях для гиганта просто не нашлось подходящего дела. Проект признали нецелесообразным в экономическом плане и прикрыли. Выпустили пару аппаратов, ныне находящихся в музее.
Второе место тоже у советского аппарата, выпущенного в свет тем же Конструкторским бюро. Эта машина стала результатом модернизации модели Ми-6. Впервые геликоптер совершил полет 14.12.1977 года. И сразу же начал ставить мировые рекорды. Сегодня ни одна машина этого класса не может повторить результат Ми-26, сумевшего поднять 25 т на 4600 м. Второе достижение – 2000 м высоты с полной массой 56,768 т.
Серийно вертолеты начали производить с 1980 года в Ростове-на-Дону, где они выпускаются и сегодня. Машина получилась настолько удачной, что сразу же вызвала интерес у многих стран. В разных вариантах вертолет поставлялся в 12 государств, где использовался не только, как воздушный «грузовик», но и в качестве военно- транспортной техники. Характеристики:
Штатам, в отличие от Советского Союза, винтокрылые супергиганты почему-то не требовались. Поэтому Америка ограничилась разработкой и созданием более скромной машины. Она понадобилась военному ведомству – Корпусу морской пехоты, т. к. предыдущий геликоптер Sea Stallion не устраивал по грузоподъемности и вместимости. Поэтому и был создан «Сверхжеребец» – так переводится наименования вертолета Сикорского (кстати, выходца из России). Неудивительно, что в преемнике половина узлов от предшественника. Но в отличие от него, имеется третий мотор, другие винты. В новинке использовались композиты, легкие сплавы. Также установили систему дозаправки в воздухе. Общие технические данные:
Полет прототипа состоялся 1.03.1974. Но был неудачным – произошла катастрофа. Дальнейшие испытания отложили, возобновились они только через год. Серийное производство наладили в 1980-м и в 1981-м вертолет поступил в ВВС США. Вертолет принимал участие во вьетнамской войне, где было потеряно 36 единиц техники. Также «супержеребец» использовался в боевых действиях на территории Ирака, Афганистана. На сегодня Sikorsky CH-53E Super Stallion – самый тяжелый американский вертолет.
Модель является самой массовой как в США, так и странах-союзниках по НАТО. Машину начали проектировать еще в 1956-м, причем изначально использовали схему с продольным расположением двух винтов, которая в то время не имела широкого распространения. Такая конструкция имеет свои преимущества, среди которых главный плюс – объемный и удобный в использовании грузовой отсек. Характеристики модификации MH-47E:
Машина стала применяться в ВС США с 1962 года и скоро оказалась во Вьетнаме. Там вертолет показал себя с лучшей стороны и вызвал похвалы военных. Хотя почти половина машин была сбита или потеряна в ходе летных ЧП. Boeing CH-47 Chinook прошел через огромное количество модернизаций и производится до сих пор как в США, так и других странах по лицензии (Италия, Япония).
Геликоптер сегодня эксплуатируется более чем в 20 государствах, всего произведено свыше 900 единиц техники.
Вертолетостроительные отрасли европейских стран не создавали техники, подобной американской или советской. Самая мощная машина AgustaWestland AW101 была разработана английскими и итальянскими конструкторами в 1981 году. Подняться в небо ей удалось в 1987-м, но из-за сбоев в финансировании и неясности в вопросе количества требуемых экземпляров серийный выпуск пошел только в 2000-м. Оказывается, «тормозят» не только советские и российские чиновники – в Европе их тоже хватает. Толчком к началу серийного выпуска стал интерес к проекту со стороны других стран. Характеристики:
Вертолет, как говорят, «получился». Его даже стали производить по лицензии в США.
Вертолет экспортируется в пять стран, и, кроме США, производится в Японии. Иногда встречается под названием Merlin.
Согласно прогнозам Forecast, с 2016 до 2025 года в мире сойдет с конвейера около 5 тыс. тяжелых вертолетов. Такие данные обусловлены ростом количества машин этого класса с 2004 по 2013-й в 4 раза. Основные заказчики – военные ведомства. В перспективе, как считают аналитики, по количеству выпущенных аппаратов лидерство останется за Россией, на втором месте будет Sikorsky и третьем – Boeing.
В-12 (Ми-12)
Этот аппарат поставил 8 рекордов, которые вряд ли побьют в ближайшем будущем. Машина разрабатывалась Конструкторским бюро им. Миля, которое к середине 1967 года создала настоящего гиганта. Транспортное средство был создано по заказу Министерства обороны: ему были нужны воздушные суда для транспортировки баллистических ракет в труднодоступные регионы Советского Союза. Поэтому у геликоптера – «чисто» самолетный фюзеляж, оснащенный крыльями с газотурбинными моторами Д-25ВФ, развивавшими по 6500 «лошадей» каждый.
Впервые гигант поднялся в небо 27.06.1967 года. Испытания прошли удачно и машину решили показать на авиасалоне во французском Ле-Бурже, где она в 1971-м не то, чтобы впечатлила посетителей, а произвела настоящий фурор. Технические данные В-12:
- ? диаметр винтов – 35 м
- ? вес – 105 т (взлетный) и 69,1 т (пустой)
- ? длина, высота – 37 и 12,5 м
- ? скорость – до 260 км/ч
- ? потолок – 3500 м
- ? число пассажиров – до 169 человек
Вертолет поднимал 44200 кг груза на высоту 2,25 км. Когда машина была готова к серийному производству, выяснилось, что Минобороны она больше не требуется. В иных отраслях для гиганта просто не нашлось подходящего дела. Проект признали нецелесообразным в экономическом плане и прикрыли. Выпустили пару аппаратов, ныне находящихся в музее.
Ми-26
Второе место тоже у советского аппарата, выпущенного в свет тем же Конструкторским бюро. Эта машина стала результатом модернизации модели Ми-6. Впервые геликоптер совершил полет 14.12.1977 года. И сразу же начал ставить мировые рекорды. Сегодня ни одна машина этого класса не может повторить результат Ми-26, сумевшего поднять 25 т на 4600 м. Второе достижение – 2000 м высоты с полной массой 56,768 т.
Серийно вертолеты начали производить с 1980 года в Ростове-на-Дону, где они выпускаются и сегодня. Машина получилась настолько удачной, что сразу же вызвала интерес у многих стран. В разных вариантах вертолет поставлялся в 12 государств, где использовался не только, как воздушный «грузовик», но и в качестве военно- транспортной техники. Характеристики:
- ? несущий винт – 32 м (диаметр)
- ? длина, высота – 40,025 и 8,145 м
- ? вес – 28,2 т (пустой) и 56 т (взлетный)
- ? число пассажиров – до 85-ти человек (90 солдат)
- ? грузоподъемность – 20 т
- ? предельная скорость – до 295 км/ч
- ? дальность полета – 500 км
- ? максимальная высота – 4600 м
Всего собрано 320 машин, часть из которых участвовала в боевых действиях в Афганистане, Чечне, Анголе, Нагорном Карабахе, а также при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.
Sikorsky CH-53E Super Stallion
Штатам, в отличие от Советского Союза, винтокрылые супергиганты почему-то не требовались. Поэтому Америка ограничилась разработкой и созданием более скромной машины. Она понадобилась военному ведомству – Корпусу морской пехоты, т. к. предыдущий геликоптер Sea Stallion не устраивал по грузоподъемности и вместимости. Поэтому и был создан «Сверхжеребец» – так переводится наименования вертолета Сикорского (кстати, выходца из России). Неудивительно, что в преемнике половина узлов от предшественника. Но в отличие от него, имеется третий мотор, другие винты. В новинке использовались композиты, легкие сплавы. Также установили систему дозаправки в воздухе. Общие технические данные:
- ? диаметр основного винта – 22,02 м
- ? длина, высота – 20,47 и 5,22 м
- ? вес – 14,68 т (пустой) и 19,051 т (взлетный)
- ? грузоподъемность – 14,515 т внутри или 16,329 т снаружи
- ? число пассажиров – 38 десантников
- ? предельная скорость – 307 км/ч
- ? дальность полета – до 1000 км
- ? потолок – 5105 м
Sikorsky CH-53E Super Stallion – одна из первых винтокрылых машин, способных выполнить фигуры высшего пилотажа – «петлю Нестерова» и «бочку».
Полет прототипа состоялся 1.03.1974. Но был неудачным – произошла катастрофа. Дальнейшие испытания отложили, возобновились они только через год. Серийное производство наладили в 1980-м и в 1981-м вертолет поступил в ВВС США. Вертолет принимал участие во вьетнамской войне, где было потеряно 36 единиц техники. Также «супержеребец» использовался в боевых действиях на территории Ирака, Афганистана. На сегодня Sikorsky CH-53E Super Stallion – самый тяжелый американский вертолет.
Boeing CH-47 Chinook
Модель является самой массовой как в США, так и странах-союзниках по НАТО. Машину начали проектировать еще в 1956-м, причем изначально использовали схему с продольным расположением двух винтов, которая в то время не имела широкого распространения. Такая конструкция имеет свои преимущества, среди которых главный плюс – объемный и удобный в использовании грузовой отсек. Характеристики модификации MH-47E:
- ? размеры винтов – по 18,29 м
- ? длина, высота – 15,87 и 5,59 м
- ? вес – 12,21 (пустой) и 24,494 (взлетный)
- ? двигатели – по 4168 «лошадей»
- ? число пассажиров – до 55 солдат
- ? грузоподъемность – 12,284 т
- ? предельная скорость – 285 км/ч
- ? потолок – 3090 м
- ? дальность полета – до 2333 км (перегоночная) и 935 (боевая)
Машина стала применяться в ВС США с 1962 года и скоро оказалась во Вьетнаме. Там вертолет показал себя с лучшей стороны и вызвал похвалы военных. Хотя почти половина машин была сбита или потеряна в ходе летных ЧП. Boeing CH-47 Chinook прошел через огромное количество модернизаций и производится до сих пор как в США, так и других странах по лицензии (Италия, Япония).
Геликоптер сегодня эксплуатируется более чем в 20 государствах, всего произведено свыше 900 единиц техники.
Недавно глава департамента развития вертолетных программ от компании «Боинг» Ренди Ротт заявил, что модернизация этого вертолета будет продолжаться и он останется в эксплуатации после …2060 года. Директор добавил, что этого требуют военные.
AgustaWestland AW101
Вертолетостроительные отрасли европейских стран не создавали техники, подобной американской или советской. Самая мощная машина AgustaWestland AW101 была разработана английскими и итальянскими конструкторами в 1981 году. Подняться в небо ей удалось в 1987-м, но из-за сбоев в финансировании и неясности в вопросе количества требуемых экземпляров серийный выпуск пошел только в 2000-м. Оказывается, «тормозят» не только советские и российские чиновники – в Европе их тоже хватает. Толчком к началу серийного выпуска стал интерес к проекту со стороны других стран. Характеристики:
- ? габариты винта – 18,59 м
- ? длина, высота – 19,53 и 6,62 м
- ? вес – 10,5 т (пустой) и 14,6 т (взлетный)
- ? число пассажиров – 38 человек или 45 стоящих солдат
- ? грузоподъемность – 3,05 т внутри или 5,52 и на подвеске
- ? двигатели – по 2100 «лошадей»
- ? предельная скорость – 309 км/ч
- ? дальность – 1130 км
- ? потолок – 4575 м
Вертолет, как говорят, «получился». Его даже стали производить по лицензии в США.
К большому неудовольствию американских вертолетостроителей AgustaWestland AW101 используется, как служебная машина главы государства. Это обусловлено признанием геликоптера с тремя моторами, как самого надежного в мире.
Вертолет экспортируется в пять стран, и, кроме США, производится в Японии. Иногда встречается под названием Merlin.
Перспективы
Согласно прогнозам Forecast, с 2016 до 2025 года в мире сойдет с конвейера около 5 тыс. тяжелых вертолетов. Такие данные обусловлены ростом количества машин этого класса с 2004 по 2013-й в 4 раза. Основные заказчики – военные ведомства. В перспективе, как считают аналитики, по количеству выпущенных аппаратов лидерство останется за Россией, на втором месте будет Sikorsky и третьем – Boeing.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....