Самые грузоподъемные вертолеты в мире
508 210

Самые грузоподъемные вертолеты в мире

На заре вертолетной эры геликоптеры перевозили только пилота, иногда еще одного пассажира. Современные модели в состоянии поднимать в воздух десятки тонн оборудования и материалов, перемещая их на высоту в тысячи метров и расстояние в сотни километров. Сложилось так, что в историческом плане ведущие места в мире по вертолетостроению занимали США и Советский Союз (в годы существования страны и были построены самые мощные машины). В этих государствах спроектированы и запущены в серию (но не все) самые тяжелые и сильные геликоптеры, не имеющие себе равных в мире.


В-12 (Ми-12)


Этот аппарат поставил 8 рекордов, которые вряд ли побьют в ближайшем будущем. Машина разрабатывалась Конструкторским бюро им. Миля, которое к середине 1967 года создала настоящего гиганта. Транспортное средство был создано по заказу Министерства обороны: ему были нужны воздушные суда для транспортировки баллистических ракет в труднодоступные регионы Советского Союза. Поэтому у геликоптера – «чисто» самолетный фюзеляж, оснащенный крыльями с газотурбинными моторами Д-25ВФ, развивавшими по 6500 «лошадей» каждый.

Ми-12 летал мало, но поднимал много и высоко. Фото: YouTube.com


Впервые гигант поднялся в небо 27.06.1967 года. Испытания прошли удачно и машину решили показать на авиасалоне во французском Ле-Бурже, где она в 1971-м не то, чтобы впечатлила посетителей, а произвела настоящий фурор. Технические данные В-12:

  • ? диаметр винтов – 35 м
  • ? вес – 105 т (взлетный) и 69,1 т (пустой)
  • ? длина, высота – 37 и 12,5 м
  • ? скорость – до 260 км/ч
  • ? потолок – 3500 м
  • ? число пассажиров – до 169 человек


Вертолет поднимал 44200 кг груза на высоту 2,25 км. Когда машина была готова к серийному производству, выяснилось, что Минобороны она больше не требуется. В иных отраслях для гиганта просто не нашлось подходящего дела. Проект признали нецелесообразным в экономическом плане и прикрыли. Выпустили пару аппаратов, ныне находящихся в музее.

В кабине теперь музейного гиганта. Фото: YouTube.com


Ми-26


Второе место тоже у советского аппарата, выпущенного в свет тем же Конструкторским бюро. Эта машина стала результатом модернизации модели Ми-6. Впервые геликоптер совершил полет 14.12.1977 года. И сразу же начал ставить мировые рекорды. Сегодня ни одна машина этого класса не может повторить результат Ми-26, сумевшего поднять 25 т на 4600 м. Второе достижение – 2000 м высоты с полной массой 56,768 т.

Ми-26 успешно эксплуатируется и сегодня. Фото: YouTube.com


Серийно вертолеты начали производить с 1980 года в Ростове-на-Дону, где они выпускаются и сегодня. Машина получилась настолько удачной, что сразу же вызвала интерес у многих стран. В разных вариантах вертолет поставлялся в 12 государств, где использовался не только, как воздушный «грузовик», но и в качестве военно- транспортной техники. Характеристики:

  • ? несущий винт – 32 м (диаметр)
  • ? длина, высота – 40,025 и 8,145 м
  • ? вес – 28,2 т (пустой) и 56 т (взлетный)
  • ? число пассажиров – до 85-ти человек (90 солдат)
  • ? грузоподъемность – 20 т
  • ? предельная скорость – до 295 км/ч
  • ? дальность полета – 500 км
  • ? максимальная высота – 4600 м


Всего собрано 320 машин, часть из которых участвовала в боевых действиях в Афганистане, Чечне, Анголе, Нагорном Карабахе, а также при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.


Ми-26 под погрузкой. Фото: YouTube.com


Sikorsky CH-53E Super Stallion


Штатам, в отличие от Советского Союза, винтокрылые супергиганты почему-то не требовались. Поэтому Америка ограничилась разработкой и созданием более скромной машины. Она понадобилась военному ведомству – Корпусу морской пехоты, т. к. предыдущий геликоптер Sea Stallion не устраивал по грузоподъемности и вместимости. Поэтому и был создан «Сверхжеребец» – так переводится наименования вертолета Сикорского (кстати, выходца из России). Неудивительно, что в преемнике половина узлов от предшественника. Но в отличие от него, имеется третий мотор, другие винты. В новинке использовались композиты, легкие сплавы. Также установили систему дозаправки в воздухе. Общие технические данные:

  • ? диаметр основного винта – 22,02 м
  • ? длина, высота – 20,47 и 5,22 м
  • ? вес – 14,68 т (пустой) и 19,051 т (взлетный)
  • ? грузоподъемность – 14,515 т внутри или 16,329 т снаружи
  • ? число пассажиров – 38 десантников
  • ? предельная скорость – 307 км/ч
  • ? дальность полета – до 1000 км
  • ? потолок – 5105 м


Sikorsky CH-53E Super Stallion – одна из первых винтокрылых машин, способных выполнить фигуры высшего пилотажа – «петлю Нестерова» и «бочку».


В чрево «супержеребца» грузится десант. Фото: YouTube.com


Полет прототипа состоялся 1.03.1974. Но был неудачным – произошла катастрофа. Дальнейшие испытания отложили, возобновились они только через год. Серийное производство наладили в 1980-м и в 1981-м вертолет поступил в ВВС США. Вертолет принимал участие во вьетнамской войне, где было потеряно 36 единиц техники. Также «супержеребец» использовался в боевых действиях на территории Ирака, Афганистана. На сегодня Sikorsky CH-53E Super Stallion – самый тяжелый американский вертолет.

Boeing CH-47 Chinook


Модель является самой массовой как в США, так и странах-союзниках по НАТО. Машину начали проектировать еще в 1956-м, причем изначально использовали схему с продольным расположением двух винтов, которая в то время не имела широкого распространения. Такая конструкция имеет свои преимущества, среди которых главный плюс – объемный и удобный в использовании грузовой отсек. Характеристики модификации MH-47E:

  • ? размеры винтов – по 18,29 м
  • ? длина, высота – 15,87 и 5,59 м
  • ? вес – 12,21 (пустой) и 24,494 (взлетный)
  • ? двигатели – по 4168 «лошадей»
  • ? число пассажиров – до 55 солдат
  • ? грузоподъемность – 12,284 т
  • ? предельная скорость – 285 км/ч
  • ? потолок – 3090 м
  • ? дальность полета – до 2333 км (перегоночная) и 935 (боевая)



Машина стала применяться в ВС США с 1962 года и скоро оказалась во Вьетнаме. Там вертолет показал себя с лучшей стороны и вызвал похвалы военных. Хотя почти половина машин была сбита или потеряна в ходе летных ЧП. Boeing CH-47 Chinook прошел через огромное количество модернизаций и производится до сих пор как в США, так и других странах по лицензии (Италия, Япония).

Chinook готовится к боевым действиям. Фото: YouTube.com


Геликоптер сегодня эксплуатируется более чем в 20 государствах, всего произведено свыше 900 единиц техники.

Недавно глава департамента развития вертолетных программ от компании «Боинг» Ренди Ротт заявил, что модернизация этого вертолета будет продолжаться и он останется в эксплуатации после …2060 года. Директор добавил, что этого требуют военные.


AgustaWestland AW101


Вертолетостроительные отрасли европейских стран не создавали техники, подобной американской или советской. Самая мощная машина AgustaWestland AW101 была разработана английскими и итальянскими конструкторами в 1981 году. Подняться в небо ей удалось в 1987-м, но из-за сбоев в финансировании и неясности в вопросе количества требуемых экземпляров серийный выпуск пошел только в 2000-м. Оказывается, «тормозят» не только советские и российские чиновники – в Европе их тоже хватает. Толчком к началу серийного выпуска стал интерес к проекту со стороны других стран. Характеристики:

  • ? габариты винта – 18,59 м
  • ? длина, высота – 19,53 и 6,62 м
  • ? вес – 10,5 т (пустой) и 14,6 т (взлетный)
  • ? число пассажиров – 38 человек или 45 стоящих солдат
  • ? грузоподъемность – 3,05 т внутри или 5,52 и на подвеске
  • ? двигатели – по 2100 «лошадей»
  • ? предельная скорость – 309 км/ч
  • ? дальность – 1130 км
  • ? потолок – 4575 м


Вертолет, как говорят, «получился». Его даже стали производить по лицензии в США.

К большому неудовольствию американских вертолетостроителей AgustaWestland AW101 используется, как служебная машина главы государства. Это обусловлено признанием геликоптера с тремя моторами, как самого надежного в мире.


Европейский тяжеловес, на котором летает президент США. Фото: YouTube.com


Вертолет экспортируется в пять стран, и, кроме США, производится в Японии. Иногда встречается под названием Merlin.

Перспективы


Согласно прогнозам Forecast, с 2016 до 2025 года в мире сойдет с конвейера около 5 тыс. тяжелых вертолетов. Такие данные обусловлены ростом количества машин этого класса с 2004 по 2013-й в 4 раза. Основные заказчики – военные ведомства. В перспективе, как считают аналитики, по количеству выпущенных аппаратов лидерство останется за Россией, на втором месте будет Sikorsky и третьем – Boeing.
А вы что думаете о самых грузоподъемных вертолетах?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....