
ALCO RSD15 – шестиосный тепловоз капотного типа
В наших прошлых условиях мы привыкли, что многие модели локомотивов выпускаются и эксплуатируются долгие десятилетия. Причиной тому являлось не только отсутствие в советской промышленности конкуренции, но и определенный дефицит новых машин, с которым все столкнулись в 90-х.
Другое дело – Америка. Там всегда сильные и новые вытесняли слабых и устаревших. Поэтому многие тепловозы США, отработав свой недолгий ресурс, в срочном порядке заменялись более производительными новинками. Но из этого правила также существовали свои исключения.
ALCO RSD-15 – мощный американский тепловоз из 50-х. Фото: youtube.com
На фоне моделей, которые тихо уходили со сцены, имеются примеры ярких долгожителей американских стальных магистралей. И об одном таком вы узнаете из нашего сегодняшнего материала. А начинается его история более семи десятилетий назад.
К 50-м годам прошлого столетия многие железные дороги североамериканского материка придерживались различных конструкций четырехосных локомотивов. Это были типы, популярные на протяжении прошлых десятилетий. Именно тогда и родилась концепция шестиосного магистрального тепловоза.
Но новое всегда приживается непросто, поэтому желающих перейти на перспективное направление нашлось немного. Ведь в таком случае пришлось бы производить установку единиц с тележками СС на поезда, которым требовалось дополнительное тяговое усилие.
Линии, которые были готовы приобрести мощную новинку, в большинстве случаев использовали ее для перевозки тяжелых грузов. Со временем тепловоз стал одним из самых популярных решений в данном направлении, обеспечив:
✅ лучшую производительность
✅ большую надежность
✅ длительность использования
Хотя техника и не получила слишком высокого тиража, но среди не очень распространенных моделей ALCO, RSD15 можно смело назвать наиболее известным. В линейке Road Switcher он стал одним из самых мощных тепловозов своего времени.
Изначально производитель предложил локомотив с традиционно высоким коротконосым капотом. Но первые покупатели сразу же завалили жалобами от своих машинистов на плохой обзор спереди, что грозило проблемами с безопасной эксплуатацией техники.
Компания отреагировала очень быстро, представив новую модификацию. В ней учли пожелание потребителей, заметно снизив высоту капота и улучшив передний обзор. Вот только теперь тепловоз стал внешне походить на грозное пресмыкающееся, за что очень быстро получил прозвище «Аллигатор».
Подавляющее большинство машин вышло с конвейера именно в таком исполнении. Стали они и еще одной важной вехой для завода – последней шестиосной моделью в линейке RS, представленной в каталоге Alco в Скенектади (штат Нью-Йорк). Вот некоторые ее показатели:
✅ вес локомотива – 151,953 т
✅ емкость топливного бака – 12 700 л
✅ максимальная скорость – 105 км/ч
Компания Alco поставила на заводской конвейер новинку RSD15 в то время, когда еще выпускался ее предшественник RSD12. Тем не менее с 1955 года 15-й тепловоз уже активно предлагается потенциальным клиентам в соответствии с каталогом производителя, где он и оставался около пяти лет. Вот физические параметры локомотива:
✅ длина – 20,29 м
✅ ширина – 3,1 м
✅ высота – 4,55 м
✅ диаметр колеса – 1016 мм
Напомним, что выпускавшийся во второй половине 50-х тепловоз получил модернизированный и гораздо более надежный двигатель, заменивший проблемный тип 244. По этой причине некоторые потенциальные потребители с осторожностью относились к новинке. Других же убедил факт замены привода и очень красивый и современный дизайн ALCO RSD15. К числу последних можно отнести:
✅ Santa Fe
✅ Pennsylvania
✅ Cotton Belt
✅ Southern Pacific
✅ Duluth Missabe & Iron Range
Самая большая партия локомотивов отправилась в Санта-Фе, составив две трети от общего тиража (50 экземпляров). Это стало залогом того, что довольно редкий тепловоз сохранился до наших дней. Скажем больше, есть машины из наследия AT&SF, успешно эксплуатируемые на вспомогательных работах до сих пор.
Пульт управления тепловозом. Фото: youtube.com
Десять единиц ALCO RSD-15 купил Cotton Belt, а шесть – последняя из перечисленных в списке компаний. Все приобретенные экземпляры имели высокий и короткий капот. Они предназначались для перевозки железной руды, добываемой Duluth Missabe & Iron Range. Столько же тепловозов первого типа отправились в Пенсильванию, а три низконосых – в Southern Pacific.
Более надежный двигатель не только поднял статус марки, но и помог шестиосному RSD15 показать очень приличные характеристики. К примеру, тяговая мощность 16-цилиндровой четырехтактной машины составила 2400 лошадиных сил, что на 25% выше чем у предшественника RSD12.
И это еще не все преимущества. Благодаря конфигурации СС (с шестью ведущими осями) техника предлагала весьма впечатляющее тяговое усилие в 79 500 фунтов (353,6 кН). Но некоторых не убедили и такие цифры. Просто, из-за прошлых проблемных моделей с двигателями типа 244, ряд железных дорог с большим подозрением и скептицизмом относился к любой продукции компании ALCO.
ALCO RSD-15 мог работать в паре с тепловозами других моделей. Фото: youtube.com
Хотя агрегат у тепловоза оказался более производительным, а вот внешность он унаследовал от ALCO RSD7. Последний получил тираж в 20 экземпляров, все они имели кузов с высоким носом. Если не считать этот тепловоз и H24-66 «Train Master» компании Fairbanks Morse, RSD15 стал самой мощной машиной Америки конца 50-х.
В последующие годы Santa Fe и Cotton Belt регулярно использовали тепловозы в тяжелых магистральных грузоперевозках. А вот на железных рудниках они оказались смешанными с шестиосными EMD. В то же время Пенсильвания довольно скоро перевела ALCO RSD-15 на выполнение вспомогательных работ.
Southern Pacific какое-то время поэкспериментировали со своей тройкой машин в западной части системы. Позже они присоединились к своим «собратьям» в Техасе (Cotton Belt). После этого эксплуатирующая компания усиленно присматривалась к модели EMD SD24, но в итоге решили воздержаться от ее приобретения.
Но время не щадит никого, пришел час, когда более новые и эффективные модели локомотивов вытеснили «Аллигаторов» с их насиженных мест на менее важные виды работ. А позже они и вовсе были выведены из эксплуатации.
Потрепанный жизнь локомотив RSD15. Фото: youtube.com
Некоторым все же удалось найти свое дальнейшее применение. Так три машины, переведенные в Техас, позже возвратились в Орегон, где их основательно переоборудовали. А затем использовали в качестве специальных горбовых единиц в Юджине, прежде чем заменить на более новые модели от того же производителя.
Самая интересная судьба сложилась у последней машины, выпущенной в середине 1960 года. Заказ на этот шестиосный тепловоз поступил из соседней Канады. Он получил некоторые обновления, поэтому уже именовался RSD17.
После тестирования в системе Canadian Pacific, локомотив решили оставить в районе Toronto Agincourt Yard. Там ему предстояло участвовать в тяжелых работах по сортировке и перевалке. С годами в северной стране он получил одиозное прозвище – «Императрица Азенкура».
ALCO RSD-15 в одном из ж/д музеев. Фото: wikipedia.com
История модели завершилась в июне 1960 года, когда был выпущен последний 75-й тепловоз. Его сборкой занималась уже компания Montreal Locomotive Works в Канаде. Так что полученный экземпляр можно лишь условно считать американской техникой.
Другое дело – Америка. Там всегда сильные и новые вытесняли слабых и устаревших. Поэтому многие тепловозы США, отработав свой недолгий ресурс, в срочном порядке заменялись более производительными новинками. Но из этого правила также существовали свои исключения.

На фоне моделей, которые тихо уходили со сцены, имеются примеры ярких долгожителей американских стальных магистралей. И об одном таком вы узнаете из нашего сегодняшнего материала. А начинается его история более семи десятилетий назад.
К 50-м годам прошлого столетия многие железные дороги североамериканского материка придерживались различных конструкций четырехосных локомотивов. Это были типы, популярные на протяжении прошлых десятилетий. Именно тогда и родилась концепция шестиосного магистрального тепловоза.
Но новое всегда приживается непросто, поэтому желающих перейти на перспективное направление нашлось немного. Ведь в таком случае пришлось бы производить установку единиц с тележками СС на поезда, которым требовалось дополнительное тяговое усилие.
Представленный в 1956 году шестиосный локомотив ALCO RSD15 оснастили перспективным приводом новейшей серии 251. Это стало значительным улучшением, по сравнению с прежним типом 244.
Линии, которые были готовы приобрести мощную новинку, в большинстве случаев использовали ее для перевозки тяжелых грузов. Со временем тепловоз стал одним из самых популярных решений в данном направлении, обеспечив:
✅ лучшую производительность
✅ большую надежность
✅ длительность использования
Хотя техника и не получила слишком высокого тиража, но среди не очень распространенных моделей ALCO, RSD15 можно смело назвать наиболее известным. В линейке Road Switcher он стал одним из самых мощных тепловозов своего времени.
Изначально производитель предложил локомотив с традиционно высоким коротконосым капотом. Но первые покупатели сразу же завалили жалобами от своих машинистов на плохой обзор спереди, что грозило проблемами с безопасной эксплуатацией техники.
Клиент всегда прав
Компания отреагировала очень быстро, представив новую модификацию. В ней учли пожелание потребителей, заметно снизив высоту капота и улучшив передний обзор. Вот только теперь тепловоз стал внешне походить на грозное пресмыкающееся, за что очень быстро получил прозвище «Аллигатор».
Подавляющее большинство машин вышло с конвейера именно в таком исполнении. Стали они и еще одной важной вехой для завода – последней шестиосной моделью в линейке RS, представленной в каталоге Alco в Скенектади (штат Нью-Йорк). Вот некоторые ее показатели:
✅ вес локомотива – 151,953 т
✅ емкость топливного бака – 12 700 л
✅ максимальная скорость – 105 км/ч
Компания Alco поставила на заводской конвейер новинку RSD15 в то время, когда еще выпускался ее предшественник RSD12. Тем не менее с 1955 года 15-й тепловоз уже активно предлагается потенциальным клиентам в соответствии с каталогом производителя, где он и оставался около пяти лет. Вот физические параметры локомотива:
✅ длина – 20,29 м
✅ ширина – 3,1 м
✅ высота – 4,55 м
✅ диаметр колеса – 1016 мм
Напомним, что выпускавшийся во второй половине 50-х тепловоз получил модернизированный и гораздо более надежный двигатель, заменивший проблемный тип 244. По этой причине некоторые потенциальные потребители с осторожностью относились к новинке. Других же убедил факт замены привода и очень красивый и современный дизайн ALCO RSD15. К числу последних можно отнести:
✅ Santa Fe
✅ Pennsylvania
✅ Cotton Belt
✅ Southern Pacific
✅ Duluth Missabe & Iron Range
Самая большая партия локомотивов отправилась в Санта-Фе, составив две трети от общего тиража (50 экземпляров). Это стало залогом того, что довольно редкий тепловоз сохранился до наших дней. Скажем больше, есть машины из наследия AT&SF, успешно эксплуатируемые на вспомогательных работах до сих пор.

Десять единиц ALCO RSD-15 купил Cotton Belt, а шесть – последняя из перечисленных в списке компаний. Все приобретенные экземпляры имели высокий и короткий капот. Они предназначались для перевозки железной руды, добываемой Duluth Missabe & Iron Range. Столько же тепловозов первого типа отправились в Пенсильванию, а три низконосых – в Southern Pacific.
Более надежный двигатель не только поднял статус марки, но и помог шестиосному RSD15 показать очень приличные характеристики. К примеру, тяговая мощность 16-цилиндровой четырехтактной машины составила 2400 лошадиных сил, что на 25% выше чем у предшественника RSD12.
И это еще не все преимущества. Благодаря конфигурации СС (с шестью ведущими осями) техника предлагала весьма впечатляющее тяговое усилие в 79 500 фунтов (353,6 кН). Но некоторых не убедили и такие цифры. Просто, из-за прошлых проблемных моделей с двигателями типа 244, ряд железных дорог с большим подозрением и скептицизмом относился к любой продукции компании ALCO.

Хотя агрегат у тепловоза оказался более производительным, а вот внешность он унаследовал от ALCO RSD7. Последний получил тираж в 20 экземпляров, все они имели кузов с высоким носом. Если не считать этот тепловоз и H24-66 «Train Master» компании Fairbanks Morse, RSD15 стал самой мощной машиной Америки конца 50-х.
Завершение истории ALCO RSD-15
В последующие годы Santa Fe и Cotton Belt регулярно использовали тепловозы в тяжелых магистральных грузоперевозках. А вот на железных рудниках они оказались смешанными с шестиосными EMD. В то же время Пенсильвания довольно скоро перевела ALCO RSD-15 на выполнение вспомогательных работ.
Southern Pacific какое-то время поэкспериментировали со своей тройкой машин в западной части системы. Позже они присоединились к своим «собратьям» в Техасе (Cotton Belt). После этого эксплуатирующая компания усиленно присматривалась к модели EMD SD24, но в итоге решили воздержаться от ее приобретения.
Но время не щадит никого, пришел час, когда более новые и эффективные модели локомотивов вытеснили «Аллигаторов» с их насиженных мест на менее важные виды работ. А позже они и вовсе были выведены из эксплуатации.

Некоторым все же удалось найти свое дальнейшее применение. Так три машины, переведенные в Техас, позже возвратились в Орегон, где их основательно переоборудовали. А затем использовали в качестве специальных горбовых единиц в Юджине, прежде чем заменить на более новые модели от того же производителя.
Самая интересная судьба сложилась у последней машины, выпущенной в середине 1960 года. Заказ на этот шестиосный тепловоз поступил из соседней Канады. Он получил некоторые обновления, поэтому уже именовался RSD17.
После тестирования в системе Canadian Pacific, локомотив решили оставить в районе Toronto Agincourt Yard. Там ему предстояло участвовать в тяжелых работах по сортировке и перевалке. С годами в северной стране он получил одиозное прозвище – «Императрица Азенкура».

История модели завершилась в июне 1960 года, когда был выпущен последний 75-й тепловоз. Его сборкой занималась уже компания Montreal Locomotive Works в Канаде. Так что полученный экземпляр можно лишь условно считать американской техникой.
- Иван Гончаров
- youtube.com, wikipedia. com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....