Спортивная Skoda 1100 OHC с неосуществленной мечтой о «24 часах Ле-Мана»
77

Спортивная Skoda 1100 OHC с неосуществленной мечтой о «24 часах Ле-Мана»

Конец 40-х – начало 50-х годов стали однозначным расцветом чехословацкого государства. И дело не только в том, что впервые доминированию канадцев на ледовых аренах пришел конец. Была еще и «Ява-Перак», всколыхнувшая всю европейскую мотоциклетную общественность. А также участие чехов в престижной гонке «24 часа Ле-Мана» (1950), приведшее к созданию невероятной модели.


Как спортивным функционерам, там и более ответственным товарищам в ЧССР было ясно одно: без хорошего автомобиля добиться заметных успехов в одном из самых конкурентных соревнований просто невозможно. Поэтому необходимо срочно задействовать ресурс.

Спортивная Skoda 1100 OHC с неосуществленной мечтой о «24 часах Ле-Мана»Skoda 1100 OHC впечатляет и спустя семь десятилетий. Фото автора

Благо, что в стране имелась очень хорошо развитая автомобильная отрасль, включавшая таких опытных производителей как «Татра» и «Шкода». Но в создании легковых моделей больше преуспели последние, поэтому им и выпало ответственное, но очень почетное задание.

Ваш автомобиль должен быть не хуже западных аналогов


Не могу наверняка уверять, что именно так звучало задание, направленное в Млада-Болеслав. Но его смысл передан с максимальной точностью. А как иначе? Соревноваться-то придется с самыми крутыми европейскими грандами.

Разработка перспективного двухместного спортивного автомобиля началась весной 1956 года. Чехи мечтали продолжить свое участие в соревнованиях, уже на отечественной специальной модели Skoda 1100 OHC.


Для ее создания конструкторы заводы решили не брать в качестве базы серийную модель Skoda 1101, как это было в случае прежних Skoda Sport и Supersport. «Мы пойдем другим путем», примерно так решили инженеры из Млада-Болеслава и прибегли к пространственной раме, сваренной из тонкостенных стальных труб.

Но на этом все волшебство не закончилось. Чтобы наделить спорткар превосходными ходовыми качествами, конструкторы придали ему практически идеальную развесовку по осям. В случае водителя, весящего около 75 кг, цифры показывали прекрасное соотношение: 49,7:50,3 (в пользу ведущей задней оси). Кстати, сзади образовался и единый узел из:

✅ сцепления
✅ пятиступенчатой коробки передач
✅ раздаточной коробки

Автомобиль создавался как что-то особенное, поэтому продумывать пришлось каждую деталь. В том числе и то, какой применить силовой агрегат. Среди имевшихся достойного кандидата не нашлось, поэтому решили создать что-то ультрасовременное (для того времени), показавшее неплохие результаты:

✅ рабочий объем – 1089 куб. см
✅ мощность – 92 л. с при 7700 об/мин
✅ максимальный крутящий момент – 8500 об/мин

На время создания этот силовой агрегат принес славу своим конструкторам, поражая воображение 85 «лошадками» на литр объема. Четырехцилиндровый мотор, имевший два распредвала в головке блока, расположили под капотом продольно.

Отличная обтекаемость для спорткара – залог успеха. Фото автора

Чтобы обеспечить такие мега-показатели, двигатель требовал высокооктанового бензина. Он подавался в два двойных карбюратора известной чехословацкой марки Jikov, которые позже уступили место более производительным итальянским WEBER.

Независимая подвеска всех колес также сыграла свою важную роль в сбалансированности конструкции. Спереди автомобиль получил трапециевидную ось, а сзади – продольные рычаги с наклонной осью качения. Точное и острое рулевое управление дополняло отличную картину. Оно осуществлялось при помощи трехспицевого элемента, который легко снимался для облегчения посадки в открытый салон.

Другие прогрессивные решения конструкторов


Немаловажную роль в невероятной для середины 50-х обтекаемости сыграл элегантный кузов автомобиля, разработанный Ярославом Киндлом. В нем продумали каждую деталь, что принесло очень низкое аэродинамическое сопротивление. Результатом стали:

✅ применение в конструкции легкого стеклопластика
✅ общий вес автомобиля – 583 кг
✅ мощное ускорение
✅ максимальная скорость – 190/200 км/ч (в зависимости от выбранной передачи)

Первая версия Skoda 1100 OHC привлекла к себе внимание и парой складных основных фар. Правда, позже они уступили месту более практичному для гонок решению – встроенной фиксированной альтернативе с аэродинамическими кожухами из оргстекла. Обратим также наше внимание и на физические параметры спорткара:

✅ длина – 3,88 м
✅ ширина – 1,43 м
✅ высота – 0,964 м
✅ колесная база – 2200 мм

Еще одним довольно прогрессивным для тех лет решением можно считать подвеску автомобиля. У элегантного авто 15-дюймовые колеса от Borrani сотрудничали с механизмом, состоящим из проволочных пружин и торсионов, что обеспечивало уверенную динамику.

Первые успехи чехословацкой новинки


Уже летом 1958 года автомобиль вышел на старт и добился прекрасных результатов. Конечно, это был не Ле-Ман, а что-то намного скромнее. Skoda 1100 OHC, которой управлял опытный член заводской гоночной команды Мирослав Фоусек, впервые предстала перед удивленной публикой. И сразу же праздновала победу в одном из заездов на городской трассе Млада-Болеслава в конце июня.

Приборная панель: все по-спортивному скромно и минималистично. Фото автора

Попробовали свои силы за рулем этого динамичного и передового для своего времени автомобиля и другие опытные участники. Среди них стоит вспомнить Вацлава Бобека-старшего, Вацлава Чижковского, Йозефа Виднера и Ярослава Бабека.

Пилоты Skoda 1100 OHC не ограничились лишь внутренними соревнованиями, в скором времени выйдя на международную арену. За рубежом они также добились ряда успехов, что подтвердило высокую котировку новинки. Казалось, все дороги теперь ведут к Ле-Ману.

Но жизнь распорядилась по-своему. На рубеже 50-60 годов сильно обострилось политическое противостояние между т. н. капиталистическим и социалистическим лагерями. В такой обстановке не могло быть и речи об участии автомобиля из Млада-Болеслава в соревнованиях, организуемых противоположной стороной. К большому сожалению, пришлось ограничиться гонками, проходящими в рамках стран – членов СЭВ, а о «24 часах Ле-Мана» попросту забыть.

Skoda 1100 OHC с кузовом из стеклопластика были созданы всего лишь в двух экземплярах. Первый – в конце 1957-го, второй – в начале 1958 года. Они вызвали восторг не только у рядовых зрителей, но и у многих профильных специалистов.

У Skoda 1100 OHC спицованные колеса. Фото автора

И, несмотря на их невыход на трассы престижной международной гонки, инженеры компании решили: «требуем продолжения банкета!». Действительно, грех было так легко отказаться от столь прогрессивной конструкции, не воплотив ее в еще какой-нибудь другой тип.

После спортивных кабриолетов – пара стильных купе


Так в 1959 году, вслед за открытыми гоночными моделями, последовали два закрытых автомобиля с кузовом из алюминиевых листов. Интересно, что более крупное купе смогли так обустроить, что его вес оказался еще меньше, чем у открытых конструкций – 555 кг. Высокие скоростные показатели при этом также были сохранены.

К сожалению, у этих автомобилей оказалась более печальная судьба. Оба они получили очень серьезные повреждения, но не во время гонок, а при повседневной эксплуатации как обычный транспорт. В итоге один экземпляр полностью утерян, а от второго сохранились лишь:

✅ рама
✅ шасси
✅ двигатель

Но специалисты реставрационных мастерских музея марки Skoda намерены восстановить легендарный автомобиль. Для этого уже интенсивно проведены необходимые подготовительные работы. Многие чешские ценители ретро-техники с нетерпением ждут трогательного момента.

Напротив, открытые версии отлично сохранились. Одна из них является музейным экспонатом компании и иногда посещает различные транспортные выставки и зарубежные винтажные мероприятия. Кстати, на одной из таких в Праге и были сделаны фото, сопровождающие этот материал.

А могла бы стать звездой Ле-Мана. Фото автора

Второй экземпляр 1100 OHC находится за пределами Чехии. Он принадлежит официальному представительству компании Skoda в Великобритании. Но и там он служит высоким целям – продвижению бренда на перспективном британском рынке.
А вас впечатлили дизайн и показатели Skoda 1100 OHC?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Nissan представил необычный и мощный пикап

Nissan представил необычный и мощный пикап

Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....