
Спортивная Skoda 1100 OHC с неосуществленной мечтой о «24 часах Ле-Мана»
Конец 40-х – начало 50-х годов стали однозначным расцветом чехословацкого государства. И дело не только в том, что впервые доминированию канадцев на ледовых аренах пришел конец. Была еще и «Ява-Перак», всколыхнувшая всю европейскую мотоциклетную общественность. А также участие чехов в престижной гонке «24 часа Ле-Мана» (1950), приведшее к созданию невероятной модели.
Как спортивным функционерам, там и более ответственным товарищам в ЧССР было ясно одно: без хорошего автомобиля добиться заметных успехов в одном из самых конкурентных соревнований просто невозможно. Поэтому необходимо срочно задействовать ресурс.
Skoda 1100 OHC впечатляет и спустя семь десятилетий. Фото автора
Благо, что в стране имелась очень хорошо развитая автомобильная отрасль, включавшая таких опытных производителей как «Татра» и «Шкода». Но в создании легковых моделей больше преуспели последние, поэтому им и выпало ответственное, но очень почетное задание.
Не могу наверняка уверять, что именно так звучало задание, направленное в Млада-Болеслав. Но его смысл передан с максимальной точностью. А как иначе? Соревноваться-то придется с самыми крутыми европейскими грандами.
Для ее создания конструкторы заводы решили не брать в качестве базы серийную модель Skoda 1101, как это было в случае прежних Skoda Sport и Supersport. «Мы пойдем другим путем», примерно так решили инженеры из Млада-Болеслава и прибегли к пространственной раме, сваренной из тонкостенных стальных труб.
Но на этом все волшебство не закончилось. Чтобы наделить спорткар превосходными ходовыми качествами, конструкторы придали ему практически идеальную развесовку по осям. В случае водителя, весящего около 75 кг, цифры показывали прекрасное соотношение: 49,7:50,3 (в пользу ведущей задней оси). Кстати, сзади образовался и единый узел из:
✅ сцепления
✅ пятиступенчатой коробки передач
✅ раздаточной коробки
Автомобиль создавался как что-то особенное, поэтому продумывать пришлось каждую деталь. В том числе и то, какой применить силовой агрегат. Среди имевшихся достойного кандидата не нашлось, поэтому решили создать что-то ультрасовременное (для того времени), показавшее неплохие результаты:
✅ рабочий объем – 1089 куб. см
✅ мощность – 92 л. с при 7700 об/мин
✅ максимальный крутящий момент – 8500 об/мин
На время создания этот силовой агрегат принес славу своим конструкторам, поражая воображение 85 «лошадками» на литр объема. Четырехцилиндровый мотор, имевший два распредвала в головке блока, расположили под капотом продольно.
Отличная обтекаемость для спорткара – залог успеха. Фото автора
Чтобы обеспечить такие мега-показатели, двигатель требовал высокооктанового бензина. Он подавался в два двойных карбюратора известной чехословацкой марки Jikov, которые позже уступили место более производительным итальянским WEBER.
Независимая подвеска всех колес также сыграла свою важную роль в сбалансированности конструкции. Спереди автомобиль получил трапециевидную ось, а сзади – продольные рычаги с наклонной осью качения. Точное и острое рулевое управление дополняло отличную картину. Оно осуществлялось при помощи трехспицевого элемента, который легко снимался для облегчения посадки в открытый салон.
Немаловажную роль в невероятной для середины 50-х обтекаемости сыграл элегантный кузов автомобиля, разработанный Ярославом Киндлом. В нем продумали каждую деталь, что принесло очень низкое аэродинамическое сопротивление. Результатом стали:
✅ применение в конструкции легкого стеклопластика
✅ общий вес автомобиля – 583 кг
✅ мощное ускорение
✅ максимальная скорость – 190/200 км/ч (в зависимости от выбранной передачи)
Первая версия Skoda 1100 OHC привлекла к себе внимание и парой складных основных фар. Правда, позже они уступили месту более практичному для гонок решению – встроенной фиксированной альтернативе с аэродинамическими кожухами из оргстекла. Обратим также наше внимание и на физические параметры спорткара:
✅ длина – 3,88 м
✅ ширина – 1,43 м
✅ высота – 0,964 м
✅ колесная база – 2200 мм
Еще одним довольно прогрессивным для тех лет решением можно считать подвеску автомобиля. У элегантного авто 15-дюймовые колеса от Borrani сотрудничали с механизмом, состоящим из проволочных пружин и торсионов, что обеспечивало уверенную динамику.
Уже летом 1958 года автомобиль вышел на старт и добился прекрасных результатов. Конечно, это был не Ле-Ман, а что-то намного скромнее. Skoda 1100 OHC, которой управлял опытный член заводской гоночной команды Мирослав Фоусек, впервые предстала перед удивленной публикой. И сразу же праздновала победу в одном из заездов на городской трассе Млада-Болеслава в конце июня.
Приборная панель: все по-спортивному скромно и минималистично. Фото автора
Попробовали свои силы за рулем этого динамичного и передового для своего времени автомобиля и другие опытные участники. Среди них стоит вспомнить Вацлава Бобека-старшего, Вацлава Чижковского, Йозефа Виднера и Ярослава Бабека.
Пилоты Skoda 1100 OHC не ограничились лишь внутренними соревнованиями, в скором времени выйдя на международную арену. За рубежом они также добились ряда успехов, что подтвердило высокую котировку новинки. Казалось, все дороги теперь ведут к Ле-Ману.
Но жизнь распорядилась по-своему. На рубеже 50-60 годов сильно обострилось политическое противостояние между т. н. капиталистическим и социалистическим лагерями. В такой обстановке не могло быть и речи об участии автомобиля из Млада-Болеслава в соревнованиях, организуемых противоположной стороной. К большому сожалению, пришлось ограничиться гонками, проходящими в рамках стран – членов СЭВ, а о «24 часах Ле-Мана» попросту забыть.
Skoda 1100 OHC с кузовом из стеклопластика были созданы всего лишь в двух экземплярах. Первый – в конце 1957-го, второй – в начале 1958 года. Они вызвали восторг не только у рядовых зрителей, но и у многих профильных специалистов.
У Skoda 1100 OHC спицованные колеса. Фото автора
И, несмотря на их невыход на трассы престижной международной гонки, инженеры компании решили: «требуем продолжения банкета!». Действительно, грех было так легко отказаться от столь прогрессивной конструкции, не воплотив ее в еще какой-нибудь другой тип.
Так в 1959 году, вслед за открытыми гоночными моделями, последовали два закрытых автомобиля с кузовом из алюминиевых листов. Интересно, что более крупное купе смогли так обустроить, что его вес оказался еще меньше, чем у открытых конструкций – 555 кг. Высокие скоростные показатели при этом также были сохранены.
К сожалению, у этих автомобилей оказалась более печальная судьба. Оба они получили очень серьезные повреждения, но не во время гонок, а при повседневной эксплуатации как обычный транспорт. В итоге один экземпляр полностью утерян, а от второго сохранились лишь:
✅ рама
✅ шасси
✅ двигатель
Но специалисты реставрационных мастерских музея марки Skoda намерены восстановить легендарный автомобиль. Для этого уже интенсивно проведены необходимые подготовительные работы. Многие чешские ценители ретро-техники с нетерпением ждут трогательного момента.
Напротив, открытые версии отлично сохранились. Одна из них является музейным экспонатом компании и иногда посещает различные транспортные выставки и зарубежные винтажные мероприятия. Кстати, на одной из таких в Праге и были сделаны фото, сопровождающие этот материал.
А могла бы стать звездой Ле-Мана. Фото автора
Второй экземпляр 1100 OHC находится за пределами Чехии. Он принадлежит официальному представительству компании Skoda в Великобритании. Но и там он служит высоким целям – продвижению бренда на перспективном британском рынке.
Как спортивным функционерам, там и более ответственным товарищам в ЧССР было ясно одно: без хорошего автомобиля добиться заметных успехов в одном из самых конкурентных соревнований просто невозможно. Поэтому необходимо срочно задействовать ресурс.

Благо, что в стране имелась очень хорошо развитая автомобильная отрасль, включавшая таких опытных производителей как «Татра» и «Шкода». Но в создании легковых моделей больше преуспели последние, поэтому им и выпало ответственное, но очень почетное задание.
Ваш автомобиль должен быть не хуже западных аналогов
Не могу наверняка уверять, что именно так звучало задание, направленное в Млада-Болеслав. Но его смысл передан с максимальной точностью. А как иначе? Соревноваться-то придется с самыми крутыми европейскими грандами.
Разработка перспективного двухместного спортивного автомобиля началась весной 1956 года. Чехи мечтали продолжить свое участие в соревнованиях, уже на отечественной специальной модели Skoda 1100 OHC.
Для ее создания конструкторы заводы решили не брать в качестве базы серийную модель Skoda 1101, как это было в случае прежних Skoda Sport и Supersport. «Мы пойдем другим путем», примерно так решили инженеры из Млада-Болеслава и прибегли к пространственной раме, сваренной из тонкостенных стальных труб.
Но на этом все волшебство не закончилось. Чтобы наделить спорткар превосходными ходовыми качествами, конструкторы придали ему практически идеальную развесовку по осям. В случае водителя, весящего около 75 кг, цифры показывали прекрасное соотношение: 49,7:50,3 (в пользу ведущей задней оси). Кстати, сзади образовался и единый узел из:
✅ сцепления
✅ пятиступенчатой коробки передач
✅ раздаточной коробки
Автомобиль создавался как что-то особенное, поэтому продумывать пришлось каждую деталь. В том числе и то, какой применить силовой агрегат. Среди имевшихся достойного кандидата не нашлось, поэтому решили создать что-то ультрасовременное (для того времени), показавшее неплохие результаты:
✅ рабочий объем – 1089 куб. см
✅ мощность – 92 л. с при 7700 об/мин
✅ максимальный крутящий момент – 8500 об/мин
На время создания этот силовой агрегат принес славу своим конструкторам, поражая воображение 85 «лошадками» на литр объема. Четырехцилиндровый мотор, имевший два распредвала в головке блока, расположили под капотом продольно.

Чтобы обеспечить такие мега-показатели, двигатель требовал высокооктанового бензина. Он подавался в два двойных карбюратора известной чехословацкой марки Jikov, которые позже уступили место более производительным итальянским WEBER.
Независимая подвеска всех колес также сыграла свою важную роль в сбалансированности конструкции. Спереди автомобиль получил трапециевидную ось, а сзади – продольные рычаги с наклонной осью качения. Точное и острое рулевое управление дополняло отличную картину. Оно осуществлялось при помощи трехспицевого элемента, который легко снимался для облегчения посадки в открытый салон.
Другие прогрессивные решения конструкторов
Немаловажную роль в невероятной для середины 50-х обтекаемости сыграл элегантный кузов автомобиля, разработанный Ярославом Киндлом. В нем продумали каждую деталь, что принесло очень низкое аэродинамическое сопротивление. Результатом стали:
✅ применение в конструкции легкого стеклопластика
✅ общий вес автомобиля – 583 кг
✅ мощное ускорение
✅ максимальная скорость – 190/200 км/ч (в зависимости от выбранной передачи)
Первая версия Skoda 1100 OHC привлекла к себе внимание и парой складных основных фар. Правда, позже они уступили месту более практичному для гонок решению – встроенной фиксированной альтернативе с аэродинамическими кожухами из оргстекла. Обратим также наше внимание и на физические параметры спорткара:
✅ длина – 3,88 м
✅ ширина – 1,43 м
✅ высота – 0,964 м
✅ колесная база – 2200 мм
Еще одним довольно прогрессивным для тех лет решением можно считать подвеску автомобиля. У элегантного авто 15-дюймовые колеса от Borrani сотрудничали с механизмом, состоящим из проволочных пружин и торсионов, что обеспечивало уверенную динамику.
Первые успехи чехословацкой новинки
Уже летом 1958 года автомобиль вышел на старт и добился прекрасных результатов. Конечно, это был не Ле-Ман, а что-то намного скромнее. Skoda 1100 OHC, которой управлял опытный член заводской гоночной команды Мирослав Фоусек, впервые предстала перед удивленной публикой. И сразу же праздновала победу в одном из заездов на городской трассе Млада-Болеслава в конце июня.

Попробовали свои силы за рулем этого динамичного и передового для своего времени автомобиля и другие опытные участники. Среди них стоит вспомнить Вацлава Бобека-старшего, Вацлава Чижковского, Йозефа Виднера и Ярослава Бабека.
Пилоты Skoda 1100 OHC не ограничились лишь внутренними соревнованиями, в скором времени выйдя на международную арену. За рубежом они также добились ряда успехов, что подтвердило высокую котировку новинки. Казалось, все дороги теперь ведут к Ле-Ману.
Но жизнь распорядилась по-своему. На рубеже 50-60 годов сильно обострилось политическое противостояние между т. н. капиталистическим и социалистическим лагерями. В такой обстановке не могло быть и речи об участии автомобиля из Млада-Болеслава в соревнованиях, организуемых противоположной стороной. К большому сожалению, пришлось ограничиться гонками, проходящими в рамках стран – членов СЭВ, а о «24 часах Ле-Мана» попросту забыть.
Skoda 1100 OHC с кузовом из стеклопластика были созданы всего лишь в двух экземплярах. Первый – в конце 1957-го, второй – в начале 1958 года. Они вызвали восторг не только у рядовых зрителей, но и у многих профильных специалистов.

И, несмотря на их невыход на трассы престижной международной гонки, инженеры компании решили: «требуем продолжения банкета!». Действительно, грех было так легко отказаться от столь прогрессивной конструкции, не воплотив ее в еще какой-нибудь другой тип.
После спортивных кабриолетов – пара стильных купе
Так в 1959 году, вслед за открытыми гоночными моделями, последовали два закрытых автомобиля с кузовом из алюминиевых листов. Интересно, что более крупное купе смогли так обустроить, что его вес оказался еще меньше, чем у открытых конструкций – 555 кг. Высокие скоростные показатели при этом также были сохранены.
К сожалению, у этих автомобилей оказалась более печальная судьба. Оба они получили очень серьезные повреждения, но не во время гонок, а при повседневной эксплуатации как обычный транспорт. В итоге один экземпляр полностью утерян, а от второго сохранились лишь:
✅ рама
✅ шасси
✅ двигатель
Но специалисты реставрационных мастерских музея марки Skoda намерены восстановить легендарный автомобиль. Для этого уже интенсивно проведены необходимые подготовительные работы. Многие чешские ценители ретро-техники с нетерпением ждут трогательного момента.
Напротив, открытые версии отлично сохранились. Одна из них является музейным экспонатом компании и иногда посещает различные транспортные выставки и зарубежные винтажные мероприятия. Кстати, на одной из таких в Праге и были сделаны фото, сопровождающие этот материал.

Второй экземпляр 1100 OHC находится за пределами Чехии. Он принадлежит официальному представительству компании Skoda в Великобритании. Но и там он служит высоким целям – продвижению бренда на перспективном британском рынке.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....