
Как в России развивалось дорожное сообщение
Сегодня в России более 1,5 млн км дорог. Они связывают столицы регионов и муниципальные центры, деревни и села. Каждый год открываются новые направления, развиваются и скоростные магистрали. Но каким было транспортное сообщение раньше?
Доказанный факт, что в Древней Руси главными транспортными магистралями были реки. По ним велась торговля, воины отправлялись в далекие походы. На берегах росли и развивались первые города. Дороги в современном понимании стали появляться с только в X-XI века.
Кроме рек русские города связывались трактами – сухопутными направлениями. Первые дороги не имели твердого основания, как это было, например, в Древнем Риме, поэтому их расположение постоянно менялось. Все зависело от сезона, погоды и наличия бродов по пути движения.
Важным шагом к развитию дорог стало появление почтового сообщения во времена Золотой Орды, когда Русь попала в зависимость от своих восточных соседей. В княжествах стали строить ямы – почтовые станции, где содержались лошади и отдыхали путники. Кстати, слово «ям» до сих пор осталось в российской топонимике, ну а «ямщиков» мы все знаем по урокам литературы в школе.
В 1589 году был установлен стандарт ширины для проезжей части – полторы сажени или около 3-х метров. Последующее совершенствование дорожной сети пришлось на период централизации государства и развитие почтовых связей.
Древняя каменная дорога на Кубани. Фото: youtube.com
Во времена Петра I началось строительство первой «магистрали» – дороги, соединяющей Петербург и Москву. К слову, в том же XVIII веке в России стали брать плату за проезд. Чтобы проехать из Петербурга в Шлиссельбург или в Нарву нужно было заплатить от 3 до 24 копеек. Цена зависела от способа передвижения. Примечательно, что зимой плата не взымалась. Считалось, что под снегом дорога не портится.
Пути сообщения с долговременным твердым основанием в России появились только в XIX веке. Щебеночные покрытия проливали вручную угольным дегтем и битумом. Позже этот процесс частично механизировали. Условный асфальт был далеко не везде. В основном дороги оставались труднодоступными в межсезонье.
В конце истории Российской империи акцент делался на строительство железнодорожных магистралей. Бум строительства обычных дорог пришелся на 1930-е, когда в разных регионах СССР массово стали появляться протяженные асфальтированные участки.
В начале лета 2023 года археологи продолжили работу на территории Гнездовского археологического комплекса в Смоленской области. Уже через несколько месяцев все историческое сообщество облетела новость – обнаружена одна из древнейших дорог России, возраст которой составляет 1100 лет.
Гнездово находится в 12 км от Смоленска на берегу Днепра. На этом месте в IX-XI веках находилось городище. Судя по находкам, в окрестностях современного Смоленска «кипела жизнь» во времена зарождения Древнерусского государства. Здесь же проходил и знаменитый торговый путь «из Варяг в Греки».
Раскопки в Гнездово. Фото: youtube.com
В 2018 году археологи начали применять технологию LiDAR-сканирования местности, чтобы лучше изучить рельеф курганного комплекса.
Исследования леса показали, что погребальные сооружения вдоль грунтовой дороги, которую активно используют местные жители сегодня, выстроены параллельно. Это значит, что в древности захоронения делались возле уже существующего пути. Ранее ученые полагали, что эта дорога возникла не раньше XVII века.
Протяженность обнаруженного участка составляет 450 метров. Факт существование дороги доказывает и то, что если провести прямую линию дальше на северо-восток, то она упирается в еще одно древнее Новоселковское городище.
Гнездовская дорога на карте. Фото: yandex.ru/maps
Справедливости ради стоит отметить, что деревянные настилы для передвижения сооружались славянами еще задолго до «эпохи викингов». Пути сообщения были и на Урале, и в районе Старой Ладоги. Отдельное место в истории занимает так называемый «Залозный путь» – маршрут между Киевом и Хазарским каганатом.
Но дорога в Гнездово уникальна тем, что она используется до сих пор. Уже сменилось два тысячелетия, а по ней до сих пор ходят люди и можно проехать на машине.
Кто знает, какие еще открытия ждут наших историков и археологов в будущем. Пожелаем им удачи!
Доказанный факт, что в Древней Руси главными транспортными магистралями были реки. По ним велась торговля, воины отправлялись в далекие походы. На берегах росли и развивались первые города. Дороги в современном понимании стали появляться с только в X-XI века.
От первых путей сообщения к автомагистралям
Кроме рек русские города связывались трактами – сухопутными направлениями. Первые дороги не имели твердого основания, как это было, например, в Древнем Риме, поэтому их расположение постоянно менялось. Все зависело от сезона, погоды и наличия бродов по пути движения.
Важным шагом к развитию дорог стало появление почтового сообщения во времена Золотой Орды, когда Русь попала в зависимость от своих восточных соседей. В княжествах стали строить ямы – почтовые станции, где содержались лошади и отдыхали путники. Кстати, слово «ям» до сих пор осталось в российской топонимике, ну а «ямщиков» мы все знаем по урокам литературы в школе.
В 1589 году был установлен стандарт ширины для проезжей части – полторы сажени или около 3-х метров. Последующее совершенствование дорожной сети пришлось на период централизации государства и развитие почтовых связей.

Во времена Петра I началось строительство первой «магистрали» – дороги, соединяющей Петербург и Москву. К слову, в том же XVIII веке в России стали брать плату за проезд. Чтобы проехать из Петербурга в Шлиссельбург или в Нарву нужно было заплатить от 3 до 24 копеек. Цена зависела от способа передвижения. Примечательно, что зимой плата не взымалась. Считалось, что под снегом дорога не портится.
Пути сообщения с долговременным твердым основанием в России появились только в XIX веке. Щебеночные покрытия проливали вручную угольным дегтем и битумом. Позже этот процесс частично механизировали. Условный асфальт был далеко не везде. В основном дороги оставались труднодоступными в межсезонье.
В конце истории Российской империи акцент делался на строительство железнодорожных магистралей. Бум строительства обычных дорог пришелся на 1930-е, когда в разных регионах СССР массово стали появляться протяженные асфальтированные участки.
Самая старая дорога Центральной России
В начале лета 2023 года археологи продолжили работу на территории Гнездовского археологического комплекса в Смоленской области. Уже через несколько месяцев все историческое сообщество облетела новость – обнаружена одна из древнейших дорог России, возраст которой составляет 1100 лет.
Гнездово находится в 12 км от Смоленска на берегу Днепра. На этом месте в IX-XI веках находилось городище. Судя по находкам, в окрестностях современного Смоленска «кипела жизнь» во времена зарождения Древнерусского государства. Здесь же проходил и знаменитый торговый путь «из Варяг в Греки».

В 2018 году археологи начали применять технологию LiDAR-сканирования местности, чтобы лучше изучить рельеф курганного комплекса.
Исследования леса показали, что погребальные сооружения вдоль грунтовой дороги, которую активно используют местные жители сегодня, выстроены параллельно. Это значит, что в древности захоронения делались возле уже существующего пути. Ранее ученые полагали, что эта дорога возникла не раньше XVII века.
Протяженность обнаруженного участка составляет 450 метров. Факт существование дороги доказывает и то, что если провести прямую линию дальше на северо-восток, то она упирается в еще одно древнее Новоселковское городище.

Справедливости ради стоит отметить, что деревянные настилы для передвижения сооружались славянами еще задолго до «эпохи викингов». Пути сообщения были и на Урале, и в районе Старой Ладоги. Отдельное место в истории занимает так называемый «Залозный путь» – маршрут между Киевом и Хазарским каганатом.
Но дорога в Гнездово уникальна тем, что она используется до сих пор. Уже сменилось два тысячелетия, а по ней до сих пор ходят люди и можно проехать на машине.
Кто знает, какие еще открытия ждут наших историков и археологов в будущем. Пожелаем им удачи!
- Андрей Карпов
- youtube.com, yandex.ru/maps
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....