
В NASA придумали, как быстро долететь до Марса
На 56-й конференции LPSC 2025 агентство NASA представило новый проект в рамках своей межпланетной стратегии Moon to Mars – миссию CHAMPS, направленную на доставку малых космических аппаратов массой до 500 кг на орбиту Марса за рекордные 14 месяцев.
Это первая разработка подобного масштаба, в которой делается ставка на коммерческую версию маломощных и экономичных ионных двигателей NGHT-1X, разработанных Northrop Grumman на базе наработок по государственным программам SSEP и SIMPLEx.
Технологическая основа проекта – электростатические двигатели с эффектом Холла, в которых тяга создается ускорением ионизированного газа в магнитном поле.
Новые двигатели сделают доставку спутников на марсианскую орбиту более быстрой. Фото: sora.chatgpt.com
NGHT-1X способен обеспечивать работу в диапазоне менее 1 кВт, что делает его идеальным для малых спутников, предназначенных для научных миссий.
Предшественник этого двигателя, H71M, успешно опробован в 2017 году и стал первым в классе SEP-установок, адаптированных под аппараты массой до 450 кг и с пропускной способностью до 140 кг топлива.
Одной из главных проблем миниатюрных межпланетных миссий всегда была зависимость от сторонних пусков: при запуске как вторичной полезной нагрузки, такие аппараты часто ограничены в выборе траектории.
В CHAMPS эту проблему решают иначе: аппарат сначала отправляется к Луне в рамках лунных логистических программ CLPS, затем использует гравитационный маневр для выхода на орбиту NRHO и ожидает оптимального выравнивания Земля-Марс.
Полет до красной планеты займет 14 месяцев и разделен на три фазы: активное маневрирование длительностью около 90 дней, инерционное движение до точки коррекции (4 месяца) и семимесячный этап точного наведения на целевую орбиту вокруг Марса.
В ближайшем будущем на орбите Марса может оказаться целая группировка следящих спутников. Фото: sora.chatgpt.com
Итоговая орбита – эллиптическая, с минимальной высотой около 15 км, что обеспечит полное покрытие экваториальной зоны всего за пять солов (марсианских дней).
Позже аппарат поднимется до ареосинхронной орбиты высотой 17000 км, откуда будет непрерывно ретранслировать данные и мониторить атмосферу и изучать климатические процессы.
Научная начинка CHAMPS включает три ключевых инструмента: мультиспектральную камеру видимого и ультрафиолетового диапазона, терморадиометр для инфракрасного анализа и спектрометр ближнего ИК-диапазона для мониторинга атмосферного состава.
Это первая разработка подобного масштаба, в которой делается ставка на коммерческую версию маломощных и экономичных ионных двигателей NGHT-1X, разработанных Northrop Grumman на базе наработок по государственным программам SSEP и SIMPLEx.
Технологическая основа проекта – электростатические двигатели с эффектом Холла, в которых тяга создается ускорением ионизированного газа в магнитном поле.

NGHT-1X способен обеспечивать работу в диапазоне менее 1 кВт, что делает его идеальным для малых спутников, предназначенных для научных миссий.
Предшественник этого двигателя, H71M, успешно опробован в 2017 году и стал первым в классе SEP-установок, адаптированных под аппараты массой до 450 кг и с пропускной способностью до 140 кг топлива.
Одной из главных проблем миниатюрных межпланетных миссий всегда была зависимость от сторонних пусков: при запуске как вторичной полезной нагрузки, такие аппараты часто ограничены в выборе траектории.
В CHAMPS эту проблему решают иначе: аппарат сначала отправляется к Луне в рамках лунных логистических программ CLPS, затем использует гравитационный маневр для выхода на орбиту NRHO и ожидает оптимального выравнивания Земля-Марс.
Полет до красной планеты займет 14 месяцев и разделен на три фазы: активное маневрирование длительностью около 90 дней, инерционное движение до точки коррекции (4 месяца) и семимесячный этап точного наведения на целевую орбиту вокруг Марса.

Итоговая орбита – эллиптическая, с минимальной высотой около 15 км, что обеспечит полное покрытие экваториальной зоны всего за пять солов (марсианских дней).
Позже аппарат поднимется до ареосинхронной орбиты высотой 17000 км, откуда будет непрерывно ретранслировать данные и мониторить атмосферу и изучать климатические процессы.
Научная начинка CHAMPS включает три ключевых инструмента: мультиспектральную камеру видимого и ультрафиолетового диапазона, терморадиометр для инфракрасного анализа и спектрометр ближнего ИК-диапазона для мониторинга атмосферного состава.
- Олег Донской
- sora.chatgpt.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....