
Первый двухцилиндровый: ИЖ-58 или просто «Юпитер-1»
История ижевских мотоциклов тянется с начала далеких 30-х годов прошлого столетия. В принципе, они не намного моложе мегапопулярной у нас чехословацкой «Явы». Вот только, в отличие от этого бренда, развитие советских средних мотоциклов происходило непросто и с переменным успехом.
Первая техника марки ИЖ носила скорее экспериментальный характер. Создаваемые модели даже не тянули на мелкосерийное производство, выпускаясь единичными экземплярами. Казалось, предприятие, как хороший музыкант, усиленно пыталось найти свою игру.
Выпуск «Иж-Юпитер-1» продолжался около пяти лет (1961-1966). Фото: youtube.com
Первым звоночком, что у них все обязательно сложится, стало появление в начале 50-х однозначной отечественной легенды ИЖ-49. Мотоцикл выпускался на протяжении почти всего десятилетия, а дожившие до сегодня экземпляры вызывают одновременно: уважение, благоговение и некоторый трепет.
Пусть не таким популярным, но уж точно не менее качественным оказалась и следующая модель – ИЖ-56. Кстати, о производительности мотоциклов того времени хорошо свидетельствует тот случай, когда к 49-му прикрепляли… небольшой плуг! И он его уверенно тянул.
На фоне зарождающейся популярности ижевских аппаратов, помноженной на рост общего спроса на мотоциклетную технику, производитель решил развиваться дальше. Если прошлые модели компоновались одноцилиндровым двухтактным двигателем рабочим объемом 350 куб. см, то у специалистов предприятия появилось желание создать аналогичную машину но уже с двухцилиндровым мотором. Так преследовались сразу несколько целей:
✅ сохранение той же рамы и других элементов
✅ увеличение ассортимента завода
✅ при том же объеме добавка мощности и производительности
Сейчас уже можно смело заявить, что задумка специалистов Ижевского завода удалась. А история двухцилиндровой линейки мотоциклов растянулась на целые пять поколений. И это еще, не считая некоторых промежуточных модификаций, опытной и спортивной техники.
Он стал довольно успешной и востребованной альтернативой одноцилиндровой «Планеты». Многие мотолюбители отдавали предпочтение именно варианту с двумя «котлами», считая их менее проблемными в эксплуатации. Например, у них не было трудностей с ранним зажиганием, которым часто страдали мотоциклы с огромным 350-кубовым цилиндром.
Впервые применен двухцилиндровый двигатель на 350 куб. см. Фото: youtube.com
Еще одним слабым местом старой техники являлась ее преимущественная ориентация на сельского пользователя. Там на бездорожье особой прыти от нее и не требовалось. Для горожанина же быстрый разгон и динамика точно не были лишними. Так и появился первый «Юпитер», совмещавший в себе:
✅ улучшенные скоростные характеристики
✅ отсутствие лишних вибраций
✅ более комфортное управление
Мотоциклу довелось в итоге стать родоначальником целой линейки двухцилиндровых моделей из Ижевска. А сама идея создания универсального аппарата среднего класса стала актуальной в середине 50-х годов. Поэтому, как вы сами понимаете, первичная цифра в обозначении техники появилась не случайно.
Ведь в качестве прототипа он еще как ИЖ-58 собран в 1957 году. А немного позже стал одним из экспонатов престижной европейской автомобильной выставки в Брюсселе. Там он получил хорошие отзывы и это убедило создателей в том, что «правильной дорогой идете, товарищи».
Простой аскетичный советский спидометр на фаре. Фото: youtube.com
Нашему потребителю, в отличие от капиталистического, особого разнообразия не требовалось. Да и о личностном самовыражении или конкуренции в отрасли никто даже и не ведал. Поэтому в почете у производителя считалась максимальная унификация всех деталей.
Так достигалась возможность сильно снизить себестоимость, увеличить тираж и избежать лишних проблем с запчастями. Не удивительно, что и новинку постарались сделать на базе уже имевшегося ИЖ-56, позаимствовав у него:
✅ раму
✅ колеса
✅ основные детали
Взаимозаменяемость дошла до такого уровня, что из 58-го можно было легко сделать подобие прошлой модели. Для замены двигателя требовались лишь элементарные навыки механика: крепления на раме остались идентичными. В серию будущий «Юпитер-1» мог отправиться еще в 1958-м. Но что-то пошло не так и массовое производство пришлось отложить до 1961 года.
Иногда с названием мотоцикла происходит откровенная путаница, поэтому давайте сразу ее устраним. На базе проектирования и подготовки к выпуску он еще оставался ИЖ-58. После начала серийного производства появилось наименование «Иж-Юпитер», которое должно было отличать от одноцилиндрового собрата, именуемого «Планетой».
Сейчас такой мотоцикл найти очень непросто. Фото: youtube.com
Кстати, первая «Планета» тоже получила почти 100%-ю унификацию с двухцилиндровой версией. Отличием являлись лишь силовой агрегат и незначительные элементы оснащения. А, возвращаясь к названию, стоит подвести черту. Его окончательный вариант «Юпитер-1» родился после того, как появилась вторая серия и стало понятно, что теперь это будет постоянная заводская линейка.
Двухцилиндровый мотоцикл, все же несколько отличавшийся от ИЖ-56 в ряде деталей, не напрасно получил хорошие отзывы европейских специалистов. Его конструкция оказалась передовой и даже в чем-то прорывной для советского мотопрома. Чего только стоит рекордная для нашего дорожного мотоцикла 60-х максимальная скорость, достигающая 110 км/ч. Не подкачали и другие характеристики:
✅ рабочий объем двигателя – 347 куб. см
✅ мощность – 18 л. с
✅ степень сжатия – 6,8
✅ глубина преодолеваемого брода – 30 см
✅ сухой вес – 160 кг
Новый для производителя тип привода получил привычное воздушное охлаждение. Ход поршня составил 58 мм, а диаметр цилиндра – 61,75 мм. Применена совместная система смазки, при которой масло добавлялось прямо в горючее в пропорции 25:1. А вот и другие показатели «Юпитера-1»:
✅ многодисковое сцепление в масляной ванне
✅ четырехступенчатая коробка переключения передач
✅ вместимость топливного бака – 18 л
✅ расход горючего – ок. 4 л/100 км при движении по шоссе
Исходя из примерных расчетов, можно заключить, что советский мотоцикл из 60-х обладал автономностью движения на уровне 400-450 км. Этому способствовали неплохой выбор карбюратора (тип К-28Ж), барабанные тормоза и легкосъемные колесные диски с прямыми спицами.
Вторая модель двухцилиндровой линейки появилась в 1965 году. Фото: youtube.com
Технику наделили трубчатой сварной рамой и пружинной телескопической вилкой с гидравлическими амортизаторами в передней подвеске. В то время как сзади применена маятниковая с похожими характеристиками. Обе шины имели размер 3,25х19, а клиренс – 135 мм. Обратим внимание и на физические параметры мотоцикла:
✅ длина – 2,115 м
✅ ширина – 0,78 м
✅ высота – 1,025 м
Мощностные показатели позволяли его эксплуатацию с боковым прицепом – коляской БП-58. При этом общий вес конструкции вырастал до 255 кг, а скорость – снижалась до 80 км/ч. Серийное производство продлилось всего лишь пять лет – уже в 1965 году появился следующий «Юпитер-2». Так что ретро-техника сегодня в цене у коллекционеров, только вот найти оригинальный мотоцикл – задача почти невыполнимая.
Первая техника марки ИЖ носила скорее экспериментальный характер. Создаваемые модели даже не тянули на мелкосерийное производство, выпускаясь единичными экземплярами. Казалось, предприятие, как хороший музыкант, усиленно пыталось найти свою игру.

Первым звоночком, что у них все обязательно сложится, стало появление в начале 50-х однозначной отечественной легенды ИЖ-49. Мотоцикл выпускался на протяжении почти всего десятилетия, а дожившие до сегодня экземпляры вызывают одновременно: уважение, благоговение и некоторый трепет.
Как ИЖ постепенно стал ведущим отечественным производителем
Пусть не таким популярным, но уж точно не менее качественным оказалась и следующая модель – ИЖ-56. Кстати, о производительности мотоциклов того времени хорошо свидетельствует тот случай, когда к 49-му прикрепляли… небольшой плуг! И он его уверенно тянул.
На фоне зарождающейся популярности ижевских аппаратов, помноженной на рост общего спроса на мотоциклетную технику, производитель решил развиваться дальше. Если прошлые модели компоновались одноцилиндровым двухтактным двигателем рабочим объемом 350 куб. см, то у специалистов предприятия появилось желание создать аналогичную машину но уже с двухцилиндровым мотором. Так преследовались сразу несколько целей:
✅ сохранение той же рамы и других элементов
✅ увеличение ассортимента завода
✅ при том же объеме добавка мощности и производительности
Сейчас уже можно смело заявить, что задумка специалистов Ижевского завода удалась. А история двухцилиндровой линейки мотоциклов растянулась на целые пять поколений. И это еще, не считая некоторых промежуточных модификаций, опытной и спортивной техники.
При создании новинки руководство предприятия шло по проторенной дорожке, дав наименование мотоциклу ИЖ-58. Но, во-первых, под таким же брендом выступало известное двухствольное ружье, а, во-вторых, с появлением линейки родилось новое название для двухцилиндровых версий – «Юпитер».
Он стал довольно успешной и востребованной альтернативой одноцилиндровой «Планеты». Многие мотолюбители отдавали предпочтение именно варианту с двумя «котлами», считая их менее проблемными в эксплуатации. Например, у них не было трудностей с ранним зажиганием, которым часто страдали мотоциклы с огромным 350-кубовым цилиндром.

Еще одним слабым местом старой техники являлась ее преимущественная ориентация на сельского пользователя. Там на бездорожье особой прыти от нее и не требовалось. Для горожанина же быстрый разгон и динамика точно не были лишними. Так и появился первый «Юпитер», совмещавший в себе:
✅ улучшенные скоростные характеристики
✅ отсутствие лишних вибраций
✅ более комфортное управление
Мотоциклу довелось в итоге стать родоначальником целой линейки двухцилиндровых моделей из Ижевска. А сама идея создания универсального аппарата среднего класса стала актуальной в середине 50-х годов. Поэтому, как вы сами понимаете, первичная цифра в обозначении техники появилась не случайно.
Даешь двухцилиндровую модель!
Ведь в качестве прототипа он еще как ИЖ-58 собран в 1957 году. А немного позже стал одним из экспонатов престижной европейской автомобильной выставки в Брюсселе. Там он получил хорошие отзывы и это убедило создателей в том, что «правильной дорогой идете, товарищи».

Нашему потребителю, в отличие от капиталистического, особого разнообразия не требовалось. Да и о личностном самовыражении или конкуренции в отрасли никто даже и не ведал. Поэтому в почете у производителя считалась максимальная унификация всех деталей.
Так достигалась возможность сильно снизить себестоимость, увеличить тираж и избежать лишних проблем с запчастями. Не удивительно, что и новинку постарались сделать на базе уже имевшегося ИЖ-56, позаимствовав у него:
✅ раму
✅ колеса
✅ основные детали
Взаимозаменяемость дошла до такого уровня, что из 58-го можно было легко сделать подобие прошлой модели. Для замены двигателя требовались лишь элементарные навыки механика: крепления на раме остались идентичными. В серию будущий «Юпитер-1» мог отправиться еще в 1958-м. Но что-то пошло не так и массовое производство пришлось отложить до 1961 года.
Иногда с названием мотоцикла происходит откровенная путаница, поэтому давайте сразу ее устраним. На базе проектирования и подготовки к выпуску он еще оставался ИЖ-58. После начала серийного производства появилось наименование «Иж-Юпитер», которое должно было отличать от одноцилиндрового собрата, именуемого «Планетой».

Кстати, первая «Планета» тоже получила почти 100%-ю унификацию с двухцилиндровой версией. Отличием являлись лишь силовой агрегат и незначительные элементы оснащения. А, возвращаясь к названию, стоит подвести черту. Его окончательный вариант «Юпитер-1» родился после того, как появилась вторая серия и стало понятно, что теперь это будет постоянная заводская линейка.
Некоторые характеристики мотоцикла
Двухцилиндровый мотоцикл, все же несколько отличавшийся от ИЖ-56 в ряде деталей, не напрасно получил хорошие отзывы европейских специалистов. Его конструкция оказалась передовой и даже в чем-то прорывной для советского мотопрома. Чего только стоит рекордная для нашего дорожного мотоцикла 60-х максимальная скорость, достигающая 110 км/ч. Не подкачали и другие характеристики:
✅ рабочий объем двигателя – 347 куб. см
✅ мощность – 18 л. с
✅ степень сжатия – 6,8
✅ глубина преодолеваемого брода – 30 см
✅ сухой вес – 160 кг
Новый для производителя тип привода получил привычное воздушное охлаждение. Ход поршня составил 58 мм, а диаметр цилиндра – 61,75 мм. Применена совместная система смазки, при которой масло добавлялось прямо в горючее в пропорции 25:1. А вот и другие показатели «Юпитера-1»:
✅ многодисковое сцепление в масляной ванне
✅ четырехступенчатая коробка переключения передач
✅ вместимость топливного бака – 18 л
✅ расход горючего – ок. 4 л/100 км при движении по шоссе
Исходя из примерных расчетов, можно заключить, что советский мотоцикл из 60-х обладал автономностью движения на уровне 400-450 км. Этому способствовали неплохой выбор карбюратора (тип К-28Ж), барабанные тормоза и легкосъемные колесные диски с прямыми спицами.

Технику наделили трубчатой сварной рамой и пружинной телескопической вилкой с гидравлическими амортизаторами в передней подвеске. В то время как сзади применена маятниковая с похожими характеристиками. Обе шины имели размер 3,25х19, а клиренс – 135 мм. Обратим внимание и на физические параметры мотоцикла:
✅ длина – 2,115 м
✅ ширина – 0,78 м
✅ высота – 1,025 м
Мощностные показатели позволяли его эксплуатацию с боковым прицепом – коляской БП-58. При этом общий вес конструкции вырастал до 255 кг, а скорость – снижалась до 80 км/ч. Серийное производство продлилось всего лишь пять лет – уже в 1965 году появился следующий «Юпитер-2». Так что ретро-техника сегодня в цене у коллекционеров, только вот найти оригинальный мотоцикл – задача почти невыполнимая.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....