Pesa Elf – электропоезд для региональных и других маршрутов
97

Pesa Elf – электропоезд для региональных и других маршрутов

Чехословацкие скоростные локомотивы от Skoda Plzen были популярны и востребованы не только в СССР. Поставлялись такие машины и в другие страны Восточной Европы. В том числе, и Польскую Народную Республику.


Но время проходит – и все меняется. Если раньше поляки чаще выступали в роли потребителей, то сейчас им и самим есть что предложить. И речь идет прежде всего о таком производителе подвижного состава как Pesa SA (Pojazdy Szynowe Pesa Bydgoszcz).

Pesa Elf – электропоезд для региональных и других маршрутовПольский электропоезд Pesa Elf вышел на европейский рынок. Фото автора

Он начинал свою деятельность в 50-х годах прошлого столетия как скромная мастерская по ремонту подвижного состава из Быдгоща. Но трансформация политической системы спустя четыре десятилетия пошла ему на пользу. В новом веке компания смогла сотрудничать не только на внутреннем рынке, но и заключить выгодные контракты с Венгрией, Германией и Казахстаном на поставку:

✅ трамваев
✅ электропоездов
✅ дизельных составов

О высоких возможностях производителя может прекрасно свидетельствовать такой контракт, как поставка с 2009 года 186 трамваев для Варшавы. Это составило около 40% всего столичного парка и вылилось в сумму, эквивалентную 460 млн долларов США. Но договор с немцами об изготовлении 470 дизель-поездов (2012 год, 1,5 млрд долларов) превзошел предыдущее достижение.

Если надо – поможем и чехам


Думаю, все вышесказанное прекрасно убеждает нас, что мы имеем дело с успешной и динамично развивающейся компанией. И сфера производства многовагонных электрических поездов также ею успешно осваивается. Интересно, что даже соседняя Чехия, имеющая собственную прекрасно развитую отрасль, не прочь купить надежный польский поезд.

Pesa Elf, представленный в рамках выставки InnoTrans 2010 года, стал предложением компании для пригородных и региональных перевозок. Он основывался на прежних моделях ED59 и ED74, имея высоту платформы 55 см.


Но производитель решил не сосредотачиваться лишь на поставках составов для нужд внутреннего рынка. Поэтому специалисты компании в ближайшее время расширили заводскую линейку. Вот как происходило ее развитие:

✅ Pesa Elf – 2010 год
✅ Elf 2 с новым дизайном – 2016 год
✅ Elf.Eu – 2019 год

Последний вариант – это многосистемная версия, ориентированная на рынки ЕС. Таким образом поляки ясно указали свой вектор развития, предполагая прежде всего соседние Германию и Чехию. И это неудивительно, хотя обе упомянутые страны имеют прекрасно функционирующую отрасль локомотивостроения. Просто польская продукция элементарно дешевле. А в качестве исполнения ничем не уступает.

Комфортабельные сиденья в салоне. Фото автора

Поэтому уже в 2022-м Pesa Bydgoszcz основательно нацелились на чешский рынок. К концу года началось испытание новых агрегатов будущей серии 847 для Чешских железных дорог. Эксплуатирующая компания переименовала Pesa Elf в Regio 160.

Новые транспортные средства проходили тщательные предварительные проверки на полигоне Железнодорожного института в Жмигруде. Их целью стало установление ряда элементов для необходимой омологации конструкции. Упор делался на:

✅ ходовые и эксплуатационные качества техники
✅ двигатель
✅ тормозную систему

Уже в январе 2023 года польские составы отправились на основную часть испытаний (полигон VUZ). Они завершились к декабрю, после чего техника поступила в тестовую эксплуатацию. Хотя производство проходило с полугодовой задержкой, чешская сторона заключила рамочное соглашение с Pesa на будущую поставку сразу 160 поездов Elf.

Постепенное распространение по регионам


Первые 66 единиц обошлись CD в 5,6 млрд крон (21,15 млрд рублей). Подразделение также получило награду Good Design 2022 от Института дизайна. Новые поезда намерены эксплуатировать в Праге и Среднечешском крае (с цветовой схемой PID), а также в районе Пльзени и Устецком крае.

Кабину машиниста оборудовали современным оснащением. Фото автора

Последние получили возможность прокатиться на новом Pesa Elf.Eu, разработанном для перевозчика RegioJet, уже в конце 2022 года, став одними из первых эксплуатантов. Их готовность к использованию подтвердил руководитель Железнодорожного научно-исследовательского института (VUZ) Мартин Бельчик. Состав вышел на коридор Бенешов – Ольбрамовице.

Технические специалисты VUZ в ходе тестовой эксплуатации проводили ходовые испытания поезда. Они являлись частью процесса утверждения, следующего после успешного базового набора проверок на полигоне Черненице около Велима.

После тестового заезда без пассажиров и с первыми клиентами на борту польский поезд Pesa Elf приступил к штатной эксплуатации согласно расписанию. В район Усти-над-Лабем поступило семь двухсистемных электрических агрегатов. Регион Пльзень решил приобрести десять таких составов. Вот их основные характеристики:

✅ количество сидячих мест – 140 (154 – при условии, что все они второго класса)
✅ максимальная скорость – 160 км/ч (опционально – 190)
✅ в салоне – современные кондиционеры

Также внутреннее пространство оборудовано Wi-Fi и розетками для зарядки личных гаджетов путешествующих. Предусмотрено оснащение системой ETCS. Несмотря на то, что начальные сроки производства сильно пострадали из-за пандемии коронавируса, в 2023 году польские поезда были введены в эксплуатацию во всех трех чешских регионах. RegioJet инвестировала в проект около полумиллиарда крон.

Характеристики и возможности рельсовой техники


Pesa Elf.Eu является многоцелевым пассажирским составом. Он создан на основе опыта и инноваций, примененных производителем. Это сделало его способным подстраиваться под потребности конкретной эксплуатирующей компании.

В случае столкновения сцепка примет на себя первый удар. Фото автора

Его модульная структура может организовать внутреннее пространство в зависимости от условий использования. Предусмотрены места для самых разных категорий:

✅ детей
✅ крупногабаритного багажа
✅ перевозки велосипедов

Возможны также установка барного уголка, торговых или билетных автоматов. Не оставлена в стороне и забота о безопасности пассажиров и персонала транспортного средства. С этой целью кабина машиниста получила специальную конструкцию и элементы, призванные минимизировать последствия возможного столкновения с другой техникой или иными препятствиями.

Ее усиленный каркас изготовлен из стали высочайшего качества, что служит гарантией безопасности машиниста и другого обслуживающего персонала. В случае столкновения сила удара частично поглотится сцепкой, а основную роль выполнят поглотители энергии и блок алюминиевых элементов специальной формы. А установленный под кабиной скребок предотвращает попадание под колеса поезда посторонних предметов.

Для входа в салон имеются автоматические двери. Фото автора

Все составы Pesa Elf.Eu соответствуют стандарту EN 15227 при любом из четырех сценариев возможного столкновения. В рассматриваемую категорию включаются: транспортные средства того же веса, грузовые вагоны, легковые автомобили или грузовики. А теперь нам осталось лишь рассмотреть физические параметры техники:

✅ общая длина – 42,65/140,5 метров (в зависимости от составности)
✅ ширина – 2,88 м
✅ высота – 4,3 м
✅ высота пола – 76-80 см

Все поезда Pesa Elf.Eu рассчитаны для эксплуатации на магистралях с европейской шириной колеи 1435 мм. Мощность установленных двигателей варьируется от 1600 до 4000 кВт. На сегодняшний день польской компанией построено уже 126 составов.
А вам понравился электропоезд Pesa Elf?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6

Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....