
Pesa Elf – электропоезд для региональных и других маршрутов
Чехословацкие скоростные локомотивы от Skoda Plzen были популярны и востребованы не только в СССР. Поставлялись такие машины и в другие страны Восточной Европы. В том числе, и Польскую Народную Республику.
Но время проходит – и все меняется. Если раньше поляки чаще выступали в роли потребителей, то сейчас им и самим есть что предложить. И речь идет прежде всего о таком производителе подвижного состава как Pesa SA (Pojazdy Szynowe Pesa Bydgoszcz).
Польский электропоезд Pesa Elf вышел на европейский рынок. Фото автора
Он начинал свою деятельность в 50-х годах прошлого столетия как скромная мастерская по ремонту подвижного состава из Быдгоща. Но трансформация политической системы спустя четыре десятилетия пошла ему на пользу. В новом веке компания смогла сотрудничать не только на внутреннем рынке, но и заключить выгодные контракты с Венгрией, Германией и Казахстаном на поставку:
✅ трамваев
✅ электропоездов
✅ дизельных составов
О высоких возможностях производителя может прекрасно свидетельствовать такой контракт, как поставка с 2009 года 186 трамваев для Варшавы. Это составило около 40% всего столичного парка и вылилось в сумму, эквивалентную 460 млн долларов США. Но договор с немцами об изготовлении 470 дизель-поездов (2012 год, 1,5 млрд долларов) превзошел предыдущее достижение.
Думаю, все вышесказанное прекрасно убеждает нас, что мы имеем дело с успешной и динамично развивающейся компанией. И сфера производства многовагонных электрических поездов также ею успешно осваивается. Интересно, что даже соседняя Чехия, имеющая собственную прекрасно развитую отрасль, не прочь купить надежный польский поезд.
Но производитель решил не сосредотачиваться лишь на поставках составов для нужд внутреннего рынка. Поэтому специалисты компании в ближайшее время расширили заводскую линейку. Вот как происходило ее развитие:
✅ Pesa Elf – 2010 год
✅ Elf 2 с новым дизайном – 2016 год
✅ Elf.Eu – 2019 год
Последний вариант – это многосистемная версия, ориентированная на рынки ЕС. Таким образом поляки ясно указали свой вектор развития, предполагая прежде всего соседние Германию и Чехию. И это неудивительно, хотя обе упомянутые страны имеют прекрасно функционирующую отрасль локомотивостроения. Просто польская продукция элементарно дешевле. А в качестве исполнения ничем не уступает.
Комфортабельные сиденья в салоне. Фото автора
Поэтому уже в 2022-м Pesa Bydgoszcz основательно нацелились на чешский рынок. К концу года началось испытание новых агрегатов будущей серии 847 для Чешских железных дорог. Эксплуатирующая компания переименовала Pesa Elf в Regio 160.
Новые транспортные средства проходили тщательные предварительные проверки на полигоне Железнодорожного института в Жмигруде. Их целью стало установление ряда элементов для необходимой омологации конструкции. Упор делался на:
✅ ходовые и эксплуатационные качества техники
✅ двигатель
✅ тормозную систему
Уже в январе 2023 года польские составы отправились на основную часть испытаний (полигон VUZ). Они завершились к декабрю, после чего техника поступила в тестовую эксплуатацию. Хотя производство проходило с полугодовой задержкой, чешская сторона заключила рамочное соглашение с Pesa на будущую поставку сразу 160 поездов Elf.
Первые 66 единиц обошлись CD в 5,6 млрд крон (21,15 млрд рублей). Подразделение также получило награду Good Design 2022 от Института дизайна. Новые поезда намерены эксплуатировать в Праге и Среднечешском крае (с цветовой схемой PID), а также в районе Пльзени и Устецком крае.
Кабину машиниста оборудовали современным оснащением. Фото автора
Последние получили возможность прокатиться на новом Pesa Elf.Eu, разработанном для перевозчика RegioJet, уже в конце 2022 года, став одними из первых эксплуатантов. Их готовность к использованию подтвердил руководитель Железнодорожного научно-исследовательского института (VUZ) Мартин Бельчик. Состав вышел на коридор Бенешов – Ольбрамовице.
Технические специалисты VUZ в ходе тестовой эксплуатации проводили ходовые испытания поезда. Они являлись частью процесса утверждения, следующего после успешного базового набора проверок на полигоне Черненице около Велима.
После тестового заезда без пассажиров и с первыми клиентами на борту польский поезд Pesa Elf приступил к штатной эксплуатации согласно расписанию. В район Усти-над-Лабем поступило семь двухсистемных электрических агрегатов. Регион Пльзень решил приобрести десять таких составов. Вот их основные характеристики:
✅ количество сидячих мест – 140 (154 – при условии, что все они второго класса)
✅ максимальная скорость – 160 км/ч (опционально – 190)
✅ в салоне – современные кондиционеры
Также внутреннее пространство оборудовано Wi-Fi и розетками для зарядки личных гаджетов путешествующих. Предусмотрено оснащение системой ETCS. Несмотря на то, что начальные сроки производства сильно пострадали из-за пандемии коронавируса, в 2023 году польские поезда были введены в эксплуатацию во всех трех чешских регионах. RegioJet инвестировала в проект около полумиллиарда крон.
Pesa Elf.Eu является многоцелевым пассажирским составом. Он создан на основе опыта и инноваций, примененных производителем. Это сделало его способным подстраиваться под потребности конкретной эксплуатирующей компании.
В случае столкновения сцепка примет на себя первый удар. Фото автора
Его модульная структура может организовать внутреннее пространство в зависимости от условий использования. Предусмотрены места для самых разных категорий:
✅ детей
✅ крупногабаритного багажа
✅ перевозки велосипедов
Возможны также установка барного уголка, торговых или билетных автоматов. Не оставлена в стороне и забота о безопасности пассажиров и персонала транспортного средства. С этой целью кабина машиниста получила специальную конструкцию и элементы, призванные минимизировать последствия возможного столкновения с другой техникой или иными препятствиями.
Ее усиленный каркас изготовлен из стали высочайшего качества, что служит гарантией безопасности машиниста и другого обслуживающего персонала. В случае столкновения сила удара частично поглотится сцепкой, а основную роль выполнят поглотители энергии и блок алюминиевых элементов специальной формы. А установленный под кабиной скребок предотвращает попадание под колеса поезда посторонних предметов.
Для входа в салон имеются автоматические двери. Фото автора
Все составы Pesa Elf.Eu соответствуют стандарту EN 15227 при любом из четырех сценариев возможного столкновения. В рассматриваемую категорию включаются: транспортные средства того же веса, грузовые вагоны, легковые автомобили или грузовики. А теперь нам осталось лишь рассмотреть физические параметры техники:
✅ общая длина – 42,65/140,5 метров (в зависимости от составности)
✅ ширина – 2,88 м
✅ высота – 4,3 м
✅ высота пола – 76-80 см
Все поезда Pesa Elf.Eu рассчитаны для эксплуатации на магистралях с европейской шириной колеи 1435 мм. Мощность установленных двигателей варьируется от 1600 до 4000 кВт. На сегодняшний день польской компанией построено уже 126 составов.
Но время проходит – и все меняется. Если раньше поляки чаще выступали в роли потребителей, то сейчас им и самим есть что предложить. И речь идет прежде всего о таком производителе подвижного состава как Pesa SA (Pojazdy Szynowe Pesa Bydgoszcz).

Он начинал свою деятельность в 50-х годах прошлого столетия как скромная мастерская по ремонту подвижного состава из Быдгоща. Но трансформация политической системы спустя четыре десятилетия пошла ему на пользу. В новом веке компания смогла сотрудничать не только на внутреннем рынке, но и заключить выгодные контракты с Венгрией, Германией и Казахстаном на поставку:
✅ трамваев
✅ электропоездов
✅ дизельных составов
О высоких возможностях производителя может прекрасно свидетельствовать такой контракт, как поставка с 2009 года 186 трамваев для Варшавы. Это составило около 40% всего столичного парка и вылилось в сумму, эквивалентную 460 млн долларов США. Но договор с немцами об изготовлении 470 дизель-поездов (2012 год, 1,5 млрд долларов) превзошел предыдущее достижение.
Если надо – поможем и чехам
Думаю, все вышесказанное прекрасно убеждает нас, что мы имеем дело с успешной и динамично развивающейся компанией. И сфера производства многовагонных электрических поездов также ею успешно осваивается. Интересно, что даже соседняя Чехия, имеющая собственную прекрасно развитую отрасль, не прочь купить надежный польский поезд.
Pesa Elf, представленный в рамках выставки InnoTrans 2010 года, стал предложением компании для пригородных и региональных перевозок. Он основывался на прежних моделях ED59 и ED74, имея высоту платформы 55 см.
Но производитель решил не сосредотачиваться лишь на поставках составов для нужд внутреннего рынка. Поэтому специалисты компании в ближайшее время расширили заводскую линейку. Вот как происходило ее развитие:
✅ Pesa Elf – 2010 год
✅ Elf 2 с новым дизайном – 2016 год
✅ Elf.Eu – 2019 год
Последний вариант – это многосистемная версия, ориентированная на рынки ЕС. Таким образом поляки ясно указали свой вектор развития, предполагая прежде всего соседние Германию и Чехию. И это неудивительно, хотя обе упомянутые страны имеют прекрасно функционирующую отрасль локомотивостроения. Просто польская продукция элементарно дешевле. А в качестве исполнения ничем не уступает.

Поэтому уже в 2022-м Pesa Bydgoszcz основательно нацелились на чешский рынок. К концу года началось испытание новых агрегатов будущей серии 847 для Чешских железных дорог. Эксплуатирующая компания переименовала Pesa Elf в Regio 160.
Новые транспортные средства проходили тщательные предварительные проверки на полигоне Железнодорожного института в Жмигруде. Их целью стало установление ряда элементов для необходимой омологации конструкции. Упор делался на:
✅ ходовые и эксплуатационные качества техники
✅ двигатель
✅ тормозную систему
Уже в январе 2023 года польские составы отправились на основную часть испытаний (полигон VUZ). Они завершились к декабрю, после чего техника поступила в тестовую эксплуатацию. Хотя производство проходило с полугодовой задержкой, чешская сторона заключила рамочное соглашение с Pesa на будущую поставку сразу 160 поездов Elf.
Постепенное распространение по регионам
Первые 66 единиц обошлись CD в 5,6 млрд крон (21,15 млрд рублей). Подразделение также получило награду Good Design 2022 от Института дизайна. Новые поезда намерены эксплуатировать в Праге и Среднечешском крае (с цветовой схемой PID), а также в районе Пльзени и Устецком крае.

Последние получили возможность прокатиться на новом Pesa Elf.Eu, разработанном для перевозчика RegioJet, уже в конце 2022 года, став одними из первых эксплуатантов. Их готовность к использованию подтвердил руководитель Железнодорожного научно-исследовательского института (VUZ) Мартин Бельчик. Состав вышел на коридор Бенешов – Ольбрамовице.
Технические специалисты VUZ в ходе тестовой эксплуатации проводили ходовые испытания поезда. Они являлись частью процесса утверждения, следующего после успешного базового набора проверок на полигоне Черненице около Велима.
После тестового заезда без пассажиров и с первыми клиентами на борту польский поезд Pesa Elf приступил к штатной эксплуатации согласно расписанию. В район Усти-над-Лабем поступило семь двухсистемных электрических агрегатов. Регион Пльзень решил приобрести десять таких составов. Вот их основные характеристики:
✅ количество сидячих мест – 140 (154 – при условии, что все они второго класса)
✅ максимальная скорость – 160 км/ч (опционально – 190)
✅ в салоне – современные кондиционеры
Также внутреннее пространство оборудовано Wi-Fi и розетками для зарядки личных гаджетов путешествующих. Предусмотрено оснащение системой ETCS. Несмотря на то, что начальные сроки производства сильно пострадали из-за пандемии коронавируса, в 2023 году польские поезда были введены в эксплуатацию во всех трех чешских регионах. RegioJet инвестировала в проект около полумиллиарда крон.
Характеристики и возможности рельсовой техники
Pesa Elf.Eu является многоцелевым пассажирским составом. Он создан на основе опыта и инноваций, примененных производителем. Это сделало его способным подстраиваться под потребности конкретной эксплуатирующей компании.

Его модульная структура может организовать внутреннее пространство в зависимости от условий использования. Предусмотрены места для самых разных категорий:
✅ детей
✅ крупногабаритного багажа
✅ перевозки велосипедов
Возможны также установка барного уголка, торговых или билетных автоматов. Не оставлена в стороне и забота о безопасности пассажиров и персонала транспортного средства. С этой целью кабина машиниста получила специальную конструкцию и элементы, призванные минимизировать последствия возможного столкновения с другой техникой или иными препятствиями.
Ее усиленный каркас изготовлен из стали высочайшего качества, что служит гарантией безопасности машиниста и другого обслуживающего персонала. В случае столкновения сила удара частично поглотится сцепкой, а основную роль выполнят поглотители энергии и блок алюминиевых элементов специальной формы. А установленный под кабиной скребок предотвращает попадание под колеса поезда посторонних предметов.

Все составы Pesa Elf.Eu соответствуют стандарту EN 15227 при любом из четырех сценариев возможного столкновения. В рассматриваемую категорию включаются: транспортные средства того же веса, грузовые вагоны, легковые автомобили или грузовики. А теперь нам осталось лишь рассмотреть физические параметры техники:
✅ общая длина – 42,65/140,5 метров (в зависимости от составности)
✅ ширина – 2,88 м
✅ высота – 4,3 м
✅ высота пола – 76-80 см
Все поезда Pesa Elf.Eu рассчитаны для эксплуатации на магистралях с европейской шириной колеи 1435 мм. Мощность установленных двигателей варьируется от 1600 до 4000 кВт. На сегодняшний день польской компанией построено уже 126 составов.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас