
Проблемы и перспективы скоростных железных дорог России
Россия – страна больших расстояний. Порой, чтобы доехать от одного населенного пункта к другому нужно потратить десятки часов. Это усложняет логистику, приводит к удорожанию перевозок и сказывается на цене билетов. В последние годы правительство и крупный бизнес вкладываются в развитие автодорожной сети. Скоростные магистрали появились в серверном и южном направлениях от Москвы, сейчас строится трасса М-12 «Восток».
Кроме этого, в России активно развиваются железные дороги. Появляется новый и современный подвижной состав, модернизируют уже существующие и строят перспективные пути сообщения. Однако, несмотря на острую необходимость, в России до сих пор нет ни одной полноценной высокоскоростной магистрали.
Еще в 1960-е советские инженеры стали говорить о возможном появлении первых железных дорог, где скорость движения могла бы достигать 200 км/ч. Уже тогда стало понятно, что использовать построенные пути сообщения не получится, поскольку уже существующий на тот момент трафик невозможно «разогнать» до необходимых значений. Отсутствовала инфраструктура.
Первой высокоскоростной магистралью должна была стать железная дорога «Москва – Юг» протяженностью 1500-2000 км. Предполагалось, что по ней будут ходить составы, ведомые электропоездами ЭР200, которые как раз и могли разгоняться до 180-200 км/ч. На Рижском вагоностроительным заводом даже построили два первых образца.
Скоростной электропоезд ЭР200. Фото: YouTube.com
Уже в конце 80-х в Министерстве путей сообщения проектировали магистрали с расчетной скоростью движения в 300-350 км/ч. Тогда рассматривали два направления «Москва – Крым» и «Москва – Ленинград». Но ни один из этих проектов не удалось реализовать из-за экономических проблем в стране. Последующий распад СССР и вовсе перечеркнул эти планы. Хотя в 90 все-таки еще говорили о перспективах ВСМ между Санкт-Петербургом и Москвой.
В 2005 году между РЖД и немецкой компанией «Siemens» был заключен договор о производстве 60 скоростных электропоездов для эксплуатации в России. За основу хотели взять модель «Intercity-Express», которая на тот момент уже активно использовалась на железных дорогах Германии и обслуживала до 60% пассажиропотока. Но при последующих переговорах стороны остановились всего лишь на закупке восьми высокоскоростных поездов «Velaro».
«Сапсан» на Ленинградском вокзале в Москве. Фото: YouTube.com
В России эта модель получила название «Сапсан». Первые испытания в российских условиях состоялись в 2009 году. Тогда на участке «Москва – Санкт-Петербург» поезд развил рекордную для нашей страны скорость в 290 км/ч. В том же году началось регулярное сообщение между двумя столицами.
Но стоит отметить, что из-за загруженности железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом, скорость «Сапсана» ограничена 250 км/ч. На некоторых участках поезд и вовсе замедляется до 160 км/ч. Все дело в пригородном железнодорожном сообщении, пассажирских и товарных поездах, которые также используют этот путь.
Да, компании РЖД и другим операторам удалось выработать эффективный график движения разных типов составов. Но тот же «Сапсан» технически мог бы доезжать из Москвы в Санкт-Петербург за 2-2,5 часа вместо нынешних 4-х, если бы поезд двигался по отдельным путям.
Электропоезд пригородного сообщения «Ласточка». Фото: YouTube.com
В 2014 году «Сапсаны» стали доезжать и до Нижнего Новгорода, но на Горьковской железной дороге ситуация не лучше, чем на Октябрьской. Все тот же плотный трафик и высокая нагрузка на инфраструктуру.
О строительстве высокоскоростных магистралей в России говорят с 2000-х. Рисовали презентации, в РЖД создавали специальные проектные подразделения. В 2010-м президент даже подписал указ о мерах по организации ВСМ.
В 2018 году должны были начать строительство магистрали «Москва – Казань» с ограничением скорости 400 км/ч. Однако работы так и не начались из-за недостаточного потенциального пассажиропотока. К тому же, не нашлось оптимальной формы финансирования проекта.
Параллельно с этим уже велось возведение автомобильной трассы М-12 «Восток», о которой мы писали в отдельной статье. Поэтому экономическая целесообразность ВСМ «Москва – Казань» ставилась под сомнение разными экспертами отрасли.
Модель вагона поезда «Белый кречет». Фото: YouTube.com
Также говорили и о проекте скоростной магистрали между Екатеринбургом и Челябинском. Это крупные промышленные центры Урала с большим экономическим потенциалом. Протяженность ВСМ должна составить 218 км, а скорость движения – 300 км/ч.
Часто в СМИ появляется информация и о ВСМ «Москва – Адлер». Эксперты полагают, что такая магистраль может решить проблему пассажирского сообщения между центральными и южными регионами страны. Действительно, в летние месяцы наблюдается нехватка билетов на самолеты и поезда, а на дорогах нередко скапливаются многокилометровые пробки. Но о каких-то конкретных сроках реализации проекта ВСМ «Москва – Адлер» речи пока не идет.
В 2024 году был дан старт проекту ВСМ «Москва – Санкт-Петербург». Впервые в истории России от планов и намерений по строительству скоростной железной дороги перешли к конкретным практическим действиям.
Важно, что под задачи этого маршрута возводится новая магистраль со всей соответствующей инфраструктурой. Ожидается, что время в пути между столицами составит 2 часа 15 минут. Дата окончания реализации проекта – 2028 год. Ожидается, что к 2030 году пассажиропоток по новой ВСМ составит 23 млн человек в год.
Для нужд новой магистрали на заводе «Уральские локомотивы» уже разрабатывается новый поезд «Белый кречет». Всего к 2028 году должны построить 28 высокоскоростных составов по 8 вагонов. В «Белых кречетах» будет предусмотрено 4 класса комфорта. Возможно, что в первое время по новой ветке будут курсировать и «Сапсаны».
Интереьер вагона поезда «Белый кречет». Фото: YouTube.com
В Москве уже несколько лет ведется модернизация инфраструктуры для новой ВСМ. Развиваются три остановочных пункта – «Рижская», «Петровско-Разумовская» и «Крюково». Станции будут интегрированы с другими системами городского транспорта – с метро, МЦД и автобусами. Летом 2024 года через канал им. Москвы возле Химок построили новый железнодорожный мост для будущей магистрали.
В ближайшее время ожидается начало работ и в Санкт-Петербурге. Но там проект осложняется плотной городской застройкой и объектами исторического наследия. Инженерам придется решить массу проблем, связанных с интеграцией ВСМ и уже существующих путей сообщения.
Планируются остановки в Твери, на Валдае и в Великом Новгороде. Однако вопросы с расположением станций еще на стадии обсуждения. Например, власти Твери прорабатывают два сценария – модернизировать существующую инфраструктуру или все же вынести остановку за городскую черту.
ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» на карте. Фото: YouTube.com
Общая стоимость магистрали оценивается в 2,3 трлн рублей. Грандиозная сумма, которую будут собирать из федерального и регионального бюджета субъектов. Предполагаются инвестиции РЖД и других крупных компаний. Не обойтись и без государственных облигаций.
Будем надеяться, что проект ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» удастся реализовать в ближайшие годы. Эта магистраль повысит связность двух столиц и позволит активнее развивать деловые связи и туризм. Возможно, что успех первой ВСМ России подтолкнет правительство и бизнес к строительству аналогичных путей сообщения и на других направлениях.
Кроме этого, в России активно развиваются железные дороги. Появляется новый и современный подвижной состав, модернизируют уже существующие и строят перспективные пути сообщения. Однако, несмотря на острую необходимость, в России до сих пор нет ни одной полноценной высокоскоростной магистрали.
Первые проекты ВСМ в СССР
Еще в 1960-е советские инженеры стали говорить о возможном появлении первых железных дорог, где скорость движения могла бы достигать 200 км/ч. Уже тогда стало понятно, что использовать построенные пути сообщения не получится, поскольку уже существующий на тот момент трафик невозможно «разогнать» до необходимых значений. Отсутствовала инфраструктура.
Первой высокоскоростной магистралью должна была стать железная дорога «Москва – Юг» протяженностью 1500-2000 км. Предполагалось, что по ней будут ходить составы, ведомые электропоездами ЭР200, которые как раз и могли разгоняться до 180-200 км/ч. На Рижском вагоностроительным заводом даже построили два первых образца.

Уже в конце 80-х в Министерстве путей сообщения проектировали магистрали с расчетной скоростью движения в 300-350 км/ч. Тогда рассматривали два направления «Москва – Крым» и «Москва – Ленинград». Но ни один из этих проектов не удалось реализовать из-за экономических проблем в стране. Последующий распад СССР и вовсе перечеркнул эти планы. Хотя в 90 все-таки еще говорили о перспективах ВСМ между Санкт-Петербургом и Москвой.
Эпоха «Сапсанов»
В 2005 году между РЖД и немецкой компанией «Siemens» был заключен договор о производстве 60 скоростных электропоездов для эксплуатации в России. За основу хотели взять модель «Intercity-Express», которая на тот момент уже активно использовалась на железных дорогах Германии и обслуживала до 60% пассажиропотока. Но при последующих переговорах стороны остановились всего лишь на закупке восьми высокоскоростных поездов «Velaro».

В России эта модель получила название «Сапсан». Первые испытания в российских условиях состоялись в 2009 году. Тогда на участке «Москва – Санкт-Петербург» поезд развил рекордную для нашей страны скорость в 290 км/ч. В том же году началось регулярное сообщение между двумя столицами.
Но стоит отметить, что из-за загруженности железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом, скорость «Сапсана» ограничена 250 км/ч. На некоторых участках поезд и вовсе замедляется до 160 км/ч. Все дело в пригородном железнодорожном сообщении, пассажирских и товарных поездах, которые также используют этот путь.
Да, компании РЖД и другим операторам удалось выработать эффективный график движения разных типов составов. Но тот же «Сапсан» технически мог бы доезжать из Москвы в Санкт-Петербург за 2-2,5 часа вместо нынешних 4-х, если бы поезд двигался по отдельным путям.

В 2014 году «Сапсаны» стали доезжать и до Нижнего Новгорода, но на Горьковской железной дороге ситуация не лучше, чем на Октябрьской. Все тот же плотный трафик и высокая нагрузка на инфраструктуру.
Проекты ВСМ в современной России
О строительстве высокоскоростных магистралей в России говорят с 2000-х. Рисовали презентации, в РЖД создавали специальные проектные подразделения. В 2010-м президент даже подписал указ о мерах по организации ВСМ.
В 2018 году должны были начать строительство магистрали «Москва – Казань» с ограничением скорости 400 км/ч. Однако работы так и не начались из-за недостаточного потенциального пассажиропотока. К тому же, не нашлось оптимальной формы финансирования проекта.
Параллельно с этим уже велось возведение автомобильной трассы М-12 «Восток», о которой мы писали в отдельной статье. Поэтому экономическая целесообразность ВСМ «Москва – Казань» ставилась под сомнение разными экспертами отрасли.

Также говорили и о проекте скоростной магистрали между Екатеринбургом и Челябинском. Это крупные промышленные центры Урала с большим экономическим потенциалом. Протяженность ВСМ должна составить 218 км, а скорость движения – 300 км/ч.
Часто в СМИ появляется информация и о ВСМ «Москва – Адлер». Эксперты полагают, что такая магистраль может решить проблему пассажирского сообщения между центральными и южными регионами страны. Действительно, в летние месяцы наблюдается нехватка билетов на самолеты и поезда, а на дорогах нередко скапливаются многокилометровые пробки. Но о каких-то конкретных сроках реализации проекта ВСМ «Москва – Адлер» речи пока не идет.
От Москвы до Питера за 2 часа
В 2024 году был дан старт проекту ВСМ «Москва – Санкт-Петербург». Впервые в истории России от планов и намерений по строительству скоростной железной дороги перешли к конкретным практическим действиям.
Важно, что под задачи этого маршрута возводится новая магистраль со всей соответствующей инфраструктурой. Ожидается, что время в пути между столицами составит 2 часа 15 минут. Дата окончания реализации проекта – 2028 год. Ожидается, что к 2030 году пассажиропоток по новой ВСМ составит 23 млн человек в год.
Для нужд новой магистрали на заводе «Уральские локомотивы» уже разрабатывается новый поезд «Белый кречет». Всего к 2028 году должны построить 28 высокоскоростных составов по 8 вагонов. В «Белых кречетах» будет предусмотрено 4 класса комфорта. Возможно, что в первое время по новой ветке будут курсировать и «Сапсаны».

В Москве уже несколько лет ведется модернизация инфраструктуры для новой ВСМ. Развиваются три остановочных пункта – «Рижская», «Петровско-Разумовская» и «Крюково». Станции будут интегрированы с другими системами городского транспорта – с метро, МЦД и автобусами. Летом 2024 года через канал им. Москвы возле Химок построили новый железнодорожный мост для будущей магистрали.
В ближайшее время ожидается начало работ и в Санкт-Петербурге. Но там проект осложняется плотной городской застройкой и объектами исторического наследия. Инженерам придется решить массу проблем, связанных с интеграцией ВСМ и уже существующих путей сообщения.
Планируются остановки в Твери, на Валдае и в Великом Новгороде. Однако вопросы с расположением станций еще на стадии обсуждения. Например, власти Твери прорабатывают два сценария – модернизировать существующую инфраструктуру или все же вынести остановку за городскую черту.

Общая стоимость магистрали оценивается в 2,3 трлн рублей. Грандиозная сумма, которую будут собирать из федерального и регионального бюджета субъектов. Предполагаются инвестиции РЖД и других крупных компаний. Не обойтись и без государственных облигаций.
Будем надеяться, что проект ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» удастся реализовать в ближайшие годы. Эта магистраль повысит связность двух столиц и позволит активнее развивать деловые связи и туризм. Возможно, что успех первой ВСМ России подтолкнет правительство и бизнес к строительству аналогичных путей сообщения и на других направлениях.
- Андрей Карпов
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....