
На российских самолетах появится отечественный спутниковый Wi-Fi
Российская аэрокосмическая компания «Бюро 1440» начала разработку Wi-Fi-терминалов для установки на борту отечественных пассажирских самолетов.
В числе первых моделей, которые получат возможность раздачи спутникового интернета пассажира в полете – SJ-100, МС-21 и Ту-214.
О начале работ сообщил генеральный директор «Икс холдинга» Алексей Шелобков в рамках форума «Телеком 2025».
По его словам, производители всех трех типов самолетов уже направили в компанию детальные технические требования к приемо-передающему оборудованию, включая форм-фактор, энергопотребление, стандарты сертификации и ожидаемую пропускную способность.
Российский спутниковый интернет позволит еще глубже локализовать отечественные лайнеры. Фото: youtube.com
Особое внимание уделяется соблюдению авиационных норм, включая Федеральные авиационные правила, что предполагает проведение глубоких инженерных доработок и сертификации.
В «Бюро 1440» подчеркнули, что объем требований обширен и охватывает как физические параметры (размеры, масса, крепежные элементы), так и сетевые (объем трафика, покрытие, количество подключений).
В отличие от решений, основанных на геостационарных спутниках, российское оборудование будет оптимизировано по массогабаритным характеристикам и интегрировано в архитектуру воздушного судна с учетом отечественной спутниковой группировки.
Разработка ведется на базе существующих решений компании, но адаптируется под условия высотного полета и вибрационные нагрузки, характерные для авиации.
В ОАК подтвердили сотрудничество с «Бюро 1440» и отметили важность создания российского канала передачи данных для бортовых нужд, так как оно повышает уровень комфорта пассажиров и укрепляет независимость в условиях ограниченного импорта иностранной электроники.
Еще несколько лет, и в России будут почти полностью импортозамещенные лайнеры. Фото: youtube.com
Сроки внедрения будут зависеть от темпов сертификации и появления новых моделей самолетов. С учетом инерционности авиационной отрасли и жестких требований безопасности, горизонтом начала полноценной эксплуатации Wi-Fi на российских лайнерах он считает 2029-2030 годы.
Авиакомпания Red Wings, которая готовится к международной эксплуатации самолетов Ту-214 и Ту-204, проявила интерес к интеграции новой системы связи.
Это говорит о коммерческой востребованности технологии не только в рамках новых поставок, но и в сегменте модернизации действующего парка авиалайнеров.
В любом случае, запуск проекта по созданию отечественного Wi-Fi-оборудования для гражданских самолетов знаменует собой начало новой эры цифровизации российской авиации.
В числе первых моделей, которые получат возможность раздачи спутникового интернета пассажира в полете – SJ-100, МС-21 и Ту-214.
О начале работ сообщил генеральный директор «Икс холдинга» Алексей Шелобков в рамках форума «Телеком 2025».
По его словам, производители всех трех типов самолетов уже направили в компанию детальные технические требования к приемо-передающему оборудованию, включая форм-фактор, энергопотребление, стандарты сертификации и ожидаемую пропускную способность.

Особое внимание уделяется соблюдению авиационных норм, включая Федеральные авиационные правила, что предполагает проведение глубоких инженерных доработок и сертификации.
В «Бюро 1440» подчеркнули, что объем требований обширен и охватывает как физические параметры (размеры, масса, крепежные элементы), так и сетевые (объем трафика, покрытие, количество подключений).
В отличие от решений, основанных на геостационарных спутниках, российское оборудование будет оптимизировано по массогабаритным характеристикам и интегрировано в архитектуру воздушного судна с учетом отечественной спутниковой группировки.
Разработка ведется на базе существующих решений компании, но адаптируется под условия высотного полета и вибрационные нагрузки, характерные для авиации.
В ОАК подтвердили сотрудничество с «Бюро 1440» и отметили важность создания российского канала передачи данных для бортовых нужд, так как оно повышает уровень комфорта пассажиров и укрепляет независимость в условиях ограниченного импорта иностранной электроники.

Сроки внедрения будут зависеть от темпов сертификации и появления новых моделей самолетов. С учетом инерционности авиационной отрасли и жестких требований безопасности, горизонтом начала полноценной эксплуатации Wi-Fi на российских лайнерах он считает 2029-2030 годы.
Авиакомпания Red Wings, которая готовится к международной эксплуатации самолетов Ту-214 и Ту-204, проявила интерес к интеграции новой системы связи.
Это говорит о коммерческой востребованности технологии не только в рамках новых поставок, но и в сегменте модернизации действующего парка авиалайнеров.
В любом случае, запуск проекта по созданию отечественного Wi-Fi-оборудования для гражданских самолетов знаменует собой начало новой эры цифровизации российской авиации.
- Олег Донской
- youtube.com, chatgpt.com
Рекомендуем для вас