
В модернизацию ПД-14 вложат еще 14,2 млрд рублей
Министерство промышленности и торговли России запустило масштабный проект по доработке ключевого элемента отечественной гражданской авиации – турбовентиляторного двигателя ПД-14 для самолета МС-21.
Объявленный конкурс под шифром «Совершенствование ПД-14» предполагает финансирование опытно-конструкторских работ (ОКР) в объеме 14,2 млрд рублей с завершением всех этапов до декабря 2027 года.
Целью программы станет снижение массы двигателя, улучшение топливной эффективности и уменьшение шумовых характеристик. Также заявлено обязательство по изучению возможности уменьшения трудоемкости и материалоемкости производства.
Парный пролет двух самолетов МС-21 с ПД-14 и американскими двигателями. Фото: youtube.com
Такой комплекс задач нацелен на выведение ПД-14 на новый уровень конкурентоспособности не только по отношению к иностранным аналогам, но и в рамках масштабной программы по импортозамещению в авиастроении.
Двигатель стал первой за последние десятилетия авиационной турбовентиляторной установкой, полностью разработанной и произведенной в России. Изначально предполагалось, что МС-21 будет использовать американские Pratt & Whitney, однако с 2012 года приоритет был отдан российской разработке.
Первый полет самолета МС-21-310 с ПД-14 состоялся в декабре 2020 года, а в 2022 году двигатель успешно прошел сертификацию.
За два года получено 14 одобрений изменений конструкции, касающихся расширения условий эксплуатации. В феврале 2025 года Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) уже поставила первые серийные ПД-14 производителям авиационной техники.
Согласно госпрограмме, в 2025 году планировалась передача 30 таких двигателей, однако позже министерство предложило сократить поставки до 7 в этом году и до 28 в следующем, чтобы синхронизировать графики с реальными потребностями авиапроизводителей.
МС-21 с каждым годом все ближе к полной локализации комплектующих. Фото: youtube.com
Эксперты отмечают, что текущие характеристики ПД-14 уже достаточно конкурентоспособны. Так, расход топлива у двигателя лишь на 1-3% превышает показатели установок от Pratt & Whitney.
Тем не менее, дальнейшая оптимизация параметров важна для повышения экспортного потенциала и укрепления позиций двигателя в странах СНГ и на дружественных рынках.
Работа по совершенствованию ПД-14 идет параллельно с масштабной задачей по сертификации самолета МС-21-310 в полностью локализованной конфигурации. Только после этого лайнер сможет выйти на массовое производство – целевой показатель составляет до 72 бортов в год.
Объявленный конкурс под шифром «Совершенствование ПД-14» предполагает финансирование опытно-конструкторских работ (ОКР) в объеме 14,2 млрд рублей с завершением всех этапов до декабря 2027 года.
Целью программы станет снижение массы двигателя, улучшение топливной эффективности и уменьшение шумовых характеристик. Также заявлено обязательство по изучению возможности уменьшения трудоемкости и материалоемкости производства.

Такой комплекс задач нацелен на выведение ПД-14 на новый уровень конкурентоспособности не только по отношению к иностранным аналогам, но и в рамках масштабной программы по импортозамещению в авиастроении.
Двигатель стал первой за последние десятилетия авиационной турбовентиляторной установкой, полностью разработанной и произведенной в России. Изначально предполагалось, что МС-21 будет использовать американские Pratt & Whitney, однако с 2012 года приоритет был отдан российской разработке.
Первый полет самолета МС-21-310 с ПД-14 состоялся в декабре 2020 года, а в 2022 году двигатель успешно прошел сертификацию.
За два года получено 14 одобрений изменений конструкции, касающихся расширения условий эксплуатации. В феврале 2025 года Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) уже поставила первые серийные ПД-14 производителям авиационной техники.
Согласно госпрограмме, в 2025 году планировалась передача 30 таких двигателей, однако позже министерство предложило сократить поставки до 7 в этом году и до 28 в следующем, чтобы синхронизировать графики с реальными потребностями авиапроизводителей.

Эксперты отмечают, что текущие характеристики ПД-14 уже достаточно конкурентоспособны. Так, расход топлива у двигателя лишь на 1-3% превышает показатели установок от Pratt & Whitney.
Тем не менее, дальнейшая оптимизация параметров важна для повышения экспортного потенциала и укрепления позиций двигателя в странах СНГ и на дружественных рынках.
Работа по совершенствованию ПД-14 идет параллельно с масштабной задачей по сертификации самолета МС-21-310 в полностью локализованной конфигурации. Только после этого лайнер сможет выйти на массовое производство – целевой показатель составляет до 72 бортов в год.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас