
В модернизацию ПД-14 вложат еще 14,2 млрд рублей
Министерство промышленности и торговли России запустило масштабный проект по доработке ключевого элемента отечественной гражданской авиации – турбовентиляторного двигателя ПД-14 для самолета МС-21.
Объявленный конкурс под шифром «Совершенствование ПД-14» предполагает финансирование опытно-конструкторских работ (ОКР) в объеме 14,2 млрд рублей с завершением всех этапов до декабря 2027 года.
Целью программы станет снижение массы двигателя, улучшение топливной эффективности и уменьшение шумовых характеристик. Также заявлено обязательство по изучению возможности уменьшения трудоемкости и материалоемкости производства.
Парный пролет двух самолетов МС-21 с ПД-14 и американскими двигателями. Фото: youtube.com
Такой комплекс задач нацелен на выведение ПД-14 на новый уровень конкурентоспособности не только по отношению к иностранным аналогам, но и в рамках масштабной программы по импортозамещению в авиастроении.
Двигатель стал первой за последние десятилетия авиационной турбовентиляторной установкой, полностью разработанной и произведенной в России. Изначально предполагалось, что МС-21 будет использовать американские Pratt & Whitney, однако с 2012 года приоритет был отдан российской разработке.
Первый полет самолета МС-21-310 с ПД-14 состоялся в декабре 2020 года, а в 2022 году двигатель успешно прошел сертификацию.
За два года получено 14 одобрений изменений конструкции, касающихся расширения условий эксплуатации. В феврале 2025 года Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) уже поставила первые серийные ПД-14 производителям авиационной техники.
Согласно госпрограмме, в 2025 году планировалась передача 30 таких двигателей, однако позже министерство предложило сократить поставки до 7 в этом году и до 28 в следующем, чтобы синхронизировать графики с реальными потребностями авиапроизводителей.
МС-21 с каждым годом все ближе к полной локализации комплектующих. Фото: youtube.com
Эксперты отмечают, что текущие характеристики ПД-14 уже достаточно конкурентоспособны. Так, расход топлива у двигателя лишь на 1-3% превышает показатели установок от Pratt & Whitney.
Тем не менее, дальнейшая оптимизация параметров важна для повышения экспортного потенциала и укрепления позиций двигателя в странах СНГ и на дружественных рынках.
Работа по совершенствованию ПД-14 идет параллельно с масштабной задачей по сертификации самолета МС-21-310 в полностью локализованной конфигурации. Только после этого лайнер сможет выйти на массовое производство – целевой показатель составляет до 72 бортов в год.
Объявленный конкурс под шифром «Совершенствование ПД-14» предполагает финансирование опытно-конструкторских работ (ОКР) в объеме 14,2 млрд рублей с завершением всех этапов до декабря 2027 года.
Целью программы станет снижение массы двигателя, улучшение топливной эффективности и уменьшение шумовых характеристик. Также заявлено обязательство по изучению возможности уменьшения трудоемкости и материалоемкости производства.

Такой комплекс задач нацелен на выведение ПД-14 на новый уровень конкурентоспособности не только по отношению к иностранным аналогам, но и в рамках масштабной программы по импортозамещению в авиастроении.
Двигатель стал первой за последние десятилетия авиационной турбовентиляторной установкой, полностью разработанной и произведенной в России. Изначально предполагалось, что МС-21 будет использовать американские Pratt & Whitney, однако с 2012 года приоритет был отдан российской разработке.
Первый полет самолета МС-21-310 с ПД-14 состоялся в декабре 2020 года, а в 2022 году двигатель успешно прошел сертификацию.
За два года получено 14 одобрений изменений конструкции, касающихся расширения условий эксплуатации. В феврале 2025 года Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) уже поставила первые серийные ПД-14 производителям авиационной техники.
Согласно госпрограмме, в 2025 году планировалась передача 30 таких двигателей, однако позже министерство предложило сократить поставки до 7 в этом году и до 28 в следующем, чтобы синхронизировать графики с реальными потребностями авиапроизводителей.

Эксперты отмечают, что текущие характеристики ПД-14 уже достаточно конкурентоспособны. Так, расход топлива у двигателя лишь на 1-3% превышает показатели установок от Pratt & Whitney.
Тем не менее, дальнейшая оптимизация параметров важна для повышения экспортного потенциала и укрепления позиций двигателя в странах СНГ и на дружественных рынках.
Работа по совершенствованию ПД-14 идет параллельно с масштабной задачей по сертификации самолета МС-21-310 в полностью локализованной конфигурации. Только после этого лайнер сможет выйти на массовое производство – целевой показатель составляет до 72 бортов в год.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

«До 3500 тракторов в год»: во Владимирской области открылся новый завод
Первую партию выпустят уже летом. В проект вложили более 4,5 млрд рублей....

Советский КАМАЗ в лесу – последний шанс спасти почти сгнивший грузовик
Авторы канала «Taavi Liivet» однажды прогуливались в лесу и наткнулись на старый советский грузовик. Это КАМАЗ-5511, 15 лет назад брошенный гнить. Сразу...

В Китае построили первый в мире танкер с жесткими парусами
Парусные технологии возвращаются в новом обличии. Эффект от их использования удивляет....

Сахалинская железная дорога: утопия или большие возможности?
В 2020 году завершились работы по модернизации путей сообщения на Сахалине. Остров получил новый подвижной состав и вагоны. Но у железной дороги по-прежнему...

АВТОВАЗ официально рассказал, что будет с «Нивой» нового поколения
Речь про Lada 4×4 Vision. На основе этого концептуального кроссовера планировали выпускать современную «Ниву»....

Haval H9 «изнутри» – конструкторские изыски «мрачного китайского гения»
Китайские внедорожники делятся на кроссоверы и рамные модели. Последние, как правило, крупнее и стоят дороже. Чтобы повысить продажи, производители из...

В модернизацию ПД-14 вложат еще 14,2 млрд рублей
Двигатель станет тише и экономичнее. Даже сейчас он успешно конкурирует с Pratt & Whitney....

«Хочу вернуть обратно» – девушка поменяла Crown на китайскую Camry
В предыдущем выпуске этот «эпопеи» девушка-блогер решила обменять свой «старенький» Toyota Crown из Японии на новый Camry. Второй приехал из Поднебесной. Его...

Россия ищет смельчаков: модернизируйте вертолеты Ансат-М и Ми-38 – деньги найдутся
Для участия в конкурсе приглашаются профильные компании. Бюджет проектов уже назван – это 5,7 млрд рублей....

LADA Aura теряет популярность: АВТОВАЗ резко сокращает производство модели
Обещали, что в 2025 году производитель соберет 8 000 автомобилей. Увы, но этого не случится....

Испытания завершаются – лайнер SJ-100 достиг «потолка»
Импортозамещенный самолет прошел очередной этап летных тестов. На нем была достигнута максимальная скорость и высота, а также оценивалась топливная...

Современная версия советского трактора Т-16 – российский СИЛАНТ «Универсал»
Многие еще помнят нелепый советский трактор Т-16. Несмотря на свой странный вид, эта техника до сих пор пользуется спросом на вторичном рынке. Да и на частных...

Запуск ракеты «Победа» состоится 8 апреля – ее уже установили и готовят к старту
Корабль Союз-МС 27 доставит на МКС трех космонавтов. Один из них от НАСА....

Bridgestone разработала уникальные шины из металла
Они будут устанавливаться на луноходах. Обычная резина для такой техники непригодна....

Представлен новый российский мотоцикл «Арктур» на электротяге – он пойдет в серию
Сколько будет стоить новинка, пока неизвестно. В будущем обещают несколько моделей....

Самый мощный в мире атомный ледокол «Якутия» отправился в порт приписки
Судно вошло в ледокольный флот России. Его атомные реакторы могут прослужить до 40 лет....