
Космонавт и пилот F-1: чьи перегрузки круче
Лавры, почет, уважение, узнаваемые фамилии… Это о них – космонавтах и пилотах «Формулы-1». Хотелось бы находиться в звездных рядах. Но как представишь, сколько труда, сил, терпения нужно вложить, так лучше воздержаться. В болельщиках и наблюдателях комфортнее.
Автогонщики и астронавты – выдающиеся профессионалы с определенным набором качеств характера и физических навыков. Однако часто говорят, что пилот F-1 испытывает нагрузки, как космонавт. Не наоборот, заметим. Корректное ли утверждение?
Даже далекий от автоспорта обыватель знает базовые вещи про мировой чемпионат по кольцевым гонкам «Формула-1». Из-за высшего пилотажа на болидах соревнования называют «королевскими». Из чего следует, что участники самых престижных спортивных автомобильных баталий – короли.
Перегрузка пилота составила 53G – примерно, 4 т. Фото: YouTube.com
Про «формульных» знаем: публичные люди, обласканные обожанием, вечно под софитами камер в окружении оголтелой толпы фанатов. Богатые, кстати, как все профессиональные спортсмены. Космонавты поскромнее будут, хотя работают не на узкую аудиторию, а на человечество. Не кичатся делами, не выпячивают достижений. Просто трудятся. Не до тусовок им. «Герой» – главное слово, которое заслуживает астронавт.
Но мы не о высоких материях. Интересуемся приземленными вещами. Озадачились сравнить физические перегрузки представителей двух профессий. Обнаружили: те, о ком говорим, необычные люди. Далеко не роботы, совсем не машины, но категория особенная.
В вопросе опираемся на школьный курс физики. Перегрузки космонавтов и спортсменов, обозначаемые литерой «G», связаны с ускорением свободного падения. То есть ускорением веса тела, который ни что иное, как сила тяжести.
Перегрузка космонавта в момент приземления до 8G. Фото: YouTube.com
Без убедительных формул условимся: когда G равно 1 – это ваш вес. Если G равно 2, вы испытываете нагрузку, как будто стали в два раза тяжелее.
Для наглядности представим мешок с песком, вдвое превышающий массу вашего тела. Лягте, равномерно распределите мешок по корпусу – ваша нагрузка стала 2G. Попробуйте пошевелиться. Подобное состояние люди ощущают во время экстремальных развлечений на аттракционах, когда не могут оторваться от кресла.
Каждый маневр на треке повышает перегрузку до 6G. Фото: YouTube.com
Испытания наших героев в магической «Ж»:
✅ 4,5G – космонавты на старте и в момент посадки ракеты. Иногда показатель вырастает до 7 единиц (ступени ракеты отделяются, прочие ситуации), а большую часть времени G составляет 2-2,5
✅ 8G – астронавт при экстренной посадке
✅ 2G – старт с места пилота F-1
✅ 6G – торможение перед поворотом на автомобильном треке
✅ 1G – каждое нажатие педали спортивного снаряда. Учтем: тормоза болидов без усилителей, поэтому на бешеной скорости сила нажатия ногой на педаль равна 100 кг
На отметке 3-4G каждое движение человеку дается с трудом, конечности сводят судороги. Чтобы владеть собой при 7G, нужна длительная практика. При авариях на трассе, однако, возникают перегрузки в 53G. А когда и выше, скажем, 180G. Беспрецедентным в автоспорте считают случай: гонщик Кенни Брак в 2003 году выжил после перегрузки 214G.
Завораживающее зрелище старта ракеты: кто-то уже испытывает серьезные нагрузки. Фото: YouTube.com
Озвученные цифры дают представление о масштабах перегрузок, но не позволяют судить, чьи сильнее. Дело в физических ощущениях: специфика работы на орбите и внутри болида кардинально разнится.
Они не лучшие в обеих профессиях. Ракету и гоночный автомобиль вполне можно сопоставить по сложности, уровню оснащенности и массе вложенного инженерного ума. Космонавт находится в замкнутом пространстве, из которого не может шагнуть во вне долгие дни и месяцы. Россиянин Валерий Поляков провел на станции «Мир» 438 суток. Но он жил по графику работа-еда-сон и т. д.
Обычная работа. Фото: YouTube.com
Время пребывания спортсмена внутри практически такой же капсулы короче: ограничено часами тренировок и заездов. Позиция тела в кокпите с несущим кузовом крайне неудобная, небезопасная.
Конструкция машины изначально предназначена конкретному участнику F-1. Лишний килограмм-другой веса седока недопустим. Гонщик находится в положении полулежа, согнутые колени на уровне плеч. Температура внутри достигает иногда +50°С. Спортсмен выпивает до 5 л воды, которая выходит с потом.
Усилитель руля и АБС в спортивном авто не предусмотрены, боковые нагрузки частые. На плечевой пояс давит невероятная сила: голова со шлемом вдавливается в корпус. Ее, голову, которая во время перегрузок тянет на 25-30 кг, приходится еще и поворачивать. Неудивительно, что у гонщиков сильные шеи, способные выжимать 40 кг.
Кому тяжелее? Сложно сказать, ведь на астронавта 24 часа в сутки действует радиация, гравитационные поля, ограниченность движений, враждебная среда.
Когда автоспорт зарождался и расцветал, о физической спецподготовке речи не шло. За руль садились лихие, безбашенные парни, настоящие сорвиголовы. Вспомним плеяду сумасшедших гонщиков 50-60-х: Хосе Фройлан Гонсалес, Хуан Мануэль Фанхио, Джузеппе Фарина.
Крепкая шея – едва ли не главный «инструмент» пилота F-1. Фото: YouTube.com
Веселые и мужественные, одержимые дикими скоростями, они не качали штанги и не бегали на тренажерах. А Джеймс Хант в 70-х, гуляка и выпивоха, стал чемпионом «Формулы» где-то между хмельными вечеринками.
Теперь изменились требования и обстоятельства. Считают, что физподготовка стала постоянной после происшествия 1976 года. Тогда Ники Лауда попал в аварию на Нюрбургринге. После реабилитации под присмотром физиотерапевта Н. Лауда еще 7 лет катался в «больших призах» и взял два чемпионских титула.
Тренировка пилота F-1 в сауне. Фото: YouTube.com
Пилоты качают шею, плечи, предплечья. Важна большая грудная мышца, бицепсы и трицепсы, мышцы бедер. Тренеры и спортсмены стремятся к силе и выносливости организма. Из всех занятий только 10-20% приходится на гоночные специфические упражнения. Остальное – фитнес, силовые тренажеры и… сауна. В горячем сухом воздухе в ход идут эластичные ленты, утяжеленные шлемы, куски увесистых железяк, имитирующих руль.
Картина изначально была другой. Отличная физическая форма, здоровье астронавтов имело решающее значение. Космонавт должен стойко переносить постоянные перегрузки, экстремальные проверки. Выносливость – одна из основных черт покорителя космической бездны.
Физподготовка занимает 2,5 часа в день. Причем не только в Центре подготовки космонавтов, но и на МКС. Страшно вспоминать эту центрифугу, где астронавтов мотает в трех плоскостях. Сложно представить динамические тренажеры с радиусом вращения до 18 м.
Астронавты к перегрузкам готовы. Фото: YouTube.com
С благоговением думаем, что в невесомости мускулатура, поддерживающая позу, просто выключается. А космонавт становится на беговую дорожку и прилагает усилие 40-100 кг, чтобы только сдвинуть с места ленту снаряда.
Затем у жителя МКС велоэргометр, похожий на велосипед, и силовой тренажер часто в профилактическом нагрузочном костюме. Отдельной, гораздо сложной программой проходит подготовка космонавтов к полетам на Луну и Марс.
Не хотим судить. Считаем, не в праве раздавать титулы. Говорят, перегрузки пилотов «Формулы-1», как у космонавтов. С готовностью соглашаемся: труд тех и других впечатляет.
Воспользуемся моментом, поздравим звездолетчиков с Днем космонавтики. Заверим в глубоком уважении под бессмертный хит «Земля в иллюминаторе». Вспомним того, кто «Словно вдоль по Питерской пронесся над Землей» …
Автогонщики и астронавты – выдающиеся профессионалы с определенным набором качеств характера и физических навыков. Однако часто говорят, что пилот F-1 испытывает нагрузки, как космонавт. Не наоборот, заметим. Корректное ли утверждение?
«Не совсем люди»
Даже далекий от автоспорта обыватель знает базовые вещи про мировой чемпионат по кольцевым гонкам «Формула-1». Из-за высшего пилотажа на болидах соревнования называют «королевскими». Из чего следует, что участники самых престижных спортивных автомобильных баталий – короли.

Про «формульных» знаем: публичные люди, обласканные обожанием, вечно под софитами камер в окружении оголтелой толпы фанатов. Богатые, кстати, как все профессиональные спортсмены. Космонавты поскромнее будут, хотя работают не на узкую аудиторию, а на человечество. Не кичатся делами, не выпячивают достижений. Просто трудятся. Не до тусовок им. «Герой» – главное слово, которое заслуживает астронавт.
Но мы не о высоких материях. Интересуемся приземленными вещами. Озадачились сравнить физические перегрузки представителей двух профессий. Обнаружили: те, о ком говорим, необычные люди. Далеко не роботы, совсем не машины, но категория особенная.
О физиологических перегрузках
В вопросе опираемся на школьный курс физики. Перегрузки космонавтов и спортсменов, обозначаемые литерой «G», связаны с ускорением свободного падения. То есть ускорением веса тела, который ни что иное, как сила тяжести.

Без убедительных формул условимся: когда G равно 1 – это ваш вес. Если G равно 2, вы испытываете нагрузку, как будто стали в два раза тяжелее.
Для наглядности представим мешок с песком, вдвое превышающий массу вашего тела. Лягте, равномерно распределите мешок по корпусу – ваша нагрузка стала 2G. Попробуйте пошевелиться. Подобное состояние люди ощущают во время экстремальных развлечений на аттракционах, когда не могут оторваться от кресла.

Испытания наших героев в магической «Ж»:
✅ 4,5G – космонавты на старте и в момент посадки ракеты. Иногда показатель вырастает до 7 единиц (ступени ракеты отделяются, прочие ситуации), а большую часть времени G составляет 2-2,5
✅ 8G – астронавт при экстренной посадке
✅ 2G – старт с места пилота F-1
✅ 6G – торможение перед поворотом на автомобильном треке
✅ 1G – каждое нажатие педали спортивного снаряда. Учтем: тормоза болидов без усилителей, поэтому на бешеной скорости сила нажатия ногой на педаль равна 100 кг
На отметке 3-4G каждое движение человеку дается с трудом, конечности сводят судороги. Чтобы владеть собой при 7G, нужна длительная практика. При авариях на трассе, однако, возникают перегрузки в 53G. А когда и выше, скажем, 180G. Беспрецедентным в автоспорте считают случай: гонщик Кенни Брак в 2003 году выжил после перегрузки 214G.

Озвученные цифры дают представление о масштабах перегрузок, но не позволяют судить, чьи сильнее. Дело в физических ощущениях: специфика работы на орбите и внутри болида кардинально разнится.
«Условия труда»
Они не лучшие в обеих профессиях. Ракету и гоночный автомобиль вполне можно сопоставить по сложности, уровню оснащенности и массе вложенного инженерного ума. Космонавт находится в замкнутом пространстве, из которого не может шагнуть во вне долгие дни и месяцы. Россиянин Валерий Поляков провел на станции «Мир» 438 суток. Но он жил по графику работа-еда-сон и т. д.

Время пребывания спортсмена внутри практически такой же капсулы короче: ограничено часами тренировок и заездов. Позиция тела в кокпите с несущим кузовом крайне неудобная, небезопасная.
Конструкция машины изначально предназначена конкретному участнику F-1. Лишний килограмм-другой веса седока недопустим. Гонщик находится в положении полулежа, согнутые колени на уровне плеч. Температура внутри достигает иногда +50°С. Спортсмен выпивает до 5 л воды, которая выходит с потом.
Физическая подготовка астронавтов
Усилитель руля и АБС в спортивном авто не предусмотрены, боковые нагрузки частые. На плечевой пояс давит невероятная сила: голова со шлемом вдавливается в корпус. Ее, голову, которая во время перегрузок тянет на 25-30 кг, приходится еще и поворачивать. Неудивительно, что у гонщиков сильные шеи, способные выжимать 40 кг.
Кому тяжелее? Сложно сказать, ведь на астронавта 24 часа в сутки действует радиация, гравитационные поля, ограниченность движений, враждебная среда.
Как тренируются пилоты болидов
Когда автоспорт зарождался и расцветал, о физической спецподготовке речи не шло. За руль садились лихие, безбашенные парни, настоящие сорвиголовы. Вспомним плеяду сумасшедших гонщиков 50-60-х: Хосе Фройлан Гонсалес, Хуан Мануэль Фанхио, Джузеппе Фарина.

Веселые и мужественные, одержимые дикими скоростями, они не качали штанги и не бегали на тренажерах. А Джеймс Хант в 70-х, гуляка и выпивоха, стал чемпионом «Формулы» где-то между хмельными вечеринками.
Теперь изменились требования и обстоятельства. Считают, что физподготовка стала постоянной после происшествия 1976 года. Тогда Ники Лауда попал в аварию на Нюрбургринге. После реабилитации под присмотром физиотерапевта Н. Лауда еще 7 лет катался в «больших призах» и взял два чемпионских титула.

Пилоты качают шею, плечи, предплечья. Важна большая грудная мышца, бицепсы и трицепсы, мышцы бедер. Тренеры и спортсмены стремятся к силе и выносливости организма. Из всех занятий только 10-20% приходится на гоночные специфические упражнения. Остальное – фитнес, силовые тренажеры и… сауна. В горячем сухом воздухе в ход идут эластичные ленты, утяжеленные шлемы, куски увесистых железяк, имитирующих руль.
Физподготовка космонавтов
Картина изначально была другой. Отличная физическая форма, здоровье астронавтов имело решающее значение. Космонавт должен стойко переносить постоянные перегрузки, экстремальные проверки. Выносливость – одна из основных черт покорителя космической бездны.
Физподготовка занимает 2,5 часа в день. Причем не только в Центре подготовки космонавтов, но и на МКС. Страшно вспоминать эту центрифугу, где астронавтов мотает в трех плоскостях. Сложно представить динамические тренажеры с радиусом вращения до 18 м.

С благоговением думаем, что в невесомости мускулатура, поддерживающая позу, просто выключается. А космонавт становится на беговую дорожку и прилагает усилие 40-100 кг, чтобы только сдвинуть с места ленту снаряда.
Затем у жителя МКС велоэргометр, похожий на велосипед, и силовой тренажер часто в профилактическом нагрузочном костюме. Отдельной, гораздо сложной программой проходит подготовка космонавтов к полетам на Луну и Марс.
Подытожим
Не хотим судить. Считаем, не в праве раздавать титулы. Говорят, перегрузки пилотов «Формулы-1», как у космонавтов. С готовностью соглашаемся: труд тех и других впечатляет.
Воспользуемся моментом, поздравим звездолетчиков с Днем космонавтики. Заверим в глубоком уважении под бессмертный хит «Земля в иллюминаторе». Вспомним того, кто «Словно вдоль по Питерской пронесся над Землей» …
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Стартовало производство двух российских круизных теплоходов МПКС-L
Обещают передать их заказчику осенью 2026 года. Суда способны «ходить» и по битому льду....

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....