
Трамвай для немецких городов Skoda ForCity Smart 38T
Те времена, когда мы знали железнодорожную компанию Skoda как производителя востребованных и очень качественных скоростных электровозов серии ЧС, уже давно минули. Хотя эта техника еще успешно эксплуатируется на всем постсоветском пространстве, прошло несколько десятилетий как компания серьезно перепрофилировалась.
Хотя Skoda Group и не покинула стальные магистрали, ее продукция стала, как бы это выразиться поинтереснее, более благородной что ли. Просто с распадом СССР основной рынок сбыта скоростных локомотивов был окончательно утерян, а капиталистическая конъюктуру требовала держать нос по ветру.
Skoda ForCity Smart 38T уже готов к отправке на испытания. Фото: youtube.com
Исследовав рынок, успешный производитель, имеющий отличную техническую базу, пришел к выводу, что стоит отдать предпочтение немного иному виду продукции. Что касается магистральной техники, то успешные одно/двухэтажные скоростные поезда Skoda разных типов нашли своих покупателей не только на внутреннем рынке, но и в некоторых соседних странах.
Но еще одной сферой, в которую компания успешно и серьезно внедрилась, стало производство трамвайной техники. Ведь на начало 90-х легендарный вагон «Татра Т3» массово эксплуатировался в крупных городах почти всех стран Восточной Европы и СССР. Вот только его моторесурс был серьезно выработан, а концепция уже не выдерживала никакой критики.
Как развивающемуся чешскому (и словацкому также) рынку, так и некоторым другим странам требовались новые современные трамваи. И, желательно, комфортной низкопольной конструкции. Чешское предприятие, имея огромный потенциал, смогло в короткий срок освоить производство сразу нескольких моделей городского рельсового транспорта. Так они составили неплохую конкуренцию извечному сопернику из Копрживнице, добавив еще один пункт к их и без того широкому противостоянию:
✅ легковые автомобили
✅ грузовой транспорт
✅ производственное оборудование
Постепенно именно трамваи марки Skoda стали основой парка главных городов страны. Особенно это заметно в чешской столице, где современные машины Skoda соседствуют с анахроничными конструкциями от конкурирующей Tatra.
Некоторые из очевидцев даже высказались о том, что трамвай чем-то напоминает модернизированный ж/д состав, а не обычную городскую рельсовую машину. Это и не удивительно, ведь его длина достигает без малого 60 метров. Самую длинную на сегодняшний день конструкцию данного типа заказали, чтобы курсировать между немецкими городами:
✅ Мангейм
✅ Гейдельберг
✅ Людвигсхафен
До этого момента самый длинный состав находился в венгерском Будапеште, но чехи превзошли своих южных соседей. Если прежние 36Т имели 30-метровый, а 37Т – 40-метровый салон, то новинка станет в 1,5-2 раза длиннее своих предшественников. Модель Т38 продемонстрирует следующие показатели:
✅ полная длина – 58,69 м
✅ вместимость транспортного средства – 368 пассажиров
✅ количество сидячих мест – 156
✅ максимальная скорость – 80 км/ч
Уникальность Skoda ForCity Smart 38T также состоит в его технических возможностях. Благодаря специальной модульной системе трамвай стал удивительной универсальной техникой: он способен передвигаться не только по обычным городским путям, но и по классическому железнодорожному полотну.
На фоне «коллег» он выглядит более чем внушительно. Фото: youtube.com
Поставки к северным соседям включают не только самый длинный трамвай в мире, но и упомянутые выше 30/40-метровые модели от чешского производителя. На момент презентации новинки в планах у пльзенского завода выпустить 12 длинномерных составов.
Немецкий перевозчик заинтересован в сотрудничестве, поэтому можно не сомневаться, что все экземпляры Skoda ForCity Smart 38T будут успешно собраны, испытаны и поставлены в срок конечным пользователям. Что подтвердил на презентации представитель производителя. Президент региона Запад и Север концерна Skoda Ян Кристоф Хардер, в том числе, заявил:
Технику намерены ввести в эксплуатацию в ближайшие месяцы. А уже сейчас прототип трамвая испытывается в Людвигсхафене. Этот процесс успешно начат еще прошлым летом. Немецкий перевозчик RNV (Rhein-Neckar-Verkehr) планирует использовать длинные составы в основном на междугородных маршрутах, где им придется преодолевать десятки километров в течение каждой поездки.
Не удивительно, что перевозчик отдал предпочтение именно такой многоэлементной и вместительной конструкции. Ведь вся агломерация, которая входит в обслуживаемую территорию, насчитывает около миллиона жителей.
Skoda ForCity Smart 38T получил широкие и удобные входные двери. Фото: youtube.com
Представитель Skoda Group Ян Швела также отметил, что для использования техники на общих путях понадобилось получение специального одобрения. Но с ним все в порядке, ведь безопасность эксплуатации трамвая соответствует необходимым требованиям.
Хотя уже и сама 38Т имеет максимальную длину, производитель предусмотрел ее вариативность. Это, безусловно, является одним из главных преимуществ чешского трамвая. При необходимости технику можно объединять в еще более вместительные составы – длиной до 80 метров. Это позволит немецкому перевозчику адекватно реагировать на текущую интенсивность движения, обеспечив его удобство и бесперебойность даже в часы пик.
Этой же цели служат установленные на борту специальные счетчики пассажиров. Благодаря им диспетчерский центр в режиме реального времени может отслеживать заполняемость составов. И, при необходимости, предлагать собственный «конструктор». Как вариант, половинку 60-метрового поезда можно спокойно соединить с 40-метровой моделью, получив более вместительную конструкцию.
Классический салон от компании Skoda. Фото: youtube.com
Но давайте немного обратим внимание и на обустройство техники. Во внутреннем пространстве вагонов установлены сиденья, сочетающие в себе две разные поверхности: тканевую и деревянную. Также в наличии:
✅ инновационные функции безопасности и комфорта
✅ собственная система предотвращения столкновений
✅ 16 различных режимов освещения, работающих в паре с кондиционером
✅ 72,4 км кабелей, питающих передовые системы и обеспечивающих бесперебойную работу
Для плавного, удобного и безопасного перемещения пассажиров внутри вагонов расстояние между сиденьями немного увеличили. Благо, что размеры площадей позволяют. А вот установка на борту суперконденсаторов обеспечивает трамваю 1,6-километровую автономность, в случае внезапного отключения электропитания от контактного провода. Сама конструкция техники является показательным интернациональным проектом:
✅ 75% комплектующих из Чехии
✅ 25% – немецкого производства
✅ корпус от финской Otanmaki
✅ окончательная сборка – на пльзенских мощностях
Весь процесс производства модели 38Т занимает около 18 недель, что в два раза дольше чем более коротких моделей. В конструкции предусмотрены: низкий пол, безбарьерный доступ и места для инвалидов-колясочников или родителей с детскими колясками.
Широкие двустворчатые двери облегчают посадку, а двунаправленная конструкция обеспечивает плавный ход техники. Кабины водителя расположены с торца каждой из сторон. Производитель постарался обеспечить максимум комфорта, эффективности и безопасности.
У Smart 38T обилие инновационных элементов. Фото: youtube.com
Этот заказ стал крупнейшей зарубежной сделкой компании. Чехи постарались помнить о пресловутой немецкой педантичности: в разработке окончательного дизайна учитывались мнение будущих пользователей. В регион будет поставлено 114 трамваем Skoda ForCity Smart 38T и других моделей. Общая стоимость контракта приблизилась к 10 млрд чешских крон (примерно 37,45 млрд рублей).
Хотя Skoda Group и не покинула стальные магистрали, ее продукция стала, как бы это выразиться поинтереснее, более благородной что ли. Просто с распадом СССР основной рынок сбыта скоростных локомотивов был окончательно утерян, а капиталистическая конъюктуру требовала держать нос по ветру.

Исследовав рынок, успешный производитель, имеющий отличную техническую базу, пришел к выводу, что стоит отдать предпочтение немного иному виду продукции. Что касается магистральной техники, то успешные одно/двухэтажные скоростные поезда Skoda разных типов нашли своих покупателей не только на внутреннем рынке, но и в некоторых соседних странах.
Осваивая новые рубежи
Но еще одной сферой, в которую компания успешно и серьезно внедрилась, стало производство трамвайной техники. Ведь на начало 90-х легендарный вагон «Татра Т3» массово эксплуатировался в крупных городах почти всех стран Восточной Европы и СССР. Вот только его моторесурс был серьезно выработан, а концепция уже не выдерживала никакой критики.
Как развивающемуся чешскому (и словацкому также) рынку, так и некоторым другим странам требовались новые современные трамваи. И, желательно, комфортной низкопольной конструкции. Чешское предприятие, имея огромный потенциал, смогло в короткий срок освоить производство сразу нескольких моделей городского рельсового транспорта. Так они составили неплохую конкуренцию извечному сопернику из Копрживнице, добавив еще один пункт к их и без того широкому противостоянию:
✅ легковые автомобили
✅ грузовой транспорт
✅ производственное оборудование
Постепенно именно трамваи марки Skoda стали основой парка главных городов страны. Особенно это заметно в чешской столице, где современные машины Skoda соседствуют с анахроничными конструкциями от конкурирующей Tatra.
Не удивительно, что именно этой компании поступил заказ на проектирование и производство самого длинного в мире трамвая. Skoda ForCity Smart 38T создан в первую очередь для немецких мегаполисов. Но, возможно, со временем он сможет увеличить географию поставок.
Некоторые из очевидцев даже высказались о том, что трамвай чем-то напоминает модернизированный ж/д состав, а не обычную городскую рельсовую машину. Это и не удивительно, ведь его длина достигает без малого 60 метров. Самую длинную на сегодняшний день конструкцию данного типа заказали, чтобы курсировать между немецкими городами:
✅ Мангейм
✅ Гейдельберг
✅ Людвигсхафен
До этого момента самый длинный состав находился в венгерском Будапеште, но чехи превзошли своих южных соседей. Если прежние 36Т имели 30-метровый, а 37Т – 40-метровый салон, то новинка станет в 1,5-2 раза длиннее своих предшественников. Модель Т38 продемонстрирует следующие показатели:
✅ полная длина – 58,69 м
✅ вместимость транспортного средства – 368 пассажиров
✅ количество сидячих мест – 156
✅ максимальная скорость – 80 км/ч
Уникальность Skoda ForCity Smart 38T также состоит в его технических возможностях. Благодаря специальной модульной системе трамвай стал удивительной универсальной техникой: он способен передвигаться не только по обычным городским путям, но и по классическому железнодорожному полотну.

Поставки к северным соседям включают не только самый длинный трамвай в мире, но и упомянутые выше 30/40-метровые модели от чешского производителя. На момент презентации новинки в планах у пльзенского завода выпустить 12 длинномерных составов.
А теперь – самый длинный!
Немецкий перевозчик заинтересован в сотрудничестве, поэтому можно не сомневаться, что все экземпляры Skoda ForCity Smart 38T будут успешно собраны, испытаны и поставлены в срок конечным пользователям. Что подтвердил на презентации представитель производителя. Президент региона Запад и Север концерна Skoda Ян Кристоф Хардер, в том числе, заявил:
ForCity Smart 38T – самая длинная в мире конструкция, являющаяся результатом тесного сотрудничества нашей компании и RNV. Трамвай отвечает сложным требованиям городского и регионального транспорта. Он сможет стать ключевым элементом будущей мобильности региона Рейн-Неккар.
Технику намерены ввести в эксплуатацию в ближайшие месяцы. А уже сейчас прототип трамвая испытывается в Людвигсхафене. Этот процесс успешно начат еще прошлым летом. Немецкий перевозчик RNV (Rhein-Neckar-Verkehr) планирует использовать длинные составы в основном на междугородных маршрутах, где им придется преодолевать десятки километров в течение каждой поездки.
Не удивительно, что перевозчик отдал предпочтение именно такой многоэлементной и вместительной конструкции. Ведь вся агломерация, которая входит в обслуживаемую территорию, насчитывает около миллиона жителей.

Представитель Skoda Group Ян Швела также отметил, что для использования техники на общих путях понадобилось получение специального одобрения. Но с ним все в порядке, ведь безопасность эксплуатации трамвая соответствует необходимым требованиям.
Если надо – можно и удлинить
Хотя уже и сама 38Т имеет максимальную длину, производитель предусмотрел ее вариативность. Это, безусловно, является одним из главных преимуществ чешского трамвая. При необходимости технику можно объединять в еще более вместительные составы – длиной до 80 метров. Это позволит немецкому перевозчику адекватно реагировать на текущую интенсивность движения, обеспечив его удобство и бесперебойность даже в часы пик.
Этой же цели служат установленные на борту специальные счетчики пассажиров. Благодаря им диспетчерский центр в режиме реального времени может отслеживать заполняемость составов. И, при необходимости, предлагать собственный «конструктор». Как вариант, половинку 60-метрового поезда можно спокойно соединить с 40-метровой моделью, получив более вместительную конструкцию.

Но давайте немного обратим внимание и на обустройство техники. Во внутреннем пространстве вагонов установлены сиденья, сочетающие в себе две разные поверхности: тканевую и деревянную. Также в наличии:
✅ инновационные функции безопасности и комфорта
✅ собственная система предотвращения столкновений
✅ 16 различных режимов освещения, работающих в паре с кондиционером
✅ 72,4 км кабелей, питающих передовые системы и обеспечивающих бесперебойную работу
Для плавного, удобного и безопасного перемещения пассажиров внутри вагонов расстояние между сиденьями немного увеличили. Благо, что размеры площадей позволяют. А вот установка на борту суперконденсаторов обеспечивает трамваю 1,6-километровую автономность, в случае внезапного отключения электропитания от контактного провода. Сама конструкция техники является показательным интернациональным проектом:
✅ 75% комплектующих из Чехии
✅ 25% – немецкого производства
✅ корпус от финской Otanmaki
✅ окончательная сборка – на пльзенских мощностях
Весь процесс производства модели 38Т занимает около 18 недель, что в два раза дольше чем более коротких моделей. В конструкции предусмотрены: низкий пол, безбарьерный доступ и места для инвалидов-колясочников или родителей с детскими колясками.
Широкие двустворчатые двери облегчают посадку, а двунаправленная конструкция обеспечивает плавный ход техники. Кабины водителя расположены с торца каждой из сторон. Производитель постарался обеспечить максимум комфорта, эффективности и безопасности.

Этот заказ стал крупнейшей зарубежной сделкой компании. Чехи постарались помнить о пресловутой немецкой педантичности: в разработке окончательного дизайна учитывались мнение будущих пользователей. В регион будет поставлено 114 трамваем Skoda ForCity Smart 38T и других моделей. Общая стоимость контракта приблизилась к 10 млрд чешских крон (примерно 37,45 млрд рублей).
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...