
Трамвай для немецких городов Skoda ForCity Smart 38T
Те времена, когда мы знали железнодорожную компанию Skoda как производителя востребованных и очень качественных скоростных электровозов серии ЧС, уже давно минули. Хотя эта техника еще успешно эксплуатируется на всем постсоветском пространстве, прошло несколько десятилетий как компания серьезно перепрофилировалась.
Хотя Skoda Group и не покинула стальные магистрали, ее продукция стала, как бы это выразиться поинтереснее, более благородной что ли. Просто с распадом СССР основной рынок сбыта скоростных локомотивов был окончательно утерян, а капиталистическая конъюктуру требовала держать нос по ветру.
Skoda ForCity Smart 38T уже готов к отправке на испытания. Фото: youtube.com
Исследовав рынок, успешный производитель, имеющий отличную техническую базу, пришел к выводу, что стоит отдать предпочтение немного иному виду продукции. Что касается магистральной техники, то успешные одно/двухэтажные скоростные поезда Skoda разных типов нашли своих покупателей не только на внутреннем рынке, но и в некоторых соседних странах.
Но еще одной сферой, в которую компания успешно и серьезно внедрилась, стало производство трамвайной техники. Ведь на начало 90-х легендарный вагон «Татра Т3» массово эксплуатировался в крупных городах почти всех стран Восточной Европы и СССР. Вот только его моторесурс был серьезно выработан, а концепция уже не выдерживала никакой критики.
Как развивающемуся чешскому (и словацкому также) рынку, так и некоторым другим странам требовались новые современные трамваи. И, желательно, комфортной низкопольной конструкции. Чешское предприятие, имея огромный потенциал, смогло в короткий срок освоить производство сразу нескольких моделей городского рельсового транспорта. Так они составили неплохую конкуренцию извечному сопернику из Копрживнице, добавив еще один пункт к их и без того широкому противостоянию:
✅ легковые автомобили
✅ грузовой транспорт
✅ производственное оборудование
Постепенно именно трамваи марки Skoda стали основой парка главных городов страны. Особенно это заметно в чешской столице, где современные машины Skoda соседствуют с анахроничными конструкциями от конкурирующей Tatra.
Некоторые из очевидцев даже высказались о том, что трамвай чем-то напоминает модернизированный ж/д состав, а не обычную городскую рельсовую машину. Это и не удивительно, ведь его длина достигает без малого 60 метров. Самую длинную на сегодняшний день конструкцию данного типа заказали, чтобы курсировать между немецкими городами:
✅ Мангейм
✅ Гейдельберг
✅ Людвигсхафен
До этого момента самый длинный состав находился в венгерском Будапеште, но чехи превзошли своих южных соседей. Если прежние 36Т имели 30-метровый, а 37Т – 40-метровый салон, то новинка станет в 1,5-2 раза длиннее своих предшественников. Модель Т38 продемонстрирует следующие показатели:
✅ полная длина – 58,69 м
✅ вместимость транспортного средства – 368 пассажиров
✅ количество сидячих мест – 156
✅ максимальная скорость – 80 км/ч
Уникальность Skoda ForCity Smart 38T также состоит в его технических возможностях. Благодаря специальной модульной системе трамвай стал удивительной универсальной техникой: он способен передвигаться не только по обычным городским путям, но и по классическому железнодорожному полотну.
На фоне «коллег» он выглядит более чем внушительно. Фото: youtube.com
Поставки к северным соседям включают не только самый длинный трамвай в мире, но и упомянутые выше 30/40-метровые модели от чешского производителя. На момент презентации новинки в планах у пльзенского завода выпустить 12 длинномерных составов.
Немецкий перевозчик заинтересован в сотрудничестве, поэтому можно не сомневаться, что все экземпляры Skoda ForCity Smart 38T будут успешно собраны, испытаны и поставлены в срок конечным пользователям. Что подтвердил на презентации представитель производителя. Президент региона Запад и Север концерна Skoda Ян Кристоф Хардер, в том числе, заявил:
Технику намерены ввести в эксплуатацию в ближайшие месяцы. А уже сейчас прототип трамвая испытывается в Людвигсхафене. Этот процесс успешно начат еще прошлым летом. Немецкий перевозчик RNV (Rhein-Neckar-Verkehr) планирует использовать длинные составы в основном на междугородных маршрутах, где им придется преодолевать десятки километров в течение каждой поездки.
Не удивительно, что перевозчик отдал предпочтение именно такой многоэлементной и вместительной конструкции. Ведь вся агломерация, которая входит в обслуживаемую территорию, насчитывает около миллиона жителей.
Skoda ForCity Smart 38T получил широкие и удобные входные двери. Фото: youtube.com
Представитель Skoda Group Ян Швела также отметил, что для использования техники на общих путях понадобилось получение специального одобрения. Но с ним все в порядке, ведь безопасность эксплуатации трамвая соответствует необходимым требованиям.
Хотя уже и сама 38Т имеет максимальную длину, производитель предусмотрел ее вариативность. Это, безусловно, является одним из главных преимуществ чешского трамвая. При необходимости технику можно объединять в еще более вместительные составы – длиной до 80 метров. Это позволит немецкому перевозчику адекватно реагировать на текущую интенсивность движения, обеспечив его удобство и бесперебойность даже в часы пик.
Этой же цели служат установленные на борту специальные счетчики пассажиров. Благодаря им диспетчерский центр в режиме реального времени может отслеживать заполняемость составов. И, при необходимости, предлагать собственный «конструктор». Как вариант, половинку 60-метрового поезда можно спокойно соединить с 40-метровой моделью, получив более вместительную конструкцию.
Классический салон от компании Skoda. Фото: youtube.com
Но давайте немного обратим внимание и на обустройство техники. Во внутреннем пространстве вагонов установлены сиденья, сочетающие в себе две разные поверхности: тканевую и деревянную. Также в наличии:
✅ инновационные функции безопасности и комфорта
✅ собственная система предотвращения столкновений
✅ 16 различных режимов освещения, работающих в паре с кондиционером
✅ 72,4 км кабелей, питающих передовые системы и обеспечивающих бесперебойную работу
Для плавного, удобного и безопасного перемещения пассажиров внутри вагонов расстояние между сиденьями немного увеличили. Благо, что размеры площадей позволяют. А вот установка на борту суперконденсаторов обеспечивает трамваю 1,6-километровую автономность, в случае внезапного отключения электропитания от контактного провода. Сама конструкция техники является показательным интернациональным проектом:
✅ 75% комплектующих из Чехии
✅ 25% – немецкого производства
✅ корпус от финской Otanmaki
✅ окончательная сборка – на пльзенских мощностях
Весь процесс производства модели 38Т занимает около 18 недель, что в два раза дольше чем более коротких моделей. В конструкции предусмотрены: низкий пол, безбарьерный доступ и места для инвалидов-колясочников или родителей с детскими колясками.
Широкие двустворчатые двери облегчают посадку, а двунаправленная конструкция обеспечивает плавный ход техники. Кабины водителя расположены с торца каждой из сторон. Производитель постарался обеспечить максимум комфорта, эффективности и безопасности.
У Smart 38T обилие инновационных элементов. Фото: youtube.com
Этот заказ стал крупнейшей зарубежной сделкой компании. Чехи постарались помнить о пресловутой немецкой педантичности: в разработке окончательного дизайна учитывались мнение будущих пользователей. В регион будет поставлено 114 трамваем Skoda ForCity Smart 38T и других моделей. Общая стоимость контракта приблизилась к 10 млрд чешских крон (примерно 37,45 млрд рублей).
Хотя Skoda Group и не покинула стальные магистрали, ее продукция стала, как бы это выразиться поинтереснее, более благородной что ли. Просто с распадом СССР основной рынок сбыта скоростных локомотивов был окончательно утерян, а капиталистическая конъюктуру требовала держать нос по ветру.

Исследовав рынок, успешный производитель, имеющий отличную техническую базу, пришел к выводу, что стоит отдать предпочтение немного иному виду продукции. Что касается магистральной техники, то успешные одно/двухэтажные скоростные поезда Skoda разных типов нашли своих покупателей не только на внутреннем рынке, но и в некоторых соседних странах.
Осваивая новые рубежи
Но еще одной сферой, в которую компания успешно и серьезно внедрилась, стало производство трамвайной техники. Ведь на начало 90-х легендарный вагон «Татра Т3» массово эксплуатировался в крупных городах почти всех стран Восточной Европы и СССР. Вот только его моторесурс был серьезно выработан, а концепция уже не выдерживала никакой критики.
Как развивающемуся чешскому (и словацкому также) рынку, так и некоторым другим странам требовались новые современные трамваи. И, желательно, комфортной низкопольной конструкции. Чешское предприятие, имея огромный потенциал, смогло в короткий срок освоить производство сразу нескольких моделей городского рельсового транспорта. Так они составили неплохую конкуренцию извечному сопернику из Копрживнице, добавив еще один пункт к их и без того широкому противостоянию:
✅ легковые автомобили
✅ грузовой транспорт
✅ производственное оборудование
Постепенно именно трамваи марки Skoda стали основой парка главных городов страны. Особенно это заметно в чешской столице, где современные машины Skoda соседствуют с анахроничными конструкциями от конкурирующей Tatra.
Не удивительно, что именно этой компании поступил заказ на проектирование и производство самого длинного в мире трамвая. Skoda ForCity Smart 38T создан в первую очередь для немецких мегаполисов. Но, возможно, со временем он сможет увеличить географию поставок.
Некоторые из очевидцев даже высказались о том, что трамвай чем-то напоминает модернизированный ж/д состав, а не обычную городскую рельсовую машину. Это и не удивительно, ведь его длина достигает без малого 60 метров. Самую длинную на сегодняшний день конструкцию данного типа заказали, чтобы курсировать между немецкими городами:
✅ Мангейм
✅ Гейдельберг
✅ Людвигсхафен
До этого момента самый длинный состав находился в венгерском Будапеште, но чехи превзошли своих южных соседей. Если прежние 36Т имели 30-метровый, а 37Т – 40-метровый салон, то новинка станет в 1,5-2 раза длиннее своих предшественников. Модель Т38 продемонстрирует следующие показатели:
✅ полная длина – 58,69 м
✅ вместимость транспортного средства – 368 пассажиров
✅ количество сидячих мест – 156
✅ максимальная скорость – 80 км/ч
Уникальность Skoda ForCity Smart 38T также состоит в его технических возможностях. Благодаря специальной модульной системе трамвай стал удивительной универсальной техникой: он способен передвигаться не только по обычным городским путям, но и по классическому железнодорожному полотну.

Поставки к северным соседям включают не только самый длинный трамвай в мире, но и упомянутые выше 30/40-метровые модели от чешского производителя. На момент презентации новинки в планах у пльзенского завода выпустить 12 длинномерных составов.
А теперь – самый длинный!
Немецкий перевозчик заинтересован в сотрудничестве, поэтому можно не сомневаться, что все экземпляры Skoda ForCity Smart 38T будут успешно собраны, испытаны и поставлены в срок конечным пользователям. Что подтвердил на презентации представитель производителя. Президент региона Запад и Север концерна Skoda Ян Кристоф Хардер, в том числе, заявил:
ForCity Smart 38T – самая длинная в мире конструкция, являющаяся результатом тесного сотрудничества нашей компании и RNV. Трамвай отвечает сложным требованиям городского и регионального транспорта. Он сможет стать ключевым элементом будущей мобильности региона Рейн-Неккар.
Технику намерены ввести в эксплуатацию в ближайшие месяцы. А уже сейчас прототип трамвая испытывается в Людвигсхафене. Этот процесс успешно начат еще прошлым летом. Немецкий перевозчик RNV (Rhein-Neckar-Verkehr) планирует использовать длинные составы в основном на междугородных маршрутах, где им придется преодолевать десятки километров в течение каждой поездки.
Не удивительно, что перевозчик отдал предпочтение именно такой многоэлементной и вместительной конструкции. Ведь вся агломерация, которая входит в обслуживаемую территорию, насчитывает около миллиона жителей.

Представитель Skoda Group Ян Швела также отметил, что для использования техники на общих путях понадобилось получение специального одобрения. Но с ним все в порядке, ведь безопасность эксплуатации трамвая соответствует необходимым требованиям.
Если надо – можно и удлинить
Хотя уже и сама 38Т имеет максимальную длину, производитель предусмотрел ее вариативность. Это, безусловно, является одним из главных преимуществ чешского трамвая. При необходимости технику можно объединять в еще более вместительные составы – длиной до 80 метров. Это позволит немецкому перевозчику адекватно реагировать на текущую интенсивность движения, обеспечив его удобство и бесперебойность даже в часы пик.
Этой же цели служат установленные на борту специальные счетчики пассажиров. Благодаря им диспетчерский центр в режиме реального времени может отслеживать заполняемость составов. И, при необходимости, предлагать собственный «конструктор». Как вариант, половинку 60-метрового поезда можно спокойно соединить с 40-метровой моделью, получив более вместительную конструкцию.

Но давайте немного обратим внимание и на обустройство техники. Во внутреннем пространстве вагонов установлены сиденья, сочетающие в себе две разные поверхности: тканевую и деревянную. Также в наличии:
✅ инновационные функции безопасности и комфорта
✅ собственная система предотвращения столкновений
✅ 16 различных режимов освещения, работающих в паре с кондиционером
✅ 72,4 км кабелей, питающих передовые системы и обеспечивающих бесперебойную работу
Для плавного, удобного и безопасного перемещения пассажиров внутри вагонов расстояние между сиденьями немного увеличили. Благо, что размеры площадей позволяют. А вот установка на борту суперконденсаторов обеспечивает трамваю 1,6-километровую автономность, в случае внезапного отключения электропитания от контактного провода. Сама конструкция техники является показательным интернациональным проектом:
✅ 75% комплектующих из Чехии
✅ 25% – немецкого производства
✅ корпус от финской Otanmaki
✅ окончательная сборка – на пльзенских мощностях
Весь процесс производства модели 38Т занимает около 18 недель, что в два раза дольше чем более коротких моделей. В конструкции предусмотрены: низкий пол, безбарьерный доступ и места для инвалидов-колясочников или родителей с детскими колясками.
Широкие двустворчатые двери облегчают посадку, а двунаправленная конструкция обеспечивает плавный ход техники. Кабины водителя расположены с торца каждой из сторон. Производитель постарался обеспечить максимум комфорта, эффективности и безопасности.

Этот заказ стал крупнейшей зарубежной сделкой компании. Чехи постарались помнить о пресловутой немецкой педантичности: в разработке окончательного дизайна учитывались мнение будущих пользователей. В регион будет поставлено 114 трамваем Skoda ForCity Smart 38T и других моделей. Общая стоимость контракта приблизилась к 10 млрд чешских крон (примерно 37,45 млрд рублей).
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас