
Сахалинская железная дорога: утопия или большие возможности?
Остров Сахалин, несмотря на свою экономическую значимость, является одним из самых труднодоступных регионов России. Мост через пролив Невельского еще в планах, поэтому для жителей региона доступно только авиационное и морское сообщение. Однако часто логистика осложняется погодными условиями.
Внутри острова функционирует сеть автомобильных и железных дорог. Коммуникации стали прокладывать еще в XIX веке. Дальнейшее развитие происходило уже в XX столетии. И не просто так. Воды вокруг Сахалина богаты рыбой, кроме того, в регионе есть нефть, газ, уголь и другие важные ресурсы.
Главными логистическими артериями острова являются магистрали Сахалинской железной дороги протяженностью 804,9 км.
Первые узкоколейки появились в северной части острова еще в конце XIX века. По ним перевозили уголь и другие грузы. Какое-то время даже работало пассажирское сообщение. Примечательно, что основной тяговой силой сахалинской узкоколейки помимо лошадей были каторжники.
Остров Сахалин на карте. Фото: yandex.ru/maps
Строительство железной дороги на юге острова связано с периодом японской оккупации после русско-японской войны 1904-1905 годов. Первая магистраль протяженностью 42,5 км была проложена между современными городами Корсаков и Южно-Сахалинск. Японцы использовали ее для снабжения гарнизонов.
Постепенно сеть расширялась. Уже к 1937 году почти вся южная часть острова Сахалин имела железнодорожное сообщение. Всего за годы оккупации японцы построили более 700 км путей для военного и экономического пользования. Кроме этого, им удалось возвести 24 тоннеля и 618 мостов.
На северной советской части острова также строили железные дороги. Но масштабы были значительно скромнее. К 1932 году удалось построить ветку протяженностью 41 км между населенными пунктами Оха и Москальво. Предпринимались и другие попытки улучшения логистики, но эффективного применения новых магистралей не состоялось из-за начавшейся вскоре Великой Отечественной.
Японскиий подвижной состав в музее железных дорог Сахалина. Фото: vkvideo.ru
Только после войны Сахалин полностью вошел в состав СССР, а железные дороги острова были переданы в состав Наркомата путей сообщения. Дальнейшая модернизация и строительство новых магистралей продолжались все советское время. На острове работало грузовое, пассажирское и пригородное сообщение.
Кризис 90-х не прошел мимо островных путей сообщения. Количество станций сократилось, некоторые железнодорожные ветки были закрыты. Инфраструктура находилась в плачевном состоянии и требовала реконструкции.
В 2003 году под руководством РЖД началась плановая модернизация. Главное, что нужно было сделать – перешить колею с 1067 мм на общероссийский стандарт в 1520 мм. Из-за того, что железные дороги Сахалина развивались неравномерно, на острове были разные по ширине пути сообщения. Это осложняло логистику и приводило к дополнительным издержкам при обслуживании и эксплуатации.
Заброшенная железнодорожная ветка на Сахалине. Фото: vkvideo.ru
Работы удалось завершить в полном объеме только к 2020 году. Кроме этого, также были построены 59 мостов, дополнительно проложено 120 км новых путей. Об электрификации путей сообщения речи пока не идет. Слишком дорого и нецелесообразно.
В советские годы на Сахалинской железной дороге активно использовали японские паровозы и дизельные поезда. Узкая колея долгое время вынуждала закупать подвижной состав и вагоны из Японии. Но с 60-х годов на острове появились отечественные тепловозы ТГ16 и ТГМ7. Были и другие экспериментальные модели, но они не получили массового распространения.
Тепловоз ТГ16М. Фото: vkvideo.ru
В 2014 году на Людиновском тепловозостроительном заводе представили новый тягач ТГ16М для нужд Сахалинской железной дороги. Всего было построено 6 таких тепловозов. Отличительной чертой модели является то, что он может использоваться как на колее в 1067 мм, так и на путях в 1520 мм.
Но эксплуатации показала значительные недостатки. ТГ16М оказался непригодным для использования в природных условиях острова Сахалин. Производство остановили, а уже построенные тепловозы вернули на Московскую железную дорогу.
В 2019 году на остров стали привозить грузовые тягачи М62, которые производились в Луганске с 1964 по 2001 годы. Кроме того, Сахалин получил новые дизель-поезда «Орлан» для развития пригородного пассажирского сообщения. В качестве маневровых тепловозов используются ТЭМ18ДМ. В 2024 году в РЖД отчитались, что на Сахалине обновили 70% подвижного состава.
Дизель-поезд «Орлан» на Сахалине. Фото: vkvideo.ru
Грузовые и пассажирские вагоны советского и японского производства также начали активно заменять в начале 2000-х. Основным поставщиком является Тверской вагоностроительный завод.
Главная трудность, с которой сталкиваются железнодорожники – климат. Остров часто накрывают муссоны, которые славятся обилием осадков. Железнодорожные пути подмывает или засыпает многометровыми сугробами. Технические службы регулярно обследуют магистрали и устраняют повреждения.
Повышенная влажность приводит к преждевременной коррозии металлических элементов тягачей, вагонов и оборудования железной дороги. Это также требует постоянного вмешательства со стороны операторов.
Сложные условия эксплуатации повышают издержки и себестоимость. Отмены поездов и задержки – частое явление на острове. До 2019 года разница в себестоимости перевозок на Сахалине и на материке отличалась в 10 раз. После оптимизации этот показатель снизился, но по-прежнему логистика на острове сопряжена с повышенными тратами.
Развитию железных дорог региона мешает и отсутствие постоянного сухопутного сообщения с «большой землей». Уже больше 20 лет говорят о проекте строительства железнодорожного тоннеля или моста на остров Сахалин.
Время идет, оценочная стоимость растет, но никаких практических действий нет. В РЖД говорили о том, что реализация проекта рассчитана на 2030-3035 годы. Предполагается, что финансированием займется государство и частные инвесторы. Последние цифры – 540 млрд рублей. Прорабатываются и механизмы концессионного соглашения.
Место предполагаемого строительства моста на Сахалин. Фото: yandex.ru/maps
В сети можно встретить много комментариев относительно этой темы. Кто-то говорит об утопичности этих планов, кто-то наоборот считает, что без сухопутного перехода не обойтись. Тут важно понимать, что любой крупный инфраструктурный проект – это всегда большие траты и десятки лет окупаемости.
Однако, в конченом итоге, мосты, магистрали и дороги приносят свои плоды. Например, в советские годы многие не верили в перспективы БАМа, а сегодня эта железная дорога не справляется с грузопотоком и проходит глубокую модернизацию.
Так же и с Сахалином. Если сегодня на острове нет необходимого грузового и пассажирского потока, это не значит, что его не будет через 20-30 лет. За развитием инфраструктуры всегда тянется промышленность, сектор услуг и торговля. Поэтому в долгосрочной перспективе и у Сахалинской железной дороги, и у тоннеля на остров есть потенциал.
Очень много зависит от решения правительства региона и Москвы. Но хочется верить, что в обозримом будущем жители Сахалина все-таки получат возможность постоянного сухопутного сообщения с материком, а железные дороги станут основой для дальнейшего экономического развития острова.
Внутри острова функционирует сеть автомобильных и железных дорог. Коммуникации стали прокладывать еще в XIX веке. Дальнейшее развитие происходило уже в XX столетии. И не просто так. Воды вокруг Сахалина богаты рыбой, кроме того, в регионе есть нефть, газ, уголь и другие важные ресурсы.
Главными логистическими артериями острова являются магистрали Сахалинской железной дороги протяженностью 804,9 км.
Страницы истории
Первые узкоколейки появились в северной части острова еще в конце XIX века. По ним перевозили уголь и другие грузы. Какое-то время даже работало пассажирское сообщение. Примечательно, что основной тяговой силой сахалинской узкоколейки помимо лошадей были каторжники.

Строительство железной дороги на юге острова связано с периодом японской оккупации после русско-японской войны 1904-1905 годов. Первая магистраль протяженностью 42,5 км была проложена между современными городами Корсаков и Южно-Сахалинск. Японцы использовали ее для снабжения гарнизонов.
Постепенно сеть расширялась. Уже к 1937 году почти вся южная часть острова Сахалин имела железнодорожное сообщение. Всего за годы оккупации японцы построили более 700 км путей для военного и экономического пользования. Кроме этого, им удалось возвести 24 тоннеля и 618 мостов.
На северной советской части острова также строили железные дороги. Но масштабы были значительно скромнее. К 1932 году удалось построить ветку протяженностью 41 км между населенными пунктами Оха и Москальво. Предпринимались и другие попытки улучшения логистики, но эффективного применения новых магистралей не состоялось из-за начавшейся вскоре Великой Отечественной.

Только после войны Сахалин полностью вошел в состав СССР, а железные дороги острова были переданы в состав Наркомата путей сообщения. Дальнейшая модернизация и строительство новых магистралей продолжались все советское время. На острове работало грузовое, пассажирское и пригородное сообщение.
Современное состояние Сахалинской железной дороги
Кризис 90-х не прошел мимо островных путей сообщения. Количество станций сократилось, некоторые железнодорожные ветки были закрыты. Инфраструктура находилась в плачевном состоянии и требовала реконструкции.
В 2003 году под руководством РЖД началась плановая модернизация. Главное, что нужно было сделать – перешить колею с 1067 мм на общероссийский стандарт в 1520 мм. Из-за того, что железные дороги Сахалина развивались неравномерно, на острове были разные по ширине пути сообщения. Это осложняло логистику и приводило к дополнительным издержкам при обслуживании и эксплуатации.

Работы удалось завершить в полном объеме только к 2020 году. Кроме этого, также были построены 59 мостов, дополнительно проложено 120 км новых путей. Об электрификации путей сообщения речи пока не идет. Слишком дорого и нецелесообразно.
Подвижной состав
В советские годы на Сахалинской железной дороге активно использовали японские паровозы и дизельные поезда. Узкая колея долгое время вынуждала закупать подвижной состав и вагоны из Японии. Но с 60-х годов на острове появились отечественные тепловозы ТГ16 и ТГМ7. Были и другие экспериментальные модели, но они не получили массового распространения.

В 2014 году на Людиновском тепловозостроительном заводе представили новый тягач ТГ16М для нужд Сахалинской железной дороги. Всего было построено 6 таких тепловозов. Отличительной чертой модели является то, что он может использоваться как на колее в 1067 мм, так и на путях в 1520 мм.
Но эксплуатации показала значительные недостатки. ТГ16М оказался непригодным для использования в природных условиях острова Сахалин. Производство остановили, а уже построенные тепловозы вернули на Московскую железную дорогу.
В 2019 году на остров стали привозить грузовые тягачи М62, которые производились в Луганске с 1964 по 2001 годы. Кроме того, Сахалин получил новые дизель-поезда «Орлан» для развития пригородного пассажирского сообщения. В качестве маневровых тепловозов используются ТЭМ18ДМ. В 2024 году в РЖД отчитались, что на Сахалине обновили 70% подвижного состава.

Грузовые и пассажирские вагоны советского и японского производства также начали активно заменять в начале 2000-х. Основным поставщиком является Тверской вагоностроительный завод.
Проблемы Сахалинской железной дороги
Главная трудность, с которой сталкиваются железнодорожники – климат. Остров часто накрывают муссоны, которые славятся обилием осадков. Железнодорожные пути подмывает или засыпает многометровыми сугробами. Технические службы регулярно обследуют магистрали и устраняют повреждения.
Повышенная влажность приводит к преждевременной коррозии металлических элементов тягачей, вагонов и оборудования железной дороги. Это также требует постоянного вмешательства со стороны операторов.
Сложные условия эксплуатации повышают издержки и себестоимость. Отмены поездов и задержки – частое явление на острове. До 2019 года разница в себестоимости перевозок на Сахалине и на материке отличалась в 10 раз. После оптимизации этот показатель снизился, но по-прежнему логистика на острове сопряжена с повышенными тратами.
Развитию железных дорог региона мешает и отсутствие постоянного сухопутного сообщения с «большой землей». Уже больше 20 лет говорят о проекте строительства железнодорожного тоннеля или моста на остров Сахалин.
Время идет, оценочная стоимость растет, но никаких практических действий нет. В РЖД говорили о том, что реализация проекта рассчитана на 2030-3035 годы. Предполагается, что финансированием займется государство и частные инвесторы. Последние цифры – 540 млрд рублей. Прорабатываются и механизмы концессионного соглашения.

В сети можно встретить много комментариев относительно этой темы. Кто-то говорит об утопичности этих планов, кто-то наоборот считает, что без сухопутного перехода не обойтись. Тут важно понимать, что любой крупный инфраструктурный проект – это всегда большие траты и десятки лет окупаемости.
Однако, в конченом итоге, мосты, магистрали и дороги приносят свои плоды. Например, в советские годы многие не верили в перспективы БАМа, а сегодня эта железная дорога не справляется с грузопотоком и проходит глубокую модернизацию.
Так же и с Сахалином. Если сегодня на острове нет необходимого грузового и пассажирского потока, это не значит, что его не будет через 20-30 лет. За развитием инфраструктуры всегда тянется промышленность, сектор услуг и торговля. Поэтому в долгосрочной перспективе и у Сахалинской железной дороги, и у тоннеля на остров есть потенциал.
Очень много зависит от решения правительства региона и Москвы. Но хочется верить, что в обозримом будущем жители Сахалина все-таки получат возможность постоянного сухопутного сообщения с материком, а железные дороги станут основой для дальнейшего экономического развития острова.
- Андрей Карпов
- vkvideo.ru, yandex.ru/maps
Рекомендуем для вас

«До 3500 тракторов в год»: во Владимирской области открылся новый завод
Первую партию выпустят уже летом. В проект вложили более 4,5 млрд рублей....

Советский КАМАЗ в лесу – последний шанс спасти почти сгнивший грузовик
Авторы канала «Taavi Liivet» однажды прогуливались в лесу и наткнулись на старый советский грузовик. Это КАМАЗ-5511, 15 лет назад брошенный гнить. Сразу...

В Китае построили первый в мире танкер с жесткими парусами
Парусные технологии возвращаются в новом обличии. Эффект от их использования удивляет....

Сахалинская железная дорога: утопия или большие возможности?
В 2020 году завершились работы по модернизации путей сообщения на Сахалине. Остров получил новый подвижной состав и вагоны. Но у железной дороги по-прежнему...

АВТОВАЗ официально рассказал, что будет с «Нивой» нового поколения
Речь про Lada 4×4 Vision. На основе этого концептуального кроссовера планировали выпускать современную «Ниву»....

Haval H9 «изнутри» – конструкторские изыски «мрачного китайского гения»
Китайские внедорожники делятся на кроссоверы и рамные модели. Последние, как правило, крупнее и стоят дороже. Чтобы повысить продажи, производители из...

В модернизацию ПД-14 вложат еще 14,2 млрд рублей
Двигатель станет тише и экономичнее. Даже сейчас он успешно конкурирует с Pratt & Whitney....

«Хочу вернуть обратно» – девушка поменяла Crown на китайскую Camry
В предыдущем выпуске этот «эпопеи» девушка-блогер решила обменять свой «старенький» Toyota Crown из Японии на новый Camry. Второй приехал из Поднебесной. Его...

Россия ищет смельчаков: модернизируйте вертолеты Ансат-М и Ми-38 – деньги найдутся
Для участия в конкурсе приглашаются профильные компании. Бюджет проектов уже назван – это 5,7 млрд рублей....

LADA Aura теряет популярность: АВТОВАЗ резко сокращает производство модели
Обещали, что в 2025 году производитель соберет 8 000 автомобилей. Увы, но этого не случится....

Испытания завершаются – лайнер SJ-100 достиг «потолка»
Импортозамещенный самолет прошел очередной этап летных тестов. На нем была достигнута максимальная скорость и высота, а также оценивалась топливная...

Современная версия советского трактора Т-16 – российский СИЛАНТ «Универсал»
Многие еще помнят нелепый советский трактор Т-16. Несмотря на свой странный вид, эта техника до сих пор пользуется спросом на вторичном рынке. Да и на частных...

Запуск ракеты «Победа» состоится 8 апреля – ее уже установили и готовят к старту
Корабль Союз-МС 27 доставит на МКС трех космонавтов. Один из них от НАСА....

Bridgestone разработала уникальные шины из металла
Они будут устанавливаться на луноходах. Обычная резина для такой техники непригодна....

Представлен новый российский мотоцикл «Арктур» на электротяге – он пойдет в серию
Сколько будет стоить новинка, пока неизвестно. В будущем обещают несколько моделей....

Самый мощный в мире атомный ледокол «Якутия» отправился в порт приписки
Судно вошло в ледокольный флот России. Его атомные реакторы могут прослужить до 40 лет....