
Сахалинская железная дорога: утопия или большие возможности?
Остров Сахалин, несмотря на свою экономическую значимость, является одним из самых труднодоступных регионов России. Мост через пролив Невельского еще в планах, поэтому для жителей региона доступно только авиационное и морское сообщение. Однако часто логистика осложняется погодными условиями.
Внутри острова функционирует сеть автомобильных и железных дорог. Коммуникации стали прокладывать еще в XIX веке. Дальнейшее развитие происходило уже в XX столетии. И не просто так. Воды вокруг Сахалина богаты рыбой, кроме того, в регионе есть нефть, газ, уголь и другие важные ресурсы.
Главными логистическими артериями острова являются магистрали Сахалинской железной дороги протяженностью 804,9 км.
Первые узкоколейки появились в северной части острова еще в конце XIX века. По ним перевозили уголь и другие грузы. Какое-то время даже работало пассажирское сообщение. Примечательно, что основной тяговой силой сахалинской узкоколейки помимо лошадей были каторжники.
Остров Сахалин на карте. Фото: yandex.ru/maps
Строительство железной дороги на юге острова связано с периодом японской оккупации после русско-японской войны 1904-1905 годов. Первая магистраль протяженностью 42,5 км была проложена между современными городами Корсаков и Южно-Сахалинск. Японцы использовали ее для снабжения гарнизонов.
Постепенно сеть расширялась. Уже к 1937 году почти вся южная часть острова Сахалин имела железнодорожное сообщение. Всего за годы оккупации японцы построили более 700 км путей для военного и экономического пользования. Кроме этого, им удалось возвести 24 тоннеля и 618 мостов.
На северной советской части острова также строили железные дороги. Но масштабы были значительно скромнее. К 1932 году удалось построить ветку протяженностью 41 км между населенными пунктами Оха и Москальво. Предпринимались и другие попытки улучшения логистики, но эффективного применения новых магистралей не состоялось из-за начавшейся вскоре Великой Отечественной.
Японскиий подвижной состав в музее железных дорог Сахалина. Фото: vkvideo.ru
Только после войны Сахалин полностью вошел в состав СССР, а железные дороги острова были переданы в состав Наркомата путей сообщения. Дальнейшая модернизация и строительство новых магистралей продолжались все советское время. На острове работало грузовое, пассажирское и пригородное сообщение.
Кризис 90-х не прошел мимо островных путей сообщения. Количество станций сократилось, некоторые железнодорожные ветки были закрыты. Инфраструктура находилась в плачевном состоянии и требовала реконструкции.
В 2003 году под руководством РЖД началась плановая модернизация. Главное, что нужно было сделать – перешить колею с 1067 мм на общероссийский стандарт в 1520 мм. Из-за того, что железные дороги Сахалина развивались неравномерно, на острове были разные по ширине пути сообщения. Это осложняло логистику и приводило к дополнительным издержкам при обслуживании и эксплуатации.
Заброшенная железнодорожная ветка на Сахалине. Фото: vkvideo.ru
Работы удалось завершить в полном объеме только к 2020 году. Кроме этого, также были построены 59 мостов, дополнительно проложено 120 км новых путей. Об электрификации путей сообщения речи пока не идет. Слишком дорого и нецелесообразно.
В советские годы на Сахалинской железной дороге активно использовали японские паровозы и дизельные поезда. Узкая колея долгое время вынуждала закупать подвижной состав и вагоны из Японии. Но с 60-х годов на острове появились отечественные тепловозы ТГ16 и ТГМ7. Были и другие экспериментальные модели, но они не получили массового распространения.
Тепловоз ТГ16М. Фото: vkvideo.ru
В 2014 году на Людиновском тепловозостроительном заводе представили новый тягач ТГ16М для нужд Сахалинской железной дороги. Всего было построено 6 таких тепловозов. Отличительной чертой модели является то, что он может использоваться как на колее в 1067 мм, так и на путях в 1520 мм.
Но эксплуатации показала значительные недостатки. ТГ16М оказался непригодным для использования в природных условиях острова Сахалин. Производство остановили, а уже построенные тепловозы вернули на Московскую железную дорогу.
В 2019 году на остров стали привозить грузовые тягачи М62, которые производились в Луганске с 1964 по 2001 годы. Кроме того, Сахалин получил новые дизель-поезда «Орлан» для развития пригородного пассажирского сообщения. В качестве маневровых тепловозов используются ТЭМ18ДМ. В 2024 году в РЖД отчитались, что на Сахалине обновили 70% подвижного состава.
Дизель-поезд «Орлан» на Сахалине. Фото: vkvideo.ru
Грузовые и пассажирские вагоны советского и японского производства также начали активно заменять в начале 2000-х. Основным поставщиком является Тверской вагоностроительный завод.
Главная трудность, с которой сталкиваются железнодорожники – климат. Остров часто накрывают муссоны, которые славятся обилием осадков. Железнодорожные пути подмывает или засыпает многометровыми сугробами. Технические службы регулярно обследуют магистрали и устраняют повреждения.
Повышенная влажность приводит к преждевременной коррозии металлических элементов тягачей, вагонов и оборудования железной дороги. Это также требует постоянного вмешательства со стороны операторов.
Сложные условия эксплуатации повышают издержки и себестоимость. Отмены поездов и задержки – частое явление на острове. До 2019 года разница в себестоимости перевозок на Сахалине и на материке отличалась в 10 раз. После оптимизации этот показатель снизился, но по-прежнему логистика на острове сопряжена с повышенными тратами.
Развитию железных дорог региона мешает и отсутствие постоянного сухопутного сообщения с «большой землей». Уже больше 20 лет говорят о проекте строительства железнодорожного тоннеля или моста на остров Сахалин.
Время идет, оценочная стоимость растет, но никаких практических действий нет. В РЖД говорили о том, что реализация проекта рассчитана на 2030-3035 годы. Предполагается, что финансированием займется государство и частные инвесторы. Последние цифры – 540 млрд рублей. Прорабатываются и механизмы концессионного соглашения.
Место предполагаемого строительства моста на Сахалин. Фото: yandex.ru/maps
В сети можно встретить много комментариев относительно этой темы. Кто-то говорит об утопичности этих планов, кто-то наоборот считает, что без сухопутного перехода не обойтись. Тут важно понимать, что любой крупный инфраструктурный проект – это всегда большие траты и десятки лет окупаемости.
Однако, в конченом итоге, мосты, магистрали и дороги приносят свои плоды. Например, в советские годы многие не верили в перспективы БАМа, а сегодня эта железная дорога не справляется с грузопотоком и проходит глубокую модернизацию.
Так же и с Сахалином. Если сегодня на острове нет необходимого грузового и пассажирского потока, это не значит, что его не будет через 20-30 лет. За развитием инфраструктуры всегда тянется промышленность, сектор услуг и торговля. Поэтому в долгосрочной перспективе и у Сахалинской железной дороги, и у тоннеля на остров есть потенциал.
Очень много зависит от решения правительства региона и Москвы. Но хочется верить, что в обозримом будущем жители Сахалина все-таки получат возможность постоянного сухопутного сообщения с материком, а железные дороги станут основой для дальнейшего экономического развития острова.
Внутри острова функционирует сеть автомобильных и железных дорог. Коммуникации стали прокладывать еще в XIX веке. Дальнейшее развитие происходило уже в XX столетии. И не просто так. Воды вокруг Сахалина богаты рыбой, кроме того, в регионе есть нефть, газ, уголь и другие важные ресурсы.
Главными логистическими артериями острова являются магистрали Сахалинской железной дороги протяженностью 804,9 км.
Страницы истории
Первые узкоколейки появились в северной части острова еще в конце XIX века. По ним перевозили уголь и другие грузы. Какое-то время даже работало пассажирское сообщение. Примечательно, что основной тяговой силой сахалинской узкоколейки помимо лошадей были каторжники.

Строительство железной дороги на юге острова связано с периодом японской оккупации после русско-японской войны 1904-1905 годов. Первая магистраль протяженностью 42,5 км была проложена между современными городами Корсаков и Южно-Сахалинск. Японцы использовали ее для снабжения гарнизонов.
Постепенно сеть расширялась. Уже к 1937 году почти вся южная часть острова Сахалин имела железнодорожное сообщение. Всего за годы оккупации японцы построили более 700 км путей для военного и экономического пользования. Кроме этого, им удалось возвести 24 тоннеля и 618 мостов.
На северной советской части острова также строили железные дороги. Но масштабы были значительно скромнее. К 1932 году удалось построить ветку протяженностью 41 км между населенными пунктами Оха и Москальво. Предпринимались и другие попытки улучшения логистики, но эффективного применения новых магистралей не состоялось из-за начавшейся вскоре Великой Отечественной.

Только после войны Сахалин полностью вошел в состав СССР, а железные дороги острова были переданы в состав Наркомата путей сообщения. Дальнейшая модернизация и строительство новых магистралей продолжались все советское время. На острове работало грузовое, пассажирское и пригородное сообщение.
Современное состояние Сахалинской железной дороги
Кризис 90-х не прошел мимо островных путей сообщения. Количество станций сократилось, некоторые железнодорожные ветки были закрыты. Инфраструктура находилась в плачевном состоянии и требовала реконструкции.
В 2003 году под руководством РЖД началась плановая модернизация. Главное, что нужно было сделать – перешить колею с 1067 мм на общероссийский стандарт в 1520 мм. Из-за того, что железные дороги Сахалина развивались неравномерно, на острове были разные по ширине пути сообщения. Это осложняло логистику и приводило к дополнительным издержкам при обслуживании и эксплуатации.

Работы удалось завершить в полном объеме только к 2020 году. Кроме этого, также были построены 59 мостов, дополнительно проложено 120 км новых путей. Об электрификации путей сообщения речи пока не идет. Слишком дорого и нецелесообразно.
Подвижной состав
В советские годы на Сахалинской железной дороге активно использовали японские паровозы и дизельные поезда. Узкая колея долгое время вынуждала закупать подвижной состав и вагоны из Японии. Но с 60-х годов на острове появились отечественные тепловозы ТГ16 и ТГМ7. Были и другие экспериментальные модели, но они не получили массового распространения.

В 2014 году на Людиновском тепловозостроительном заводе представили новый тягач ТГ16М для нужд Сахалинской железной дороги. Всего было построено 6 таких тепловозов. Отличительной чертой модели является то, что он может использоваться как на колее в 1067 мм, так и на путях в 1520 мм.
Но эксплуатации показала значительные недостатки. ТГ16М оказался непригодным для использования в природных условиях острова Сахалин. Производство остановили, а уже построенные тепловозы вернули на Московскую железную дорогу.
В 2019 году на остров стали привозить грузовые тягачи М62, которые производились в Луганске с 1964 по 2001 годы. Кроме того, Сахалин получил новые дизель-поезда «Орлан» для развития пригородного пассажирского сообщения. В качестве маневровых тепловозов используются ТЭМ18ДМ. В 2024 году в РЖД отчитались, что на Сахалине обновили 70% подвижного состава.

Грузовые и пассажирские вагоны советского и японского производства также начали активно заменять в начале 2000-х. Основным поставщиком является Тверской вагоностроительный завод.
Проблемы Сахалинской железной дороги
Главная трудность, с которой сталкиваются железнодорожники – климат. Остров часто накрывают муссоны, которые славятся обилием осадков. Железнодорожные пути подмывает или засыпает многометровыми сугробами. Технические службы регулярно обследуют магистрали и устраняют повреждения.
Повышенная влажность приводит к преждевременной коррозии металлических элементов тягачей, вагонов и оборудования железной дороги. Это также требует постоянного вмешательства со стороны операторов.
Сложные условия эксплуатации повышают издержки и себестоимость. Отмены поездов и задержки – частое явление на острове. До 2019 года разница в себестоимости перевозок на Сахалине и на материке отличалась в 10 раз. После оптимизации этот показатель снизился, но по-прежнему логистика на острове сопряжена с повышенными тратами.
Развитию железных дорог региона мешает и отсутствие постоянного сухопутного сообщения с «большой землей». Уже больше 20 лет говорят о проекте строительства железнодорожного тоннеля или моста на остров Сахалин.
Время идет, оценочная стоимость растет, но никаких практических действий нет. В РЖД говорили о том, что реализация проекта рассчитана на 2030-3035 годы. Предполагается, что финансированием займется государство и частные инвесторы. Последние цифры – 540 млрд рублей. Прорабатываются и механизмы концессионного соглашения.

В сети можно встретить много комментариев относительно этой темы. Кто-то говорит об утопичности этих планов, кто-то наоборот считает, что без сухопутного перехода не обойтись. Тут важно понимать, что любой крупный инфраструктурный проект – это всегда большие траты и десятки лет окупаемости.
Однако, в конченом итоге, мосты, магистрали и дороги приносят свои плоды. Например, в советские годы многие не верили в перспективы БАМа, а сегодня эта железная дорога не справляется с грузопотоком и проходит глубокую модернизацию.
Так же и с Сахалином. Если сегодня на острове нет необходимого грузового и пассажирского потока, это не значит, что его не будет через 20-30 лет. За развитием инфраструктуры всегда тянется промышленность, сектор услуг и торговля. Поэтому в долгосрочной перспективе и у Сахалинской железной дороги, и у тоннеля на остров есть потенциал.
Очень много зависит от решения правительства региона и Москвы. Но хочется верить, что в обозримом будущем жители Сахалина все-таки получат возможность постоянного сухопутного сообщения с материком, а железные дороги станут основой для дальнейшего экономического развития острова.
- Андрей Карпов
- vkvideo.ru, yandex.ru/maps
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....