.d-md-none .d-lg-block bibimot

Авто-гибриды – переходный период или самостоятельная разновидность авто?

Авто-гибриды – переходный период или самостоятельная разновидность авто?
Несовершенство автомобилей на электрической тяге и необходимость поиска альтернативного источника энергии в отношении углеводородов, «заставляют» ученых и конструкторов искать компромиссы. Итогом стало появление на авторынках мира гибридов – машин, использующих для движения жидкое топливо и аккумуляторы. Нельзя сказать, что они полностью заменили обычные ДВС, но свое место на рынке занимают прочно.


Первый гибрид появился, когда о загрязнении атмосферы и окончании запасов углеводородов на планете никто и не думал. В 1899 году Фердинанд Порше представил публике бензоэлектрическую модель авто – Lohner Electric Chaise. Но это была скорее демонстрация возможностей электрического тока.

Так выглядит первенец гибридного автомобилестроения. Фото: YouTube.com


К идее вернулись в годы жесткого энергетического кризиса, разразившегося в 70-е. Однако первые реально работающие и запущенные в серию машины со смешанным потреблением энергии стали появляться в 90-е годы. За это время сложилась довольно стройная система классификации гибридов. Она связана с конструкцией силового агрегата, долей «участия» электричества в процессе передвижения. В первую очередь гибридные авто делятся на группы по компоновке силового агрегата.

Последовательная конструкция


Она стала самой первой и именно ее применил на демонстрационном образце Порше в позапрошлом веке. Суть системы заключается в последовательной схеме работы главных узлов. Передвижение транспортного средства обеспечивает электрический мотор, а обычный ДВС раскручивает генератор, вырабатывающий ток. При этом необходимость в КПП и трансмиссии отсутствует. Но зато нужны емкие аккумуляторы для накопления энергии. Данная схема не прижилась на легковых авто из-за несовершенства электродвигателей, у которых мощность падала при повышении оборотов. В итоге развить высокую скорость было сложно: приходилось ставить более мощный ДВС и АКБ с увеличенной емкостью. Вышло так, что последнюю оказалось проще и дешевле заряжать от розетки, чем от отдельного двигателя. Но схема не была забыта: по ней строят карьерные самосвалы, локомотивы, часть автобусов.

Fisker-Karma - гибрид с последовательной схемой, где роль генератор-двигателя играл мотор Chevrolet/Opel. Фото: YouTube.com


Параллельные гибриды


Конструкцию запатентовал в 1905 году Генри Пиппер из Германии. На сегодня данная схема является наиболее распространенной. Ее суть в том, что электрический мотор помогает ДВС разгонять машину, а при торможении аккумулирует рекуперативную энергию. Роль трансмиссии чаще всего играет вариатор, иногда планетарная передача. Впрочем, конструкторам «Хонда» удалось «пристроить» на свое купе-гибрид CR-Z механическую коробку на 6 скоростей. Машины, сделанные по параллельной схеме, не требуют аккумуляторов с большой емкостью, благодаря чему уменьшается стоимость авто.

Honda CR-Z с МКПП. Фото: YouTube.com


«Смешанные» гибриды


Это странное словосочетание характеризует еще один тип моторов. В них работают обе схемы – последовательная и параллельная. Ярким примером может служить Toyota Prius, а также некоторые модели «Лексус» с приставкой h. Она означает, что на автомобиле установлен Hybrid Synrgy Drive. Коробка передач отсутствует, а число оборотов регулирует ЭБУ: получается ECVT – бесступенчатая планетарная трансмиссия. По-научному это называется «синергия» – совместная работа электромотора и ДВС.

Схема позволяет экономить до 40 % горючего и могла бы получить большое распространение в мировом автопроме, но она защищена патентами Toyota. Чтобы не вступать в конфликт с законом, концерны BMW, Daimler и американская GM разработали Global Hybrid Cooperation – похожую схему, но с парой электродвигателей и 4-мя фрикционами.


Далее стоит рассмотреть классификацию гибридов по степени использования электрической энергии. В одних конструкциях она играет вспомогательную роль, других – работает почти наравне с ДВС.

MHEV


«Мягкие» гибриды представляют собой «низшую» ступень электрификации двигателя. Одна из подобных технологий подразумевает применение «умного» генератора, отключающегося при разгоне, чтобы снизить нагрузку на ДВС. Энергия в этом случае вырабатывается при уменьшении скорости, торможении. Схема несложная – ее можно применить на любом авто, установив микроконтроллер. Но и толку от нее немного. Его будет больше, если попутно использовать систему «старт-стоп». Имеется в виду автоматическое глушение двигателя до полной остановки (например, при подъезде к светофору). Но здесь потребуется специальный стартер, работающий в качестве генератора при торможении и собирающий рекуперативную энергию. Он может располагаться:

  • ? на месте штатного устройства, но с усиленным приводным ремнем и парой дополнительных роликов
  • ? вместо маховика


Mazda 6 I-Eloop с «умным» генератором. Фото: YouTube.com


Гибриду MHEV понадобится небольшой аккумулятор для накопления энергии. При этом необязательно она может использоваться, чтобы быстрее разогнать авто. Например, в «Ауди» с мощным двигателем и подобной системой, устанавливается батарея на 48 вольт, питающая воздушный нагнетатель (турбо), работающий от электричества. Экономия горючего в таких машинах достигает 10 %.

Один из представителей MHEV-гибридов – Skoda Octavia 4 1.0 TSI DSG E-TEC. Фото: YouTube.com


Plug-in или FHEV (полные гибриды)


К Full hybrids относится категория автомобилей, способных хотя бы небольшое расстояние преодолеть исключительно на электрической тяге. Такие машины значительно сложнее по конструкции, если сравнивать с «мягкими» гибридами. Связано это с тем, что электромотор не соединен постоянно с ДВС: между ними приходится устанавливать дополнительный узел (сцепление либо муфту). Благодаря ему авто движется с заглушенным силовым агрегатом и лучше заряжает батарею при торможении. Другие сложности:

  • ? требуется более емкий аккумулятор
  • ? придется устанавливать инвертор, контроллер
  • ? в некоторых случаях необходима отдельная система охлаждения


В результате общая масса гибрида серьезно вырастает, как и стоимость. Однако экономия горючего уже заметна и может составлять 70 %. К тому же электромотор прибавляет динамики автомобилю, если конечно, на пути следования часто приходится тормозить для подзарядки аккумулятора.

Mini Cooper Countryman Plugin Hybrid S тоже хочет экономить. Фото: YouTube.com


Электрополноприводные машины


Это один из вариантов рассмотренной выше системы FHEV. Здесь используется «разделение труда». Например, обычный ДВС (это может быть дизель с роботизированной трансмиссией) крутит передние колеса, а электромотор, оснащенный отдельный редуктором, – задние.

Такое техническое решение позволяет практически любой моноприводный автомобиль превратить в машину 4х4 да еще и с гибридным двигателем. При этом доработки ДВС минимальны: модификации подвергается задняя часть транспортного средства, где устанавливают электродвигатели и аккумулятор. Экономия топлива доходит до 20 % и более (разные компании зачастую предоставляют сильно различающиеся данные).

Расход топлива на 100 км у Peugeot 3008 Hybrid4 может упасть до 1,3 л. Фото: YouTube.com


Что будет после гибридов?


Ответ однозначен – автомобили, полностью переведенные на электрическую энергию. Их широкое распространение пока тормозит отсутствие технологий, позволяющих создать наиболее эффективные, удобные в эксплуатации аккумуляторы и моторы. Но, несмотря на сложности, автогиганты продолжают выпуски гибридов разных типов и постоянно обновляют свои модельные линейки. Это дает повод утверждать, что у автомобилей с «универсальным» двигателем уже есть поклонники, постоянные покупатели. Процесс «электрификации» идет полным ходом и переход на экологически безопасные авто уже не за горами.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы купили бы гибридный автомобиль?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Гибридные электромобили на солнечной энергии готовы к массовому выходу на рынокНужна ли любителю велосипедная экипировка?

Инерционный наддув своими руками

Инерционный наддув своими руками

Все знают (если нет, то сейчас все будет), что автомобили с ДВС могут быть атмосферными и турбированными. Вторые при одинаковых параметрах с первыми способны...
  • 483