
Уникальные ледоколы на Байкале: как раньше переправлялись через Великое озеро
В конце XIX века в Российской империи обострилась проблема транспортно-логистической связности западной и восточной части страны. Из-за неразвитости путей сообщения Сибирь и Дальний Восток сильно отставали по экономическому развитию. В 1891 году началось строительство Транссибирской магистрали, а в 1896-м приступили к возведению Кругобайкальской железной дороги.
Однако никто не мог дать точных дат окончания реализации этих проектов. Инженеры и строители сталкивались с массой проблем из-за сложного рельефа и естественных природных преград. Одним из самых сложных мест было озеро Байкал. До окончания строительства КБЖД было еще далеко, а водная переправа в весенние и зимние месяцы была осложнена ледовой обстановкой.
Обычные суда не могли преодолеть толщи замерзшей воды, а переправляться на гужевом транспорте становилось опасным из-за возникающих на озере разломов и торос. Нужен был специальный всесезонный транспорт.
В 1895 году министр путей сообщения князь Хилков приказал построить переправу через озеро Байкал. Тогда же на английском заводе «Armstrong Whitworth» был заказан первый паром-ледокол. Согласно контракту британцы должны были построить корпус судна, паровые котлы и силовую установку на своей верфи, а затем разобрать. Позже детали корабля доставили в Санкт-Петербург.
Далее отдельные части судна общей массой 2500 тонн отправили на восток. К тому моменту до Красноярска уже была построена железная дорога. Дальнейший путь груза пролегал по рекам Енисей и Ангара. Местами использовался и гужевой транспорт. Сборку судна осуществляли в поселке Листвянка на берегу Байкала. Уже в 1899 году паром спустили на воду.
Паром «Байкал» за выгрузкой. Фото: catalog.shm.ru
Водоизмещение судна составило 4200 тонн. Длина корпуса превышала 88, а ширина 17 метров. Три паровых двигателя имели мощность 3750 л. с. Винты могли обеспечивать скорость в 12 узлов (22 км/ч). Паром-ледокол «Байкал» вмещал до 27 двухосных железнодорожных вагонов общей массой до 800 тонн, а также 300 пассажиров.
Корабль активно использовали до 1905 года. Это был единственный способ переправки железнодорожных вагонов без перегрузки. К сожалению, в годы Гражданской войны судно было сильно повреждено и частично затонуло у пристани Мысовка на восточном берегу Байкала. В 1926 году паром порезали на металл.
Это судно также было заказано на заводе «Armstrong Whitworth» в Ньюкасле правлением Сибирской железной дороги. Ледокол «Ангара» предназначался для прокладки путей во льдах толщиной свыше 70 см для парома «Байкал» и других судов.
«Ангара» могла вместить 160 пассажиров и перевозить негабаритные грузы до 250 тонн, но в основном корабль использовался в качестве вспомогательного судна. Четыре котла и одна паровая машина обеспечивали 1250 л. с. мощности и позволяли ледоколу идти со скоростью 12 узлов.
Пароход-ледокол «Ангара». Фото: youtube.com
Судно использовали до 1906 года, но после открытия КБЖД, средств на содержание не нашлось. Да и необходимость в использовании отпала. В 1916 году в разгар Первой Мировой войны Транссиб не справлялся с нагрузкой, поэтому на Байкале вновь заработала регулярная паромная переправа.
Ледокол «Анагара» пережил Гражданскую войну, хоть и переходил несколько раз из рук в руки. Позже судно национализировали, разоружили и использовали для перевозки грузов между населенными пунктами Байкала.
Пароход прошел несколько модернизаций в 30-е годы. В июне 1941-го «Ангара» должна была встать на капитальный ремонт, но он был отложен из-за начавшейся Великой Отечественной. Несмотря на это, вплоть до 1949 года ледокол проводил по озеру баржи с рыбой и другими грузами.
Ледокол «Ангара» в наши дни. Фото: youtube.com
В 1960 судно вновь вышло в плавание, но спустя два года было принято решение исключить «Ангару» из состава флота. Уже в 1979 году корабль отбуксировали к Иркутской ГЭС, где он стоит и по сегодняшний день в качестве музея.
Пароход «Ангара» считается одним из самых старых сохранившихся ледоколов в мире. Есть еще шведское судно «Bore» 1894 года постройки и финский пароход «Tarmo» 1907-го.
«Байкал» и «Ангара» вошли в историю транспорта России. Эти уникальные корабли долгие годы выполняли свои функции и поспособствовали экономическому развитию отдаленных регионов нашей страны.
Однако никто не мог дать точных дат окончания реализации этих проектов. Инженеры и строители сталкивались с массой проблем из-за сложного рельефа и естественных природных преград. Одним из самых сложных мест было озеро Байкал. До окончания строительства КБЖД было еще далеко, а водная переправа в весенние и зимние месяцы была осложнена ледовой обстановкой.
Обычные суда не могли преодолеть толщи замерзшей воды, а переправляться на гужевом транспорте становилось опасным из-за возникающих на озере разломов и торос. Нужен был специальный всесезонный транспорт.
Паром-ледокол «Байкал»
В 1895 году министр путей сообщения князь Хилков приказал построить переправу через озеро Байкал. Тогда же на английском заводе «Armstrong Whitworth» был заказан первый паром-ледокол. Согласно контракту британцы должны были построить корпус судна, паровые котлы и силовую установку на своей верфи, а затем разобрать. Позже детали корабля доставили в Санкт-Петербург.
Далее отдельные части судна общей массой 2500 тонн отправили на восток. К тому моменту до Красноярска уже была построена железная дорога. Дальнейший путь груза пролегал по рекам Енисей и Ангара. Местами использовался и гужевой транспорт. Сборку судна осуществляли в поселке Листвянка на берегу Байкала. Уже в 1899 году паром спустили на воду.

Водоизмещение судна составило 4200 тонн. Длина корпуса превышала 88, а ширина 17 метров. Три паровых двигателя имели мощность 3750 л. с. Винты могли обеспечивать скорость в 12 узлов (22 км/ч). Паром-ледокол «Байкал» вмещал до 27 двухосных железнодорожных вагонов общей массой до 800 тонн, а также 300 пассажиров.
Корабль активно использовали до 1905 года. Это был единственный способ переправки железнодорожных вагонов без перегрузки. К сожалению, в годы Гражданской войны судно было сильно повреждено и частично затонуло у пристани Мысовка на восточном берегу Байкала. В 1926 году паром порезали на металл.
Пароход-ледокол «Ангара»
Это судно также было заказано на заводе «Armstrong Whitworth» в Ньюкасле правлением Сибирской железной дороги. Ледокол «Ангара» предназначался для прокладки путей во льдах толщиной свыше 70 см для парома «Байкал» и других судов.
«Ангара» могла вместить 160 пассажиров и перевозить негабаритные грузы до 250 тонн, но в основном корабль использовался в качестве вспомогательного судна. Четыре котла и одна паровая машина обеспечивали 1250 л. с. мощности и позволяли ледоколу идти со скоростью 12 узлов.

Судно использовали до 1906 года, но после открытия КБЖД, средств на содержание не нашлось. Да и необходимость в использовании отпала. В 1916 году в разгар Первой Мировой войны Транссиб не справлялся с нагрузкой, поэтому на Байкале вновь заработала регулярная паромная переправа.
Ледокол «Анагара» пережил Гражданскую войну, хоть и переходил несколько раз из рук в руки. Позже судно национализировали, разоружили и использовали для перевозки грузов между населенными пунктами Байкала.
Пароход прошел несколько модернизаций в 30-е годы. В июне 1941-го «Ангара» должна была встать на капитальный ремонт, но он был отложен из-за начавшейся Великой Отечественной. Несмотря на это, вплоть до 1949 года ледокол проводил по озеру баржи с рыбой и другими грузами.

В 1960 судно вновь вышло в плавание, но спустя два года было принято решение исключить «Ангару» из состава флота. Уже в 1979 году корабль отбуксировали к Иркутской ГЭС, где он стоит и по сегодняшний день в качестве музея.
Пароход «Ангара» считается одним из самых старых сохранившихся ледоколов в мире. Есть еще шведское судно «Bore» 1894 года постройки и финский пароход «Tarmo» 1907-го.
«Байкал» и «Ангара» вошли в историю транспорта России. Эти уникальные корабли долгие годы выполняли свои функции и поспособствовали экономическому развитию отдаленных регионов нашей страны.
- Андрей Карпов
- wikipedia.org, catalog.shm.ru, youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....