
ВАЗ-2121 «Нива» на «Париж-Дакар»: в день рождения советской легенды о спортивных баталиях
«Комсомолка, спортсменка и просто красавица» … Так и хочется прилепить известное к нашей всепроходимой машине. Юность многих из ныне живущих россиян связана с этим внедорожником. Серийное производство ВАЗ-2121 началось в апреле 1977 года.
Удивительная штука удалась советским конструкторам: короткобазный вездеход с несущим кузовом и полным приводом, понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала. Прибавьте небольшую полную массу 1550 кг, удачную развесовку и нормальный для класса коэффициент лобового сопротивления – 0,536.
Сотворили, как нечего делать, опередив время. По сути, крутой джип, но по цене легковушки. Соотечественники из числа рыбаков-охотников по достоинству оценили автомобиль. Но производитель как будто не гордился своим продуктом, не стремился продвигать в высоких эшелонах. Оставаться бы «Ниве» заурядной машиной из непонятного соцлагеря. Но кое-кто из-за «бугра» рассмотрел огромный потенциал модели.
Жил такой французик: веселый, обаятельный, предприимчивый. Звался Жак Пок. Продавал машины. Быстро смекнул, что эти, из социализма, настоящие простофили: производят хорошую технику, отдают задешево. Доступность европейцев устраивала.
Оригинальный экземпляр ВАЗ-2121 «Нива» образца 1986 года. Фото: YouTube.com
Жак завозил чехословацкую «Шкоду», советские «Москвичи», а с 1972-го и «Ладу». Большой страстью бизнесмена были автогонки. Причем в статусе не зрителя, а участника. Карьера пилота здорово не удалась, но на треках крутился еще с 50-х и знал кухню изнутри.
Рекламу в автомобильном деле и имидж марок создают спортивные победы, твердо верил коммерсант. Поэтому взял за лозунг: «В воскресенье побеждай, в понедельник продавай».
Впрочем, важен даже не триумф, а участие в престижных соревнованиях. Подтверждением служили успехи «Москвич-412», когда он прошел марафоны «Лондон-Сидней» и «Лондон-Мехико». Карманы Жака Пока сильно распухли, ведь «четыреста двенадцатый» после событий разлетался на ура.
Кадры документальной хроники: ВАЗ-2121 «Нива» на ралли «Париж-Дакар». Фото: YouTube.com
Руководствуясь собственным девизом с перечислением дней недели, мсье импортер подхватил и советскую «Ниву» с кодом кузова ВАЗ-2121. Европейский дебют нашей машины состоялся в 1978 году. Одновременно произошло еще одно знаменательное событие.
Сегодня эта автогонка самая суровая, изнурительная и масштабная на планете. Имя организатора – Тьерри Сабин – знает весь спортивный мир. Но занимательную историю – вряд ли.
Французский мотогонщик-экстремал в 1977 году шел на байке по маршруту «Абиджан-Ницца». В Ливийских песках заблудился, пропал из виду на три дня. Отлично загоревшего, но почти бездыханного парня нашли и спасли туареги на верблюдах. Пережив приключение, Тьерри решил, что настоящее испытание техники и людских характеров в коварной пустыне.
Музейный российский экспонат ВАЗ-2121 «Нива» вполне на ходу. Фото: YouTube.com
На первый ралли-марафон 1979 у Эйфелевой башни он собрал 182 участника. Кто на грузовиках, большинство на легковых, были и мотоциклисты. Намеченный путь проходил по Франции, Алжиру, Нигеру. До Сенегала не миновать было еще ряд африканских государств.
Трасса растянулась на 10 тыс. км, которые нужно пройти за три недели. Сложнейшие спецучастки занимали 3168 км. Никаких кафешек по пути, ремонтных мастерских и т. д. Поломался, чини на ходу. Словом, с той «экскурсии» до финиша добрались 74 экипажа.
Да, она участвовала в первом ралли «Париж-Дакар». Причем не в единственном экземпляре. У стартовой линии стояли 5 советских, никому неизвестных машин. Не было флагов СССР или Франции, не мелькали логотипы компании славного Пока. Просто 5 экипажей в частном порядке купили внедорожники у дилеров и выступали сами за себя.
«Нива» на нашем бездорожье. Фото: YouTube.com
Наши автомобили были практически серийными. Гоночную модернизацию пилоты сделали по минимуму: вварили внутренний каркас безопасности и бензобак большего размера, поколдовали с подвеской, защитили металлом днище.
Под капоты не лезли. Моторы оставили заводские – рядные «четверки»:
✅ Объем – 1,6 л
✅ Мощность – 80 л. с. при 5,4 тыс. об/мин
✅ Пик момента – 116 Н*м при 3,4 тыс. об/мин
Машина разгонялась до 132 км/ч, первой «сотни» добивалась за 20 сек. Мало кто смотрел в сторону «Нив», тем более, верил в успех. Ведь в конкурентах, среди прочих, красовался серьезно заряженный немецкий Volkswagen Iltis.
Не покорившая «Дакар»: вид сзади. Фото: YouTube.com
Но финишной ленты все же достигли два советских полноприводника. Один в абсолюте пришел 28-ым, другой стал 42-ым. Однако после разбора полетов результаты пересмотрели: присудили 13-ое и 17-ое места.
Дело в том, что регламент первого ралли «Париж-Дакар» был «сырым». Оргкомитет не поделил средства передвижения на классы. Мототранспорт, грузовики, вездеходы, легковушки ехали кучей.
Одну из «Нив» пилоты продали в Сенегале. Вторую забрал во Францию Жак Пот. Оплатив обратный трансфер, предприниматель получил от экипажа информацию, как правильно подготовить ВАЗ-2121 к очередным испытаниям.
Жак начал с того, что организовал собственную команду с названием Niva Proto. Он взял 8 советских внедорожников, набрал отличных гонщиков, одним из которых был профессионал Жан-Клод Бриавуан.
В этот раз моторы модернизировали основательно. Невероятными ухищрениями отдачу силовых агрегатов подняли до 110 «лошадей». Поначалу машины пошли хорошо. Но вспомним мытарства спортсменов. Без техобслуживания, нагруженные водой, едой, запчастями, покрышками автомобили преодолевали зной, пески, пересеченные местности.
Звездный профи Бриавуан сошел с дистанции из-за поломки еще в Алжире. Но спортсмен-любитель Андре Тросса привел свою боевую «Нива» к финишу 19-ым. Это был успех, после которого европейцы воззрились на советскую технику во все глаза.
В снегах или песках, внедорожник везде смотрится отлично. Фото: YouTube.com
Собранный, компактный автомобиль занимал в пространстве немного места:
✅ Длина – 3740 мм
✅ Ширина – 1680 мм
✅ Высота – 1640 мм
✅ Между мостами – 2200 мм
✅ Клиренс – 220 мм
Более всего, однако, экспертов удивила крепкая ходовая джипа из страны Советов.
В этом сезоне упрямый Пок продолжил трудиться над жигулевским двигателем. Объем расточили до 1,8 л, мощность подняли до 140 л. с. Баранку крутил тот же Жан-Клод Бриавуан. Не туда вывернул, видимо: заплутал в пустыне, едва дотянув до заправочной станции.
ВАЗ-2121 «Нива»: внутренний каркас безопасности. Фото: YouTube.com
Далее началась череда проколов колес. Уже на финишной прямой потек радиатор. А ведь перегнал, было, соперника на Range Rover. Итогом гонки стало третье место в абсолютном зачете. О потрясающем событии трубила пресса СССР.
В 82-ом из Парижа стартовало 20 (!) наших полноприводников. Экипаж под управлением Жан-Клода финишировал вторым, уступив турбированному 170-сильному Renault 20 4x4. Разве это не великая победа?
Французский 200-сильный мотор Simca. Фото: YouTube.com
На следующий, 1983 год, Жак Пот и его толковые механики предприняли кардинальные меры:
✅ Стандартный мотор заменили на 2,4-литровый Simca мощностью 200 л. с.
✅ Капот, двери, крышку багажника для облегчения веса спортивного снаряда изготовили из стекловолокна
✅ Лобовик сняли с уплотнителей, посадили на клей (требование техники безопасности)
✅ Установили гоночную подвеску
✅ Усилили тормоза
✅ Переработали бортовую электрику
Раздатка, мосты, редуктор остались «родными». Команду Lada Poch представляли три экипажа. Андре Тросса привел «Ниву» к финишу вторым. Победителем «Дакар-83» был Mercedes-Benz.
На этом лучшие времена нашего ВАЗ-2121 закончились. В 1986-ом «Нива» гналась за двумя «Порше 959» с 400-сильными двигателями. Рядом с такими конкурентами и третья ступень пьедестала почетна. «Дакар» так и не покорился нашей машине. Имеет ли это значение?..
Удивительная штука удалась советским конструкторам: короткобазный вездеход с несущим кузовом и полным приводом, понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала. Прибавьте небольшую полную массу 1550 кг, удачную развесовку и нормальный для класса коэффициент лобового сопротивления – 0,536.
Сотворили, как нечего делать, опередив время. По сути, крутой джип, но по цене легковушки. Соотечественники из числа рыбаков-охотников по достоинству оценили автомобиль. Но производитель как будто не гордился своим продуктом, не стремился продвигать в высоких эшелонах. Оставаться бы «Ниве» заурядной машиной из непонятного соцлагеря. Но кое-кто из-за «бугра» рассмотрел огромный потенциал модели.
Ушлый «лягушатник»
Жил такой французик: веселый, обаятельный, предприимчивый. Звался Жак Пок. Продавал машины. Быстро смекнул, что эти, из социализма, настоящие простофили: производят хорошую технику, отдают задешево. Доступность европейцев устраивала.

Жак завозил чехословацкую «Шкоду», советские «Москвичи», а с 1972-го и «Ладу». Большой страстью бизнесмена были автогонки. Причем в статусе не зрителя, а участника. Карьера пилота здорово не удалась, но на треках крутился еще с 50-х и знал кухню изнутри.
Рекламу в автомобильном деле и имидж марок создают спортивные победы, твердо верил коммерсант. Поэтому взял за лозунг: «В воскресенье побеждай, в понедельник продавай».
Впрочем, важен даже не триумф, а участие в престижных соревнованиях. Подтверждением служили успехи «Москвич-412», когда он прошел марафоны «Лондон-Сидней» и «Лондон-Мехико». Карманы Жака Пока сильно распухли, ведь «четыреста двенадцатый» после событий разлетался на ура.

Руководствуясь собственным девизом с перечислением дней недели, мсье импортер подхватил и советскую «Ниву» с кодом кузова ВАЗ-2121. Европейский дебют нашей машины состоялся в 1978 году. Одновременно произошло еще одно знаменательное событие.
Ралли «Париж-Дакар»
Сегодня эта автогонка самая суровая, изнурительная и масштабная на планете. Имя организатора – Тьерри Сабин – знает весь спортивный мир. Но занимательную историю – вряд ли.
Французский мотогонщик-экстремал в 1977 году шел на байке по маршруту «Абиджан-Ницца». В Ливийских песках заблудился, пропал из виду на три дня. Отлично загоревшего, но почти бездыханного парня нашли и спасли туареги на верблюдах. Пережив приключение, Тьерри решил, что настоящее испытание техники и людских характеров в коварной пустыне.

На первый ралли-марафон 1979 у Эйфелевой башни он собрал 182 участника. Кто на грузовиках, большинство на легковых, были и мотоциклисты. Намеченный путь проходил по Франции, Алжиру, Нигеру. До Сенегала не миновать было еще ряд африканских государств.
Трасса растянулась на 10 тыс. км, которые нужно пройти за три недели. Сложнейшие спецучастки занимали 3168 км. Никаких кафешек по пути, ремонтных мастерских и т. д. Поломался, чини на ходу. Словом, с той «экскурсии» до финиша добрались 74 экипажа.
1979 год: первый поход ВАЗ-2121 «Нива»
Да, она участвовала в первом ралли «Париж-Дакар». Причем не в единственном экземпляре. У стартовой линии стояли 5 советских, никому неизвестных машин. Не было флагов СССР или Франции, не мелькали логотипы компании славного Пока. Просто 5 экипажей в частном порядке купили внедорожники у дилеров и выступали сами за себя.

Наши автомобили были практически серийными. Гоночную модернизацию пилоты сделали по минимуму: вварили внутренний каркас безопасности и бензобак большего размера, поколдовали с подвеской, защитили металлом днище.
Под капоты не лезли. Моторы оставили заводские – рядные «четверки»:
✅ Объем – 1,6 л
✅ Мощность – 80 л. с. при 5,4 тыс. об/мин
✅ Пик момента – 116 Н*м при 3,4 тыс. об/мин
Машина разгонялась до 132 км/ч, первой «сотни» добивалась за 20 сек. Мало кто смотрел в сторону «Нив», тем более, верил в успех. Ведь в конкурентах, среди прочих, красовался серьезно заряженный немецкий Volkswagen Iltis.

Но финишной ленты все же достигли два советских полноприводника. Один в абсолюте пришел 28-ым, другой стал 42-ым. Однако после разбора полетов результаты пересмотрели: присудили 13-ое и 17-ое места.
Дело в том, что регламент первого ралли «Париж-Дакар» был «сырым». Оргкомитет не поделил средства передвижения на классы. Мототранспорт, грузовики, вездеходы, легковушки ехали кучей.
Одну из «Нив» пилоты продали в Сенегале. Вторую забрал во Францию Жак Пот. Оплатив обратный трансфер, предприниматель получил от экипажа информацию, как правильно подготовить ВАЗ-2121 к очередным испытаниям.
1980 год: второй поход ВАЗ-2121 «Нива»
Жак начал с того, что организовал собственную команду с названием Niva Proto. Он взял 8 советских внедорожников, набрал отличных гонщиков, одним из которых был профессионал Жан-Клод Бриавуан.
ВАЗ-2121 «Нива» на «Париж-Дакар»
В этот раз моторы модернизировали основательно. Невероятными ухищрениями отдачу силовых агрегатов подняли до 110 «лошадей». Поначалу машины пошли хорошо. Но вспомним мытарства спортсменов. Без техобслуживания, нагруженные водой, едой, запчастями, покрышками автомобили преодолевали зной, пески, пересеченные местности.
Звездный профи Бриавуан сошел с дистанции из-за поломки еще в Алжире. Но спортсмен-любитель Андре Тросса привел свою боевую «Нива» к финишу 19-ым. Это был успех, после которого европейцы воззрились на советскую технику во все глаза.

Собранный, компактный автомобиль занимал в пространстве немного места:
✅ Длина – 3740 мм
✅ Ширина – 1680 мм
✅ Высота – 1640 мм
✅ Между мостами – 2200 мм
✅ Клиренс – 220 мм
Более всего, однако, экспертов удивила крепкая ходовая джипа из страны Советов.
1981 год: третий поход ВАЗ-2121 «Нива»
В этом сезоне упрямый Пок продолжил трудиться над жигулевским двигателем. Объем расточили до 1,8 л, мощность подняли до 140 л. с. Баранку крутил тот же Жан-Клод Бриавуан. Не туда вывернул, видимо: заплутал в пустыне, едва дотянув до заправочной станции.

Далее началась череда проколов колес. Уже на финишной прямой потек радиатор. А ведь перегнал, было, соперника на Range Rover. Итогом гонки стало третье место в абсолютном зачете. О потрясающем событии трубила пресса СССР.
1982-1986 годы: окончание спортивной биографии ВАЗ-2121 «Нива»
В 82-ом из Парижа стартовало 20 (!) наших полноприводников. Экипаж под управлением Жан-Клода финишировал вторым, уступив турбированному 170-сильному Renault 20 4x4. Разве это не великая победа?

На следующий, 1983 год, Жак Пот и его толковые механики предприняли кардинальные меры:
✅ Стандартный мотор заменили на 2,4-литровый Simca мощностью 200 л. с.
✅ Капот, двери, крышку багажника для облегчения веса спортивного снаряда изготовили из стекловолокна
✅ Лобовик сняли с уплотнителей, посадили на клей (требование техники безопасности)
✅ Установили гоночную подвеску
✅ Усилили тормоза
✅ Переработали бортовую электрику
Раздатка, мосты, редуктор остались «родными». Команду Lada Poch представляли три экипажа. Андре Тросса привел «Ниву» к финишу вторым. Победителем «Дакар-83» был Mercedes-Benz.
На этом лучшие времена нашего ВАЗ-2121 закончились. В 1986-ом «Нива» гналась за двумя «Порше 959» с 400-сильными двигателями. Рядом с такими конкурентами и третья ступень пьедестала почетна. «Дакар» так и не покорился нашей машине. Имеет ли это значение?..
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

«Шатун» и не только: на площадке «Экспофорума» показали много интересной техники
Амфибийный болотоход стал одним из ключевых экспонатов. Что еще необычного было на форуме?...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...