
Отчего разнится количество винтов и лопастей вертолета
Авиаторы считают официальным годом рождения вертолета 1940-ой. Первую винтокрылую машину VS-300 создал российский (чем безмерно гордимся) и американский ученый-авиастроитель Игорь Иванович Сикорский. С тех давних пор конструктив и формы вертолетов претерпели колоссальные изменения. Но константой остается одно – несущий (основной) винт с вертикальной осью вращения. Устройство ось-винт-лопасть часто называют ротором. Пропеллер – тоже подходящее слово.
Ротор – механизм, который обеспечивает подъемную силу вертолета. С его помощью пилот взмывает в небо, осуществляет управляемый горизонтальный полет и сажает машину на выбранном пятачке. Картина не слишком сложная и принципиально понятная. Но нас занимает количество винтов и лопастей. Почему они разнятся на моделях?
Вертолет демонстрирует уникальные возможности: взлетает и садится перпендикулярно земле, легко маневрирует, быстро меняет траекторию движения, зависает в вышине. Его никогда не величают воздушным судном, так как в этом случает возникает ассоциация с самолетом. Чаще вертолетчики слышат безобидное «стрекоза».
Гражданский отечественный вертолет «Орлан 2». Фото: YouTube.com
Всем возможностям машина обязана винту, который возвышается над крышей. Это ключевая деталь летательного аппарата. Винт представляет собой вращающийся вал большого диаметра со встроенными лопастями. Последние имеют различные профили, но соотношение длины к ширине составляет 14:1 или 15:1.
При запуске двигателя винт начинает вращаться, раскручивая лопасти. Воздух обтекает их и создает разницу давления. Под лопастями оно выше, чем над ними: физическое тело неизбежно оторвется от земли и рванет вверх. То есть в зону низкого давления.
Для движения вперед пилот меняет угол наклона лопастей. Выходит, человек за штурвалом контролирует направление и скорость полета. Но при взлете получается нежелательный эффект: лопасти создают реактивный момент, который стремится развернуть фюзеляж в противоположную сторону.
Соосная модель АТМ-121 с поршневым двигателем. Фото: YouTube.com
Для компенсации этого явления на хвостовой балке устанавливают еще один пропеллер. Этот небольшой винт своим вращением создает боковую тягу, которая и уравновешивает реактивный момент. Благодаря хвостовому механизму машина сохраняет устойчивость и управляемость. Итак, винт – подъемная и движущая (пропульсивная) сила машины. Выяснив, вернемся к теме роторов позднее.
Ответ отрицательный. Или, уточним, неоднозначный. Все зависит от цели, с которой создают аппарат, и ТТХ конкретной модели. А задачами трудяга завален выше крыши.
В гражданском секторе:
✅ перевозит пассажиров и грузы
✅ тушит пожары
✅ выполняет строительно-монтажные работы
✅ проводит аварийно-спасательные операции
✅ мониторит местность
Военное назначение еще круче. Сверхлегкая «стрекоза» обладает взлетным весом 1000 кг, а тяжелый винтокрылый – 13 000 кг. Исходя из целеустановки, размера и массы вертолета производитель выбирает количество лопастей. То есть всякий раз меняет конструкцию.
Инженеры добиваются максимальной эффективности при использовании машины, где бы она не трудилась. При этом подъемная сила, стабильность в пространстве и управляемость должны находится в оптимальном соотношении.
Количество лопастей – 2-8 шт. Увеличив число деталей, скажем, вдвое, можно сократить частоту вращения пропеллера. При этом подъемная сила не пострадает. Выходит, большее количество лопастей выгодно. Но не всегда оправдано (вспоминаем о целях летательных аппаратов).
У многолопастных машин появляются неоспоримые плюсы. Ценнейший: конструкторы сокращают диаметр оси. Такой шаг одновременно решает проблему превышения скорости звука на оконечностях лопастей. А ведь для тяжелых «вертушек» это особенно актуально: большие лопасти создают серьезную нагрузку на конструкцию и вызывают нежелательную вибрацию.
МИ-38 Колымской авиации. Фото: YouTube.com
Важно:
Вывод: большое количество лопастей – хорошо. Но! Высвечивается другая сторона медали. Добавив лишние элементы, инженеры усложняют конструктив, техническое обслуживание и последующий ремонт, а также добавляют лишний вес.
Перечисленные факторы прямо ведут к удорожанию модели. Поэтому славные разработчики ищут и находят баланс между числом, размером, профилем лопастей и общей эффективностью аппарата.
Улучшить технические и эксплуатационные характеристики вертолета можно и за счет «лишних» винтов. Не последнюю роль тут играет способ установки дополнительного ротора. На части моделей два винта располагают друг за другом вдоль фюзеляжа.
Американский вертолет CH-47 Chinook. Фото: YouTube.com
Примером послужит грузовой CH-47 Chinook производства США. В хвостовом оперении в этом случае необходимости нет. Значит, длина укорачивается, и «вертушка» отлично работает в ограниченном пространстве.
Бывает, винтокрылого намериваются использовать для перевозки грузов на внешней подвеске. Тогда авиаинженеры применяют схему с двумя перекрещивающимися несущими винтами, которые вращаются в противоположном направлении. Выгода следующая: при компактных размерах и небольшой массе «стрекоза» успешно справляется с подъемно-транспортными операциями. Подобные модели часто применяют на лесозаготовках.
Ка-52 «Аллигатор» с соосным расположением винтов. Фото: YouTube.com
Еще один вариант установки дополнительного пропеллера рассмотрим на нашем Ка-52 «Аллигатор». Здесь наблюдается соосное расположение винтов, то есть они сидят на общем валу один над другим. Вращаются детали в разных направлениях. Недостаток нестандартного решения в том, что компоненты мешают друг другу и часть энергии тратится впустую.
Список заводов, выпускающих винтокрылые аппараты, длинный. В него входят предприятия городов Арсеньев, Воронеж, Екатеринбург, Луховицы и ряд других. Ежегодно в стране на разных производственных площадках собирают до 185 экземпляров. Рассмотрим модели, которыми гордимся.
Машину разработал Казанский вертолетный завод. Серийное производство легкой многоцелевой «стрекозы» началось в 2004 году. Воздушное средство передвижения берет на борт 7-9 пассажиров и 1,3 т груза.
Вертолет АНСАТ повышенной комфортности. Фото: YouTube.com
АНСАТ – одновинтовой «воздушный вездеход» с двойным хвостовым оперением. Силовую установку представляют два газотурбинных двигателя PW-207K. Модификация с повышенным уровнем комфортности перевозит высокопоставленных лиц государства, поэтому ее называют «летающий лимузин».
Машина, разработанная ОАО «Камов», тоже из серии легких: количество пассажиров и грузов примерно совпадает. Но тяжести весом 1 350 кг можно перевозить на внешней подвеске.
КА-226, на основе которого построили модель КА-226Т. Фото: YouTube.com
Вертолет с парой газотурбинных моторов построен по двухвинтовой схеме. Задачи КА-226Т: патрулирование охраняемых зон, перевозка терпящих бедствия, скорая медицинская помощь. Заводской ресурс – 18 000 летных часов.
Презентация аппарата соосной схемы состоялась в 2018 году. Авторство – конструкторское бюро «ВР-Технологии». Размеры (ДхВ): 8,09х3,77 м.
VRT500 на презентации 2018 года. Фото: YouTube.com
Крейсерская скорость составляет 225 км/ч. Дальность полетов – 860 км. Взлетная масса – 1 650 кг. Кабина объемом 5,3 м3 рассчитана на пятерых пассажиров. Машину предполагают использовать как аэро-такси, поэтому внутри удобные энергопоглощающие кресла.
Не раз приходилось наблюдать, особенно в сельской местности, трогательную картину. В небе с характерным тарахтящим звуком появляется «стрекоза». Жители, как один, поднимают головы, улыбаются, приветственно машут руками.
Детишки бегут, истошно вопя: «Вертолет! Забери меня в полет!». В свое время, ребятушки. Пока хорошо учитесь: пилот – профессия сложная…
Ротор – механизм, который обеспечивает подъемную силу вертолета. С его помощью пилот взмывает в небо, осуществляет управляемый горизонтальный полет и сажает машину на выбранном пятачке. Картина не слишком сложная и принципиально понятная. Но нас занимает количество винтов и лопастей. Почему они разнятся на моделях?
Подробнее о действии несущего винта
Вертолет демонстрирует уникальные возможности: взлетает и садится перпендикулярно земле, легко маневрирует, быстро меняет траекторию движения, зависает в вышине. Его никогда не величают воздушным судном, так как в этом случает возникает ассоциация с самолетом. Чаще вертолетчики слышат безобидное «стрекоза».

Всем возможностям машина обязана винту, который возвышается над крышей. Это ключевая деталь летательного аппарата. Винт представляет собой вращающийся вал большого диаметра со встроенными лопастями. Последние имеют различные профили, но соотношение длины к ширине составляет 14:1 или 15:1.
При запуске двигателя винт начинает вращаться, раскручивая лопасти. Воздух обтекает их и создает разницу давления. Под лопастями оно выше, чем над ними: физическое тело неизбежно оторвется от земли и рванет вверх. То есть в зону низкого давления.
Для движения вперед пилот меняет угол наклона лопастей. Выходит, человек за штурвалом контролирует направление и скорость полета. Но при взлете получается нежелательный эффект: лопасти создают реактивный момент, который стремится развернуть фюзеляж в противоположную сторону.

Для компенсации этого явления на хвостовой балке устанавливают еще один пропеллер. Этот небольшой винт своим вращением создает боковую тягу, которая и уравновешивает реактивный момент. Благодаря хвостовому механизму машина сохраняет устойчивость и управляемость. Итак, винт – подъемная и движущая (пропульсивная) сила машины. Выяснив, вернемся к теме роторов позднее.
Две лопасти хорошо, а восемь лучше?
Ответ отрицательный. Или, уточним, неоднозначный. Все зависит от цели, с которой создают аппарат, и ТТХ конкретной модели. А задачами трудяга завален выше крыши.
В гражданском секторе:
✅ перевозит пассажиров и грузы
✅ тушит пожары
✅ выполняет строительно-монтажные работы
✅ проводит аварийно-спасательные операции
✅ мониторит местность
Военное назначение еще круче. Сверхлегкая «стрекоза» обладает взлетным весом 1000 кг, а тяжелый винтокрылый – 13 000 кг. Исходя из целеустановки, размера и массы вертолета производитель выбирает количество лопастей. То есть всякий раз меняет конструкцию.
Вертолеты – гордость России
Инженеры добиваются максимальной эффективности при использовании машины, где бы она не трудилась. При этом подъемная сила, стабильность в пространстве и управляемость должны находится в оптимальном соотношении.
Количество лопастей – 2-8 шт. Увеличив число деталей, скажем, вдвое, можно сократить частоту вращения пропеллера. При этом подъемная сила не пострадает. Выходит, большее количество лопастей выгодно. Но не всегда оправдано (вспоминаем о целях летательных аппаратов).
Преимущества и недостатки многолопастных моделей
У многолопастных машин появляются неоспоримые плюсы. Ценнейший: конструкторы сокращают диаметр оси. Такой шаг одновременно решает проблему превышения скорости звука на оконечностях лопастей. А ведь для тяжелых «вертушек» это особенно актуально: большие лопасти создают серьезную нагрузку на конструкцию и вызывают нежелательную вибрацию.

Важно:
Подъемная сила вертолетов с увеличением числа лопастей распределяется по диску ротора более равномерно
Вывод: большое количество лопастей – хорошо. Но! Высвечивается другая сторона медали. Добавив лишние элементы, инженеры усложняют конструктив, техническое обслуживание и последующий ремонт, а также добавляют лишний вес.
Перечисленные факторы прямо ведут к удорожанию модели. Поэтому славные разработчики ищут и находят баланс между числом, размером, профилем лопастей и общей эффективностью аппарата.
Возвращаемся к винтам
Улучшить технические и эксплуатационные характеристики вертолета можно и за счет «лишних» винтов. Не последнюю роль тут играет способ установки дополнительного ротора. На части моделей два винта располагают друг за другом вдоль фюзеляжа.

Примером послужит грузовой CH-47 Chinook производства США. В хвостовом оперении в этом случае необходимости нет. Значит, длина укорачивается, и «вертушка» отлично работает в ограниченном пространстве.
Бывает, винтокрылого намериваются использовать для перевозки грузов на внешней подвеске. Тогда авиаинженеры применяют схему с двумя перекрещивающимися несущими винтами, которые вращаются в противоположном направлении. Выгода следующая: при компактных размерах и небольшой массе «стрекоза» успешно справляется с подъемно-транспортными операциями. Подобные модели часто применяют на лесозаготовках.

Еще один вариант установки дополнительного пропеллера рассмотрим на нашем Ка-52 «Аллигатор». Здесь наблюдается соосное расположение винтов, то есть они сидят на общем валу один над другим. Вращаются детали в разных направлениях. Недостаток нестандартного решения в том, что компоненты мешают друг другу и часть энергии тратится впустую.
Российские гражданские вертолеты
Список заводов, выпускающих винтокрылые аппараты, длинный. В него входят предприятия городов Арсеньев, Воронеж, Екатеринбург, Луховицы и ряд других. Ежегодно в стране на разных производственных площадках собирают до 185 экземпляров. Рассмотрим модели, которыми гордимся.
АНСАТ
Машину разработал Казанский вертолетный завод. Серийное производство легкой многоцелевой «стрекозы» началось в 2004 году. Воздушное средство передвижения берет на борт 7-9 пассажиров и 1,3 т груза.

АНСАТ – одновинтовой «воздушный вездеход» с двойным хвостовым оперением. Силовую установку представляют два газотурбинных двигателя PW-207K. Модификация с повышенным уровнем комфортности перевозит высокопоставленных лиц государства, поэтому ее называют «летающий лимузин».
КА-226Т
Машина, разработанная ОАО «Камов», тоже из серии легких: количество пассажиров и грузов примерно совпадает. Но тяжести весом 1 350 кг можно перевозить на внешней подвеске.

Вертолет с парой газотурбинных моторов построен по двухвинтовой схеме. Задачи КА-226Т: патрулирование охраняемых зон, перевозка терпящих бедствия, скорая медицинская помощь. Заводской ресурс – 18 000 летных часов.
VRT500
Презентация аппарата соосной схемы состоялась в 2018 году. Авторство – конструкторское бюро «ВР-Технологии». Размеры (ДхВ): 8,09х3,77 м.

Крейсерская скорость составляет 225 км/ч. Дальность полетов – 860 км. Взлетная масса – 1 650 кг. Кабина объемом 5,3 м3 рассчитана на пятерых пассажиров. Машину предполагают использовать как аэро-такси, поэтому внутри удобные энергопоглощающие кресла.
Заключение (лирическое)
Не раз приходилось наблюдать, особенно в сельской местности, трогательную картину. В небе с характерным тарахтящим звуком появляется «стрекоза». Жители, как один, поднимают головы, улыбаются, приветственно машут руками.
Детишки бегут, истошно вопя: «Вертолет! Забери меня в полет!». В свое время, ребятушки. Пока хорошо учитесь: пилот – профессия сложная…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

«До 3500 тракторов в год»: во Владимирской области открылся новый завод
Первую партию выпустят уже летом. В проект вложили более 4,5 млрд рублей....

Haval H9 «изнутри» – конструкторские изыски «мрачного китайского гения»
Китайские внедорожники делятся на кроссоверы и рамные модели. Последние, как правило, крупнее и стоят дороже. Чтобы повысить продажи, производители из...

Сахалинская железная дорога: утопия или большие возможности?
В 2020 году завершились работы по модернизации путей сообщения на Сахалине. Остров получил новый подвижной состав и вагоны. Но у железной дороги по-прежнему...

В модернизацию ПД-14 вложат еще 14,2 млрд рублей
Двигатель станет тише и экономичнее. Даже сейчас он успешно конкурирует с Pratt & Whitney....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Современная версия советского трактора Т-16 – российский СИЛАНТ «Универсал»
Многие еще помнят нелепый советский трактор Т-16. Несмотря на свой странный вид, эта техника до сих пор пользуется спросом на вторичном рынке. Да и на частных...

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Завершается подготовка к «серии» – наш «Атом» испытали холодом и снегом
До массового производства электрокара осталось три месяца. По сообщению производителя, машина сможет похвастаться большим количеством различных «ассистентов» и...

Стартовало производство двух российских круизных теплоходов МПКС-L
Обещают передать их заказчику осенью 2026 года. Суда способны «ходить» и по битому льду....

Возрастной японский универсал – вместо новой Лады Искры
Каждая уважающая себя станция технического обслуживания имеет транспорт для разъездов. Нужен он в первую очередь снабженцу или соответствующей службе. Вот и...

EMD E9 – последний американский локомотив с дизайном «нос бульдога»
EMD E9 стал завершением серии американских тепловозов. Он же оказался и самой производительной моделью, хотя, из-за ситуации на рынке, и не смог...

Российский вездеход Visuva еще не вышел, но уже получил обновление
Все изменения направлены не столько на «косметические» цели, сколько на улучшение эксплуатационных характеристик. Представительство компании также назвало...

Volkswagen сделал премиум доступнее: вышел новый Touareg
Цена кусается, но оправдана уровнем комфорта. Сильнее всего переработали дизайн кузова....