
АНТ-25: советский самолет для рекордов
Советская авиационная промышленность начала зарождаться в 1920-е годы. После Первой мировой и Гражданской войн страна сильно отставала в вопросах авиастроения. Чтобы «нагнать» упущенное, в Москве и Ленинграде создали конструкторские бюро, в которых и проектировались первые опытные образцы летающих машин. Уже к концу 1920-х промышленность выпускала до 900 самолетов в год.
Прорывными стали 30-е. Помимо самолетов военного назначения, набирало темпы производство пассажирских моделей. На свет появились машины ПС-9, ПС-35, ПС-84 и ряд других. Отдельное внимание уделялось перспективным моделям, которые проектировали и собирали под конкретные задачи. Одним из таких уникальных самолетов стал АНТ-25, который также именуют «РД», то есть – «рекорд дальности».
Сегодня, когда Россия пошла по пути развития гражданского отечественного авиастроения, самое время вспомнить о первых шагах советских инженеров и подвигах летчиков-испытателей, которые совершали настоящие чудеса, чтобы стать первыми.
Модель с самого начала проектировалась под одну единственную задачу – установление рекорда дальности полета. Впервые идея о создании такого самолета появилась в 1931 году. Знаменитые конструкторы Туполев и Сухой занимались созданием АНТ-25 в подмосковном ЦАГИ. В 1932 году вся проектная документация была готова, можно было приступать к сборке.
Обслуживание двигателя самолета АНТ-25. Фото: YouTube.com
В качестве силовой установки для первого самолета был выбран советский поршневой двигатель с водяным охлаждением «М-34». Его мощность могла достигать 900 л. с. Агрегат разработали в НАМИ. Этот двигатель устанавливался на серийные самолеты ТБ-3 и МДР-2, а также на знаменитый АНТ-20 «Максим Горький».
Размах крыла АНТ-25 составлял 34, а длина корпуса – 13,4 метра. Максимальная взлетная масса – 8 тонн. Скорость АНТ-25 могла достигать 246 км/ч.
Фюзеляж состоял из трех частей. Кабина для трех членов экипажа расположилась в середине конструкции. Важно, что самолет изначально конструировали под двух пилотов и штурмана. При этом штурвал у АНТ-25 был всего один. Предполагалось, что летчики будут сменять друг друга во время длительных перелетов.
На самолет установили самое современное по тем временам оборудование. Особое внимание уделялось средствам навигации, поскольку полеты должны были проходить в отдаленных регионах без развитой аэродромной инфраструктуры. Для принятия верных решений экипажи должны были четко понимать, где они находятся.
Кроме этого, на борту была установлена радиостанция с радиусом действия до 5 тыс. км. Она же помогала пеленговать, то есть определять точное расположение самолета с наземных станций.
АНТ-25 готовится к полету. Фото: YouTube.com
Всего к 1934 году на воронежском заводе №18 советские инженеры построили 2 самолета с разными по мощности двигателями. Уже на первых испытаниях машины прошли 7200 и 10800 км. Однако по проекту предполагались значительно большая дальность и продолжительность полета.
Чтобы улучшить аэродинамику самолета инженеры пошли на хитрость. Все гофрированные элементы крыльев были обтянуты полотном, а выступающие элементы отполированы. Такое просто решение помогло увеличить дальность полета на 1000 км. Также был установлен новый карбюратор, доработана система охлаждения.
10 сентября 1934 года модернизированный самолет АНТ-25 поднимается в воздух с подмосковного аэродрома. На борту три члена экипажа – пилоты М.М. Громов, А.И. Филин и штурман И.Т. Спирин. Им необходимо установить мировой рекорд продолжительности полета. Маршрут пролегал над центральными регионами страны. В итоге экипаж преодолел 12411 км, полет продолжался 75 часов.
В 1935 году была предпринята попытка первого трансполярного перелета из СССР в США. Об этом событии написали газеты, была даже выпущена почтовая марка. Однако после взлета и преодоления всего 2000 км в кабину экипажа начало просачиваться масло. Пилоты приняли решение прекратить полет. Позже выяснилось, что поступление жидкости произошло из-за обычного превышения допустимого объема в баке.
Кабина и моторный отсек АНТ-25. Фото: YouTube.com
В июле 1936 года экипаж во главе со знаменитым летчиком-испытателем Валерием Чкаловым совершил знаменитый перелет «Москва-Дальний Восток». АНТ-25 пролетел над водами Северного Ледовитого океана, прошел Камчатку и двигался по направлению к Хабаровску. Однако над Охотским морем произошло резкое ухудшение погоды. Самолет получил обледенение, видимость осложнялась сильным туманом.
Несколько часов экипаж вел машину всего в 50-100 метрах над уровнем моря. В итоге было принято решение посадить самолет на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Чтобы снова поднять АНТ-25 в воздух, в кратчайшие сроки силами местных пограничников была простроена взлетно-посадочная полоса протяженностью 500 метров. Полет продолжился 28 июля. Сначала экипаж достиг Хабаровска, а затем вернулся на аэродром отправления в подмосковное Щелково. Всего пилоты преодолели 9374 км.
АНТ-25 после трансполярного перелета. Фото: YouTube.com
Спустя год состоялась еще одна попытка перелета в США. На этот раз успешная. Летом 1937-го экипаж Громова, Юмашева и Данилина взлетел в Подмосковье и приземлился недалеко от Сан-Джасинто, штат Калифорния, при этом, пролетев над Северным полюсом. Пилоты установили сразу два рекорда по перелетам. По прямой линии они преодолели 10148 км, а по ломаной – 11500 км. Интересно, что обратно в Советский Союз самолет доставили в уже разобранном виде по морю.
Уже в конце 30-х на базе самолета АНТ-25 были построены советские бомбардировщики дальнего действия, которые позже были приняты на вооружение.
Чтобы оставить в истории память об уникальных перелетах на советском АНТ-25, в конце 30-х выпускались почтовые марки с изображением самолета и портретами пилотов. В американском Сан-Джастино установлена памятная табличка на английском языке, посвященная первому трансполярному перелету.
Легендарный самолет «дальневосточного маршрута» сохранился в музее В.П. Чкалова в городе Чкаловск, Нижегородской области. Судьба второй машины, которая как раз участвовала в удачном трансполярном перелете, менее завидная. Еще перед войной ее разобрали и вывезли на полигон, где позже использовали в качестве учебной мишени.
Также в советские годы было построено несколько полноразмерных макетов АНТ-25 для съемок в фильмах. Один из них до сих пор стоит в музее авиации в подмосковном Монино.
Модель самолета АНТ-25. Фото: YouTube.com
В 2012 году на российские телеэкраны вышел сериал «Чкалов», посвященный биографии знаменитого летчика. В одной из серий показывается перелет «Москва – Дальний Восток». К слову, в сериале показана 3D-модель машины. Уже в 2013 году Банк России выпустил памятную серебряную монету в 1 рубль с изображением легендарного самолета АНТ-25.
Полеты советских летчиков на АНТ-25 вошли в историю мировой авиации и прославили советских инженеров. Создавая эти уникальные машины, Советский Союз показал всему миру возможности отечественной промышленности. Сегодня, продолжая эту традицию, современные конструкторские бюро и заводы работают над созданием российских самолетов – МС-21 и «Sukhoi Superjet».
Прорывными стали 30-е. Помимо самолетов военного назначения, набирало темпы производство пассажирских моделей. На свет появились машины ПС-9, ПС-35, ПС-84 и ряд других. Отдельное внимание уделялось перспективным моделям, которые проектировали и собирали под конкретные задачи. Одним из таких уникальных самолетов стал АНТ-25, который также именуют «РД», то есть – «рекорд дальности».
Сегодня, когда Россия пошла по пути развития гражданского отечественного авиастроения, самое время вспомнить о первых шагах советских инженеров и подвигах летчиков-испытателей, которые совершали настоящие чудеса, чтобы стать первыми.
Как создавали АНТ-25
Модель с самого начала проектировалась под одну единственную задачу – установление рекорда дальности полета. Впервые идея о создании такого самолета появилась в 1931 году. Знаменитые конструкторы Туполев и Сухой занимались созданием АНТ-25 в подмосковном ЦАГИ. В 1932 году вся проектная документация была готова, можно было приступать к сборке.

В качестве силовой установки для первого самолета был выбран советский поршневой двигатель с водяным охлаждением «М-34». Его мощность могла достигать 900 л. с. Агрегат разработали в НАМИ. Этот двигатель устанавливался на серийные самолеты ТБ-3 и МДР-2, а также на знаменитый АНТ-20 «Максим Горький».
Размах крыла АНТ-25 составлял 34, а длина корпуса – 13,4 метра. Максимальная взлетная масса – 8 тонн. Скорость АНТ-25 могла достигать 246 км/ч.
Фюзеляж состоял из трех частей. Кабина для трех членов экипажа расположилась в середине конструкции. Важно, что самолет изначально конструировали под двух пилотов и штурмана. При этом штурвал у АНТ-25 был всего один. Предполагалось, что летчики будут сменять друг друга во время длительных перелетов.
На самолет установили самое современное по тем временам оборудование. Особое внимание уделялось средствам навигации, поскольку полеты должны были проходить в отдаленных регионах без развитой аэродромной инфраструктуры. Для принятия верных решений экипажи должны были четко понимать, где они находятся.
Кроме этого, на борту была установлена радиостанция с радиусом действия до 5 тыс. км. Она же помогала пеленговать, то есть определять точное расположение самолета с наземных станций.

Всего к 1934 году на воронежском заводе №18 советские инженеры построили 2 самолета с разными по мощности двигателями. Уже на первых испытаниях машины прошли 7200 и 10800 км. Однако по проекту предполагались значительно большая дальность и продолжительность полета.
Чтобы улучшить аэродинамику самолета инженеры пошли на хитрость. Все гофрированные элементы крыльев были обтянуты полотном, а выступающие элементы отполированы. Такое просто решение помогло увеличить дальность полета на 1000 км. Также был установлен новый карбюратор, доработана система охлаждения.
Рекорды дальности и трансполярные перелеты
10 сентября 1934 года модернизированный самолет АНТ-25 поднимается в воздух с подмосковного аэродрома. На борту три члена экипажа – пилоты М.М. Громов, А.И. Филин и штурман И.Т. Спирин. Им необходимо установить мировой рекорд продолжительности полета. Маршрут пролегал над центральными регионами страны. В итоге экипаж преодолел 12411 км, полет продолжался 75 часов.
В 1935 году была предпринята попытка первого трансполярного перелета из СССР в США. Об этом событии написали газеты, была даже выпущена почтовая марка. Однако после взлета и преодоления всего 2000 км в кабину экипажа начало просачиваться масло. Пилоты приняли решение прекратить полет. Позже выяснилось, что поступление жидкости произошло из-за обычного превышения допустимого объема в баке.

В июле 1936 года экипаж во главе со знаменитым летчиком-испытателем Валерием Чкаловым совершил знаменитый перелет «Москва-Дальний Восток». АНТ-25 пролетел над водами Северного Ледовитого океана, прошел Камчатку и двигался по направлению к Хабаровску. Однако над Охотским морем произошло резкое ухудшение погоды. Самолет получил обледенение, видимость осложнялась сильным туманом.
Несколько часов экипаж вел машину всего в 50-100 метрах над уровнем моря. В итоге было принято решение посадить самолет на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Чтобы снова поднять АНТ-25 в воздух, в кратчайшие сроки силами местных пограничников была простроена взлетно-посадочная полоса протяженностью 500 метров. Полет продолжился 28 июля. Сначала экипаж достиг Хабаровска, а затем вернулся на аэродром отправления в подмосковное Щелково. Всего пилоты преодолели 9374 км.

Спустя год состоялась еще одна попытка перелета в США. На этот раз успешная. Летом 1937-го экипаж Громова, Юмашева и Данилина взлетел в Подмосковье и приземлился недалеко от Сан-Джасинто, штат Калифорния, при этом, пролетев над Северным полюсом. Пилоты установили сразу два рекорда по перелетам. По прямой линии они преодолели 10148 км, а по ломаной – 11500 км. Интересно, что обратно в Советский Союз самолет доставили в уже разобранном виде по морю.
Уже в конце 30-х на базе самолета АНТ-25 были построены советские бомбардировщики дальнего действия, которые позже были приняты на вооружение.
АНТ-25 – самолет-история
Чтобы оставить в истории память об уникальных перелетах на советском АНТ-25, в конце 30-х выпускались почтовые марки с изображением самолета и портретами пилотов. В американском Сан-Джастино установлена памятная табличка на английском языке, посвященная первому трансполярному перелету.
Легендарный самолет «дальневосточного маршрута» сохранился в музее В.П. Чкалова в городе Чкаловск, Нижегородской области. Судьба второй машины, которая как раз участвовала в удачном трансполярном перелете, менее завидная. Еще перед войной ее разобрали и вывезли на полигон, где позже использовали в качестве учебной мишени.
Также в советские годы было построено несколько полноразмерных макетов АНТ-25 для съемок в фильмах. Один из них до сих пор стоит в музее авиации в подмосковном Монино.

В 2012 году на российские телеэкраны вышел сериал «Чкалов», посвященный биографии знаменитого летчика. В одной из серий показывается перелет «Москва – Дальний Восток». К слову, в сериале показана 3D-модель машины. Уже в 2013 году Банк России выпустил памятную серебряную монету в 1 рубль с изображением легендарного самолета АНТ-25.
Полеты советских летчиков на АНТ-25 вошли в историю мировой авиации и прославили советских инженеров. Создавая эти уникальные машины, Советский Союз показал всему миру возможности отечественной промышленности. Сегодня, продолжая эту традицию, современные конструкторские бюро и заводы работают над созданием российских самолетов – МС-21 и «Sukhoi Superjet».
- Андрей Карпов
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....