EMD SD40 – основной тепловоз американских дорог 70-х
174

EMD SD40 – основной тепловоз американских дорог 70-х

Американская электромоторная корпорация Electro-Motive Diesel (сокращенно EMD) появилась в последний день августа 1922 года. Она образовалась в Кливленде (штат Огайо) и за более чем столетнюю историю не раз меняла свой статус собственности.


Неизменной сохранялась лишь приверженность производителя к конструированию и выпуску дизель-электрических локомотивов. Они всегда оставались в приоритете, хотя позже линейка расширилась за счет представления вспомогательной продукции: комплектующих тепловозов и дизельных двигателей для железнодорожного хозяйства.

EMD SD40 – основной тепловоз американских дорог 70-хEMD SD40 впервые вышел на линию в 1966 году. Фото: youtube.com

Особое развитие компания получила с 30-х годов прошлого столетия, когда она была приобретена всемирно известной корпорацией General Motors. В последующие три десятилетия бренд вывел на рынок огромное количество успешных моделей рельсового транспорта.

Предоставив достойный ответ конкурентам


Но в начале 60-х EMD пришлось принять вызов, брошенный GE U25B. Это потребовало от производителя мобилизовать весь свой промышленный, технический и творческий потенциал. Но результат точно стоил потраченных средств и усилий. Ведь до середины 80-х явное преимущество на рынке над GE стабильно сохранялась.

Этому прекрасно поспособствовало появление в 1966 году мощного шестиосного тепловоза EMD SD40. Спустя шесть лет его конструкцию успешно модернизировали. Так более чем на десятилетие обеспечилась гегемония на местном рынке модифицированной версии EMD SD40-2.


Вот как этот процесс развивался по этапам. Осознав необходимость в увеличении мощностных характеристик техники и ее производительности, EMD сделали первый шаг. В 1962 году подразделение дизельных двигателей в Кливленде было полностью закрыто.

После этого выпуск крупных нелокомотивных приводов перенесли в Маккуку, а производитель продолжил наращивать обороты. Спустя три года появился прекрасный мотор серии 645 с улучшенными показателями. Компания приложила все усилия чтобы достичь ряда целей:

✅ улучшить характеристики локомотивов общего назначения (серия GP)
✅ максимально модернизировать тепловозы специального назначения (серия SD)
✅ продолжить разработку мощных двигателей серии 645
✅ получить и закрепить конкурентное преимущество над другими производителями

То, как компания преуспела в конструировании мощного привода лучше всего видно по динамике развития агрегатов серии 645. Сначала это был безнаддувный V-12 на 1500 лошадиных сил. Позже появились турбированные 2300-сильная (V-12) и 3000-сильная (V-16) версии. Завершилось дерби представлением шестнадцатицилиндрового мотора мощностью 3500 л. с.

Такая подготовка позволила начать в 1966 году выпуск 20-метровой модели EMD SD40, ставшей одним из ведущих тепловозов американских дорог будущего десятилетия. Не только показатели, но и дизайн техники оказались на высоте. Что и позволило за шесть лет получить тираж, превысивший тысячу экземпляров. К тому же в этот период появились и другие модели, имевшие на борту успешный силовой агрегат:

✅ SD38
✅ SDP40
✅ SD45

Кроме привода серии 645, они получили многие стандартизованные компоненты. В том числе: раму, кабину, тележки, тяговые двигатели, генераторы и воздушные тормоза. Основным их отличием стали модификации привода с разными мощностными показателями.

Рассматриваемый же SD40 стал достойным продолжателем прошлой 35-й модели. Он получил шестиосное исполнение и один из самых мощных типов двигателей компании на 3000 л. с. Техника относилась к классу локомотивов Special Duty.

Нередко они работали в паре. Фото: youtube.com

Первый демонстрационный образец тепловоза EMD SD40 № 434A отправили на верфи Taylor Yard компании Southern Pacific в Лос-Анджелесе (ноябрь 1965 года). После того как его проверочная эксплуатация принесла положительные результаты, компания смогла начать серийное производство техники.

Для хорошей техники всегда найдется покупатель


В конце 60-х большинство крупных американских железных дорог захотели пополнить свое хозяйство новыми локомотивами EMD SD40. Интересно, что спустя почти шесть десятилетий многие из них продолжают активно эксплуатироваться. Неоднократно модернизированные и осовремененные тепловозы трудятся не только на коротких линиях, но даже водят магистральные поезда.

Причем производитель тщательно продумал и подготовил не только техническую часть новой машины. Все это касалось и надежного двигателя. Приводы серии 645 начали испытывать еще с середины 1964 года. Проверочный образец на протяжении пары лет колесил под кузовом SD35 с начинкой от EMD SD40.

Тепловоз получил шестиосное исполнение. Фото: youtube.com

Испытательная конструкция оказалась настолько надежной и живучей, что после завершения процесса ее продали Gulf, Mobile & Ohio. У этого владельца тепловоз-солянка безотказно трудился на протяжении нескольких лет. Последним его хозяином стал Canadian National, эксплуатировавший конструкцию до 2009 года. Но и после этого агрегат оставался действующим, поэтому был передан в дар Железнодорожному музею Монтичелло (штат Иллинойс).

Напомним, что этот двигатель появился из серии 567, ведущий свою историю с конца 40-х. Различные доработки и модернизации привели к рождению прочной и надежной конструкции, доведенной до предела после ее проверочных эксплуатаций на тепловозах моделей GP35 и SD35.

Железная дорога в Элмхерсте закупила сразу десять образцов EMD SD40, развивавших максимальную скорость до 134 км/ч. Другими операторами, отдавшими предпочтение мощной и надежной новинке, стали: Algoma Central, Topeka & Santa Fe, Baltimore & Ohio, Burlington Northern, Canadian Pacific и многие другие. Позже техника нашла свое применение на магистралях Южной Америки и Африки. Такая востребованность определялась тем, что локомотивы:

✅ хорошо двигались
✅ имели достаточную тягу
✅ не слишком сложны в обслуживании

Сохранившиеся сегодня образцы уже заметно модернизированы. Хотя можно найти экземпляры почти в таком же состоянии, как и только сошедшие с конвейера. По мере того, как техника старела, ее перестраивали с использованием модернизированной электроники, впервые появившейся в версии Dash-2 1972 года.

EMD SD40 трудился в различных климатических условиях. Фото: youtube.com

Но этим занимались уже другие компании, присваивая им индекс SD40-3. А вот востребованный оригинальный тепловоз привел к тому, что ему на смену пришел следующий тип EMD SD40-2, получивший еще большее распространение.

EMD SD40-2, преумноживший начальный тираж


SD40-2 стал одним из самых успешных локомотивов в истории североамериканских железных дорог. Благодаря популярности предшественника ему удалось получить еще большее распространение и тираж, превысивший базовую модель более чем в три раза.

Этому поспособствовало сразу несколько факторов, в том числе и выпуск, продлившийся около 14 лет. Спустя почти четыре десятилетия после его завершения серийные машины все еще можно встретить во многих странах Северной Америки:

✅ США
✅ Канада (вплоть до северных линий)
✅ Мексика

Локомотивы серии характеризовались необычайно просторными платформами с обоих концов. Производитель применил новую, удлиненную раму. Это позволило установить больший топливный бак, без необходимости увеличения моторного отсека.

Модифицированная версия EMD SD40-2 стала еще более успешной. Фото: youtube.com

Выпуск базового EMD SD40 продолжался с 1966 по 1972 гг. За это время выпущено 1268 единиц техники. Его преемник EMD SD40-2 простоял на заводских стапелях с 1972 по 1986 гг. Сборка этой версии принесла более солидные результаты – 4000 экземпляров. Даже сегодня многие американские машинисты готовы отдать предпочтение 40-й модели, считая что при должном обслуживании вероятность ее поломки в пути остается минимальной.
А вас впечатлили показатели тепловоза EMD SD40?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас