
Французы представили пассажирский самолет нового поколения
Молодая самолетостроительная компания из Тулузы (Франция) Beyond Aero представила обновленную версию пассажирского воздушного судна с нулевым уровнем выбросов – BYA-1. По предварительным прогнозам новинка должна поступить в эксплуатацию до 2030 года.
Как утверждает разработчик, эксплуатационные расходы, как и затраты на техническое обслуживание этого самолета, будут гораздо ниже, чем для обычных лайнеров. Последние, за счет сокращения количества движущихся деталей в конструкции, снизятся на 50 %.
Пока BYA-1 существует в виде рендера. Фото: beyond-aero.com
Впечатляюще выглядят расчеты и относительно экономии на топливе. Уже сегодня водородное топливо на 60% дешевле экологического авиационного SAF. А к 2030 году, по предварительным прогнозам, оно будет даже дешевле Jet A-1 - реактивного топлива, массового используемого сегодня в гражданской авиации. И разница составит приличные 17%.
Звучит интригующе. Но, как оказывается, пока это только рендер и факт, что аналогичных инновационных компаний, занимающихся авиастроением, в последние годы появляется все больше и больше, как-то оправдывает небольшую долю скептицизма. Правда, Beyond Aero уже провела один из самых значимых этапов испытаний и даже, как утверждается, получила предзаказы на свою технику от заинтересованных клиентов на общую сумму более 900 млн долларов.
Итак, команда инженеров из Beyond спроектировала новый бизнес-джет, пассажировместимостью до десяти человек, работающий на водородно-электрической тяге без аккумуляторов и назвала его BYA-1.
BYA-1 оснащен шестью водородными баллонами. Фото: beyond-aero.com
Что касается водорода, то он, как известно, обеспечивает гораздо большую энергоемкость на единицу веса, чем современные литиевые батареи. При этом для модернизации существующих конструкций самолетов он слабо подходит. В первую очередь это связано с тем, что данный газ имеет относительно низкую плотность даже при сжатии до 700 атмосфер, поэтому требует много места.
В новом летательном аппарате производитель использует, в общей сложности, шесть топливных баков, в которые «заряжено» 250 кг водорода. По паре баллонов размещены по бокам фюзеляжа, и еще по одному – на концах крыльев. Питание из них получают топливные элементы, в количестве шести единиц.
Пассажирский трап BYA-1. Фото: beyond-aero.com
Их общая мощность составляет 400 кВт (порядка 530 л. с.). Они в свою очередь преобразуют водород в чистый пар и электроэнергию, которая уже отвечает за обеспечение питания реактивных турбин. Максимальная мощность силовой установки составляет 2,4 МВт (около 3215 л. с.).
Как утверждают в компании, такая конфигурация позволяет новому самолету перевозить на своем борту до шести пассажиров на расстояние почти в 1500 км. Крейсерская скорость при этом составляет 575 км/ч. Если последнюю снизить до показателя 444 км/ч, запас хода соответственно будет увеличен, и составит уже порядка 2200 км.
Этого, по словам представителя Beyond Aero, хватит «с головой», чтобы организовать экологичные авиационные маршруты между странами ЕС. Но тут они, конечно, лукавят. Например, кратчайшее расстояние по воздуху от Лиссабона до Варшавы составляет 2 760 км, так что на этом рейсе придется делать если не пересадку, то дозаправку точно. Ну или же еще больше снижать скорость и уменьшать количество пассажиров.
Что касается внешнего вида самолета BYA-1, то он впечатляет. По крайней мере, в сравнении с первоначальной концепцией, представленной компанией в августе 2023 года, видна серьезная работа «над ошибками». Он уже не выглядит так неуклюже, как изначально. Внешность в целом получилась оптимально «уравновешенной» за счет приподнятого Т-образного хвостового оперения, двух электродвигателей и баллонов для водорода, установленных на законцовках крыльев.
Задний грузовой люк BYA-1. Фото: beyond-aero.com
Воздуховоды BYA-1, по словам производителя, содержат на 90% меньше компонентов, и при этом работают они в гораздо более благоприятном низкотемпературном режиме, в сравнении с обычными горелками Jet-A. Эти факты, в сочетании с наличием сменного блока двигателя для наземного обслуживания, способствуют довольно заметному сокращению эксплуатационных расходов. Кроме того, в числе преимуществ BYA-1, как, впрочем, и всех электрических самолетов – сниженный уровень шума во время работы. При этом производитель позаботился и о дополнительной звукоизоляции салона, благодаря чему внутри на 15 дБ тише, чем в обычном пассажирском лайнере.
Преследуя цель как можно быстрее приблизить сроки коммерческой эксплуатации своей новинки, Beyond запустила прототип. Правда, не полноценный опытный образец летательного аппарата, а лишь функциональный прототип топливной системы. Свою водородно-электрическую силовую установку мощностью 85 кВт они установили на сверхлегкий двухместный G1 Aviation SPYL-X и стали первыми, кто осуществил во Франции управляемый полет на водороде.
Пусть это выглядит гораздо менее впечатляюще, чем концепт самолета, но, надо отдать должное, это определенно ощутимый прогресс для молодого авиационного стартапа. По результатам этих летных испытаний компания подала заявку на одобрение проектной организации в EASA (Европейское агентство по безопасности полетов). А также, как сообщается, она активно работает с регулирующими органами для определения особых условий, которым необходимо будет соответствовать прежде, чем их разработка будет сертифицирована для коммерческого использования.
Испытания водородной силовой установки проходят в составе G1 Aviation SPYL-X. Фото: youtube.com
Никто не думает, что процесс согласований и строительства будет легким. До намеченной на 2030 год цели Beyond предстоит пройти сложный путь. Это относится ко всем производителям, кто использует в своих силовых агрегатах технологии нового поколения и чья продукция требует сертификации типа. Но останавливаться никто не собирается. Наряду с французами, над водородно-электрическими воздушными судами продолжают работать и другие не очень крупные игроки, такие как ZeroAvia и Universal Hydrogen.
В России также ведутся работы над внедрением водородных технологий в авиационную сферу. В 2021 году на выставке МАКС был представлен первый российский самолет с электроприводом Сигма-4 разработки ЦИАМ. Это двухместный легкомоторный аппарат весом 600 кг, развивающий максимальную скорость до 150 км\час. Запас его хода на одной зарядке не превышает 100 км, время в полете – порядка 40 минут.
В 2022 году планировалось оснастить этот самолет водородным топливным элементом мощностью 30 кВт и начать испытания. В такой конфигурации летательный аппарат Сигма-4 может увеличить время нахождения в воздухе до 90 мин.
Также в 2021 году в Ростехе заявляли о начале разработок, связанных с авиадвигателем на водородном топливе. Однако в силу определенных обстоятельств, видимо, эти планы немного отодвинули по срокам. Надо сказать, что наработки в этом направлении велись еще во времена СССР. В 1988 году свой первый полет совершил Ту-155, оснащенный силовой установкой, работающей на жидком водороде.
Сплошная выгода
Как утверждает разработчик, эксплуатационные расходы, как и затраты на техническое обслуживание этого самолета, будут гораздо ниже, чем для обычных лайнеров. Последние, за счет сокращения количества движущихся деталей в конструкции, снизятся на 50 %.

Впечатляюще выглядят расчеты и относительно экономии на топливе. Уже сегодня водородное топливо на 60% дешевле экологического авиационного SAF. А к 2030 году, по предварительным прогнозам, оно будет даже дешевле Jet A-1 - реактивного топлива, массового используемого сегодня в гражданской авиации. И разница составит приличные 17%.
Звучит интригующе. Но, как оказывается, пока это только рендер и факт, что аналогичных инновационных компаний, занимающихся авиастроением, в последние годы появляется все больше и больше, как-то оправдывает небольшую долю скептицизма. Правда, Beyond Aero уже провела один из самых значимых этапов испытаний и даже, как утверждается, получила предзаказы на свою технику от заинтересованных клиентов на общую сумму более 900 млн долларов.
Подробнее о BYA-1
Итак, команда инженеров из Beyond спроектировала новый бизнес-джет, пассажировместимостью до десяти человек, работающий на водородно-электрической тяге без аккумуляторов и назвала его BYA-1.

Что касается водорода, то он, как известно, обеспечивает гораздо большую энергоемкость на единицу веса, чем современные литиевые батареи. При этом для модернизации существующих конструкций самолетов он слабо подходит. В первую очередь это связано с тем, что данный газ имеет относительно низкую плотность даже при сжатии до 700 атмосфер, поэтому требует много места.
В новом летательном аппарате производитель использует, в общей сложности, шесть топливных баков, в которые «заряжено» 250 кг водорода. По паре баллонов размещены по бокам фюзеляжа, и еще по одному – на концах крыльев. Питание из них получают топливные элементы, в количестве шести единиц.

Их общая мощность составляет 400 кВт (порядка 530 л. с.). Они в свою очередь преобразуют водород в чистый пар и электроэнергию, которая уже отвечает за обеспечение питания реактивных турбин. Максимальная мощность силовой установки составляет 2,4 МВт (около 3215 л. с.).
Немного приукрасили
Как утверждают в компании, такая конфигурация позволяет новому самолету перевозить на своем борту до шести пассажиров на расстояние почти в 1500 км. Крейсерская скорость при этом составляет 575 км/ч. Если последнюю снизить до показателя 444 км/ч, запас хода соответственно будет увеличен, и составит уже порядка 2200 км.
Этого, по словам представителя Beyond Aero, хватит «с головой», чтобы организовать экологичные авиационные маршруты между странами ЕС. Но тут они, конечно, лукавят. Например, кратчайшее расстояние по воздуху от Лиссабона до Варшавы составляет 2 760 км, так что на этом рейсе придется делать если не пересадку, то дозаправку точно. Ну или же еще больше снижать скорость и уменьшать количество пассажиров.
Серьезно доработали
Что касается внешнего вида самолета BYA-1, то он впечатляет. По крайней мере, в сравнении с первоначальной концепцией, представленной компанией в августе 2023 года, видна серьезная работа «над ошибками». Он уже не выглядит так неуклюже, как изначально. Внешность в целом получилась оптимально «уравновешенной» за счет приподнятого Т-образного хвостового оперения, двух электродвигателей и баллонов для водорода, установленных на законцовках крыльев.

Воздуховоды BYA-1, по словам производителя, содержат на 90% меньше компонентов, и при этом работают они в гораздо более благоприятном низкотемпературном режиме, в сравнении с обычными горелками Jet-A. Эти факты, в сочетании с наличием сменного блока двигателя для наземного обслуживания, способствуют довольно заметному сокращению эксплуатационных расходов. Кроме того, в числе преимуществ BYA-1, как, впрочем, и всех электрических самолетов – сниженный уровень шума во время работы. При этом производитель позаботился и о дополнительной звукоизоляции салона, благодаря чему внутри на 15 дБ тише, чем в обычном пассажирском лайнере.
Летные испытания прототипа
Преследуя цель как можно быстрее приблизить сроки коммерческой эксплуатации своей новинки, Beyond запустила прототип. Правда, не полноценный опытный образец летательного аппарата, а лишь функциональный прототип топливной системы. Свою водородно-электрическую силовую установку мощностью 85 кВт они установили на сверхлегкий двухместный G1 Aviation SPYL-X и стали первыми, кто осуществил во Франции управляемый полет на водороде.
Пусть это выглядит гораздо менее впечатляюще, чем концепт самолета, но, надо отдать должное, это определенно ощутимый прогресс для молодого авиационного стартапа. По результатам этих летных испытаний компания подала заявку на одобрение проектной организации в EASA (Европейское агентство по безопасности полетов). А также, как сообщается, она активно работает с регулирующими органами для определения особых условий, которым необходимо будет соответствовать прежде, чем их разработка будет сертифицирована для коммерческого использования.

Никто не думает, что процесс согласований и строительства будет легким. До намеченной на 2030 год цели Beyond предстоит пройти сложный путь. Это относится ко всем производителям, кто использует в своих силовых агрегатах технологии нового поколения и чья продукция требует сертификации типа. Но останавливаться никто не собирается. Наряду с французами, над водородно-электрическими воздушными судами продолжают работать и другие не очень крупные игроки, такие как ZeroAvia и Universal Hydrogen.
Мы не отстаем
В России также ведутся работы над внедрением водородных технологий в авиационную сферу. В 2021 году на выставке МАКС был представлен первый российский самолет с электроприводом Сигма-4 разработки ЦИАМ. Это двухместный легкомоторный аппарат весом 600 кг, развивающий максимальную скорость до 150 км\час. Запас его хода на одной зарядке не превышает 100 км, время в полете – порядка 40 минут.
В 2022 году планировалось оснастить этот самолет водородным топливным элементом мощностью 30 кВт и начать испытания. В такой конфигурации летательный аппарат Сигма-4 может увеличить время нахождения в воздухе до 90 мин.
Также в 2021 году в Ростехе заявляли о начале разработок, связанных с авиадвигателем на водородном топливе. Однако в силу определенных обстоятельств, видимо, эти планы немного отодвинули по срокам. Надо сказать, что наработки в этом направлении велись еще во времена СССР. В 1988 году свой первый полет совершил Ту-155, оснащенный силовой установкой, работающей на жидком водороде.
- Lilu
- www.youtube.com, beyond-aero.com
Рекомендуем для вас

АН-2 с девятью двигателями – взлет всего за 7 секунд
Когда речь заходит о самолетах с вертикальным взлетом, на ум чаще всего приходят громоздкие военные машины или футуристические дроны. Но однажды на МАКС-2021...

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

Сразу три американских автомобильных бренда откроют свои представительства в России
Речь о Ford, Chevrolet и Tesla. Причем первые двое даже не планируют поставки гибридных и электрических моделей — только ДВС!...

Верный курс – ЛиАЗ отказался от китайских двигателей в пользу российских
Наши моторы обходятся дешевле, да и проблем с поставками быть не должно. Какую силовую установку выбрали на замену китайской – читайте в нашем материале....

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Почти собран современный и импортозамещенный Ан-2 «Кукурузник» – ТР-301/117
Этот самолет оснащается двигателем от Ми-8. Он окажется в три раза дешевле зарубежных аналогов....

Французы представили пассажирский самолет нового поколения
Техника получила комбинированную силовую установку и обещает запас хода более чем в 2000 км. И все это с нулевым уровнем выбросов. Подробнее о характеристиках...

Под Челябинском построят флагман российского тормозного машиностроения
Будут собирать тормозные диски и суппорты. Не исключено, что и для экспорта запчастей....

Символичное событие – третий Ил-114-300 подняли в небо
Дебютный полет провели в честь памятной даты, которая касается как самого ПАО «Ил», так и всей авиации России. Директор компании также поделился статусом...

Бывший завод VW в Калуге недорого распродает двигатели и АКПП – мнение водителей
Это полностью новые агрегаты, оставшиеся на складах. Цены ниже рыночных в разы, но есть нюансы....

Настоящая «дорога жизни»: в Николаевск-на-Амуре по деревянным мостам и грязи
Трассу постепенно реконструируют, но она по-прежнему очень опасна для водителей и пассажиров...

Запуск ракеты-носителя Spectrum завершился взрывом в прямом эфире
Конкуренция с Flacon 9 откладывается на потом. Инцидент запечатлели в прямой трансляции....

Новейший КАМАЗ 6х6 испытывают на крупнейшем газовом месторождении России
Тестирования машины займут месяц. Итоги прохождения предопределят дальнейшую «судьбу» модели и, в особенности, ее серийного производства....

Полноприводный Соболь NN – неужели новый король бездорожья?
Долгожданное обновление для любителей настоящей внедорожной техники засветилось в новом видео на YouTube-канале «Иван Зенкевич PRO автомобили». Автор знакомит...

3112 л. с. и 35007 об/мин – китайцы удивили новым мотором
Будущее наступает быстрее, чем мы ожидали, и двигатель на 35007 об/мин тому яркое подтверждение. Видеоролик на YouTube-канале «Big Look Auto – Интересно об...

В США создали первого в мире робота, который работает без электричества
Все, что ему нужно – сжатый газ. Никакая радиация и прочие факторы на него не влияют....