
Запуск ракеты-носителя Spectrum завершился взрывом в прямом эфире
30 марта 2025 года попытка провести первый испытательный запуск ракеты-носителя Spectrum от частной немецкой компании Isar Aerospace завершилась неудачей.
Ракета, стартовавшая с площадки, расположенной в Норвегии, уже через 18 секунд после взлета начала терять ориентацию в пространстве, перевернулась в воздухе и рухнула на землю.
Инцидент стал серьезным ударом по амбициозной программе частного ракетостроения в Европе, учитывая, что запуск должен был стать первым полноценным стартом с континентальной ее части.
Spectrum – это орбитальная ракета-носитель длиной 28 метров и диаметром 2 метра, состоящая из двух ступеней и собранная по последовательной схеме.
Прогнозируемая цена коммерческого пуска составляет 10000 евро за килограмм. Фото: youtube.com
Первая оснащена девятью пропан-кислородными двигателями Aquila. Вторая ступень получила один вакуумный и предназначена для вывода до 1000 кг полезной нагрузки на земную орбиту.
Несмотря на фиаско, в компании заявили, что миссия не была провальной с точки зрения целей. Запуск рассматривался как испытательный, а ключевой задачей являлся сбор телеметрии.
Подготовка к пуску велась в условиях нестабильной погоды. Изначально старт планировался на 24 марта, но был отложен из-за неблагоприятных метеоусловий.
Повторная попытка, намеченная на 29 марта, также не состоялась, и только на следующий день удалось осуществить пуск. Однако ракета не продемонстрировала стабильного полета: записи с трансляции на YouTube подтверждают резкое отклонение от курса и момент разрушения.
Компания Isar Aerospace рассматривает текущий инцидент как часть технологического процесса. В ее релизе подчеркивается, что ракета-носитель была спроектирована, собрана и протестирована практически полностью силами команды внутри компании.
Тем не менее, авария Spectrum вновь поднимает вопросы о готовности европейских стартапов конкурировать на равных с уже состоявшимися игроками рынка – SpaceX, Rocket Lab и другими.
Ракету вывозят из ангара и устанавливают на стартовый стол буквально за 20 минут до старта. Фото: youtube.com
В условиях, когда ЕС стремится к стратегической автономии в космосе, сбои в запуске первых тяжелых носителей могут затормозить реализацию масштабных программ.
Будущее ракеты Spectrum остается неопределенным: потребуется тщательная деконструкция аварии, переработка систем управления ориентацией и, возможно, изменения в архитектуре ступеней.
Ракета, стартовавшая с площадки, расположенной в Норвегии, уже через 18 секунд после взлета начала терять ориентацию в пространстве, перевернулась в воздухе и рухнула на землю.
Инцидент стал серьезным ударом по амбициозной программе частного ракетостроения в Европе, учитывая, что запуск должен был стать первым полноценным стартом с континентальной ее части.
Spectrum – это орбитальная ракета-носитель длиной 28 метров и диаметром 2 метра, состоящая из двух ступеней и собранная по последовательной схеме.

Первая оснащена девятью пропан-кислородными двигателями Aquila. Вторая ступень получила один вакуумный и предназначена для вывода до 1000 кг полезной нагрузки на земную орбиту.
Несмотря на фиаско, в компании заявили, что миссия не была провальной с точки зрения целей. Запуск рассматривался как испытательный, а ключевой задачей являлся сбор телеметрии.
Подготовка к пуску велась в условиях нестабильной погоды. Изначально старт планировался на 24 марта, но был отложен из-за неблагоприятных метеоусловий.
Повторная попытка, намеченная на 29 марта, также не состоялась, и только на следующий день удалось осуществить пуск. Однако ракета не продемонстрировала стабильного полета: записи с трансляции на YouTube подтверждают резкое отклонение от курса и момент разрушения.
Компания Isar Aerospace рассматривает текущий инцидент как часть технологического процесса. В ее релизе подчеркивается, что ракета-носитель была спроектирована, собрана и протестирована практически полностью силами команды внутри компании.
Тем не менее, авария Spectrum вновь поднимает вопросы о готовности европейских стартапов конкурировать на равных с уже состоявшимися игроками рынка – SpaceX, Rocket Lab и другими.

В условиях, когда ЕС стремится к стратегической автономии в космосе, сбои в запуске первых тяжелых носителей могут затормозить реализацию масштабных программ.
Будущее ракеты Spectrum остается неопределенным: потребуется тщательная деконструкция аварии, переработка систем управления ориентацией и, возможно, изменения в архитектуре ступеней.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Испытания нового Тутаевского двигателя завершились, впереди массовый выпуск
Мотор полгода тестировали в составе крупного бульдозера в сложных условиях Тюменской области. Как двигатель справился с поставленными задачами, узнайте из...

АН-2 с девятью двигателями – взлет всего за 7 секунд
Когда речь заходит о самолетах с вертикальным взлетом, на ум чаще всего приходят громоздкие военные машины или футуристические дроны. Но однажды на МАКС-2021...

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Верный курс – ЛиАЗ отказался от китайских двигателей в пользу российских
Наши моторы обходятся дешевле, да и проблем с поставками быть не должно. Какую силовую установку выбрали на замену китайской – читайте в нашем материале....

Сразу три американских автомобильных бренда откроют свои представительства в России
Речь о Ford, Chevrolet и Tesla. Причем первые двое даже не планируют поставки гибридных и электрических моделей — только ДВС!...

Французы представили пассажирский самолет нового поколения
Техника получила комбинированную силовую установку и обещает запас хода более чем в 2000 км. И все это с нулевым уровнем выбросов. Подробнее о характеристиках...

Под Челябинском построят флагман российского тормозного машиностроения
Будут собирать тормозные диски и суппорты. Не исключено, что и для экспорта запчастей....

Символичное событие – третий Ил-114-300 подняли в небо
Дебютный полет провели в честь памятной даты, которая касается как самого ПАО «Ил», так и всей авиации России. Директор компании также поделился статусом...

Бывший завод VW в Калуге недорого распродает двигатели и АКПП – мнение водителей
Это полностью новые агрегаты, оставшиеся на складах. Цены ниже рыночных в разы, но есть нюансы....

Настоящая «дорога жизни»: в Николаевск-на-Амуре по деревянным мостам и грязи
Трассу постепенно реконструируют, но она по-прежнему очень опасна для водителей и пассажиров...

Запуск ракеты-носителя Spectrum завершился взрывом в прямом эфире
Конкуренция с Flacon 9 откладывается на потом. Инцидент запечатлели в прямой трансляции....

Успешно завершены тесты двигателя для тяжелой ракеты «Ангара-А5М»
Российская школа двигателестроения в очередной раз показала свои возможности. Поставки начнутся в ближайшие месяцы....

Новейший КАМАЗ 6х6 испытывают на крупнейшем газовом месторождении России
Тестирования машины займут месяц. Итоги прохождения предопределят дальнейшую «судьбу» модели и, в особенности, ее серийного производства....

Yugo GV – самый ужасный автомобиль в истории США
Он пришел как мечта для студентов, а ушел под звук насмешек. С чем связана такая репутация?...

В США создали первого в мире робота, который работает без электричества
Все, что ему нужно – сжатый газ. Никакая радиация и прочие факторы на него не влияют....