
Pontiac Ventura (1960-1961) с полотен Арта Фитцпатрика и Вэна Кауфмана
«Дженерал Моторс» 77 лет, с 1931 по 2008 год, нес знамя самой могущественной автомобильной корпорации мира. Где-то в недрах бренда находилась компания «Понтиак». Названная именем индейского героя, восставшего против британских колонизаторов, марка стыдливо ютилась ниже «Кэдди» и «Шеви», боролась с «Бьюиком», уступала «Джи-Эм-Си».
Взрыв произошел в 60-х. Pontiac неожиданно вырвался вперед, занял третье место в отраслевом рейтинге Америки, стал лидером гонок NASCAR в 1962-1969 годах. Что случилось, как «краснокожий» посмел «нарушить беспорядок»?
Эксперты насчитывают несколько слагаемых успеха: большие личности, интересные инженерные решения, удачная маркетинговая политика.
Все началось в 1956-ом с приходом Симона Кнудсена на должность директора фирмы «Понтиак». Как и положено новой метле, вновь назначенный взялся крушить консервативный, «стариковский» имидж марки. Отмел традиционные индейские мотивы в образе неплохих, в общем-то, машин.
Pontiac Ventura образца 1960-го с разделенной радиаторной решеткой. Фото: YouTube.com
Мужественный воин на капоте, часто пластиковый и подсвеченный изнутри, уступил место «Стреле дартса». Дротик должен был пронзить сердца юного, энергичного поколения и семейных состоятельных граждан. Что и случилось.
Положение в автопроме США 50-х можно описать как крутящийся в бешеном темпе калейдоскоп. Автомода менялась ежегодно. Средства передвижения, физически еще далеко не изношенные, едва накрутившие десяток тысяч км пробега, выглядели удручающе старомодными. Американцы, объявившие себя победителя во Второй мировой, зажили вольготно, сытно. Покупали новый транспорт раньше, чем изнашивали пару ботинок.
Стилисты выпрыгивали из штанов, чтобы прилечь публику свежими кузовами. И отделывались не видоизмененными решетками радиатора, как теперь. Нет! Они гнули металл, лепили хромированные финтифанты, придумывали немыслимые элементы оперения.
Задняя часть Pontiac Ventura (1960-1961) не кажется пересыщенной декором. Фото: YouTube.com
Вспомним: еще до полета человека в космос, в 1958-ом, Chrysler, заклятый джиэмовский «друг», уже превратил свои машины в ракетопланы. GM вынужден был срочно подтягиваться.
Фейслифт – не выход, понял Симон Кнудсен. То, что начал энтузиаст, а позднее продолжили приемники Пит Эстес и Джон ДеЛореан, так и вошло в историю автостроения под термином «Wide-Track» – «широкая колея».
Pontiac Ventura (1960-1961) без центральной стойки. Фото: YouTube.com
Сочинить красивый кузов в космической тематике не представлялось проблемой. Куда водружать корпус? Базой был «Шевроле» с «нормальной», то есть с узкой колеей. Модели в новомодном стайлинге на такой платформе выглядели, по Кнудсену,
И босс «Понтиака» бунтует. Пренебрегая обоснованными рекомендациями и объективными условиями, С. Кнудсен расширяет колею на 5 дюймов. Волюнтаристское решение стало вторым слагаемым триумфа марки Pontiac.
Дело стало за маркетологами. А они наготове. Два гения рекламных иллюстраций с начала 50-х работали в «Джи Эм». Друзей звали Артур Фитцпатрик (1919-2015) и Вэн Кауфман (1911-1995).
Теперь такой профессии нет – иллюстратор журнальных и каталожных реклам. Художники больше не пишут «автомобильные портреты». Конечно, фотография, холодная и бесстрастная, существовала. Но до хитроумного изобретения фотошопа братьев Томаса и Джона Ноллов, как и до компьютерной графики, было далеко.
Pontiac Ventura (1960-1961) на полотне Арта Фицпатрика и Вэна Кауфмана. Фото: tunnelram.net/pontiac
Авторитетные машиностроители держали штатных рисовальщиков, которые создавали картинки новых моделей. Работы помещали в бесчисленных печатных изданиях, на плакатах, почтовых открытках: так действовала реклама.
Непревзойденными профи этого дела, единодушно признают исследователи, были Арт и Вэн. Первый пришел из творческой среды архитекторов. Второй работал мультипликатором в студии Уолта Диснея.
В арсенале живописцев были «Паккарды», «Бьюики», «Линкольны», когда их бросили в проект «Широкая колея». Своим талантом мэтры создали некую сюрреалистичную, преувеличенную форму авторомантизма. «Разделение труда» Фитца (так он себя называл) и Вэна заключалось в следующем: один писал непосредственно главного героя – машину, другой рисовал фон, задний план, «подложку».
Pontiac Ventura (1960-1961) – вечная классика. Фото: YouTube.com
Складывалась невероятная гармония. Картины получались сказочного очарования. От полотен веяло добром, надежностью, верой в светлое будущее. Высвечивались лучшие стороны человеческой натуры. Автомобили Арт Фитцпатрик подавал с правильного ракурса, подчеркивая достоинства технической конструкции. Товарищ добавлял романтики, ибо такими и были оба.
Конечно, исподволь художники формировали идею, вкладывали в головы сограждан мысль, что автомобиль – апогей потребительских желаний. Когда пользователь видел прекрасный «Понтиак» на фоне фешенебельной гостиницы, рассматривал ярко одетых модниц с тонкими лодыжками и на звонких каблучках, он подсознательно хотел такой жизни.
Элегантные кавалеры, лощеные дипломаты. Незамысловатые сюжеты, подсмотренные уличные сценки. Безмятежные улыбки на лицах, милые ребятишки, заботливые родители. Всюду цветы и зелень, чудесные здания, мосты, горы, реки и небо. Красоту антуража Вэну Кауфману удавалось до мельчайших подробностей отображать на зеркальных поверхностях кузовных панелей. Плод коммерческого изобразительного искусства чуть не осязаемо зазывал наблюдателя «вглубь картинки», вызывал жгучее желание жить как на полотне.
Картины Арта и Вэна несли в мир добро. Фото: tunnelram.net/pontiac
Смело утверждать, что рекламные художники раскрутили марку «Понтиак» в 60-х. Но и отрицать или преуменьшать их роль в эпопее «Широкой колеи» несправедливо. Друзья прошагали по дороге «Wide-Track» до самого окончания в 1971 году.
Далее «Джи Эм» отказался от дорогих услуг мастеров кисти и красок, переключился на фотографическую рекламу. Проиграл, заметим злорадно: эти, которые с камерами и фотопленками, влетели корпорации в куда более серьезную копеечку.
Говорить не хочется ни о чем, кроме красоты профиля, изяществе линий. Мысли только о пропорции и гармонии. Но все же это «железка», построенная на Х-образной раме в кузовах хардтоп-купе и хардтоп-седан.
Салон модели «Понтиак Вентура» 1960. Фото: YouTube.com
Полноразмерная модель существовала 2 года, вклинившись между бесподобным «Бонневиллем» и Star Chief. «Вентуру» считают самым стильным из ранних маслкаров.
Габариты купе 1960-1961 модельных годов:
✅ Колесная база – 3099/3023
✅ Длина – 5428/5334 мм
✅ Ширина – 2032/1986 мм
✅ Высота – 1377/1412 мм
В 60-ом машина весила 1753 кг, годом позднее – 1700 кг. Экономию массы производитель добился, в том числе, за счет легкосплавных дисков, оснащенных встроенными внутренними тормозными барабанами, на 8-ми болтах. В чудно очерченных арках прятались 14-дюймовые колеса.
Обтекаемый профиль добавлял Pontiac Ventura (1960-1961) аэродинамики. Фото: YouTube.com
Узкую заднюю стойку кузовщики выполнили в виде буквы «С». Вкупе с задней частью крыши и выпуклым стеклом она создавала впечатление кабины истребителя.
Центральных стоек нет. Корма сформирована в трех уровнях, но не кажется утяжеленной. Раздельная радиаторная решетка стала просто культовой в последующим десятилетии. Премиальная отделка из цветной кожи, хрома и натурального дерева в салоне здорово добавляла к ценнику: за авто просили $2971.
Но стоимость – ничто для дрэг-рейсеров. Отчаянные ребята охотно брали машины за гладкий, аэродинамический корпус, отличную управляемость и резвые моторы.
Моторный отсек Pontiac Ventura (1960-1961). Фото: YouTube.com
Характеристики двигателя V8 389:
✅ Объем – 6,4 л
✅ Мощность – 318 л. с. при 4,6 тыс. об/мин
✅ Пик момента силы – 583 Н*м при 3,2 тыс. об/мин
Силовой агрегат лежал спереди продольно. Привод на задний мост подавала 3-диапазонная механическая коробка. Дорожным неровностям сопротивлялась подвеска на пружинах: независимая спереди и зависимая на ведущих колесах.
Заключим удовлетворением, что прикоснулись к удивительному образчику мирового автопрома. И, главное, вспомнили забытую профессию – художественный иллюстратор журнальных и каталожных реклам.
Взрыв произошел в 60-х. Pontiac неожиданно вырвался вперед, занял третье место в отраслевом рейтинге Америки, стал лидером гонок NASCAR в 1962-1969 годах. Что случилось, как «краснокожий» посмел «нарушить беспорядок»?
Эксперты насчитывают несколько слагаемых успеха: большие личности, интересные инженерные решения, удачная маркетинговая политика.
Положение дел компании в середине 50-х
Все началось в 1956-ом с приходом Симона Кнудсена на должность директора фирмы «Понтиак». Как и положено новой метле, вновь назначенный взялся крушить консервативный, «стариковский» имидж марки. Отмел традиционные индейские мотивы в образе неплохих, в общем-то, машин.

Мужественный воин на капоте, часто пластиковый и подсвеченный изнутри, уступил место «Стреле дартса». Дротик должен был пронзить сердца юного, энергичного поколения и семейных состоятельных граждан. Что и случилось.
Положение в автопроме США 50-х можно описать как крутящийся в бешеном темпе калейдоскоп. Автомода менялась ежегодно. Средства передвижения, физически еще далеко не изношенные, едва накрутившие десяток тысяч км пробега, выглядели удручающе старомодными. Американцы, объявившие себя победителя во Второй мировой, зажили вольготно, сытно. Покупали новый транспорт раньше, чем изнашивали пару ботинок.
Стилисты выпрыгивали из штанов, чтобы прилечь публику свежими кузовами. И отделывались не видоизмененными решетками радиатора, как теперь. Нет! Они гнули металл, лепили хромированные финтифанты, придумывали немыслимые элементы оперения.

Вспомним: еще до полета человека в космос, в 1958-ом, Chrysler, заклятый джиэмовский «друг», уже превратил свои машины в ракетопланы. GM вынужден был срочно подтягиваться.
«Ширококолейная эпопея»
Фейслифт – не выход, понял Симон Кнудсен. То, что начал энтузиаст, а позднее продолжили приемники Пит Эстес и Джон ДеЛореан, так и вошло в историю автостроения под термином «Wide-Track» – «широкая колея».

Сочинить красивый кузов в космической тематике не представлялось проблемой. Куда водружать корпус? Базой был «Шевроле» с «нормальной», то есть с узкой колеей. Модели в новомодном стайлинге на такой платформе выглядели, по Кнудсену,
словно футболисты, которых вырядили в балетные пачки
И босс «Понтиака» бунтует. Пренебрегая обоснованными рекомендациями и объективными условиями, С. Кнудсен расширяет колею на 5 дюймов. Волюнтаристское решение стало вторым слагаемым триумфа марки Pontiac.
Дело стало за маркетологами. А они наготове. Два гения рекламных иллюстраций с начала 50-х работали в «Джи Эм». Друзей звали Артур Фитцпатрик (1919-2015) и Вэн Кауфман (1911-1995).
«Романтика – великая сила!»
Теперь такой профессии нет – иллюстратор журнальных и каталожных реклам. Художники больше не пишут «автомобильные портреты». Конечно, фотография, холодная и бесстрастная, существовала. Но до хитроумного изобретения фотошопа братьев Томаса и Джона Ноллов, как и до компьютерной графики, было далеко.

Авторитетные машиностроители держали штатных рисовальщиков, которые создавали картинки новых моделей. Работы помещали в бесчисленных печатных изданиях, на плакатах, почтовых открытках: так действовала реклама.
Непревзойденными профи этого дела, единодушно признают исследователи, были Арт и Вэн. Первый пришел из творческой среды архитекторов. Второй работал мультипликатором в студии Уолта Диснея.
В арсенале живописцев были «Паккарды», «Бьюики», «Линкольны», когда их бросили в проект «Широкая колея». Своим талантом мэтры создали некую сюрреалистичную, преувеличенную форму авторомантизма. «Разделение труда» Фитца (так он себя называл) и Вэна заключалось в следующем: один писал непосредственно главного героя – машину, другой рисовал фон, задний план, «подложку».

Складывалась невероятная гармония. Картины получались сказочного очарования. От полотен веяло добром, надежностью, верой в светлое будущее. Высвечивались лучшие стороны человеческой натуры. Автомобили Арт Фитцпатрик подавал с правильного ракурса, подчеркивая достоинства технической конструкции. Товарищ добавлял романтики, ибо такими и были оба.
Конечно, исподволь художники формировали идею, вкладывали в головы сограждан мысль, что автомобиль – апогей потребительских желаний. Когда пользователь видел прекрасный «Понтиак» на фоне фешенебельной гостиницы, рассматривал ярко одетых модниц с тонкими лодыжками и на звонких каблучках, он подсознательно хотел такой жизни.
Элегантные кавалеры, лощеные дипломаты. Незамысловатые сюжеты, подсмотренные уличные сценки. Безмятежные улыбки на лицах, милые ребятишки, заботливые родители. Всюду цветы и зелень, чудесные здания, мосты, горы, реки и небо. Красоту антуража Вэну Кауфману удавалось до мельчайших подробностей отображать на зеркальных поверхностях кузовных панелей. Плод коммерческого изобразительного искусства чуть не осязаемо зазывал наблюдателя «вглубь картинки», вызывал жгучее желание жить как на полотне.

Смело утверждать, что рекламные художники раскрутили марку «Понтиак» в 60-х. Но и отрицать или преуменьшать их роль в эпопее «Широкой колеи» несправедливо. Друзья прошагали по дороге «Wide-Track» до самого окончания в 1971 году.
Далее «Джи Эм» отказался от дорогих услуг мастеров кисти и красок, переключился на фотографическую рекламу. Проиграл, заметим злорадно: эти, которые с камерами и фотопленками, влетели корпорации в куда более серьезную копеечку.
Обзор модели Pontiac Ventura (1960-1961)
Говорить не хочется ни о чем, кроме красоты профиля, изяществе линий. Мысли только о пропорции и гармонии. Но все же это «железка», построенная на Х-образной раме в кузовах хардтоп-купе и хардтоп-седан.

Полноразмерная модель существовала 2 года, вклинившись между бесподобным «Бонневиллем» и Star Chief. «Вентуру» считают самым стильным из ранних маслкаров.
Габариты купе 1960-1961 модельных годов:
✅ Колесная база – 3099/3023
✅ Длина – 5428/5334 мм
✅ Ширина – 2032/1986 мм
✅ Высота – 1377/1412 мм
В 60-ом машина весила 1753 кг, годом позднее – 1700 кг. Экономию массы производитель добился, в том числе, за счет легкосплавных дисков, оснащенных встроенными внутренними тормозными барабанами, на 8-ми болтах. В чудно очерченных арках прятались 14-дюймовые колеса.

Узкую заднюю стойку кузовщики выполнили в виде буквы «С». Вкупе с задней частью крыши и выпуклым стеклом она создавала впечатление кабины истребителя.
Центральных стоек нет. Корма сформирована в трех уровнях, но не кажется утяжеленной. Раздельная радиаторная решетка стала просто культовой в последующим десятилетии. Премиальная отделка из цветной кожи, хрома и натурального дерева в салоне здорово добавляла к ценнику: за авто просили $2971.
Но стоимость – ничто для дрэг-рейсеров. Отчаянные ребята охотно брали машины за гладкий, аэродинамический корпус, отличную управляемость и резвые моторы.

Характеристики двигателя V8 389:
✅ Объем – 6,4 л
✅ Мощность – 318 л. с. при 4,6 тыс. об/мин
✅ Пик момента силы – 583 Н*м при 3,2 тыс. об/мин
Силовой агрегат лежал спереди продольно. Привод на задний мост подавала 3-диапазонная механическая коробка. Дорожным неровностям сопротивлялась подвеска на пружинах: независимая спереди и зависимая на ведущих колесах.
Заключим удовлетворением, что прикоснулись к удивительному образчику мирового автопрома. И, главное, вспомнили забытую профессию – художественный иллюстратор журнальных и каталожных реклам.
- Timofey
- youtube.com, tunnelram.net/pontiac
Рекомендуем для вас

Чиновника «пересадили» с BMW на «Ауру» – мнение из первых уст
Раньше трудно было найти государственного служащего, перемещающегося на машине отечественного производства. Времена меняются, автопарк «изнашивается» и...

Испытания нового Тутаевского двигателя завершились, впереди массовый выпуск
Мотор полгода тестировали в составе крупного бульдозера в сложных условиях Тюменской области. Как двигатель справился с поставленными задачами, узнайте из...

АН-2 с девятью двигателями – взлет всего за 7 секунд
Когда речь заходит о самолетах с вертикальным взлетом, на ум чаще всего приходят громоздкие военные машины или футуристические дроны. Но однажды на МАКС-2021...

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Верный курс – ЛиАЗ отказался от китайских двигателей в пользу российских
Наши моторы обходятся дешевле, да и проблем с поставками быть не должно. Какую силовую установку выбрали на замену китайской – читайте в нашем материале....

Под Челябинском построят флагман российского тормозного машиностроения
Будут собирать тормозные диски и суппорты. Не исключено, что и для экспорта запчастей....

Французы представили пассажирский самолет нового поколения
Техника получила комбинированную силовую установку и обещает запас хода более чем в 2000 км. И все это с нулевым уровнем выбросов. Подробнее о характеристиках...

Символичное событие – третий Ил-114-300 подняли в небо
Дебютный полет провели в честь памятной даты, которая касается как самого ПАО «Ил», так и всей авиации России. Директор компании также поделился статусом...

Настоящая «дорога жизни»: в Николаевск-на-Амуре по деревянным мостам и грязи
Трассу постепенно реконструируют, но она по-прежнему очень опасна для водителей и пассажиров...

Бывший завод VW в Калуге недорого распродает двигатели и АКПП – мнение водителей
Это полностью новые агрегаты, оставшиеся на складах. Цены ниже рыночных в разы, но есть нюансы....

Сразу три американских автомобильных бренда откроют свои представительства в России
Речь о Ford, Chevrolet и Tesla. Причем первые двое даже не планируют поставки гибридных и электрических моделей — только ДВС!...

Запуск ракеты-носителя Spectrum завершился взрывом в прямом эфире
Конкуренция с Flacon 9 откладывается на потом. Инцидент запечатлели в прямой трансляции....

Успешно завершены тесты двигателя для тяжелой ракеты «Ангара-А5М»
Российская школа двигателестроения в очередной раз показала свои возможности. Поставки начнутся в ближайшие месяцы....

Новейший КАМАЗ 6х6 испытывают на крупнейшем газовом месторождении России
Тестирования машины займут месяц. Итоги прохождения предопределят дальнейшую «судьбу» модели и, в особенности, ее серийного производства....

Yugo GV – самый ужасный автомобиль в истории США
Он пришел как мечта для студентов, а ушел под звук насмешек. С чем связана такая репутация?...