
Япония завершает эру ракеты-носителя H-IIA: 50-й запуск станет последним
В истории японской космонавтики наступает важный рубеж – местное космическое агентство и компания Mitsubishi Heavy Industries готовят к старту последний, юбилейный 50-й запуск ракеты-носителя H-IIA.
Полет, который должен состояться в начале лета 2025 года с космодрома Танэгасима, станет финальной страницей в более чем 20-летней летописи одного из самых успешных космических носителей Японии.
В рамках заключительной миссии ракета доставит на земную орбиту исследовательский аппарат GOSAT-GW, который займется мониторингом парниковых газов в атмосфере Земли.
За всю историю полетов ракета вывела на земную орбиту сотни тонн грузов. Фото: youtube.com
Ракета H-IIA была впервые запущена 29 августа 2001 года, и с тех пор была основой японской орбитальной программы. Она развивалась на базе предшественника H-II, от которого унаследовала архитектуру, но значительно превзошла его по надежности и экономичности.
Использование композитных материалов позволило снизить массу ракеты, сократить количество узлов и деталей, что напрямую отразилось на стоимости и частоте запусков.
За годы эксплуатации H-IIA использовалась в различных модификациях, в зависимости от массы и назначения полезной нагрузки.
Всего было разработано четыре конфигурации ракеты-носителя с различным числом боковых твердотопливных ускорителей SRB-A.
Именно за счет последних она получала основную стартовую тягу, достигающую 5040 кН при использовании двух бустеров.
H-IIA вывела на орбиту множество научных, навигационных и метеорологических спутников. Среди самых заметных миссий – запуск аппарата SELENE для исследования Луны в 2007 году, зонда PLANET-C к Венере в 2010 году и компонентов глобальной навигационной системы QZSS.
Всего более 160 миссий были выполнены с использованием двигателей серии YF и носителей H-IIA, при этом уровень успешности запусков превысил 96%.
На первой ступени стоит всего один двигатель. Фото: youtube.com
В последние годы внимание японской космической отрасли сосредоточилось на новом поколении – ракете H3. Однако дебют оказался непростым: первый запуск прервали из-за отказа твердотопливных ускорителей, а второй – из-за неисправности двигателя второй ступени.
После серии неудач JAXA временно приостановило запуски текущей версии, чтобы не допустить накладок между старой и новой системами.
Прощание с H-IIA станет не просто завершением серии запусков, а важной вехой в развитии японского ракетостроения, доказавшей способность страны разрабатывать и эксплуатировать надежные носители.
Полет, который должен состояться в начале лета 2025 года с космодрома Танэгасима, станет финальной страницей в более чем 20-летней летописи одного из самых успешных космических носителей Японии.
В рамках заключительной миссии ракета доставит на земную орбиту исследовательский аппарат GOSAT-GW, который займется мониторингом парниковых газов в атмосфере Земли.

Ракета H-IIA была впервые запущена 29 августа 2001 года, и с тех пор была основой японской орбитальной программы. Она развивалась на базе предшественника H-II, от которого унаследовала архитектуру, но значительно превзошла его по надежности и экономичности.
Использование композитных материалов позволило снизить массу ракеты, сократить количество узлов и деталей, что напрямую отразилось на стоимости и частоте запусков.
За годы эксплуатации H-IIA использовалась в различных модификациях, в зависимости от массы и назначения полезной нагрузки.
Всего было разработано четыре конфигурации ракеты-носителя с различным числом боковых твердотопливных ускорителей SRB-A.
Именно за счет последних она получала основную стартовую тягу, достигающую 5040 кН при использовании двух бустеров.
H-IIA вывела на орбиту множество научных, навигационных и метеорологических спутников. Среди самых заметных миссий – запуск аппарата SELENE для исследования Луны в 2007 году, зонда PLANET-C к Венере в 2010 году и компонентов глобальной навигационной системы QZSS.
Всего более 160 миссий были выполнены с использованием двигателей серии YF и носителей H-IIA, при этом уровень успешности запусков превысил 96%.

В последние годы внимание японской космической отрасли сосредоточилось на новом поколении – ракете H3. Однако дебют оказался непростым: первый запуск прервали из-за отказа твердотопливных ускорителей, а второй – из-за неисправности двигателя второй ступени.
После серии неудач JAXA временно приостановило запуски текущей версии, чтобы не допустить накладок между старой и новой системами.
Прощание с H-IIA станет не просто завершением серии запусков, а важной вехой в развитии японского ракетостроения, доказавшей способность страны разрабатывать и эксплуатировать надежные носители.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Чиновника «пересадили» с BMW на «Ауру» – мнение из первых уст
Раньше трудно было найти государственного служащего, перемещающегося на машине отечественного производства. Времена меняются, автопарк «изнашивается» и...

Испытания нового Тутаевского двигателя завершились, впереди массовый выпуск
Мотор полгода тестировали в составе крупного бульдозера в сложных условиях Тюменской области. Как двигатель справился с поставленными задачами, узнайте из...

АН-2 с девятью двигателями – взлет всего за 7 секунд
Когда речь заходит о самолетах с вертикальным взлетом, на ум чаще всего приходят громоздкие военные машины или футуристические дроны. Но однажды на МАКС-2021...

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Верный курс – ЛиАЗ отказался от китайских двигателей в пользу российских
Наши моторы обходятся дешевле, да и проблем с поставками быть не должно. Какую силовую установку выбрали на замену китайской – читайте в нашем материале....

Под Челябинском построят флагман российского тормозного машиностроения
Будут собирать тормозные диски и суппорты. Не исключено, что и для экспорта запчастей....

Французы представили пассажирский самолет нового поколения
Техника получила комбинированную силовую установку и обещает запас хода более чем в 2000 км. И все это с нулевым уровнем выбросов. Подробнее о характеристиках...

Символичное событие – третий Ил-114-300 подняли в небо
Дебютный полет провели в честь памятной даты, которая касается как самого ПАО «Ил», так и всей авиации России. Директор компании также поделился статусом...

Настоящая «дорога жизни»: в Николаевск-на-Амуре по деревянным мостам и грязи
Трассу постепенно реконструируют, но она по-прежнему очень опасна для водителей и пассажиров...

Бывший завод VW в Калуге недорого распродает двигатели и АКПП – мнение водителей
Это полностью новые агрегаты, оставшиеся на складах. Цены ниже рыночных в разы, но есть нюансы....

Сразу три американских автомобильных бренда откроют свои представительства в России
Речь о Ford, Chevrolet и Tesla. Причем первые двое даже не планируют поставки гибридных и электрических моделей — только ДВС!...

Запуск ракеты-носителя Spectrum завершился взрывом в прямом эфире
Конкуренция с Flacon 9 откладывается на потом. Инцидент запечатлели в прямой трансляции....

Успешно завершены тесты двигателя для тяжелой ракеты «Ангара-А5М»
Российская школа двигателестроения в очередной раз показала свои возможности. Поставки начнутся в ближайшие месяцы....

Новейший КАМАЗ 6х6 испытывают на крупнейшем газовом месторождении России
Тестирования машины займут месяц. Итоги прохождения предопределят дальнейшую «судьбу» модели и, в особенности, ее серийного производства....

Yugo GV – самый ужасный автомобиль в истории США
Он пришел как мечта для студентов, а ушел под звук насмешек. С чем связана такая репутация?...