
Гибридный дирижабль на воздушной подушке Z1 скоро поступит в эксплуатацию – появился первый заказчик
Стало известно, что проект по строительству огромного дирижабля AT2 Aerospace Z1, похожего на управляемое облако, выходит на новый этап, максимально приближенный к коммерческой эксплуатации.
Изначально это транспортное средство, обладающее способностью зависать в воздухе, относилось к классу военной техники.
Теперь у него вполне мирные задачи. Они сводятся к доставке людей и грузов в самые глухие и отдаленные уголки мира.
Z1 AT2 предназначен для доставки грузов и перевозки пассажиров в отдаленные уголки планеты. Фото: youtube.com
Конструкция этого воздушного судна подразумевает использование эффективной комбинации – водородной тяги и аэростатической подъемной силе гелия. Такой тандем обеспечивает «птичке» дальность хода до 2600 км за один рейс. Кроме того, Z1 оснащен фирменным шасси Air Cushion, что позволит приземляться ему практически в любом месте, включая воду. Разработчик уверен, что эта модель найдет применение для доставки грузов и материалов, в том числе и на арктические рудники.
AT2 Z1 прошел на сегодня довольно долгий и, местами, извилистый путь. Впрочем, как и другие дирижабли нового времени, без особой уверенности в успехе. А начиналась его история два десятилетия назад, когда компания Lockheed Martin совместно с DARPA разработала нежесткую конструкцию трехлопастного дирижабля. Тогда, в 2006 году, они провели первые испытания демонстрационного образца P-791, а в 2011 г., проиграв тендер на разработку многоцелевого разведывательного транспортного средства для армии США, проект был переведен на коммерческую основу.
Всего 20% движущей силы Z1 AT2 обеспечивает водородная силовая установка. Фото: youtube.com
Более десяти лет велось сотрудничество с различными партнерами, и за это время произошло как минимум две эволюции конструкции P-791 – SkyTug и LMH-1. Были даже заявки на приобретение дирижабля, но до полномасштабной реализации проекта дело так и не дошло. В конечном итоге, в 2023 году компания продала все активы и интеллектуальную собственность частной компании AT2 Aerospace. При этом руководителем проекта Z1 AT2 является Боб Бойд, который ранее руководил программой создания дирижаблей в Lockheed.
Практически восемьдесят процентов подъемной силы AT2 обеспечивается за счет плавучести его гелиевого наполнителя. Это помогает оптимизировать эффективность электрической силовой установки, работающей на водородных топливных элементах.
Z1 AT2 оснащен уникальной системой Air Cushion Landing System. Фото: youtube.com
Согласно спецификации, гибридный дирижабль Z1 AT2 имеет следующие размеры:
✅длина – 87,5 м
✅ ширина – 46,3 м
✅ высота – 23,5 м
Отличительной особенностью модели является бескаркасная трехлепестковая конструкция Lockheed. То есть корпус состоит из трех частей, при этом центральная «капсула» немного приподнята по отношению к двум боковым сторонам. Такая уникальная форма, как утверждается, значительно улучшает подъемную силу нежесткого судна. А она, напомним, на 20% обеспечивается поступательным движением через двигательную систему с вектором тяги, а на 80% — «невесомостью» гелия, которым заполнено тело воздушного судна.
На нижней стороне центрального «лепестка» расположены грузовой отсек и 19-местная гондола для размещения пассажиров. Боковые части оснащены уникальными вентиляторами Air Cushion Landing System, которые обеспечивают максимальную универсальность эксплуатации Z1. Благодаря наличию этой системы, данное средство передвижения приземляется на воздушные подушки, аналогичные тем, которые устанавливают на морских судах. За счет этого представленный летательный аппарат способен садиться практически на любую поверхность, будь то снег, лед, вода, песок или газон.
Z1 AT2 может садиться и на воду. Фото: youtube.com
Кроме того, система Air Cushion гарантирует, что Z1 может легко «припарковаться» в условиях отсутствия какой-либо инфраструктуры, и даже на ветхую взлетно-посадочную полосу. В то время как другие дирижабли вряд ли способны на такое, и максимум, что можно предпринять при таких обстоятельствах, это опустить груз на землю с высоты. Таким образом, к числу преимуществ Z1 AT2 можно отнести тот факт, что логистические затраты, выделяемые на традиционную транспортную инфраструктуру при доставке грузов и перевозке людей, такую как взлетно-посадочные полосы, трассы и железные дороги можно полностью исключить. Это относится даже к самым отдаленным местам, таким как арктические рудники и нефтяные платформы.
Также технология воздушной подушки Air Cushion выполняет еще одну функцию – всасывающую, за счет чего огромный, и при этом не особо тяжелый воздушный корабль, уверенно держится «на ногах», даже в условиях очень сильного ветра.
Взлетать Z1 может взлетать как вертикально, так и с минимальным разгоном.
Что касается грузоподъемности дирижабля Z1 AT2, то он, как ожидается, сможет выдерживать максимальную нагрузку в 23 тонны. А затраты на перевозку такого количества груза, в сравнении с обычными самолетами, по предварительным оценкам окажутся на 20–40 % меньше.
Возможно именно это больше всего заинтересовало потенциальных покупателей, но факт, что в течение последнего месяца компания получила сразу два заказа на покупку дирижаблей. Одним из заказчиков выступает британская компания Straightline Aviation, специализирующаяся на альтернативном воздушном транспорте. Они оформили предзаказ на сумму в 50 млн. долл.
Z1 AT2 отрывается от земли с минимальным разбегом. Фото: youtube.com
Также в числе желающих стать владельцем Z1 обозначила себя компания Arctic Airships. На данный момент они заказали два грузовых дирижабля, но в планах стоит покупка еще восемнадцати таких судов.
Так что, возможно, уже в скором будущем, как казалось, «канувшая в лету» технология дирижаблей наконец-то вновь увидит небо. Но об этом, как говорится, «с осторожным оптимизмом», так как до настоящего времени не один подобный проект бесславно «свернулся». Именно поэтому руководители AT2 не «кричат» о своих успехах и стараются не опережать события, чтобы не спугнуть удачу.
Z1 AT2 пригоден и для маршрутов в Арктику. Фото: youtube.com
По всей видимости, по той же причине, они не анонсируют никаких конкретных дат и не раскрывают всех технических подробностей. Возможно это позволит им выйти со своим дирижаблем на рынок экологичного воздушного транспорта одними из первых. Но может и нет. Ведь конкуренция за первенство в этом вопросе между основными игроками отрасли, такими как Varialift, Flying Whales, Grands Espaces может развернуться нешуточная. Последние, к слову, планируют в 2028 году запустить туристические маршруты в Арктику. Предварительная стоимость билета составит около 200 000 долларов (порядка 17 млн руб.).
В России также положительно оценивают перспективность данного направления. В 2023 году Фонд перспективных исследований запустил проект по созданию своего управляемого ветроустойчивого аэростата для доставки грузов в отдаленные, труднодоступные точки нашей необъятной родины.
Изначально это транспортное средство, обладающее способностью зависать в воздухе, относилось к классу военной техники.
Теперь у него вполне мирные задачи. Они сводятся к доставке людей и грузов в самые глухие и отдаленные уголки мира.

Конструкция этого воздушного судна подразумевает использование эффективной комбинации – водородной тяги и аэростатической подъемной силе гелия. Такой тандем обеспечивает «птичке» дальность хода до 2600 км за один рейс. Кроме того, Z1 оснащен фирменным шасси Air Cushion, что позволит приземляться ему практически в любом месте, включая воду. Разработчик уверен, что эта модель найдет применение для доставки грузов и материалов, в том числе и на арктические рудники.
Надежды не оправдались
AT2 Z1 прошел на сегодня довольно долгий и, местами, извилистый путь. Впрочем, как и другие дирижабли нового времени, без особой уверенности в успехе. А начиналась его история два десятилетия назад, когда компания Lockheed Martin совместно с DARPA разработала нежесткую конструкцию трехлопастного дирижабля. Тогда, в 2006 году, они провели первые испытания демонстрационного образца P-791, а в 2011 г., проиграв тендер на разработку многоцелевого разведывательного транспортного средства для армии США, проект был переведен на коммерческую основу.

Более десяти лет велось сотрудничество с различными партнерами, и за это время произошло как минимум две эволюции конструкции P-791 – SkyTug и LMH-1. Были даже заявки на приобретение дирижабля, но до полномасштабной реализации проекта дело так и не дошло. В конечном итоге, в 2023 году компания продала все активы и интеллектуальную собственность частной компании AT2 Aerospace. При этом руководителем проекта Z1 AT2 является Боб Бойд, который ранее руководил программой создания дирижаблей в Lockheed.
Основные характеристики
Практически восемьдесят процентов подъемной силы AT2 обеспечивается за счет плавучести его гелиевого наполнителя. Это помогает оптимизировать эффективность электрической силовой установки, работающей на водородных топливных элементах.

Согласно спецификации, гибридный дирижабль Z1 AT2 имеет следующие размеры:
✅длина – 87,5 м
✅ ширина – 46,3 м
✅ высота – 23,5 м
Отличительной особенностью модели является бескаркасная трехлепестковая конструкция Lockheed. То есть корпус состоит из трех частей, при этом центральная «капсула» немного приподнята по отношению к двум боковым сторонам. Такая уникальная форма, как утверждается, значительно улучшает подъемную силу нежесткого судна. А она, напомним, на 20% обеспечивается поступательным движением через двигательную систему с вектором тяги, а на 80% — «невесомостью» гелия, которым заполнено тело воздушного судна.
Самолет на воздушной подушке
На нижней стороне центрального «лепестка» расположены грузовой отсек и 19-местная гондола для размещения пассажиров. Боковые части оснащены уникальными вентиляторами Air Cushion Landing System, которые обеспечивают максимальную универсальность эксплуатации Z1. Благодаря наличию этой системы, данное средство передвижения приземляется на воздушные подушки, аналогичные тем, которые устанавливают на морских судах. За счет этого представленный летательный аппарат способен садиться практически на любую поверхность, будь то снег, лед, вода, песок или газон.

Кроме того, система Air Cushion гарантирует, что Z1 может легко «припарковаться» в условиях отсутствия какой-либо инфраструктуры, и даже на ветхую взлетно-посадочную полосу. В то время как другие дирижабли вряд ли способны на такое, и максимум, что можно предпринять при таких обстоятельствах, это опустить груз на землю с высоты. Таким образом, к числу преимуществ Z1 AT2 можно отнести тот факт, что логистические затраты, выделяемые на традиционную транспортную инфраструктуру при доставке грузов и перевозке людей, такую как взлетно-посадочные полосы, трассы и железные дороги можно полностью исключить. Это относится даже к самым отдаленным местам, таким как арктические рудники и нефтяные платформы.
Также технология воздушной подушки Air Cushion выполняет еще одну функцию – всасывающую, за счет чего огромный, и при этом не особо тяжелый воздушный корабль, уверенно держится «на ногах», даже в условиях очень сильного ветра.
Взлетать Z1 может взлетать как вертикально, так и с минимальным разгоном.
Очевидные выгоды
Что касается грузоподъемности дирижабля Z1 AT2, то он, как ожидается, сможет выдерживать максимальную нагрузку в 23 тонны. А затраты на перевозку такого количества груза, в сравнении с обычными самолетами, по предварительным оценкам окажутся на 20–40 % меньше.
Сразу двое желающих
Возможно именно это больше всего заинтересовало потенциальных покупателей, но факт, что в течение последнего месяца компания получила сразу два заказа на покупку дирижаблей. Одним из заказчиков выступает британская компания Straightline Aviation, специализирующаяся на альтернативном воздушном транспорте. Они оформили предзаказ на сумму в 50 млн. долл.

Также в числе желающих стать владельцем Z1 обозначила себя компания Arctic Airships. На данный момент они заказали два грузовых дирижабля, но в планах стоит покупка еще восемнадцати таких судов.
Так что, возможно, уже в скором будущем, как казалось, «канувшая в лету» технология дирижаблей наконец-то вновь увидит небо. Но об этом, как говорится, «с осторожным оптимизмом», так как до настоящего времени не один подобный проект бесславно «свернулся». Именно поэтому руководители AT2 не «кричат» о своих успехах и стараются не опережать события, чтобы не спугнуть удачу.

По всей видимости, по той же причине, они не анонсируют никаких конкретных дат и не раскрывают всех технических подробностей. Возможно это позволит им выйти со своим дирижаблем на рынок экологичного воздушного транспорта одними из первых. Но может и нет. Ведь конкуренция за первенство в этом вопросе между основными игроками отрасли, такими как Varialift, Flying Whales, Grands Espaces может развернуться нешуточная. Последние, к слову, планируют в 2028 году запустить туристические маршруты в Арктику. Предварительная стоимость билета составит около 200 000 долларов (порядка 17 млн руб.).
В России также положительно оценивают перспективность данного направления. В 2023 году Фонд перспективных исследований запустил проект по созданию своего управляемого ветроустойчивого аэростата для доставки грузов в отдаленные, труднодоступные точки нашей необъятной родины.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас

Маленький «сверхмедленный» самолет бьет рекорды продаж
Речь о гибридно-электрической модели от Electra, которая должна поступить в эксплуатацию в 2028 году. Более подробно о причинах популярности воздушного судна и...

Чиновника «пересадили» с BMW на «Ауру» – мнение из первых уст
Раньше трудно было найти государственного служащего, перемещающегося на машине отечественного производства. Времена меняются, автопарк «изнашивается» и...

Испытания нового Тутаевского двигателя завершились, впереди массовый выпуск
Мотор полгода тестировали в составе крупного бульдозера в сложных условиях Тюменской области. Как двигатель справился с поставленными задачами, узнайте из...

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

АН-2 с девятью двигателями – взлет всего за 7 секунд
Когда речь заходит о самолетах с вертикальным взлетом, на ум чаще всего приходят громоздкие военные машины или футуристические дроны. Но однажды на МАКС-2021...

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Два уникальных грузовика ЗИЛ на бездорожье – инженеры против «самодельщиков»
В очередной раз не дают покоя авторам канала «Полигон-98» лавры советских инженеров. В новой поездке они решили проверить, какой грузовик ЗИЛ лучше – заводской...

Под Челябинском построят флагман российского тормозного машиностроения
Будут собирать тормозные диски и суппорты. Не исключено, что и для экспорта запчастей....

Настоящая «дорога жизни»: в Николаевск-на-Амуре по деревянным мостам и грязи
Трассу постепенно реконструируют, но она по-прежнему очень опасна для водителей и пассажиров...

В Британии создали двигатель, работающий на чистой меди
Он сможет использовать космический мусор в качестве топлива. Однако есть две большие проблемы....

АВТОВАЗ начал производство самой доступной версии LADA Largus
Этот автомобиль пришел на смену LADA Largus в комплектации Classic Plus. Он называется Comfort и стоит на 5 тысяч рублей дороже....

Бывший завод VW в Калуге недорого распродает двигатели и АКПП – мнение водителей
Это полностью новые агрегаты, оставшиеся на складах. Цены ниже рыночных в разы, но есть нюансы....

Такого успеха не ожидал никто: Denza N9 Black Warrior бьет рекорды продаж
Даже в самой BYD не думали, что будет такой спрос. Что именно привлекает покупателей в авто?...

Успешно завершены тесты двигателя для тяжелой ракеты «Ангара-А5М»
Российская школа двигателестроения в очередной раз показала свои возможности. Поставки начнутся в ближайшие месяцы....

Взлет и падение Русско-Балтийского завода
Автомобили «Руссо-Балт» получили широкую известность не только в России но и в Европе. Но из-за исторических событий первый российский автомобильный бренд...

Новейший КАМАЗ 6х6 испытывают на крупнейшем газовом месторождении России
Тестирования машины займут месяц. Итоги прохождения предопределят дальнейшую «судьбу» модели и, в особенности, ее серийного производства....