
Гибридный дирижабль на воздушной подушке Z1 скоро поступит в эксплуатацию – появился первый заказчик
Стало известно, что проект по строительству огромного дирижабля AT2 Aerospace Z1, похожего на управляемое облако, выходит на новый этап, максимально приближенный к коммерческой эксплуатации.
Изначально это транспортное средство, обладающее способностью зависать в воздухе, относилось к классу военной техники.
Теперь у него вполне мирные задачи. Они сводятся к доставке людей и грузов в самые глухие и отдаленные уголки мира.
Z1 AT2 предназначен для доставки грузов и перевозки пассажиров в отдаленные уголки планеты. Фото: youtube.com
Конструкция этого воздушного судна подразумевает использование эффективной комбинации – водородной тяги и аэростатической подъемной силе гелия. Такой тандем обеспечивает «птичке» дальность хода до 2600 км за один рейс. Кроме того, Z1 оснащен фирменным шасси Air Cushion, что позволит приземляться ему практически в любом месте, включая воду. Разработчик уверен, что эта модель найдет применение для доставки грузов и материалов, в том числе и на арктические рудники.
AT2 Z1 прошел на сегодня довольно долгий и, местами, извилистый путь. Впрочем, как и другие дирижабли нового времени, без особой уверенности в успехе. А начиналась его история два десятилетия назад, когда компания Lockheed Martin совместно с DARPA разработала нежесткую конструкцию трехлопастного дирижабля. Тогда, в 2006 году, они провели первые испытания демонстрационного образца P-791, а в 2011 г., проиграв тендер на разработку многоцелевого разведывательного транспортного средства для армии США, проект был переведен на коммерческую основу.
Всего 20% движущей силы Z1 AT2 обеспечивает водородная силовая установка. Фото: youtube.com
Более десяти лет велось сотрудничество с различными партнерами, и за это время произошло как минимум две эволюции конструкции P-791 – SkyTug и LMH-1. Были даже заявки на приобретение дирижабля, но до полномасштабной реализации проекта дело так и не дошло. В конечном итоге, в 2023 году компания продала все активы и интеллектуальную собственность частной компании AT2 Aerospace. При этом руководителем проекта Z1 AT2 является Боб Бойд, который ранее руководил программой создания дирижаблей в Lockheed.
Практически восемьдесят процентов подъемной силы AT2 обеспечивается за счет плавучести его гелиевого наполнителя. Это помогает оптимизировать эффективность электрической силовой установки, работающей на водородных топливных элементах.
Z1 AT2 оснащен уникальной системой Air Cushion Landing System. Фото: youtube.com
Согласно спецификации, гибридный дирижабль Z1 AT2 имеет следующие размеры:
✅длина – 87,5 м
✅ ширина – 46,3 м
✅ высота – 23,5 м
Отличительной особенностью модели является бескаркасная трехлепестковая конструкция Lockheed. То есть корпус состоит из трех частей, при этом центральная «капсула» немного приподнята по отношению к двум боковым сторонам. Такая уникальная форма, как утверждается, значительно улучшает подъемную силу нежесткого судна. А она, напомним, на 20% обеспечивается поступательным движением через двигательную систему с вектором тяги, а на 80% — «невесомостью» гелия, которым заполнено тело воздушного судна.
На нижней стороне центрального «лепестка» расположены грузовой отсек и 19-местная гондола для размещения пассажиров. Боковые части оснащены уникальными вентиляторами Air Cushion Landing System, которые обеспечивают максимальную универсальность эксплуатации Z1. Благодаря наличию этой системы, данное средство передвижения приземляется на воздушные подушки, аналогичные тем, которые устанавливают на морских судах. За счет этого представленный летательный аппарат способен садиться практически на любую поверхность, будь то снег, лед, вода, песок или газон.
Z1 AT2 может садиться и на воду. Фото: youtube.com
Кроме того, система Air Cushion гарантирует, что Z1 может легко «припарковаться» в условиях отсутствия какой-либо инфраструктуры, и даже на ветхую взлетно-посадочную полосу. В то время как другие дирижабли вряд ли способны на такое, и максимум, что можно предпринять при таких обстоятельствах, это опустить груз на землю с высоты. Таким образом, к числу преимуществ Z1 AT2 можно отнести тот факт, что логистические затраты, выделяемые на традиционную транспортную инфраструктуру при доставке грузов и перевозке людей, такую как взлетно-посадочные полосы, трассы и железные дороги можно полностью исключить. Это относится даже к самым отдаленным местам, таким как арктические рудники и нефтяные платформы.
Также технология воздушной подушки Air Cushion выполняет еще одну функцию – всасывающую, за счет чего огромный, и при этом не особо тяжелый воздушный корабль, уверенно держится «на ногах», даже в условиях очень сильного ветра.
Взлетать Z1 может взлетать как вертикально, так и с минимальным разгоном.
Что касается грузоподъемности дирижабля Z1 AT2, то он, как ожидается, сможет выдерживать максимальную нагрузку в 23 тонны. А затраты на перевозку такого количества груза, в сравнении с обычными самолетами, по предварительным оценкам окажутся на 20–40 % меньше.
Возможно именно это больше всего заинтересовало потенциальных покупателей, но факт, что в течение последнего месяца компания получила сразу два заказа на покупку дирижаблей. Одним из заказчиков выступает британская компания Straightline Aviation, специализирующаяся на альтернативном воздушном транспорте. Они оформили предзаказ на сумму в 50 млн. долл.
Z1 AT2 отрывается от земли с минимальным разбегом. Фото: youtube.com
Также в числе желающих стать владельцем Z1 обозначила себя компания Arctic Airships. На данный момент они заказали два грузовых дирижабля, но в планах стоит покупка еще восемнадцати таких судов.
Так что, возможно, уже в скором будущем, как казалось, «канувшая в лету» технология дирижаблей наконец-то вновь увидит небо. Но об этом, как говорится, «с осторожным оптимизмом», так как до настоящего времени не один подобный проект бесславно «свернулся». Именно поэтому руководители AT2 не «кричат» о своих успехах и стараются не опережать события, чтобы не спугнуть удачу.
Z1 AT2 пригоден и для маршрутов в Арктику. Фото: youtube.com
По всей видимости, по той же причине, они не анонсируют никаких конкретных дат и не раскрывают всех технических подробностей. Возможно это позволит им выйти со своим дирижаблем на рынок экологичного воздушного транспорта одними из первых. Но может и нет. Ведь конкуренция за первенство в этом вопросе между основными игроками отрасли, такими как Varialift, Flying Whales, Grands Espaces может развернуться нешуточная. Последние, к слову, планируют в 2028 году запустить туристические маршруты в Арктику. Предварительная стоимость билета составит около 200 000 долларов (порядка 17 млн руб.).
В России также положительно оценивают перспективность данного направления. В 2023 году Фонд перспективных исследований запустил проект по созданию своего управляемого ветроустойчивого аэростата для доставки грузов в отдаленные, труднодоступные точки нашей необъятной родины.
Изначально это транспортное средство, обладающее способностью зависать в воздухе, относилось к классу военной техники.
Теперь у него вполне мирные задачи. Они сводятся к доставке людей и грузов в самые глухие и отдаленные уголки мира.

Конструкция этого воздушного судна подразумевает использование эффективной комбинации – водородной тяги и аэростатической подъемной силе гелия. Такой тандем обеспечивает «птичке» дальность хода до 2600 км за один рейс. Кроме того, Z1 оснащен фирменным шасси Air Cushion, что позволит приземляться ему практически в любом месте, включая воду. Разработчик уверен, что эта модель найдет применение для доставки грузов и материалов, в том числе и на арктические рудники.
Надежды не оправдались
AT2 Z1 прошел на сегодня довольно долгий и, местами, извилистый путь. Впрочем, как и другие дирижабли нового времени, без особой уверенности в успехе. А начиналась его история два десятилетия назад, когда компания Lockheed Martin совместно с DARPA разработала нежесткую конструкцию трехлопастного дирижабля. Тогда, в 2006 году, они провели первые испытания демонстрационного образца P-791, а в 2011 г., проиграв тендер на разработку многоцелевого разведывательного транспортного средства для армии США, проект был переведен на коммерческую основу.

Более десяти лет велось сотрудничество с различными партнерами, и за это время произошло как минимум две эволюции конструкции P-791 – SkyTug и LMH-1. Были даже заявки на приобретение дирижабля, но до полномасштабной реализации проекта дело так и не дошло. В конечном итоге, в 2023 году компания продала все активы и интеллектуальную собственность частной компании AT2 Aerospace. При этом руководителем проекта Z1 AT2 является Боб Бойд, который ранее руководил программой создания дирижаблей в Lockheed.
Основные характеристики
Практически восемьдесят процентов подъемной силы AT2 обеспечивается за счет плавучести его гелиевого наполнителя. Это помогает оптимизировать эффективность электрической силовой установки, работающей на водородных топливных элементах.

Согласно спецификации, гибридный дирижабль Z1 AT2 имеет следующие размеры:
✅длина – 87,5 м
✅ ширина – 46,3 м
✅ высота – 23,5 м
Отличительной особенностью модели является бескаркасная трехлепестковая конструкция Lockheed. То есть корпус состоит из трех частей, при этом центральная «капсула» немного приподнята по отношению к двум боковым сторонам. Такая уникальная форма, как утверждается, значительно улучшает подъемную силу нежесткого судна. А она, напомним, на 20% обеспечивается поступательным движением через двигательную систему с вектором тяги, а на 80% — «невесомостью» гелия, которым заполнено тело воздушного судна.
Самолет на воздушной подушке
На нижней стороне центрального «лепестка» расположены грузовой отсек и 19-местная гондола для размещения пассажиров. Боковые части оснащены уникальными вентиляторами Air Cushion Landing System, которые обеспечивают максимальную универсальность эксплуатации Z1. Благодаря наличию этой системы, данное средство передвижения приземляется на воздушные подушки, аналогичные тем, которые устанавливают на морских судах. За счет этого представленный летательный аппарат способен садиться практически на любую поверхность, будь то снег, лед, вода, песок или газон.

Кроме того, система Air Cushion гарантирует, что Z1 может легко «припарковаться» в условиях отсутствия какой-либо инфраструктуры, и даже на ветхую взлетно-посадочную полосу. В то время как другие дирижабли вряд ли способны на такое, и максимум, что можно предпринять при таких обстоятельствах, это опустить груз на землю с высоты. Таким образом, к числу преимуществ Z1 AT2 можно отнести тот факт, что логистические затраты, выделяемые на традиционную транспортную инфраструктуру при доставке грузов и перевозке людей, такую как взлетно-посадочные полосы, трассы и железные дороги можно полностью исключить. Это относится даже к самым отдаленным местам, таким как арктические рудники и нефтяные платформы.
Также технология воздушной подушки Air Cushion выполняет еще одну функцию – всасывающую, за счет чего огромный, и при этом не особо тяжелый воздушный корабль, уверенно держится «на ногах», даже в условиях очень сильного ветра.
Взлетать Z1 может взлетать как вертикально, так и с минимальным разгоном.
Очевидные выгоды
Что касается грузоподъемности дирижабля Z1 AT2, то он, как ожидается, сможет выдерживать максимальную нагрузку в 23 тонны. А затраты на перевозку такого количества груза, в сравнении с обычными самолетами, по предварительным оценкам окажутся на 20–40 % меньше.
Сразу двое желающих
Возможно именно это больше всего заинтересовало потенциальных покупателей, но факт, что в течение последнего месяца компания получила сразу два заказа на покупку дирижаблей. Одним из заказчиков выступает британская компания Straightline Aviation, специализирующаяся на альтернативном воздушном транспорте. Они оформили предзаказ на сумму в 50 млн. долл.

Также в числе желающих стать владельцем Z1 обозначила себя компания Arctic Airships. На данный момент они заказали два грузовых дирижабля, но в планах стоит покупка еще восемнадцати таких судов.
Так что, возможно, уже в скором будущем, как казалось, «канувшая в лету» технология дирижаблей наконец-то вновь увидит небо. Но об этом, как говорится, «с осторожным оптимизмом», так как до настоящего времени не один подобный проект бесславно «свернулся». Именно поэтому руководители AT2 не «кричат» о своих успехах и стараются не опережать события, чтобы не спугнуть удачу.

По всей видимости, по той же причине, они не анонсируют никаких конкретных дат и не раскрывают всех технических подробностей. Возможно это позволит им выйти со своим дирижаблем на рынок экологичного воздушного транспорта одними из первых. Но может и нет. Ведь конкуренция за первенство в этом вопросе между основными игроками отрасли, такими как Varialift, Flying Whales, Grands Espaces может развернуться нешуточная. Последние, к слову, планируют в 2028 году запустить туристические маршруты в Арктику. Предварительная стоимость билета составит около 200 000 долларов (порядка 17 млн руб.).
В России также положительно оценивают перспективность данного направления. В 2023 году Фонд перспективных исследований запустил проект по созданию своего управляемого ветроустойчивого аэростата для доставки грузов в отдаленные, труднодоступные точки нашей необъятной родины.
- Lilu
- www.youtube.com
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....