Скутер Iso Isothermo 125 1952 года: 7 скаковых лошадей еще не утомились
127

Скутер Iso Isothermo 125 1952 года: 7 скаковых лошадей еще не утомились

Он прочен и надежен. На него приятно смотреть, легко ездить. Цена, правда, серьезная – от 2 до 3 тысяч евро. Во всяком случае, такую информацию разместил один из европейский аукционов весной 2025 года. Мелким шрифтом: «+ премия покупателя 15% плюс НДС (18% включая НДС)». Мозги напряглись, слегка скособочились, но не решили задачу: означенные проценты приобретатель должен доплатить за лот? Или эта скидка счастливцу?.. Неважно, все равно не судьба стать владельцем 73-летнего пенсионера.


При этом соискателям предлагают не музейный экспонат, а действующую конструкцию. Любопытно. Старикан-то еще на ходу. Захотелось изучить чудо инженерной мысли.

Ренцо Ривольта и его машиностроительная компания


Интересными были времена до Второй мировой в Европе и на прочих континентах. Всяк, кто производил завалящий механизм (садовую поливалку, вентилятор, мухобойку), в мечтах мнил себя крутым автопроизводителем.

Скутер Iso Isothermo 125 1952 года: 7 скаковых лошадей еще не утомились Оригинальный отреставрированный экземпляр скутера Iso Isothermo 125 1952 года. Фото: YouTube.com

Подобная участь не миновала и итальянского инженера Ренцо Ривольта. В 1938 году он прикупил небольшой завод в местечке Больцането. Производил бытовую электротехнику: холодильники, обогреватели, чиллеры.

Дела пошли хорошо, бизнес приносил прибыль. Компанию так и назвал – Isothermos. Первый слог «ИСО», в том или ином виде, всегда присутствовал на вывеске фирмы, сколько бы раз Ренцо ее не менял:

✅ 1952 – Iso Autoveicoli Spa
✅ 1962 – Iso Rivolta
✅ 1973 – Iso Motors

Периодичность смены имени предприятия ровно такая, как у всяких жуликоватых или неудачливых коммерсантов, которым крепко на хвост присела налоговая. «А мы, знаете ли, уже не те. Мы эти… как нас… другие». Вот и Ривольта сколько бы не прибивал новую табличку на свой офис, а в 1974-ом заколотил крест-накрест досками дверь – обанкротился.

Однако мы забежали далеко вперед, забросив начало истории автопроизводителя.

Как Ренцо докатился до скутеров


Тогда, в довоенной жаркой Италии кипела великолепная жизнь: «Феррари», «Мазерати», «Альфа Ромео». Вот где слава и успех. Фамилии гремели на весь мир. А кто его запомнит, талантливого и упорного Ренцо, с несчастными холодильниками? Ну, это он зря убивался: мы, например, нежно тоскуем по рыданиям и тряске в конвульсиях нашего любимого «Бакы».

Скутер Iso Isothermo 125 1952 года без кожуха на двигателе и защиты для ног водителя. Фото: YouTube.com

Однако новоиспеченный фабрикант мыслил масштабнее. Подкопив деньжат, решил заняться мототранспортом. На заводских воротах еще висело табло с надписью «Isothermos». На этот момент, правда, производство перенесли в город Брессо, так как Генуя и Больцането лежали в руинах, разбомбленные немцами в 1942-ом.

Мотоциклы неслучайно стали целью Р. Ривольта. Коммерческое чутье подсказывало, что после войны начнется бурное восстановление разрушенной страны. Народ возжелает мобильности, недорогих средств передвижения.

Семь «лошадок» скутера Iso Isothermo 125 1952 года вполне еще резвые. Фото: YouTube.com

И действительно: компания Piaggio торопилась выпускать мотороллеры Vespa, а Innocenti предложила согражданам целую линейку скутеров Lambretta. Напрягся и наш инженер-хозяйственник: скутер Iso Isothermo 125 1952 года стал первой успешной моделью теперь уже не холодильщика, а настоящего машиностроителя.

Обзор скутера Iso Isothermo 125 1952 года


С 1902 года, когда француз Жорж Готье придумал первый в мире скутер, утекло много воды. Конструкция, носившая название «авто-кресло», сильно видоизменилась.

Краткий Оксфордский словарь описывает скутер, как мотороллер или моторизованный самокат. Наш итальянец построил аппарат по всем канонам данного транспортного средства.

Двигатель Iso Isothermo 125 1952 года аккуратно прикрыт облицовкой. Фото: YouTube.com

Взял продольную раму с платформой для ног водителя и водрузил на нее следующие узлы и агрегаты:

ДВС. Преобразователь тепловой энергии в механическую посредством сгорания топливовоздушной смеси был одноцилиндровым. Объем движка, по нормам, не мог превышать 50-150 см3. А он и не выходил за пределы, находился посередине, что было заложено в цифровом индексе модели – 125 см3. Мощность мотора составляла 7 «лошадей». Двигатель с воздушным охлаждением закрыт облицовкой
Трансмиссия. Механизм, который передавал крутящий момент с силового агрегата на заднее ведущее колесо, не имел рычага сцепления. Скорость регулировалась поворотом ручки на руле.
Ходовая часть. Она состояла из двух колес с дисками и авторезиной, тормозной системы с рычагом на руле на тросовом приводе
Система питания. Сюда входил бензобак на 10 л горючего, топливопровод. Также имелся карбюратор, выхлопная труба, воздушный и топливный фильтроэлементы

Скутер Iso был рассчитан на двух человек. Сзади располагалось запасное колесо, над передним крылом – фара с обтекателем и интегрированным в нее спидометром.

Скутер Iso Isothermo 125 1952 года на улицах не выглядит сильно архаичным. Фото: YouTube.com

Дополнительное оборудование:

✅ Подножка
✅ Встроенный номерной знак
✅ Защитные элементы для ног водителя
✅ Ручка, за которую держался пассажир
✅ Зеркало заднего вида

Весил аппарат 102 кг. Модель Р. Ривольта, бывшего короля холодильников, не уступала соперникам. Скутер Iso Isothermo 125 выглядел эстетично, был компактным и маневренным. Устраивал пользователей экономичностью, простым управлением и обслуживанием. К прочим радостям, владельцу не требовались права.

Производитель совестливо и ответственно относился к своим обязанностям. Об этом можно судить по факту, что техника и сегодня бегает вполне себе резво.

Дальнейшая история Ренцо Ривольта


В 1957-ом мотороллер с 125-кубовым двигателем устарел. Не отставая от прогресса, на заводе в Брессо собрали новый 2-цилиндровый скутер Iso F/150. Выпускали до 1962-го. В том, знаменательном, году разбогатевший бизнесмен решительно приколотил на офисном здании табличку «Iso Rivolta» и перешел к автомобилям.

Скутер Iso Isothermo 125 1952 года еще и сегодня в строю. Фото: YouTube.com

Еще с середины 50-х инженер с командой разработчиков вычерчивал образ своей первой легковушки. Помнится, европейцы того исторического периода еще не катались как сыр в масле. Скутеры, мопеды, мотоциклы были неплохими средствами передвижения. Но эксплуатация зависела от погоды.

Производители шли навстречу пользователю, создавали машинки-крохотульки. Как очарователен был FIAT Topolino! А Peel P50 с острова Мэн в Ирландском море? Или еще образчик – BMW Isetta, про которую говорили, что драгоценные вещицы упаковывают в миниатюрные коробочки.

На немецкой эксцентричной малышке остановимся. Ее придумал наш итальянский гений со товарищами Эрменеджильдо Прети и Пьерлуиджи Рагги. Имена хранятся в анналах автомобильной отрасли. И мы с удовольствием их произносим хотя бы для того, чтобы поупражнять гибкость наших языков.

Рулевое управление скутера Iso Isothermo 125 1952 года. Фото: YouTube.com

Конструкторы сочинили мотоциклу закрытый кузов. Сделали спереди одну дверь. Ну, и так далее. На родине яйцевидная машина не пошла. Предприимчивый любитель менять вывески на дверях начал продавать лицензию на авто за рубеж. Компания БМВ, находившаяся в тяжелом финансовом положении, ухватилась за проект. И выиграла: стремительно вырвалась вперед, продав 160 тысяч «гроб-автомобилей».

Расцвет и крах компании


В 1962-ом компания Iso Rivolta представила первый реальный автомобиль IR 300. Роскошное купе гордилось двигателем V8 от «Шевроле Корвет» под капотом. Табун достигал 300 голов. Эскизы кузова принадлежали профессионалу мирового уровня Джорджетто Джуджаро.

BMW Isetta в итальянском музее имени Ренцо Ривольта. Фото: YouTube.com

«Дженерал Моторс» за океаном быстренько встряхнулся и начал поставлять перспективному изготовителю моторы. К разработке новых моделей подключились другие высокие мастера. Например, Марчелло Гандини создавал корпуса купе Grifo (1965) и седана Fidia (1968). Дожили уже до образования собственной спортивной команды Iso-Marlboro для Ф-1.

Наш триумфатор наслаждался славой. Игру испортил «Джи Эм»: стал требовать 100-процентную предоплату за двигатели. А тут и нефтяной кризис подоспел. Словом, пришлось заколотить двери компании досками.

Заброшенный завод Ренцо Ривольта. Фото: YouTube.com

Что же, объявление на аукционе о продаже 125-кубового 7-сильного скутера послужило поводом вспомнить целеустремленную личность Ренцо Ривольта. В Италии создан музей мототехники его имени. В честь машинки «Изетты» названа улица в промышленном районе города Брессо. Небедное наследие для человечества…
А как вам наследие итальянского инженера Ренцо Ривольта?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас