
Как и зачем строили Северомуйский тоннель на БАМе
В истории строительства Байкало-Амурской магистрали есть немало интересных страниц. Этот уникальный инфраструктурный объект стал грандиозной всесоюзной стройкой в 70-е и 80-е. Несмотря на то, что официальной датой открытия этой железной дороги считается 1989 год, работы на многих участках продолжались еще десятилетия.
Строители БАМа сталкивались с множеством трудностей на своем пути. Сложный рельеф местности, климатические особенности, нехватка финансирования постоянно приводили к задержкам. Главным долгостроем проекта стал Северомуйский тоннель через Ангараканский горный перевал.
БАМ начали проектировать и строить еще в 1930-е. Но начавшаяся Великая Отечественная война привела к заморозке проекта. Даже уже уложенные рельсы разбирали и перевозили в другие регионы страны, где наблюдался дефицит путей сообщения.
В 40-е годы инженеры предполагали, что Северомуйский хребет удастся пересечь при помощи открытого «петляющего» железнодорожного полотна и небольшого тоннеля. Но в 70-е было принято решение рыть протяженный и полноценный подземный переход. Горнопроходческие работы начались в 1977 году.
Северомуйский тоннель и внешний обход на карте. Фото: vkvideo.ru
При проходе горной гряды строителям приходилось решить массу инженерных задач. Например, по пути тоннеля было выявлено несколько тектонических разломов из которых постоянно поступала горячая термальная вода. Необходимо было разработать и внедрить технологию ее отвода и заморозки. В горных выработках обнаружился и радиоактивный газ. Это также требовало определенного подхода и усложняло работы.
Не обходилось и без человеческих жертв. В истории строительства тоннеля было несколько серьезных происшествий, связанных с преодолением горных массивов. Нередко проходчики «натыкались» на плывуны – непрочные породы и грунт. Их внезапное движение приводило к обвалам или затоплениям.
Специалисты отмечают, что такие сложные природные условия при строительстве подземного тоннеля больше нигде в мире не встречались. Но, несмотря на все препятствия, с 1977-го по 1991 годы советским инженерам и строителям удалось пройти свыше 13 тыс. метров породы. Однако до распада СССР довести дело до конца им так и не удалось.
Байкало-Амурскую магистраль все-таки запустили в 1989 году. Чтобы срастить западный и восточный участки БАМа еще в 1983 году был сдан так называемый Северомуйский обход – извилистая железная дорога с виадуками и небольшими тоннелями.
Изначально протяженность обхода составляла около 25 км, но затем подъездные пути расширили и длина полотна увеличилась до 64 км. Это сложное сооружение требовало постоянного ремонта и обслуживания. Скорость поездов не превышала 20 км/ч. На некоторых участках локомотивы работали в сцепке, чтобы «затолкать» тяжелые вагоны в гору. Проезд пассажирских составов строго запрещался. Людей перевозили на автобусах через перевал по автомобильному дублеру БАМ.
Чертов мост на БАМе. Фото: vkvideo.ru
Пожалуй, самым знаковым и узнаваемым объектом на этом участке является Чертов мост – виадук протяженностью 360 и выстой 35 метров. Он расположен на двухъярусных опорах, которые немного раскачиваются при прохождении тяжелых составов. Несмотря на это, мост считается одним из самых красивых рукотворных объектов на БАМе и до сих притягивает к себе путешественников и энтузиастов.
Всем было понятно, что Северомуйский обход – лишь временное решение. От идей о строительстве тоннеля никто не отказывался. Но нужно понимать, что в 90-е стране было не до какого-то там тоннеля на БАМе.
Но работы все же продолжались с разной степенью интенсивности. Всего с 1991 по 2001 год строители прошли 2216 метров и смогли осуществить сбойку, то есть срастили разные участки с минимальным расхождением. Уже в декабре 2001-го года по Северомуйскому тоннелю прошел первый поезд. Но работы по обустройству продолжались еще 2 года.
Вся стройка заняла 26 лет. При этом, расчетный срок эксплуатации тоннеля оценивается экспертами в 100 лет.
После завершения строительства общая протяженность однопутного перехода составила 15343 метра. Этот уникальный инфраструктурный объект стал самым протяженным железнодорожным тоннелем в России. Сегодня поезда преодолевают это расстояние примерно за 25 минут.
К строителям предъявлялись особые требования по надежности всех узлов и конструкций. Северомуский тоннель расположен в крайне сейсмоактивном районе. Только за время работ геологи фиксировали до 1,5 тыс. землетрясений ежегодно. Кроме того, движение горных пород создает колоссальные нагрузки на стены тоннеля, что также требовало от инженеров особого подхода к возведению конструкций.
Подъездные пути у Северомуйского тоннеля. Фото: vkvideo.ru
Водоприток в весенние месяцы достигает 10 тыс. м3/час. Поэтому ежедневно в тоннеле работают мощные установки по водоотводу, которые не позволяют приходящей воде вымывать бетонные конструкции и повреждать железнодорожные пути. Инженеры предусмотрели и вентиляцию, которая выводит из перехода не только углекислый газ, но и смертельно опасный радон.
Северомуйский переход – стратегически важный объект, который круглосуточно охраняется как внутренней охраной, так и спецслужбами. Всего в день через тоннель проходит до 16 пар поездов. В работоспособном состоянии поддерживается и Северомуский обход. Это запасной путь в случае каких-либо нештатных ситуаций.
В условиях роста деловой активности внутри страны, а также с увеличением объемов внешней торговли со странами Азии, не так давно заговорили о необходимой модернизации БАМа и о строительстве второго железнодорожного тоннеля.
Работы по модернизации БАМа. Фото: vkvideo.ru
Действительно, БАМ сегодня находится на пике своей пропускной способности, а однопутный Северомуйский тоннель похож на узкую горловину песочных часов. В компании РЖД поставили задачу увеличить грузопоток БАМа до 100 млн тонн в год до 2050 года. Но этого показателя невозможно достичь без сооружения еще одного подземного перехода в районе Северомуйского хребта.
В строительстве нового тоннеля заинтересованы как РЖД, так и ряд крупных добывающих предприятий Сибири и Дальнего Востока. Инвесторы называли разные цифры стоимости проекта – от 60 до 259 млрд рублей. Но реально проект может обойтись в более чем 500 млрд.
В апреле 2024 года по поручению президента РЖД и «Бамтоннельстрой-Мост» подписали соглашение о строительстве второго Северомуйского тоннеля. В мае 2024-го работы начались. Реализация проекта рассчитана до 2032 года.
Северомуйский обход. Фото: vkvideo.ru
После завершения строительства пропускная способность БАМа увеличится более чем в 2 раза, а в совокупности с Транссибом и вовсе может достигнуть 270 млн. тонн в год. Отпадет и необходимость поддержания работоспособного состояния внешнего Северомуйского обхода.
Когда-то давно, далеко не все советские чиновники были согласны с необходимостью строительства БАМа. Не видели перспектив. Сегодня же остро стоит вопрос об увеличении пропускной способности этой железной дороги.
Нам же остается поблагодарить наших предков за столь нужный и важный инфраструктурный объект. Пожелаем удачи и новому поколению инженеров-горняков, которые продолжают развитие транспортно-логистического потенциала страны.
Строители БАМа сталкивались с множеством трудностей на своем пути. Сложный рельеф местности, климатические особенности, нехватка финансирования постоянно приводили к задержкам. Главным долгостроем проекта стал Северомуйский тоннель через Ангараканский горный перевал.
Как строили самый длинный тоннель в Союзе
БАМ начали проектировать и строить еще в 1930-е. Но начавшаяся Великая Отечественная война привела к заморозке проекта. Даже уже уложенные рельсы разбирали и перевозили в другие регионы страны, где наблюдался дефицит путей сообщения.
В 40-е годы инженеры предполагали, что Северомуйский хребет удастся пересечь при помощи открытого «петляющего» железнодорожного полотна и небольшого тоннеля. Но в 70-е было принято решение рыть протяженный и полноценный подземный переход. Горнопроходческие работы начались в 1977 году.

При проходе горной гряды строителям приходилось решить массу инженерных задач. Например, по пути тоннеля было выявлено несколько тектонических разломов из которых постоянно поступала горячая термальная вода. Необходимо было разработать и внедрить технологию ее отвода и заморозки. В горных выработках обнаружился и радиоактивный газ. Это также требовало определенного подхода и усложняло работы.
Не обходилось и без человеческих жертв. В истории строительства тоннеля было несколько серьезных происшествий, связанных с преодолением горных массивов. Нередко проходчики «натыкались» на плывуны – непрочные породы и грунт. Их внезапное движение приводило к обвалам или затоплениям.
Специалисты отмечают, что такие сложные природные условия при строительстве подземного тоннеля больше нигде в мире не встречались. Но, несмотря на все препятствия, с 1977-го по 1991 годы советским инженерам и строителям удалось пройти свыше 13 тыс. метров породы. Однако до распада СССР довести дело до конца им так и не удалось.
Не построили тоннель, но запустили обход
Байкало-Амурскую магистраль все-таки запустили в 1989 году. Чтобы срастить западный и восточный участки БАМа еще в 1983 году был сдан так называемый Северомуйский обход – извилистая железная дорога с виадуками и небольшими тоннелями.
Изначально протяженность обхода составляла около 25 км, но затем подъездные пути расширили и длина полотна увеличилась до 64 км. Это сложное сооружение требовало постоянного ремонта и обслуживания. Скорость поездов не превышала 20 км/ч. На некоторых участках локомотивы работали в сцепке, чтобы «затолкать» тяжелые вагоны в гору. Проезд пассажирских составов строго запрещался. Людей перевозили на автобусах через перевал по автомобильному дублеру БАМ.

Пожалуй, самым знаковым и узнаваемым объектом на этом участке является Чертов мост – виадук протяженностью 360 и выстой 35 метров. Он расположен на двухъярусных опорах, которые немного раскачиваются при прохождении тяжелых составов. Несмотря на это, мост считается одним из самых красивых рукотворных объектов на БАМе и до сих притягивает к себе путешественников и энтузиастов.
Всем было понятно, что Северомуйский обход – лишь временное решение. От идей о строительстве тоннеля никто не отказывался. Но нужно понимать, что в 90-е стране было не до какого-то там тоннеля на БАМе.
Но работы все же продолжались с разной степенью интенсивности. Всего с 1991 по 2001 год строители прошли 2216 метров и смогли осуществить сбойку, то есть срастили разные участки с минимальным расхождением. Уже в декабре 2001-го года по Северомуйскому тоннелю прошел первый поезд. Но работы по обустройству продолжались еще 2 года.
Вся стройка заняла 26 лет. При этом, расчетный срок эксплуатации тоннеля оценивается экспертами в 100 лет.
Технические особенности
После завершения строительства общая протяженность однопутного перехода составила 15343 метра. Этот уникальный инфраструктурный объект стал самым протяженным железнодорожным тоннелем в России. Сегодня поезда преодолевают это расстояние примерно за 25 минут.
К строителям предъявлялись особые требования по надежности всех узлов и конструкций. Северомуский тоннель расположен в крайне сейсмоактивном районе. Только за время работ геологи фиксировали до 1,5 тыс. землетрясений ежегодно. Кроме того, движение горных пород создает колоссальные нагрузки на стены тоннеля, что также требовало от инженеров особого подхода к возведению конструкций.

Водоприток в весенние месяцы достигает 10 тыс. м3/час. Поэтому ежедневно в тоннеле работают мощные установки по водоотводу, которые не позволяют приходящей воде вымывать бетонные конструкции и повреждать железнодорожные пути. Инженеры предусмотрели и вентиляцию, которая выводит из перехода не только углекислый газ, но и смертельно опасный радон.
Тоннель в наши дни
Северомуйский переход – стратегически важный объект, который круглосуточно охраняется как внутренней охраной, так и спецслужбами. Всего в день через тоннель проходит до 16 пар поездов. В работоспособном состоянии поддерживается и Северомуский обход. Это запасной путь в случае каких-либо нештатных ситуаций.
В условиях роста деловой активности внутри страны, а также с увеличением объемов внешней торговли со странами Азии, не так давно заговорили о необходимой модернизации БАМа и о строительстве второго железнодорожного тоннеля.

Действительно, БАМ сегодня находится на пике своей пропускной способности, а однопутный Северомуйский тоннель похож на узкую горловину песочных часов. В компании РЖД поставили задачу увеличить грузопоток БАМа до 100 млн тонн в год до 2050 года. Но этого показателя невозможно достичь без сооружения еще одного подземного перехода в районе Северомуйского хребта.
В строительстве нового тоннеля заинтересованы как РЖД, так и ряд крупных добывающих предприятий Сибири и Дальнего Востока. Инвесторы называли разные цифры стоимости проекта – от 60 до 259 млрд рублей. Но реально проект может обойтись в более чем 500 млрд.
В апреле 2024 года по поручению президента РЖД и «Бамтоннельстрой-Мост» подписали соглашение о строительстве второго Северомуйского тоннеля. В мае 2024-го работы начались. Реализация проекта рассчитана до 2032 года.

После завершения строительства пропускная способность БАМа увеличится более чем в 2 раза, а в совокупности с Транссибом и вовсе может достигнуть 270 млн. тонн в год. Отпадет и необходимость поддержания работоспособного состояния внешнего Северомуйского обхода.
Когда-то давно, далеко не все советские чиновники были согласны с необходимостью строительства БАМа. Не видели перспектив. Сегодня же остро стоит вопрос об увеличении пропускной способности этой железной дороги.
Нам же остается поблагодарить наших предков за столь нужный и важный инфраструктурный объект. Пожелаем удачи и новому поколению инженеров-горняков, которые продолжают развитие транспортно-логистического потенциала страны.
- Андрей Карпов
- vkvideo.ru
Рекомендуем для вас

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

«Шатун» и не только: на площадке «Экспофорума» показали много интересной техники
Амфибийный болотоход стал одним из ключевых экспонатов. Что еще необычного было на форуме?...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...