Надежность российских авиадвигателей увеличат за счет новых методов обработки лопаток
215

Надежность российских авиадвигателей увеличат за счет новых методов обработки лопаток

Инженеры Пермского Политеха (ПНИПУ) создали исследовательскую коллаборацию со специалистами «ОДК-Пермские моторы». Объединение предложило улучшенные методы обработки лопаток газотурбинных авиационных силовых установок. Подход позволит в значительной мере увеличить ресурс двигателей.


В ходе исследований инженеры изучали влияние способов подготовки поверхности на качество защитного покрытия. Лопатки газотурбинных моторов изготавливаются из никелевого сплава ЖС6К. Он может выдерживать воздействие температур вплоть до отметки в 1000°C.

Для создания дополнительной защиты поверхности эту деталь покрывают алюминиевым слоем. Во время технического обслуживания лопаток его, как правило, удаляют. После окончания работ покрытие восстанавливают путем повторного нанесения.

Надежность российских авиадвигателей увеличат за счет новых методов обработки лопатокТак происходит обработка лопатки газотурбинного двигателя. Фото: YouTube.com

Чаще всего в этом процессе используется метод пескоструйной обработки. Однако такой подход не всегда дает возможность сделать равномерный слой. Последнее, в свою очередь, становится причиной появления различных дефектов.

Для получения объективных данных ученые из ПНИПУ провели сравнительный анализ трех методов обработки лопаток:

✅ пескоструйный
✅ гидроабразивный
✅ полирование

Согласно полученным сведениям, наиболее качественный результат для этой конкретной задачи дает гидроабразивный способ. Он обеспечивает необходимую глубину слоя в диапазоне 30-60 микрон и снижает вероятность возникновения дефектов.

Параллельно с этим, инженеры искали оптимальный параметр давления в краскораспылителе. Его используют для нанесения нового слоя алюминиевого покрытия.

Специалисты пришли к выводу, что 2 атмосферы – максимально подходящий показатель. При таком давлении удается достичь равномерного распределения материала по обрабатываемой поверхности, что положительно влияет на срок службы деталей.

После теоретических исследований команда ПНИПУ и «ОДК-Пермские моторы» перешла к тестированию. Рекомендации успешно апробированы на производственных мощностях и доказали свою эффективность.

На большинстве предприятий применяется обработка с помощью ЧПУ. Фото: YouTube.com

По мнению российских инженеров, внедрение новых методов обработки позволит повысить качество ремонта лопаток газотурбинных двигателей. При этом процесс станет более оправданным и с экономической точки зрения.

Перед массовым переходом на рекомендуемые методики команда исследователей планирует провести дополнительные испытания. Проверять долговечность предложенных решений будут уже в реальных условиях эксплуатации.

Газотурбинные двигатели обеспечивают полеты более 47 тыс. самолетов по всему земному шару. В России применяется 1500 лайнеров с такой силовой установкой.
А что вы скажете по поводу подобных исследований?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас