
Надежность российских авиадвигателей увеличат за счет новых методов обработки лопаток
Инженеры Пермского Политеха (ПНИПУ) создали исследовательскую коллаборацию со специалистами «ОДК-Пермские моторы». Объединение предложило улучшенные методы обработки лопаток газотурбинных авиационных силовых установок. Подход позволит в значительной мере увеличить ресурс двигателей.
В ходе исследований инженеры изучали влияние способов подготовки поверхности на качество защитного покрытия. Лопатки газотурбинных моторов изготавливаются из никелевого сплава ЖС6К. Он может выдерживать воздействие температур вплоть до отметки в 1000°C.
Для создания дополнительной защиты поверхности эту деталь покрывают алюминиевым слоем. Во время технического обслуживания лопаток его, как правило, удаляют. После окончания работ покрытие восстанавливают путем повторного нанесения.
Так происходит обработка лопатки газотурбинного двигателя. Фото: YouTube.com
Чаще всего в этом процессе используется метод пескоструйной обработки. Однако такой подход не всегда дает возможность сделать равномерный слой. Последнее, в свою очередь, становится причиной появления различных дефектов.
Для получения объективных данных ученые из ПНИПУ провели сравнительный анализ трех методов обработки лопаток:
✅ пескоструйный
✅ гидроабразивный
✅ полирование
Согласно полученным сведениям, наиболее качественный результат для этой конкретной задачи дает гидроабразивный способ. Он обеспечивает необходимую глубину слоя в диапазоне 30-60 микрон и снижает вероятность возникновения дефектов.
Параллельно с этим, инженеры искали оптимальный параметр давления в краскораспылителе. Его используют для нанесения нового слоя алюминиевого покрытия.
Специалисты пришли к выводу, что 2 атмосферы – максимально подходящий показатель. При таком давлении удается достичь равномерного распределения материала по обрабатываемой поверхности, что положительно влияет на срок службы деталей.
После теоретических исследований команда ПНИПУ и «ОДК-Пермские моторы» перешла к тестированию. Рекомендации успешно апробированы на производственных мощностях и доказали свою эффективность.
На большинстве предприятий применяется обработка с помощью ЧПУ. Фото: YouTube.com
По мнению российских инженеров, внедрение новых методов обработки позволит повысить качество ремонта лопаток газотурбинных двигателей. При этом процесс станет более оправданным и с экономической точки зрения.
Перед массовым переходом на рекомендуемые методики команда исследователей планирует провести дополнительные испытания. Проверять долговечность предложенных решений будут уже в реальных условиях эксплуатации.
Газотурбинные двигатели обеспечивают полеты более 47 тыс. самолетов по всему земному шару. В России применяется 1500 лайнеров с такой силовой установкой.
В ходе исследований инженеры изучали влияние способов подготовки поверхности на качество защитного покрытия. Лопатки газотурбинных моторов изготавливаются из никелевого сплава ЖС6К. Он может выдерживать воздействие температур вплоть до отметки в 1000°C.
Для создания дополнительной защиты поверхности эту деталь покрывают алюминиевым слоем. Во время технического обслуживания лопаток его, как правило, удаляют. После окончания работ покрытие восстанавливают путем повторного нанесения.

Чаще всего в этом процессе используется метод пескоструйной обработки. Однако такой подход не всегда дает возможность сделать равномерный слой. Последнее, в свою очередь, становится причиной появления различных дефектов.
Для получения объективных данных ученые из ПНИПУ провели сравнительный анализ трех методов обработки лопаток:
✅ пескоструйный
✅ гидроабразивный
✅ полирование
Согласно полученным сведениям, наиболее качественный результат для этой конкретной задачи дает гидроабразивный способ. Он обеспечивает необходимую глубину слоя в диапазоне 30-60 микрон и снижает вероятность возникновения дефектов.
Параллельно с этим, инженеры искали оптимальный параметр давления в краскораспылителе. Его используют для нанесения нового слоя алюминиевого покрытия.
Специалисты пришли к выводу, что 2 атмосферы – максимально подходящий показатель. При таком давлении удается достичь равномерного распределения материала по обрабатываемой поверхности, что положительно влияет на срок службы деталей.
После теоретических исследований команда ПНИПУ и «ОДК-Пермские моторы» перешла к тестированию. Рекомендации успешно апробированы на производственных мощностях и доказали свою эффективность.

По мнению российских инженеров, внедрение новых методов обработки позволит повысить качество ремонта лопаток газотурбинных двигателей. При этом процесс станет более оправданным и с экономической точки зрения.
Перед массовым переходом на рекомендуемые методики команда исследователей планирует провести дополнительные испытания. Проверять долговечность предложенных решений будут уже в реальных условиях эксплуатации.
Газотурбинные двигатели обеспечивают полеты более 47 тыс. самолетов по всему земному шару. В России применяется 1500 лайнеров с такой силовой установкой.
- Vic Samoylik
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Чиновника «пересадили» с BMW на «Ауру» – мнение из первых уст
Раньше трудно было найти государственного служащего, перемещающегося на машине отечественного производства. Времена меняются, автопарк «изнашивается» и...

Испытания нового Тутаевского двигателя завершились, впереди массовый выпуск
Мотор полгода тестировали в составе крупного бульдозера в сложных условиях Тюменской области. Как двигатель справился с поставленными задачами, узнайте из...

АН-2 с девятью двигателями – взлет всего за 7 секунд
Когда речь заходит о самолетах с вертикальным взлетом, на ум чаще всего приходят громоздкие военные машины или футуристические дроны. Но однажды на МАКС-2021...

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Верный курс – ЛиАЗ отказался от китайских двигателей в пользу российских
Наши моторы обходятся дешевле, да и проблем с поставками быть не должно. Какую силовую установку выбрали на замену китайской – читайте в нашем материале....

Под Челябинском построят флагман российского тормозного машиностроения
Будут собирать тормозные диски и суппорты. Не исключено, что и для экспорта запчастей....

Французы представили пассажирский самолет нового поколения
Техника получила комбинированную силовую установку и обещает запас хода более чем в 2000 км. И все это с нулевым уровнем выбросов. Подробнее о характеристиках...

Символичное событие – третий Ил-114-300 подняли в небо
Дебютный полет провели в честь памятной даты, которая касается как самого ПАО «Ил», так и всей авиации России. Директор компании также поделился статусом...

Настоящая «дорога жизни»: в Николаевск-на-Амуре по деревянным мостам и грязи
Трассу постепенно реконструируют, но она по-прежнему очень опасна для водителей и пассажиров...

Бывший завод VW в Калуге недорого распродает двигатели и АКПП – мнение водителей
Это полностью новые агрегаты, оставшиеся на складах. Цены ниже рыночных в разы, но есть нюансы....

Сразу три американских автомобильных бренда откроют свои представительства в России
Речь о Ford, Chevrolet и Tesla. Причем первые двое даже не планируют поставки гибридных и электрических моделей — только ДВС!...

Запуск ракеты-носителя Spectrum завершился взрывом в прямом эфире
Конкуренция с Flacon 9 откладывается на потом. Инцидент запечатлели в прямой трансляции....

Успешно завершены тесты двигателя для тяжелой ракеты «Ангара-А5М»
Российская школа двигателестроения в очередной раз показала свои возможности. Поставки начнутся в ближайшие месяцы....

Новейший КАМАЗ 6х6 испытывают на крупнейшем газовом месторождении России
Тестирования машины займут месяц. Итоги прохождения предопределят дальнейшую «судьбу» модели и, в особенности, ее серийного производства....

Yugo GV – самый ужасный автомобиль в истории США
Он пришел как мечта для студентов, а ушел под звук насмешек. С чем связана такая репутация?...