ГАЗ-М73 – стильный внедорожник для советских агрономов
4 028

ГАЗ-М73 – стильный внедорожник для советских агрономов

Советский Союз выпускал разные легковые автомобили, но двухместных моделей среди них не было – разве что специализированные «инвалидки». Считалось, что машина в СССР должна быть семейной и даже малолитражка ЗАЗ-965 была с задним диваном.


Но иногда советские заводы разрабатывали уникальные автомобили, не пошедшие в серию. Какие-то модели действительно были недоработаны, но некоторые даже сейчас смотрятся интересно и поражают своими характеристиками.

Например, ГАЗ-М73 «Украинец» – уникальный двухместный легковой автомобиль повышенной проходимости. Эту модель разработали в начале 1950-х годов специально для ответственных работников села, вроде агрономов и ветеринаров.

ГАЗ-М73 – стильный внедорожник для советских агрономовПикап пригодился бы техникам для обслуживания комбайнов в полях. Фото: Youtube.com


Машина получилась действительно уникальная – компактный внедорожник с полным приводом и пониженной передачей, при этом выглядящий как обычный легковой автомобиль. Но в серию она так и не пошла, несмотря на все свои достоинства.

История появления


Уже по названию ГАЗ-М73 «Украинец» (неофициальное прозвище) ясно, что эта машина связана с Хрущевым. Кстати, Никита Сергеевич родился под Курском, да и вообще, в СССР все граждане были «советскими». Но так как политическая карьера Хрущева тесно связана с Украиной, его за глаза именно так и называли.

Есть легенда, что создание ГАЗ-М73 инициировал Никита Сергеевич, но вряд ли это соответствует истине. Если бы это было так, автомобиль бы запустили в серийное производство.


В начале 1950-х годов в СССР активно осваивали целинные земли. Вот только дорог там не было и в ближайшем будущем не предвиделось – стране нужны были автомобили с высокой проходимостью.

Грузовых моделей это особо не касалось – они в Советском Союзе и так спокойно ездили по грунтовкам. А вот легковых машин с высокой проходимостью стране недоставало.

Автомобиль испытывали в самых сложных условиях. Фото: Youtube.com


Самым популярным внедорожником в начале 1950-х годов был ГАЗ-67 – знаменитый «Козлик». В это же время разрабатывали его преемника – ГАЗ-69. Но эти вездеходы не отличались высоким комфортом, да и расход топлива у них был слишком велик.

Ответственным и важным работникам сельского хозяйства, которым нужно по долгу службы перемещаться между колхозами и совхозами, требовался экономичный автомобиль с высокой проходимостью. Эта модель должна была перевозить максимум двух человек и небольшой багаж в виде пары-тройки портфелей и саквояжей.

Задачу по созданию такой машины поручили Горьковскому автомобильному заводу – именно он тогда был основным производителем легковых машин повышенной проходимости. Как раз в те годы разрабатывался ГАЗ-М72 – «Победа» на шасси внедорожника ГАЗ-69.


Соответственно, новый автомобиль получил индекс – ГАЗ-М73. Работы над машиной велись по готовой схеме, но с учетом малолитражности и габаритов.

Первый прототип появился в 1954 году. Это был автомобиль с кузовом типа купе длиной всего 3 430 мм и колесной базой в 2 000 мм.
К 1955 году на Горьковском заводе построили второй прототип – на этот раз пикап. Грузовая платформа позволяла перевести около 150 кг.

Особенности конструкции


Судя по внешнему виду, к производству компактного внедорожника ГАЗ-М73 готовились основательно. Дизайнеры сделали отличный автомобиль, который до сих пор смотрится стильно.

Главное, чтобы вода не попала в подкапотное пространство. Фото: Youtube.com


Хотя машина создавалась на основе ГАЗ-69, она лишилась рамы. Кузов был несущий, благодаря чему модель можно назвать «дедушкой» современных кроссоверов. Ведущие мосты конструктивно аналогичны ГАЗ-69, но ввиду размеров двухместного внедорожника, они разрабатывались специально для него.

Раздаточную коробку передач тоже переделывали для ГАЗ-М73.

Компактный внедорожник был унифицирован по двигателю, тормозной системе, коробке передач и сцеплению с серийным автомобилем другой марки. Но это был не ГАЗ-69, а Москвич-402.


Двухместному внедорожнику вполне хватало силового агрегата с рабочим объемом 1,2 литра и мощностью 35 л. с. Мотор отличался тягой на низких оборотах. Скорость на асфальте достигала 85 км/ч. А вот расход топлива для объема 1,2 см3 впечатлял – 13,5 литра и это не максимум, а средние показатели.

Раздаточная коробка и мосты ГАЗ-М73 были уникальными, в дальнейшем их передали на МЗМА и использовали для полноприводных Москвичей 410 серии.

Проверка на бездорожье


В 1954 году опытные малолитражные автомобили повышенной проходимости отправили на ходовые испытания. Вместе с ними участвовал ГАЗ-М72 (Победа). В качестве эталона был выбран ГАЗ-69.

Машина даже сейчас выглядит интересно. Фото: Youtube.com


На первом этапе автомобили прошли 4 000 км. Удивительно, но маленькая машина в некоторых условиях превзошла даже ГАЗ-69.

Плюсы ГАЗ-М73 на бездорожье:

  • ? Вес менее тонны
  • ? Колесная база 2 метра
  • ? Минимальные кузовные свесы
  • ? Высокий клиренс


Благодаря своим габаритам, опытный внедорожник проезжал там, где более тяжелые конкуренты плотно «садились» в грязи.
В процессе ходовых испытаний было выявлено несколько недоработок горьковских конструкторов. Тормозная система часто не справлялась с обязанностями – в условиях бездорожья барабаны перегревались и забивались грязью.

Шестивольтовое электрооборудование даже для такого компактного автомобиля оказалось недостаточно мощным.

Не продумали инженеры-конструкторы и защиту подкапотного пространства – ее не было. При форсировании рек вброд туда попадала вода, обесточивая двигатель.

Благодаря короткой базе удалось повысить уровень проходимости. Фото: Youtube.com


Но все эти минусы можно было легко исправить уже в предсерийных автомобилях, причем с минимальными затратами.

Почему автомобиль не стал серийным?


Казалось, что судьба ГАЗ-М73 предрешена – машина продемонстрировала отличную проходимость на бездорожье. Автомобиль должен был стать личным транспортом для должностных лиц и председателей колхозов/совхозов.

В дальнейшем, ГАЗ-М73 планировалось продавать частным лицам. Машина обещала стать недорогой альтернативой мотоциклам. Охотники, рыбаки и туристы, которых в СССР было много, оценили бы такой транспорт.

Но неожиданно работы по ГАЗ-М73 свернули. Автомобиль не вписывался в концепцию советского общества – был слишком индивидуальным, не годился для полноценной семьи хотя бы с одним ребенком.

Председатели колхозов и должностные лица тоже были не в восторге от малолитражки – у них уже был некий статус, не позволяющий передвигаться за рулем такой «игрушки».


Но главное – автомобиль был не настолько важен, чтобы выделять под его серийное производство отдельный конвейер. Горьковский завод работал в три смены и старался сбыть некоторые модели подразделениям. Так случилось с ГАЗ-69, переданным в Ульяновск, например.

ГАЗ-М73 так и остался опытным образцом, выпущенным в двух экземплярах. Судьба пикапа неизвестна – он пропал из поля зрения еще в 1950-х годах. Возможно, его использовали для внутренних перевозок на Горьковском автомобильном заводе.

Два прототипа на испытаниях. Фото: Youtube.com


К купе ГАЗ-М73 судьба отнеслась более благосклонно – машину передали на МЗМА вместе со всей технической документацией. Там он и хранился долгое время. Часть решений было использовано при выпуске малосерийных внедорожных «Москвичей» серий 410/411.

Несмотря на двухместность, ГАЗ-М73 мог бы стать популярным автомобилем в Советском Союзе. В те годы машина, попавшая в свободную продажу, сразу обрекалась на успех. Но производитель не был экономически заинтересован в этой модели – Горьковский завод и так работал на пределе возможностей.

Теперь об уникальном двухместном внедорожнике ГАЗ-М73 напоминают только архивные фотографии.
А вам понравился ГАЗ-М73?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....