
ГАЗ-М73 – стильный внедорожник для советских агрономов
Советский Союз выпускал разные легковые автомобили, но двухместных моделей среди них не было – разве что специализированные «инвалидки». Считалось, что машина в СССР должна быть семейной и даже малолитражка ЗАЗ-965 была с задним диваном.
Но иногда советские заводы разрабатывали уникальные автомобили, не пошедшие в серию. Какие-то модели действительно были недоработаны, но некоторые даже сейчас смотрятся интересно и поражают своими характеристиками.
Например, ГАЗ-М73 «Украинец» – уникальный двухместный легковой автомобиль повышенной проходимости. Эту модель разработали в начале 1950-х годов специально для ответственных работников села, вроде агрономов и ветеринаров.
Пикап пригодился бы техникам для обслуживания комбайнов в полях. Фото: Youtube.com
Машина получилась действительно уникальная – компактный внедорожник с полным приводом и пониженной передачей, при этом выглядящий как обычный легковой автомобиль. Но в серию она так и не пошла, несмотря на все свои достоинства.
Уже по названию ГАЗ-М73 «Украинец» (неофициальное прозвище) ясно, что эта машина связана с Хрущевым. Кстати, Никита Сергеевич родился под Курском, да и вообще, в СССР все граждане были «советскими». Но так как политическая карьера Хрущева тесно связана с Украиной, его за глаза именно так и называли.
В начале 1950-х годов в СССР активно осваивали целинные земли. Вот только дорог там не было и в ближайшем будущем не предвиделось – стране нужны были автомобили с высокой проходимостью.
Грузовых моделей это особо не касалось – они в Советском Союзе и так спокойно ездили по грунтовкам. А вот легковых машин с высокой проходимостью стране недоставало.
Автомобиль испытывали в самых сложных условиях. Фото: Youtube.com
Самым популярным внедорожником в начале 1950-х годов был ГАЗ-67 – знаменитый «Козлик». В это же время разрабатывали его преемника – ГАЗ-69. Но эти вездеходы не отличались высоким комфортом, да и расход топлива у них был слишком велик.
Ответственным и важным работникам сельского хозяйства, которым нужно по долгу службы перемещаться между колхозами и совхозами, требовался экономичный автомобиль с высокой проходимостью. Эта модель должна была перевозить максимум двух человек и небольшой багаж в виде пары-тройки портфелей и саквояжей.
Соответственно, новый автомобиль получил индекс – ГАЗ-М73. Работы над машиной велись по готовой схеме, но с учетом малолитражности и габаритов.
Первый прототип появился в 1954 году. Это был автомобиль с кузовом типа купе длиной всего 3 430 мм и колесной базой в 2 000 мм.
К 1955 году на Горьковском заводе построили второй прототип – на этот раз пикап. Грузовая платформа позволяла перевести около 150 кг.
Судя по внешнему виду, к производству компактного внедорожника ГАЗ-М73 готовились основательно. Дизайнеры сделали отличный автомобиль, который до сих пор смотрится стильно.
Главное, чтобы вода не попала в подкапотное пространство. Фото: Youtube.com
Хотя машина создавалась на основе ГАЗ-69, она лишилась рамы. Кузов был несущий, благодаря чему модель можно назвать «дедушкой» современных кроссоверов. Ведущие мосты конструктивно аналогичны ГАЗ-69, но ввиду размеров двухместного внедорожника, они разрабатывались специально для него.
Раздаточную коробку передач тоже переделывали для ГАЗ-М73.
Двухместному внедорожнику вполне хватало силового агрегата с рабочим объемом 1,2 литра и мощностью 35 л. с. Мотор отличался тягой на низких оборотах. Скорость на асфальте достигала 85 км/ч. А вот расход топлива для объема 1,2 см3 впечатлял – 13,5 литра и это не максимум, а средние показатели.
Раздаточная коробка и мосты ГАЗ-М73 были уникальными, в дальнейшем их передали на МЗМА и использовали для полноприводных Москвичей 410 серии.
В 1954 году опытные малолитражные автомобили повышенной проходимости отправили на ходовые испытания. Вместе с ними участвовал ГАЗ-М72 (Победа). В качестве эталона был выбран ГАЗ-69.
Машина даже сейчас выглядит интересно. Фото: Youtube.com
На первом этапе автомобили прошли 4 000 км. Удивительно, но маленькая машина в некоторых условиях превзошла даже ГАЗ-69.
Плюсы ГАЗ-М73 на бездорожье:
Благодаря своим габаритам, опытный внедорожник проезжал там, где более тяжелые конкуренты плотно «садились» в грязи.
В процессе ходовых испытаний было выявлено несколько недоработок горьковских конструкторов. Тормозная система часто не справлялась с обязанностями – в условиях бездорожья барабаны перегревались и забивались грязью.
Шестивольтовое электрооборудование даже для такого компактного автомобиля оказалось недостаточно мощным.
Не продумали инженеры-конструкторы и защиту подкапотного пространства – ее не было. При форсировании рек вброд туда попадала вода, обесточивая двигатель.
Благодаря короткой базе удалось повысить уровень проходимости. Фото: Youtube.com
Но все эти минусы можно было легко исправить уже в предсерийных автомобилях, причем с минимальными затратами.
Казалось, что судьба ГАЗ-М73 предрешена – машина продемонстрировала отличную проходимость на бездорожье. Автомобиль должен был стать личным транспортом для должностных лиц и председателей колхозов/совхозов.
В дальнейшем, ГАЗ-М73 планировалось продавать частным лицам. Машина обещала стать недорогой альтернативой мотоциклам. Охотники, рыбаки и туристы, которых в СССР было много, оценили бы такой транспорт.
Но неожиданно работы по ГАЗ-М73 свернули. Автомобиль не вписывался в концепцию советского общества – был слишком индивидуальным, не годился для полноценной семьи хотя бы с одним ребенком.
Но главное – автомобиль был не настолько важен, чтобы выделять под его серийное производство отдельный конвейер. Горьковский завод работал в три смены и старался сбыть некоторые модели подразделениям. Так случилось с ГАЗ-69, переданным в Ульяновск, например.
ГАЗ-М73 так и остался опытным образцом, выпущенным в двух экземплярах. Судьба пикапа неизвестна – он пропал из поля зрения еще в 1950-х годах. Возможно, его использовали для внутренних перевозок на Горьковском автомобильном заводе.
Два прототипа на испытаниях. Фото: Youtube.com
К купе ГАЗ-М73 судьба отнеслась более благосклонно – машину передали на МЗМА вместе со всей технической документацией. Там он и хранился долгое время. Часть решений было использовано при выпуске малосерийных внедорожных «Москвичей» серий 410/411.
Несмотря на двухместность, ГАЗ-М73 мог бы стать популярным автомобилем в Советском Союзе. В те годы машина, попавшая в свободную продажу, сразу обрекалась на успех. Но производитель не был экономически заинтересован в этой модели – Горьковский завод и так работал на пределе возможностей.
Теперь об уникальном двухместном внедорожнике ГАЗ-М73 напоминают только архивные фотографии.
Но иногда советские заводы разрабатывали уникальные автомобили, не пошедшие в серию. Какие-то модели действительно были недоработаны, но некоторые даже сейчас смотрятся интересно и поражают своими характеристиками.
Например, ГАЗ-М73 «Украинец» – уникальный двухместный легковой автомобиль повышенной проходимости. Эту модель разработали в начале 1950-х годов специально для ответственных работников села, вроде агрономов и ветеринаров.

Машина получилась действительно уникальная – компактный внедорожник с полным приводом и пониженной передачей, при этом выглядящий как обычный легковой автомобиль. Но в серию она так и не пошла, несмотря на все свои достоинства.
История появления
Уже по названию ГАЗ-М73 «Украинец» (неофициальное прозвище) ясно, что эта машина связана с Хрущевым. Кстати, Никита Сергеевич родился под Курском, да и вообще, в СССР все граждане были «советскими». Но так как политическая карьера Хрущева тесно связана с Украиной, его за глаза именно так и называли.
Есть легенда, что создание ГАЗ-М73 инициировал Никита Сергеевич, но вряд ли это соответствует истине. Если бы это было так, автомобиль бы запустили в серийное производство.
В начале 1950-х годов в СССР активно осваивали целинные земли. Вот только дорог там не было и в ближайшем будущем не предвиделось – стране нужны были автомобили с высокой проходимостью.
Грузовых моделей это особо не касалось – они в Советском Союзе и так спокойно ездили по грунтовкам. А вот легковых машин с высокой проходимостью стране недоставало.

Самым популярным внедорожником в начале 1950-х годов был ГАЗ-67 – знаменитый «Козлик». В это же время разрабатывали его преемника – ГАЗ-69. Но эти вездеходы не отличались высоким комфортом, да и расход топлива у них был слишком велик.
Ответственным и важным работникам сельского хозяйства, которым нужно по долгу службы перемещаться между колхозами и совхозами, требовался экономичный автомобиль с высокой проходимостью. Эта модель должна была перевозить максимум двух человек и небольшой багаж в виде пары-тройки портфелей и саквояжей.
Задачу по созданию такой машины поручили Горьковскому автомобильному заводу – именно он тогда был основным производителем легковых машин повышенной проходимости. Как раз в те годы разрабатывался ГАЗ-М72 – «Победа» на шасси внедорожника ГАЗ-69.
Соответственно, новый автомобиль получил индекс – ГАЗ-М73. Работы над машиной велись по готовой схеме, но с учетом малолитражности и габаритов.
Первый прототип появился в 1954 году. Это был автомобиль с кузовом типа купе длиной всего 3 430 мм и колесной базой в 2 000 мм.
К 1955 году на Горьковском заводе построили второй прототип – на этот раз пикап. Грузовая платформа позволяла перевести около 150 кг.
Особенности конструкции
Судя по внешнему виду, к производству компактного внедорожника ГАЗ-М73 готовились основательно. Дизайнеры сделали отличный автомобиль, который до сих пор смотрится стильно.

Хотя машина создавалась на основе ГАЗ-69, она лишилась рамы. Кузов был несущий, благодаря чему модель можно назвать «дедушкой» современных кроссоверов. Ведущие мосты конструктивно аналогичны ГАЗ-69, но ввиду размеров двухместного внедорожника, они разрабатывались специально для него.
Раздаточную коробку передач тоже переделывали для ГАЗ-М73.
Компактный внедорожник был унифицирован по двигателю, тормозной системе, коробке передач и сцеплению с серийным автомобилем другой марки. Но это был не ГАЗ-69, а Москвич-402.
Двухместному внедорожнику вполне хватало силового агрегата с рабочим объемом 1,2 литра и мощностью 35 л. с. Мотор отличался тягой на низких оборотах. Скорость на асфальте достигала 85 км/ч. А вот расход топлива для объема 1,2 см3 впечатлял – 13,5 литра и это не максимум, а средние показатели.
Раздаточная коробка и мосты ГАЗ-М73 были уникальными, в дальнейшем их передали на МЗМА и использовали для полноприводных Москвичей 410 серии.
Проверка на бездорожье
В 1954 году опытные малолитражные автомобили повышенной проходимости отправили на ходовые испытания. Вместе с ними участвовал ГАЗ-М72 (Победа). В качестве эталона был выбран ГАЗ-69.

На первом этапе автомобили прошли 4 000 км. Удивительно, но маленькая машина в некоторых условиях превзошла даже ГАЗ-69.
Плюсы ГАЗ-М73 на бездорожье:
- ? Вес менее тонны
- ? Колесная база 2 метра
- ? Минимальные кузовные свесы
- ? Высокий клиренс
Благодаря своим габаритам, опытный внедорожник проезжал там, где более тяжелые конкуренты плотно «садились» в грязи.
В процессе ходовых испытаний было выявлено несколько недоработок горьковских конструкторов. Тормозная система часто не справлялась с обязанностями – в условиях бездорожья барабаны перегревались и забивались грязью.
Шестивольтовое электрооборудование даже для такого компактного автомобиля оказалось недостаточно мощным.
Не продумали инженеры-конструкторы и защиту подкапотного пространства – ее не было. При форсировании рек вброд туда попадала вода, обесточивая двигатель.

Но все эти минусы можно было легко исправить уже в предсерийных автомобилях, причем с минимальными затратами.
Почему автомобиль не стал серийным?
Казалось, что судьба ГАЗ-М73 предрешена – машина продемонстрировала отличную проходимость на бездорожье. Автомобиль должен был стать личным транспортом для должностных лиц и председателей колхозов/совхозов.
В дальнейшем, ГАЗ-М73 планировалось продавать частным лицам. Машина обещала стать недорогой альтернативой мотоциклам. Охотники, рыбаки и туристы, которых в СССР было много, оценили бы такой транспорт.
Но неожиданно работы по ГАЗ-М73 свернули. Автомобиль не вписывался в концепцию советского общества – был слишком индивидуальным, не годился для полноценной семьи хотя бы с одним ребенком.
Председатели колхозов и должностные лица тоже были не в восторге от малолитражки – у них уже был некий статус, не позволяющий передвигаться за рулем такой «игрушки».
Но главное – автомобиль был не настолько важен, чтобы выделять под его серийное производство отдельный конвейер. Горьковский завод работал в три смены и старался сбыть некоторые модели подразделениям. Так случилось с ГАЗ-69, переданным в Ульяновск, например.
ГАЗ-М73 так и остался опытным образцом, выпущенным в двух экземплярах. Судьба пикапа неизвестна – он пропал из поля зрения еще в 1950-х годах. Возможно, его использовали для внутренних перевозок на Горьковском автомобильном заводе.

К купе ГАЗ-М73 судьба отнеслась более благосклонно – машину передали на МЗМА вместе со всей технической документацией. Там он и хранился долгое время. Часть решений было использовано при выпуске малосерийных внедорожных «Москвичей» серий 410/411.
Несмотря на двухместность, ГАЗ-М73 мог бы стать популярным автомобилем в Советском Союзе. В те годы машина, попавшая в свободную продажу, сразу обрекалась на успех. Но производитель не был экономически заинтересован в этой модели – Горьковский завод и так работал на пределе возможностей.
Теперь об уникальном двухместном внедорожнике ГАЗ-М73 напоминают только архивные фотографии.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....