
«Арбузные» шины или роллигоны – ноу-хау от древних эскимосов
Если точнее, концепция шин сверхнизкого давления подсмотрена у инуитов. Живет такая группа коренных народов в арктической и субарктической зонах России, Северной Америки, Гренландии. Язык и обычаи инуитов схожи с эскимосскими и алеутскими. Привычные к холодам, ведут эти добрые люди размеренный образ жизни. В рыбном промысле и охоте пользуются опытом, навыками и приспособлениями предков.
Умные, по всему видать, были пращуры, раз их идеями пользуются крутые современные вездеходы – чемпионы проходимости. Однако у нас не урок природоведения или географии. Отлично знаем, что чудесам на бездорожье наши «Шерпы» и прочие силачи обязаны необычной авторезине. Поэтому не отходим от темы.
История милая и уютная, как сказочка. Связана с именем учителя Уильяма Хэмилтона Олби. Дело было на Аляске в 1935 году. Полеживал раз наш Билл на бережке и от безделия наблюдал, как эскимосы вытаскивают из воды лодку, груженную уловом. Вытолкнули на сушу, а дальше 4-тонный каяк без особых усилий потянули в гору по гравийному покрытию. Вес важен, на нем настаивают все первоисточники.
Высокая проходимость тяжелых вездеходов объясняется, в том числе, шинами сверхнизкого давления. Фото: YouTube.com
На три вещи, помним, можно смотреть бесконечно. Первые две опустим, а третья – смотреть, как работают другие. Олби наслаждался зрелищем, и вдруг учительскую голову пронзила мысль: а ведь эта потрясающая технология, которую можно применить в машиностроении.
Инуиты поступали следующим образом: из шкур тюленей сшивали объемные мешки. Накачивали воздухом. О компрессорах и манометрах источники умалчивают: скорее, надували через трубочки углекислым газом из собственных легких.
Далее укладывали упругие мешки, как ролики, перед лодкой и толкали. У прочих народов в старые времена была манера тяжелые грузы перемещать по катящимся бревнам. Последние, однако, никого не натолкнули на мысль о шинах низкого давления. А эскимосская «приблуда» осенила Уильяма Олби.
В ближайшие 15 лет учитель обдумывал идею новой конструкции автомобильных колес. Рассуждал, строил планы на будущее. Вернувшись в Калифорнию в 1950-ом, помчался в компанию «Гудиер»: одному-то не справиться.
Принципиальную концепцию современной авторезины низкого давления придумал учитель Билл Олби. Фото: YouTube.com
Началась череда консультаций, согласований. Первые шины для грузовиков были бренда Goodyear. Но крупный производитель увидел дороговизну технологического процесса, понял ничтожную потребность в шинах высокой проходимости. Поэтому У. Х. Олби вскоре запатентовал «эскимосские ролики» и создал в 1951 году собственное предприятие Albee Rolligon.
Конструктивно его изобретение было простым до безобразия. Вместо тюленьих шкур отставной учитель использовал прорезиненный нейлон. Из мягкого, прочного, но не растягивающегося материала формировали широкие цилиндрические мешки.
«Шаман» покоряет бездорожье. Фото: YouTube.com
Шины, получившие название Rolligon, приводились в движение фрикционным роликом. Давление воздуха в роллигонах было ниже, чем в обычных шинах, примерно в 7 раз.
Необычность авторезины заключалась в обширном пятне контакта. Колеса могли нести на себе большой вес – от 2 до 7 тонн. Хорошо распределенная масса автомобиля оказывала минимум давления на почву. При этом шине не страшны были дорожные кочки, камни, бревна, острые предметы. Резина, натолкнувшись на препятствие, как бы «обтекала», «поглощала», «заглатывала» его. Транспортное средство получало высокую проходимость на бездорожье.
Замечательно, что автошины не наносили вреда дорожному полотну и природе. Ведь они не могли помять даже цветочки в тундре. А именно там, на болотах и слабонесущих почвах, проявлялись лучшие качества «эскимосских роликов». Впрочем, в песках, раскисшей пахоте, грязевых канавах роллигоны выглядели не хуже.
Уильям Олби рекламировал товар как мог. Сохранилось немало видеороликов, на которых сам автор или его ассистенты буквально ложатся под колеса грузовиков, обутых в «арбузные» шины. Риска никакого: колеса, наезжая на человека, сминаются, обтекают тело, перекатываются, и машина едет себе дальше. А испытуемый не получает ничего, кроме ощущения отличного массажа.
Кстати, кому и чем колеса с низким давлением напомнили арбуз «замечательный на вкус», история умалчивает. Но помнит, что народ на мероприятиях веселился, а колеса брать отказывался. Зачем? На легковушку не пристроишь.
Грузовику на «арбузных» шинах не страшны сугробы и льды. Фото: YouTube.com
С колесами Олби выходили вездеходы Jeep, Dodge Power Wagon и грузовик REO. Последний, 1957 года выпуска, на шоу въезжал на почти отвесную стену. Подвеска в автомобилях на новых шинах потеряла смысл: ход был мягким. Скорость достигала 50 км/ч.
Видя чудеса проходимости, военные заключили, было, контракт на поставку в армию автомобилей на роллигонах. Но скоро выяснили, что «арбузы», в отличие от бронированных корпусов, уязвимы для пуль.
Продукт российского производства: шины с низким давлением. Фото: YouTube.com
Этот заказчик отпал, гражданское население не находило применения специфическим покрышкам. Беда нишевого продукта: производство дорогое, требующее вложений, спрос низкий, прибыль стремилась к нулю. В 1960-ом учитель продал свой бизнес. Но, в содружестве с инженерами компаний «Бриджстоун» и «Пирелли», продолжал совершенствовать свое детище. Торговая марка Rolligon осталась: тот же «Гудиер» под ней и сегодня выпускает уникальные покрышки.
Узкоспециализированный продукт находит свою аудиторию. Массовое производство невыгодно, но заказы выполнять нужно. Поэтому российские предприятия берутся изготавливать резину низкого давления.
«Тайфун» легко выбирается из глубокой канавы. Фото: YouTube.com
Например, новую нишу начал осваивать завод «Нортек» в Барнауле. За основу взяли серийный образец NortecH23 размером 28L на 26-дюймовых дисках.
Компания «Арктиктранс» с 90-х годов обеспечивает тяжелую спецтехнику соответствующей резиной. Изделия предприятия выдерживают температурный коридор от -60° до +50° по Цельсию. Автошины с внутренним давлением 0,3-1,1 атмосфер в стендовых испытаниях накручивают 21-26 тыс. км пробега.
Шины низкого давления компании «Автотор». Фото: YouTube.com
Масштабнее работает компания AVTOROS. Тут огромный ассортимент покрышек для легких вездеходов и серьезных внедорожников. Шины «Авторос» имеют развитую систему грунтозацепов и самоочищающийся рисунок протектора. Высота шашек достигает 20 мм.
Широкое пятно контакта, эластичность и малое давление на грунт позволяют использовать резину AVTOROS на общих дорогах. А усиленная плечевая зона помогает автомобилю преодолевать глубокую грязь и уверенно выходить из колеи.
Безусловно, современные шины сверхнизкого давления – тип или разновидность тех «эскимосских роликов», которые придумал Билл Олби. Но принцип остался.
«Шерп» на уникальных колесах. Фото: YouTube.com
В какой-то момент у наших автомобилистов появилась невероятная тяга к бездорожью. Подавай им канавы, буреломы, серпантины, обрывистые берега. Организуй им оффроуды, покатушки по непролазным чащам. Серийных внедорожников, скажем, «Форд», «Ниссан», «Тойота» любителям экстрима показалось мало.
Спрос родил предложение. Появились монструозные вездеходы:
✅ «Шерп» – двухдверный полноприводный универсал размерами 3400х2520х2520 мм. Двигатели: 44,2-сильный V1505T, мощный ISF 2,8 на 120 л. с. и D18, генерирующий 55 «лошадей»
✅ «Шаман» – продукт компании «Авторос». Трехдверный вездеход-амфибия габаритами 6300х2500х2700 мм развивает на воде 6 км/ч. Двигатель Iveco F1C на 4 цилиндра отдает 146 л. с. Трансмиссия механическая 5- и 6-ступенчатая
✅ «Тайфун» – плавающий снегоболотоход размером 3880х2500х2480 мм и массой без снаряжения 1620 кг изменяет клиренс до 620 мм. Мотор – Kubota V1505-T, способный на 44 л. с.
Вездеходные качества машин основаны, в том числе, на шинах сверхнизкого давления. Что же, спасибо, эскимосы!..
Умные, по всему видать, были пращуры, раз их идеями пользуются крутые современные вездеходы – чемпионы проходимости. Однако у нас не урок природоведения или географии. Отлично знаем, что чудесам на бездорожье наши «Шерпы» и прочие силачи обязаны необычной авторезине. Поэтому не отходим от темы.
Как появились «арбузные» шины
История милая и уютная, как сказочка. Связана с именем учителя Уильяма Хэмилтона Олби. Дело было на Аляске в 1935 году. Полеживал раз наш Билл на бережке и от безделия наблюдал, как эскимосы вытаскивают из воды лодку, груженную уловом. Вытолкнули на сушу, а дальше 4-тонный каяк без особых усилий потянули в гору по гравийному покрытию. Вес важен, на нем настаивают все первоисточники.

На три вещи, помним, можно смотреть бесконечно. Первые две опустим, а третья – смотреть, как работают другие. Олби наслаждался зрелищем, и вдруг учительскую голову пронзила мысль: а ведь эта потрясающая технология, которую можно применить в машиностроении.
Инуиты поступали следующим образом: из шкур тюленей сшивали объемные мешки. Накачивали воздухом. О компрессорах и манометрах источники умалчивают: скорее, надували через трубочки углекислым газом из собственных легких.
Далее укладывали упругие мешки, как ролики, перед лодкой и толкали. У прочих народов в старые времена была манера тяжелые грузы перемещать по катящимся бревнам. Последние, однако, никого не натолкнули на мысль о шинах низкого давления. А эскимосская «приблуда» осенила Уильяма Олби.
Начало производства
В ближайшие 15 лет учитель обдумывал идею новой конструкции автомобильных колес. Рассуждал, строил планы на будущее. Вернувшись в Калифорнию в 1950-ом, помчался в компанию «Гудиер»: одному-то не справиться.

Началась череда консультаций, согласований. Первые шины для грузовиков были бренда Goodyear. Но крупный производитель увидел дороговизну технологического процесса, понял ничтожную потребность в шинах высокой проходимости. Поэтому У. Х. Олби вскоре запатентовал «эскимосские ролики» и создал в 1951 году собственное предприятие Albee Rolligon.
Конструктивно его изобретение было простым до безобразия. Вместо тюленьих шкур отставной учитель использовал прорезиненный нейлон. Из мягкого, прочного, но не растягивающегося материала формировали широкие цилиндрические мешки.

Шины, получившие название Rolligon, приводились в движение фрикционным роликом. Давление воздуха в роллигонах было ниже, чем в обычных шинах, примерно в 7 раз.
Необычность авторезины заключалась в обширном пятне контакта. Колеса могли нести на себе большой вес – от 2 до 7 тонн. Хорошо распределенная масса автомобиля оказывала минимум давления на почву. При этом шине не страшны были дорожные кочки, камни, бревна, острые предметы. Резина, натолкнувшись на препятствие, как бы «обтекала», «поглощала», «заглатывала» его. Транспортное средство получало высокую проходимость на бездорожье.
Трюки, шоу и крах производства
Замечательно, что автошины не наносили вреда дорожному полотну и природе. Ведь они не могли помять даже цветочки в тундре. А именно там, на болотах и слабонесущих почвах, проявлялись лучшие качества «эскимосских роликов». Впрочем, в песках, раскисшей пахоте, грязевых канавах роллигоны выглядели не хуже.
Кинохроника 60-х: шины-ролики Билла Олби
Уильям Олби рекламировал товар как мог. Сохранилось немало видеороликов, на которых сам автор или его ассистенты буквально ложатся под колеса грузовиков, обутых в «арбузные» шины. Риска никакого: колеса, наезжая на человека, сминаются, обтекают тело, перекатываются, и машина едет себе дальше. А испытуемый не получает ничего, кроме ощущения отличного массажа.
Кстати, кому и чем колеса с низким давлением напомнили арбуз «замечательный на вкус», история умалчивает. Но помнит, что народ на мероприятиях веселился, а колеса брать отказывался. Зачем? На легковушку не пристроишь.

С колесами Олби выходили вездеходы Jeep, Dodge Power Wagon и грузовик REO. Последний, 1957 года выпуска, на шоу въезжал на почти отвесную стену. Подвеска в автомобилях на новых шинах потеряла смысл: ход был мягким. Скорость достигала 50 км/ч.
Видя чудеса проходимости, военные заключили, было, контракт на поставку в армию автомобилей на роллигонах. Но скоро выяснили, что «арбузы», в отличие от бронированных корпусов, уязвимы для пуль.

Этот заказчик отпал, гражданское население не находило применения специфическим покрышкам. Беда нишевого продукта: производство дорогое, требующее вложений, спрос низкий, прибыль стремилась к нулю. В 1960-ом учитель продал свой бизнес. Но, в содружестве с инженерами компаний «Бриджстоун» и «Пирелли», продолжал совершенствовать свое детище. Торговая марка Rolligon осталась: тот же «Гудиер» под ней и сегодня выпускает уникальные покрышки.
Шины сверхнизкого давления в России
Узкоспециализированный продукт находит свою аудиторию. Массовое производство невыгодно, но заказы выполнять нужно. Поэтому российские предприятия берутся изготавливать резину низкого давления.

Например, новую нишу начал осваивать завод «Нортек» в Барнауле. За основу взяли серийный образец NortecH23 размером 28L на 26-дюймовых дисках.
Компания «Арктиктранс» с 90-х годов обеспечивает тяжелую спецтехнику соответствующей резиной. Изделия предприятия выдерживают температурный коридор от -60° до +50° по Цельсию. Автошины с внутренним давлением 0,3-1,1 атмосфер в стендовых испытаниях накручивают 21-26 тыс. км пробега.

Масштабнее работает компания AVTOROS. Тут огромный ассортимент покрышек для легких вездеходов и серьезных внедорожников. Шины «Авторос» имеют развитую систему грунтозацепов и самоочищающийся рисунок протектора. Высота шашек достигает 20 мм.
Широкое пятно контакта, эластичность и малое давление на грунт позволяют использовать резину AVTOROS на общих дорогах. А усиленная плечевая зона помогает автомобилю преодолевать глубокую грязь и уверенно выходить из колеи.
Пользователи авторезины
Безусловно, современные шины сверхнизкого давления – тип или разновидность тех «эскимосских роликов», которые придумал Билл Олби. Но принцип остался.

В какой-то момент у наших автомобилистов появилась невероятная тяга к бездорожью. Подавай им канавы, буреломы, серпантины, обрывистые берега. Организуй им оффроуды, покатушки по непролазным чащам. Серийных внедорожников, скажем, «Форд», «Ниссан», «Тойота» любителям экстрима показалось мало.
Спрос родил предложение. Появились монструозные вездеходы:
✅ «Шерп» – двухдверный полноприводный универсал размерами 3400х2520х2520 мм. Двигатели: 44,2-сильный V1505T, мощный ISF 2,8 на 120 л. с. и D18, генерирующий 55 «лошадей»
✅ «Шаман» – продукт компании «Авторос». Трехдверный вездеход-амфибия габаритами 6300х2500х2700 мм развивает на воде 6 км/ч. Двигатель Iveco F1C на 4 цилиндра отдает 146 л. с. Трансмиссия механическая 5- и 6-ступенчатая
✅ «Тайфун» – плавающий снегоболотоход размером 3880х2500х2480 мм и массой без снаряжения 1620 кг изменяет клиренс до 620 мм. Мотор – Kubota V1505-T, способный на 44 л. с.
Вездеходные качества машин основаны, в том числе, на шинах сверхнизкого давления. Что же, спасибо, эскимосы!..
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

«Капитан Соколов» получил документы и готов к эксплуатации
Футуристичный траулер официально выходит на работу. Он сможет перевозить до 1020 тонн рыбы....

В России остановлен проект по производству деталей реактивных двигателей для самолетов
Речь о строящемся заводе в Санкт-Петербурге. Об изначальных планах и возможных причинах «заморозки» читайте в нашем материале....

Crew-10 поможет вернуться с МКС российскому космонавту, «застрявшему» на орбите
Ракету с пассажирским кораблем уже поставили на стартовый стол. Запуск планируется 12 марта....

МС-21 получил еще один значимый компонент российского производства
Тестирования завершены и они получились довольно-таки зрелищными. Сходными элементами оснастят и другой российский лайнер....

АВТОВАЗ запустил новый бренд – под ним будут выпускаться микроавтобусы и фургоны
Похоже, АВТОВАЗ скоро станет зависимым от китайских партнеров. По крайней мере, под новым брендом SKM будут собирать модели из Поднебесной....

«Не только сигары»: на Кубе начали сборку УАЗ
Первый пробный «Патриот» уже собрали. В ближайшее время начнут полноценное производство....

Первые самолеты «Байкал» поставят заказчикам в 2026 году, но их придется собирать заново
Пока же «вывозить» придется Ан-2. Последние самолеты подвергнут ремоторизации....

«Белкомур» и «Баренцкомур» – новые перспективные железные дороги России
Этим инфраструктурным проектам уже больше 20-ти лет, но к реализации так и не приступают из-за отсутствия финансирования....

Представлен легкий наращиваемый двигатель для самого большого в мире воздушного судна
Эта силовая установка с осевым потоком демонстрирует оптимальное соотношение мощности к весу и предназначена для дирижабля Flying Whales. Более подробно обо...

Airbus готовит к выпуску вертолет с необычным двигателем
Помимо нестандартных моторов у воздушного судна будет еще несколько «сюрпризов». К примеру, автоматическая посадка и взлет....

Где теперь взять компрессию – сделали поршни без колец
Если смотреть на поршень ДВС абстрактно, то он кажется не таким уж и сложным – головка, юбка, кольца и палец, соединяющий его с шатуном. Однако даже...

Инновационный грузовой самолет BETA готов к тестовым полетам
Крупный авиаперевозчик уже заказал 50 экземпляров этого самолета. Параллельно с этим госкомпании занимаются подготовкой инфраструктуры для эксплуатации новых...

«Шишига» или Patrol – кто кого на глубоком снегу?
Зимний оффроуд – это всегда испытание не только для техники, но и для водителей, и этот заезд обещает быть особенно зрелищным. ГАЗ-66, известный в народе как...

Уникальные технологии дорожного строительства – это вам не ямочный ремонт
Иногда технологии дорожного строительства в России радуют. Это когда в месте, где грунтовка, вдруг «вырастает» полноценная многополосная магистраль. Будем...

УАЗ внедрил инновационное оборудование для производства нового «Патриота»
Теперь проектирование и сборка отечественного внедорожника станет еще более быстрой и экономной. Впоследствии технологию будут использовать для других моделей....

Соболь и компания – 12 новых хитов российского транспорта
Горьковский автозавод продолжает удивлять автолюбителей и профессионалов рынка коммерческого транспорта. В новом выпуске на YouTube-канале «MotorProject»...