
«Арбузные» шины или роллигоны – ноу-хау от древних эскимосов
Если точнее, концепция шин сверхнизкого давления подсмотрена у инуитов. Живет такая группа коренных народов в арктической и субарктической зонах России, Северной Америки, Гренландии. Язык и обычаи инуитов схожи с эскимосскими и алеутскими. Привычные к холодам, ведут эти добрые люди размеренный образ жизни. В рыбном промысле и охоте пользуются опытом, навыками и приспособлениями предков.
Умные, по всему видать, были пращуры, раз их идеями пользуются крутые современные вездеходы – чемпионы проходимости. Однако у нас не урок природоведения или географии. Отлично знаем, что чудесам на бездорожье наши «Шерпы» и прочие силачи обязаны необычной авторезине. Поэтому не отходим от темы.
История милая и уютная, как сказочка. Связана с именем учителя Уильяма Хэмилтона Олби. Дело было на Аляске в 1935 году. Полеживал раз наш Билл на бережке и от безделия наблюдал, как эскимосы вытаскивают из воды лодку, груженную уловом. Вытолкнули на сушу, а дальше 4-тонный каяк без особых усилий потянули в гору по гравийному покрытию. Вес важен, на нем настаивают все первоисточники.
Высокая проходимость тяжелых вездеходов объясняется, в том числе, шинами сверхнизкого давления. Фото: YouTube.com
На три вещи, помним, можно смотреть бесконечно. Первые две опустим, а третья – смотреть, как работают другие. Олби наслаждался зрелищем, и вдруг учительскую голову пронзила мысль: а ведь эта потрясающая технология, которую можно применить в машиностроении.
Инуиты поступали следующим образом: из шкур тюленей сшивали объемные мешки. Накачивали воздухом. О компрессорах и манометрах источники умалчивают: скорее, надували через трубочки углекислым газом из собственных легких.
Далее укладывали упругие мешки, как ролики, перед лодкой и толкали. У прочих народов в старые времена была манера тяжелые грузы перемещать по катящимся бревнам. Последние, однако, никого не натолкнули на мысль о шинах низкого давления. А эскимосская «приблуда» осенила Уильяма Олби.
В ближайшие 15 лет учитель обдумывал идею новой конструкции автомобильных колес. Рассуждал, строил планы на будущее. Вернувшись в Калифорнию в 1950-ом, помчался в компанию «Гудиер»: одному-то не справиться.
Принципиальную концепцию современной авторезины низкого давления придумал учитель Билл Олби. Фото: YouTube.com
Началась череда консультаций, согласований. Первые шины для грузовиков были бренда Goodyear. Но крупный производитель увидел дороговизну технологического процесса, понял ничтожную потребность в шинах высокой проходимости. Поэтому У. Х. Олби вскоре запатентовал «эскимосские ролики» и создал в 1951 году собственное предприятие Albee Rolligon.
Конструктивно его изобретение было простым до безобразия. Вместо тюленьих шкур отставной учитель использовал прорезиненный нейлон. Из мягкого, прочного, но не растягивающегося материала формировали широкие цилиндрические мешки.
«Шаман» покоряет бездорожье. Фото: YouTube.com
Шины, получившие название Rolligon, приводились в движение фрикционным роликом. Давление воздуха в роллигонах было ниже, чем в обычных шинах, примерно в 7 раз.
Необычность авторезины заключалась в обширном пятне контакта. Колеса могли нести на себе большой вес – от 2 до 7 тонн. Хорошо распределенная масса автомобиля оказывала минимум давления на почву. При этом шине не страшны были дорожные кочки, камни, бревна, острые предметы. Резина, натолкнувшись на препятствие, как бы «обтекала», «поглощала», «заглатывала» его. Транспортное средство получало высокую проходимость на бездорожье.
Замечательно, что автошины не наносили вреда дорожному полотну и природе. Ведь они не могли помять даже цветочки в тундре. А именно там, на болотах и слабонесущих почвах, проявлялись лучшие качества «эскимосских роликов». Впрочем, в песках, раскисшей пахоте, грязевых канавах роллигоны выглядели не хуже.
Уильям Олби рекламировал товар как мог. Сохранилось немало видеороликов, на которых сам автор или его ассистенты буквально ложатся под колеса грузовиков, обутых в «арбузные» шины. Риска никакого: колеса, наезжая на человека, сминаются, обтекают тело, перекатываются, и машина едет себе дальше. А испытуемый не получает ничего, кроме ощущения отличного массажа.
Кстати, кому и чем колеса с низким давлением напомнили арбуз «замечательный на вкус», история умалчивает. Но помнит, что народ на мероприятиях веселился, а колеса брать отказывался. Зачем? На легковушку не пристроишь.
Грузовику на «арбузных» шинах не страшны сугробы и льды. Фото: YouTube.com
С колесами Олби выходили вездеходы Jeep, Dodge Power Wagon и грузовик REO. Последний, 1957 года выпуска, на шоу въезжал на почти отвесную стену. Подвеска в автомобилях на новых шинах потеряла смысл: ход был мягким. Скорость достигала 50 км/ч.
Видя чудеса проходимости, военные заключили, было, контракт на поставку в армию автомобилей на роллигонах. Но скоро выяснили, что «арбузы», в отличие от бронированных корпусов, уязвимы для пуль.
Продукт российского производства: шины с низким давлением. Фото: YouTube.com
Этот заказчик отпал, гражданское население не находило применения специфическим покрышкам. Беда нишевого продукта: производство дорогое, требующее вложений, спрос низкий, прибыль стремилась к нулю. В 1960-ом учитель продал свой бизнес. Но, в содружестве с инженерами компаний «Бриджстоун» и «Пирелли», продолжал совершенствовать свое детище. Торговая марка Rolligon осталась: тот же «Гудиер» под ней и сегодня выпускает уникальные покрышки.
Узкоспециализированный продукт находит свою аудиторию. Массовое производство невыгодно, но заказы выполнять нужно. Поэтому российские предприятия берутся изготавливать резину низкого давления.
«Тайфун» легко выбирается из глубокой канавы. Фото: YouTube.com
Например, новую нишу начал осваивать завод «Нортек» в Барнауле. За основу взяли серийный образец NortecH23 размером 28L на 26-дюймовых дисках.
Компания «Арктиктранс» с 90-х годов обеспечивает тяжелую спецтехнику соответствующей резиной. Изделия предприятия выдерживают температурный коридор от -60° до +50° по Цельсию. Автошины с внутренним давлением 0,3-1,1 атмосфер в стендовых испытаниях накручивают 21-26 тыс. км пробега.
Шины низкого давления компании «Автотор». Фото: YouTube.com
Масштабнее работает компания AVTOROS. Тут огромный ассортимент покрышек для легких вездеходов и серьезных внедорожников. Шины «Авторос» имеют развитую систему грунтозацепов и самоочищающийся рисунок протектора. Высота шашек достигает 20 мм.
Широкое пятно контакта, эластичность и малое давление на грунт позволяют использовать резину AVTOROS на общих дорогах. А усиленная плечевая зона помогает автомобилю преодолевать глубокую грязь и уверенно выходить из колеи.
Безусловно, современные шины сверхнизкого давления – тип или разновидность тех «эскимосских роликов», которые придумал Билл Олби. Но принцип остался.
«Шерп» на уникальных колесах. Фото: YouTube.com
В какой-то момент у наших автомобилистов появилась невероятная тяга к бездорожью. Подавай им канавы, буреломы, серпантины, обрывистые берега. Организуй им оффроуды, покатушки по непролазным чащам. Серийных внедорожников, скажем, «Форд», «Ниссан», «Тойота» любителям экстрима показалось мало.
Спрос родил предложение. Появились монструозные вездеходы:
✅ «Шерп» – двухдверный полноприводный универсал размерами 3400х2520х2520 мм. Двигатели: 44,2-сильный V1505T, мощный ISF 2,8 на 120 л. с. и D18, генерирующий 55 «лошадей»
✅ «Шаман» – продукт компании «Авторос». Трехдверный вездеход-амфибия габаритами 6300х2500х2700 мм развивает на воде 6 км/ч. Двигатель Iveco F1C на 4 цилиндра отдает 146 л. с. Трансмиссия механическая 5- и 6-ступенчатая
✅ «Тайфун» – плавающий снегоболотоход размером 3880х2500х2480 мм и массой без снаряжения 1620 кг изменяет клиренс до 620 мм. Мотор – Kubota V1505-T, способный на 44 л. с.
Вездеходные качества машин основаны, в том числе, на шинах сверхнизкого давления. Что же, спасибо, эскимосы!..
Умные, по всему видать, были пращуры, раз их идеями пользуются крутые современные вездеходы – чемпионы проходимости. Однако у нас не урок природоведения или географии. Отлично знаем, что чудесам на бездорожье наши «Шерпы» и прочие силачи обязаны необычной авторезине. Поэтому не отходим от темы.
Как появились «арбузные» шины
История милая и уютная, как сказочка. Связана с именем учителя Уильяма Хэмилтона Олби. Дело было на Аляске в 1935 году. Полеживал раз наш Билл на бережке и от безделия наблюдал, как эскимосы вытаскивают из воды лодку, груженную уловом. Вытолкнули на сушу, а дальше 4-тонный каяк без особых усилий потянули в гору по гравийному покрытию. Вес важен, на нем настаивают все первоисточники.

На три вещи, помним, можно смотреть бесконечно. Первые две опустим, а третья – смотреть, как работают другие. Олби наслаждался зрелищем, и вдруг учительскую голову пронзила мысль: а ведь эта потрясающая технология, которую можно применить в машиностроении.
Инуиты поступали следующим образом: из шкур тюленей сшивали объемные мешки. Накачивали воздухом. О компрессорах и манометрах источники умалчивают: скорее, надували через трубочки углекислым газом из собственных легких.
Далее укладывали упругие мешки, как ролики, перед лодкой и толкали. У прочих народов в старые времена была манера тяжелые грузы перемещать по катящимся бревнам. Последние, однако, никого не натолкнули на мысль о шинах низкого давления. А эскимосская «приблуда» осенила Уильяма Олби.
Начало производства
В ближайшие 15 лет учитель обдумывал идею новой конструкции автомобильных колес. Рассуждал, строил планы на будущее. Вернувшись в Калифорнию в 1950-ом, помчался в компанию «Гудиер»: одному-то не справиться.

Началась череда консультаций, согласований. Первые шины для грузовиков были бренда Goodyear. Но крупный производитель увидел дороговизну технологического процесса, понял ничтожную потребность в шинах высокой проходимости. Поэтому У. Х. Олби вскоре запатентовал «эскимосские ролики» и создал в 1951 году собственное предприятие Albee Rolligon.
Конструктивно его изобретение было простым до безобразия. Вместо тюленьих шкур отставной учитель использовал прорезиненный нейлон. Из мягкого, прочного, но не растягивающегося материала формировали широкие цилиндрические мешки.

Шины, получившие название Rolligon, приводились в движение фрикционным роликом. Давление воздуха в роллигонах было ниже, чем в обычных шинах, примерно в 7 раз.
Необычность авторезины заключалась в обширном пятне контакта. Колеса могли нести на себе большой вес – от 2 до 7 тонн. Хорошо распределенная масса автомобиля оказывала минимум давления на почву. При этом шине не страшны были дорожные кочки, камни, бревна, острые предметы. Резина, натолкнувшись на препятствие, как бы «обтекала», «поглощала», «заглатывала» его. Транспортное средство получало высокую проходимость на бездорожье.
Трюки, шоу и крах производства
Замечательно, что автошины не наносили вреда дорожному полотну и природе. Ведь они не могли помять даже цветочки в тундре. А именно там, на болотах и слабонесущих почвах, проявлялись лучшие качества «эскимосских роликов». Впрочем, в песках, раскисшей пахоте, грязевых канавах роллигоны выглядели не хуже.
Кинохроника 60-х: шины-ролики Билла Олби
Уильям Олби рекламировал товар как мог. Сохранилось немало видеороликов, на которых сам автор или его ассистенты буквально ложатся под колеса грузовиков, обутых в «арбузные» шины. Риска никакого: колеса, наезжая на человека, сминаются, обтекают тело, перекатываются, и машина едет себе дальше. А испытуемый не получает ничего, кроме ощущения отличного массажа.
Кстати, кому и чем колеса с низким давлением напомнили арбуз «замечательный на вкус», история умалчивает. Но помнит, что народ на мероприятиях веселился, а колеса брать отказывался. Зачем? На легковушку не пристроишь.

С колесами Олби выходили вездеходы Jeep, Dodge Power Wagon и грузовик REO. Последний, 1957 года выпуска, на шоу въезжал на почти отвесную стену. Подвеска в автомобилях на новых шинах потеряла смысл: ход был мягким. Скорость достигала 50 км/ч.
Видя чудеса проходимости, военные заключили, было, контракт на поставку в армию автомобилей на роллигонах. Но скоро выяснили, что «арбузы», в отличие от бронированных корпусов, уязвимы для пуль.

Этот заказчик отпал, гражданское население не находило применения специфическим покрышкам. Беда нишевого продукта: производство дорогое, требующее вложений, спрос низкий, прибыль стремилась к нулю. В 1960-ом учитель продал свой бизнес. Но, в содружестве с инженерами компаний «Бриджстоун» и «Пирелли», продолжал совершенствовать свое детище. Торговая марка Rolligon осталась: тот же «Гудиер» под ней и сегодня выпускает уникальные покрышки.
Шины сверхнизкого давления в России
Узкоспециализированный продукт находит свою аудиторию. Массовое производство невыгодно, но заказы выполнять нужно. Поэтому российские предприятия берутся изготавливать резину низкого давления.

Например, новую нишу начал осваивать завод «Нортек» в Барнауле. За основу взяли серийный образец NortecH23 размером 28L на 26-дюймовых дисках.
Компания «Арктиктранс» с 90-х годов обеспечивает тяжелую спецтехнику соответствующей резиной. Изделия предприятия выдерживают температурный коридор от -60° до +50° по Цельсию. Автошины с внутренним давлением 0,3-1,1 атмосфер в стендовых испытаниях накручивают 21-26 тыс. км пробега.

Масштабнее работает компания AVTOROS. Тут огромный ассортимент покрышек для легких вездеходов и серьезных внедорожников. Шины «Авторос» имеют развитую систему грунтозацепов и самоочищающийся рисунок протектора. Высота шашек достигает 20 мм.
Широкое пятно контакта, эластичность и малое давление на грунт позволяют использовать резину AVTOROS на общих дорогах. А усиленная плечевая зона помогает автомобилю преодолевать глубокую грязь и уверенно выходить из колеи.
Пользователи авторезины
Безусловно, современные шины сверхнизкого давления – тип или разновидность тех «эскимосских роликов», которые придумал Билл Олби. Но принцип остался.

В какой-то момент у наших автомобилистов появилась невероятная тяга к бездорожью. Подавай им канавы, буреломы, серпантины, обрывистые берега. Организуй им оффроуды, покатушки по непролазным чащам. Серийных внедорожников, скажем, «Форд», «Ниссан», «Тойота» любителям экстрима показалось мало.
Спрос родил предложение. Появились монструозные вездеходы:
✅ «Шерп» – двухдверный полноприводный универсал размерами 3400х2520х2520 мм. Двигатели: 44,2-сильный V1505T, мощный ISF 2,8 на 120 л. с. и D18, генерирующий 55 «лошадей»
✅ «Шаман» – продукт компании «Авторос». Трехдверный вездеход-амфибия габаритами 6300х2500х2700 мм развивает на воде 6 км/ч. Двигатель Iveco F1C на 4 цилиндра отдает 146 л. с. Трансмиссия механическая 5- и 6-ступенчатая
✅ «Тайфун» – плавающий снегоболотоход размером 3880х2500х2480 мм и массой без снаряжения 1620 кг изменяет клиренс до 620 мм. Мотор – Kubota V1505-T, способный на 44 л. с.
Вездеходные качества машин основаны, в том числе, на шинах сверхнизкого давления. Что же, спасибо, эскимосы!..
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

«Шатун» и не только: на площадке «Экспофорума» показали много интересной техники
Амфибийный болотоход стал одним из ключевых экспонатов. Что еще необычного было на форуме?...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...