
ITOM Astor 4M: как 6-сильный байк стал легендой мотоспорта?
ITOM Astor 4M – культовый итальянский мотоцикл 1966 года, созданный для молодых гонщиков. Легкий, маневренный и технологичный для своего времени, он стал популярным в любительских и профессиональных соревнованиях, и порою даже встречался на дорогах общего пользования.
Высокие обороты, низкий вес и надежная конструкция сделали его чуть ли не эталоном в классе 50-кубовых мотоциклов. Рассмотрим же его характеристики, историю и влияние на мотоспорт.
Основу мотоцикла составляет трубчатая стальная рама – прочная при минимальном весе. Общая масса всего 50 кг в сочетании с компактными габаритами наделяет техникой маневренностью, что полезно и на треке, и во время городских поездок.
Подвеска адаптирована для спортивного использования. Спереди установлена телескопическая вилка. Неплохо компенсирует вибрации и улучшает контроль над мотоциклом. Сзади – подвеска маятникового типа с амортизаторами для гашения ударов.
Сиденье не назвать эргономичным, но и создавалось оно не для комфорта. Фото: youtube.com
За счет такой компоновки подвески мотоцикл получился устойчивым в поворотах и достаточно предсказуемых как при выполнении маневров, так и во время торможения.
На обоих колесах ITOM Astor 4M установлены барабанные тормоза. Для переднего нужно тугое нажатие на рычаг, для заднего – на ножную педаль.
Стоит отметить, что барабанные тормоза для 1960-х годов были стандартом. Несмотря на меньшую эффективность по сравнению с дисковыми, они все еще оставались надежными, долговечными и довольно простыми в обслуживании.
Astor 4M получил легкий и обтекаемый топливный бак из алюминия. Он не только уменьшал вес техники, но и делал конструкцию более аэродинамичной – это плюс на большой скорости.
Типичная окраска включала сочетание белого и желтого цветов, что лишний раз подчеркивало гоночный характер модели. Были версии, которые выпускались и в альтернативных расцветках.
Узкое и вытянутое сиденье ориентировано на спортивную посадку. Оно позволяло гонщику смещать вес для лучшего контроля техники в поворотах.
В отличие от более массивных туристических мотоциклов, Astor 4M не имел развитой подушки сиденья, так как был изначально создан для езды по треку.
ITOM Astor 4M оснащен компактным, но мощным для своего класса одноцилиндровым 2-тактным двигателем рабочим объемом 49,5 куб. см. Мотор разрабатывался с упором на высокие обороты. Это делало мотоцикл быстрым и динамичным, несмотря на малый рабочий объем двигателя.
Мотор примитивный, но учитывая малый вес байка, это не было большим минусом. Фото: youtube.com
Мощность мотора составляла всего 6 л. с. при 10000 об/мин. Сейчас это может показаться крайне несерьезным, однако мотоцикл с легкостью разгонялся до максимальной скорости в 90 км/ч. Расход топлива немногим превышал 2,5 л/100 км, что тоже вполне себе укладывается в норму.
Воздушное охлаждение уменьшало вес конструкции и позволило обойтись без громоздкого радиатора. Для более эффективного теплоотвода цилиндр получил развитые оребрения. Они хорошо рассеивали лишнее тепло при столкновении с набегающим воздушным потоком.
Мотоцикл оснащен карбюраторной системой подачи топлива. Карбюратор настроен на работу при высоких оборотах, что опять же давало максимальную мощность от небольшого двигателя.
Что касается зажигания, используется традиционное для двухтактных моторов того времени магнето. Надежное, простое и легкое решение, которое еще и работает без аккумулятора.
Astor 4M получил 4-ступенчатую механическую коробку передач. Передаточные числа подобраны так, чтобы получить быстрый разгон на первых ступенях и максимальную скорость на четвертой.
Управление коробкой ножное, с традиционной схемой переключения для гоночных мотоциклов того времени. Муфта сцепления – многодисковая, в масляной ванне. Переключается плавно.
Цепной привод простой, а значит надежный. Фото: youtube.com
Для передачи крутящего момента на заднее колесо используется цепной привод. Это уже давно стало стандартом для гоночных мотоциклов, и конструкция Astor 4M лишний раз это доказывает.
Мотоцикл быстро завоевал признание у молодых гонщиков и любителей мотоспорта. Легкость, высокая удельная мощность и маневренность сделали его идеальным выбором для новичков.
В 1960-х годах байк активно использовался в любительских и профессиональных соревнованиях, особенно в Европе, где небольшие 50-кубовые модели пользовались огромной популярностью.
В Италии Astor 4M стал символом молодежных чемпионатов, привлекая внимание гонщиков, которые только начинали свою карьеру. Он использовался на различных дорожных и кольцевых гонках, где важны были не только мощность, но еще и умение управлять мотоциклом.
Популярность ITOM Astor 4M распространилась и за пределы Италии. В Великобритании, Франции и других странах он часто появлялся на локальных соревнованиях. Не последнюю роль в этом вопросе сыграли простота технического обслуживания и доступность комплектующих для байка.
Тахометра нет, только спидометр и одометр. Фото: youtube.com
Некоторые известные гонщики начинали свою карьеру именно на мотоциклах ITOM. Среди них — Майк Хейлвуд, Билл Айви и Дэйв Симмондс, ставшие впоследствии чемпионами мира.
Они применяли легкие итальянские мотоциклы как первые аппараты для тренировок, оттачивая технику прохождения поворотов и управления высокооборотистыми двухтактными двигателями.
Компания ITOM (Industria Torinese Meccanica Srl) была основана в 1948 году в итальянском городе Турин. Поначалу она производила небольшие двигатели, но вскоре переключилась на выпуск полноценных мопедов и легких мотоциклов.
К 1950-м годам компания особое внимание уделяла 50-кубовым моторам, которые в тот период находились на пике популярности благодаря доступности и простоте эксплуатации.
Настоящий успех пришел в 1960-х годах, когда ITOM представила ряд спортивных моделей для гонщиков-новичков. Одним из самых известных мотоциклов стал как раз ITOM Astor 4M.
Однако к началу 1970-х годов рынок малокубатурных байков стал меняться. Спрос на легкие мотоциклы начал падать, а конкуренция со стороны японцев (Honda, Yamaha, Suzuki) усилилась.
Некоторые экземпляры сохранились в очень хорошем состоянии. Фото: youtube.com
В 1973 году ITOM прекратила выпуск собственных моторов и попыталась диверсифицировать бизнес, начав производство медицинских компрессоров и водонагревателей. Однако эти решения не привели к успеху, и в 1975 году мотоциклетное подразделение было окончательно закрыто.
Сегодня ITOM Astor 4M остается редким и востребованным экспонатом у коллекционеров ретро-мотоциклов. Его ценность обусловлена ограниченным выпуском, высокой популярностью в мотоспорте своего времени и уникальной конструкцией, сочетающей легкость и мощность.
Большая часть экземпляров Astor 4M, использовавшихся в гонках, подвергалась интенсивной эксплуатации и модификациям. Это сделало оригинальные версии в хорошем состоянии особенно ценными. Найти мотоцикл с заводской комплектацией с каждым годом становится все сложнее.
Цена хорошо сохранившихся экземпляров на аукционах варьируется от 5000 до 10000 евро (от 500000 до 1 млн рублей) в зависимости от состояния, оригинальности деталей и истории байка.
Полностью восстановленные модели с аутентичными запчастями и оригинальной окраской стоят дороже, особенно если имеют гоночное прошлое или связаны с известными мотоспортсменами.
Astor 4M все еще часто встречается в частных коллекциях, на выставках классической техники и ретро-ралли. Некоторые владельцы используют мотоциклы не только как музейные экспонаты, но и как технику для участия в демонстрационных гонках, подчеркивая их историческую значимость.
Высокие обороты, низкий вес и надежная конструкция сделали его чуть ли не эталоном в классе 50-кубовых мотоциклов. Рассмотрим же его характеристики, историю и влияние на мотоспорт.
Дизайн и конструкция
Основу мотоцикла составляет трубчатая стальная рама – прочная при минимальном весе. Общая масса всего 50 кг в сочетании с компактными габаритами наделяет техникой маневренностью, что полезно и на треке, и во время городских поездок.
Подвеска адаптирована для спортивного использования. Спереди установлена телескопическая вилка. Неплохо компенсирует вибрации и улучшает контроль над мотоциклом. Сзади – подвеска маятникового типа с амортизаторами для гашения ударов.

За счет такой компоновки подвески мотоцикл получился устойчивым в поворотах и достаточно предсказуемых как при выполнении маневров, так и во время торможения.
Тормозная система
На обоих колесах ITOM Astor 4M установлены барабанные тормоза. Для переднего нужно тугое нажатие на рычаг, для заднего – на ножную педаль.
Стоит отметить, что барабанные тормоза для 1960-х годов были стандартом. Несмотря на меньшую эффективность по сравнению с дисковыми, они все еще оставались надежными, долговечными и довольно простыми в обслуживании.
Топливный бак
Astor 4M получил легкий и обтекаемый топливный бак из алюминия. Он не только уменьшал вес техники, но и делал конструкцию более аэродинамичной – это плюс на большой скорости.
Типичная окраска включала сочетание белого и желтого цветов, что лишний раз подчеркивало гоночный характер модели. Были версии, которые выпускались и в альтернативных расцветках.
Сиденье и эргономика
Узкое и вытянутое сиденье ориентировано на спортивную посадку. Оно позволяло гонщику смещать вес для лучшего контроля техники в поворотах.
В отличие от более массивных туристических мотоциклов, Astor 4M не имел развитой подушки сиденья, так как был изначально создан для езды по треку.
6 л. с. – не приговор
ITOM Astor 4M оснащен компактным, но мощным для своего класса одноцилиндровым 2-тактным двигателем рабочим объемом 49,5 куб. см. Мотор разрабатывался с упором на высокие обороты. Это делало мотоцикл быстрым и динамичным, несмотря на малый рабочий объем двигателя.

Мощность мотора составляла всего 6 л. с. при 10000 об/мин. Сейчас это может показаться крайне несерьезным, однако мотоцикл с легкостью разгонялся до максимальной скорости в 90 км/ч. Расход топлива немногим превышал 2,5 л/100 км, что тоже вполне себе укладывается в норму.
Воздушное охлаждение уменьшало вес конструкции и позволило обойтись без громоздкого радиатора. Для более эффективного теплоотвода цилиндр получил развитые оребрения. Они хорошо рассеивали лишнее тепло при столкновении с набегающим воздушным потоком.
Мотоцикл оснащен карбюраторной системой подачи топлива. Карбюратор настроен на работу при высоких оборотах, что опять же давало максимальную мощность от небольшого двигателя.
Что касается зажигания, используется традиционное для двухтактных моторов того времени магнето. Надежное, простое и легкое решение, которое еще и работает без аккумулятора.
Что с трансмиссией?
Astor 4M получил 4-ступенчатую механическую коробку передач. Передаточные числа подобраны так, чтобы получить быстрый разгон на первых ступенях и максимальную скорость на четвертой.
Управление коробкой ножное, с традиционной схемой переключения для гоночных мотоциклов того времени. Муфта сцепления – многодисковая, в масляной ванне. Переключается плавно.

Для передачи крутящего момента на заднее колесо используется цепной привод. Это уже давно стало стандартом для гоночных мотоциклов, и конструкция Astor 4M лишний раз это доказывает.
Популярность среди гонщиков
Мотоцикл быстро завоевал признание у молодых гонщиков и любителей мотоспорта. Легкость, высокая удельная мощность и маневренность сделали его идеальным выбором для новичков.
В 1960-х годах байк активно использовался в любительских и профессиональных соревнованиях, особенно в Европе, где небольшие 50-кубовые модели пользовались огромной популярностью.
В Италии Astor 4M стал символом молодежных чемпионатов, привлекая внимание гонщиков, которые только начинали свою карьеру. Он использовался на различных дорожных и кольцевых гонках, где важны были не только мощность, но еще и умение управлять мотоциклом.
Популярность ITOM Astor 4M распространилась и за пределы Италии. В Великобритании, Франции и других странах он часто появлялся на локальных соревнованиях. Не последнюю роль в этом вопросе сыграли простота технического обслуживания и доступность комплектующих для байка.

Некоторые известные гонщики начинали свою карьеру именно на мотоциклах ITOM. Среди них — Майк Хейлвуд, Билл Айви и Дэйв Симмондс, ставшие впоследствии чемпионами мира.
Они применяли легкие итальянские мотоциклы как первые аппараты для тренировок, оттачивая технику прохождения поворотов и управления высокооборотистыми двухтактными двигателями.
Совсем коротко про ITOM
Компания ITOM (Industria Torinese Meccanica Srl) была основана в 1948 году в итальянском городе Турин. Поначалу она производила небольшие двигатели, но вскоре переключилась на выпуск полноценных мопедов и легких мотоциклов.
К 1950-м годам компания особое внимание уделяла 50-кубовым моторам, которые в тот период находились на пике популярности благодаря доступности и простоте эксплуатации.
Настоящий успех пришел в 1960-х годах, когда ITOM представила ряд спортивных моделей для гонщиков-новичков. Одним из самых известных мотоциклов стал как раз ITOM Astor 4M.
Однако к началу 1970-х годов рынок малокубатурных байков стал меняться. Спрос на легкие мотоциклы начал падать, а конкуренция со стороны японцев (Honda, Yamaha, Suzuki) усилилась.

В 1973 году ITOM прекратила выпуск собственных моторов и попыталась диверсифицировать бизнес, начав производство медицинских компрессоров и водонагревателей. Однако эти решения не привели к успеху, и в 1975 году мотоциклетное подразделение было окончательно закрыто.
Коллекционная ценность
Сегодня ITOM Astor 4M остается редким и востребованным экспонатом у коллекционеров ретро-мотоциклов. Его ценность обусловлена ограниченным выпуском, высокой популярностью в мотоспорте своего времени и уникальной конструкцией, сочетающей легкость и мощность.
Большая часть экземпляров Astor 4M, использовавшихся в гонках, подвергалась интенсивной эксплуатации и модификациям. Это сделало оригинальные версии в хорошем состоянии особенно ценными. Найти мотоцикл с заводской комплектацией с каждым годом становится все сложнее.
Цена хорошо сохранившихся экземпляров на аукционах варьируется от 5000 до 10000 евро (от 500000 до 1 млн рублей) в зависимости от состояния, оригинальности деталей и истории байка.
Полностью восстановленные модели с аутентичными запчастями и оригинальной окраской стоят дороже, особенно если имеют гоночное прошлое или связаны с известными мотоспортсменами.
Astor 4M все еще часто встречается в частных коллекциях, на выставках классической техники и ретро-ралли. Некоторые владельцы используют мотоциклы не только как музейные экспонаты, но и как технику для участия в демонстрационных гонках, подчеркивая их историческую значимость.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Чиновника «пересадили» с BMW на «Ауру» – мнение из первых уст
Раньше трудно было найти государственного служащего, перемещающегося на машине отечественного производства. Времена меняются, автопарк «изнашивается» и...

Испытания нового Тутаевского двигателя завершились, впереди массовый выпуск
Мотор полгода тестировали в составе крупного бульдозера в сложных условиях Тюменской области. Как двигатель справился с поставленными задачами, узнайте из...

АН-2 с девятью двигателями – взлет всего за 7 секунд
Когда речь заходит о самолетах с вертикальным взлетом, на ум чаще всего приходят громоздкие военные машины или футуристические дроны. Но однажды на МАКС-2021...

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Верный курс – ЛиАЗ отказался от китайских двигателей в пользу российских
Наши моторы обходятся дешевле, да и проблем с поставками быть не должно. Какую силовую установку выбрали на замену китайской – читайте в нашем материале....

Под Челябинском построят флагман российского тормозного машиностроения
Будут собирать тормозные диски и суппорты. Не исключено, что и для экспорта запчастей....

Французы представили пассажирский самолет нового поколения
Техника получила комбинированную силовую установку и обещает запас хода более чем в 2000 км. И все это с нулевым уровнем выбросов. Подробнее о характеристиках...

Символичное событие – третий Ил-114-300 подняли в небо
Дебютный полет провели в честь памятной даты, которая касается как самого ПАО «Ил», так и всей авиации России. Директор компании также поделился статусом...

Настоящая «дорога жизни»: в Николаевск-на-Амуре по деревянным мостам и грязи
Трассу постепенно реконструируют, но она по-прежнему очень опасна для водителей и пассажиров...

Бывший завод VW в Калуге недорого распродает двигатели и АКПП – мнение водителей
Это полностью новые агрегаты, оставшиеся на складах. Цены ниже рыночных в разы, но есть нюансы....

Сразу три американских автомобильных бренда откроют свои представительства в России
Речь о Ford, Chevrolet и Tesla. Причем первые двое даже не планируют поставки гибридных и электрических моделей — только ДВС!...

Запуск ракеты-носителя Spectrum завершился взрывом в прямом эфире
Конкуренция с Flacon 9 откладывается на потом. Инцидент запечатлели в прямой трансляции....

Успешно завершены тесты двигателя для тяжелой ракеты «Ангара-А5М»
Российская школа двигателестроения в очередной раз показала свои возможности. Поставки начнутся в ближайшие месяцы....

Новейший КАМАЗ 6х6 испытывают на крупнейшем газовом месторождении России
Тестирования машины займут месяц. Итоги прохождения предопределят дальнейшую «судьбу» модели и, в особенности, ее серийного производства....

Yugo GV – самый ужасный автомобиль в истории США
Он пришел как мечта для студентов, а ушел под звук насмешек. С чем связана такая репутация?...