
Казанские инженеры продлили срок службы российских авиадвигателей
Специалисты Казанского университета имени А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) создали усовершенствованную версию топливных форсунок для двигателей гражданских самолетов. К ним был разработан и обновленный комплекс охлаждения, который предотвращает формирование твердых углеродных отложений, тем самым значительно продлевая срок службы компонентов.
Представленная конструкция может функционировать как с применением электростатического воздействия, так и без него. В ее основе лежит внешняя охлаждающая рубашка, в которой предусмотрены специально сконструированные каналы для эффективного теплоотвода.
К разработке новой системы также были привлечены ученые Центрального института авиамоторостроения (ЦИАМ). По мнению инженеров, одной из главных проблем гражданских двигателей является накопление углеродистых отложений, оседающих на топливных элементах.
Ученые модернизировали топливные форсунки «гражданских» авиадвигателей. Фото: YouTube.com
Согласно полученным в ходе экспериментов данным, при температуре выше 40°C в топливе образуются заряженные частицы. При дальнейшем нагреве до 100°C формируются диполи, провоцирующие интенсивное образование осадков.
Профессор КНИТУ-КАИ объяснил суть проблемы более детально:
Для снижения влияния этого фактора инженеры предложили новую конфигурацию топливного элемента. В конструкции используется дополнительная охлаждающая рубашка.
Ее внутренняя поверхность представляет собой подобие конической резьбы с зубцами высотой 3–5 мм. Такая структура препятствует отложению углеродистых частиц, сохраняя стабильность работы системы.
В ходе испытаний исследователи также пришли к выводам о степени воздействия магнитных полей на процесс образования вышеупомянутых отложений. По их мнению, они не оказывают значимого влияния, в отличие от электростатических разрядов.
Представленная разработка может работать на жидком и газообразном топливе. Фото: YouTube.com
Последние демонстрируют положительную динамику в профилактике появления осадков. Учитывая полученные данные, модернизированную форсунку дополнили системой электростатического воздействия.
Комплекс способен функционировать в формате естественного теплообмена или с задействованием принудительного охлаждения. Во втором случае используется «электрический ветер». Разработка совместима со всеми представленными видами горючего, включая метан.
Уникальность проекта подтверждена соответствующими патентами. Исследование проводилось в рамках программы развития научно-технического потенциала российского авиадвигателестроения.
Представленная конструкция может функционировать как с применением электростатического воздействия, так и без него. В ее основе лежит внешняя охлаждающая рубашка, в которой предусмотрены специально сконструированные каналы для эффективного теплоотвода.
К разработке новой системы также были привлечены ученые Центрального института авиамоторостроения (ЦИАМ). По мнению инженеров, одной из главных проблем гражданских двигателей является накопление углеродистых отложений, оседающих на топливных элементах.

Согласно полученным в ходе экспериментов данным, при температуре выше 40°C в топливе образуются заряженные частицы. При дальнейшем нагреве до 100°C формируются диполи, провоцирующие интенсивное образование осадков.
Профессор КНИТУ-КАИ объяснил суть проблемы более детально:
Со временем накапливающиеся углеродные отложения могут частично или полностью закупоривать каналы форсунки, что приводит к ухудшению распыления топлива. Это влечет за собой снижение тяговых характеристик двигателя и увеличивает риск разрушения жаровой трубы. В критических ситуациях возможно возникновение пожара или даже взрыва воздушного судна.
Для снижения влияния этого фактора инженеры предложили новую конфигурацию топливного элемента. В конструкции используется дополнительная охлаждающая рубашка.
Ее внутренняя поверхность представляет собой подобие конической резьбы с зубцами высотой 3–5 мм. Такая структура препятствует отложению углеродистых частиц, сохраняя стабильность работы системы.
В ходе испытаний исследователи также пришли к выводам о степени воздействия магнитных полей на процесс образования вышеупомянутых отложений. По их мнению, они не оказывают значимого влияния, в отличие от электростатических разрядов.

Последние демонстрируют положительную динамику в профилактике появления осадков. Учитывая полученные данные, модернизированную форсунку дополнили системой электростатического воздействия.
Комплекс способен функционировать в формате естественного теплообмена или с задействованием принудительного охлаждения. Во втором случае используется «электрический ветер». Разработка совместима со всеми представленными видами горючего, включая метан.
Уникальность проекта подтверждена соответствующими патентами. Исследование проводилось в рамках программы развития научно-технического потенциала российского авиадвигателестроения.
- Vic Samoylik
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Новый «Раптор» оказался в четыре раза дешевле предыдущего
Силовая установка кардинально отличается от предыдущих генераций как по характеристикам, так и по конструктивным решениям. Она стала легче, мощнее, надежнее и...

«На этот раз точно» – самолеты МС-21 и SJ-100 поднимутся в воздух весной
10 экземпляров уже почти готовы к полету. Еще в два раза больше самолетов будут собраны в ближайшее время....

Стартовало серийное производство «компактных» грузовиков «УРАЛ»
Конечно, компактные они только по сравнению с другими серийными моделями. Ведь УРАЛ-80 4x4 – это полноценные среднетоннажники....

УАЗ готовит к выпуску новый внедорожник – брутальный пикап
Этот автомобиль будет выпускаться под брендом Sollers. Речь про модель ST9 – полноразмерный пикап....

Не «заморозили» – названы сроки выхода первой партии самолетов «Байкал»
Похоже, особенности конструкции планируют исправить быстрее, чем изначально предполагалось. Интересно, сможет ЛМС-901 «обогнать» ТВРС-44 по срокам выхода в...

АВТОВАЗ запустил новый бренд – под ним будут выпускаться микроавтобусы и фургоны
Похоже, АВТОВАЗ скоро станет зависимым от китайских партнеров. По крайней мере, под новым брендом SKM будут собирать модели из Поднебесной....

МС-21 получил еще один значимый компонент российского производства
Тестирования завершены и они получились довольно-таки зрелищными. Сходными элементами оснастят и другой российский лайнер....

Двигатель «китайца» сломался через 35 тысяч пробега – сколько стоил ремонт
У истории автомобиля Exeed, двигатель которого «отказал» через столь незначительный пробег, появилось продолжение. Напомним, машину ввезли по схеме...

Российский вездеход «Мангуст» – можно выпускать на 100% свою технику
Российский автопром представлен многими брендами, но они тяготеют к использованию зарубежных узлов и агрегатов. Даже хваленый АВТОВАЗ, который имел базу еще с...

«Не только сигары»: на Кубе начали сборку УАЗ
Первый пробный «Патриот» уже собрали. В ближайшее время начнут полноценное производство....

КАМАЗ и экономические антироссийские санкции – три года неожиданных успехов
2022 год стал для российского автопрома временем суровых испытаний. Как оказалось, политика и экономика тесно связаны, и никакие партнерские договоры не могут...

Трасса М-12 «Восток» достигнет Екатеринбурга уже летом 2025 года
Строительство идет быстрыми темпами. М-12 «Восток» может стать самым большим инфраструктурным проектом в современной истории России....

Казанские инженеры продлили срок службы российских авиадвигателей
Теперь ресурс отечественных силовых установок значительно увеличится, как и срок до капитального ремонта. Осталось только поставить разработку «на поток»....

Выстроилась очередь – Toyota тоже хочет вернуться в Россию
Лидер среди мировых автопроизводителей не только говорит о «намерении», но и уже предпринимает шаги навстречу. Скоро из «желающих» совершить «обратный уход»...

ЗИЛ-4972 – выезжаем за пределы базы и сразу застреваем
Понравился авторам канала «Полигон-98» ЗИЛ-4972. Еще бы – грузовик редкий, проходимый, да и выглядит необычно. Решили они навестить покупателя этой техники....

Airbus готовит к выпуску вертолет с необычным двигателем
Помимо нестандартных моторов у воздушного судна будет еще несколько «сюрпризов». К примеру, автоматическая посадка и взлет....