
Казанские инженеры продлили срок службы российских авиадвигателей
Специалисты Казанского университета имени А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) создали усовершенствованную версию топливных форсунок для двигателей гражданских самолетов. К ним был разработан и обновленный комплекс охлаждения, который предотвращает формирование твердых углеродных отложений, тем самым значительно продлевая срок службы компонентов.
Представленная конструкция может функционировать как с применением электростатического воздействия, так и без него. В ее основе лежит внешняя охлаждающая рубашка, в которой предусмотрены специально сконструированные каналы для эффективного теплоотвода.
К разработке новой системы также были привлечены ученые Центрального института авиамоторостроения (ЦИАМ). По мнению инженеров, одной из главных проблем гражданских двигателей является накопление углеродистых отложений, оседающих на топливных элементах.
Ученые модернизировали топливные форсунки «гражданских» авиадвигателей. Фото: YouTube.com
Согласно полученным в ходе экспериментов данным, при температуре выше 40°C в топливе образуются заряженные частицы. При дальнейшем нагреве до 100°C формируются диполи, провоцирующие интенсивное образование осадков.
Профессор КНИТУ-КАИ объяснил суть проблемы более детально:
Для снижения влияния этого фактора инженеры предложили новую конфигурацию топливного элемента. В конструкции используется дополнительная охлаждающая рубашка.
Ее внутренняя поверхность представляет собой подобие конической резьбы с зубцами высотой 3–5 мм. Такая структура препятствует отложению углеродистых частиц, сохраняя стабильность работы системы.
В ходе испытаний исследователи также пришли к выводам о степени воздействия магнитных полей на процесс образования вышеупомянутых отложений. По их мнению, они не оказывают значимого влияния, в отличие от электростатических разрядов.
Представленная разработка может работать на жидком и газообразном топливе. Фото: YouTube.com
Последние демонстрируют положительную динамику в профилактике появления осадков. Учитывая полученные данные, модернизированную форсунку дополнили системой электростатического воздействия.
Комплекс способен функционировать в формате естественного теплообмена или с задействованием принудительного охлаждения. Во втором случае используется «электрический ветер». Разработка совместима со всеми представленными видами горючего, включая метан.
Уникальность проекта подтверждена соответствующими патентами. Исследование проводилось в рамках программы развития научно-технического потенциала российского авиадвигателестроения.
Представленная конструкция может функционировать как с применением электростатического воздействия, так и без него. В ее основе лежит внешняя охлаждающая рубашка, в которой предусмотрены специально сконструированные каналы для эффективного теплоотвода.
К разработке новой системы также были привлечены ученые Центрального института авиамоторостроения (ЦИАМ). По мнению инженеров, одной из главных проблем гражданских двигателей является накопление углеродистых отложений, оседающих на топливных элементах.

Согласно полученным в ходе экспериментов данным, при температуре выше 40°C в топливе образуются заряженные частицы. При дальнейшем нагреве до 100°C формируются диполи, провоцирующие интенсивное образование осадков.
Профессор КНИТУ-КАИ объяснил суть проблемы более детально:
Со временем накапливающиеся углеродные отложения могут частично или полностью закупоривать каналы форсунки, что приводит к ухудшению распыления топлива. Это влечет за собой снижение тяговых характеристик двигателя и увеличивает риск разрушения жаровой трубы. В критических ситуациях возможно возникновение пожара или даже взрыва воздушного судна.
Для снижения влияния этого фактора инженеры предложили новую конфигурацию топливного элемента. В конструкции используется дополнительная охлаждающая рубашка.
Ее внутренняя поверхность представляет собой подобие конической резьбы с зубцами высотой 3–5 мм. Такая структура препятствует отложению углеродистых частиц, сохраняя стабильность работы системы.
В ходе испытаний исследователи также пришли к выводам о степени воздействия магнитных полей на процесс образования вышеупомянутых отложений. По их мнению, они не оказывают значимого влияния, в отличие от электростатических разрядов.

Последние демонстрируют положительную динамику в профилактике появления осадков. Учитывая полученные данные, модернизированную форсунку дополнили системой электростатического воздействия.
Комплекс способен функционировать в формате естественного теплообмена или с задействованием принудительного охлаждения. Во втором случае используется «электрический ветер». Разработка совместима со всеми представленными видами горючего, включая метан.
Уникальность проекта подтверждена соответствующими патентами. Исследование проводилось в рамках программы развития научно-технического потенциала российского авиадвигателестроения.
- Vic Samoylik
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

«Шатун» и не только: на площадке «Экспофорума» показали много интересной техники
Амфибийный болотоход стал одним из ключевых экспонатов. Что еще необычного было на форуме?...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...