
Моторизованные велосипеды Whizzer
Непростые для всего мира 40-е годы прошлого века диктовали производителям свои условия. Финансовое положение потенциальных клиентов находилось на низком уровне, и это приходилось учитывать всем. Вместо шикарных автомобилей в моду вошли т. н. «народные» со скромными характеристиками.
И это еще не все. Ведь даже такие простые конструкции были не по карману большинству. По этой причине у автомобильной промышленности расцвел неожиданный конкурент в виде «младшего брата», отрасли мотостроения.
Мотовелосипеды Whizzer выпускались с 1948 по 1965 годы. Фото: youtube.com
До середины 50-х, когда покупательские возможности и спрос начали расти, двухколесные аппараты были в цене во всех странах мира. А, учитывая сложившуюся неблагоприятную ситуацию, культивировались чаще не полноценные и мощные байки, а скромные мопеды. Или даже просто велосипеды с мотором.
Breene-Taylor Engineering Corporation в конце 30-х являлся американской компанией из Лос-Анджелеса, выпускавшей различные запчасти и комплектующие для самолетов. В какой-то момент промышленникам захотелось попробовать чего-то новенького и необычного.
Чудо-набор предлагался каждому желающему по доступной цене в 54,95 доллара США. Он включал в себя четырехтактный двигатель с воздушным охлаждением, позволявший велосипедисту перейти на моторную тягу, забыв о необходимости постоянно вращать педали. Чтобы успешно осуществить задуманное, компания предприняла ряд организационных мер:
✅ получила разрешение на продолжение сборки двигателей в начале 40-х
✅ большинство моторов Whizzer специально модернизировали для велосипедных рам
✅ во второй половине 40-х переместили производство в Pontiac Michigan
Несмотря на уже имевшееся у компании имя, конец 30-х оказался не лучшим временем для продвижения идеи мотовелосипедизации. В Америке все продолжали жить обеспеченной и размеренной жизнью, не очень обращая внимание на перемены, относящиеся к самому нижнему сектору промышленности.
Силовой агрегат Whizzer. Фото: youtube.com
Но в Breene-Taylor Engineering Corporation решили не сдаваться, продолжая упорно собирать малокубатурные моторы. Они делали это и в начале 40-х, хотя не имели необходимого на тот момент квалифицированного сертификата оборонного работника.
И они дождались своего звездного часа. Во второй половине 40-х, как и в начале следующего десятилетия, велосипеды с мотором стали очень популярными во многих небогатых семьях, которых в тот период оказалось довольно немало. Часто они долгие годы оставались единственным транспортом в домохозяйстве. Их сектор спроса включал:
✅ семьи со скромным достатком
✅ владельцев авто, желавших поэкономить на ближних поездках
✅ молодежь и подростков того времени
Продукция компания начала постепенно популяризироваться среди населения под лозунгом «Лучший в Америке мотор для велосипеда». В 1947 году это выражение стало фактически официальным слоганом для продвижения на рынке моторизованных конструкций Whizzer.
Хотя выпускаемый комплект подходил для многих моделей техники, в приоритете оставались велосипеды марки Schwinn Cantilever. Все дело в том, что они имели достаточно тяжелую и массивную раму, не требовавшую никакого усиления или модификации при установке на нее малокубатурного двигателя.
Для колес техники понадобились усиленные спицы. Фото: youtube.com
Успех этого времени побудил компанию задуматься о замкнутом цикле производства. Поэтому в 1947 году стартовал выпуск собственной марки мотобайков, по своей конструкции слишком близких к запатентованной раме Schwinn.
В четко разграниченном правовом поле это вполне могло привести к судебному иску, который производители Whizzer, скорее всего, проиграли бы. Поэтому они пришли к компромиссному решению, просто передав сборку рам на свои модели мопедов все тому же Schwinn.
Так появилась модель WZ, представленная совместно с Schwinn Cantilever. В отличии от классической продукции последней компании, она изначально целенаправленно создавалась как готовая мототехника. Для этого производитель выполнил некоторые конструктивные изменения:
✅ заднее крыло получило специальную выемку
✅ в раме образован зазор для ремня
✅ использованы спицы увеличенного диаметра
✅ более тяжелые элементы в пружинной вилке
✅ добавлен передний тормоз барабанного типа
Этот и подобные ему образцы простой мототехники оказались очень популярными среди пользователей на стыке десятилетий. Относительно низкая стоимость покупки и обслуживания байков сделали личную мобильность вполне доступной и подъемной для тысяч не только взрослых, но и подростков.
Об этом красноречиво свидетельствует пример, описанный далее. 18-летний парень итальянского происхождения по имени Америко Петронджелли, приобрел у дилеров в 1951 году одну из моделей мотовелосипеда Whizzer.
Это происходило в Чикаго-Хайтс (штат Иллинойс). После этого юноша ездил на нем, добираясь на работу и с работы. Также нередко он катал соседских детей, используя знакомый большинству из нас метод: усаживая их прямо на топливный бак.
Педальный привод и механический звуковой сигнал. Фото: youtube.com
После того как он спустя несколько лет женился, у молодого отца, один за другим, появилось сразу три сына. Времена были нелегкие и мотовелосипед Whizzer превратился из личного транспорта в семейный. Для этого Петронджелли оборудовал дополнительное сиденье, на котором и катал уже своих сыновей.
Интересно, что этот мопед дожил до наших дней и предлагался ценителям как образец ретро-техники. А мы давайте еще раз вспомним основные вехи развития производства мопедов:
✅ 1942 – продажи комплектов остановились на скромной отметке в 2500 единиц
✅ 1943 – компания Whizzer Motors лоббирует в правительстве США возможность продолжения сборки
✅ 1948 – продажа первого собственного мотовелосипеда модели Pacemaker
Он стоил намного дороже комплекта, который изначально предлагался производителем для установки на велосипедную раму. За него просили 199,5 доллара США (что сегодня эквивалентно сумме в 2600 долларов). В следующем году появился более мощный вариант Sportsman, обладавший:
✅ рабочим объемом двигателя – 138 куб. см
✅ мощностью – 3 л. с
✅ передними тормозами барабанного типа
✅ кик-стартером
✅ 20-дюймовыми колесами
Он стоил уже немного дороже – 224,5 доллара США (сегодняшний эквивалент – 3000). Параллельно производитель поставил на заводской конвейер и модификацию Deluxe. За нее с клиентов требовали еще больше – 239,5 доллара (сейчас – 3200), зато они получали версию с двухступенчатой автоматической коробкой передач.
Уже во второй половине 50-х спрос на скромные велосипеды с мотором и даже мопеды заметно спал. Поэтому производство, которым владели Дитрих Кольсатт и Мартин Голдман, постепенно снижало свои обороты. По указанной выше причине, а также из-за растущей конкуренции на рынке веломоторов, производство двигателей марки Whizzer было полностью прекращено в 1965 году.
Марку Whizzer попытались возродить в 1997 году. Фото: youtube.com
Интересно, что в 1997 году предпринята попытка возрождения Whizzer в том же стиле, что и оригиналы из прошлого. Правда, их подвергли некоторым современным технологическим усовершенствованиям. Проект с переменным успехом продлился до 2009 года, после чего был поставлен на длительную паузу. Остались лишь предложения от дилерских центров по продаже запасных частей, аксессуаров и предметов для коллекционирования ретро-техники.
И это еще не все. Ведь даже такие простые конструкции были не по карману большинству. По этой причине у автомобильной промышленности расцвел неожиданный конкурент в виде «младшего брата», отрасли мотостроения.

До середины 50-х, когда покупательские возможности и спрос начали расти, двухколесные аппараты были в цене во всех странах мира. А, учитывая сложившуюся неблагоприятную ситуацию, культивировались чаще не полноценные и мощные байки, а скромные мопеды. Или даже просто велосипеды с мотором.
Не очень успешное начало и дальнейший расцвет
Breene-Taylor Engineering Corporation в конце 30-х являлся американской компанией из Лос-Анджелеса, выпускавшей различные запчасти и комплектующие для самолетов. В какой-то момент промышленникам захотелось попробовать чего-то новенького и необычного.
Так в 1939 году впервые были представлены публике комплекты двигателей Whizzer. Они предназначались для установки на раму педальной техники, превращая ее в мотовелосипед.
Чудо-набор предлагался каждому желающему по доступной цене в 54,95 доллара США. Он включал в себя четырехтактный двигатель с воздушным охлаждением, позволявший велосипедисту перейти на моторную тягу, забыв о необходимости постоянно вращать педали. Чтобы успешно осуществить задуманное, компания предприняла ряд организационных мер:
✅ получила разрешение на продолжение сборки двигателей в начале 40-х
✅ большинство моторов Whizzer специально модернизировали для велосипедных рам
✅ во второй половине 40-х переместили производство в Pontiac Michigan
Несмотря на уже имевшееся у компании имя, конец 30-х оказался не лучшим временем для продвижения идеи мотовелосипедизации. В Америке все продолжали жить обеспеченной и размеренной жизнью, не очень обращая внимание на перемены, относящиеся к самому нижнему сектору промышленности.

Но в Breene-Taylor Engineering Corporation решили не сдаваться, продолжая упорно собирать малокубатурные моторы. Они делали это и в начале 40-х, хотя не имели необходимого на тот момент квалифицированного сертификата оборонного работника.
Суровые времена оказались лучшим подспорьем
И они дождались своего звездного часа. Во второй половине 40-х, как и в начале следующего десятилетия, велосипеды с мотором стали очень популярными во многих небогатых семьях, которых в тот период оказалось довольно немало. Часто они долгие годы оставались единственным транспортом в домохозяйстве. Их сектор спроса включал:
✅ семьи со скромным достатком
✅ владельцев авто, желавших поэкономить на ближних поездках
✅ молодежь и подростков того времени
Продукция компания начала постепенно популяризироваться среди населения под лозунгом «Лучший в Америке мотор для велосипеда». В 1947 году это выражение стало фактически официальным слоганом для продвижения на рынке моторизованных конструкций Whizzer.
Хотя выпускаемый комплект подходил для многих моделей техники, в приоритете оставались велосипеды марки Schwinn Cantilever. Все дело в том, что они имели достаточно тяжелую и массивную раму, не требовавшую никакого усиления или модификации при установке на нее малокубатурного двигателя.

Успех этого времени побудил компанию задуматься о замкнутом цикле производства. Поэтому в 1947 году стартовал выпуск собственной марки мотобайков, по своей конструкции слишком близких к запатентованной раме Schwinn.
В четко разграниченном правовом поле это вполне могло привести к судебному иску, который производители Whizzer, скорее всего, проиграли бы. Поэтому они пришли к компромиссному решению, просто передав сборку рам на свои модели мопедов все тому же Schwinn.
Уже в свободном плаванье
Так появилась модель WZ, представленная совместно с Schwinn Cantilever. В отличии от классической продукции последней компании, она изначально целенаправленно создавалась как готовая мототехника. Для этого производитель выполнил некоторые конструктивные изменения:
✅ заднее крыло получило специальную выемку
✅ в раме образован зазор для ремня
✅ использованы спицы увеличенного диаметра
✅ более тяжелые элементы в пружинной вилке
✅ добавлен передний тормоз барабанного типа
Этот и подобные ему образцы простой мототехники оказались очень популярными среди пользователей на стыке десятилетий. Относительно низкая стоимость покупки и обслуживания байков сделали личную мобильность вполне доступной и подъемной для тысяч не только взрослых, но и подростков.
Об этом красноречиво свидетельствует пример, описанный далее. 18-летний парень итальянского происхождения по имени Америко Петронджелли, приобрел у дилеров в 1951 году одну из моделей мотовелосипеда Whizzer.
Это происходило в Чикаго-Хайтс (штат Иллинойс). После этого юноша ездил на нем, добираясь на работу и с работы. Также нередко он катал соседских детей, используя знакомый большинству из нас метод: усаживая их прямо на топливный бак.

После того как он спустя несколько лет женился, у молодого отца, один за другим, появилось сразу три сына. Времена были нелегкие и мотовелосипед Whizzer превратился из личного транспорта в семейный. Для этого Петронджелли оборудовал дополнительное сиденье, на котором и катал уже своих сыновей.
Интересно, что этот мопед дожил до наших дней и предлагался ценителям как образец ретро-техники. А мы давайте еще раз вспомним основные вехи развития производства мопедов:
✅ 1942 – продажи комплектов остановились на скромной отметке в 2500 единиц
✅ 1943 – компания Whizzer Motors лоббирует в правительстве США возможность продолжения сборки
✅ 1948 – продажа первого собственного мотовелосипеда модели Pacemaker
Он стоил намного дороже комплекта, который изначально предлагался производителем для установки на велосипедную раму. За него просили 199,5 доллара США (что сегодня эквивалентно сумме в 2600 долларов). В следующем году появился более мощный вариант Sportsman, обладавший:
✅ рабочим объемом двигателя – 138 куб. см
✅ мощностью – 3 л. с
✅ передними тормозами барабанного типа
✅ кик-стартером
✅ 20-дюймовыми колесами
Он стоил уже немного дороже – 224,5 доллара США (сегодняшний эквивалент – 3000). Параллельно производитель поставил на заводской конвейер и модификацию Deluxe. За нее с клиентов требовали еще больше – 239,5 доллара (сейчас – 3200), зато они получали версию с двухступенчатой автоматической коробкой передач.
Завершение производства и новая попытка возрождения
Уже во второй половине 50-х спрос на скромные велосипеды с мотором и даже мопеды заметно спал. Поэтому производство, которым владели Дитрих Кольсатт и Мартин Голдман, постепенно снижало свои обороты. По указанной выше причине, а также из-за растущей конкуренции на рынке веломоторов, производство двигателей марки Whizzer было полностью прекращено в 1965 году.

Интересно, что в 1997 году предпринята попытка возрождения Whizzer в том же стиле, что и оригиналы из прошлого. Правда, их подвергли некоторым современным технологическим усовершенствованиям. Проект с переменным успехом продлился до 2009 года, после чего был поставлен на длительную паузу. Остались лишь предложения от дилерских центров по продаже запасных частей, аксессуаров и предметов для коллекционирования ретро-техники.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Чиновника «пересадили» с BMW на «Ауру» – мнение из первых уст
Раньше трудно было найти государственного служащего, перемещающегося на машине отечественного производства. Времена меняются, автопарк «изнашивается» и...

Испытания нового Тутаевского двигателя завершились, впереди массовый выпуск
Мотор полгода тестировали в составе крупного бульдозера в сложных условиях Тюменской области. Как двигатель справился с поставленными задачами, узнайте из...

АН-2 с девятью двигателями – взлет всего за 7 секунд
Когда речь заходит о самолетах с вертикальным взлетом, на ум чаще всего приходят громоздкие военные машины или футуристические дроны. Но однажды на МАКС-2021...

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Верный курс – ЛиАЗ отказался от китайских двигателей в пользу российских
Наши моторы обходятся дешевле, да и проблем с поставками быть не должно. Какую силовую установку выбрали на замену китайской – читайте в нашем материале....

Под Челябинском построят флагман российского тормозного машиностроения
Будут собирать тормозные диски и суппорты. Не исключено, что и для экспорта запчастей....

Французы представили пассажирский самолет нового поколения
Техника получила комбинированную силовую установку и обещает запас хода более чем в 2000 км. И все это с нулевым уровнем выбросов. Подробнее о характеристиках...

Символичное событие – третий Ил-114-300 подняли в небо
Дебютный полет провели в честь памятной даты, которая касается как самого ПАО «Ил», так и всей авиации России. Директор компании также поделился статусом...

Настоящая «дорога жизни»: в Николаевск-на-Амуре по деревянным мостам и грязи
Трассу постепенно реконструируют, но она по-прежнему очень опасна для водителей и пассажиров...

Бывший завод VW в Калуге недорого распродает двигатели и АКПП – мнение водителей
Это полностью новые агрегаты, оставшиеся на складах. Цены ниже рыночных в разы, но есть нюансы....

Сразу три американских автомобильных бренда откроют свои представительства в России
Речь о Ford, Chevrolet и Tesla. Причем первые двое даже не планируют поставки гибридных и электрических моделей — только ДВС!...

Запуск ракеты-носителя Spectrum завершился взрывом в прямом эфире
Конкуренция с Flacon 9 откладывается на потом. Инцидент запечатлели в прямой трансляции....

Успешно завершены тесты двигателя для тяжелой ракеты «Ангара-А5М»
Российская школа двигателестроения в очередной раз показала свои возможности. Поставки начнутся в ближайшие месяцы....

Новейший КАМАЗ 6х6 испытывают на крупнейшем газовом месторождении России
Тестирования машины займут месяц. Итоги прохождения предопределят дальнейшую «судьбу» модели и, в особенности, ее серийного производства....

Yugo GV – самый ужасный автомобиль в истории США
Он пришел как мечта для студентов, а ушел под звук насмешек. С чем связана такая репутация?...