Бронированный автомобиль – особенности сборки и испытаний
Бронированный автомобиль – одно из средств для обеспечения безопасного передвижения важной особы. При этом существует два варианта защищенных машин. Первый представляет собой доработку серийных моделей. На них устанавливают толстые листы металла, пуленепробиваемые стекла и т. п. Есть и второй тип бронированных автомобилей: это те, что специально собирают на заводе с нуля. Такие транспортные средства зачастую выпускают ограниченными тиражами, а иногда и в единственном экземпляре. Однако наибольшей популярностью пользуются серийные модели, созданные на базе обычных авто – они меньше привлекают внимание в общем потоке. Какие особенности у таких машин и как проверяют их «боеготовность»? Для примера стоит взять довольно популярную модель Mercedes-Benz S-class Guard.
Броня автомобиля по евростандартам удовлетворяет нормам VR6/VR7. Это наивысшая степень защищенности, принятая в ЕС. Машина спокойно выдерживает обстрел бронебойными патронами, а если на капот перед ветровым стеклом уложить гранату, после ее подрыва можно продолжать передвижение. Остановит авто разве что наезд на противотанковый боеприпас. Но и в этом случае обитатели салона останутся живыми.
Общая технология создания бронированного автомобиля на предприятиях концерна не является секретом и успешно используется другими автопроизводителями. Хотя, конечно, у каждой компании есть свои ноу-хау, о которых публично не рассказывают. Как превращается серийное транспортное средство в неприступную крепость?
Самыми слабыми местами считаются двери. В ходе «модернизации» их снимают и удаляют обивку. Это нужно, чтобы занять внутренние пустоты пластинами из металла или кевлара. Заодно устанавливают 3-ю, усиленную петлю. Потолок и днище закрывают материалом из арамидных волокон. В бампер интегрируют специальные каркасы, которые должны защитить радиатор в случае лобового столкновения. При этом проектировщики решают двоякую задачу: создают бронированную капсулу, сохраняя нетронутым внешность данной модели авто.
Как ни странно, но это одно из самых неуязвимых мест машины. При максимальной степени защищенности автомобиля стрелять по стеклам смысла нет. Например, лобовое сделано из нескольких слоев: поликарбонат плюс свинцовые сплавы. Даже самое тонкое стекло защищенного транспортного средства имеет толщину в 20 мм. Это позволяет выдержать обстрел из 9-миллиметровго стрелкового оружия. Боковые стекла – самые толстые (50 мм) и не боятся пуль от снайперской винтовки.
Бронированную версию серийного авто комплектуют топовым вариантом мотора, т. к. машина имеет массу, превышающую вес обычного транспортного средства 1,5-2 раза. Если взять Guard, здесь стоит двигатель объемом в 6 л мощностью 530 «лощадей». Трансмиссия – семидиапазонная АКПП. Топливный бак покрывается специальным материалом, который затягивает пробоины от пуль, чтобы горючее не вытекало. Доработка подвески заключается в установке усиленных элементов: рычагов, амортизаторов, пружин, изготовленных из особо прочных сортов стали.
Миф о покрышках, сделанных из сплошной, цельной резины, не имеет ничего общего с реальностью. Большинство бронированных машин оснащается шинами типа Run-flat. Они отличаются особо жесткой боковиной и позволяют передвигаться даже на полностью спущенных колесах. Если в шину попадет пуля калибра 9 мм, автомобиль способен проехать не менее 50 км. Покрышки Run-flat широко используются и в гражданских авто: например, их устанавливают на машину в базовой комплектации для того, чтобы освободить место в багажнике, которое занимает «запаска». Производители рассчитывают: если автовладелец ездит только по оживленным трассам и городу, то доехать до ближайшего шиномонтажа на колесах без воздуха успеет.
Каждая компания проводит их на собственный манер и подробности зачастую бывают засекречены, чтобы злоумышленники не узнали о результатах тестирования. Для примера стоит рассмотреть, как проходит проверка БМВ в баллистическом центре Мюнхена.
Специальный участок огораживают прочным забором, машину устанавливают на металлический «подиум» – особо прочную платформу. Обстрел производится из разных точек: с боков, крыши, спереди и сзади. Всего «положено» выпустить 306 пуль. Испытатели стреляют по самым уязвимым местам: где стекла сходятся с рамой, вокруг дверных замков и ручек, туда, где предположительно стыкуются броневые листы.
После обстрела сотрудник отмечает каждый след пули стикером. Если он зеленый – попадание не сквозное. Еще просматривается специальная пленка, натянутая по всему салону и имеющая плотность, равную человеческой коже. Если материал имеет повреждения, значит люди, находящиеся внутри машины, ранены или убиты.
Кроме испытания в виде наезда на мину или воздействия ручной гранаты, машину тестируют на детонацию. Для этого в четырех метрах от нее взрывают устройство мощностью 15 кг в тротиловом эквиваленте. Внутри авто «сидят» манекены, опутанные датчиками, измеряющими воздействие ударной волны на человеческое тело.
Их тестируют сами автопроизводители, и еще раз – в тире баллистического центра. Используемые материалы постоянно совершенствуются. Если удается создать новый сплав, обеспечивающий лучшую защиту при уменьшении толщины хотя бы на 1 мм, лист брони площадью в квадратный метр будет весить меньше на 8 (!) кг. Более легкой машине проще выехать из опасной зоны.
Шасси, электроника перенастраиваются с учетом возросшей массы транспортного средства. Например, меняют моторчики стеклоподъемников. Еще один важный момент – незаметность. Это касается как внешнего вида машины, так и салона. Находящиеся в нем пассажиры могут и не догадываться, что едут в бронированном автомобиле: комфорт остается таким же, как в серийной технике.
Цена выше машин в обычном кузове на 15-30 %. Во всем мире, в т. ч. российской столице работают профильные сервисы, занимающиеся бронированием «конвейерских» автомобилей. Стоимость доработки связана с маркой авто, его возрастом, типом кузова, другими специфическими моментами. В любом случае это несколько миллионов рублей.
Это Южная и Латинская Америка. Рекордсменом по приобретению таких автомобилей из года в год становится Бразилия, где преступность превышает американскую в пять раз. В США за последние 20 лет было реализовано 5,5 тыс. бронированных транспортных средств (100 % приобретателей – частники). В России подобная статистика почему-то не ведется.
Степень защиты
Броня автомобиля по евростандартам удовлетворяет нормам VR6/VR7. Это наивысшая степень защищенности, принятая в ЕС. Машина спокойно выдерживает обстрел бронебойными патронами, а если на капот перед ветровым стеклом уложить гранату, после ее подрыва можно продолжать передвижение. Остановит авто разве что наезд на противотанковый боеприпас. Но и в этом случае обитатели салона останутся живыми.
Mercedes-Benz S-Class Guard собирают вручную на заводе в Зиндельфингене (юг ФРГ).
Общая технология создания бронированного автомобиля на предприятиях концерна не является секретом и успешно используется другими автопроизводителями. Хотя, конечно, у каждой компании есть свои ноу-хау, о которых публично не рассказывают. Как превращается серийное транспортное средство в неприступную крепость?
«Кузовные работы»
Самыми слабыми местами считаются двери. В ходе «модернизации» их снимают и удаляют обивку. Это нужно, чтобы занять внутренние пустоты пластинами из металла или кевлара. Заодно устанавливают 3-ю, усиленную петлю. Потолок и днище закрывают материалом из арамидных волокон. В бампер интегрируют специальные каркасы, которые должны защитить радиатор в случае лобового столкновения. При этом проектировщики решают двоякую задачу: создают бронированную капсулу, сохраняя нетронутым внешность данной модели авто.
Остекление
Как ни странно, но это одно из самых неуязвимых мест машины. При максимальной степени защищенности автомобиля стрелять по стеклам смысла нет. Например, лобовое сделано из нескольких слоев: поликарбонат плюс свинцовые сплавы. Даже самое тонкое стекло защищенного транспортного средства имеет толщину в 20 мм. Это позволяет выдержать обстрел из 9-миллиметровго стрелкового оружия. Боковые стекла – самые толстые (50 мм) и не боятся пуль от снайперской винтовки.
Силовая установка и ходовая часть
Бронированную версию серийного авто комплектуют топовым вариантом мотора, т. к. машина имеет массу, превышающую вес обычного транспортного средства 1,5-2 раза. Если взять Guard, здесь стоит двигатель объемом в 6 л мощностью 530 «лощадей». Трансмиссия – семидиапазонная АКПП. Топливный бак покрывается специальным материалом, который затягивает пробоины от пуль, чтобы горючее не вытекало. Доработка подвески заключается в установке усиленных элементов: рычагов, амортизаторов, пружин, изготовленных из особо прочных сортов стали.
Шины
Миф о покрышках, сделанных из сплошной, цельной резины, не имеет ничего общего с реальностью. Большинство бронированных машин оснащается шинами типа Run-flat. Они отличаются особо жесткой боковиной и позволяют передвигаться даже на полностью спущенных колесах. Если в шину попадет пуля калибра 9 мм, автомобиль способен проехать не менее 50 км. Покрышки Run-flat широко используются и в гражданских авто: например, их устанавливают на машину в базовой комплектации для того, чтобы освободить место в багажнике, которое занимает «запаска». Производители рассчитывают: если автовладелец ездит только по оживленным трассам и городу, то доехать до ближайшего шиномонтажа на колесах без воздуха успеет.
Испытания
Каждая компания проводит их на собственный манер и подробности зачастую бывают засекречены, чтобы злоумышленники не узнали о результатах тестирования. Для примера стоит рассмотреть, как проходит проверка БМВ в баллистическом центре Мюнхена.
Обстрел
Специальный участок огораживают прочным забором, машину устанавливают на металлический «подиум» – особо прочную платформу. Обстрел производится из разных точек: с боков, крыши, спереди и сзади. Всего «положено» выпустить 306 пуль. Испытатели стреляют по самым уязвимым местам: где стекла сходятся с рамой, вокруг дверных замков и ручек, туда, где предположительно стыкуются броневые листы.
Если пуля, осколок стекла оказались в салоне, испытания считаются проваленными и авто не сертифицируется.
После обстрела сотрудник отмечает каждый след пули стикером. Если он зеленый – попадание не сквозное. Еще просматривается специальная пленка, натянутая по всему салону и имеющая плотность, равную человеческой коже. Если материал имеет повреждения, значит люди, находящиеся внутри машины, ранены или убиты.
Подрывы
Кроме испытания в виде наезда на мину или воздействия ручной гранаты, машину тестируют на детонацию. Для этого в четырех метрах от нее взрывают устройство мощностью 15 кг в тротиловом эквиваленте. Внутри авто «сидят» манекены, опутанные датчиками, измеряющими воздействие ударной волны на человеческое тело.
Проверка материалов изготовления
Их тестируют сами автопроизводители, и еще раз – в тире баллистического центра. Используемые материалы постоянно совершенствуются. Если удается создать новый сплав, обеспечивающий лучшую защиту при уменьшении толщины хотя бы на 1 мм, лист брони площадью в квадратный метр будет весить меньше на 8 (!) кг. Более легкой машине проще выехать из опасной зоны.
Кроме подрывов и обстрелов бронированный автомобиль таранят, на него наезжают грузовиками и спецтехникой со всех сторон, его топят, поджигают. При этом снаружи машина может пострадать, но сидящий внутри «клиент» должен остаться невредимым.
Дополнительное оборудование и незаметность
Шасси, электроника перенастраиваются с учетом возросшей массы транспортного средства. Например, меняют моторчики стеклоподъемников. Еще один важный момент – незаметность. Это касается как внешнего вида машины, так и салона. Находящиеся в нем пассажиры могут и не догадываться, что едут в бронированном автомобиле: комфорт остается таким же, как в серийной технике.
Сколько стоит бронированная модель
Цена выше машин в обычном кузове на 15-30 %. Во всем мире, в т. ч. российской столице работают профильные сервисы, занимающиеся бронированием «конвейерских» автомобилей. Стоимость доработки связана с маркой авто, его возрастом, типом кузова, другими специфическими моментами. В любом случае это несколько миллионов рублей.
В каких странах больше всего покупают бронированные машины
Это Южная и Латинская Америка. Рекордсменом по приобретению таких автомобилей из года в год становится Бразилия, где преступность превышает американскую в пять раз. В США за последние 20 лет было реализовано 5,5 тыс. бронированных транспортных средств (100 % приобретателей – частники). В России подобная статистика почему-то не ведется.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...